ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ.Н.ПЕТРОВА»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:
туристско-краеведческая
11 - 18 лет
2 года (324 часа)
(количество лет и часов обучения)
стартовый, базовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Автор -составитель:
Киселева Оксана Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
I.
3
5
6
7
8
9
10
11
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы
1.1 Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный историко-краеведческий
музей им.Н.Петрова» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
1
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
2
1.2. Актуальность программы обусловлена образовательной политикой России,
где в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан
правового, демократического государства уважающих права и свободы личности,
являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой
духовно-нравственной культурой. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания
в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений
образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания
подрастающих поколений.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и
помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды,
раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет
знать историю своего родного края, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда
не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы: подростки 11-18 лет
Программа будет интересна для подростков 11-18 лет, проявляющих интерес к
музейному делу, поисковой и исследовательской деятельности, владеющих КТ, любящих
заниматься техникой, имеющих минимальные навыки фото и видеосъёмки и обработки
отснятого материала. Выбор данного возраста детей связан с последующим
комплектованием команд в двух возрастных категориях. Группы разновозрастные,
составленные по принципу старший обучает младшего.
Младшие подростки - 11-13 лет, для которых резко возрастает значение коллектива,
его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и
действий. Подросток стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять
достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и
независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка,
развиваются абстрактные формы мышления.
Старшие подростки –12-14 лет. У этой категории детей складываются собственные
моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со
старшими и сверстниками. Проявляется способность противостоять влиянию окружающих,
отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и
правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе.
Дети
этого
возраста испытывают внутреннее беспокойство. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Они все настойчивее
начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят
серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Возрастные особенности у подростков 14-17 лет. Проявляется четкая потребность к
самопознанию,
формируется
самосознание,
ставятся
задачи
саморазвития,
самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и
личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в
процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы.
Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется
потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны
хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки мечтают о
самостоятельности.
Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания
происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и
3
идеалов.
Складываются
и
развиваются
моральные
чувства
патриотизма,
интернационализма, ответственности. Этот возраст характеризуется формированием
эстетического отношения к действительности. Анализируя и оценивая свое поведение,
подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего
своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых,
стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в
деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.
Количество учащихся составляет 30 человек, из них 5 человек из «группы риска»,
находящихся на разных видах учета (ТЖС, СОП).Из обучающихся, заинтересованных в
данном виде деятельности создается группа-актив музея, внутри актива предполагается
распределение обязанностей по направлениям деятельности:
Поисковая;
Оформительская;
Экскурсоводы;
Цифровая (ИКТ).
Актив музея в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных
ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экскурсий.
Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и обучающиеся
школы, а также социальные партнеры: музей истории г.Улан-Удэ, музей Победы г.Москва.
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.
1 гр.
1 г.о.
4
5 гр.
2 г.о.
5
Количество
часов
в
неделю
Количество 144
часов в год
180
2.1. Объем программы – 324 ч.
2.2. Срок реализации программы – два года
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
Режим занятий:
Предмет
Вводное занятие
Итоговые занятия
базовый
уровень
1час в год
1 час в год
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы:- Создание оптимальных условий для духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества, как личную.
- формирование средствами музейной педагогики духовно-нравственной и культурно
исторической преемственности поколений, сохранение достоверности исторических
4
фактов о ВОВ в памяти молодого поколения; сохранение истории школы, ее выпускников
и учащихся.
- развитие у учащихся компетенций в области исследовательской, проектной деятельности
посредством создания виртуального музейного пространства МАОУ СОШ № 42 г.УланУдэ.
Задачи программы:
1.Образовательные:
- создать условия для отработки навыков и умений в поисковой деятельности;
- дать представление об истории музейного дела в России;
- научить вести музейную документацию;
- научить составлять тематические экскурсии, выставки.
2. Личностные:
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
- культуры общения и поведения в социуме.
3.Метапредметные:
- уметь организовать свою деятельность в процессе создания виртуального школьного
краеведческого музея;
- взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
оценивать достигнутые результаты;
-уметь работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точку зрения технических навыков;
-формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные
умения, информационные умения.
- Заменить и обновить витрины и стенды музея.
- Разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея и составить оптимальные
шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;
- Распределить и оцифровать информационные документы (музейные экспонаты и
материалы);
- Систематизировать исторический и другой материал по разделам будущего сайта и
осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мультимедийными
материалами;
- Запустить в работу сайт музея в сети Интернет и информировать население о работе
музея школы, на сайте школы и через социальные сети
Ожидаемые результаты: (совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств,
компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых
обучающимися по завершении освоения программы.)
