Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №
« 29 » августа 2025г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Актерской студии «Сюрприз»
Направленность: художественная
Возраст: 9-11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - разработчик:
Дагбаев Зоригто Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022
года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Программа реализуется в соответствии «основами актерского мастерства»,
художественной направленностью образования.
Учебный предмет «Основы актерского мастерства», использует и координирует все
практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по
художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и
физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки;
знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и
содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого
потенциала учащегося.
1.2. Актуальность программы обусловлена необходимостью выявления в детском
возрасте талантливых детей в области актерского искусства в связи с этим художественноэстетического развития личности на основе обучения основам актерского мастерства и
сценической речи, развития творческой свободы в области самореализации, творческого
мышления, ознакомления с национальной бурятской драматургией, бурятским языком,
многообразием народных сказок- наглядно актерски простраивая сценки с обучающимися,
снятие индивидуальных зажимов, умение импровизировать, ораторское искусство- все это
развивает в ребенке художественно-эстетический вкус, взгляд на мир.
1.3. Отличительные особенности программы.
Программа по учебному предмету «Актерское мастерство» разработана на основании
примерной программы по учебному предмету преподавателя МГУК ДО «Екатеринбургская
детская театральная школа» С.А. Краморенко, «Основы актерского мастерства» в
разработке М.В. Носовой, под редакцией И.Е. Домогацкой и О.И. Кожуриной. М.В. Носова,
заведующая театральным отделением Детской школы искусств имени Н.Г. Рубинштейна
города Москвы, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры факультета
музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИС,
режиссер. И.Е. Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в
сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук. О.И. Кожурина, преподаватель
Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. При разработке
программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б.
Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в
которых рассматриваются вопросы организации театра.
Особенностью программы «Основы актерского мастерства» является изучение в том
числе детской бурятской национальной драматургии, сказок, легенд, юмористических
рассказов, приобщение обучающихся к бурятскому языку, песням, однако при этом
соблюдая все принципы основ актерского мастерства и сценической речи, принятых в
Российских актерских школах (система К.С.Станиславского)
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью
общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему
деятельности.
Основная идея программы состоит в том, что невозможно объяснять обучающимся
основы актерского мастерства с позиции институтского обучения специалитету «Актерское
искусство» или иных дисциплин- где требуется тренировка, зубрежка и т.д. Необходим
иной подход. В детском возрасте интересы учеников размыты и не вполне ясны цели,
поэтому преподавателем будут создаваться игровые ситуации, жизненные ассоциации,
тренинги для того, чтобы заинтересовать учащихся.
1.5. Цель программы
1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в детском возрасте.
2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в
процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
1.6. Задачи
1.Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности
(исполнительского мастерства).
2. Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
4. Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к
театральному искусству.
5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
6. Развивать личностные и творческие способности детей.
7. Снять психологические и мышечные зажимы.
8. Научить в области актёрского мастерства:
владеть всеми видами сценического внимания;
снимать индивидуальные зажимы;
видеть, слышать, понимать;
обладать ассоциативным и образным мышлением;
ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;
выполнять сценическую задачу;
органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;
оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
мыслить и действовать на сцене;
взаимодействовать с партнером на сцене;
владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.
9. Дать основные теоретические понятия:
о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
о создании сценария этюда и форме его написания;
о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
о событии и событийном ряде;
о втором плане роли и внутреннем монологе;
о сюжете и его структуре;
о роли жанра и стиля в драматургии;
об особенностях различных школ актерского мастерства:
а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание,отношение,
оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель,
сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие;
б) М.А.Чехов: Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения.
Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и
характерность. Жанр и стиль.
уметь пользоваться профессиональной лексикой.
10. Развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской и творческой
лаборатории:
наблюдательность;
творческую фантазию и воображение;
внимание и память;
ассоциативное и образное мышление;
чувство ритма;
логическое мышление;
способность выстраивать событийный ряд;
способность определения основной мысли, идеи произведения;
способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.
11. Развивать в процессе постановочной работы:
партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному
уважению, взаимопониманию;
развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к
состраданию, сочувствию;
самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
чувство ответственности;
организаторские способности;
умение преподнести и обосновать свою мысль;
художественный вкус;
коммуникабельность;
трудолюбие;
активность.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Возраст учащихся: 8-11 лет. Группы формируются из учеников параллельных классов
(3 класс, МАОУ СОШ №35) в количестве 3х групп по 15 учащихся в группе. Учет ведется
посредством классного журнала.
1.8. Формы занятий:
Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Аудиторные занятия
разбиваются по группам, где по 2 часа в неделю (3 группы) занятия проходят
непосредственно в классе, внеаудиторные занятия (Актовый зал школы)- проводятся для
всех учеников в виде тренингов, групповых упражнений (зеркало, скорость, ритм и т.д.),
игр по 2,5 часов в неделю. Индивидуальные занятия предусматриваются во время
групповых занятий в процессе усвоения навыков (через 1 месяц-2).
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программам
«Актерское мастерство 337,5 часов.
