ДООП Уварова Мир хора

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Мир хора»
школьного хора «Островок надежды»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: стартовый

Автор -составитель:
Уварова Алёна Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
1.2. Актуальность программы
1.3. Педагогическая целесообразность
1.4. Адресат программы
1.5.Уровень программы, объем, сроки реализации
1.6.Формы обучения
1.7. Режим занятий
1.8.Особенности организации образовательного процесса
2.Цель и задачи программы
2.1 Цель программы
2.2 Задачи программы
2.3 План занятий
3. Содержание программы
3.1 Учебный план

3.2 Учебно - тематический план
3.3 Содержание учебно-тематического плана
4. Планируемы результаты
II. Комплекс организационно - педагогических условий
1. Условия реализации программы
2. Формы аттестации
3. Оценочные материалы
III. Список литературы
1 Основная
2. Дополнительная

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир хора» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.1. Направленность программы.
Программа имеет художественную направленность. Она направлена на
стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения.
Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм
музыкального развития детей.
Хоровое пение вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Музыка имеет
огромную силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного
развития личности, а для детей становится возможностью выразить себя.
Хоровое пение приобщает учащихся к культурным ценностям народов мира и
Российской Федерации. Восприятие искусства через пение – важный элемент
эстетического развития ребёнка. Пение способствует формированию общей культуры
личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в
конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные
произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
1.2. Актуальность программы
Программа ориентирована на детей, имеющих хороший уровень исполнительских
возможностей, и способных в активных коллективных формах музицирования освоить
ансамблево-хоровую деятельность. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств,
эмоций, настроений.

В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого
человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в
детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Приобщение к музыкальной культуре имеет большое значение в духовно–
нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании. Создание в
процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа – одно из средств
разностороннего развития учащегося: музыкального, творческого, личностного.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторовклассиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни,
значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал
играет смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности, музыкального вкуса и интереса (частично репертуар
зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося.
1.4. Адресат программы
Данная программа ориентирована на детей 8-15 лет. Музыкальные способности
детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых такие музыкальные способности
как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются
достаточно ярко, быстро и легко развиваются, что свидетельствует о музыкальности, у
других позже, труднее.
Процесс певческой деятельности формирует у подрастающего поколения комплекс
музыкальных способностей. Возраст 8-15 лет - тот возрастной период, который является
наиболее подходящим для развития всех элементов музыкальности.
1.5. Уровень программы, объём, сроки реализации
Данная программа стартового уровня. Объем 391 час: 1группа – 116 часов, 2 группа
– 145 часов, 3 группа – 130 часов. Срок реализации - 1 год.
1.6. Формы обучения
Программа предусматривает очную, групповую форму обучения с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Наполняемость: 3 группы – по15 чел.
1.7. Режим занятий
Занятия проводятся: 1 группа- 2 раза в неделю по 2 академических часа (4часа), 2 и 3 группа
- 2 раза в неделю: из них 1 раз по 2 академических часа, один раз – 3 часа.
1.8. Особенности организации образовательного процесса
К особенностям организации можно отнести участие хора в концертах, конкурсах,
классных часах.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель программы
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного
становления детей, посредством вовлечения их в певческую деятельность.
2.2. Задачи программы
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

и

- развитие познавательного интереса к музыке, к занятиям хоровым искусством;
- обучение основам музыкального исполнительства в области вокально-хорового
искусства;
- развитие навыков сольного и ансамблевого пения;
- развитие творческой активности, ответственности ребенка;

- формирование музыкального вкуса и музыкальной культуры.
- приобщение к духовной, народной, классической и современной хоровой музыке.
- развитие образно-эмоциональной сферы детей школьного возраста;
- формирование музыкально-слуховых представлений, вокальных и метроритмических
навыков;
1. Образовательные:







Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой
дикции, артикуляции и правильного дыхания;
Знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.
2. Воспитательные:
Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные
творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе
исполнения.
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

3.Развивающие:
 Развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления.
 Развитие голосового аппарата.
 Развитие артистических качеств.
Отличие данной программы от программ классических хоров состоит в том, что
программа занятий хора разработана на основе работы со всеми детьми, принятие
индивидуальных особенностей каждого ребёнка; формирование «доброжелательных
отношений, чувство братства», единство духовного и душевного, формирование личности;
осуществление обучения на основе внеурочной деятельности.
В результате реализации программы воспитанники хора будут уметь: распределять
дыхание на музыкальную фразу, владеть артикуляционными навыками, применять ту или
иную атаку звука, держать интонационный строй в одноголосных и двухголосных

произведениях, петь в ансамбле (то есть слаженно, вместе), слушать и слышать друг друга,
правильно интонировать, уметь применять артистические навыки исполнения.
Формой подведения итогов реализации программы предполагаются концерты
хорового коллектива, участие в мероприятиях.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план
№
п/п

Содержание

1 год обучения
2 группа

1.

