Азбука видеоблоггинга

03

Н

2014

ОГРН 102030

090

34

Т
ОЙ ГДДЮ

ЛАН- ОГ
УД
Э

М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ
СК О
г.У
ЛЬ

1

ОГРН

2

034

41

10.

ОГРН 10203009

903

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2

00 Т
90
014

ИН

*
*

41

0.2

31

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

903

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

10203
00

20

О

014

70

ОГРН 1020300

0.2

42

Р
ВО 131
34

)

014

20

О

0.2

.1

8
30

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука видеоблоггинга» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года
№678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных
программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.

«Азбука видеоблоггинга» (далее - Программа) реализуется в соответствии с
естественно- научной направленностью образования:
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам
работы с детьми. Получили новое развитие средства информации:глобальные компьютерные
сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии
должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством
для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из
Интернета.
Необходимо одновременно помогать подрастающему поколению в анализе и понимании
устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о
происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении, используя
при этом современные методы информирования. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и
дополняют друг друга в программе «Видеоблоггинг. Основы интернет журналистики».

Программа предусматривает интенсивное обучение основам видеожурналистики через
систему знаний о технологии производства видео- контента.
Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам создания видеоматериала, в процессе обучения,
включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
1.2.Актуальность программы обусловлена
Актуальность программы определяется все более возрастающим интересом школьников
к СМИ, их стремлением быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране,
городе, школе, уметь анализировать и оценивать эти события и процессы, формировать
собственную активную жизненную позицию. Программа курса отвечает
желаниям

учащихся

развивать

умения

компетентного

и

плодотворного

обсуждения

общественно значимых проблем путем изучения, поиска информации, создания видеороликов
на актуальные для общества темы.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал чтото новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность
родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных программах создания
видеоматериалов; научился писать сценарии репортажей, документальных и игровых фильмов.
1.3.Отличительные особенности
Программа
имеет
художественно-эстетическую,
научно-техническую,
социальнопедагогическую, а также профессиональную ориентационную направленность. Реализация данной
программы позволит приобщить детей и подростков к фотографии во всех её аспектах, привить
воспитанникам художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на
формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, творческого
самовыражения; поможет адаптироваться в сложной обстановке современного мира и в
последующем самоопределении во взрослой жизни. Учащиеся получают общеразвивающие знания
по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные
и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с приемами анализа,
классификации и конструирования. Компьютерная обработка изображений в графических
редакторах реализует свободу творчества и фантазии ребенка и передает достоверность
создаваемого изображения, присущую фотографии.
1.4. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность состоит в том, что через изучение и овладение
техническими знаниями и информационными технологиями происходит раскрытие личностного
творческого потенциала воспитанников и его развитие средствами фотоискусства , формируется
особое художественное видение современного ребенка, готового к разработке и внедрению
инноваций в жизнь.

Большое значение уделяется практике через кейс-технологии- это метод обучения, в основе
которого лежат задачи из реальной жизни, и они направлены на развитие у детей soft и hardкомпетенций.
Кейс-технология- это техника обучения, использующая описание реальной ситуации,
специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо
разрешить в составе группы.
Кейс-технологии направлены на исследовательскую деятельность. Интегрирует в себе
технологию развивающего и проектного обучения. Выступают в обучении как синергетическая
технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Позволяют
создать ситуацию успеха
1.5.Цель программы
познакомить учащихся с видеоблоггингом как профессией и областью экранного
творчества, развить творческие способности подростков, формировать у учащихся
общую культуру.
1.6.Задачи
 создавать условия для развития социально-активной личности; развивать образное
и логическое мышление;


расширять кругозор, формировать познавательные интересы и

способности учащихся;



содействовать развитию общественной активности учащихся;
способствовать овладению практическими навыками создания

творческих работ


углублять знания детей в области русского языка, культуры речи;



осуществлять популяризацию



формировать эстетический вкус как ориентира в самостоятельном восприятии

видеостудии

искусства;


формировать нравственные основы личности будущего видео журналиста и

видеоблоггера.

