ДООП_Петрова_А_А_Эстрадный_вокал_Колибри

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Вокальной студии «Колибри»
«Эстрадный вокал»

Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый

Автор-составитель:
Петрова Анастасия Андреевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ,
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
6
7
20
27
28
29
30

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа
2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.

Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г.
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное
искусство – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может
каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения
художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие
многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и
музыка.
Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из
эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения
укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения
способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее
состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность,
дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека,
повышает умственную активность мозга.
Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет
предмет вокала. Занятия по вокалу дают возможность активно участвовать в
исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают
музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся
более полно раскрыть образ
избранного им персонажа. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности
(звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя характер своего
героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это увидит зритель, предстоит огромная
совместная работа педагога и обучающихся.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Программа «Эстрадный вокал» предназначена для младших, средних и старших
школьников в возрасте: 7-14 лет. Группы комплектуются в соответствии с возрастными
особенностями, в составе 10-12 человек. В вокальную студию принимаются дети от 7 до
14 лет на свободной основе, при наличии у них желания заниматься ансамблевым и
сольным пением. Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными
возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и
песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и
ансамблевым пением.
Срок и объем освоения программы: Дополнительная образовательная программа
«Эстрадный вокал» рассчитана на трехлетнее обучение.
Полный объем - 648 учебных часов, из которых:

- Первый год обучения – 216 часов; это начальный этап, который предполагает,
что дети научатся чисто интонировать, правильно дышать во время исполнения, петь
чисто и слаженно в ансамбле несложные песни, в унисон, с сопровождением и без
сопровождения инструмента, фонограммы. Ознакомятся со строением голосового
аппарата, понятиями «диапазон», «тесситура», «тембр», «дикция». Научатся навыкам
извлечения округлого звука, певческого дыхания (диафрагмального). Ознакомятся со
сценической культурой, элементами хореографии. Первый этап способствует развитию
интереса к творчеству в коллективе. Учащиеся приобретут первичный опыт в
представлении своей работы на концертах.
- Второй год обучения – 216 часов; на данном этапе предполагается овладение
специальными знаниями, умениями и навыками, более углубленное изучение вокальной и
музыкальной терминологии. Совершенствование над формированием силы звука
овладение элементарными техническими навыками, развитие слуха. Ведется работа над
расширением диапазона. Подбирается более сложный репертуар. Продолжается работа
над сценическим мастерством на более сложном уровне. У учащихся формируется более
устойчивая потребность в занятии данным видом творчества, участие в концертах и
конкурсах более высокого уровня.
- Третий год обучения – 216 часов; в этот образовательный период ведется более
углубленное изучение музыкальной терминологии (лад, метр, размер, интервалы, знаки).
Большое внимание отводится работе над выравниванием звучности голоса на всем
диапазоне, развитие четкой дикции, «сглаживанием» переходных нот. Более углублённое
изучение вокальных техник и приемов (субтон, тванг, микст, белтинг). Подбор более
сложного репертуара. Более детально ведется работа над художественным образом.
Форма обучения: очная
Режим занятий:
Продолжительность
занятия (час)

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
часов в
неделю

Кол- во часов в
год

обучения
1 год

2

3

6

216

2 год

2

3

6

216

3 год

2

3

6

216

Год

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы: Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом
возможностей каждого ребенка, формирование навыков выразительного исполнения
вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитание
эмоциональной отзывчивости на прекрасное в искусстве, жизни, природе; воспитание
потребности к творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать навыки певческой установки учащихся;
• Формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• Формировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3
голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
• Обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
• Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
• Формировать навыки творческой деятельности.
Воспитательные:
• Формирование музыкальной культуры;
• Формировать целостное представление об искусстве;
• Воспитать художественно – эстетический вкус, интерес к искусству;
• Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
• Создать условия реализации творческих способностей;
Развивающие:
• Развитие общей культуры личности детей;
• Развить память, произвольное внимание, творческое мышление, воображение;
• Развить навыки сольного пения, пения в ансамбле;
• Развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального
исполнительства.
• Развить способность активного восприятия искусства;
• Развить музыкальный слух;
• Совершенствовать речевой аппарат;
• Развить певческое дыхание;
• Развить преодоление мышечных зажимов;
• Развить артистическую смелость;
• Расширить диапазон голоса;
• Развить умение держаться на сцене.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети смогут:
Предметные:
•
ознакомиться с музыкальным и поэтическим народным творчеством;
•
научиться простым приёмам игры на народных инструментах;
•
научиться простейшим хореографическим элементам;
•
научиться базовым вокальным приёмам, исполнять простые песни и распевки в
современной обработке, в игровой форме.
Метапредметные:
•
улучшить процессы внимания, артикуляции, речи, зрительной и двигательной
памяти, наблюдательности, мелкую моторику рук;
•
активизировать музыкальные способности, улучшить слух, чувство ритма,

память, музыкальность и артистизм;
•
улучшить процессы эмоциональной сферы личности, почувствовать потребность
самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
Личностные:
•
формировать представление об окружающем мире;
•
улучшить произвольную регуляцию поведения;
•
формировать социально-культурную модель поведения в процессе группового
общения;
•
улучшить музыкально-практические умения и навыки музыкальной
•
деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческие способности;
•
формировать
целеустремлённость,
упорство
в
личностном
самосовершенствовании, усидчивость и трудолюбие;
•
почувствовать любовь к музыке и творчеству, как к источнику народной
мудрости, красоты и жизненной силы.
Способы и формы проверки результатов:
Так как эстрадный вокал - это прежде всего выступление на публике, то и оценивание
результативности в основном проходит в виде выступлений на мероприятиях,
концертах и конкурсах различного уровня. Также проводится диагностика (входная,
промежуточная, итоговая).

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия

3

Форма контроля

ВСЕГО ЧАСОВ

2 год обучения

3 год обучения

52
164
Педагогические
наблюдения,
собеседование,
опрос, творческое
задание,
показательные
выступления
216

48
168
Педагогические
наблюдения,
собеседование,
опрос, творческое
задание,
показательные
выступления
216

1 год обучения
53
163
Педагогические
наблюдения,
собеседование,
опрос, творческое
задание,
показательные
выступления
216 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№

Наименование раздела/темы

1. Введение в общеобразовательную
программу
1.1
Вводное занятие
2.
2.1

Пение как вид музыкальной деятельности:
Правила охраны детского голоса.

