2025_Доржиева Л.Б. (144)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

социально-гуманитарная
11 14 лет
1 год (144 часа)

(количество лет и часов обучения)

стартовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Доржиева Людмила Будажаповна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы журналистики» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена … (потребностями и интересами
учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.). Автор формулирует
педагогическую
проблему,
которую
обосновывает
как
значимую:
поясняетсяпотребностьобщества и детей данного возраста и категории в решении
задач, которым адресована программа, ипредпосылкив решении этих задач.
Дать ответ на вопрос – зачем учащимся в современных условиях нужна данная
программа; дать анализ социальных проблем, в том числе регионального значения,
материалов научных исследований, педагогического опыта, современных требованиях
модернизации системы образования, потенциала образовательной организации,
социального заказа, других факторов
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: социально-педагогическая (гуманитарная)
Адресат программы: средние школьники: 10 – 13 лет, старшие школьники:14- 16 лет.
Программа ориентирована на учащихся средних и старших классов и рассчитана на 1 год
обучения. Постоянное соприкосновение со сферой становления личности (выбор цели,
достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение
взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности).
Рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, юные авторы усваивают идеи
здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру и собственного образа
в целом. В отличие от других программ по журналистике, данная программа является
практико-ориентированной, т.е. все знания, умения и навыки осваиваются в процессе
создания журналистских материалов сначала для учебных, затем для профессиональных
СМИ. В ней предусмотрены образовательные маршруты ознакомительного характера по
направлениям: организация работы редакции, верстка и дизайн газеты (фото и графические
иллюстрации),
редакторская работа, история детской журналистики, интернетжурналистика (социальные сети, блогосфера сайты).
Младшие школьники: 7-9 лет
Средние школьники: 10 – 13 лет
Срок и объем освоения программы: 144 ч. 1 год обучения
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.
Пояснение:
36 рабочих недель у ПДО (исключить из КУГ праздничные дни!)
4 часа - 144 часа
• Стартовый уровень - 1 год обучения, 72-144 педагогических часов;
• Базовый уровень - 2 год обучения, 144-216 педагогических часов;
Например:
1 гр. 1 г.о.
2 гр. 1 г.о.
Программы 1 г.о.

Количество часов в неделю
Индивидуальная работа

4
1

4

Количество часов в год\
(36 раб. недель у ПДО)

36

144

2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программ:
144 часа, 36 рабочих недель, 9 часов в неделю
2.2. Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для
освоения программы 144 ч. 36 раб.недель, 4 часов в неделю
Форма обучения: очно-заочная (дистанционная) занятия проводятся в форме
лекционно-практических занятий, экскурсий в республиканские СМИ, музеи, театры.
Аудиторные и внеаудиторные, в т.ч. самостоятельные занятия, онлайн. Занятия проводятся
по группам и индивидуально.
Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм
проведения уроков, как:
- урок «открытия» новых знаний;
- практическая работа;
- творческая работа;
- контрольная работа;
- урок-презентация.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, лекция, поощрение.
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, примеры
готовых образцов, работа по образцам, наблюдение, показ (выполнение).
3. Практические: самостоятельная работа, практическая работа, использование
технологических карт, личный контроль качества (проверка) готового материала.
4. Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, самоконтроль выполненных работ.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративный: восприятие, усвоение готовой информации;
2. Репродуктивный: воспроизведение полученных знаний и освоение способами
деятельности;
3. Исследовательский: самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
1. Групповой: организация работы в группах;
2. Индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
(классы 3, 4, 6,7), преемственная связь, индивидуальное обучение (углубленное обучение)
Режим занятий: школа №17, каб№1.
1 группа 1 год обучения суббота 9.00 – 11.00 по 30 мин с перерывом
воскресение 9.00-11.00 по 30 мин.с перерывом
2 группа 1 год обучения суббота 11.00 -13.00 по 30 мин с перерывом, 1 час допзанятие
воскресение 9.00-11.00 по 30 мин с перерывом
№
1

