Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Вокальной студии «Звуки музыки»» «Песни для души» Направленность: художественная Возраст учащихся: 8-14 лет Срок реализации программы: 1 год Уровень: стартовый Автор - составитель: БогдановаТуяна Виловна, педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 5 6 7 8 9 9 10 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Песни для души» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена необходимостью воспитания подрастающего поколения в сфере духовно-эстетического познания мира и творческой самореализации детей. Вокальное исполнительство является гармоничным способом познания Мира, себя и осознания своей роли в этом Мире, положительно влияет на чувственную сферу ребёнка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывает большой интерес к исполняемой музыке и музыке вообще, к процессу пения. Таким образом, рождается устойчивое эмоционально-положительное отношение к себе и к жизни в целом. Вид программы: модифицированная Направленность программы: художественная. Адресат программы: программа предназначена для работы с школьниками 8-14 лет. В течение учебного года в творческое объединение принимаются дети на свободной основе при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься вокальным исполнительством, имеющие разный уровень музыкальных способностей. Поэтому данная программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста без какойлибо музыкальной подготовки. Важно сохранить эмоциональную открытость, искреннюю душевную отзывчивость младших школьников на всё красивое, несущее в себе высокие энергетические вибрации. Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определённое положение в классе, добиться признания сверстников. Всему этому способствуют занятия вокальным исполнительством, помогающее подрастающему человеку обрести или развить только положительные качества. Срок и объём освоения программы: Объём программы: 4 часа - 144 часа, 5 часов – 180 часов. Стартовый уровень - 1 год обучения, 144-180 педагогических часов; Количество часов в неделю Количество часов в год 1 гр. 1 г.о. 4 2 гр. 1 г.о. 5 144 180 Объём программы – 324 часа. Срок реализации программы – 36 недель (1 учебный год) Форма обучения: очная групповая, мелкогрупповая (2-6 человек), индивидуальная (дифференцированно с наиболее одарёнными детьми). Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (класс, учебная параллель), разновозрастные (сводная репетиция), индивидуальное обучение (солисты, концертно-конкурсная подготовка) Режим занятий: 2 раза в неделю 2 часа и 3 часа. Численность группы – до 15 человек (обусловлено тем, что большее количество членов вокального ансамбля не способствует качественному обучению). 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: обучение детей пению и развитие их вокальных и общих музыкальных способностей. Обучающие (предметные) 1. обучить основным вокально-техническим приёмам, технике вокального исполнительства, приближенной к академической манере исполнения; 2. привить навыки художественной выразительности исполнения: работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения; 3. формировать навыки пения под аккомпанемент и фонограмму, навыки ансамблевого исполнения. Воспитательные (личностные) – 1. формировать художественный вкус; 2. воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей; 3. формировать коммуникативные качества обучающихся. Развивающие (метапредметные) – 1. развивать музыкальный слух, память, чувство метроритма, голосовые данные; 2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение; 3. развивать навыки целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, развивать сценическую исполнительскую выдержку. Ожидаемые результаты. По окончании обучения учащиеся будут знать: специальную терминологию по вокалу; строение, работу голосового и артикуляционного аппарата; правила гигиены певческого голоса; о правильной певческой установке и певческом дыхании; дикции и артикуляции; об управлении голосовыми связками; уметь: петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя; исполнять вокальные упражнения, вокализы, музыкальные произведения с использованием приобретенных вокально-технических навыков; понимать требования педагога; петь в сопровождении фортепиано и под фонограмму (-1), петь без напряжения под фонограмму; пользоваться средствами музыкальной выразительности, чувствовать кульминацию; добиваться смыслового единства текста и музыки при работе над песней; вносить в исполнение элементы творчества; владеть основами сценического мастерства (культура поведения на сцене, создание сценического имиджа, преодоление психологических и эмоциональных трудностей исполнительской деятельности); создавать художественный образ исполняемой песни; доводить до слушателей содержание и характер произведения с помощью приобретённого сценического опыта; работать в коллективе, взаимозаменять друг друга; анализировать своё исполнение и исполнение своих товарищей. Способы и формы проверки результатов - индивидуальное прослушивание, - сольное исполнение перед другими участниками группы; - концертное выступление. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Содержание Количество часов 1 Теоретические занятия 60 ч. 2 Практические занятия 84 ч. 3 Форма контроля Педагогические наблюдения, концертные выступления Всего часов: 144 ч. (4 часа в неделю) № Содержание Количество часов 1 Теоретические занятия 60 ч. 2 Практические занятия 120 ч. 3 Форма контроля Педагогические наблюдения, концертные выступления Всего часов: 180 ч. (5 часов в неделю) 1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие Понятие «Вокальное искусство». Краткие сведения из истории детского вокального исполнительства. Слушание лучших образцов детского вокального исполнительства. Музыкальная грамота 2 Теор. занят. 