Количество часов
всего теория
практ.
2

1

1

2

1

1

34
4

16
2

18
2

формы
контрол
я
собеседо
вание
опрос

2.2

Строение голосового аппарата
Диагностика. Прослушивание детских
голосов

6

2

4

16
8

8
2

8
6

3. Место эстрадного вокала в музыкальном
искусстве.
3.1
Эстрадный вокал – как вид искусства.

22

16

6

4

2

2

3.2

Анализ современного эстрадного
репертуара.
Стиль и манера исполнения

12

4

8

3.3

Технические средства эстрадного вокала

6

4

2
36
30

2.3
2.4

Понятие о сольном и ансамблевом пении
Фонограмма, её особенности и
возможности

4. Работа с репертуаром
5. Формирование основных вокальных
навыков.
5.1
Звукообразование

36
46

16

16

6

10

5.2

Певческое дыхание

14

4

10

5.3

Дикция и артикуляция

16

6

6. Работа с репертуаром
7. Музыкально-ритмические движения
7.1
Основы музыкального движения
7.2
Сценический имидж

36
18
12
6

8. Социальная практика
8.1
Репетиционная работа
Концертная деятельность
9. Итоговое занятие вокального коллектива
«SKAT»
9.1

Отчетный концерт

8
6
2

36
10
6
4

20
20

-

20
20

2

-

2

2

ИТОГО:

10

216

2

53

163

творческ
ое
задание
опрос
показател
ьное
выступле
ние
собеседо
вание
показател
ьное
выступле
ние
собеседо
вание

показател
ьное
выступле
ние
наблюден
ие
наблюден
ие
опрос
творческ
ое
задание
показател
ьное
выступле
ние

показател
ьное
выступле
ние

Второй год обучения
№

Наименование раздела/темы

1. Введение в образовательную программу
1.1.
2.1.
2.2.

Вводное занятие
2. Восприятие музыки
Формирование музыкальной культуры
Эстрадное творчество

2.3.

всего

теория

2

1

2
34

1
12

практи
ка
1
1
22

формы
контроля
беседа

9
9

3
3

6
6

8

3

5

опрос
показательное
выступление
беседа
опрос

Произведения современных
отечественных композиторов
2.4.
Творчество русских композиторов
классиков
3. Певческая деятельность

8

3

5

88

31

57

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Голосовой аппарат
Певческая установка
Дыхание - основа пения
Артикуляция
Дикция

6
8
8
10
12

3
2
2
4
3

3
6
6
6
9

3.6.
3.7.

Различные манеры пения
Фальцетный механизм
звукообразования
Вокально-технические правила.
Певческая техника
Слуховое восприятие
Интонирование

10
8

4
3

6
5

беседа
опрос
наблюдение
наблюдение
Творческое
задание
тестирование
беседа

10

3

7

опрос

4
8

2
3

2
5

4
26

2

2
18

наблюдение
Творческое
задание
беседа

3.8.
3.9.
3.10

3.11
Профилактика и гигиена голоса
4. Музыкально-ритмические движения

8

4.1.

Ритмические движения

6

2

4

4.2.

Танцевальные движения

6

2

4

4.3.

Танцевальный репертуар

4

1

3

4.4.
4.5.

Сценический имидж
Сценическая постановка произведения

4
6

1
2

3
4

-

28
36
36

6.1.
7.1.

5. Работа над репертуаром
6. Социальная практика
Репетиционная работа
Концертная деятельность
7. Итоговое занятие
Отчетный концерт
ИТОГО:

28
36
36

-

2
2

-

2

216

52

164

показательное
выступление
диагностичес
кие игры
собеседовани
е
опрос
показательное
выступление

показательное
выступление

2
показательное
выступление

Третий год обучения
№

Наименование раздела/темы

1. Введение в образовательную
программу
1.1.
Введение в программу
2. Восприятие музыки
2.1.
Музыкальная грамота
2.2
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры.
2.3.
Народное творчество
2.4.
2.5.
3.1.
3.2.

Произведения современных
отечественных композиторов
Творчество русских композиторовклассиков
3. Певческая деятельность
Дыхание и его виды. Звукоизвлечение
Интонация и слуховое восприятие

Количество часов
Всего

Теория

2

1

Практи
ка
1

2
28
5
5

1
13
2
2

1
15
3
3

собеседование

6

3

3

6

3

3

творческое
задание
опрос

6

3

3

собеседование

78
12
12

24
4
4

54
8
8

3.3.

Звуковысотный диапазон

12

4

8

3.4.

Унисон

14

4

10

3.5.

Двухголосие

14

4

10

3.6.

Пение a’capello

14

4

10

30

10

20

4

1

3

5
6
8
7

2
2
3
2

3
4
5
5

4. Музыкально-ритмическая
деятельность
4.1.
Ритмические движения
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

Танцевальные движения
Танцевальный репертуар
Сценический имидж
Сценическая постановка произведения

5. Работа над репертуаром
6. Социальная практика
6.1.
Участие в конкурсах, фестивалях,
концертная деятельность
7. Выпускной бал
7.1 Выпускной концерт
ИТОГО:

формы
контроля

36
40
40

-

36
40
40

2
2

-

2
2

216

48

168

опрос
тестирование

наблюдение
творческое
задание
показательное
выступление
показательное
выступление
показательное
выступление
показательное
выступление
творческое
задание
наблюдение
опрос
собеседование
показательное
выступление
показательное
выступление
показательное
выступление