содержание
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
Всего часов

1 год обучения
36
108
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель: формирование юной личности, способной к полноценному восприятию духовной
культуры, к самостоятельной работе над словом, к ориентации в этических и правовых
нормах общества, к выражению личного мнения, активной гражданской позиции
средствами журналистики и литературы, в том числе при создании собственного
самодеятельного издания. Образовательная деятельность осуществляется как определённое
единство воспитания, обучения и развития, поэтому общая целевая ориентация программы
учитывает это триединство – воспитание, обучение и развитие учащегося, его творческого
потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков)
Образовательные задачи:
постоянное соприкосновение со сферой становления личности (выбор цели, достижение
успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с
родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Рассказывая в газете
об интересных, увлеченных людях, юные авторы усваивают идеи здорового образа жизни,
совершенствуют культуру тела и культуру и собственного образа в целом. В отличие от
других программ по журналистике, данная программа является практик-ориентированной,
т.е. все знания, умения и навыки осваиваются в процессе создания журналистских
материалов сначала для учебных, затем для профессиональных СМИ. В ней предусмотрены
образовательные маршруты ознакомительного характера по направлениям: организация
работы редакции, верстка и дизайн газеты (фото и графические иллюстрации),
редакторская работа, история детской журналистики, интернет-журналистика (социальные
сети, блогосфера сайты).
Обучающие (предметные):
1. Сформировать представление о журналистике как о профессии и особой формы
освоения информационного пространства.
2. Развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью
(сбор материала в беседах с людьми, подача его в газете, журнале, на интернет-сайте
в определенных жанрах)
3. Дать представление о редакторской работе, деятельности пресс-службы в
самодеятельном и профессиональном издании
Воспитательные (личностные) –
1.
Формировать общественную активность, гражданскую позицию юных журналистов;
2.
Воспитывать культуру общения и поведения в социуме;
3.
Прививать навыки здорового образа жизни;
4.
Развивать умение работать в коллективе, организовывать его работу,
5.
Организовать сотрудничество юных авторов с разновозрастными творческими
коллективами, в том числе с коллективами взрослых (сотрудниками различных редакций).
Развивающие (метапредметные) –
1.
Формировать мотивацию к журналистской и публицистической деятельности.
2.
Поддерживать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности.
3.
Закреплять основные этические понятия в деятельности юных журналистов как
условие восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных
произведений.
4.
Развивать навыки пропаганды основ правовых знаний и анализа ситуаций,
связанных с реализацией прав подростков.
5.
активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие,
память, воображение, мышление, воспроизведение;
6.
развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения.
Ожидаемые результаты: личностные:
В результате обучения по программе у детей:
а) формируется общественная активность;

б) происходит становление гражданской позиции;
в) воспитывается культура общения;
г) закрепляются правила поведения в социуме;
д) развиваются навыки здорового образа жизни и привычка их популяризировать;
е) развивается умение работать в коллективе,
ж) появляется умение организовывать работу журналистского коллектива.
Метапредметные:
В результате обучения по программе у детей:
а) закрепляется мотивация к журналистской и публицистической деятельности.
б) углубляется потребность в саморазвитии, самостоятельности;
в) воспитывается ответственность, активность, аккуратность;
г) усваиваются основные этические понятия как условие восприятия, анализа, оценки
культурных событий и художественных произведений.,
г) развиваются навыки пропаганды основ правовых знаний и анализа ситуаций, связанных
с реализацией прав подростков и молодежи.
Предметные:
В результате обучения по программе у детей:
а) закрепляется представление о журналистике как о профессии;
б) происходит осмысление журналистской деятельности как особой формы освоения
информационного пространства,
в) развивается умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью в процессе
сбора материала при беседах с людьми;
г) формируется умение подавать собранную информацию в газете, журнале, на интернетсайте в информационных и аналитических жанрах.
д) учащиеся получают представление о редакторской работе, деятельности пресс- службы
в самодеятельном и профессиональном издании.
Способы и формы проверки результатов
К концу первого года обучения у учащихся будут воспитаны и сформированы:
1. умение работать в группе, организовать общение, умение эмоционально сопереживать,
оказывать помощь друг другу;
2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с детьми и
взрослыми;
3. навык оценки поступков героев своих публикаций и героев художественных
произведений по категориям этики и эстетики.
4. желание принимать участие в работе учебной редакции, публиковаться на страницах
печатных профессиональных изданий, на Интернет-ресурсах, участвовать в социальнозначимых мероприятиях.
Будет организовано сотрудничество юных авторов с разновозрастными творческими
коллективами, в частности, с общероссийской организацией «Лига юных журналистов».
Текущие формы контроля: устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение, творческая
работа, анализ работ.
Тематические формы контроля: фронтальный опрос, участие в журналистских конкурсах,
публикация в учебной газете, анализ работы в правовой или этической ситуации,
творческий вечер, участие в общекультурных акциях.
Итоговый контроль: творческий отчет, индивидуально и в микрогруппе, собеседование по
итогам, круглый стол: анализ работы юных журналистов и публицистов.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
п/п
1
Теоретические занятия
36