Способы и формы проверки результатов
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат
обучения, воспитания и развития; использование традиционных и современных средств
диагностики результативности; использование комплекса средств, подкрепляющих друг
друга;
- возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и
особенностям учащихся; мониторинг эффективности реализации программы.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
2 год обучения
56
88
Педагогические
наблюдения, зачет
144 ч.
Педагогические
наблюдения, зачет
180ч.
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Раздел I. Введение в музееведение.
1. Вводная беседа
Всего Теор.
Практ.
часов занятия занятия
2
Итого по разделу:
2
Раздел II. История музейного дела в России.
1. История музейного дела в России
2
2
2
Конспект.
0
2
Итого по разделу:
2
2
Раздел III. Краеведение и школьные музеи в России
1. Краеведение и школьные музеи в
России
Формы контроля
Защита докладов о
самых старых
музеях России
0
Знакомство со
школьными
музеями района,
республики и РФ
Итого по разделу:
2
2
0
Раздел IV. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети.
1 Музей в современном мире. Тип и
2
2
профиль музея.
Итого по разделу:
2
2
0
Раздел V. Краеведческая работа школьного музея
1. Эволюция школьного музея.
2
2
Участие в
Цели, задачи, участники
конкурсных
движения «Отечество».
программах
2. Краеведческие источники:
2
2
устные, письменные,
археологические,
этнографические, памятники
архитектуры и искусства и др
3. Музей – хранитель местной
2
2
истории. Уровни краеведческой
6
4.
деятельности: семья, школа,
родной край.
Планирование работы
2
2
Итого по разделу:
8
4
Раздел VI. Комплектование фондов школьного музея.
1. Выбор темы музейно2
краеведческого исследования.
2. Организация поисково4
2
собирательской работы.
3 Выбор темы музейно2
краеведческого исследования для
класса
4 Специальное снаряжение.
2
5 Изучение события, явления.
2
6 Выявление и сбор предметов
6
музейного значения.
7 Сбор дополнительной
4
информации об исторических
событиях, природных явлениях и
предметах музейного значения
8 Назначение полевой
2
документации.
9 Меры безопасности в процессе
2
2
походов, экспедиций, других
полевых изысканий.
10 Оказание первой помощи.
2
4
2
2
2
2
6
4
2
2
Итого по разделу:
28
6
22
Раздел VII. Учет и хранение фондов школьного музея, оцифровка экспонатов
1 Понятие о фондах музея
2
2
2 Состав (структура) фондов.
2
2
3 Основной фонд и научно
2
2
вспомогательный фонд.
4 Обменный, дублетный фонды
2
2
5
6
7
8
9
Учет музейных предметов
основного фонда (подлинных
памятников материальной и
духовной культуры, объектов
природы).
Учетная документация школьного
музея.
Книга поступлений – основной
документ учета музейных
предметов. Работа с книгой
поступлений.
Картотеки, их разновидности.
Работа с картотекой.
Работа с фондами музея.
Хранение фондов.
2
2
2
2
6
2
4
4
2
2
8
8
7
Итого по разделу:
30
14
16
Раздел VIII. Актив школьного музея
1.
2.
Совет и актив школьного музея.
Распределение обязанностей в
совете музея.
Уроки мужества. Временная
выставка
Итого по разделу:
2
2
4
4
6
0
2
2
2
2
4
4
6
Раздел IX. Экспозиция школьного музея.
1
2
Экспонат – главная структурная
единица экспозиции.
Концепции и художественный
замысел экспозиции
Итого по разделу:
0
Раздел X. Литературные источники по краеведению и музееведению.
1. Работа с литературными
2
2
Подготовка
источниками по краеведению и
докладов
музееведению в библиотеке.
2. Работа с поисковыми сайтами
2
2
Подготовка
информации о
героях ВОВ
Виды экспозиций по форме
2
2
представления и принципам
структурной организации
экспонируемого материала:
стационарная и временная.
Итого по разделу:
6
6
4
Раздел Военно-патриотическая работа.
1. Военно-патриотические разделы
2
2
Определение
экскурсий.
объектов и
источников
2. Герои СССР - уроженцы Бурятии
2
2
комплектования
3 Герои СССР - уроженцы Улан2
2
собрания
Удэ
школьного музея.
4 Герои СССР - уроженцы Ж/д
2
2
района
5 Пропаганда героических подвигов
2
2
советских воинов
6. Поиск документов ветеранов ВОВ
8
8
Акция
в архивах и в интернете
«Бессмертный
полк»
Итого по разделу:
18
10
8
Раздел Массовая и экскурсионная работа школьного музея.
1. Экскурсия. Виды экскурсий.
2
2
2.
3.
4
Методика подготовки экскурсии
Составление текста и маршрута
экскурсии.
Отработка текста и маршрута
экскурсии.
2
4
6
2
-
4
6
8
5
6
Проведение экскурсий
Конкурс "Лучший экскурсовод"
14
2
7
Конкурс "Активисты школьного
музея".
