дооп 47 ред. Гусева

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Театр»
Творческой студии «Персонаж»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый

Автор -составитель:
Гусева Анастасия Эдуардовна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3

5
7
29
29
29
30
31

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с
занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа творческой студии «Персона» учитывает эти особенности общения с
театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру. Она адресована руководителям творческих объединений
школ, педагогам дополнительного образования по художественно-эстетическому
направлению.
Данная программа разработана с учётом примерных требований к программам
дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма
Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа
2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г.
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена тем, что через знакомство и приобщение
детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и
осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся. Театр - искусство
коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а
коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему
процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая
задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный
интерес у детей.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития
речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная

Адресат программы: Средние школьники: 10 – 13 лет.
Старшие школьники: 14 - 16 лет. Количество учащихся в группах 15 человек.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 3 года.
Срок и объем освоения программы: Общая трудоёмкость программы при трехлетнем
сроке обучения составляет 576 часов.

Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год

1 гр.
1 г.о.
4

2 гр.
1 г.о.
4

3 гр.
1 г.о.
4

4 гр.
1 г.о.
4

5 гр.
1 г.о.
4

6 гр.
1 г.о.
4

7 гр.
2 г.о.
6

8 гр.
2 г.о.
6

144

144

144

144

144

144

216

216

2.1. Объем программы – 3 года.
1 год обучения 144ч
2 год обучения 216ч
3 год обучения 216ч.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: Начальный этап обучения
(1-й год) предполагает овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками
сценического мастерства, практическое применение знаний и умений: постановка этюдов,
участие в концертах, праздничных представлениях. В завершение этого этапа проводится
отчетный показ инсценированных стихотворений или литературно-музыкальной
композиции. 2-й и 3-й гг. обучения предполагают самостоятельную разработку характеров
героев, применение полученных знаний и совершенствование навыков сценического
мастерства. Основными формами образовательного процесса являются: Традиционные:
беседа, репетиция, самостоятельная работа, тренинг, зачет, спектакль, праздник.
Нетрадиционные: сочинение этюдов, сказок, импровизация, конкурс, посиделки.
Режим занятий:
Группа 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2ч.
Группа 2, 3 года обучения 2 раза в неделю по 3ч.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников,
творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга
путем вовлечения в театральную деятельность.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):

1. обучить воспитанников основам актерского мастерства через упражнения тренингов, с
последующей постановкой учебного спектакля;
2. научить выразительной речи, выразительной пластике и действию на сцене;
3. познакомить с историей и теорией русского и зарубежного театра, с русской и
зарубежной литературой и драматургией;
4. познакомить учащихся с спектаклями Улан-Удэнских театров, соответственно возрасту,
и лучшими фильмами российского кинематографа, соответственно
возрасту.
Воспитательные (личностные) –
1. способствовать воспитанию художественного вкуса;
2. сформировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе;
3. формировать навыки самостоятельной организации творческого процесса;
4. воспитать в учащихся чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки,
ответственности;
5. помочь в преодолении психологических барьеров общения.
Развивающие (метапредметные) –
1. развить произвольное внимание, сосредоточенность, память, наблюдательность,
выдержку, чувство ритма;
2. развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
3. пробудить интерес к чтению и посещению театра;
4. пробудить интерес к изучению и познанию мирового искусства;
5. развивать словарный запас учащихся;
Ожидаемые результаты:
Предметные:
• владение основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками
сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
• выработать навыки сценической речи, сценического движения, пластики;
• знание приемов раскрепощения и органического существования;
• умение выполнять простейшие навыки работы с воображаемым предметом;
• освоение основ дыхательной гимнастики;
• владение музыкально-ритмическими навыками;
• знание теоретических основ драматического театра, режиссуры.
Личностные:
• умение самостоятельно организовывать и проводить со сверстниками игры тренинги и
групповые этюды, осуществлять их объективную оценку;
• наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
• развитие эстетического восприятия через освоение творческой деятельности
эстетического характера, формирование эстетического вкуса;
• приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в
совместной учебной работе;
• приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.
Способы и формы проверки результатов:
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется входная,
промежуточная и рубежная диагностика.