2
3

Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

№
п/п

Название раздела,
темы

108
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в курс
журналистики.
Введение к учебному курсу, общие
понятия
Изучение правил техники
безопасности
Раздел
2.
Изучение
информационных
жанров
(информация,
заметка,
корреспонденция,
интервью,
репортаж).
Углубленное изучение
информационных жанров:
информация, заметка, интервью,
репортаж, отчет
Раздел
3.Газетный
язык.
Специфика
и
основные
требования.
Газетный язык: специфика,
особенности

Раздел
Редактирование.

6

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля

6

4

2

Зачет

68

18

50

Публикации в
газетах, в
интернете,
участие в
журналистских
конкурсах

32

10

22

Анкетирование
по итогам
анализа
выпущенных
учебных газет

10

2

8

Практикум:
редактирование
заметок

12

4

8

Ролевая игра.
Анализ по
итогам
разрешения
этических
ситуаций

12

8

4

Ролевая игра.
Анализ по
итогам
разрешения

4.Корректура.

Корректура, редактирование
5

Всего

Раздел 5. Нормы поведения
журналиста.
Журналистская
этика.
Нормы поведения журналиста.
Журналистская этика

Раздел
6.Правовые
основы
деятельностижурналиста.
Правовые нормы деятельности
журналиста

правовой
ситуации.
Круглый стол:
анализ работы
юных
журналистов в
пресс-центре с
правовой точки
зрения
7

8

9

10

11

Раздел
7.
Изучение
аналитических
жанров.
(корреспонденция,
статья,
рецензия).
Изучение основ аналитической
журналистики (корреспонденция,
статья, рецензия)

Раздел
8.Изучение
художественных
жанров
(зарисовка, рассказ, сказка,
юмореска,
поэтические
произведения – стихи, поэмы,
баллады, частушки и так далее).
Формы проведения занятий:
творческая
встреча.
Прессконференция.
Изучение основ художественных
жанров (очерк, зарисовка, рассказ,
стихи)

Раздел 9. Изучение правил
техники безопасности.
Изучение правил техники
безопасности
Раздел 10. Информационные
жанры.
Углубленное изучение
информационных жанров:
информация, заметка, интервью,
репортаж, отчет

Раздел 11. Газетный язык.Работа
над словом.
Газетный язык: специфика,
особенности

Корректура, редактирование

20

8

12

Публикации в
газетах, в
интернете,
участие в
журналистских
конкурсах

16

6

10

Публикации в
газетах, в
интернете,
участие в
журналистских
конкурсах

8

6

2

48

24

24

Публикации в
учебной,
школьной,
городской
прессе, на
интернетпорталах

16

8

8

Контрольная
работа по
дидактическим
материалам

32

24

8

Беседа по
итогам

зачет

редактирования
материалов
учебной газеты
12

Раздел
12.Правые
основы
деятельности журналиста
Нормы поведения журналиста.
Журналистская этика
Правовые нормы деятельности
журналиста

24

8

16

8

6

2

Ролевая игра с
обсуждением
этических
ситуаций
Ролевая игра с
обсуждением
правовых
ситуаций

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1.3. Основные понятия курса
Раздел 1. Введение в курс журналистики.
Теория: Введение к учебному курсу, общие понятия. Изучение правил техники безопасности
представление о предмете, лекции о работе в помещении, о безопасном поведении на улице, во
время поездок, экскурсий, массовых мероприятий, выполнении журналистских заданий. Введение
к учебному курсу, общие понятия .Изучение правил техники безопасности
Практика: экскурсия вокруг школы, вокруг микрорайона