1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Первый год обучения
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.
Тема 1.1. Вводное занятие.
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. История
зарождения эстрадного жанра.
ПРАКТИКА: Знакомство с творческим объединением по эстрадному вокалу «SKAT».
Просмотр концертных номеров выпускников и учащихся.
Раздел 2. ПЕНИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 2.1 Правила охраны детского голоса. Строение голосового аппарата
(2 часа теория 2 часа практика)
ТЕОРИЯ: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и
постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков
ПРАКТИКА: Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение;
несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная
техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям
детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Тема 2.2 Диагностика. Прослушивание детских голосов
(2 часа теория, 4 часа практика)
ТЕОРИЯ: Объяснение целей и задач вокального объединения «SKAT»
ПРАКТИКА: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными
учащихся. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя
профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Прослушивание детских
голосов.
Тема 2.3 Понятие о сольном и ансамблевом пении
(8 часов теория, 8 часов практика)
ТЕОРИЯ: Пение - как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о
солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете) Правила
набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении Разновидности
ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый,
дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении
ПРАКТИКА: Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем.
Разучивание репертуарных песен для ансамбля.
Тема 2.4 Фонограмма, её особенности и возможности
(2 часа теория, 2 часа практика)
ТЕОРИЯ: Фонограмма. Прослушивание плюсовых фонограмм.
Прослушивание
минусовых фонограмм.
ПРАКТИКА: Раскрытие слова фонограмма. Слушание видов фонограмм. Студийные,
любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения на примерах
плюсовых и минусовых программ.
Раздел 3. МЕСТО ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Тема 3.1 Эстрадный вокал – как вид искусства.
(теория 2 практика 2 часов)
ТЕОРИЯ: Что такое эстрадный вокал? Элементы эстрадного вокала: народные мотивы,
элементы джаза, авторская песня, элементы рок музыки. Отличия эстрадного вокала от

академического вокала.
ПРАКТИКА: Слушание аудио и просмотр видеозаписей эстрадного коллектива «ЭКОЛЬ».
Тема 3.2 Анализ современного эстрадного репертуара.
Стиль. Манера исполнения
(4 часа теория, 8 часов практика)
ТЕОРИЯ: эстрадный репертуар. Виды, особенности.
ПРАКТИКА: Слушание аудио и просмотр видеозаписей шоу-группы «Соловушка»,
самоанализ эстрадного исполнения вокального коллектива.
Тема 3.3 Технические средства эстрадного вокала.
(4 часа теория, 2 часа практика)
ТЕОРИЯ: Выбор микрофонов в зависимости от характера и условий выступления.
Основные проблемы с микрофоном на сцене. Включение микрофона, переключения на
корпусе микрофона, их обозначение. Положение микрофона. Правильная позиция захвата.
Рабочее расстояние для используемого микрофона. Местоположение певца на сцене.
ПРАКТИКА: Тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с
микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой.
Раздел 4. РАБОТА С РЕПЕРТУАРОМ
Тема 4.1 Работа над музыкальными произведениями.
(36 часов практика)
ПРАКТИКА: Тренировочные занятия, работа над вокальными произведениями.
Разучивание вокальных произведений.
Раздел 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
Тема 5.1 Звукообразование.
(теория 6 часов, практика 10 часов)
ТЕОРИЯ: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная);
движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы
звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения
ПРАКТИКА: Пение nonlegato, legato, staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Тема 5.2 Певческое дыхание
(4 теория, 10 практика)
ТЕОРИЯ: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный.
Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры
звука» на дыхании.
ПРАКТИКА: Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная
установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений:
на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое
дыхание
Тема 5.3 Дикция и артикуляция.
(теория 6 часов, практика 10 часов)
ТЕОРИЯ: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений
голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой
певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
ПРАКТИКА: Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков

Раздел 6. РАБОТА С РЕПЕРТУАРОМ
Тема 6.1 Работа над музыкальными произведениями.
(практика 36 часов)
ПРАКТИКА: Тренировочные занятия, работа над вокальными произведениями.
Разучивание вокальных произведений.
Раздел 7 МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Тема 7.1 Основы музыкального движения
(теория 6, практика 6 часов)
ТЕОРИЯ: Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения.
Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.
Пластичность и статичность вокалиста
ПРАКТИКА: Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни.
Тема 7.2 Сценический имидж
(теория 2 практика 4)
ТЕОРИЯ: Раскрытие темы. Что такое «имидж». Как он влияет на человека.
Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж
ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов.
Формирование
сценической культуры.
Раздел 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Тема 7.1 Репетиционная работа. Концертная деятельность
(практика 20 часов)
ПРАКТИКА: Концертная деятельность - заключительный этап работы.
Подготовка к творческому отчёту.
Раздел 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ВОКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
«SKAT»
Тема 8.1 Отчетный концерт.
(практика 2 часа)
ПРАКТИКА: День открытых дверей. Выступление учащихся перед родителями. Вручение
дипломов.
Второй год обучения
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1 Вводное занятие
(теория 1, практика 1)
ТЕОРИЯ: Знакомство с программой второго года обучения. Правила поведения на
занятиях. Техника безопасности. История возникновения эстрадного искусства. Жанры
вокального исполнительства.
ПРАКТИКА: Игры на знакомство «Снежный ком», «Вернисаж». Слушание музыки.

