Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
«29» августа 2025 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
«29» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Территория танца»
Ансамбля эстрадного танца «Очарование»
Направленность: Художественная
Возраст учащихся: 6-15 лет
Срок реализации: 6 лет (1188 часов)
Автор//разработчик:
Цветкова Светлана Викторовна,
Верцхайзер Галина Прокопьевна,
педагоги дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа Ансамбля эстрадного танца
«Очарование» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа реализуется в соответствии с Художественной направленностью
образования. Данная программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
1.2. Актуальность программы. В современном обществе чрезвычайно актуальны
проблемы всестороннего развития личности, формирования творческой активности,
культуры поведения и общения, а также физического и психического здоровья
подрастающего поколения.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация
двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и
удовлетворяет естественную потребность в движении. Занятия же хореографией,
оказывают значительное влияние на повышение умственной активности, развитие
физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы
ребёнка. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и
«географией» танца, прослушивание музыки развивают и внутренне обогащают детей,
прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека,
его взаимоотношение с окружающим миром, формирует культуру поведения и общения,
способствуют социализации ребёнка.
1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительной чертой Программы является применение национально-регионального
компонента, что способствует наилучшей социализации ребёнка, его приобщению к
культуре своего народа, формирует любовь к Родине. Также отличительной чертой
программы является и то, что она построена по концентрическому типу. Такой тип
допускает повторение одних и тех же элементов в разделах программы, но с
усложнением, расширением, обогащением новыми компонентами.
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего
разностороннего развития личности учащегося в процессе освоения различных жанров
Хореографического искусства, представленных в программе. Данная программа
направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и
создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и
трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всестороннегармоничной личности школьника.
1.5. Целью программы является максимальное развитие каждого ребёнка,
художественно-эстетическое и культурное воспитание, а также поддержание физического
и психического здоровья средствами хореографического искусства.
1.6. Задачи:
Образовательные:
заложить основу общих знаний в области хореографического искусства;
«вооружить» воспитанников системой опорных знаний, умений и способов
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с миром хореографии;
сформировать танцевальную культуры;
способствовать пополнению знаний в различных областях искусства.
Развивающие:
развивать у учащихся художественный вкус;
развить у детей интерес к жанру хореографии и повысить его в дальнейшем;
развивать и совершенствовать мышечно-двигательный аппарат;
развивать у учащихся не только технику исполнения того или иного
танцевального движения, но и драматические навыки, музыкальность, чувство
пространства, свободу движения;
развитие воображения, творческого мышления
Воспитательные:
формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в
современном обществе;
воспитание художественного вкуса, способности воспринимать прекрасное в
жизни, и в искусстве, в частности;
воспитание чувства коллективизма и дружбы, взаимовыручки и поддержки,
чувства ответственности не только за себя, но и за общее дело в целом;
воспитание трудолюбия;
формирование потребности к художественному самовыражению.
Валеологические:
исправление осанки и других физических недостатков, уменьшение
плоскостопия;
улучшение психического состояния ребёнка путём создания позитивной
доброжелательной атмосферы на занятиях.
Главная задача настоящей программы: построить учебный процесс так, чтобы
учащиеся могли не только освоить определенные приемы движений в различных танцах,
но и выработать в нем способность самостоятельно видоизменить, группировать фигуры и
составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа. Программа составлена для
детей 6-15 лет. Группы формируются в соответствии с возрастом, количество учащихся в
группе до 15 человек. Для обучения принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровью.
1.8. Формы занятий. Программой предусмотрены аудиторные групповые занятия в
форме тренажа (выполнения упражнений на середине зала и экзерсиса у станка, а также
танцевальных композиций), бесед, просмотра видео и фотоматериалов по темам
программы.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы - Программа рассчитана на 1188 академических часов.
2.2. Срок реализации программы- 6 лет
2.3. Режим занятий:
1год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа;
2год обучения: 2 раза в неделю (1 раз 2 часа + 2 раз 3часа);
3-4 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа;
5-6 обучения: 2 раза в неделю по 3 часа.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты:
Учащийся должен знать:
Простейшие элементы музыкальной грамоты;
Правила выполнения изученных танцевальных элементов;
Понятие, истоки, характерные особенности классического, народного,
историко-бытового, джаз-модерн танца;
Название изученных движений (французская терминология), их
перевод и значение;
Особенности танцевальной культуры Русского и Бурятского народа.
Основные позиции и положения рук и ног.
Уметь:
Ритмично двигаться в соответствии с музыкой, согласовывать
движения с музыкой;
Ориентироваться в пространстве, строить «рисунки», свободно
двигаться в них и сохранять интервалы;
Грамотно исполнять изученные танцевальные движения, программные
упражнения как на середине, так и у станка;
Передавать манеру исполняемых танцевальных движений;
Выполнять подражательные движения;
Импровизировать на заданную тему.
Владеть:
Навыками координации движений;
Навыками эмоционального, выразительного движения;
Правильной постановкой корпуса, рук и ног;
Музыкальным слухом, памятью, чувством ритма;
Навыками коллективного общения.
Развитой силой и выносливостью к силовым нагрузкам;
Навыками танцевального этикета;
Развитым воображением, творческим мышлением;
Развитым чувством коллективизма, взаимовыручки, ответственности за
себя и общее дело.
3.2. Способы и формы проверки результатов:
В течение учебного года для группы осуществляется входная, промежуточная и
рубежная диагностика.
Для
отслеживания
уровня обученности и
воспитанности детей
по
программе используется следующая балльная система: Оценка по 3-х бал. системе:
3 балла - высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень
Таблица №1 Диагностика обученности
№ Ф.И.
Предметные резуль Метапредметные резу Личностн Средний Уровень обученнос
п/ обучающ таты
льтаты
ые
балл
ти
п егося
(основы премета, (определение
цели, результат
виды техник и т. работа
в информац. ы
п.)
среде,
работа
с (работа в
предметом и т.д.)
группе,
итоговая
Вход Рубе Итогов
работа
в
я - жная ая
соответст
щая
вии
с
программой
)
ИТОГО:
Общий
средний
балл
Таблица2. Диагностика воспитанности
Критерии
Индивидуаль
Любознат Трудолюби Отношени Отношени Культурн Толерантность, ный средний
ельность е
е
к е к себе ый
доброжелательн балл
обучению
уровень ость,
отзывчивость
ИТО
ГО:
В диагностике применяются следующие методы:
- наблюдение;
Общий
средний балл
по группе
- метод опроса (беседы, интервью, анкетирование);
- эксперимент - специально организованная проверка усвоения нового материала и уровня
знаний учащихся;
- анализ выступления на открытых занятиях и концертах;
- анализ участия и уровень исполнения учащихся с «высоким уровнем» в
республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/ Содержание
п
1
год 2
год 3 год
обучени обучени
я
я
4 год
5 год
6 год
1
4
2
6
4
6
6
140
178
210
212
210
210
2
3
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Форма
контроля
Наблюдение,
итоговое открытое
занятие,
беседа,
сценические
выступления
ВСЕГО ЧАСОВ 144 ч.
180 ч.
Наблюдение,
итоговое
открытое занятие,
беседа,
тестирование,
опрос,
сценические
выступления
216 ч.
216 ч.
Наблюдение, итоговое
открытое
занятие,
беседа, тестирование,
опрос,
сценические
выступления
216 ч.
216 ч.
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№
Наименование разделов и Всего часов
тем
3
2
1
1
1
-
2
1
1
70
-
70
16
-
16
Форма
контроля
Беседа,
наблюдение
1
Практичес
кие
занятия
-
Набл
юден
ие,
итого
вое
откр
ытое
занят
ие
Комплектование группы
первого года
обучения
1.
Раздел 1. Введение в
программу
1.1 Тема
1.
Понятие
«Хореография» и ее виды
1.2 Тема 2. Хореографический
класс, правила поведения
на занятиях.
2.
Раздел 2. Ритмика и
музыкальное движение
2.1. Тема
1.
Элементы
музыкальной грамоты и
передача их в движении;
Теоретичес
кие
занятия
-
16
-
16
12
-
12
16
-
16
10
-
10
68
-
68
18
-
18
16
-
16
3.4
16
-
16
2
-
2
144
4
140
3.3
4.
Тема 3. Танец «Ангелы
добра»
Тема
4.
Танец
«Мы
маленькие звезды»
Открытое
итоговое
занятие
Итого:
18
-
18
Наблюдение,
сценическое
выступление
2.2. Тема
2.
Набор
танцевальных элементов на
материале
русских
и
бурятских
танцев,
их
разучивание;
2.3. Тема 3. Упражнения и
этюды
на
развитие
ориентации в пространстве
2.4 Тема
4.