Формы контроля: беседа
Раздел
2.
Изучение
информационных
жанров
(информация,
заметка,
корреспонденция, интервью, репортаж).
Теория. Понятия о жанрах. Сравнительные особенности. Формы занятий: Лекция. Беседа.
Творческая лаборатория. Экскурсия.
Практика. Выполнение журналистских заданий по изучаемым темам и обсуждение работ.
Формы контроля: Творческая встреча. Дискуссия.
Раздел 3.Газетный язык. Специфика и основные требования.
Теория. Понятия о языке и стилях речи. Деловой стиль, публицистический стиль, художественный
стиль. Особенности письма для электронных СМИ.
Практика. Работа над редактированием собственных текстов с точки зрения стилистических
особенностей.
Формы контроля. Беседа, работа над дидактическим материалом.
Раздел 4.Корректура. Редактирование.
Теория. Права автора и редактора. Стиль автора. Стиль газеты. Кто такой корректор. Как работать
со словарями и справочниками.
Практика. Практикум по корректуре и практикум по редактированию (проверка фактов,
соответствие текстов законодательству).
Формы контроля. Беседа, работа над дидактическим материалом.
Раздел 5. Нормы поведения журналиста. Журналистская этика.
Теория. Лекция. Беседа. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Практика. Теория. Этические нормы поведения журналиста.
Формы контроля. Составление кодекса журналиста пресс-клуба. Тренинг на разрешение
этических ситуаций.
Раздел 6.Правовые основы деятельностижурналиста.
Формы проведения занятий: практикум: знакомство с Конституцией РФ, с Законом о СМИ, Законом
о рекламе. Тренинг. Пресс-конференции
Теория. Законы, защищающие правамолодежи (в семье, в полученииобразования, обеспечении
жильем, на право жить в семье, на свободу выражения мнения и т.д.).
Практика. Пресс-конференции и интервью с юристами,депутатами, участвующими в выработке
законов.
Формы контроля. Тренинг на знания законов. Беседа.
Раздел 7. Изучение аналитических жанров. (корреспонденция, статья, рецензия).

Теория. Беседа об особенностях и задачах жанра. Изучение правил подготовки к написанию
аналитического материала (экспресс-опросы, интервью с представителями заинтересованных
сторон, имеющих разные точки зрения на проблему, изучение документов по теме материала).
Анализ и обсуждение особенностей каждого жанра.
Практика. Посещение фильмов, спектаклей, чтение литературных произведений для написания
рецензий.
Формы контроля. Беседа. Работа с дидактическими материалами. Написания материалов в
изучаемых жанрах.
Раздел 8.Изучение художественных жанров (зарисовка, рассказ, сказка, юмореска,
поэтические произведения – стихи, поэмы, баллады, частушки и так далее).
Теория. Особенности литературных жанров.
Практика. Творческая лаборатория «Проба пера». Литературный салон (презентация собственных
литературных произведений). Подготовка к публикации, к конкурсам литературного творчества.

Формы контроля. Творческая работа, беседа.
Раздел 9. Изучение правил техники безопасности.
Теория. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой, Правила пожарной
безопасности. Правила безопасности при поведении на дорогах, в общественном транспорте.
Правила поведения в местах проведения массовых мероприятий при выполнении журналистского
задания.
Практика. Правила поведения в общественных местах.

Формы контроля. Беседа.
Раздел 10. Информационные жанры.
Теория. Событие - основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность.
Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе: разработка
темы, Составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. Проверка
собранных фактов в ходе бесед и интервью по справочникам, энциклопедиям, словарям. Развитие
темы: новость - информация - заметка - корреспонденция. Повод - интервью. Трансформация
заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью.
Практика. Творческая лаборатория. Развитие темы в разных жанрах информационного плана.

Формы контроля. Беседа.
Раздел 11. Газетный язык. Работа над словом.
Теория. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые глаголы.
Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций.
Практика. Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы.
Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом»; Конкурсы на лучший
заголовок, рубрику, тему.

Формы контроля. Беседа.
Раздел 12. Корректура редактирование.
Теория. Права и обязанности корректора. Права и обязанности редактора.
Практика. редактирование собственных заметок для учебной газеты.

