Кадеты

03

Н

10.

2014

ОГРН 102030

090

34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

1

ОГРН 10

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

034

31

20

ОГРН 10203009

41

70

00 Т
90
014

03

42

41

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

2030
09

08

903

0.2

ИН

*
*
014

О

0.2

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

ОГРН 1020300

.1

)

014

20

О

0.2

Р
ВО 131
34

23

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. Пояснительная записка
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Кадеты- это гордость России»
(далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Конвенции о правах ребѐнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Программа предназначена для реализации профильного образования обучающихся
специализированных (военно-спортивной направленности «кадеты»)

классов второй

ступени среднего общего образования.
Содержание программы в целом отражает государственную образовательную
политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности, военной службе и
позволяет формировать у кадетов сознательное и ответственное отношение к вопросам
личной,

общественной

и

национальной

безопасности

страны,

совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.

желание

активно

В настоящее время в обществе, в связи с возросшим рейтингом Вооруженных Сил
Российской Федерации, появилась тенденция среди молодежи к активному участию в этом
процессе. В средних общеобразовательных учреждениях, по желанию родителей стали
активно создаваться кадетские классы. Так, в МАОУ СОШ № 47 на настоящее время
созданы 3 кадетских класса: 5,6,7-й (общей численностью 94 мальчиков и девочек).
В соответствии с военно-спортивной направленностью подготовки детей написана
данная Программа.
1.2 Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся и их родителей.
Военно-спортивная направленность подготовки детей под руководством опытных
педагогов из числа офицеров запаса предполагает дисциплинированность, исполнительность
и занятость детей после основных уроков в школе. Этот фактор очень импонирует
родителям, поскольку они, прежде всего, видят в этом воспитательную функцию школы.
Ношение военной формы кадетами на занятиях в школе выделяет последних из всех
учащихся, а также накладывает на них особенности поведения и воинского этикета
(дисциплинированность, тактичность в обращении с учителями и старшими).
1.3 Отличительные особенности программы.
Программа предполагает воспитательную функцию на фоне резкого подъема
рейтинга воинской службы, при этом, никаких форм давления при обучении не допустимо.
Обучение военному делу всегда основывается на спортивной подготовке. Морально
подготовленный и физически здоровый воин – залог успеха в выполнении поставленных ему
задач в боевой обстановке по защите своей Родины.
1.4. Педагогическая целесообразность. Программа, прежде всего, отличается своей
военно-спортивной направленностью, которая предполагает воспитательную функцию на
фоне резкого подъема рейтинга воинской службы и предполагает профессиональную
ориентацию на ранних стадиях юного человека.
1.5 Цель программы – обучение, воспитание и развитие кадетов. Дать
первоначальные

знания

по

военно-спортивной

подготовке,

облегчить

и

быстро

адаптироваться в будущем к армейской службе, некоторой части мальчиков и девочек
подготовиться к поступлению в военно-учебные заведения страны – стать защитниками
своей Родины.
1.6 Задачи программы:
- научить первоначальным воинским знаниям в объеме курса молодого бойца
Вооруженных Сил РФ, подготовить к сдаче норм ГТО по своей возрастной категории;

- привить кадетам чувство добросовестного подхода к поставленным целям и
задачам, как в ближайшей, так, и последующей перспективе, навыки бесконфликтного
общения в коллективе, уважение к старшим, умение выслушать мнение товарищей и сделать
правильные выводы;
- сформировать положительное отношение к окружающему миру, к родителям и
близким, честность, порядочность и ответственность за порученное дело;
- развит ьзаложенные природой наклонности и таланты при бережливом отношении
и такте. Всегда отличать и хвалить отличившихся кадетов в любых их достижениях, с целью
дальнейшего их развития;
-