Упражнения,
ритмические разминка на
развитие групп мышц и
подвижности суставов
2.5 Тема 5. Упражнения и
танцы
на
развитие
художественно-творческих
способностей.
3.
Раздел 3. Постановочная
работа
3.1. Тема 1. Танец «Спасибо,
мамы, вам!»
3.2. Тема 2. Танец «Снежинки»
2-ой год обучения
№
Наименование разделов и Всего
тем
часов
-
14
25
-
25
6
-
6
открытое
14
Форма
контроля
итоговое
3
105
Практич
еские
занятия
1
105
Наблюдение,
занятие
Вводное занятие
1.
Раздел 1 Ритмика и
музыкальное движение
1.1. Тема
1.
Элементы
музыкальной грамоты и
передача их в движении;
1.2. Тема
2.
Набор
танцевальных элементов на
материале
русских
и
бурятских
танцев,
их
разучивание:
1.3. Тема 3. Упражнения и
этюды
на
развитие
ориентации в пространстве;
Теоретиче
ские
занятия
2
-
34
-
34
6
-
6
6
-
6
14
14
-
72
20
-
20
17
-
17
20
-
20
15
-
15
180
2
178
сценическое
72
Наблюдение,
выступление
Тема
4.
Ритмические
разминки и упражнения на
развитие
мышечного
чувства и отдельных групп
мышц;
1.5 Тема 5. Упражнения для
развития
мимики
и
пантомимики;
1.6 Тема 6. Упражнения, игры,
активизирующие внимание
1.7 Тема
7.
Упражнения,
танцы, игры на развитие
творческих способностей;
2.
Раздел 2. Постановочная
работа
2.1. Тема 1. Танец «Спасибо,
мама»
2.2. Тема
2.
Танцевальная
композиция «Новогодняя»
2.3 Тема 3. Танец «Недетское
время»
2.4 Тема
4.
Танец
«Мы
танцуем хип-хоп»
Итого
1.4
3 год обучения.
1.
Раздел 1. Классический танец
1.1.
Тема 1. Вводный урок. Истоки
классического танца
Тема
2.
Терминология
классического танца
Тема
3.
Позиция
ног
классического танца- 1,2,5
позиция
Тема 4. Постановка корпуса в 1,
2 позициях
Тема
5.
Позиции
рук:
Подготовительная,
1,
3,2
позиции
Тема 6. Demi-plie:в 1, 2, 5
позициях,
Тема 7. Battement tendu jetes с 1
1.2.
1.3.
1.4
1.5
1.6
1.7
Всего
часов
Теорети
ческие
занятия
2
2
4
4
Практиче
ские
занятия
4
4
4
4
4
4
6
6
8
8
Форма
контроля
итоговое
Наименование разделов и тем
Беседа,
Наблюдение,
опрос,
тестиро открытое занятие
вание
№
Тема 2 Танец «Хип-хоп»
28
30
3.3
Тема 3. Танец «Снежинки»
28
28
3.4
Тема 4. Танец «Школа»
20
20
Итоговое занятие
2
2
Итого
216
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
2.1
2.2
2.3
2.4
2.
6
6
6
6
6
6
8
6
8
6
6
4
4
4
4
4
4
4
4
6
6
4
6
4
6
6
6
30
30
6
Наблюдение,
Наблюдение,
сценические
итоговое открытое выступления
занятие
3.2.
1.9
1.10
6
Наблюдение, итоговое открытое
занятие
3.1.
(все направления)
Тема 8. Battement tendu (все
направления): в 1 позиции
enface
Тема 9. Passe par terre
Тема 10. Demi rond de jambe par
terre (En dehors en dedans);
Тема 11. Rond de jambe par terre
Тема 12. Положениеноги Sur le
cou-de-pied: 4 т. 4/4
-Учебное (обхватное)
-Условное
Тема 13. Battement relevelent
(все направления): на 45
градусов en face
Тема 14. Releve на полупальцы:
в 1, 2, 5 позици
Тема 15. 1 Port de bra
Тема 16. Поклон: 4 т. 4/4
Тема 17. Положение корпуса:
en face
Раздел 2. Allegro (прыжки)
Тема 1. Temps leve saute: в 1, 2,
5позициях
Тема 2. Трамплинные прыжки
Тема 3. Pas echappe во 2
позицию
Тема 4. Changement de pied: en
face
Раздел
3.
Постановочная
работа
Тема 1. Танец «Подснежники»
1.8
210
4 год обучения.
№
Наименование разделов и Всего
тем
часов
1.
Раздел 1. Классический 72
танец
Теоретичес
кие
занятия
2
Практиче
ские
занятия
70
Форма
контроля
1.4
Тема 4. Allegro
24
24
1.4
Тема 4. Экзерсис на
середине зала
Раздел
2.
Народносценический танец
Тема 1 Истоки народного
хореографического
искусства
Тема 2 Терминология
народного танца
Тема 3. Истоки и развитие
бурятского танца
Тема 4. Истоки и развитие
якутского танца
Тема 5. Занятия у станка
18
18
1.2.
2.
2.2.
2.3
2.5
30
72
2
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
22
-
70
22
10
2.6.3 Бурятский танец
14
14
2.6.4 Якутский танец
10
10
70
3.1
Раздел 3. Постановочная 70
работа.
Тема 1. Танец «Подружки» 24
3.2
Тема 2. Танец с Чаронами
22
22
3.3
Тема 3. Танец «Распорядок 24
дня»
Итоговое занятие
2
24
3.
Итого
216
14
24
2
4
212
итоговое Наблюдение,
сценические
выступления
Тема
6.
Занятия
на
середине зала
2.6.1 Постановка
корпуса, 10
позиции и положения рук
2.6.2 Русский танец
14
2.6
опрос, Наблюдение,
открытое занятие.
2.4
1
Беседа,
тестирование
2.1.
1
Беседа,
Наблюдение,
тестирован итоговое
ие
открытое
занятие.
1.3.
Тема
1.
Бурятское 1
хореографическое
училище
Тема 2. Терминология 1
классического танца
Тема 3. Экзерсис у станка
30
1.1.
5 год обучения.
Наименование тем
Всего
часов
Раздел 1. Классический танец
54
1.1 Тема 1. Экзерсис у станка
22
1.2 Тема 2. Экзерсис на середине зала
16
1.3 Тема 3. Allegro
14
1.4. Тема 4. Терминология классического 2
танца
Раздел
2.
Народно-сценический 54
танец
2.1 Тема
1 Развитие
народного 0.5
хореографического искусства
2.2 Тема 2. Творчество выдающихся 0.5
деятелей
хореографического
искусства в области народного танца.
2.3 Тема
3. Ёхортрадиционный 0.5
бурятский танец.
2.4 Тема 4. Творчество
танцевальных 0.5
коллективов Севера.
2.5 Тема 5. Занятия у станка
20
Занятия на середине зала:
2.6 Тема 6. Русский танец
15
Теория Практ.
занятия
2
52
22
16
14
2
2
52
0.5
0.5
Опрос
Наблюдение
0.5
20
15
8
8
2.8
Тема8. Северный танец
9
9
4.1
4.2
54
15
11
Опрос,
тестирование
0.5
Тема 7. Бурятский танец
Раздел 4. Постановочная работа
Тема 1. Танец «Бабушка»
Тема 2. Танец «Фигурный вальс»
Наблюдение,
итоговое открытое
занятие.
Тест
2.7
Раздел 3. Джаз- модерн танец
54
3.1 Тема 1. Свободный танец Айседоры 2
3.2 Тема 2. Джаз как художественное 1
явление
3.3 Тема 3. Основные позиции и 6
положения рук и ног
3.4 Тема 4. Дыхательная гимнастика
6
3.5 Тема 5. Поза коллапса
3
3.6 Тема 6. Изоляция и полицетрия
6
3.7 Тема 7. Contraction и release
6
3.8 Тема 8. Стейтчинг
12
3.9 Тема 9. Вращения
6
3.10 Тема 10. Кросс
6
Форма контроля
3
2
1
51
6
.
Наблюдение,
итоговое открытое
занятие
Опрос.
Наблюдение,
итоговое открытое
занятие
6
3
6
6
12
6
6
54
15
11
.
.
4.3
4.4
Тема.3. Танец «Новогодний»
Тема 4. Танец «Оркестр»
14
14
Всего:
216
14
14
7
209
Наблюдение,
сценические
выступления.
6 год обучения.
Наименование тем Всего Теория Практ. Форма контроля
часов
занятия
1.1
1.2
1.3
1.4.