Подведение итогов.
Итоговое занятие
Итого по разделу:
ИТОГО ПО РАЗДЕЛАМ:
2
8
9
-
14
2
Фото и
видеосъемка
экскурсий
2
2
2
36
144
2
2
8
56
28
28
88
2-ой год обучения
№
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
Наименование разделов и тем
Введение:
Введение:
Компьютерные
технологии в образовании
Модуль 1 «Выбор сайта для музея»
Выбора сайта для школьного музея
Знакомство с виртуальными музеями
Виртуальные
экскурсии
в
современном мире
Наполнение сайта школьного музея.
Модуль 2. «QR-код и
его
возможности для музея»
Возможность использования QR-кода
Создание QR-кода для экскурсии
Оцифровка экспонатов школьного
музея раздел "Жизнь и подвиг
Николая Петрова"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "Жизнь и подвиг Николая
Петрова"
Оцифровка экспонатов школьного
музея раздела "В тылу и на войне"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "В тылу и на войне"
Оцифровка экспонатов школьного
музея
раздела
"Школа
эвакогоспиталь"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела " Школа - эвакогоспиталь "
Оцифровка экспонатов школьного
музея раздела "История школы"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "История школы"
Оцифровка экспонатов школьного
музея раздела "Мой край Бурятия"
Всего
часов
5
5
25
5
5
7.5
Количество часов
Теория
2.5
Практика
2,5
9
2,5
2,5
2,5
7
2,5
2,5
5
7,5
47,5
2,5
5
5
5
7,5
2,5
5
5
5
2,5
2,5
2,5
2
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
9
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5.
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "Мой край - Бурятия"
Оцифровка экспонатов школьного
музея
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "Знаменитые выпускники
школы"
Оцифровка экспонатов школьного
музея
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Создание QR-кода для экспонатов
раздела "Воспитательная работа
школы"
Модуль 3. «Интерактивные и
ментальные карты»
Понятие «интерактивной карты».
Занятие-исследование «Памятники и
музеи на интерактивной карте».
Ментальная карта и ее функционал
Создание интерактивной карты музея
Модуль
3.
Оформление
виртуального музея
Особенности
оформления
виртуального музея
Возможности видео для музея.
3 D панорама и ее интеграция в
виртуальный музей.
Как можно сохранить память?
Занятие дискуссия. «Нужна ли
электронная память?»
Интегрирование исторических
портретов в музей
Логотип музея.
Создание виртуальной экскурсии
раздела "Жизнь и подвиг Николая
Петрова"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "В тылу и на войне"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "Школа - эвакогоспиталь"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "История школы"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "Мой край Бурятия"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "Знаменитые выпускники
школы"
Создание виртуальной экскурсии
раздела "Воспитательная работа
школы"
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2
2,5
2,5
2,5
2,5
11,5
5
5
2,5
2,5
2,5
2
2,5
2,5
5
87,5
2
5
5
5
5
2,5
2.5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2
2
5
8,5
2,5
2
2,5
6,5
8,5
2,5
6,5
8,5
2
7
8,5
2
7
8,5
2
7
8,5
2
7
8,5
2
4,5
10
4.14
Заполнение сайта школьного музея
Итого
5
180
14
18
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
(краткое последовательное реферативное описание теоретических и практических
аспектов каждой темы согласно УТП; отражает современные достижения развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное
содержание для учащихся)
Тема 1.3. Основные понятия курса
Теория
Практика
Формы контроля
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения
№
п/
и
Месяц
Ч
ис
ло
Форма Колзанятия во
Тема занятия
ча
сов
теоретиче 2
Вводная беседа
ское
Место
прове
дения
Форма
контрол
я
7
Время
проведени
я
занятия
14.00-16.00
1
Сентябрь
Музей
ОО
Конспект
2
Сентябрь
8
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
История музейного
дела в России.
Музей
ОО
Защита
докладов
3
Сентябрь
14
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Музей
ОО
Конспект
4
Сентябрь
15
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
5
Сентябрь
21
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
6
Сентябрь
22
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Краеведение и
школьные музеи в
России
Музей в
современном мире.
Тип и профиль
музея.
Эволюция
школьного музея.
Цели,
задачи,
участники
движения
Краеведческие
«Отечество».устные,
источники:
письменные,
археологические,
этнографические,
памятники
архитектуры
и
искусства и др
Музей
ОО
Музей
ОО
Музей
ОО
11
7
Сентябрь
28
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей – хранитель
местной истории.
Уровни
краеведческой
деятельности:
семья,
школа,
родной край.
Музей
ОО
8
Сентябрь
29
14.00-16.00
практичес
кое
2
Планирование
работы
9
Октябрь
5
14.00-16.00
практичес
кое
2
10 Октябрь
6
14.00-16.00
практичес
кое
2
Выбор
темы
музейнокраеведческого
исследования.