Теоретические занятия

17

27

40

2.

Практические занятия
ВСЕГО ЧАСОВ

99
116

118
145

90
130

1 группа

3 группа

3.2 Учебно - тематический план
Стартовый уровень. 1 год обучения, 1 группа,116 часов

№
п/п

Название разделов, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
аттестации,
контроля

Вводное занятие.
Певческая установка
Певческое дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания.
Дикция и артикуляция.
Артикуляционная гимнастика
Развитие вокальной техники,
теоретические знания.

2
5
4

1
3
2

1
2
2

8

4

4

8

4

4

6

Звуковысотное интонирование.
Развитие мелодического слуха.

5

2

3

7

Хоровой ансамбль. Выстраивание
хорового унисона.

5

2

3

8

Формирование основных вокальнохоровых навыков.
Звукообразование и звуковедение.
Формирование вокального звука.

4

2

2

9

Попевки, упражнения для развития
голоса, ладового чувства,
ритмические упражнения.

6

2

4

10

Вокально-хоровая работа. Работа
над репертуаром.

6

2

4

Практика,
оценка

11

Отработка репертуара

5

2

3

Теория,

1
2
3
4
5

опрос
Практика

Теория,
Практика,
Исполнени
е,
Оценка

12
13

Репетиционная работа
Формирование музыкальноисполнительских навыков

33
5

2

33
3

14

Художественное освоение
произведения

5

2

3

15

Освоение дирижерского жеста.

6

2

4

16

Формирование культуры
исполнительского мастерства

4

2

2

17

Концертная деятельность
Итого:

34

5
82

5
116

Практика,
Исполнени
е,Оценка

Учебно - тематический план
Стартовый уровень. 1 год обучения, 2 группа 145 часов

№
п/п

Название разделов, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
аттестации,
контроля

1
2
3

Вводное занятие.
Певческая установка
Певческое дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания.

2
2
4

1
1
2

1
1
2

4

Дикция и артикуляция.
Артикуляционная гимнастика
Развитие вокальной техники,
теоретические знания.

12

6

6

12

6

6

Звуковысотное интонирование.
Развитие мелодического слуха.
Хоровой ансамбль. Выстраивание
хорового унисона.

8

4

4

8

4

4

8

Формирование основных вокальнохоровых навыков.
Звукообразование и звуковедение.
Формирование вокального звука.

12

6

6

9

Попевки, упражнения для развития
голоса, ладового чувства,
ритмические упражнения.

8

4

4

10

Вокально-хоровая работа. Работа
над репертуаром.

3

1

2

Практика,
оценка

11
12
13

Отработка репертуара
Репетиционная работа
Формирование музыкальноисполнительских навыков

2
42
4

1

1
42
2

Теория,
Практика,
Исполнени
е,Оценка

5
6
7

2

опрос
Практика

Теория,
Практика,
Исполнени
е,
Оценка

14

Художественное освоение
произведения

3

1

2

15

Освоение дирижерского жеста.

6

3

3

16

Формирование культуры
исполнительского мастерства

5

5

17

Концертная деятельность
Итого:

12
145

12
103

42

3.3 Содержание учебно-тематического плана.
Образовательная программа определяет 2 направления обучения детей:
- Теория.
Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Содержание
теоретического материала - сведения из области музыкальной грамоты, впоследствии
сопровождающие все практические занятия, на которых основное внимание уделяется
постановке голоса и сценическому искусству, актёрскому мастерству при исполнении.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами
деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения.
Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение
другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
- Практика.
Вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Основное
содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные,
операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности, что обеспечивает
целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Особое место уделяется
концертной деятельности, обучающиеся исполняют хоровые произведения в рамках
школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает
прикладной смысл занятиям хорового кружка. Обучение воспитанников вокалу подчинено
личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения
предлагаются полюбившиеся песни, хиты, “легкая” музыка.
1. Вводное занятие.
Общее понятие о культуре певческого мастерства. Знакомство с вокальными данными
учащихся, расстановка участников, режим работы коллектива, инструктаж по правилам
поведения в кабинете, правилам личной гигиены вокалиста. Прослушивание учащихся на
чувство ритма, слуха. Определение диапазона их вокала. Распределение по голосам.
2. Певческая установка.
Выработка певческого положения корпуса во время пения стоя и сидя. История певческой
культуры. Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства.
Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Ознакомление с терминами
вокального искусства.