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
Раздел
1. 54
Классический танец
Тема
1. Русская 1
школа классического
танца
Тема
1
2.
Терминология
классического танца
Тема 3 Экзерсис у 22
станка
Тема 4. Экзерсис на 16
середине зала
Тема 5. Allegro
14
Раздел 2. Народно- 54
сценический танец
Тема
2
1 Классификация
русского народного
танца. Хороводы.
Тема 2. Творчество 1
танцевальных
коллективов Бурятии
Тема 3. Истоки и 1
развитие
эвенкийского танца.
Тема 5. Занятия
у 20
станка
Тема 6. Русский
15
танец
Тема 7. Бурятский 8
танец
Тема8. Эвенкийский 9
танец
Раздел 3. Джаз- 54
модерн танец
Тема
1. 1
Основоположники
джаз-модерн танца
2
52
1
-
Беседа, тестирование
1
-
-
22
_____________________________________
_
-
16
4
14
50
Наблюдение,
итоговое открытое занятие
.
2
Тест
1
Опрос
Наблюдение
1
18
15
8
9
2
1
52
.
Наблюдение, итоговое открытое занятие
3.2
Тема 2. Закрепление 1
пройденного
материала
джазмодерн танца
3.3 Тема 3. Вращения 2
3.4 Тема 4.Стейтчинг 6
3.5 Тема 5. Уровни
4
3.6 Тема 6. Прыжки
6
3.7 Тема
7.
Афро- 6
американский
джазовый танец
3.8 Тема 8. Техника 6
афроджаза
3.9 Тема 9. Стиль рэп 8
3.10 Тема 10. Хип-хоп, 6
Би-боп, джаз-рок и
т.д.
3.11 Тема 11. Уровни
4
3.12 Тема
12. 4
Импровизация
(партнеринг)
Раздел
4. 52
Постановочная
работа.
4.1 Тема 1.
Танец 15
«Бабушка»
4.2 Тема 2.
Танец 9
«Фигурный вальс»
4.3 Тема.3.
Танец 14
«Новогодний»
4.4 Тема 4.
Танец 14
«Оркестр»
Раздел 5. Итоговое 2
занятие
Всего:
216
1
Беседа, Опрос.
2
6
4
6
6
6
8
6
Наблюдение,
итоговое открытое занятие
4
4
52
15
9
14
.
Наблюдение, сценические выступления.
14
2
6
210
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1 год обучения.
Теоретические занятия:
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1. Понятие «Хореография» и ее виды
Тема 2. Хореографический класс, правила поведения на занятиях.
Практические занятия:
Раздел 2. Ритмика и музыкальное движения.
Тема 1. Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.
Определение и передача в движении:
Характера музыки (весёлый, грустный);
Темпа (медленный, быстрый);
Динамических оттенков (тихо, громко);
Куплетной формы (вступление, запев, припев);
Жанров музыки (марш, песня, танец);
Метроритма (длительный, четверть- шаг, восьмая- бег);
Пауз (четвертной, восьмой).
Передача в движении: «снежинок», «бабочек», «солдат» и т. д.
танцев:
Тема 2. Набор танцевальных элементов на материале русских и бурятских
На материале русских танцев:
Марш;
Танцевальный шаг с носка;
Шаг с пятки;
Шаг на полупальцах;
Приставной шаг:
Подскоки;
Притоп (одинарный);
Хлопки в ладоши;
Полуприсядка с выносом ноги вперёд и всторону.
На материале бурятских танцев:
Движения танца «Тетерева» (постановка заслуженной артистки РФ, народной
артистки РБ Гергесовой Т.Е.):
Полёт тетёрки;
Взмахи руками;
Кружения;
Подскоки.
Движения бурятского танца скакунов:
Подскоки;
Бег;
Галоп;
Широкий шаг;
Работа плёткой.
Тема З.Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве:
Построение в колонну по одному, по два;
Расход парами, четвёрками в движении и на месте;
Построение в круг, движение по кругу;
Положение в парах;
Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну.
Этюды:
«По кружочку мы пойдём», «Во поле берёзка стояла», «Карусель».
.
Тема 4. Упражнения на развитие групп мышц и подвижности суставов:
Наклоны, повороты головы, круговые движения плечами;
Сгибание кистей рук вниз, вверх, вперёд, назад; круговые движения
кистями; поднимание рук вверх и опускание вниз; разведение рук в сторону с
напряжением (растягивание резинки);
Наклоны корпуса, круговые движения в поясе:
Полуприседания, разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперёд, в сторону;
Вращение стопы; поднимание на полупальцы; поднимание ног носком вверх,
опускание вниз, отведение вправо, влево.
Упражнения: «Колка дров», «Растягиваем резинку», «Ветерок и ветер», «На
речке», «Гладить кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется»,
«Мельница», «Велосипед» и т.д.
Тема 5. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей:
«Играем в скакалку», «Мяч», «Сажаем картошку», «Собираем ягоду»,
«Проснулись-потянулись», «Весёлые барабанщики»;
«Прогулка в зоопарк». Дети имитируют движения зверей: медведей, волков,
обезьян, павлинов, цапель, лисичек, белочек и т. д.;
«Путешествие в лесу». Дети представляют себя в лесу в различное время года и в
различных вариантах: зимой - «Снежинками», «Елочками»; осенью «Ласточками»; летом - «ягодками», «кузнечиками», «лягушками»; весной - водят
хороводы вокруг берёзки, прыгают через костёр;
Бурятские игры: «Варежка», «Тэбэк».
Раздел 3. Постановочная работа
Тема 1. Танец «Спасибо, мамы, вам!»
Тема 2. Танец «Снежинки»
Тема 3. Танец «Ангелы добра»
Тема 4. Танец «Мы маленькие звезды»
Открытое итоговое занятие
2 год обучения.
Теоретические занятия:
Вводное занятие
Понятие «Хореография» и ее виды
Хореографический класс, правила поведения на занятиях.
Практические занятия
Раздел
1.
Ритмика
и
музыкальное
движение
Тема 1. Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении;
Определение и передача в движении:
Характера музыки (спокойный, торжественный);
Темпа (умеренный);
Метроритма (длительностей: половинной, целой);
Размеров (2/4, У4);
Сильных и слабых долей:
Определение двухдольного и трёхдольного размеров. Игры: «Самолётики»,
«Внимание - музыка», «Плетень», «Рыбачок», «Лебеди», «Сороконожка».
Тема 2. Набор танцевальных элементов на материале русских и бурятских танцев:
На материале русских танцев:
Шаг с подскоком;
Галоп;
Шаги на полуприседании;
Лёгкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
«Ковырялочка»;
«Гармошка»;
Бег «лошадки»;
Тройной притоп;
Присядка «мячик».
На материале бурятских танцев:
Движения танца «Нерпушки» постановка заслуженной артистки РФ, народной артистки
РБ Гергесовой Т.Е.):
Нырки;
Перевалка;
Перескоки вперёд, назад;
Плавательно-нырковое.
Движения бурятского Приветственного танца:
Приставные шаги;
Простой шаг;
Шаг на полупальцах;
Работа с хадаком.
Тема 3. Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве.
Построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное
перестроение на месте, в продвижении;
Перестроение из круга в квадрат;
Перестроение из круга врассыпную и снова в круг;
Движение в колонну по одному из углов по диагонали с переходом в центре
через одного;
Перестроение в парах: обход одним партнёром другого и одной пары другой;
«Воротца», «Звёздочка», «Карусель», «Змейка».
Тема 4. Ритмические разминки на развитие мышечного чувства и отдельных групп
мышц:
«Зверобика», «Весёлые человечки», «Ковбои».
Упражнения:
Наклоны, повороты головы;
Работа плеч: опускание и поднимание- вместе и поочерёдно;
Круговые движения: кистей рук, от локтя, круги прямыми руками;
Маховые движения рук и ног;
Наклоны и перегибы корпуса;
Подъём на полупальцы двумя ногами и поочерёдно:
Приседания по 6 позиции прямо и с поворотом корпуса;
Прыжки на двух и одной ноге, «поджатые», «разножка», подскоки.
Партерная гимнастика:
Движения на напряжение и расслабление мышц;
Движения на развитие подвижности голеностопного сустава: оттягивание и
сокращение стоп- вместе, поочерёдно, круговые движения;
Движения на развитие подвижности коленного сустава: сгибание и разгибание
ног в коленях;
Движения на укрепление мышц спины, гибкость: «лодочка», «лягушка»,
«вазочка», «цветочек»;
Движения на развитие выворотности: «бабочка», «жаба», поза «Лотоса»;
Движения на развитие танцевального шага: махи вытянутых ног (вперёд, в
стороны, назад), «складочка», «циркуль»;
Движения, подготавливающие к классическому экзерсису.