Организация
поисковособирательской
работы.
Музей
МузейноОО краеведческо
е
Музей
исследование
ОО
.
11 Октябрь
12
14.00-16.00
практичес
кое
2
12 Октябрь
13
14.00-16.00
практичес
кое
2
13 Октябрь
19
14.00-16.00
практичес
кое
14 Октябрь
20
14.00-16.00
15 Октябрь
26
16 Октябрь
17
Ноябрь
Тест
Музей
ОО
Выбор
темы
музейнокраеведческого
исследования для
класса.
Организация
поисковособирательской
работы.
Музей
ОО
2
Специальное
снаряжение.
Музей
ОО
Тест
практичес
кое
2
Изучение события,
явления.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
14.00-16.00
практичес
кое
2
Выявление и сбор
предметов
музейного
значения.
Составление
экскурсии.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
27
14.00-16.00
практичес
кое
2
Выявление и сбор
предметов
музейного
значения.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
2
14.00-16.00
практичес
кое
2
Выявление и сбор
предметов
музейного
значения.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
Музей
ОО
12
18
Ноябрь
3
14.00-16.00
практичес
кое
2
Сбор
дополнительной
информации
об
исторических
событиях,
природных
явлениях
и
предметах
музейного значения
Сбор
дополнительной
информации
об
исторических
событиях,
природных
явлениях
и
предметах
музейного значения
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
19
Ноябрь
9
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
20
Ноябрь
10
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Назначение
полевой
документации.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
21
Ноябрь
16
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Меры безопасности
в процессе походов,
экспедиций, других
полевых
изысканий.
Музей
ОО
Тест
22
Ноябрь
17
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Тест
23
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Оказание
первой
помощи
в
походных
условиях.
Понятие о фондах
музея
23
Ноябрь
Музей
ОО
Конспект
24
Ноябрь
24
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Состав (структура)
фондов.
Музей
ОО
25
Ноябрь
30
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Музей
ОО
26
Декабрь
1
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Основной фонд и
научно
вспомогательный
фонд.
Обменный,
дублетный фонды
Музей
ОО
13
27
Декабрь
7
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Учет
музейных
предметов
основного
фонда
(подлинных
памятников
материальной
и
духовной культуры,
объектов природы).
Музей
ОО
28
Декабрь
8
14.00-16.00
практичес
кое
2
Учетная
документация
школьного музея.
Музей
ОО
29
Декабрь
14
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Музей
ОО
30
Декабрь
15
14.00-16.00
практичес
кое
2
Книга поступлений
–
основной
документ
учета
музейных
предметов.
Работа с книгой
поступлений
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
31
Декабрь
21
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа с книгой
поступлений
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
32
Декабрь
22
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Картотеки,
их
разновидности.
Музей
ОО
Конспект
33
Декабрь
28
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа
картотеками .
с
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
34
Декабрь
29
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа с фондами
музея. Выставки.
Экскурсии
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
35
Январь
11
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа с фондами
музея.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
36
Январь
12
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа с фондами
музея.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
37
Январь
18
14.00-16.00
2
Хранение фондов.
38
Январь
19
14.00-16.00
практичес
кое
практичес
кое
2
Выполнени
е д/з
Выполнени
е д/з
39
Январь
25
14.00-16.00
практичес
кое
2
Совет
и
актив
школьного музея.
Организация
работы.
Уроки
мужества
(экскурсии)
Музей
ОО
Музей
ОО
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
40
Январь
26
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
Экспонат – главная
структурная
единица
экспозиции.
14
41 Февраль
1
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Концепция
и
художественный
замысел
экспозиции
Виды экспозиции.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
42 Февраль
2
14.00-16.00
2
43 Февраль
8
14.00-16.00
теоретиче
ское
практичес
кое
Музей
ОО
Музей
ОО
Конспект
2
Работа
с
литературными
источниками
по
краеведению
и
музееведению
в
библиотеке.
Выполнени
е д/з
44 Февраль
9
14.00-16.00
практичес
кое
2
Работа
поисковыми
сайтами
с
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
45 Февраль
15
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Виды экспозиций
по
форме
представления
и
принципам
структурной
организации
экспонируемого
материала:
стационарная
и
временная.