Раздел 2. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Тема 2.1 Формирование музыкальной культуры
(теория 3, практика 6)
ТЕОРИЯ: Музыкальная культура: эстетика, художественные образы, жанры,
музыкальный стиль, композиторы. Нотная грамота. Музыкальный слух, музыкальная
память, чувство ритма. Понятие вокального слуха, умение слышать достоинства и
недостатки звучания голоса; анализ качества пения исполнителя. Понятие «культура
слушателя». Творчество композиторов.
ПРАКТИКА: Выполнение упражнений с определенными сложностями. Формирование
вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания
голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей
группы.
Тема 2.2 Эстрадное творчество
(теория 3, практика 6)
ТЕОРИЯ: Эстрадная песня как жанр музыкального произведения. Своеобразие эстрадного
поэтического языка. Средства исполнительской выразительности в соответствии с
жанрами песен.
ПРАКТИКА: Слушание произведений данного жанра, беседа о прослушанном, анализ
произведения. Пение оригинальных эстрадных песен без сопровождения, с
сопровождением музыки. Исполнение эстрадной песни сольно и вокальным ансамблем.
Тема 2.3 Произведения современных отечественных композиторов
(теория 3, практика 5)
ТЕОРИЯ: Знакомство с творчеством современных отечественных композиторов. Краткая
информация о жизни и творчестве Г. Гладкова, В.Шаинского, М.Дунаевского, А.
Пахмутовой.
ПРАКТИКА: Слушание произведений современных отечественных композиторов. Беседа
о прослушанном произведении, анализ произведения. Просмотр видеозаписей Детского
Евровидения. Проект «Голос дети». Разбор выступлений.
Тема 2.4 Творчество русских композиторов классиков
(теория 3 практика 5)
ТЕОРИЯ: Знакомство с биографией и произведениями русских композиторов - классиков.
Краткая информация о жизни и творчестве П.И.Чайковского, А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского.
ПРАКТИКА: Слушание произведений русских композиторов-классиков. П.И.Чайковский.
Цикл пьес «Детский альбом»; музыкальные фрагменты из балетов «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик» М.П.Мусоргский. Пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки»;
А. П. Бородин. Квартет №2. Беседа о прослушанном произведении, анализ произведения.
Посещение концертного зала филармонии/театра оперы и балета.
Раздел 3. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 3.1 Голосовой аппарат
(теория 3, практика 3)
ТЕОРИЯ: Строение голосового аппарата с использованием наглядного и видеоматериала.
ПРАКТИКА: Пение на одном звуке.
Тема 3.2 Певческая установка
(теория 2, практика 6)
ТЕОРИЯ: Особенности певческая установка, правильная рабочая установка. Подготовка
удобного положения корпуса, головы во время пения.
ПРАКТИКА: Отработка навыков правильной певческой установки. Пение упражнений (на

одном звуке, пение звукоряда).
Тема 3.3 Дыхание-основа пения
(теория 2 практика 6)
ТЕОРИЯ: Понятие дыхание, дыхательная система, особенности дыхания. Понятие
диафрагма. Типы певческого дыхания. Способы снятия внутреннего напряжения.
ПРАКТИКА: Техника дыхания. Разминка на дыхание по Стрельниковой и Емельянову.
Тренировка мышц диафрагмы. Упражнение на дыхание. Упражнения для снятия
внутреннего напряжения.
Тема 3.4 Артикуляция
(теория 4, практика 6)
ТЕОРИЯ: Понятие артикуляция. Строение артикуляционного аппарата.
ПРАКТИКА: Упражнения на отработку навыков правильно сформированной артикуляции,
на формирование гласных и согласных звуков. Выполнение упражнений перед зеркалом.
Тема 3.5 Дикция
(теория 3, практика 9)
ТЕОРИЯ: Понятие дикции. Правильное произношение текстового содержания
произведения. Произношение твердых согласных и гласных. Способы произношения
сложных согласных (р ш с). Способы проведения гласных и согласных звуков.
ПРАКТИКА: Упражнения на развитие дикции, скороговорки «Андрей воробей», «От
топота копыт», «Мы перебегали берега». Упражнения на гласные звуки. Пропевание
согласных на примере упражнений «Родина моя», «Да-да-бра».
Тема 3.6 Различные манеры пения
(теория 4, практика 6)
ТЕОРИЯ: Академическое, эстрадное, народное манеры пения. Виды штрихов (staccato,
non legato, legato).
ПРАКТИКА: Прослушивание музыкальных фрагментов. Упражнения на различные
манеры пения. Отработка упражнений на (staccato, non legato, legato).
Тема 3.7 Фальцетный механизм звукообразования
(теория 3, практика 5)
ТЕОРИЯ: Понятие голосовое звучание, звучание верхнего резонатора. Фальцетное
звучание, правильное формирование фальцетного звучания.
ПРАКТИКА: Упражнения, позволяющие освободить голосовой аппарат, связки.
Упражнения на фальцетное звукоизвлечение. Отработка фальцетного, головного,
полетного звучания. Упражнения «Качели», «Сверчок».
Тема 3.8 Вокально-технические правила. Певческая техника
(теория 3, практика 7)
ТЕОРИЯ: Формирование правильной певческой техники пения.
ПРАКТИКА: Исполнение несложных вокализов, упражнений.
Тема 3.9 Слуховое восприятие
(теория 2, практика 2)
ТЕОРИЯ: Познакомить с термином слуховое восприятие. Разъяснить, как слух помогает
при пении.
ПРАКТИКА: Воспроизведение несложных мелодических последовательностей в пределах
первой октавы.
Тема 3.10 Интонирование
(теория 3 практика 5)
ТЕОРИЯ: Способы и приемы интонирования. Мелодический рисунок. Разбор
мелодической линии.
ПРАКТИКА: Исполнение несложных попевок в пределах одной октавы. Разучивание
мелодии с соблюдением чистоты интонации. Отработка интонационно сложных мест.
Тема 3.11 Профилактика и гигиена голоса
(теория 2, практика 2)

ТЕОРИЯ: Здоровье и уход за голосом. Правила поддержания хорошего голоса, правила
предупреждения простудных заболеваний.
ПРАКТИКА: Рекомендации в случае заболевания голосовых связок.
Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Теме 4.1 Ритмические движения
(теория 2, практика 4)
ТЕОРИЯ: Ритмика. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве.
Ритмические рисунки на хлопках и шагах. Позиции и движения головы, рук, ног.
Движения рук без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
ПРАКТИКА: Выполнение ритмических упражнений под музыку. Умение производить на
хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки. Упражнения с мячами, обручами,
лентами, флажками.
Тема 4.2 Танцевальные движения
(теория 2, практика 2)
ТЕОРИЯ: Дробные движения, присядки, хлопки. Сюжетные движения.
ПРАКТИКА: Выполнение имитационных упражнений, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность человека).
Тема 4.3 Танцевальный репертуар
(теория 1, практика 3)
ТЕОРИЯ: Народное творчество. Русский переменный ход, русский дробный ход. Русский
хоровод, русские пляски.
ПРАКТИКА: Просмотр видео с народными песнями. Выполнение упражнений: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками; выставление ноги с
носка на пятку.
Тема 4.4. Сценический имидж
(теория 1, практика 3)
ТЕОРИЯ: Раскрытие темы. Что такое «имидж» - как он влияет на человека.
Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж
ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической
культуры.
Тема 4.5 Сценическая постановка произведения
(теория 2, практика 4)
ТЕОРИЯ: Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на
конкурсах.
ПРАКТИКА: Анализ выступлений (как подается произведение, как раскрывается
художественный образ).
Раздел 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
Тема 5.1 Работа над репертуаром
(практика 28)
ПРАКТИКА: Исполнение песни под аккомпанемент или минусовую фонограмму
(контроль за процессом исполнения, работа с микрофоном). Отработка сценического
движения (жест, мимика, раскрытие образа).
Раздел 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Тема 6.1 Репетиционная работа Концертная деятельность
(практика 36)