Формы контроля. Беседа.
Раздел 13.Нормы поведения журналиста. Журналистская этика.
Теория. Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение
людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал,
героизм и их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель.
Этический кодекс журналиста. Устав СЖ России.
Практика. Поездки в музеи. Посещение спектаклей. Написание отзывов и рецензий. Интервью с
руководителями первичных журналистских организаций и руководителями редакций об этических
нормах поведения журналиста.

Формы контроля. Беседа.
Раздел 14.Правые основы деятельности журналиста
Теория. Права и обязанности журналиста. Права ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка.
Практика. Ролевая игра. Подготовка заметок, корреспонденции, интервью на эти темы.

Формы контроля. Беседа.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и
практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме
таблицы.
1 группа 1 года обучения
№
п/и

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

1

Сентябрь

2,3

09.00 – 11.00
11.00-13.00

2

Сентябрь

9,10

3

Сентябрь

4

Форма
занятия

Колво
часов

Тема
заняти
я

Место
проведения

Форма
контроля

Лекция,
беседа,

2+2

Введени
ем

кабинет

Фронтальный
опрос

09.00 – 11.00
11.00-13.00

игра
Практику
м, беседа

2+2

м
информа
му
ция

кабинет

Фронтальный
опрос

16,17

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Сбор
фактов

кабинет

СРИ

Сентябрь

23,24

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Лекция,
беседа

4+4

Фейк
инфо

кабинет

СРИ

5

Сентябрь

30

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

4+4

кабинет

СРИ

6

октябрь

01

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

4+4

Сверка
информа
ции
заметка

кабинет

СРИ

7

октябрь

7,8

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+4

заметка

кабинет

СРИ

8

октябрь

14,15

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

репорта
ж

кабинет

СРИ

9

октябрь

21,22

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

опрос

кабинет

СРИ

28,29

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

4+4

интервь
ю

кабинет

Беседа,СРИ

10

октябрь

11

ноябрь

5

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Круглый
стол

кабинет

Беседа, СРИ

12

ноябрь

11,12

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,
СРИ

13

ноябрь

18,19

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Определ
ние
жанров
Журигра

кабинет

Обсуждение,
СРИ

14

ноябрь

25,26

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Итог
занятие

кабинет

Обсуждение,
СРИ

15

декабрь

2,3

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

заметка

кабинет

Обсуждение,
СРИ

16

декабрь

9,10

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

редактир
ование

кабинет

Обсуждение,
СРИ

17

декабрь

16,17

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Работа с
газетой

кабинет

Обсуждение,
СРИ

18

декабрь

23,24

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

заголовк
и

кабинет

Обсуждение,
СРИ

19

декабрь

30,31

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,
СРИ

20

январь

13,14

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Новогод
ние
заметки
заметки

кабинет

Обсуждение,
СРИ

Коррект
ор,
словари
Этика
журнали
ста
Экскурс
ия в
музей
Права и
обязанно
сти
Обзор
жанров

кабинет

Обсуждение,
СРИ

кабинет

Обсуждение,
СРИ

Музей У-У

Обсуждение,

кабинет

Обсуждение,

кабинет

Обсуждение,

21

январь

20,21

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

22

январь

27,28

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

23

февраль

3,4

09.00 – 11.00
11.00-13.00

беседа

2+2

24

февраль

10,11

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

25

февраль

17,18

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

26

февраль

24,25

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Худож
жанры

кабинет

Обсуждение,

27

март

2,3

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

юмореск
а

кабинет

Обсуждение,

28

март

9,10

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

юмореск
а

кабинет

Обсуждение,

29

март

16,17

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,

30

март

23,24

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Жанры
журнали
стики
заметка

кабинет

Обсуждение,

31

март

30,31

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

репотаж

кабинет

Обсуждение,

6,7

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

интервь
ю

кабинет

Обсуждение,

32

апрель

33

апрель

13,14

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Письмен
ная раб

кабинет

Обсуждение,

34

апрель

20,21

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,

35

апрель

27,28

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,

36

май

4,5

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

кабинет

Обсуждение,

11,12

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Творчес
кая
работа
Экскурс
ия по
медимес
там
Творчес
кая
работа
Экскурс
ия в
худмузе
й