Музей
ОО
Конспект
46 Февраль
16
14.00-16.00
практичес
кое
2
Военнопатриотические
разделы экскурсий.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
47 Февраль
22
14.00-16.00
практичес
кое
2
Герои
СССР
уроженцы Бурятии
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
48 Февраль
29
14.00-16.00
практичес
кое
2
Герои
СССР
уроженцы
УланУдэ
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
49
Март
1
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
50
Март
7
14.00-16.00
практичес
кое
2
Герои
СССР
уроженцы
Ж/д
района
Пропаганда
героических
подвигов советских
воинов
Музей
ОО
51
Март
14
14.00-16.00
практичес
кое
2
Поиск документов
ветеранов ВОВ в
архивах
Музей
ОО
Пополнени
е
материалов
в фонде
музея,
разработка
экскурсии,
15
52
Март
15
14.00-16.00
практичес
кое
2
Поиск документов
ветеранов ВОВ в
интернете
Музей
ОО
53
Март
21
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
54
Март
22
14.00-16.00
практичес
кое
2
Поиск документов
ветеранов
ВОВ
учителей школы в
архивах
в
интернете
Поиск документов
ветеранов
ВОВвыпускников
школы в архивах в
интернете
55
Март
28
14.00-16.00
практичес
кое
2
Экскурсия.
экскурсий.
Музей
ОО
56
Март
29
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Методика
подготовки
экскурсии
Музей
ОО
57
Апрель
4
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
58
Апрель
5
14.00-16.00
практичес
кое
2
Составление текста
и
маршрута
экскурсии.
Составление текста
и
маршрута
экскурсии.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
59
Апрель
11
14.00-16.00
практичес
кое
2
Отработка текста и
маршрута
экскурсии.
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
60
Апрель
12
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
61
Апрель
18
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
62
Апрель
19
14.00-16.00
практичес
кое
2
Отработка текста и
маршрута
экскурсии.
Отработка текста и
маршрута
экскурсии.
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
Экскурсия
63
Апрель
25
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
64
Апрель
26
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
65
Май
2
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
66
Май
3
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
67
Май
16
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
Виды
участие в
акции
«Бессмертн
ый полк»
Музей
ОО
Конспект
16
68
Май
17
14.00-16.00
практичес
кое
2
Проведение
экскурсий
Музей
ОО
69
Май
23
14.00-16.00
практичес
кое
2
Конкурс "Лучший
экскурсовод"
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
70
Май
24
14.00-16.00
практичес
кое
2
Музей
ОО
Выполнени
е д/з
71
Май
30
14.00-16.00
практичес
кое
2
Конкурс:
"Активисты
школьного музея"
Подведение итогов.
Музей
ОО
72
Май
31
14.00-16.00
теоретиче
ское
2
Итоговое занятие
Музей
ОО
Награждени
е
победителей
Вручение
благодарно
стей
17
Календарно учебный график 2 год обучения.
Время
Форма Кол Тема занятия
проведени
занятия -во
я
час
занятия
ов
16.00-17.30 теоретич 2,5
Вводная беседа
еское
№
п/
и
Месяц
Чи
сл
о
1
Сентябрь
7
2
Сентябрь
8
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Компьютерные
технологии в
образовании
3
Сентябрь
14
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Выбора сайта для
школьного музея
4
Сентябрь
15
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Выбора сайта для
школьного музея
5
Сентябрь
21
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Знакомство с
виртуальными
музеями мира.
Муз
ей
ОО
6
Сентябрь
22
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Знакомство с
виртуальными
музеями мира.
Муз
ей
ОО
7
Сентябрь
28
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Виртуальные
экскурсии в
современном мире
Муз
ей
ОО
8
Сентябрь
29
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Знакомство с
виртуальными
экскурсиями в
современном мире
Муз
Музейноей краеведческое
ОО исследование.
9
Октябрь
5
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Роль виртуальных
экскурсий
10 Октябрь
6
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Наполнение
сайта
школьного музея.
Муз
ей
ОО
Муз
ей
ОО
11 Октябрь
12
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Выбор
сайта
музея.
наполнения
школьного
Мес
то
про
веде
ния
Муз
ей
ОО
Муз
ей
ОО
Форма
контроля
Муз
ей
ОО
Муз
ей
ОО
Конспект
Конспект
Защита
докладов
Тест
Муз
ей
ОО
18
12 Октябрь
13
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Наполнение
сайта
школьного музея.
Муз
ей
ОО
13 Октябрь
19
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Возможность
использования
кода
Муз
ей
ОО
Тест
QR-
14 Октябрь
20
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экскурсии
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
15 Октябрь
26
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экскурсии
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
16 Октябрь
27
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея раздел "Жизнь и
подвиг
Николая
Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
17
Ноябрь
2
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея раздел "Жизнь и
подвиг
Николая
Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
18
Ноябрь
3
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"Жизнь и
подвиг
Николая Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
19
Ноябрь
9
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"Жизнь и
подвиг
Николая Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
20
Ноябрь
10
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея раздела "В тылу
и на войне"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
19
21
Ноябрь
16
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов раздела "В
тылу и на войне"
Муз
ей
ОО
Тест
22
Ноябрь
17
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея раздела "Школа
- эвакогоспиталь"
Муз
ей
ОО
Тест
23
Ноябрь
23
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов раздела "
Школа
эвакогоспиталь "
Муз
ей
ОО
Продукт
24
Ноябрь
24
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
25
Ноябрь
30
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
26
Декабрь
1
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея раздела "Мой
край Бурятия"
Муз
ей
ОО
27
Декабрь
7
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"Мой край - Бурятия"
Муз
ей
ОО
28
Декабрь
8
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
29
Декабрь
14
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
20
30
Декабрь
15
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Оцифровка
экспонатов школьного
музея
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
31
Декабрь
21
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание QR-кода для
экспонатов
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
32
Декабрь
22
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Понятие
«интерактивной
карты».