ПРАКТИКА: Повторение репертуара и музыкально-ритмических движений.
Подготовка к концертным выступлениям.
Раздел 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема 7.1. ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ
(практика 2 часа)
ПРАКТИКА: Концерт для родителей коллектива «SKAT». Выдача дипломов.
Третий год обучения
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1 Введение в программу
(теория 1, практика1)
ТЕОРИЯ: Встреча старых друзей. Ознакомление с программой третьего года обучения.
Экскурсия в историю вокальной музыки. Зарождение вокальной музыки в древние
времена. Беседа о здоровье и уходе за голосом.
ПРАКТИКА: Беседа на тему «Как я провел лето». Анкетирование. Тренинги. Чаепитие.
Раздел

2. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Тема 2.1 Музыкальная грамота
(теория 2, практика 3)
ТЕОРИЯ: Основные музыкальные термины, перевод с итальянского. Нотная грамота.
Музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма.
ПРАКТИКА: Выполнение упражнений с определенными сложностями.
Тема 2.2 Расширение музыкального кругозора
и формирование музыкальной культуры.
(теория 2, практика 3)
ТЕОРИЯ: Понятие вокального слуха, умение слышать достоинства и недостатки звучания
голоса; анализ качества исполнителя.
ПРАКТИКА: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать
достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Тема 2.3 Эстрадное творчество
(теория 3, практика 3)
ТЕОРИЯ: Эстрадная песня как жанр музыкального произведения. Особенности эстрадной
песни: слоговая распевность, своеобразие ладовой окрашенности, ритм и
исполнительский стиль в зависимости от жанра песни. Своеобразие эстрадного
поэтического языка. Средства исполнительской выразительности в соответствии с
жанрами песен.
ПРАКТИКА: Слушание произведений данного жанра, беседа о прослушанном, анализ
произведения. Пение оригинальных эстрадных песен с музыкальным сопровождением и
без сопровождения. Исполнение эстрадной песни сольно и вокальным ансамблем.
Тема 2.4 Произведения современных отечественных композиторов
(теория 3, практика 3)
ТЕОРИЯ: Знакомство с творчеством современных отечественных композиторов. «Детское
Евровидение», телепроект «Голос».
ПРАКТИКА: Прослушивание произведений современных отечественных композиторов.
Беседа о прослушанном произведении, анализ произведения.

Тема 2.5 Творчество русских композиторов-классиков
(теория 3, практика 3)
ТЕОРИЯ: Знакомство с биографией и произведениями русских композиторов-классиков.
ПРАКТИКА: Слушание произведений русских композиторов-классиков. Беседа о
прослушанном произведении, анализ произведения.
Раздел 3. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 3.1 Дыхание и его виды. Звукоизвлечение
(теория 4, практика 8)
ТЕОРИЯ: Дыхание и его виды. Понятия грудобрюшное дыхание. Выравнивание звука.
Укрепление певческого дыхания. Четкость и ясность артикуляции.
ПРАКТИКА: Тренировка грудобрюшного дыхания. Упражнения на выравнивание звука,
развитие и укрепление певческого дыхания. Работа над совершенствованием звука,
отработка четкой дикции и ясной артикуляции.
Тема 3.2 Интонация и слуховое восприятие
(теория 4, практика 8)
ТЕОРИЯ: Интонационные, ритмические сложности (шестнадцатые, синкопы, полутоны,
хроматизмы)
ПРАКТИКА: Упражнения на четкую, чистую интонацию с использованием хроматизмов и
полутонов. Пение гаммы по полутонам вверх и вниз. Пение мелодии со скачками: кварты,
квинты, сексты, септимы, октавы.
Тема 3.3 Звуковысотный диапазон
(теория 4, практика 8)
ТЕОРИЯ: Понятие диапазона. Расширение диапазона.
ПРАКТИКА: Упражнения на расширение диапазона и подвижности голоса. Пение
упражнений с захватом более высоких и низких звуков.
Тема 3.4 Унисон
(теория 4, практика 10)
ТЕОРИЯ: Понятие «унисон». Выстраивание унисона одинакового, ровного звучания в
группе.
ПРАКТИКА: Практическое занятие на выстраивание унисона одинакового, ровного
звучания в группе. Пение упражнений на унисонное звучание.
Тема 3.5 Двухголосие
(теория 4, практика 10)
ТЕОРИЯ: Понятие двухголосия. Самостоятельное ведение своей партии при
одновременном звучании другой. Двухголосия эстрадной песни, в произведениях
различных жанров.
ПРАКТИКА: Двухголосные упражнения (на октаву). Пение двухголосия в эстрадных
песнях, в произведениях различных жанров.
Тема 3.6 Пение a’capello
(теория 4, практика 10)
ТЕОРИЯ: Пение a’capello - многоголосное ансамблевое пение без музыкального
сопровождения.
ПРАКТИКА: Пение упражнений без сопровождения.
Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 4.1 Ритмические движения
(теория 1, практика 3)
ТЕОРИЯ: Ритмика. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Варианты
ходьбы и бега, прыжков и подскоков, приседаний. Ритмические рисунки на хлопках и
шагах; предметами (с мячами, обручами, лентами, флажками). Позиции и движения