воспитать порядочного, надежного, тактичного человека, патриота своей

Родины, который в трудную минуту не колеблясь, встанет на ее защиту.
1.7 Возраст учащихся 12 – 14 лет.
В связи, с особенностями обучения в школе (подготовка и сдача экзаменов в 9-х, 11х классах), целесообразно обучать в младших группах. Принцип набора – классные
руководители проводят предварительную работу с учащимися и их родителями по обучению
и воспитанию в кадетских классах. По итогам этой работы администрация школы принимает
решение о создании специализированных классов, с привлечением для обучения и
воспитания педагогов дополнительного образования МАОУ ДО «ГДДЮТ» из числа
офицеров запаса, имеющих опыт проведения занятий в школе.
1.8.Формы занятий занятия проводятся по группам (от 15 чел.) и индивидуально.
Основная часть занятий проводятся практически с использованием материально-технической
базы школы (учебное оружие, патроны, стрельба из пневматической винтовки в тире и т.д.)
Занятия по спортивной подготовке проводятся на свежем воздухе (спортплощадка) и
в спортзале.
Некоторая часть занятий теоретического плана проводится аудиторно в классах
учебного заведения с использованием компьютерной техники.
2. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:
2.1 Объем программы – для достижения заявленных целей и ожидаемых результатов
необходимо: 216 часа первый год обучения, 216 часов второй год обучения, всего 432 часов
2.2 Срок реализации программы – реальный срок для реализации программы и
ожидаемых результатов - 2 года по 36 недель в каждом учебном году.
2.3 Режим занятий– для реализации программы необходимо проводить занятия с
кадетами 3 дня в неделю по 90 минут.

3. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1 Планируемые результаты
- научить первоначальным воинским знаниям в объеме курса молодого бойца
Вооруженных Сил РФ, подготовить к сдаче норм ГТО по своей возрастной категории;
- привить кадетам чувство добросовестного подхода к поставленным целям и
задачам, как в ближайшей, так, и последующей перспективе, навыки бесконфликтного
общения в коллективе, уважение к старшим, умение выслушать мнение товарищей и сделать
правильные выводы;
- сформировать положительное отношение к окружающему миру, к родителям и
близким, честность, порядочность и ответственность за порученное дело;
- развить заложенные природой наклонности и таланты при бережливом отношении
и такте. Всегда отличать и хвалить отличившихся кадетов в любых их достижениях, с целью
дальнейшего их развития;
-

воспитать порядочного, надежного, тактичного человека, патриота своей

Родины, который в трудную минуту не колеблясь, встанет на ее защиту.
3.2 Способы и формы проверки результатов
Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов,
контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения кадетами планируемого
содержания, представленного в виде перечня действий кадетов как целей-результатов
обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим
планом.
Для учета посещаемости и успеваемости на каждую учебную группу заводится журнал,
в котором отражается присутствие кадетов на каждом занятии и текущая успеваемость по
каждой учебной дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

1

Теоретические занятия

68

36

2

Практические занятия

148

180

3

Форма контроля

Педагогические наблюдения,
Педагогические

п/п

2 год обучения

ВСЕГО ЧАСОВ

зачет

наблюдения, зачет

216 ч.

216 ч.

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ Наименование разделов и тем

1

2

Всего
часов

Раздел 1
26
Основы военной службы
Тема 1.1.История создания Вооруженных2
Сил России
Тема 1.2. Организационная структура
2
Вооруженных Сил. Виды Вооруженных
Сил, родов войск. История создания и
предназначение
Тема 1.3.Патриотизм и верность воинскому2
долгу-основные
качества
защитника
Отечества
1.4.Памяти поколений-дни воинской славы
4
России

ТеоретичесПрактичеФорма
контроля
кие
ские
занятия занятия
26
2

-

2

-

2

-

4

-

1.5.Ордена - почетные награды за воинской
4
отличие и заслуги в бою и военной службе.
1.6.Ритуалы Вооруженных Сил Российской
4
Федераций
1.7.Общевоинские уставы Вооруженных
4
Сил – закон воинской жизни.
1.8.Воинские звания военнослужащих ВС
4
РФ, военная форма одежды
Раздел 2
52
Строевая подготовка
Строевые приемы и движение без оружия 4

4

-

4

-

4

-

4

-

4

46

4

-

Занятие
№1.Практическое.
Строевые
10
приемы и движение без оружия.

