СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Я - ЖУРНАЛИСТ» Доклад педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Г.Ф.Шестаковой 24.01.2023 25.01.2023 Дидактический материал — это материал, активирующий познавательную деятельность школьника, побуждающий его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на заданную тему. В журналистике - это 1. наборы карточек с текстами, в основном это материалы, созданные юными авторами, для анализа и обсуждения; 2. сценарии радиопрограмм и телесюжетов, проведения дискуссий по актуальным темам, проведения деловых и ролевых игр, пресс-конференций, конкурсов и различных мероприятий по журналистике; 3. рисунки или картинки, фотографии к изучению определенных разделов или тем. 4. презентации по отдельным темам 2 25.01.2023 5. раздаточный материал, в основном это карточки различных заданий по темам, для самостоятельной работы учащихся на занятиях или дома, в том числе, при дистанционном обучении; 6. практикумы по стилистике, развитию речи, воображения и творческих способностей; 7. газеты и журналы для анализа и рассмотрения, в основном, детские и молодежные; 8. анкеты различного характера, листы опроса при подведении итогов занятия или рефлексии на занятии, а также по отдельным темам или разделам программы; 9. тесты для закрепления или проверки знаний и умений по определенным темам, например, «Правовое поле, этика журналиста», «Типология печатных СМИ», «По истории журналистики», «Информация. Заметка», «Интервью», «Настоящий репортер», «Очерк», это и тесты с возможностью самоконтроля, а также на начало и конец учебного года, по возрастным категориям (группам) учащихся; Разработаны и психологические тесты на определение качеств, необходимых для журналиста, среди них, например, «Как избежать конфликтов в деятельности журналиста?». 3 25.01.2023 11. Это и электронно-демонстративные дидактические материалы: радиопрограммы, видеосюжеты, фильмы, видеоролики, подготовленные учащимися, или используемые из интернета; 12. а также учебные фильмы, в том числе, созданные с помощью самих учащихся, например «Знакомство с историей журналистики» или «Как не надо брать интервью?», которые вовлекают их, можно сказать, в подготовку дидактических материалов для других учащихся, в основном, более младшего возраста или первого года обучения. Дидактические материалы направлены на: - решение задач, стоящих перед педагогом; - помощь учащимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических заданий. Но это материалы не только для получения знаний и их практического применения, но и самоконтроля, а также комментарии сложностей, встречающихся при выполнении заданий, помощь в ориентации в теоретическом материале. 4 25.01.2023 ПОДБОР И СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ, ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ (РЕПРОДУКТИВНОГО, ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ИЛИ ТВОРЧЕСКОГО). Какие цели применения дидактических материалов, в том числе, по обучению журналистики? 1. Активизация образовательной деятельности обучающихся, экономия учебного времени. 2. Это самостоятельное овладение обучающимися материалом, формирование умений работать с различными источниками информации, умений самостоятельно осмысливать и усваивать учебный материал. Хочется добавить, что мои учащиеся любят самостоятельную работу, в том числе, работу по карточкам, тестовые задания, это и дисциплинирует их на занятии, а порой делает его и более продуктивным, более организованным. Самостоятельная работа всегда предполагает и контроль, и оценку работы как самими учащимися, так и педагогом. 5 25.01.2023 3. Дидактические материалы необходимы и контролирующего характера, . которые как раз предусматривают возможность самопроверки и самоконтроля. Это и использование их для выполнения контрольных или зачетных работ. Они нужны и для тренировки в процессе усвоения учебного материала. 4. Использование некоторых материалов (например, подбор текстов по художественной публицистике, аналитические тексты, видеоматериалы, фотографии и картинки), которые способствуют развитию творческого воображения, различного вида мышления (наглядно-образного и логического - формирование умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинноследственные связи, обобщать), а также выполнению заданий с проблемными вопросами; 5. Это и воспитание культуры учебной деятельности, информационной культуры. 6. Создание побудительных мотивов к углубленному изучению той или иной темы. 6 25.01.2023 В качестве наиболее значимых принципов, реализуемых при разработке дидактических материалов, выделим следующие: 1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся); 2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно); 3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально); 4. принципы наглядности и моделирования (поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным); 5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их лучшему закреплению); 7 25.01.2023 6. принцип познавательной мотивации; 7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы). 8. принцип метапредметности, ведь журналисты – это специалисты широкого профиля, это интерес не только к гуманитарным, но и техническим, а также естественнонаучным знаниям. Кроме этого, журналисты - это люди, обладающие хорошими коммуникативными способностями и качествами. Так, среди дидактических материалов это, прежде всего, тесты на определение коммуникабельности (их можно проводить на начало, середину и конец учебного года), а также тренинги установления контакта, раскрепощенности личности. 8 25.01.2023 Дидактические материалы создаются и подбираются с учетом: 1. определения цели обучения на занятии; 2. отбора содержания учебного материала и методики его преподавания; 3. определения цели использования дидактических материалов; 4. разработки занятия с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для занятия; 5. формирования методического аппарата; 6. выработки критериев оценки результатов обучения. И еще хотелось бы добавить, что при подборе и создании дидактических материалов по журналистике на первый план выходят задачи не сколько получения суммы знаний (заучивания и запоминания), сколько практического их применения. А также использование надпредметных приемов и методов, которые учащиеся могли бы впоследствии применить самостоятельно при изучении чеголибо или в конкретной жизненной ситуации. Именно это должно помочь учащимся самореализоваться в журналистике, что и является главной задачей и для них, и для педагога. 9