кабинет

Обсуждение,

37

май

38

май

18,19

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

39

май

25,26

09.00 – 11.00
11.00-13.00

Практику
м, беседа

2+2

Подведе
ние
итогов
Подведе
ние
итогов

кабинет

Обсуждение,

кабинет

Обсуждение,

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Получено
по
«Новые места»:

Характеристика
Площадь кабинета (зала) 20 кв.м.
характеристика помещений для занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная
литература (при наличии)ноутбук, раздаточные
материалы, методическая литература, газеты,
журнлы, книги, словари.
Программе Пока нет

Информационное обеспечение
Ссылки:

-аудио
- видео
- фото
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение Курсы повышения квалификации «Организация работы
программы
по сохранению и укреплению здоровья детей в системе
допобразования.
Сетевая форма реализации Соцсети телеграм
программы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе творческих заданий,
творческая работа на основе проекта Моя Россия, моя родина. конкурсы,
выставки, фестивали и т.д.
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
грамотно изложить информацию в жанре
Уровень способностей детей
заметки, корреспонденции, блиц-интервью;
вести беседу с интервьюируемыми людьми,
владеть
фактами,
документами,
историческими данными;
написать мини-рецензию на фильм или
спектакль. Результат: публикация в газете;
грамотно подготовить материалы для
соцсети (результат - публикация в одном из
таких изданий).
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности

Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ

Метапредметная диагностика:
уровень
сформированности
компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
(при Рубежная - 25- 25 мая в конце 1 года обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. – М., Изд-во Моск. Ун-та,
1982.
Айламазьян А.М., Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой
игры. – в кн.Психолого-педагогические проблемы обучения. (Под ред.А.А.Бодалева).
– М., 1979.
Э. Место телевидения в системе средств массовой информации. – М., 1976.
Багиров Э. Очерки теории телевидения. – М., 1978.
Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. – М., 1981.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. – Кемерово, «Алеф», 1992.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Лениздат, 1992.
Болкунов А.Н. Гражданская журналистика в учебной газете. - Саратов. Издательство
саратовского университета. 2000.
Боумен У. Графическое представление информации. – М., «Мир», 1971.
Восприятие и воображение. Сборник под ред.Е.И.Игнатьева – М., 1963.
Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., «Эйдос», 1996.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, «Современное Слово», 1998.
Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., Изд-во
Моск.ун-та, 1984.
Ганичев В.Н. Молодежная печать: история, теория, практика. – М., «Мысль», 1976.
Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.
Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве Москвы. Из
опыта работы по реализации проекта «Развитие медиакультуры учащихся в
информационно-образовательном пространстве города Москвы». - М. 2013.
Дейниченко В. Самое главное о юной прессе или как стать юнкором. - Тула. ООО
РИФ «ИНФРА». 2008.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы
российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. – М.,
1994.
Детская журналистика в СССР: Библиографический указатель. – Л., Изд-во ЛГУ,
1974.
Доржиева Л.Б. Пособие для начинающих журналистов. Улан-Удэ, 2003.
Доржиева Л.Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования. Тип. БГСХА., 2013.
Доржиева Л.Б. Современная детская пресса Бурятии.- тип. БГСХА, 2011.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

49.
50.
51.
52.