Тема 5. Упражнения для развития мимики и пантомимики:
«Просыпаемся, улыбаемся, умываемся», «смотрим в бинокль», «слушаем», «грустим»,
«плачем», «стреляем», «радуемся солнышку».
Тема 6. Упражнения, игры, активизирующие внимание;
«Задом наперёд», «Кот и мыши», «Зеркало», «Игры с мячом», «Колобок».
Тема 7. Упражнения, танцы, игры на развитие творческих способностей:
«На птичьем дворе». Танцы: «Гуси-гуси», «Весёлые петушки». Игры: «Кот и
воробьи», «Утята».
«В цирке»: «Цирковые лошади», «Жонглёры», «Хищники на арене»,
«Канатоходцы».
«День на корабле». Дети играют в моряков, ходят строем, «плавают», «драят
палубу», «смотрят в бинокль», танцуют «Яблочко»;
Бурятские игры: «Шагай», «Волк и овцы».
Раздел 2. Постановочная работа
Тема 1. Танец «Спасибо, мама»
Тема 2. Танцевальная композиция «Новогодняя»
Тема 3. Танец «Недетское время»
Тема 4. Танец «Мы танцуем хип-хоп»
3 год обучения.
Раздел 1 Классический танец
Теоретические занятия:
Тема 1. Вводный урок. Истоки
классического танца
Дисциплина «Классический танец» - основа обучения хореографии,
фундамент для освоения любых танцевальных направлений. Целесообразность
воспитания на основе классического танца на примерах ведущих
профессиональных хореографических коллективов: Ансамбль «Березка» (худ.
Руководитель М. Кольцова), Ансамбль танцев народов мира под управлением И.
Моисеева, театр современного танца «Тодес» (худ. руководитель А. Духова) и др.
Народная хореография – первооснова создания классического танца.
Профессиональный танец до балета. Древняя Греция – мимы. Россия –
скоморохи.
16 век. Италия, систематизация элементов классического танца. Балет.
Классический танец во Франции. Академия танца. Создание терминологии.
Завершение формирования классического танца.
Тема 2. Терминология классического танца
Использование французской терминологии в классическом танце в связи с
канонизацией классического танца, которая произошла во Франции. Парижская
академия танца (основанная в 1661 г.) – первое учебное заведение данной
системы обучения.
Необходимость перевода на Русский язык всех французских терминов в
процессе обучения, объяснение их значения и характера исполнения.
Demi-plie;
Battement tendu;
Battement tendu jete;
Passe par terre;
Rond de jambe par terre;
Sur le cou-de-pied;
Battement frappe;
Battement releve lent;
Releve на полупальцы;
Port de bras;
Temps leve sauté;
Pas echappe;
Changement de pied.
Практические занятия:
Тема 3. Позиция ног классического танца1,2,5 позиция
Тема 4. Постановка корпуса в 1,2 позициях
Тема 5. Позиции рук: Подготовительная, 1,
3,2 позиции
Тема 6. Demi-plie:в 1, 2, 5 позициях,
Тема 7. Battement tendu (все направления): в
1 позиции enface
Тема 8. Battement tendu jetes с 1 (все
направления)
Тема 9. Passe par terre
Тема 10. Demi rond de jambe par terre (En
dehors en dedans);
Тема 11. Rond de jambe par terre
Тема12.Положениеноги Sur le cou-de-pied
-Учебное (обхватное)
-Условное
Тема 13. Battement relevelent (все направления): на 45 градусов en face
Тема 14. Releve на полупальцы: в 1, 2, 5 позици
Тема 15. 1 Port de bra
Тема 16. Поклон: 4 т. 4/4
Тема 17. Положение корпуса: en face
Раздел 2. Allegro (прыжки)
Тема 1. Temps leve saute: в 1, 2, 5позициях
Тема 2. Трамплинные прыжки
Тема 3. Pas echappe во 2 позицию
Тема 4. Changement de pied: en face
Раздел 3. Постановочная работа
Тема 1. Танец «Подснежники»
Тема 2 Танец «Хип-хоп»
Тема 3. Танец «Снежинки»
Тема 4. Танец «Школа»
Итоговое занятие
4 год обучения.
Теоретические занятия:
Раздел 1. Классический танец
Тема 1. Бурятское хореографическое училище
1961г.-создание Бурятского хореографического училища. Первые выпускники ( выпуск
1967г.). Бурятское хореографическое училище- учебное заведение, готовящее кадры для
Бурятского балета.
Тема 2. Терминология классического танца
Battement fondu;
Retire;
Grand battement jete;
Epaulement croisee;
Pas de bourree simpl;
Pas assemble;
Sissonne simpl.
Практические занятия:
Тема 3. Экзерсис у станка
1. Позиция ног: 4 позиция;
2. Demi-plie: в 1, 2, 5, 4 позиции (4 т. ¾);
3. Grand plie: в 1, 2, 5 позиции (2 т. 4/4);
4. Battement fondu (все направления):
С 1 позиции (2 т. 4/4; 1 т. 4/4 – 2 полугодие);
С 5 позиции (4 т. 4/4; 2 т. 4/4 2 полугодие).
5. Battement tendu с Demi-plie:
В 5 позиции ( 2 т. 4/4);
Во 2 позиции без перехода (2 т. 4/4);
6. Battement tendu pour le pied: в сторону (4 т. 4/4);
7. Battement tendu jetes: с 1, 5 позиции (2 т. 4/4);
8. Passe par terre: 1 т. 4/4;
9. Rond de jambe par terre: 2 т. 4/4:
На прямой ноге;
На Demi-plie.
10. Temps releve par terre (Preparation rond de jambe par terre): 2 т. 4/4;
11. Battement frappe: 2 т. 4/4:
Носком в пол;
На 30 градусов.
12. Battement fondu (все направления): носком в пол (2 т. 4/4);
13. Battement releve lent:
На 45 градусов (2 т. 4/4);
На 90 градусов (4 т. 4/4).
14. Retire: 2 т. 4/4;
15. Grand battement jete (все направления): с 1, 5 позиции (1 т. 4/4);
16. Перегибы корпуса: 2 т. 4/4;
Тема 3. Экзерсис на середине зала
1. Поклон: 2 т. 4/4;
2. Положение корпуса: Epaulement croisee;
3. Позы (носком в пол):Croisee (2 т. 4/4);
4. Port de bras:
Первое (2 т. 4/4);
Второе (4 т. 4/4).
5. Demi-plie: в 1, 2, 5, 4 позиции (2 т. 4/4);
6. Battement tendu (все направления):
В первой позиции en face (2 т. 4/4);
В 5 позиции enface (2 т. 4/4);
С Demi-plie: в 1, 5, 2 позиции (2 т. 4/4);
C Pour le pied (2 т. 4/4).
7. Battement tendu jetes: в 1, 5 позиции en fase (2 т. 2/4);
8. Rond de jambe par terre: en dehors et en dedans (2 т. 4/4);
9. Temps releve par terre: Preparation для rond de jambe par terre (4 т. 4/4);
10. Battement frappe: носкомвпол en faсe (2 т. 4/4);
11. Battement releve lent: на 45 градусов en faсe (2 т. 4/4);
12. Releve на полупальцы: в 1, 2, 5 позиции (2 т. 4/4);
13. Pas de bourree Simpl: с переменойног En dehors en dedans en faсe (1 т. 4/4);
Тема 4. Allegro
1. Temps leve saute: в 1, 2, 5, 4 позиции (1 т. 4/4);
2. Трамплинные прыжки: ¼;
3. Pasechappe: во 2, 4 позицию (2 т. 4/4);
4. Pas assemble: с открыванием ноги в сторону (2 т. 4/4);
5. Sissonne simple: с Battement tendu (2 т. 4/4);
6. Changement de pied: en face (2 т. 2/4);
Раздел 2. Народно-сценический танец
Теоретические занятия:
Тема 1 Истоки народного хореографического искусства
Народный танец как вид искусства.
Понятие «танцевальный фольклор».
Народный танец и музыка.