"В" - входная диагностика (октябрь)
"П" - промежуточная диагностика (январь)
"Р" - рубежная диагностика (апрель).
Формы контроля: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий
педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения
работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, творческий показ.
Формы оценки результативности: портфолио учащихся, выполнение самостоятельной
творческой работы, ее представление на концертах или фестивалях, просмотр видео
спектакля с дальнейшим обсуждением, отзывы родителей и одноклассников.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3

2 год
обучения

3 год обучения

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

30
32
32
114
184
184
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.
216 ч.
216 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения
Форма
№
Наименование Всего Теоретические
Практические
контроля
разделов и тем часов
занятия
занятия
1.
Раздел 1 «Основы театрального искусства»
1.1.

Тема 1. Вводное
занятие.

2

Знакомство с
планом работы.

1.2.

Тема 2. История
театра. Театр
как вид
искусства.

30

1.3.

Тема 3.
Актерская
грамота.

32

Эволюция
театра.
Современная
драматургия.
Литературное
наследие.
Многообразие
выразительных
средств в театре.
«Бессловесные
элементы
действия»,
«Логика
действий» и т.д.

Анкета «Ваши
предложения по
работе творческого
объединения»
Знакомство с
произведениями
великих драматургов
мира. Упражнения,
игры-импровизации,
творческие задания.
Упражнения на КСД;
Тренинги на
внимание.
Упражнения на
овладение и
пользование
словесными
воздействиями

Наблюдение

Тест

Зачет

этюды.
Тема 4.
Художественное
чтение

10

2.1.

Пластическое
искусство.

4

2.2.

Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата.
Скорость, темп,
контрастность
движений.

6

1.4.

2.

«Роль чтения
Упражнения на
вслух в
тренировку силы
повышении
голоса, диапазона
общей
голоса
читательской
культуры».
«Основы
практической
работы над
голосом» и т.д.
Раздел 2 «Сценическое движение»
Пластическая
выразительность
актера.
Физическая
культура и
развитие тела.

Конкурс

Сценическая
акробатика.

Зачет

Общая физическая
подготовка.

Зачет

Раздел 3 «Художественное направление»
3.2.

Работа над
пьесой

40

3.3.

Мероприятия.

10

3.4.

Экскурсии.

8

Анализ пьесы,
чтение и
обсуждение.
Образы героев.

Выразительное
Зачет
чтение по ролям.
Определение
сквозного действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.
Знакомство с
Наблюдение
методикой
проведения и
организации
досуговых
мероприятий.
Тематическое
планирование,
разработка
сценариев.
Знакомство с
наблюдение
экспозициями
краеведческих
музеев. Посещение
храмов
ближайших посёлков
и района. Экскурсии
в природу.
Составление

3.5.

Итоговое
занятие

Итого

№

Наименование
разделов и тем

1.

творческих отчётов о
проведенных
экскурсиях. Правила
ПДД, ТБ.
Этюды на
оправдание заданных
бессловесных
элементов действий
разными
предлагаемыми
обстоятельствами;
упражнения по курсу
«Художественное
слово».

2

144ч.
2-ой год обучения
Всего Теоретические
Практические
часов
занятия
занятия
Раздел 1 «Основы театрального искусства»

1.1.

Тема 1. Вводное
занятие.

2

Знакомство с
планом работы.

1.2.

Тема 2.
Теоретические
основы
актерского
мастерства
Тема 3.
Актерская
грамота.

30

Система К.С.
Станиславского.
Культурное
наследие
Мейрхольда.
Многообразие
выразительных
средств в театре.
«Бессловесные
элементы
действия»,
«Логика
действий» и т.д.

Тема 4.
Художественное
чтение

10

1.3.

1.4.

2.

зачет

32

Форма
контроля

Анкета «Ваши
предложения по
работе творческого
объединения»
Упражнения, игрыимпровизации,
творческие задания.

Наблюдение

Упражнения на КСД;
Тренинги на
внимание.
Упражнения на
овладение и
пользование
словесными
воздействиями
этюды.
Упражнения на
тренировку силы
голоса, диапазона
голоса

Зачет

«Роль чтения
вслух в
повышении
общей
читательской
культуры».
«Основы
практической
работы над
голосом» и т.д
Раздел 2 «Сценическое движение»

Тест

Конкурс

2.1.

Пластическое
искусство.

4

2.2.

Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата.
Скорость, темп,
контрастность
движений.

6

Пластическая
выразительность
актера.
Физическая
культура и
развитие тела.

Сценическая
акробатика.

Зачет

Общая физическая
подготовка.
Упражнения,
тренинги.

Зачет

Раздел 3 «Художественное направление»
3.2.

Работа над
пьесой.