Доржиева Л.Б. Социализация личности ребенка в процессе педагогической
деятельности детских информационных объединений.- тип. БГСХА, 2014.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. – М., «Просвещение», 1988.
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Серия
«Журналистика и право», вып.2. – М., фирма «Гардарика», 1996.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., «Academia», 1996.
Игры на все случаи. Сборник игр в помощь вожатым детских лагерей и школ,
классным руководителям, культорганизаторам, руководителям дворовых клубов. –
Вологда, 1992.
– обучение, тренинг, досуг… (под ред.В.В.Петрушинского). – М., «Новая школа»,
1994.
Искусство разговаривать и получать информацию. – М., 1992.
Книга рецептов для редакторов и редакторш. Немецкая юношеская пресса. - М.
ЮНПРЕСС. 2006.
Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. – Л., 1982.
Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М., «Мир», 1993.
Леви В. Цвет судьбы. – Спб., «Питер», 1993.
Леви В. Искусство быть другим. – Спб., «Питер», 1993.
Леви В. Разговор в письмах. – СПб., «Питер», 1993.
Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., «Питер», 1992.
Леви В. Искусство быть собой. – М., «Знание», 1991.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., «Смысл», 1993.
Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1931.
ЛиндсейП, Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1974.
Логика. (Под общей редакцией проф.В.Ф.Беркова) – Минск, «Вышэйшая школа»,
1994.
Ляшко Т.В., Синицына Е.И. Через игру – к творчеству. (Методическое пособие). –
Обнинск, 1994.
Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического
производства. – М., «Книга, лтд», 1994.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память
вашего ребенка. – М., «Эйдос», 1994.
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. и др. – Школа эйдетики. Развитие
памяти, образного мышления, воображения. Том 1. Запоминание цифр, телефонов,
исторических дат. – М., «Эйдос», 1994.
А. Радио – детям. Методические рекомендации по организации профильного лагеря
юных корреспондентов на примере областного. – Томск, 1987.
Методика обучения школьников основам журналистского мастерства.
Воспитательная, организационная и массовая работа. (По материалам Всесоюзного
семинара руководителей ю\кобъединений и коллективов.) С.Саенко, В.Майофис.
Части 1,2. – Томск, 1988.
Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационнообразовательного пространства. М. Лига юных журналистов, Департамент
образования г. Москвы, 2014 г.
Нельсон Дж. Проблемы дизайна. – М., 1971.
Олешко В.Ф. Заложники гласности. Молодежная печать второй половины
восьмидесятых годов: характер изменений, тенденции развития, противоречия. –
Екатеринбург, МИПП «Рафис». 1992.
О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Президентская программа «Дети
России». - М. Творческое объединение ЮНПРЕСС. 1997.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

Организация
издательской
деятельности
в
системе
дополнительного
профессионального педагогического образования - М. МБОУ Педагогическая
академия. Министерство образования Московской области. 2012
Особенности работы в молодежной газете. – М., «Высшая школа», 1985.
Отт У. Вопрос+ответ=интервью. – М., 1991.
Оформление периодических изданий (под ред.Киселева А.П.) – М., 1988.
Пионерский пресс-центр в дружине и дворце пионеров. – Алма-Ата, 1987.
детей в России (социальный портрет). Под общей редакцией А.А.Лиханова,
Е.М.Рыбинского. – М., «Дом», 1993.
Пресс-центр в дружине. Методические рекомендации. – Капчагай, 1987.
Примерный тематический план и программы работы кружков юнкоров во
внешкольных учреждениях (1-й, 2-й и 3-й годы обучения). – Донецк, Донецкий
областной Дворец пионеров и школьников им.Артема, 1988.
Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовой коммуникации. –
М., ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1976.
Прописные истины для начинающих журналистов. (Составитель Е.Ю.Кузин). – М.,
Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. – М., «Лайда», 1997.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., «Высшая школа»,
1987.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. -–М.,
«Айрис Рольф», 1996.
«Сбор-90». Опыт. Практика. Проблемы. (По материалам самодеятельных газет и
журналов старшеклассников). Июль-август 1990.
Сборник творческих программ и концепций. Ассоциация творческих учителей
России. – М., 1994.
Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей
начальной школы. Ч.1, 2. – М., ТОО ИнтелТех, 1995.
Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. – М., 1987.
Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы
международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде. – М.,
1994.
Сборник творческих программ и концепций. Ассоциация творческих учителей
России. – М., 1994.
Стадникова Н.А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей
начальной школы. Ч.1, 2. – М., ТОО ИнтелТех, 1995.
Суханов А. Мир информации: история и перспективы. – М., «Мысль», 1986.
Табашников И.Н. Газета делается по модели. – М., 1980.
Телевидение и радиовещание за рубежом. Работа телеоператора службы новостей
(реферативные обзоры). 5. – Всесоюзный институт повышения квалификации
работников телевидения и радиовещания., М., 1991.
Ученова В. Беседы о журналистике. – М., «Молодая гвардия», 1985.
Фастовец Е.В. Газетная графика: структура, оформление и принципы
моделирования. Автореф.канд.дисс. – М., 1973.
Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка - М. Российский
университет дружбы народов. 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».