Тема 2 Терминология народного танца
Полуприседание и полное приседание
Упражнение на развитие подвижности стопы
Маленькие броски
Каблучное упражнение
Упражнение с ненапряженной стопой
Подготовка к «верёвочке»
Дробные выстукивания
Низкие и высокие развороты ноги
Круговые движения по полу
Мягкое и резкое раскрывание ноги
«Зигзаги»
Большие броски
Наклоны и перегибы корпуса
Названия основных движений народного танца:
«Гармошка»
«Ёлочка»
«Верёвочка»
«Ковырялочка»
«Припадание»
«Моталочка», «Маятник»
«Молоточки»
«Ключ»
Присядки
Хлопки и хлопушки
Тема 3. Истоки и развитие бурятского танца
Знакомство с историей культуры и быта бурятского народа. Традиции и обычаи
бурят. Истоки бурятского танца. Танцевальный костюм. Игры-танцы,
непосредственно связанные с различными сторонами быта и трудовой деятельностью
бурятского народа.
Тема 4. Истоки и развитие якутского танца
Знакомство с культурой якутского народа. Танцевальный фольклор, его связь с бытом,
традициями и обычаями народа.
Практические занятия:
Тема 5. Занятия у станка
1) Позиции ног:
1,2,3,4,5 открытые позиции
1,2,3,4,5 свободные позиции
1,2 закрытые позиции
1 прямая позиция
2) Подготовка к началу движения(препарасьон)
3) Полуприседание и полное приседание: по 1,2,3,5 открытым позициям
4) Упражнение на развитие подвижности стопы (по открытым позициям):
С переводом рабочей ноги на каблук
С работой пятки опорной ноги
5) Маленькие броски:
Классический вид
С работой пятки опорной ноги
6) Каблучные упражнения: (от щиколотки)
С работой пятки опорной ноги (крестом)
7) Упражнение с ненапряженной стопой:
Мазки «от себя» и «к себе»
С добавлением удара подушечкой рабочей ноги по 3 позиции
8) Подготовка к «верёвочке» (на полной стопе):
Перевод ноги, согнутой в колене, вперёд и назад
Повороты согнутой ноги коленом в не выворотное и обратно в выворотное
положение.
9) Дробные выстукивания:
Притопы всей стопой по 1 прямой позиции
В сочетании двух ритмов (1/8, 1/16)
Притопы с подскоком
Тройной притоп
10) Круговые движения по полу:
Подготовка (носком рабочей ноги)
Подготовка (каблуком рабочей ноги)
Круг по полу носком рабочей ноги
Круг по полу каблуком рабочей ноги
11) Раскрывание ноги на 90 градусов: мягкое.
12) «Зигзаги»: одинарные повороты стопы.
13) Большиеброски:
С вытянутым подъёмом
С сокращенным подъёмом
Тема 6. Занятия на середине зала
Постановка корпуса, позиции и положения рук.
1)
Постановка корпуса
2)
Позиции рук (7 позиций):
1,2,3 - аналогичны 1,2,3 позициям рук классического танца
4-руки согнуты в локтях, кисти ладонями на талии, локти в стороны.
5-руки скрещены на груди, но не прикасаются к корпусу
6-руки согнуты в локтях и приподняты, локти направлены в стороны;
большие, указательные и средние пальцы прикасаются к затылку
7-руки, согнутые в локтях, заложены за спину на талии.
3) Положения рук:
Подготовительное
1- е положение- между подготовительной и 2 позицией
2- е положение- между 2 и 3 позицией
Русский танец
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Русский танец.
Основные положения ног: соответствуют 3-м свободным, 2-м закрытым и 1 прямой
позиции народно-сценического танца.
Основные положения рук: соответствуют 3-м положениям и 2,4,5,6,7 позициям
народно-сценического танца
Движения рук:
Открывание и закрывание обеих рук в сторону
Поочерёдное открывание рук в сторону
«Подбочениться» (подготовка к началу движения)
Поклоны:
Простой поясной поклон на месте
Поясной поклон на месте с работой руки (правая рука сгибается в
локте, ладонь прижимается выше груди около плеча).
Ходы:
Основной ход вперед
Основной ход назад
Ход на ребро каблука с продвижением вперёд
Переменный ход вперёд
Переменный ход назад
«Ёлочка»
«Гармошка»
Бег с отбрасыванием согнутых ног назад
Дроби:
Всей стопой по 1-й прямой позиции
В сочетании с подскоком на опорной ноге
«Печатка» (одновременный притоп 2-мя ногами)
Тройной притоп
«Ковырялочка»
«Моталочка»:
С подскоком на опорной ноге
«Маятник»- поперечная «моталочка»
Хлопки и хлопушки:
Одинарные хлопки перед собой (фиксирующие и скользящие)
Одинарные фиксирующие хлопки перед собой с движением рук
сверху вниз и снизу вверх
Одинарные фиксирующие хлопки сзади
Скользящие одинарные хлопки сбоку
10) Полуприсядки и присядки:
Присядка по 1-й прямой и 1-й свободной позиции
С небольшим подскоком на 2-х ногах
11) Вращения:
На переступаниях по точкам зала на 1/8, 1/4, 1/2.
Понятие «точка» при вращениях
Бурятский танец.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Позиции ног: свободные, прямые.
Позиции рук и их разновидности.
Положение рук.
Положение рук в парных и массовых танцах.
Упражнения для работы рук и кистей:
сгибание и разгибание в запястье;
вращения внутрь и наружу;
волнообразные движения (жен.);
мягкие взмахи от локтя;
повороты рук от локтя;
круговые движения рук.
Основные движения в бурятских танцах:
простой шаг,
шаг вперед с подскоком,
шаг «накрест» с переступанием,
основной «ехорный» шаг с продвижением,
ход в сторону с подбивкой,
покачивание на месте по 2-й позиции,
«качалочка»,
«перекидное»,
«широкой бег»,
бег- «скачки» с выносом одной ноги вперед скачка,
прыжок «лук»,
поворот в присядке с хлопком,
поворот с переступанием на месте.
Перегибы корпуса:
стоя назад;
стоя на коленях назад;
сидя на коленях по кругу
Основные движения танца тетеревов:
«Полёт тетёрки»
Поворот на месте со взмахами кистями рук по сторонам
Поворот в паре
Подскоки на месте со взмахами рук перед собой
Поворот в присяде с хлопками
Бег перескоком (вперёд и назад)
Перескоки на месте
Покачивание на месте (жен.)
Полуповороты со взмахами рук (муж.)
Подскоки в полном присяде (муж.)
Ход в сторону в присяде (муж.)
Переступание в сторону (жен.)
Якутский танец.
1.
2.
3.
4.
Позиции ног.
Положение рук и его разновидности.
Положение рук в парных и массовых танцах.
Ходы и основные движения:
шаги - простые, на полупальцах, на присогнут;
«хамыы умкуу» - медленный боковой шаг;
«найахы хаамыыта» - наяхинский шаг «накрес
бег - мелкий, широкий, бег с наклоном корпуса вперёд и
откидыванием его назад;
«хайбатар» вынос ноги на пятку с ударом;
«атах тэпсии» - удары стопой о стопу;
«тилэх охсуу» - подскоки, выполняемые прикоснувшись
спиной друг к другу в паре, с ударом стоп партнера;
«тобук тардан ойуу» - подскоки на одной ног временным
сгибанием другой ноги в колени;
«олоехумэ опуохайа» - олекминский «осуохай;
«чокчоохай» - подпрыгивание на полном прис
«дэгэрэн» - энергичные поднимания на полупа
«сап хатыыта» - «сучение нити»;
«куоттээпин» - «раздувание мехов»,
«yhahap хамсаныы" - "удары молотом"(мужское)
прыжки - на одной ноге, на двух ногах с вытянутыми
носками;
повороты - на полупальцах, в подскоках, с откидыванием
ноги в сторону.
5. Основные движения танца с чоронами:
Поклон;
«Атах тэпси»;
Боковой ход с приседанием на обе ноги;
«Ход осуохая»;
«Ход осуохая» накрест;
«Ход осуохая» с выносом ноги на пятку;
«Окропление кумысом»;
Круговое движение кисти вокруг чорона сидя на колене;
Наклоны корпуса с отведением рук в стороны сидя на колене;
Приподнимание на полупальцы.
Раздел 3. Постановочная работа.
Тема 1. Танец «Подружки»
Тема 2. Танец с Чаронами
Тема 3. Танец «Распорядок дня»
Итоговое занятие
5 год обучения.
Раздел 1. Классический танец
Практические занятия:
Тема 1. Экзерсис у станка
Demi-plie: в 1, 2, 5, 4 позиции (1 т. 4/4);
Grand plie: в 1, 2, 5, 4 позиции (2 т. 4/4);
Battement tendu: все направления с 5 позиции (1 т. 4/4);
Battement tendu с Demi-plie:
В 5 позиции (2 т. 4/4);
Во 2 позиции: без перехода, с переходом (2 т. 4/4);
В 4 позиции: без перехода, с переходом (2 т. 4/4) – 2 полугодие.
