Дидактические материалы по журналистике

СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Я - ЖУРНАЛИСТ»

Доклад педагога
дополнительного
образования высшей
квалификационной
категории Г.Ф.Шестаковой
24.01.2023

25.01.2023

Дидактический материал — это материал, активирующий
познавательную деятельность школьника, побуждающий его
вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на
заданную тему.
В журналистике - это
1. наборы карточек с текстами, в основном это материалы, созданные юными
авторами, для анализа и обсуждения;
2. сценарии радиопрограмм и телесюжетов, проведения дискуссий по
актуальным темам, проведения деловых и ролевых игр, пресс-конференций,
конкурсов и различных мероприятий по журналистике;
3. рисунки или картинки, фотографии к изучению определенных разделов или
тем.
4. презентации по отдельным темам

2

25.01.2023

5. раздаточный материал, в основном это карточки различных заданий
по темам, для самостоятельной работы учащихся на занятиях или
дома, в том числе, при дистанционном обучении;
6. практикумы по стилистике, развитию речи, воображения и
творческих способностей;
7. газеты и журналы для анализа и рассмотрения, в основном, детские
и молодежные;
8. анкеты различного характера, листы опроса при подведении итогов
занятия или рефлексии на занятии, а также по отдельным темам или
разделам программы;
9. тесты для закрепления или проверки знаний и умений по
определенным темам, например, «Правовое поле, этика журналиста»,
«Типология печатных СМИ», «По истории журналистики»,
«Информация. Заметка», «Интервью», «Настоящий репортер»,
«Очерк», это и тесты с возможностью самоконтроля, а также на
начало и конец учебного года, по возрастным категориям (группам)
учащихся;
Разработаны и психологические тесты на определение качеств,
необходимых для журналиста, среди них, например, «Как избежать
конфликтов в деятельности журналиста?».
3

25.01.2023

11. Это и электронно-демонстративные дидактические материалы:
радиопрограммы, видеосюжеты, фильмы, видеоролики, подготовленные
учащимися, или используемые из интернета;
12. а также учебные фильмы, в том числе, созданные с помощью самих
учащихся, например «Знакомство с историей журналистики» или «Как
не надо брать интервью?», которые вовлекают их, можно сказать, в
подготовку дидактических материалов для других учащихся, в
основном, более младшего возраста или первого года обучения.

Дидактические материалы направлены на:
- решение задач, стоящих перед педагогом;
- помощь учащимся наиболее полно овладеть знаниями и
использовать их в решении практических заданий.
Но это материалы не только для получения знаний и их практического
применения, но и самоконтроля, а также комментарии сложностей,
встречающихся при выполнении заданий, помощь в ориентации в
теоретическом материале.

4

25.01.2023

ПОДБОР И СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ, ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО
УРОВНЯ (РЕПРОДУКТИВНОГО, ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ИЛИ ТВОРЧЕСКОГО).

Какие цели применения дидактических материалов, в том числе,
по обучению журналистики?
1. Активизация образовательной деятельности обучающихся, экономия
учебного времени.
2. Это самостоятельное овладение обучающимися материалом,
формирование умений работать с различными источниками
информации, умений самостоятельно осмысливать и усваивать учебный
материал.
Хочется добавить, что мои учащиеся любят самостоятельную работу, в
том числе, работу по карточкам, тестовые задания, это и
дисциплинирует их на занятии, а порой делает его и более
продуктивным, более организованным. Самостоятельная работа всегда
предполагает и контроль, и оценку работы как самими учащимися, так и
педагогом.
5

25.01.2023

3. Дидактические материалы необходимы и контролирующего
характера, . которые как раз предусматривают возможность
самопроверки и самоконтроля. Это и использование их для
выполнения контрольных или зачетных работ. Они нужны и для
тренировки в процессе усвоения учебного материала.
4. Использование некоторых материалов (например, подбор текстов
по художественной публицистике, аналитические тексты,
видеоматериалы, фотографии и картинки), которые способствуют
развитию творческого воображения, различного вида мышления
(наглядно-образного и логического - формирование умений
сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинноследственные связи, обобщать), а также выполнению заданий с
проблемными вопросами;
5. Это и воспитание культуры учебной деятельности, информационной
культуры.
6. Создание побудительных мотивов к углубленному изучению той или
иной темы.

6

25.01.2023

В качестве наиболее значимых принципов, реализуемых при
разработке дидактических материалов, выделим следующие:
1.
принцип доступности (дидактические материалы подбираются
учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
2.
принцип самостоятельной деятельности (работа с
дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.
принцип индивидуальной направленности (работа с
дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном
темпе, сложность и вид материалов может подбираться также
индивидуально);
4.
принципы наглядности и моделирования (поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную роль в
жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно
эффективным);
5.
принцип прочности (память человека имеет избирательный
характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем
прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое
использование полученных знаний и умений, являющееся
эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их
лучшему закреплению);
7

25.01.2023

6.
принцип познавательной мотивации;
7.
принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить
конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания,
умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в
новых практических условиях он осуществляет самостоятельную
поисковую деятельность, активно развивая при этом свою
интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие
сферы).
8. принцип метапредметности, ведь журналисты – это специалисты
широкого профиля, это интерес не только к гуманитарным, но и
техническим, а также естественнонаучным знаниям.
Кроме этого, журналисты - это люди, обладающие хорошими
коммуникативными способностями и качествами. Так, среди
дидактических материалов это, прежде всего, тесты на определение
коммуникабельности (их можно проводить на начало, середину и конец
учебного года), а также тренинги установления контакта,
раскрепощенности личности.

8

25.01.2023

Дидактические материалы создаются и подбираются с учетом:
1.
определения цели обучения на занятии;
2.
отбора содержания учебного материала и методики его
преподавания;
3.
определения цели использования дидактических материалов;
4.
разработки занятия с использованием дидактических
материалов; проектирование заданий для занятия;
5.
формирования методического аппарата;
6.
выработки критериев оценки результатов обучения.

И еще хотелось бы добавить, что при подборе и создании
дидактических материалов по журналистике на первый план выходят
задачи не сколько получения суммы знаний (заучивания и
запоминания), сколько практического их применения. А также
использование надпредметных приемов и методов, которые учащиеся
могли бы впоследствии применить самостоятельно при изучении чеголибо или в конкретной жизненной ситуации. Именно это должно помочь
учащимся самореализоваться в журналистике, что и является главной
задачей и для них, и для педагога.

9


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».