Муз
ей
ОО
Конспект
33
Декабрь
28
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Занятие-исследование
«Памятники и музеи
на
интерактивной
карте».
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
34
Декабрь
29
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Ментальная карта и ее
функционал
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
35
Январь
11
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание
интерактивной карты
музея
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
36
Январь
12
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание
интерактивной карты
музея
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
37
Январь
18
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Особенности
оформления
виртуального музея
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
38
Январь
19
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Особенности
оформления
виртуального музея
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
39
Январь
25
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Возможности
для музея.
видео
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
40
Январь
26
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Возможности
для музея.
видео
Выполнение
д/з
41 Февраль
1
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
3 D панорама и ее
интеграция
в
виртуальный музей.
Муз
ей
ОО
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
21
42 Февраль
2
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Как можно сохранить
память?
Занятие
дискуссия. «Нужна ли
электронная память?»
Муз
ей
ОО
Конспект
43 Февраль
8
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Интегрирование
исторических
портретов в музей
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
44 Февраль
9
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Логотип музея.
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
45 Февраль
15
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Логотип музея.
Муз
ей
ОО
Конспект
46 Февраль
16
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Жизнь и
подвиг
Николая Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
47 Февраль
22
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Жизнь и
подвиг
Николая Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
48 Февраль
29
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Жизнь и
подвиг
Николая Петрова"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
49
Март
1
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии раздела "В
тылу и на войне"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
50
Март
7
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии раздела "В
тылу и на войне"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
51
Март
14
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии раздела "В
тылу и на войне"
Муз
ей
ОО
52
Март
15
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Школа
эвакогоспиталь"
Муз
ей
ОО
53
Март
21
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Школа
эвакогоспиталь"
Муз
ей
ОО
22
54
Март
22
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Школаэвакогоспиталь"
Муз
ей
ОО
55
Март
28
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
56
Март
29
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
57
Апрель
4
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
58
Апрель
5
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"История школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
59
Апрель
11
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Мой край Бурятия"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
60
Апрель
12
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Мой край Бурятия"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
61
Апрель
18
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Мой край Бурятия"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
62
Апрель
19
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Мой край Бурятия"
Муз
ей
ОО
Экскурсия
63
Апрель
25
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
64
Апрель
26
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
Конспект
23
65
Май
2
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
66
Май
3
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Знаменитые
выпускники школы"
Муз
ей
ОО
67
Май
16
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
68
Май
17
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
69
Май
23
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
70
Май
24
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Создание виртуальной
экскурсии
раздела
"Воспитательная
работа школы"
Муз
ей
ОО
Выполнение
д/з
71
Май
30
16.00-17.30
практич
еское
2,5
Заполнение сайта
школьного музея
Награждение
победителей
72
Май
31
16.00-17.30
теоретич
еское
2,5
Заполнение сайта
школьного музея
Муз
ей
ОО
Муз
ей
ОО
Вручение
благодарнос
тей
24
Условия реализации программы:
Помещения для занятий:
Помещение для проведения учебных и практических занятий должно
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Класс для занятий, столы,
стулья, доска классная (настенная или переносная для маркера или мела), проектор, экран,
аудиосистема.
Для обновления фондов музея и размещения новых экспонатов – музейные
витрины.
Для оцифровки фотографий и создания электронной версии музея (веб-сайт) –
компьютер, программное обеспечение, ноутбук, точка доступа, фотоаппарат,
видеокамера, веб камера.
Для просмотра мультимедийных экскурсий и цифровых экспонатов –
интерактивный дисплей.
Информационное обеспечение: мультимедийные средства обучения;
мультимедийные презентации; видеофильмы, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Руководитель музея – организатор детского движения и учитель информатики.
25
Оценка достижений результатов:
Вид
контроля
сентябрь
Цели, задачи
Форма
подведения
итогов
Критерии
Проверить
уровень
начальных
знаний,
скорректировать
программу
Устный опрос
Тематичес
- кий
Проверить уровень
знаний по теме
«Введение в
музееведение"
Открытый
бальная
микрофон,
система
творческая
оценки
игра, мастер- класс
Тематичес
- кий
Проверить
уровень знаний
по теме
"История музейного
дела в России"
Открытая кафедра, бальная
дискуссия,
система
викторина, проект оценки
"Новые
возможности
школьного музея"
Тематичес
- кий
Проверить уровень
знаний по теме
"Краеведение и
школьные музеи в
России"
Итоговый тест
"Краеведение и
школьные музеи"
бальная
система
оценки
Тематичес
- кий
Проверить уровень
знаний по теме "
Школьный музей:
его специфика и
место в музейной
сети"
Круглый стол,
деловая игра по
различным
проблемам
деятельности
школьных музеев.