Научить воспитанника создавать экранный продукт в жанре интернет-журналистики.
Развить у воспитанника умение выделять в наиболее интересную и важную
информацию, анализировать её, взаимодействовать с окружающими.
Сформировать научные и профессиональные интересы.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа
12-17 лет. Группа может быть разновозрастная, состоящая из воспитанников
примерно одинакового уровня подготовки.
1.8.Формы занятий:
Занятия могут быть аудиторными (в кабинете), внеаудиторными, в том числе
выходы в музеи и экскурсии, участие в мероприятиях за пределами аудитории, в том
числе с применением дистанционных форм обучения в ZOOM, Viber , телемост и др.
Предполагаются использование занятий с элементами импровизации (моделирование
какого-либо процесса или постановка неожиданных задач для усложнения поставленной
задачи).
Методы:
– словесный: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа,
дискуссия, консультация, диалог;
– наглядно-демонстрационный: показ, демонстрация образцов, иллюстраций,
рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов; техники
– практический: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа
(творческие задания);
– метод игры: ролевые, развивающие,
– метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии,
задачи на алгоритмизацию, творческие задания на рационально - логическое мышление,
тесты на развитие у детей воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии,
словесно - логического мышления.
– методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;
– метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;
– метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной
литературой, интернет ресурсами;
Форма проверки и контроля: выставка фотографий в социальных сетях школы.

2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
144 часа.
2.2.Срок реализации программы
Срок реализации – 36 недель.
Режим занятий – 4 часа в неделю.
2.3.Режим занятий
2 раза в неделю по 2 (часа)

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты

Планируемые результаты обучения.
1.

Воспитанники научатся самостоятельно создавать видео материалы, работать с

видеооборудованием, осветительными приборами.
2.

Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного

мышления.
3.

Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области видео-

производства.
4.

Сформируют активную гражданскую позицию.

3.2. Способы и формы проверки результатов
Основной метод определения результативности визуальный-безоценночный, главное
результат. В качестве поощрения могут применятся оценки зачтено/незачтено.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(144 часа) 1-ый год обучения
№

Количество часов
Наименование разделов и
тем

Материально-техническое
обеспечение тем и разделов

Всего теория практик
а
1.1

Введение в курс. Техника
безопасности.

2

Основные настройки
характеристики,
знакомство
оборудованием

2.1

2.3

с

90

2.5

6

Значение
оптики
создании контента.

36

54

2

18

8

4

10

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера

2

Интерактивная
доска,
компьютер,
наглядные
пособия,
фотоаппарат,
видеокамера

16

Интерактивная
доска,
компьютер,
наглядные
пособия,
фотоаппарат,
видеокамера

Экспозиция

Практические
видеосъемки

2

основы
26

10

Дополнительный свет.

Художественные
эффекты

трюки

и

Интерактивная
доска,
компьютер,
наглядные
пособия
Интерактивная
доска,
компьютер
фотоаппарат,
видеокамера

при

Основы композиции

2.6

0

Камеры для съемки видео

4

2.4

2

и

Знакомство с меню камер
2.2

2

6

2

4

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
дополнительный
свет,
фотовспышка,
видеокамера

10

4

6

Фототехника, видеокамера
свет, объективы

2.7

Форматы съемки

6

2.8

2

4

Сравнение форматов съемки и
их обработка

6

2

4

Интерактивная
доска,
фотоаппарат, видеокамера
компьютер
Интерактивная
доска,
компьютер, видеокамера
фотоаппарат, программы
видеомонтажа
Vegas и др.

2.9

Программы
обработки
материала

просмотра и
отснятого
2

2

0

Интерактивная
доска,
компьютер,
программы
видеомонтажа
Vegas и др.

2.10

Видеостоки

3

Стили съемки

3.1

6

2

4

52

18

34

Основы выполнения
монтажа
8

2

6

Интерактивная
компьютер

доска,

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера, программы
видеомонтажа
Vegas и др.