головы, рук, ног. Движения рук без предметов и с предметами (флажки, ленты).
ПРАКТИКА: Выполнение различных ритмических упражнений под музыку. Выполнение
прыжков, подскоков. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические
рисунки. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Сочетание хлопков и
притопов. Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за
спиной) движение корпуса и плеч.
Тема 4.2 Танцевальные движения
(теория 2, практика 3)
ТЕОРИЯ: Сюжетные движения. Сюжетные игры.
ПРАКТИКА: Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность человека). Выполнение муз игр с предметами: мячом, обручем,
кеглями, со скакалкой, лентами.
Тема 4.3 Танцевальный репертуар
(теория 2, практика 4)
ТЕОРИЯ: Эстрадное творчество. Жанры эстрадного музыкального творчества.
ПРАКТИКА: Просмотр видео с эстрадными песнями, разбор по жанрам.
Тема 4.4 Сценический имидж
(теория 3, практика 5)
ТЕОРИЯ: Раскрытие темы «Что такое «имидж»». Как он влияет на человека.
Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж
ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической
культуры.
Тема 4.5 Сценическая постановка произведения
(теория 2, практика 5)
ТЕОРИЯ: Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на конкурсах
(на видеоматериалах выступлений детей на детском Евровидении, «Голос»).
ПРАКТИКА: Анализ выступлений (как подается произведение, как раскрывается
художественный образ).
Раздел 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
Тема 5.1 Работа над репертуаром
(практика 36 часов)
ПРАКТИКА: Исполнение песни под аккомпанемент или минусовую фонограмму
(контроль за процессом исполнения, работа с микрофоном). Отработка сценического
движения (жест, мимика, раскрытие образа).
Раздел 6 СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Тема 6.1 Репетиционная работа Концертная деятельность
(практика 40 часов)
ПРАКТИКА: Повторение репертуара и музыкально-ритмических движений. Подготовка к
концертным выступлениям.
Раздел

7. ВЫПУСКНОЙ БАЛ

Тема 7.1. ВЫПУСКНОЙ КОНЦЕРТ
(практика 2 часа)
ПРАКТИКА: Концерт для родителей коллектива «SKAT». Выдача дипломов об освоении
программы.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения

№
п/и

Месяц

Число

Форма

Колво

Тема

Место

Форма

занятия

проведения

контроля

2

Вводное
занятие

ГДДЮТ. 35
каб.

Собеседова
ние

Правила
охраны
детского
голоса.
Строение
голосовог
о аппарата

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

1

Сентябрь

3

Время
проведения
занятия
10:00-12:00

2

Сентябрь

6

10:00-12:00

Беседа

2

3

Сентябрь

7

13:00-15:00

Беседа

2

4

Сентябрь

10

10:00-12:00

Беседа,
прослуш
ивание

2

Диагности
ка.
Прослуши
вание
детских
голосов

ГДДЮТ. 35
каб.

Творческое
задание

5

Сентябрь

13

10:00-12:00

Беседа,
прослуш
ивание

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Творческое
задание

6

Сентябрь

14

13:00-15:00

Беседа,
прослуш
ивание

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Творческое
задание

7

Сентябрь

17

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

8

Сентябрь

20

10:00-12:00

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

9

Сентябрь

21

13:00-15:00

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

Диагности
ка.
Прослуши
вание
детских
голосов
Диагности
ка.
Прослуши
вание
детских
голосов
Понятие о
сольном и
ансамблев
ом пении

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

10

Сентябрь

24

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

11

Сентябрь

27

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

12

Сентябрь

28

13:00-15:00

Практиче
ское
занятие

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

занятия
Беседа

часов

2

Понятие о
сольном и
ансамблев
ом пении

13

Октябрь

1

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие,
беседа
Практиче
ское
занятие,
беседа

2

14

Октябрь

4

10:00-12:00

15

Октябрь

5

13:00-15:00

16

Октябрь

8

10:00-12:00

17

Октябрь

11

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие,
беседа

2

18

Октябрь

12

13:00-15:00

Практиче
ское
занятие

2

19

Октябрь

15

10:00-12:00

2

20

Октябрь

18

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие,
беседа
Практиче
ское
занятие,
беседа

21

Октябрь

19

13:00-15:00

Практиче
ское
занятие,
беседа

2

22

Октябрь

22

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я

2

23

Октябрь

25

10:00-12:00

2

24

Октябрь

26

13:00-15:00

25

Октябрь

29

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я
Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я
Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я

2
2

2

2

2

2

Понятие о
сольном и
ансамблев
ом пении

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

Фонограм
ма, её
особеннос
ти и
возможно
сти

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
творческое
задание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
творческое
задание

Фонограм
ма, её
особеннос
ти и
возможно
сти

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
творческое
задание

ГДДЮТ. 35
каб.

Эстрадны
й вокал –
как вид
искусства.
.

ГДДЮТ. 35
каб.

Показательн
ое
выступлени
е
Собеседова
ние

ГДДЮТ. 35
каб.

Собеседова
ние

Анализ
современн
ого
эстрадног
о
репертуар
а.
Стиль и
манера
исполнени
я

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
прослушива
ние

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
прослушива
ние

Анализ
современн
ого
эстрадног
о
репертуар
а.
Стиль и
манера
исполнени
я

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
прослушива
ние

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
прослушива
ние

Анализ
современн
ого
эстрадног
о
репертуар

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
прослушива
ние

26

Ноябрь

1

10:00-12:00

Практиче
ское
занятие

2

27

Ноябрь

2

13:00-15:00

Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я

2

28

Ноябрь

5

10:00-12:00

29

Ноябрь

8

10:00-12:00

30

Ноябрь

9

13:00-15:00

31

Ноябрь

12

10:00-12:00

32

Ноябрь

15

10:00-12:00

33

Ноябрь

16

13:00-15:00

34

Ноябрь

19

10:00-12:00

35

Ноябрь

22

10:00-12:00

36

Ноябрь

23

13:00-15:00

37

Ноябрь

26

10:00-12:00

38

Ноябрь

29

10:00-12:00

а.
Стиль и
манера
исполнени
я
Техническ
ие
средства
эстрадног
о вокала

ГДДЮТ. 35
каб.

Показательн
ое
выступлени
е

ГДДЮТ. 35
каб.