2 Практ. занят. Всего часов 2 11 13 24 2.1 Элементы музыкальной грамоты.. 6 8 14 2.2 Средства музыкальной выразительности. 5 5 10 Развитие вокальной техники 3 88 91 3 13 16 45 45 30 30 25 25 3 3.1. Основы певческого дыхания. 3.2. Работа над развитием чувства ритма, над дикцией и артикуляцией, темпом, динамики. 3.3. Развитие музыкального слуха, певческой интонации, метрического ощущения. 4 Вокально-ансамблевая работа 4.1 Пение в ансамбле. 6 6 4.2 Работа над художественно-выразительным исполнением. Работа с микрофоном. 15 15 4 4 Контрольно-итоговые мероприятия 2 2 4.3 5 1.3.3. Форма контр. диагност ика текущ. контр. текущ. контр текущ. контр текущ. контр текущ. контр текущ. контр текущ. контр текущ. контр концер. выступ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1. Вводное занятие. Теория (2 ч.). Понятие «Вокальное искусство». Краткие сведения из истории детского вокального исполнительства. Слушание лучших образцов детского вокального исполнительства. 2. Элементы музыкальной грамоты. Теория (6 ч.). Названия нот и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе. Тон, полутон. Знаки альтерации. Структура мажорного и минорного ладов. Длительности нот и пауз. Размер (2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 9/8). Практика (8 ч.). Пение сольфеджио вокально-технических упражнений и хоровых партий. 3. Средства музыкально-хоровой выразительности. Теория (5 ч.). Мелодия. Ритм. Лад. Темп. Тембр. Динамика. Штрихи. Форма. Практика (5 ч.). Пение вокально-хоровых упражнений в разных ритмах, ладах, темпах, в разных тембрах, динамике, штрихах. Анализ средств музыкальной выразительности на примере произведений из репертуара коллектива. 4. Постановка певческого дыхания. Теория (3 ч.). Строение дыхательной системы организма человека. Правила певческого дыхания: певческая установка, вдох, работа диафрагмы, значение певческого дыхания. Различный характер дыхания в зависимости от характера, темпа, динамики, ритма, звуковедения исполняемого произведения. Типы дыхания (по фразам, цепное). Практика (13 ч.). Выполнение дыхательных упражнений. Самоконтроль и анализ работы мышц живота, диафрагмы, задержка дыхания перед началом пения, фонационный выдох. Знакомство с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой. 5. Развитие вокальной техники. Практика (76 ч.). Правила звукоформирования. Певческая артикуляция. Правила вокальной дикции. Звуковедение (legato, staccato). Динамические нюансы (piano, mezzopiano, mezzoforte, forte). Унисон. Диапазон голоса. Вокально-технические упражнения для работы над звукоформированием, звуковедением, мягкой атакой звука, вокальной дикцией и артикуляцией, на расширение диапазона голосов. Проговаривание скороговорок. 6. Пение в ансамбле. Практика (6 ч.). Разучивание нотного и литературного текстов. Чистота интонирования. Работа над интонационно сложными местами произведения. Освоение метроритмических особенностей произведения. Работа над дикцией. 7. Работа над художественно-выразительным исполнением. Практика (15 ч.). Динамика. Темп. Звуковедение. Тембр. Музыкальное развитие. Музыкальные акценты. Кульминация (частная, обшая). Характер и настроение исполнения. 8. Работа с микрофоном. Практика (4 ч.) Микрофон – как держать, куда направлять, расстояние до рта, установка на стойке, положение относительно губ, пение высоких и низких нот, подготовка к пению. 9. Контрольно-итоговые мероприятия. Практика (2 ч.). Участие в школьных концертных мероприятиях, спектаклях, мероприятиях предметной и воспитательной направленности. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика Актовый зал школы, оснащён фортепиано, компьютером, пультом, микрофонами, звуковой колонкой. Также необходимы стулья в необходимом количестве. Перед занятиями необходимо проветривать зал в связи с активным дыханием учащихся во время пения и согласно Санитарным Правилам и Нормам. Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение Для разучивания вокальных произведений используются аудиофонограммы и видеозаписи из сети Интернет. Реализовать данную образовательную программу возможно специалисту, имеющему соответствующую квалификацию в сфере вокально-хорового исполнительства и вокальной педагогики. 2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации ДООП Предметная диагностика: Уровень способностей детей Методики Развитие певческой интонации: 5 баллов – чистота и точность интонирования при исполнении вокальной партии, 4 балла – неуверенное интонирование при исполнении вокальной партии, 3 балла – наличие фальшивых звуков при исполнении вокальной партии, 2 балла – фальшиваое исполнение вокальной партии, 1 балл – «гудошники». Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ Личностная диагностика: Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой наличии) аттестации (по УТП) входная - октябрь Промежуточная - декабрь Рубежная - май в конце 1,2 и т.д. года обучения (при (по УТП) в конце обучения по данной программе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273; - Приказ Министерства образования науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Постановление главного государственного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - В.Емельянов, «Развитие голоса. Координация и тренинг». – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.; - М.Михайлова, «Развитие музыкальных способностей детей». – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с., ил.; - «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой» / (авт.-сост.Т.Ю.Амосова). - М.: РИПОЛ классик, 2011. – 64 с.; - Кочнева И., Яковлева А. вокальный словарь. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1988. – 70 с.