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Учимся работать с
источниками света

Портретная
размерность кадра

8

2

6

съемка,

Репортажная
съемка,
съемка скрытой камерой
Съемки
ведущего,
интервьюера, модели

Съемка живой природы,
пейзаж,
архитектуру,
интерьер

8

6

6

4

2

2

2

2

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера

6

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера

4

Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера

4

2

Интерактивная
доска,
компьютер,фотоаппарат,
видеокамера
Интерактивная
доска,
компьютер, фотоаппарат,
видеокамера

3.7

Разбор отснятого материала
8

4

4

Интерактивная
доска,
компьютер, видеокамера,
программы видеомонтажа
Vegas и др.

3.8

Монтаж отснятого материала
и подготовка к публикации

Итого

Программы видеомонтажа
4

2

2

144

56

88

Vegas и др.

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Раздел I
1.1 Тема Введение в курс. Техника безопасности.
Теория техника безопасности при выполнении работ, безопасность работы на
компьютере, пожарная безопасность, безопасность на дорогах в транспорте и воде.
Форма контроля опрос
Раздел II Основные настройки и характеристики знакомство с оборудованием
2.1 Тема Камеры для видеосъемки
Теория Видеокамеры, пленочная, цифровая. В чем разница и особенности использования.
Практика Знакомство с меню камер. Изучение конструкции и особенности камер для
видеопроизводства
Форма контроля устный опрос
2.2 Тема Значение оптики при создании контента.
Теория разновидности объективов, использование и уход. Необходимое количество для
видеоконтента
Практика съемка на разные объективы и фокусные расстояния
Форма контроля устный опрос, визуальный контроль
2.3 Тема Экспозиция
Теория Экспозиция, на что влияет и как настраивается
Практика Настройка экспозиции при разных условиях.
Форма контроля устный опрос
2.4 Тема Практические основы видеосъемки
Теория Тонкости и нюансы при создании кадра
Практика применение знаний при практической съемке в различных условиях
Форма контроля визуальный
2.5 Тема Дополнительный свет. Основы композиции.
Теория Виды дополнительного света. Создание композиции.

Практика Использование разных видов света, игра со светом.
Форма контроля опрос, визуальный контроль
2.6 Художественные трюки и эффекты
Теория фишки видеографов
Практика отработка навыков создания художественных трюков
Форма контроля визуальный контроль
2.7 Форматы съемки
Теория В каком формате снимать?
Практика Как настроить форматы съемки
Форма контроля визуальный контроль
2.8 Сравнение форматов съемки при обработке
Теория Как на практике отличаются разные форматы и размеры кадра, в какой программе
просмотреть и что лучше использовать
Практика Обрабатываем и сравниваем форматы по удобству и качеству обработки
Форма контроля визуальный и практический контроль
2.9 Тема Программы просмотра и обработки отснятого материала
Теория Программы просмоторщики, и монтажа. Какую выбрать.
Форма контроля опрос
2.10 Тема Видеостоки
Теория Что такое видеостоки, как работает, возможность заработка на Видеостоке, какой
материал можно купить и продать.
Практика поиск видеостоков, регистрация на стоке, сравнение разных стоков между
собой.
Форма контроля визуальный контроль
Раздел III Стили съемки
3.1 Тема Основы выполнения монтажа.
Теория структура программы монтажа на примере Vegas и др., инструменты программы
Практика примеры использования инструментария программ
Форма контроля визуальный контроль, опрос
3.2 Тема Учимся работать с источниками света, баланс белого, естественное и
искусственное освещение.
Теория инструменты баланс белого в Vegas и др
Практика исправление баланса белого
Форма контроля опрос, визуальный контроль
3.3 Тема Портретная съемка, размерность кадра
Теория основы портретной съемки, выбор объектива для портрета, размерность кадра
Практика съемка кадра в разной крупности
Форма контроля визуальный контроль
3.4 Тема Репортажная съемка, съемка скрытой камерой
Теория техника репортажа, особенности съемки скрытой камерой, подбор объективов и
оптики.
Практика съемка репортажа и скрытой камерой