Собеседова
ние

Техническ
ие
средства
эстрадног
о вокала
Техническ
ие
средства
эстрадног
о вокала

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2
Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я

Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я
Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я

Практиче
ское
занятие,
беседа,
репетици
я
Практиче
ское
занятие
Практиче

2

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Звукообра
зование

ГДДЮТ. 35
каб.

Показательное
выступление

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ское
занятие,
беседа,
репетици
я
39

40

Ноябрь

Декабрь

30

3

13:00-15:00

10:00-12:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

41

Декабрь

6

10:00-12:00

42

Декабрь

7

13:00-15:00

43

Декабрь

10

10:00-12:00

44

Декабрь

13

10:00-12:00

45

Декабрь

14

13:00-15:00

46

Декабрь

17

10:00-12:00

47

Декабрь

20

10:00-12:00

48

Декабрь

21

13:00-15:00

49

Декабрь

24

10:00-12:00

50

Декабрь

27

10:00-12:00

51

Декабрь

28

13:00-15:00

52

Январь

14

10:00-12:00

53

Январь

17

10:00-12:00

54

Январь

18

13:00-15:00

55

Январь

21

10:00-12:00

56

Январь

24

10:00-12:00

57

Январь

25

13:00-15:00

58

Январь

28

10:00-12:00

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Певческое
дыхание

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

Дикция и
артикуляц
ия
Дикция и
артикуляц
ия
Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Практическ
ое занятие,
беседа,
репетиция

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2
Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

2

2

2
Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2
2

2

2

ГДДЮТ. 35
каб.
Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

59

Январь

31

10:00-12:00

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

60

Февраль

1

13:00-15:00

2

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

61

Февраль

4

10:00-12:00

62

Февраль

7

10:00-12:00

63

Февраль

8

13:00-15:00

64

Февраль

11

10:00-12:00

65

Февраль

14

10:00-12:00

66

Февраль

15

13:00-15:00

67

Февраль

18

10:00-12:00

68

Февраль

21

10:00-12:00

69

Февраль

22

13:00-15:00

70

Февраль

25

10:00-12:00

71

Март

4

10:00-12:00

72

Март

7

10:00-12:00

73

Март

11

10:00-12:00

74

Март

14

10:00-12:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом
Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение
Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

2

Основы
музыкаль
ного
движения

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Основы
музыкаль
ного
движения

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Основы
музыкаль
ного
движения

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

2

Основы
музыкаль
ного
движения

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

75

Март

15

13:00-15:00

76

Март

18

10:00-12:00

77

Март

21

10:00-12:00

2

78

Март

22

13:00-15:00

2

79

Март

25

10:00-12:00

80

Март

28

10:00-12:00

81

Март

29

13:00-15:00

82

Апрель

1

10:00-12:00

83

Апрель

4

10:00-12:00

84

Апрель

5

13:00-15:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

85

Апрель

8

10:00-12:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

86

Апрель

11

10:00-12:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

87

Апрель

12

13:00-15:00

2

88

Апрель

15

10:00-12:00

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

2

Основы
музыкаль
ного
движения
Основы
музыкаль
ного
движения
Сценичес
кий
имидж

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Сценичес
кий
имидж

ГДДЮТ. 35
каб.

Опрос,
наблюдение,
творческое
задание

2

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

2

2

89

Апрель

18

10:00-12:00

90

Апрель

19

13:00-15:00

91

Апрель

22

10:00-12:00

92

Апрель

25

10:00-12:00

93

Апрель

26

13:00-15:00

94

Апрель

29

10:00-12:00

95

Май

6

10:00-12:00

96

Май

13

10:00-12:00

97

Май

16

10:00-12:00

98

Май

17

13:00-15:00

99

Май

20

10:00-12:00

100

Май

23

10:00-12:00

101

Май

24

13:00-15:00

102

Май

27

10:00-12:00

103

Май

30

104

Май

31

2

Репетицио
нная
работа
Концертна
я
деятельно
сть

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2
2

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

ГДДЮТ. 35
каб.
ГДДЮТ. 35
каб.

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

10:00-12:00

2

Работа с
репертуар
ом

ГДДЮТ. 35
каб.

Прослушива
ние,
наблюдение

13:00-15:00

2

Отчетный
концерт

Концертный
зал ГДДЮТ

Показательно
е
выступление

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

Практичес
кое
занятие,
беседа,
репетиция

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Результат реализации программы «Эстрадный вокал» во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и
размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся учащихся.
Оборудование: письменный стол, стулья, шкаф для хранения нотного и наглядного
материала, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного
материала, зеркало.
Техническое оснащение: фортепиано, компьютер, микрофоны, микшерный пульт,
колонки.
В рабочем кабинете, по возможности, должен быть постояннодействующий стенд
с фотографиями выступлений и концертов.
Дети видят результаты своего труда, учатся анализировать, делать оценку своего
труда и участников коллектива.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение программы осуществляется посредством использования
аудио-, видео-, фото-, мультимедиа-материалов; интернет-источников и др.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Программа «Эстрадный вокал» предполагает различные формы контроля
промежуточных и конечных результатов. Контроль - это наблюдение педагога в ходе
занятий, анализ подготовки и участия учащихся в различных мероприятиях, оценка
зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях,
конкурсах.
Стартовый контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков
обучающихся по предмету. Фиксация его начального уровня: проверка вокальных данных
и творческих способностей и дарований. Он позволяет определить начальный (исходный)
уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, для выбора вокального
материала.
формы выявление
результатов

формы фиксации,
предъявления результатов

оценочные материалы,
инструменты

− Прослушивание ;
− анкеты,
Исполнение любимой песни
− Диагностические
− тесты
Игра «Ритмическое эхо»
игры;
− анализ проведения
Игра «Как тебя зовут?».
− Собеседование;
наблюдений;
Беседа о музыке.
− Опрос;
− карта уровня
Анкета
«Оценки
воспитанности и
− Анкетирование;
нравственного развития духовно− Наблюдение;
нравственного
обучающегося
− Творческое
развития»
задание.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе по мере прохождения
темы, раздела, с целью проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях
обучающихся. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве
усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный
процесс.