5. Battement tendu pour le pied: всторону (2 т. 4/4);
6. Passe par terre: 1 т. 4/4;
7. Battementtendujetes: все направления с 5 позиции (2 т. 4/4; 1 т. 4/4 – 2 полугодие);
8. Battement tendu jetes Pique: всенаправления (2 т. 2/4);
9. Rond de jambe par terre:
На прямой ноге (4 т. ¾; 1 т. 4/4);
На Demi-plie (4 т. ¾);
10. Temps releve par terre: (2 т. 4/4);
11. Battementfrappe: на 30 градусов (2 т. 4/4; 2 т. 2/4 2 полугодие);
12. Battement fondu: все направления
Носком в пол (4 т. ¾);
На 45 градусов (4 т. ¾);
13. Подготовительные упражнения для Rond de jambe en lair: (2 т. 4/4);
14. Petit battement: (2 т. 2/4);
15. Battement soutenu: (2 т. 4/4);
16. Battement releve lent: все направления на 90 градусов (2 т. 4/4);
17. Battement developpe: все направления (4 т. 4/4);
18. Grand battement jete: с 1, 5 позиции (1 т. 4/4);
19. Pastombee: на месте (1 т. 4/4);
20. Перегибы корпуса: (2 т. 4/4);
21. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans:
с вытянутых ног (2 т. 4/4);
22. Releve на полупальцы: в 1, 2, 5, 4 позиции (1 т. 4/4);
1.
2.
3.
4.
Тема 2. Экзерсис на середине зала
1. Поклон: (2 т. 4/4);
2. Положение корпуса: Epaulement effacee;
3. Позы:
Effacee (2 т. 4/4);
1 Arabesque (2 т. 4/4);
4. Port de bras:
Первая (2 т. 4/4);
Второе (2 т. 4/4);
Третье (4 т. 4/4);
5. Demi-plie: в 1, 2, 5, 4 позиции (1 т. 4/4);
6. Grand plie: в 1, 5 позиции (2 т. 4/4);
7. Battement tendu: все направления
В 5 позиции en face (2 т. 2/4);
С Demi-plie по 2, 4 позиции (2 т. 4/4);
С Pour le pied (2 т. 4/4);
8. Battement tendu jetes: все направления в 5 позиции (2 т. 2/4);
9. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans: (1 т. 4/4);
10. Temps releve par terre: (2 т. 4/4);
11. Battementfrappe: все направления (2 т. 4/4);
Носком в пол;
На 30 градусов en face;
12. Battement fondu: все направления носком в пол (4 т. ¾);
13. Battement releve lent: на 90 градусов (4 т. 4/4);
14. Grand battement jete: с 1, 5 позиции en face (1 т. 4/4);
15. Releve на полупальцы: в 1, 2, 5 позиции (1 т. 4/4);
16. Pas de bourree: спеременойног en dehors et en dedans (1 т. 2/4);
17. Temps lie par terre: вперед (4 т. 4/4);
18. Pas balance: (1 т. ¾);
Тема 3. Allegro
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Temps leve saute: в 1, 2, 5, 4 позиции (1 т. 2/4);
Pasechappe: во 2, 4 позиции (1 т. 4/4);
Pas assemble: (2 т. 2/4) с открыванием ноги в сторону и вперед;
Sissonne simple: с Pas assemble (2 т. 4/4);
Pas jete: en face (2 т. 4/4; 2 т. 2/4);
Changement de pied: ( 2 т. 2/4);
Sissonne fermee: в сторону (2 т. 2/4)
Теоретические занятия:
Тема 4. Терминология классического танца
Battement tendu Pour le pied;
Battement tendu jetePique;
Battement soutenu;
Battement developpe;
Rond de jambe en lair;
Pas toumbe;
Temps lie;
Pas balance;
Pas jete;
Pas glissade;
Sissonne fermee.
Раздел 2. Народно-сценический танец
Теоретические занятия:
Тема 1 Развитие народного хореографического искусства
Роль народного танца в создании профессионального классического и современного
бального танца.
Расцвет многонационального народного искусства танца.
Тема 2. Творчество выдающихся деятелей хореографического искусства в области
народного танца.
Творчество И.А.Моисеева, Н.С.Надеждиной, Т.А.Устиновой, П.П.Вирского.
Тема 3. Ёхор- традиционный бурятский танец.
Ёхор как самобытный хороводный танец. Истоки его возникновения. Особенности ёхора,
местные региональные различия в манере исполнения.
Тема 4. Творчество танцевальных коллективов Севера.
Государственный Чукотско-эскимосский ансамбль песни и танца «Эргырон»,
Государственный национальный ансамбль танца «Мэнго». Творческая деятельность этих
коллективов (Просмотр видео материала).
Практические занятия:
Тема 5. Занятия у станка:
1) Позиции ног: прямые 2,4 позиции.
2) Полуприседание и полное приседание:
По 4 открытой позиции
По 1,2,4 прямым позициям
3). Упражнение на развитие подвижности стопы:
С добавлением полуприседания на опорной ноге в момент перевода рабочей
ноги с носка на каблук
С добавлением полуприседания на обеих ногах в момент возвращения
рабочей ноги в позицию
4). Маленькие броски:
С полуприседанием на опорной ноге в момент открывания рабочей ноги
С полуприседанием на 2-х ногах в момент возвращения рабочей ноги в
позицию
5). Каблучные упражнения (от щиколотки)
С работой пятки опорной ноги и ударом рабочей ноги по 5 открытой позиции
1) Упражнение с ненапряженной стопой:
С переступанием на рабочую ногу по 3-й позиции
«от себя» и «к себе» по 1-й прямой позиции
2) Подготовка к «верёвочке»:
Перевод согнутой ноги то вперёд, то назад в сочетании с двумя
пристукиваниями(по 1-й прямой и 5-й открытой позиции)
3) Дробные выстукивания:
Подготовка к «ключу»
Удары каблуками по 1-й прямой позиции
4) Низкие развороты ноги на 45 градусов:( в сторону)
5) Круговые движения по полу:
Круг по полу носком рабочей ноги с добавлением полуприседания на
опорной ноге
Круг по полу каблуком рабочей ноги с добавлением полуприседания на
опорной ноге
6) Раскрывание ноги на 90 градусов (в сочетании с ударом пятки опорной
ноги)
7) «Зигзаги»: одинарные повороты стопы в сочетании с ударами об пол
рабочей ноги
8) Большие броски: (с переступанием на рабочую ногу)
Занятия на середине зала:
Тема 6. Русский танец
1) Движения рук:
Перевод рук из стороны в сторону
Скрещивание рук на груди
Раскрывание рук в сторону через 3 позицию
2) Поклоны: простой поясной поклон с продвижением вперёд и отходом
назад.
3) Ходы:
Шаг- притоп
На ребро каблука с притопом- с продвижением вперёд
Боковой ход с вынесением ноги на каблук (по 3-й свободной позиции)
«Припадание» на месте (по 1-й прямой позиции)
«Припадание» в повороте по четвертям класса (по 1-й прямой позиции)
4) Дроби:
«Дробная дорожка» на месте
«Ключ» простой
5) «Ковырялочка» с подскоком
6) «Молоточки» на месте
7) «Верёвочка» (одинарная) на полной стопе
8) Хлопки и хлопушки:
Удары по бедру (фиксирующие; скользящие к себе и от себя)
Удары по голенищу сапога впереди и сзади (фиксирующие; скользящие
впереди и сзади)
Хлопок и удар по бедру
9) Полуприсядки и присядки:
С вынесением ноги на каблук
С открыванием ноги на воздух
10) Вращения: на подскоках (на середине зала) по 1/4 и 1/2 класса
Тема 7. Бурятский танец
Основные движения танца нерпушек:
«Нырки»
«Перевалка»
«Переплетающийся ход»
Перескоки вперёд- назад
«Обволакивающее» (круговое движение вокруг лица вытянутыми
навстречу друг другу кистями с небольшим расстоянием между собой)
«Плавательно - нырковое»
«Разговор-диалог» (поворот перебором ног на каждую восьмую такта с
легким покачиванием головы и кистей рук)
«Боковой нырок с поворотом»
Тема8. Северный танец
Основные движения Чукотского танца «Алпыннын» (камбала):
«Тянут сети» (выпады с подставкой в строну и вперед);
«Морские волны» (боковые шаги с волнообразной работой рук и
корпуса);
«Ход косяка рыбы» (шаги вперед с ударами запястьев кистей рук);
«Камбала смотрит на дно» (приседание и толчкообразное движение
коленями с наклоном головы то вправо, то влево; Правая рука ладонью
закрывает правый глаз, левая за спиной);
«Камбала опускается на дно» (работа рук по полукругу параллельно с
приседанием по первой прямой позиции);
«Рыбаки ставят сети» (шаги вперед с наклоном корпуса вперед и назад и
работой рук);
«Камбала пытается уйти из расставленных сетей» (перескоки с ноги на
ногу в повороте по четвертям зала);
«Всплески пойманной рыбы» (выпад вперед с работой кистей рук вверх
и вниз перед собой).