Форма контроля визуальный контроль
3.5 Тема Съемка ведущего, интервьюера, модели
Теория основы работы на камеру
Практика работа с ведущим, интервьюером, моделью
Форма контроля визуальный контроль
3.6 Тема Съемка живой природы, пейзаж, архитектуру, интерьер
Теория особенности построения кадра, выбор времени съемки для передачи настроения.
Практика Съемка природы, архитектуры, интерьера
Форма контроля практический контроль
3.7 Тема Разбор отснятого материала
Практика разбор ошибок при съемке.
Форма контроля мозговой штурм
3.8 Тема Монтаж отснятого материала и подготовка к публикации
Теория отбор и обработка материала, группировка для монтажа
Практика работа в программах монтажа : Vegas и др.
Форма контроля практический контроль

2.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

для групп №1,№2 (Вторник, Четверг)

№

ТЕМА

ГРУППА №1, 2
ДАТА

1
2
3
4
5

6

Уровень I: Знакомство с основами фотографии
Введение в курс. Техника безопасности
06.09.22
История появления кино
Камеры для видеосъемки, знакомство с
меню камер
Знакомство с органами управления
видеокамерами
Оптика, значение для видеопроизводства

Разновидности оптики и назначение

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

2

08.09.22

2

13.09.22

2

15.09.22

2

20.09.22

2

22.09.22

2

7

8

9

10

11

На что снимать: видеокамеру или
фотокамеру. Матрица
Фиксы и зум объективы

Съемка на зум объектив

Съемка на фикс объектив

Съемка на рыбий глаз

27.09.22

2

29.09.22

2

04.10.22

2

06.10.22

2

11.10.22

2

12
13
14
15
16

Съемка на объективы с недостатком
света

13.10.22

Съемка с избытком света

18.10.22

Экспозиция, гистограмма
Настройка экспозиции
Практические основы видеосъемки
Основные настройки камер

2

2

20.10.22

2

25.10.22

2

27.10.22

2

01.11.22

2

03.11.22

2

08.11.22

2

10.11.22

2

15.11.22

2

17.11.22

2

22.11.22

2

Виды режимов работы камеры
17

18

19

20

21

22

Режим авто
Режим ручного баланса белого

Режим М

Светофильтры

Съемка с фильрами и без

Съемки с художественным эффектом

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Хромакей

Съемка на штатный микрофон камеры
Съемка на выносной микрофон,
петличку
Съемка таймлапс, гиперлапс

Стедикам
Основы композиции. Дополнительный
свет
Значение света в композиции

Съемка движущегося объекта

Художественные трюки

Художественные эффекты

Съемка в студии, работа на камеру.

24.11.22

2

29.11.22

2

01.12.22

2

06.12.22

2

08.12.22

2

13.12.22

2

15.12.22

2

20.12.22

2

22.12.22

2

27.12.22

2

29.12.22

2

2.4. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Данная программа является базовым курсом знакомства с профессией
видеоблоггинга, оборудованием и обработкой видео.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Основной метод - без оценочный. Выставляемые оценки - зачтено/ не
зачтено. Практическая часть умение пользоваться камерой и создавать
контент для социальных сетей.
3.1.Методическое обеспечение программы:

Основными требованиями к учащимся при изучении видеоблоггинга
являются: интерес к журналистике и блоггингу как профессии;
желание овладеть навыками работы юного корреспондента-блоггера;
активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий,
участие в пресс- конференциях, творческих конкурсах.
-

Воспитанники должны оперировать понятиями: речь устная и

письменная; монологи, диалог в сфере видеопроизводства;
-

Должны знать:
-основные типы и функционал видео и звукозаписывающего

оборудования;
-

особенности построения кадра, понятие плана, правила монтажа;

-

функционал предоставленного для работы видео и графического

редактора;
-

виды сценариев и алгоритм их создания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить устные и
письменные творческие работы разных жанров, уметь самостоятельно
разработать видеоролик, фиксировать информацию в виде тезисов, полного
или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного
языка; создавать устные монологические высказывания на актуальные

социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные
темы; владеть основными нормами построения устного и письменного
высказывания;

совершенствовать

написанное,

исправляя

недочеты

в

построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические
ошибки.
3.2.Условия реализации программы
1. Кабинет с выходом в интернет;
2. Компьютеры; видеоредакторы
3. Штатив, видеокамера, лампы, микрофон;
4. Видеопроектор, колонки.