формы контроля
оценочные материалы,
инструменты
формы выявление
формы фиксации, предъявления
результатов
результатов
- Исполнение песни
− собеседовние;
−
концертные выступления
- Методика
опрос; анкетирование;
−
анкеты, тесты
«Психологическая атмосфера
− тестирование;
−
грамоты; дипломы
в коллективе»
наблюдение
−
фото; аудиозапись;
-Методика «Диагностика
− диагностические
видеозапись
игры;
−
аналитические справки по этики поведения»
- беседа о музыке
− анализ;
итогам анализа мероприятий,
-Методика диагностики
− открытые
и проведения наблюдений и
оперативной оценки
итоговые занятия;
диагностик, результатов участия
самочувствия, активности и
обучающихся в мероприятиях, в
− отчетные
настроения.
социально-значимой
мероприятия;
- Анкета «Терминология,
деятельности;
− праздничные
−
отзывы (детей и родителей) нотная грамота»
мероприятия;
−
статьи в прессе
−
портфолио
−
протоколы освоения
программы
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения,
выявление степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков по
образовательной программе.
В рамках итогового контроля проводится аттестация обучающихся (согласно
Закону РФ «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, ст.58,59).
Промежуточная аттестация - процесс оценки результатов обучения по программе за
определенный промежуток учебного времени. Проводится в мае первого и второго годов
обучения.
Итоговая аттестация - выявление объема знаний умений и навыков; уровня
развития способностей и личностных качеств выпускника и их соответствие
прогнозируемым результатам программы.
Основной формой итогового контроля является анализ результатов выступления
обучающихся в рамках различных мероприятий и участие в конкурсах местного и
городского уровня, открытые уроки, отчётный концерт.
формы выявление
результатов
− концертная
деятельность
− наблюдение;
− фестивали;
конкурсы;
− открытый урок
− отчётный
концерт..

формы контроля
формы предъявления
результатов
−
конкурсы
фестивали
различного уровня;
−
участие в мероприятия
−
видеозапись, фотоотчет

формы фиксации, результатов
−
карта уровня воспитанности
и нравственного развития
обучающегося;
−
карта сформированности
УУД;
−
грамоты; дипломы;
−
портфолио;
−
протокол освоения
программы;
−
сводная таблица
диагностики успешности
освоения программы

В ходе реализации программы, обучающиеся участвуют в различных
мероприятиях, исполняют вокальные произведения, выученные самостоятельно, без
помощи педагога.
В зависимости от своих индивидуальных способностей, участники программы
проявляют себя ярче других в тех или иных видах деятельности. В конце учебного
периода проводятся отчетные итоговые мероприятия.
Проведение концертов является одной из форм морального поощрения,
стимулирование творческой деятельности детей. Предполагается не только вручения
дипломов и сертификатов, но и возможно материальное вознаграждение детей за
успешную трудовую и творческую деятельность – книги, подарочные наборы, игрушки и
др. Наряду с итоговыми концертными выступлениями учащихся программа
предусматривает участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. Проведение
концертов, конкурсов, фестивалей являются интересными формами стимулирования
учащихся к знаниям, играет большую в измении отношения детей к своей работе,
воспитывает в них уважение к своему и чужому труду и его результатам, а также
способствует привлечению к занятиям эстрадного вокала новых и новых ребят.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе
текущего
и
промежуточного
десятибалльная система оценки успеваемости.
Параметры

контроля

лежит

Критерии

Формирование вокально- • Чистота интонирования мелодической
исполнительских
линии в заданном диапазоне
навыков
• Развитость певческого диапазона
• Грамотность процесса
звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции
• Навыки звуковедения
• Навыки ансамблирования
Развитие музыкальных
• Метро-ритмическое чувство
способностей
• Слуховая память
• Звуковысотный слух
• Точность передачи ритмического
рисунка
• Точность воспроизведения
мелодического рисунка
Восприятие музыки
• Качество внимания
• Положительная эмоциональная реакция
• Музыкальная память
Сценическая культура
• Мышечная раскрепощенность тела
• Умение создать образ
• Эмоциональная выразительность
• Музыкальное восприятие

Оценивание

Высокий уровень
8-10 баллов
Средний уровень
4-7 баллов
Низкий уровень
1-3 баллов

Так же оценке и контролю результатов обучения подлежат:
развитие общей музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти,

чувства ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения,
певческого голоса, пластики тела;
объем слуховых представлений, знания о музыкантах, музыкальных
инструментах, музыкальной грамоте, о жанре и стиле, о выразительных средствах
музыкального языка;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении,
импровизации;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,
«ТуронИкбол», 2007г.
2.Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.
3.Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»:
«Музыка», 2006г.
4.Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.
5.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.
6.У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..
7.Н.С.Лейтеса « Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;
8.Т.Вечирко «Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся,
планирования и оперативного управления учебным процессом в соотвествии с требованиями
ФГОС»,М.: 2013г.
15. Емельянов В. В. «Развитие голоса – и координация, и тренаж».
16. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – 2е изд. – М.; ИФ «Образование в документах», 2001 г.
17. Иванченко В. Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы», издательство «Учитель», 2007 г.
18. Конвенция о правах ребёнка. ЮНИСЕФ, 1999 г.
19.Конен В. Рождение джаза, М: «Музыка», 1984 г.
20.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М: «Радуга», 1986 г.
21. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба,
изд-во «Учитель», 2005 г.
22. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей, Ленинград, 1967г.
23. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению, М, 1987г.
24. Морозов В. П. «Тайны вокальной речи», М, 1967г.
25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения, М, 2002г.
26. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие по эстрадному вокалу, Иваново, 2002
г.
27. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»
28. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано, М:
«Нота», 2006г.
29. Соловей С. Д. «Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое
руководство» – СПб, 1995 г.
30. Суязова Г. Я. «Мир вокального искусства», издательство «Учитель», Волгоград, 2008
31. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - М., издательство «Музыка», 1973 г.
32. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, ГИЦ «Владос» 2002г.
33.Теплов Б. М «Психология музыкальных способностей».
34. Чугунов Ю., Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах «Молодёжная
эстрада», М: «Молодая гвардия», 1997 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».