40

3.3.

Художественное
слово.

72

3.4.

Мероприятия.

10

3.5.

Экскурсии.

8

3.6.

Итоговое
занятие.

2

Анализ пьесы,
чтение и
обсуждение.
Образы героев.

Выразительное
чтение по ролям.
Определение
сквозного действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.
Знакомство с
Упражнения на
речевым
тренировку силы
аппаратом.
голоса, диапазона
Знакомство с
голоса.
художественными Чтение, разбор и
текстами. Выбор
анализ текста.
и анализ
Выразительное
материала.
чтение.
Знакомство с
методикой
проведения и
организации
досуговых
мероприятий.
Тематическое
планирование,
разработка
сценариев.
Знакомство с
экспозициями
краеведческих
музеев. Посещение
храмов ближайших
посёлков и района.
Экскурсии в
природу.
Составление
творческих отчётов о
проведенных
экскурсиях. Правила
ПДД, ТБ.
Этюды на
оправдание заданных

Зачет

Зачет

Наблюдение

наблюдение

зачет

бессловесных
элементов действий
разными
предлагаемыми
обстоятельствами;
упражнения по курсу
«Художественное
слово».
Итого

216ч.
3-ий год обучения

№

Наименование
разделов и тем

1.

Всего Теоретические
Практические
часов
занятия
занятия
Раздел 1 «Основы театрального искусства»

1.1

Тема 1. Вводное
занятие.

2

Знакомство с
планом работы.

1.2

Тема 2. Основы
актерского
мастерства.

30

Классические и
модерновые
направления.

1.3

Тема 3. Основы
сценарного
мастерства.

32

Сценаристика.
Жанры. Виды
сценариев.

1.4

Тема 4.
Художественное
чтение

10

2.1

Пластическое
искусство.

4

2.2

Общее развитие
мышечнодвигательного
аппарата.
Скорость, темп,
контрастность
движений.

6

2.

Анкета «Ваши
предложения по
работе творческого
объединения»
Упражнения, игрыимпровизации,
творческие задания.

Наблюдение

Упражнения на
развитие словарного
запаса. Написание
сценария к разным
видам.
Упражнения на
тренировку силы
голоса, диапазона
голоса

Зачет

«Роль чтения
вслух в
повышении
общей
читательской
культуры».
«Основы
практической
работы над
голосом» и т.д
Раздел 2 «Сценическое движение»
Пластическая
выразительность
актера.
Физическая
культура и
развитие тела.

Форма
контроля

Тест

Конкурс

Сценическая
акробатика.

Зачет

Общая физическая
подготовка.
Упражнения,
тренинги.

Зачет

Раздел 3 «Художественное направление»
3.2

Работа над
пьесой

40

3.3

Художественное
слово

72

3.4.

Мероприятия.

10

3.5.

Экскурсии.

8

3.6

Итоговое
занятие

2

Итого

Анализ пьесы,
чтение и
обсуждение.
Образы героев.

Выразительное
Зачет
чтение по ролям.
Определение
сквозного действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.
Знакомство с
Упражнения на
Зачет
речевым
тренировку силы
аппаратом.
голоса, диапазона
Знакомство с
голоса.
художественными Чтение, разбор и
текстами. Выбор
анализ текста.
и анализ
Выразительное
материала.
чтение.
Проведение и
Наблюдение
организация
досуговых
мероприятий.
Тематическое
планирование,
разработка
сценариев.
Знакомство с
наблюдение
экспозициями
краеведческих
музеев. Посещение
храмов ближайших
посёлков и района.
Экскурсии в природу.
Составление
творческих отчётов о
проведенных
экскурсиях. Правила
ПДД, ТБ.
Этюды на
зачет
оправдание заданных
бессловесных
элементов действий
разными
предлагаемыми
обстоятельствами;
упражнения по курсу
«Художественное
слово».

216ч.

1.3.3.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Содержание программы 1го года обучения.

1. Вводное занятие «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с
театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со
спектаклями, мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства.
2.1. Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства.
Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл),
театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта
учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о
театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра
им.Щепкина г.Белгород. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем
доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем
люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся,
приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в
театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, Видео материал,
слайд презентация.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский
обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры,
празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность
в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Белгородской области, Валуйской
земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки»,
«Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из
литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, Видео материал, слайд
презентация.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Развитие представления о видах
театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного
театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные
возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление
кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, видео материал, слайд
презентация.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат
коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: Видео материал, слайд презентация.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной
программке».
3. Актерская грамота.
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом,
музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»,
«Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я
буду играть один.»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как
подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение:
«Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные
стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4. Художественное чтение.