2.2. Срок реализации программы – 6 месяцев
2.3. Режим занятий: 4 раза в неделю по 4,5 часа на группу. 2 ч.-1 группа теория,
2,5ч.- практика, 2 ч. -2 группа теория, 2,5 ч. практика. 2ч.-3 группа теория.2,5 ч. практика.
Итого-13,5 часов в неделю, 54 часа в месяц (взято приблизительное значение- так как в
марте 2022 года 5 недель).
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Результатом освоения программы учебного предмета «Актерское мастерство»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знания основ техники безопасности при работе на сцене;
знания театральной терминологии;
знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;
знания основных средств выразительности театрального искусства;
знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;
знания принципов построения этюда;
умения координироваться в сценическом пространстве;
умения проводить анализ произведений театрального искусства;
умения корректно анализировать свою работу и работу других обучающихся;
умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
умение выполнять элементы актерского тренинга;
умения вырабатывать логику поведения в этюдах, целесообразность действий;
умения создавать художественный образ в сценической работе или в
творческом номере;
умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с
созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном
номере;
навыков публичных выступлений;
навыков участия в репетиционно-концертной работе;
навыки по анализу собственного исполнительского опыта;
навыков владения средствами пластической выразительности;
навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
навыки по сочинению этюдов на заданную тему;
навыков умение работать над ролью под руководством преподавателя;
навыки по использованию театрального реквизита;
навыков использования игровых и тренинговых психологических проблем и
физических зажимов. К числу творческих элементов, которыми должны овладеть
учащиеся, относятся:
держать внимание к объекту, к партнеру;
видеть, слышать, воспринимать;
память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
воображение и фантазия;
способность к взаимодействию;
логичность и последовательность действий и чувств;
чувство правды на сцене;
вера в предлагаемые обстоятельства;
ощущение перспективы действия и мысли;
чувство ритма;
выдержка, самоотдача и целеустремленность;
мышечная свобода и пластичность;
владение голосом, произношение;
чувство фразы;
умение действовать словом.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Актерское мастерство»:
– текущая,
– промежуточная.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо
раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме открытых
уроков,
показов с приглашением зрителей.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся
по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения
оценка
результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по
окончании
четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: показ, зачет,
контрольный урок.
Контрольные уроки, зачеты и показы в рамках промежуточной аттестации
проводятся в
конце учебных полугодий не за счет аудиторного времени. Промежуточная
аттестация по
предмету «Актерское мастерство» обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
качества реализации образовательного процесса;
степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебнотематического плана;
контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном
этапе
обучения.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения является:
1 три месяца – выполнение актерского тренинга в присутствии зрителя; этюды на
достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды-наблюдения» за
животными,
небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, «этюды –
наблюдения» за людьми, этюды на событие, этюды на рождение слова.
2 три месяца - парные этюды на зону молчания, этюды на музыкальное
произведение,
этюды на картины, парные или групповые этюды – наблюдения, этюды на рождение
фразы,
этюды на мораль басни
Итогом творческой работы группы на втором году обучения является:
1 полугодие – этюды на сюжет сказки, инсценировка басни, этюды на сюжет
небольшого
рассказа, инсценировка фрагмента из классических произведений, отрывки из
драматургических произведений, показ самостоятельных работ.
2 полугодие – показ учебного спектакля или отрывков из драматургических
произведений, концертные выступления.
На итоговую аттестацию составляется утверждаемое руководителем
образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до
сведения обучающихся и
педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения
итоговой
аттестации.
График проведения промежуточной аттестации
Срок обучения 1 год.
Форма аттестации
1. Контрольные уроки, зачеты.
2. Показы, учебные спектакли.
II.
№
п/п
1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ
1 гр.
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
30
87
Педагогические
наблюдения, зачет,
показ
117
2гр.
3гр.
30
87
30
87
117
117
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения (6 месяцев)
№
Наименование Всего Теоретические Практические
Форма
разделов и тем часов
занятия
занятия
контроля
1.
Раздел 1
1.1.
Вводное занятие
1.2.
Актерские
тренинги и
упражнения
Техника
актерской игры и
исполнительского
мастерства
1.3.
1.4
Репетиции
спектаклей,
сценок
15
15
-
урок
40,5
-
40,5
урок
108
54
54
108
54
54
показ
показ
1.5
1.6
Посещение
мастер-классов,
тренинги
Посещение
спектаклей,
показов
54
27
12
27
урок
12
просмотр
спектаклей
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1.3. Основные понятия курса.
Теория.
Практика.
Формы контроля.
2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/и
Месяц
Число
Время
Форма
проведения заняти
я
занятия
III.
Колво
часов
Тема
Место
занятия проведения
Форма
контрол
я
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1.
Методическое обеспечение программы:
- краткое описание общей методики работы в соответствии с особенностями
содержания и обучающихся; описание используемых методик и технологий; современные
педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы
обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами
организации;
- обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и
формы методических материалов по программе.
3.2.
Условия реализации программы
(реальная и доступная совокупность условий для реализации программы – помещения,
площадки, оборудование и приборы, необходимые для реализации программы;
использование ресурсов других организаций).
3.3.Список литературы