Раздел 3. Джаз-модерн танец.
Теоретические занятия :
Тема 1. Свободный танец Айседоры
Тема 2. Джаз как художественное явление
Практические занятия:
Тема 3. Основные позиции и положения рук и ног
Тема 4. Дыхательная гимнастика
Тема 5. Поза коллапса
Тема 6. Изоляция и полицетрия
Тема 7. Contraction и release
Тема 8. Стейтчинг
Тема 9. Вращения
Тема 10. Кросс
Раздел 4. Постановочная работа
Тема 1. Танец «Бабушка»
Тема 2. Танец «Фигурный вальс»
Тема.3. Танец «Новогодний»
Тема 4. Танец «Оркестр»
6 год обучения:
Раздел 1. Классический танец
Теоретические занятия:
Тема 1. Русская школа классического танца
Особенности Русской школы: содержательность, идейность, высокое исполнительское
мастерство (выразительность танца, осмысленность, совершенство пластики тела,
виртуозность, актёрская индивидуальность).
Вклад Русской школы в развитие мировой хореографии.
Тема 2. Терминология классического танца
Petit battement;
Pas coupe;
Pas couru;
Petit pas de chat;
Sissonne ouvert;
Pas suivi;
Pas sus- sous.
Практические занятия:
Тема 3 Экзерсис у станка
1. Demi-plie: в 1,2,5,4 позиции (1 т. 4/4)
2. Grandplie: в 1,2,5,4 позиции (2 т. 4/4)
3. Battement tendu:
С 5 позиции ( 1 т. 4/4; 1 т. 2/4)
Впозах croisee et efface ( 1 т. 4/4;1 т. 2/4);
4. Battement tendu с Demi-plie:
В 5 позиции ( 1 т. 4/4; 2 т. 2/4);
Во 2 позиции: без перехода (1 т.4/4; 2т. 2/4);
В 4 позиции: без перехода, с переходом (1 т. 4/4; 2 т. 2/4);
5. Battement tendu pour le pied: всторону (1 т. 4/4);
6. Passe par terre: (1 т. 2/4)
7. Battement tendu jetes:
С 5 позиции ( 1 т. 4/4; 1 т. 2/4);
Впозах croisee et effacee (1 т. 4/4; 1 т. 2/4)
8. Battement tendu jetes pique: ( 1 т. 4/4)
9. Temps releve par terre: (1 т. 4/4;4 т. ¾)
10. Rond de jambe par terre: en dehors et en dedans
На прямрй ноге ( 1 т. 4/4;2 т. ¾);
На Demi-plie ( 1 т. 4/4);
11. Demi rond de jambe на 45 градусов: en dehors et en dedans (1 т. 4/4;2 т. ¾);
12. Battement frappe:
На 30 градусов( 2 т. 2/4);
Double (2 т. 4/4; 2 т. 2/4);
13. Battement fondu: на 45 градусов ( 1 т. 4/4);
14. Rond de jambe en lair en dehors et en dedans: ( 1 т. 4/4);
15. Petit battement: ( 1 т. 2/4);
16. Battement soutenu: ( 1 т. 4/4);
17. Battementrelevelent: на 90 градусов во всех направлениях ( 2 т. 4/4);
18. Battement developpe: ( 2 т. 4/4);
19. Grand battement jete:
С 1,5 позиции ( 1 т. 2/4)
Впозах croisee et efface ( 1 т. 2/4);
20. Pas tombee: на месте ( 1 т. 2/4)
21. Pas coupe: (1 т. 4/4);
22. Перегибы корпуса: (1 т. 4/4);
23. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах:
С вытянутых ног ( 1 т. 4/4);
С Demi-plie ( 1 т. 4/4);
24. Releve на полупальцы: в 1,2,5,4 позиции ( 1т. 2/4)
25. Pliereleve c ногой, поднятой на 45 градусов ( 1 т. 4/4);
26. Preparation к tour с 5 позиции en dehors et en dedans (2 т. 4/4).
Тема 4.Экзерсис на середине зала
1. Поклон ( 1 т. 4/4)
2. Позы: 2,3 Arabesque ( 2 т. 4/4);
3. Port de bras: третье ( 2 т. 4/4);
4. Demi-plie: в 1,2,5,4 позиции ( 1 т. 4/4);
5. Grand plie: в 1,5,4 позиции ( 2 т. 4/4);
6. Battement tendu:
В 5 позиции en face (1 т. 2/4)
С Demi-plie по 2,4 позиции ( 2 т. 2/4);
С pour le pied ( 2 т. 2/4);
Впозах croisee et efface ( 1 т. 2/4)
7. Battement tendu jetes:
В 5 позиции en face (1 т. 2/4);
С Pique ( 2 т. 2/4)
Впозах croisee et efface (1 т. 2/4);
8. Temps releve par terre: (2 т. 4/4; 4 т. ¾)
9. Rond de jambe par terre:
На полной стопе ( 2 т. ¾);
На Demi-plie (1 т. 4/4);
10. Demi rond de jambe на 45 градусов: ( 1 т. 4/4);
11. Battement frappe:
На 30 градусов en face ( 1 т. 2/4);
Double (2 т. 4/4);
12. Battement fondu:на 45 градусов en face ( 1 т. 4/4);
13. Battement releve lent:
На 90 градусов enface (2 т. 4/4)
Впозах croisee et efface ( 2 т. 4/4);
14. Battement developpe: en face ( 2 т. 4|4);
15. Grand battement jete:
С 1,5 позиции en face ( 1 т. 2/4);
Впозах croisee et efface ( 1 т. 2/4);
16. Pas de bourreesimple: спеременойног ( 1 т. 2/4);
17. Temps lie par terre вперёд и назад ( 4 т. 4/4);
18. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах (2 т. 2/4);
19. Preparation к tour с 5 позиции En dehors en dedans ( 2 т. 4/4);
Тема 5. Allegro
1. Temps leve saute: в 1,2,5,4 позиции ( ¼);
2. Pas echappe:
Во 2 позицию ( 2т. 2/4)
В 4 позицию (2 т. 2/4);
На одну ногу ( 2 т. 2/4);
3. Pas assemble:
С открыванием ноги в сторону ( ¼);
С открыванием ноги вперёд ( ¼);
Double ( 1 т. 2/4)
4. Sissonne simple:
С Pas assemble ( 2 т. 2/4);
СPas de bourree ( 2 т. 2/4);
5. Pas jete: en face ( 2 т. 2/4);
6. Pasglissade: с продвижением в сторону ( 2 т. 2/4)
7. Changement de pied:
En face (1/4);
En tournant 1|4 поворота ( 1/4);
8. Petit pas de chat: (2 т. 2/4);
9. Сценический sissonne: (1 т. ¾);
10. Sissonne fermee: вперёд ( 2 т. 2/4);
11. Sissonne ouvert: en face ( 2 т. 4/4).
12.
Раздел 2. Народно-сценический танец
Теоретические занятия:
Тема 1 Классификация русского народного танца. Хороводы.
Основные жанры - хоровод, пляска, кадриль.
Основные виды.
Хоровод как самый распространённый и самый древний жанр.
Характеристика и определение хороводов: вечерочные, игровые, круговые, узорчатые.
Примеры хороводов по видам.
Тема 2. Творчество танцевальных коллективов Бурятии
Бурятский Государственный театр танца «Байкал», история его возникновения,
творческая деятельность. Знакомство с лучшими хореографическими коллективами
Бурятии (посещение концертов, просмотр видео).
Тема 3. Истоки и развитие эвенкийского танца.
Знакомство с историей, культурой, бытом эвенков. Традиционные национальные
праздники. Национальный костюм.
Практические занятия:
Тема 5. Занятия у станка
1). Полуприседание и полное приседание:
На полупальцах по прямым открытым позициям.
2). Упражнение на развитие подвижности стопы:
По первой прямой позиции;
С двумя переводами рабочей ноги на ребро каблука;
3). Маленькие броски:
С полуприседанием и работой пятки опорной ноги.
4). Каблучные упражнения: с разворотом бедра
5). Упражнение с не напряженной стопой: с подскоком на опорной ноге
6). Подготовка к «верёвочке»:
Перевод ноги, согнутой в колене, то вперед, то назад (с подъемом на
полупалцы);
Повороты согнутой ноги коленом из выворотного положения в
невыворотное (с подъемом на полупальцы).