1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы
практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.
Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка
правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и
управление речеголосовым аппаратом.

2. Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение
фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбкахоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль».
Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста,
демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
3. Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного
произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»:
превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун»,
«Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкого репертуара.
5. Сценическое движение.
5.1. Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с
предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру,
кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре
Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы»,
«Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю
танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман).
Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов
народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
«Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных
элементов.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с
поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой.
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем,
помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
4.Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии.

Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов
Республики. Экскурсии на природу. Составление творческих отчётов о проведенных
экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Итоговое занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную
согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены;
этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными
предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
Содержание программы 2го года обучения.
1.Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2ом году обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».
Форма проведения занятия – игра-путешествие.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видео презентация, слайд презентация, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

3. История театра. Театр как вид искусства.
2.1. Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах
Древнего Востока.
Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка,
кульминация, промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция
мистерии «Песнь семи Хатхор».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, таблицы для
драматургического анализа мифа.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественновоспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и
пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы
обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры
древнегреческой драматургии.
Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея
прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик».
Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и

оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по
современному театральному зданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, видео презентация,
слайд презентация.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.3. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный
театр.
Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре.
Работа композитора. Либретто. Значение сценографии. Хореография.
Практическая работа: Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра.
Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, видео
презентация, слайд презентация.
Форма подведения итогов: творческие работы на тему: «О чём рассказала музыка».
2.4. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное
искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.
Практическая работа: Просмотр театральных постановок драматического театра
им. Щепкина г.Белгород. Закрепление представлений и зрительского опыта
воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по составлению
произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета художественными
средствами разных искусств). Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).
Формы проведения занятий: творческая лаборатория.
Приёмы
и
методы: репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный,
поисковый
Дидактический материал: фотографии, видео презентация, слайд презентация.
Форма подведения итогов: Творческие задания по сопоставлению литературного
прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы,
балета и т.д.
3. Актерская грамота.
3.1. Средства актёрского искусства.
Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий
персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном
отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих
преодолеть статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа
над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того
же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия или «Большое
зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за
другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один.».
Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально,
с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Актер и его роли.
Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого
воспитанника как средство активизации овладения техникой действий.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я
буду играть один.»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок»,
«Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов,
упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
3.3. Бессловесные и словесные действия (повторение).
Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение
представления о действенном характере замысла этюда (парного).
Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки,
сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Художественное чтение.
1.Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные
воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической
«лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение
«лепкой» фразы.

2.Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности исполнения
лирики.
Практическая работа: самостоятельная подготовка произведения к исполнению
(на материале русской прозы и поэзии).
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкого репертуара.
4.3. Словесные воздействия.
Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения.
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины
с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»:
превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощником). Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого
репертуара.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего
чтецкого репертуара.
5.Сценическое движение.
Основы акробатики.
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника
безопасности.
Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса:
«Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг
«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения:
падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение
танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка,
тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку.

Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю
танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная
мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Основные элементы бального
танца «Венский вальс»: вальс – простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый
и правый поворот, фигура перемена направлений (правая и левая). Кружева. Волчок.
Приблизительная схема танца на 8 тактов.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: Составление и разучивание танцевальной композиции с
выученными элементами.
5. Работа над пьесой .
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный
крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов
посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных
экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Итоговое занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; этюды на
оправдание заданных словесных действий; чтецкие работы по курсу «Художественное
слово».
Форма проведения занятия: экзамен-выступление.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