3.3.Список литературы
Каминский Андрей. Вектор замысла. - Эксмо, 2017 г
Медынский Сергей. Оператор. Пространство. Кадр. Учебное пособие - Аспект
Пресс, 2015 г.Негрук Александр. Фото-киносъемка. Теория и практика. - Буки Веди,
2015 г.
3.
Парабеллум Андрей Как стать первым на YouTube. Секреты взрывной раскрутки
- Альпина Паблишер. 2018 г.
1.
2.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
4.
Всеобщая декларация прав человека: http://www.unhchr.ch/udhr/lang/rus.htm
1.
Закон о средствах массовой информации:
www.netoccope.ru/docs/2000/07/28/18.html
2.
Вопросы взаимоотношения права и СМИ: http://www.medialawe.ru
1.
Ресурсы для журналистов: http://bailiwick.lib.uiowa.edu/journalism/
http://powerreporting.com/
2.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста:
http://www.5ka.ru/26/4607/1.html
6.
Международные документы о журналистской этике:
http://www.iwpr.net/development/modules/intjournalism/internationalstandards rus.doc
http://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral.shtml
7.
О плагиате в Интернете : http://www.nns.ru/smi/mmedia/prill/52.html

Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов
(по таксономии Б. Блума)
Понимание (перевод Применение(использов Анализ (разделение на Синтез(комбинирование, Оценка
Знания
(факты,
с одного языка на
ание на практике):
части для видения
получение целого,
(оценивает
определения, другой)
структуры объекта):
обладающего новизной): значение):
терминология)
- узнает
- кратко излагает
- распознает - объясняет
- приводит примеры
воспроизводит - расставляет по
- перечисляет порядку
- дает
- выполняет
определение последовательность
- указывает
действий
- подчеркивает - сравнивает
- формулирует - задает вопрос
правила
- сравнивает по
- припоминает аналогии

- повторяет
стандартную процедуру
- выполняет известный
алгоритм
- демонстрирует
- применяет
- преобразует
- переносит
- находит
- подбирает

- рассуждает
- классифицирует
- описывает
- разбивает
- различает
- исследует
- соотносит
- устанавливает
причинноследственные связи
- находит и выделяет
вспомогательную
задачу
- определяет
- опровергает
- вычленяет часть от
целого

- сообщает
- разрабатывает план
- разрабатывает
модель
- конструирует
- упорядочивает
- создает алгоритм
- обобщает
- интегрирует
- организует
- строит
- переформулирует
- доказывает

- комплексно
сравнивает по
собственному
основанию
- высказывает
суждение
- обсуждает
- дает рекомендации
- проектирует
- прогнозирует
критически мыслит
- интерпретирует
- вносит изменения

Общие цели обучения,
глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и ключевые вопросы
для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие
(по таксономии Б. Блума)
Уровни учебных
Общие
целей (уровень
цели обучения
усвоения содержания)

Глаголы для
формулировки конкретных учебных целейрезультатов

Ключевые
вопросы для заданий

Знание конкретных данных
1. Знание
Эта категория
Знание средств и способов
обозначает
действия с конкретными
запоминание и
данными
воспроизведение
Знание категорий и общих
изученного материала - понятий
от конкретных
фактов до целостной
теории.