наблюдения
Тематичес
- кий
Проверка уровня
знаний по теме
"Краеведческая
работа школьного
музея"
Краеведческая
конференция
бальная
система
оценки
Тематичес
- кий
Проверка
уровня
знаний
по
теме
"Комплектование
фондов
школьного
музея"
Практикум по
разработке
маршрута
полевой
экспедиции,
ролевая игра
"Кто в походе
главный?"
бальная
система
оценки,
наблюдения
В течение
учебного
года
Входящий
Сроки
хорошо,
удовлетворительно
26
Проверка
уровня
знаний по теме "Учёт и
хранение
фондов
школьного музея"
Тематичес
- кий
Проверка уровня знаний Деловая игра
по теме "Актив
"Управляем
школьного музея"
вместе"
наблюдения
Проверка уровня
знаний по теме
"Экспозиция
школьного музея"
Коллективное
творческое
дело, защита
проектов "Новый
взгляд на
экспозицию
школьного музея"
наблюдения,
бальная
система
оценки
Тематичес
- кий
Проверка уровня знаний Конкурс
по теме "Массовая и
"Активисты
экскурсионная работа
школьного музея"
школьного музея"
наблюдения
Тематичес
- кий
Проверка уровня знаний Итоговое занятие бальная
по теме "Литературные "Конверт вопросов система
источники по
и ответов"
оценки
краеведению и
музееведению"
В течение учебного года
Тематичес
- кий
Тематичес
- кий
Итоговый
май
Проверить усвоение
программы:
контрольный срез
знаний по темам
учебной программы
Играпрактикум по
заполнению
музейной
документации
Итоговый
тест
"Что?
Как?
Почему?"
бальная
система
оценки
бальная
система
оценки
Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися
качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
опрос, выполнение тестовых заданий, зачет, контрольная работа, конкурс,
концерт,соревнование, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого
обучающегося в мероприятиях.
Методические материалы:
• особенности организации образовательного процесса – очно
• методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный,
• репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой,
• дискуссионный, проектный. Воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
• стимулирование, мотивация.
• формы организации учебного занятия - беседа, вернисаж, выставка, галерея,
гостиная, игра,
27
•
•
•
•
концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, наблюдение, праздник, презентация,
экскурсия,
педагогические технологии - технология группового обучения
алгоритм учебного занятия – занятие строится в форме подачи теории, затем
перехода к
• практическим действиям на основе услышанного
• технологии, методы и приемы организации образовательного процесса.
Дидактические средства:
• раздаточный материал -карточки, схемы, задачи
• наглядный материал -плакаты, схемы, макеты, муляжи, фото
• разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.
• рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
• экспериментов или опытов
• лекционные материалы
Оценочные материалы:
• Информационная карта «Самоанализ освоения программы»;
• Информационная карта «Уровень освоения программы»;
• Карта учета достижений учащихся
• Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»;
• Бланки тестовых заданий по темам программы; фотографии участия коллектива в
соревнованиях, конкурсах, акциях.
Тема, раздел
Схема самооценки «Мои достижения».
Что мною сделано?
Мои успехи и
достижения.
Над чем мне надо
работать?
Карта самооценки
Бланк анкеты:
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил,
занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую
цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1
2
3
4
5
1
Освоил теоретический материал по разделам и темам
программы (могу ответить на вопросы педагога)
Знаю специальные термины, используемые на
занятиях
1
2
3
4
5
2
Научился использовать полученные на
занятиях знания в практической деятельности
1
2
3
4
5
3
1
2
3
4
5
4
Умею выполнять практические задания, которые дает
педагог
Научился самостоятельно выполнять
творческие задания
1
2
3
4
5
5
Умею воплощать свои творческие замыслы
1
2
3
4
5
28
6
Могу научить других тому, чему научился
сам на занятиях
1
2
3
4
5
7
1
2
3
4
5
8
Научился сотрудничать с ребятами в
решении поставленных задач
1
2
3
4
5
9
Научился получать информацию из
различных источников
Мои достижения в результате занятий
1
2
3
4
5
10
29
Карта учета достижений учащихся.