Содержание программы 3го года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го
года обучения.
Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой.
Дидактический материал: выставочные экспонаты, фото, иллюстрации.
Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства.
2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр.
Теория: Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер
средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных
развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь
театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации
традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах
(карнавалах, маскарадах, шествиях).
Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по
иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание
сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов
«Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, фотографии,
видео презентация, слайд презентация.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
2.2. Страницы истории театра: Театры, где играют дети.
Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон
Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный театр Славяногреко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х гг. XX в. Современные
школьные театры.
Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с
устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских театров.
Заочная экскурсия по современным театрам.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный,
Дидактический материал: литература, фотографии, видео презентация, слайд
презентация.
Форма подведения итогов: блиц-опрос.
2.3. Гении русской сцены.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина.
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на
тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения,
объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: литература по теме, фотографии, видео презентация,
слайд презентация.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
2.4. Великие русские драматурги.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов.
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на
тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения,
объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: литература по теме, фотографии, видео презентация,
слайд презентация.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
3. Актерская грамота
3.1. Средства актёрского искусства.
Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой
межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической
выразительности.
Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на
перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я
играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над
одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную
согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один.» Превращения заданного предмета с
помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Актер и его роли.
Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в
особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения).
Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из
параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности,
претенциозности или поглощения делом или «Большое зеркало». Выполнение этюдов,
упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
3.3. Импровизация.
Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в
репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения
установленных мизансцен.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ
работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки,
сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным
использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями. фотографии, видео
презентация, слайд презентация.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Художественное чтение
1.Индивидуальные формы выступления
Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в
концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и
подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла»,
Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической
«лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение
«лепкой» фразы.
2.Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя
блуза», «Агитбригада», капустник.
Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с
сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по
содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: капустник ко Дню театра.
5.Сценическое движение
Основы акробатики
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника
безопасности.
Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса.
Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение
танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного
аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокальнодвигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции
рук, позиции ног. Самба – основной шаг, шаг с продвижением, виск, бутафого, кортеджако. «Ча-ча-ча» - основной шаг, веер, раскрытие (или «Нью-Йорк»). Основы
европейского бального танца «Медленный вальс». Танцевальные композиции
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: Составление и разучивание танцевальной композиции с
выученными элементами.
6. Работа над пьесой
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового
содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик
персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для
героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный
крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об
образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски,
карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий.
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии – 5 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов
посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных
экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Выпускной экзамен.
Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок:
 За участие в спектаклях (качество и количество);
 За устный ответ и импровизированное выполнение этюда;
 За исполнение актёрских работ и чтецкого репертуара на экзамене-концерте.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
В приложении
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Получено
по
«Новые места»:

Характеристика
- характеристика помещений для занятий по
программе: - актовый зал с театральным освещением,
рассчитанное на 250 зрителей,
Программе -

Информационное обеспечение
Ссылки:

наглядно-плоскостные:
наглядные
-методические
пособия, технологические карты, плакаты, фонд
работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски; - слайд-фильмы, видеофильмы, - учебные кинофильмы.
Кадровое обеспечение
Гусева
Анастасия
Эдуардовна,
педагог
дополнительного образования
Методическое
обеспечение
Методическое обеспечение программы «Театр»
программы
При реализации программы используются как
традиционные методы обучения, так и инновационные
технологии: репродуктивный метод (педагог сам
объясняет материал); объяснительно-иллюстративный
метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ
видеофильмов); проблемный (педагог помогает в
решении проблемы); поисковый (воспитанники сами
решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творческий
поиск обучаемых), методы развивающего обучения,
метод взаимообучения, метод временных ограничений,
метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь
целесообразных, вытекающих одно из другого
упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок
(предполагает постепенное увеличение нагрузок по
мере
освоения
технологии
голосоведения
и
сценической речи), метод игрового содержания, метод
импровизации.
Сетевая форма реализации программы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются:
Формы контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися
качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
опрос, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа,
конкурс, фестиваль, концерт, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в

мероприятиях. Формы оценки результативности: портфолио учащихся, выполнение
самостоятельной творческой работы, ее представление на концертах или фестивалях,
просмотр видео спектакля с дальнейшим обсуждением, отзывы родителей и
одноклассников.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень
сформированности
компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми
образовательными услугами

Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ

Изучение
удовлетворенности
работой
образовательного
(методика Е.Н.Степановой)

родителей
учреждения

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации

Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года
обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов.
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
3. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.интов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /
Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на
соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
7. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,
Белгород, 2003 г.
8. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. /
Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608.
9. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
10. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по
воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы.
Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
11. Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство
образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
12. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками:
Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
13. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных
коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с:ил.
14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
15. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности
коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.
Литература для обучающихся и родителей.
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс»,
2004 г.-333 с.
3.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»
2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста.
М., 2005 3. Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.,
2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
– 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития
речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
8. У. Шекспир «Собрание сочинений»
9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов
н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель, 2004г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».