7). Дробные выстукивания:
Удары полупальцами по третьей свободной позиции;
Двойная дробь (с двойным ударом одной ногой по первой прямой
позиции).
8). Низкие развороты ноги на 45 градусов: вперед и назад
9). Круговые движения по полу:
«восьмерка».
10). Раскрывание ноги на 90 градусов: с добавлением подъема на полупальцы
опорной ноги.
11). «Зигзаги»:
Одинарные повороты стопы со сменой рабочей ноги (с поворотом к
станку).
12). Большие броски: с увеличением размаха
Занятия на середине зала:
Тема 6. Русский танец
1). Поклоны:
Хороводный праздничный поклон (жен.);
Мужской праздничный обрядовый поклон;
2). Расположение танцующих в массовых танцах:
Фигуры:
«Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге»;
«Звездочка»;
«Карусель» или большая «звездочка»;
«Корзиночка»;
«Цепочка»;
«Улитка»;
«Змейка»;
«Воротики»;
«Колонна»;
«Стенка»;
«Гребень».
3). Ходы:
Быстрый скользящий шаг;
«Припадание» по третьей позиции (на месте и с продвижением в сторону);
Переменный ход с проскальзывающим ударом по первой позиции;
Основной ход хоровода «Заплетись плетень» (юго-запад России, Брянская
обл.) – небольшой шаг на всю стопу, на каждую восьмую такта,
акцентируя шаг правой ногой притопом на каждую сильную долю такта с
одновременным движением правого плеча вперед.
4). Дроби:
«Дробная дорожка» - в продвижении;
Двойная дробь (с двойным ударом ноги по первой прямой позиции) – на
месте.
5). «Веревочка»:
Одинарная «веревочка» в повороте по четвертям класса ( на полной
стопе);
Одинарная «веревочка» (на полупальцах).
6). Хлопки и хлопушки:
Удары по подошве сапога;
Удары по носку сапога.
7). Полуприсядки и присядки:
Полуприсядка с открыванием ноги на носок и на каблук «ковырялочка»;
Присядка по первой свободной позиции в сочетании с хлопками.
8). Вращения:
Подготовка к вращению «Шэнэ»;
Вращение «Шэнэ».
9). Прыжки:
С поджатыми назад ногами;
С поджатыми перед грудью ногами.
Тема 7. Бурятский танец
Основные движения к молодежному танцу «Ёхор».
Шаг вперед с подскоком;
Основной «ёхор»;
Присядка с хлопком;
Поворот в присяде;
Пружинящий ход в сторону;
Боковые шаги в сторону с ударом;
Ход вперед с проскальзыванием на полупальцах;
«Взмахи»;
«ёхор» по диагонали со скольжением;
Ход назад с выбрасыванием ног вперед.
Тема8. Эвенкийский танец
Ход вперед «На лыжах» (скользящие пружинистые шаги с легким перескоком);
«Спуск с горы на лыжах» (переступание с ноги на ногу на подушечках
ступней на каждую восьмую такта; руки согнутые в локтях очерчивают два
полных круга по сторонам корпуса;
Покачивание на месте вверх вниз;
«Ход в сторону на лыжах» (приставные шаги на всю стопу);
«Переваливаясь с ноги на ногу» (подражание движению медведя);
Прыжки вперед и хлопки;
Прыжки в сторону подряд;
«Тетерева на току» (подскоки по первой прямой позиции на каждую четверть
такта, постепенно продвигаясь в сторону;
Кувырок в положении сидя «калачиком»;
Хлопки по земле и подскоки сидя.
Раздел 3. Джаз-модерн танец
Теоретические
Тема 1. Основоположники джаз-модерн танца
Тема 2. Закрепление пройденного материала джаз-модерн танца
Практические занятия:
Тема 3. Вращения
Тема 4. Стейтчинг
Тема 5. Уровни
Тема 6. Прыжки
Тема 7. Афроамериканский джазовый танец
Тема 8. Техника афроджаза
Тема 9. Стиль рэп
Тема 10. Хип-хоп, Би-боп, джаз-рок и т.д.
Тема 11. Уровни
Тема 12. Импровизация (партнеринг)
занятия:
Раздел 4. Постановочная работа.
Тема 1. Танец «Бабушка»
Тема 2. Танец «Фигурный вальс»
Тема.3. Танец «Новогодний»
Тема 4. Танец «Оркестр»
Раздел 5. Итоговое занятие
II.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АТТЕСТАЦИИ
УСЛОВИЯ
И
ФОРМЫ
2.1.
Методическое обеспечение программы:
Инструментом достижения поставленных в данной программе целей являются следующие
методы:
Методы организации учения (ученическое целеполагание, словесные, нагляднопрактические, планирование, самооценка);
Методы учебного познания (метод вопросов, символическое образное видение,
сравнение, наблюдение, ситуация успеха);
Креативные методы (придумывание, импровизация, создание образной картины).
2.2.
Условия реализации программы:
Хореографический класс с зеркалами и станками;
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, а также фонограммы для
хореографических постановок, ритмических разминок, танцевальных этюдов, игр и
импровизаций;
Коврики для партерной гимнастики;
Форма для занятий: гимнастический купальник, балетные тапочки, (на
первоначальном этапе) юбочки- для девочек, балетные тапочки, футболка и шорты
–для мальчиков;
Видеоматериалы известных хореографических коллективов и аппаратура для их
просмотра.
2.3. Список литературы:
1. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. Учебно-методический комплекс для
хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий ДМШ школ
искусств, детских садов,- Кемерово, 2000.
2. Лифиц И.В. Ритмика. Учебное пособие для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений.- М: Академия, 1999.
3. Мошкова Е.И. Программа «Ритмика и хореография» для начальной и
средней школы,- М. Просвещение, 1997.
4. Ритмика и танец(примерная программа для детских хореграфических школ
и хореографических отделений ДШИ). Составитель: Пинаева Е.А.-М, 2006.Базарова н., Мей
В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
5. Балет: Энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1981.
6. Бахрушин Ю.А. История русского балета.- М.: Просвещение, 1973.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство,1980.
8. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1972.
9. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л.: Искусство,1976.
10. Васильева Т.К. Секрет танца.- СПб,:Диамант, 1997.
11. Вихрева Н.А. Классический танец (для начинающих)- М.: Театралис, 2004.
12. Тарасов Н. Классический танец.- М.: Искусство,1981.
13. Пинаева Е.А. Классический танец - Примерная программа для детских
хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. М. 2006.Климов А.
Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
14. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство, 1967.
15. Гергесова Т. Е. Бурятские народные танцы.- У-Удэ: Бурятское книжное
издательство,2002.
16. Иванов Ф.С. Бурятские танцы.- У-Удэ: Бурятское книжное издательство,1984.
17. Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1982.
18. Куберт В., Мардарь М. Молдавские народные танцы.- Кишинёв, 1969.
19. Жорницкая М. Народные танцы Якутии.-М, 1968.
20. Стуколкина Н. Уроки характерного танца.- М., 1972.
21. Шляпникова М.И. Теория и методика преподавания народно- сценического
танца( программа для институтов культуры)- М., 1987.
22. Борзов А.А. Народно- сценический танец( методическая разработка для
хореографических отделений ДМШ и школ искусств 1-й год обучения)- М.,1985.
23. Борзов А.А. Народно- сценический танец.( методическая разработка для
хореографических отделений ДМШ и школ искусств 3-й год обучения)- М.,1987.
2001.
24. Нилов В. Северный танец. Традиции и современность.- М.: Северные просторы,
25. .Дёмина С.С.,Сахина Л.А. Учебная программа курса «Танец народов Восточной
Сибири»- Улан-Удэ,2001.
26. Дункан А. моя жизнь в танце.- М, 1930
27. Иванов В. Эксперимент Панфилова // Сов.балет. 1990.-№2
28. Иноземцева Г. У времени в плену // Сов.балет. 1990.-№ 5.
29. Кодлиер. Джеймс Линкольн. Становление джаза. - М 1977.
30. Конен В. Пути американской музыки. - М., 1977
31. Конен В. Рождение джаза. - М., 1984,
32. Конен В. .Блюзы и век. - М, 1980.
33. Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. - М., 1985.
34. Никитин В.Модерн-джаз танец начало обучения.- М.: ВЦХТ, 1998.
35. Тарасова Н. Марте Грэхэм - 95 // Сов.балет 1990- №2
36. Шереметьевская Н. Танец на эстраде.- М.: Искусство, 1985.