Определяет, подбирает, обозначает, выбирает,
(значение термина), называет (конкретный факт,
дату, событие, место); констатирует (факт)
Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы
процесса), описывает (метод)
Цитирует (правило), излагает (принцип, закон,
теорию), вспоминает название (теории),
воспроизводит (структуру)

Сколько… Кто… Что…
Когда... Кем…
Где …

Перевод
2. Понимание
Показателем
Интерпретация
понимания может быть Экстраполяция
преобразование
материала из одной
формы выражения - в
другую, интерпретация
материала,
предположение о
дальнейшем ходе
явлений, событий.

Переструктурирует (в сокращенной форме),
Какой пример
переформулирует, пересказывает (своими словами), соответствует…
приводит примеры, переводит (таблицу в график)
Какова главная идея…
Различает (существенное, несущественное) объясняет Правильно ли я понимаю,
(схемы и графики, использование методов),
что это означает…
обобщает, суммирует (факты)
Можете ли Вы
Показывает, фиксирует следствия (из данных
объяснить...
фактов).
Как можно
перефразировать
(резюмировать)…

Применение знаний в
3. Применение
Эта категория
практике
обозначает умение
использовать
изученный материал в
конкретных условиях и
новых ситуациях.

4. Анализ
Эта категория
обозначает умение
разбить материал на
составляющие так,
чтобы ясно выступала
структура.

Анализ элементов
Анализ связей
Анализ организацион - ных
ринципов

Получение нового знания
5. Синтез
Эта категория
на основе освоенных
обозначает умение
умений
комбинировать
элементы, чтобы
получить целое,
обладающее новизной.

6. Оценка
Эта категория
обозначает умение
оценивать
значение того или
иного материала.

Оценка событий,
процессов, деятельности

Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное
использование метода или процедуры),
обнаруживает, манипулирует, модифицирует,
действует, приготавливает,
производит, относит, решает, показывает, использует
(понятия и принципы для анализа
новых ситуаций), применяет
(законы и теории к
ситуациям практики).

Что будет результатом,
если…
Как применить для…
Можно ли использовать
… для …
Как можно решить
… проблему,
используя знания
о…

Различает (логические ошибки, позиции, допущения
и т. п.); дифференцирует, выделяет (компоненты
модели); распознает (скрытые значения);
идентифицирует (допущения, причины), выделяет
(сходства и различия); распознает (предубеждения,
пристрастность), отличает (факты от мнений)
Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и
следствиями); реконструирует (взаимодействия
ивзаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной
информацией)
Схематизирует (модель), выделяет (структуру
работы)

Как… связано с…
В чем различие... Каковы
основные
допущения…
Каковы возможные
мотивы…
Каковы составляющие...
Как можно
классифицировать
…
Какие подтверждения
можно привести…
Что свидетельствует о
…
Каковы отношения
между…

Порождает (уникальное сообщение, оригинальную
идею), создает (аппарат, метод, модель),
разрабатывает (схему для классификации
информации, модель), сочиняет (стихотворение,
рассказ, эссе), планирует, составляет (план
эксперимента), интегрирует (решения проблем),
комбинирует, разрабатывает (схему для
классификации), объединяет, суммирует (знания из
разных областей
в план для решения проблемы), реорганизует,
модифицирует в новую целостность (идеи, материал,
процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций,
делает индуктивные выводы из конкретной
информации.

Как можно адаптировать
…, чтобы создать иное….
Что можно предложить,
чтобы минимизировать
(максимизировать)

Как можно объединить …
По какому критерию
могут быть объединены...
Что должно быть
объединено, чтобы
подтвердить …
Как … включить в…

Судит, оценивает (логическую последовательность Вы согласны...
письменного материала, соответствие выводов
Почему выбрано именно
данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, это…
противопоставляет, критикует, описывает, различает, Будет ли лучше, если …
распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, Почему… Что можно
интерпретирует, соотносит, суммирует,
предложить,
поддерживает, аргументирует, проверяет
чтобы...
(убедительность доказательства)
Как это можно оценить, с
позиции...
Каковы логические
противоречия...
В чем сильные и слабые
стороны…
На чем основывается
утверждение...

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».