3. Певческое дыхание.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения, направленные на выработку
правильного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Дыхательная гимнастика.
4. Дикция и артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата. Активность и четкость согласных и певучесть гласных
звуков в пении. Использование фонопедического метода В. Емельянова, пропевание
скороговорок: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ; и др.
5. Развитие вокальной техники, теоретические знания.
Теоретические знания строения голосового аппарата, звукообразования, развитие голоса и
воспитание певца, рекомендации и практические упражнения. Особое внимание обращено
на формирование у обучающихся главных профессиональных установок, позволяющих
правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки,
необходимые для будущей исполнительской деятельности.
6. Звуковысотное интонирование. Развитие мелодического слуха.
Интонирование мелодий на одном, двух звуках. Восходящее и нисходящее движение
мелодии.
7. Хоровой ансамбль. Выстраивание хорового унисона.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над чистотой интонации. Формирование
умения слушать себя и других при исполнении несложных мелодий.
8. Формирование основных вокально-хоровых навыков.
Формирование вокального звука. Упражнения на развитие вокальной техники. Диапазон
голоса певца Кантилена.
9. Попевки. Вокально-хоровые упражнения.
Вокальные хоровые упражнения представляют собой попевки: на выдержанном тоне, по
трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие
скачки. Также это могут быть отрывки известных песен. Эти упражнения необходимы для
отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для
развития голоса, диапазона и т.д., для развития ладового чувства пения с помощью ручных
знаков.
10.
Вокально-хоровая работа. Работа над репертуаром.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков,
современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный
материал играет смысловую роль в освоении содержания программы, он должен отвечать
высоким художественным требованиям и помогать в решении образовательных задач.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий). Вокально-хоровая работа играет основную роль в содержании
образовательного процесса. Ведь именно при освоении произведения формируются
основные элементы вокально-хоровой техники

11.
Отработка репертуара.
Отработка разучиваемых произведений.
12.
Репетиционная работа.
Отработка технически сложных мест. Формирование навыков уверенного пения.
13.
Формирование музыкально-исполнительских навыков
Работа над выразительностью исполнения. Динамика, фразировка, штрихи, темп.
Осмысленное исполнение текста произведения.
14.
Художественное освоение произведения.
Художественное совершенствование исполнения. Характер, образ произведения.
«Впевание». Расстановка логических ударений.
15.
Освоение дирижерского жеста.
Понятие "ауфтакта". Одновременное начало и окончание песни. Взаимосвязь
дирижерского жеста и характера музыкального произведения.
16.
Формирование культуры исполнительского мастерства.
Артистизм при исполнении на сцене. Работа с воспитанниками по культуре поведения на
сцене, умения концентрироваться на сцене.
17.
Концертная деятельность.
Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы
хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и
педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной
эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся
эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Творческий контакт с слушательской
аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора. Важно провести короткую
5-7-минутную настройку хора, вовремя, которой следует спеть одно-два упражнения,
настраивающие хор на начало концерта, а главное, сосредоточить внимание коллектива к
выходу на сцену, снять излишнее напряжение, естественно возникающее у певцов перед
началом концерта.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание
и самопознание.
Предметными результатами являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры.

- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому
самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно
произносить слова);
- культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение
исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим
вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение
дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Развивающими результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
II.
Комплекс организационно – педагогических условий
1. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соблюдение следующих условий:
• Игровой характер занятий и упражнений;
• Активная концертная деятельность детей;
• Доступный и интересный, современный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома;
• Атрибуты для занятий: музыкально – дидактические игры, пособия;
• Звуковоспроизводящая аппаратура (ПК, микрофон, микшерская установка, усилительная
аппаратура, фортепиано, проигрыватель СD)
• Сценические костюмы или атрибуты, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу. Не допускать крикливого,
форсированного пения.
2. Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации программы является концертная деятельность.
3. Оценочные материалы
Предметом оценивания является:
- наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- знание начальных основ хорового искусства, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
-

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля
хорового коллектива;
- навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно –
оправданных технических приемов;
Структура занятия:
1.
Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно
«распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок
(вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя
его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания
может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных
произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из
важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2.
Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2минуты
(физминутка)
3.
Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание
песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой
интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыханием по фразам, работа над
динамическими оттенками.
4.
Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением.

III. Список литературы
1. Основная
1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989 33 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. ВЛАДОС, 2002
3.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского
голоса. -М., 1963
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973 Веселый каблучок. /Составитель Л. В.
Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003 – 232 с.
5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989 - 112 с.
6. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005 – 48 с.
7. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
8. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у
детей дошкольного возраста. - М., 1963
9. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3
классы трехлетней начальной школы. - М., 1988
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010
11. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010
12. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998
– 44 с.
13. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М.,
1940, № 11
14. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000 – 64 с.
15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
16. 17 Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных
занятиях. - М.
17. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
18.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. Лань,
1999 – 64 с.
19. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//
Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
20. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987 – 144 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988 – 143 с. 23 Яковлев А. О
физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого
воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959
2. Дополнительная литература для родителей и детей:
1.Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
4.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
5.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
6.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г.
Хинн. – М., 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».