Педагог: _________________________
Период: _________________________ Группа:______
ФИО
Опыт
освоения
теоретиче
ской
информац
ией
Опыт
практическ
ой
деятельнос
ти
Опыт
Опыт
Опыт
эмоционал творчества общения
ьно
ценностны
х
отношений
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Осознание
ребенком
актуальных
достижений
Мотивация и Общая
осознание
оценка
перспективы уровня
результативности
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Параметры
результативно
сти
№ реализации
программы
1
2
3
4
Опыт
освоения
теоретической
информации
(объем,
глубина,
прочность)
Опыт
практической
деятельности
(степень
освоения
способов
деятельности:
умения и
навыки)
Опыт
эмоционально
ценностных
отношений
(вклад в
формирование
личностных
качеств
учащегося)
Опыт
творчества
Карта учета результатов группы.
Характеристи Оценка уровня результативности
ка
Оч. Слаб Удов Хоро Очень
низкого
слаб
о
л
шо
хоро
уровня
о
шо
результативно
4
5
сти
1
2
3
Информация
не освоена
Способы
деятельности
не
освоены
Отсутствует
позитивный
опыт
эмоционально
ценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных
реакций,
негативное,
неадекватное
поведение)
Освоены
элементы
репродуктивн
ой,
имитационной
деятельности
Характеристи
ка высокого
уровня
результативно
сти
Информация
освоена
полностью в
соответствии
с
задачами
программы
Способы
деятельности
освоены в
соответствии
с
задачами
программы
Приобретен
полноценный,
разнообразны
й адекватный
содержанию
программы
опыт
эмоционально
ценностных
отношений,
способствую
щий развитию
личностных
качеств
учащегося
Приобретен
опыт
самостоятельн
ой
творческой
деятельности
(оригинальнос
ть,
индивидуальн
ость,
качественная
5
Опыт
общения
Общение
отсутствовало
6
Мотивация и
осознание
перспективы
Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют
завершенност
ь результата)
Приобретен
опыт
Взаимодействия и
сотрудничеств
а в системах
педагогучащийся»и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъектобъектные
отношения.
Стремление
ребенка к
дальнейшему
совершенство
ванию в
данной
области
ИТОГО:
Методические материалы:
-Особенности организации образовательного процесса – Обучение очное,
Работа с родителями проводится в форме родительских собраний и совместных
мероприятий (походов выходного дня, соревнований)
-Методы обучения и воспитания.
Создавая оптимальные условия для организации учебной деятельности, педагог
использует следующие методы и приёмы работы:·Словесные: рассказ, беседа, диалог,
лекция,
Наглядные: фото, видеоматериалы, мультимедийные средства, экспонаты музея,
Убеждение, упражнение, мотивация
- Формы организации образовательного процесса
Образовательный процесс строится на сочетании групповой и индивидуальной форм
деятельности обучающихся. Предлагаемая программа дает возможность целенаправленно
осуществлять разноуровневую и разновозрастную дифференциацию, ориентировать
обучающихся на конечные результаты обучения. В основу заложен индивидуальный
подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. В целях
оптимизации учебной деятельности данной программой предусмотрено большое
количество форм занятий: бесед, игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, лекций,
походов, практических занятий, семинаров, а так же планируется участие в городских и
туристских мероприятиях. Это позволит разнообразить образовательную деятельность
обучающихся, повысить мотивацию к обучению.
2
Список литературы:
Нормативно-правовые документы
1.Конвенция о правах ребенка
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря
2012
3.Федеральный закон об основах туристской деятельности 4 ноября 1996 года N 132ФЗ
Литература для обучающихся:
1.Жигульский З. Музеи мира. Введение в музееведение. М., 2015.
2.Музей в современном обществе. Поиски новых решений. М., 2015.
3.Шляхтина Л.М.Основы музейного дела.Теория и практика.Спб,-2016.
4.Музейное дело России.Изд-во ВК.М.,-2012г.
Литература для педагогов:
1.Федеральный закон « О музейном фонде Российской Федерации и музеях
Российской Федерации».
2. Письмо Министерства образования России «О деятельности музеев
образовательных учреждений» от 12.03.2003г.
3. Программа «Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации
«Отечество»» В.Е.Туманов М., 2003г.
4. . Музейное дело в России 1907-36.Х.Турьинская.М.,-2015г.
5. Школьные музеи. Пособие для учителя. Г.Ю. Эльнин, З.П.Огризко,М . 1972г.
6. Основы музейного дела. Учебное пособие для студентов педагогических и
гуманитарных вузов. М .Н.Шляхтина, С.В.Фокин, Спб., 2007г.
7.Музейный фронт Великой Отечественной.724с.2012г.
8.Основы музееведения. Шулепова Э.А.432с.-2015г.
9.Музейные термины (Сборник трудов Центрального музея Революции
СССР) М., 1986г.
10.Школьные музеи. Сборник документов. М., 1987г.
11.«Музеи мира», Аванта, М., 2006г.
12. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной
педагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
3