-

10

-

20

-

4

Занятие №2. Практическое. Движение
строевым шагом. Повороты в движении. 20
Занятие №3. Практическое. Выполнение
воинского приветствия. Повороты в
движении.
6
Занятие №4. Практическое. Выход из
строя и подход к начальнику.

смотр

смотр

12

-

12

62

14

48

3.1.Меры безопасности при обращении 4с
оружием и боеприпасами.

4

-

.Материальная
Калашникова.

2

2

Занятие№230
Практическое.Последовательность
неполной разборки и сборки автомата.
Назначение, общее устройство основных
частей и механизмов автомата.

-

30

Пневматическая винтовка

4

-

.Ведение огня из пневматической винтовки
20
по не подвижным целям

4

16

Раздел 4
РХБЗ

22

12

10

.1 Ядерное, химическое, биологическое
12
(бактериологическое) оружие противника и
сильнодействующие ядовитые вещества.

12

-

2 Средства индивидуальной защиты и
10
пользование ими.

-

10

Раздел 5
Военная топография

28

8

20

1 Определение сторон горизонта

8

8

-

6 Движение по азимутам

20

-

20

Раздел 6
Спортивная подготовка

26

4

22

2

-

Тренировка к сдаче нормативов ГТО по
10
возрастным категориям

-

10

Спортивные и прикладные единоборства 14

2

12

Раздел 3
Огневая подготовка

часть

автомата
4

Занятие №1-Практическое. Назначение,
боевые свойства, общее устройство и
принцип работы автомата.

Общеразвивающие
упражнения

4

физические
2

Пед.наблюд
ение

конкурс

Итого

216

68

148

2-й год обучения
№

Наименование разделов и тем

Всего

ТеоретичесПрактическиеФорма

часов

кие

занятия

контроля

занятия
1.

Раздел 1

22

22

-

4

-

4

-

4

-

6

-

60

-

60

Движение
30

-

30

-

20

-

10

8

40

Основы военной службы
1.1. Тема 1 Ордена - почетные награды за
4
воинской отличие и заслуги в бою и
военной службе.
1.2. Тема 2 Ритуалы Вооруженных Сил
4
Российской Федераций
1.3. Тема

3

Общевоинские

уставы4

Вооруженных Сил – закон воинской
жизни.
1.4 .Воинские звания военнослужащих ВС
6

игра

РФ, военная форма одежды
2.

Раздел 2
Строевая подготовка

2.1. Тема

1 Практическое.

строевым

шагом.

Повороты

в

движении.
2.2. Тема

2 Практическое.

Выполнение20

воинского приветствия. Повороты в
движении.
Практическое. Выход из строя и
10
подход к начальнику.
Раздел 3
Огневая подготовка

48

смотр

Практическое. Последовательность 38

4

34

4

6

44

4

40

2 Средства индивидуальной защиты и
44

4

40

2

40

2

5

-

10

-

25

36

180

неполной разборки и сборки автомата.
Назначение, общее устройство
основных частей и механизмов
автомата.
Ведение огня из пневматической 10
винтовки по не подвижным целям
Раздел 4
РХБЗ

пользование ими.
Раздел 5

42

Спортивная подготовка
Общеразвивающие

физические
7

упражнения
Тренировка к сдаче нормативов ГТО
10
по возрастным категориям
Спортивные

и

прикладные
25

единоборства
Итого

216

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
№

Раздел, тема

Теория

Практика

1

Основы военной службы

26

-

2

Строевая подготовка

4

46

3

Огневая подготовка

14

48

п/п

Контроль

4

РХБЗ

12

10

5

Военная топография

8

20

6

Спортивная подготовка

4

22

2.4. Рабочие программы учебных предметов
Поскольку программа, содержит несколько разделов, то к каждому разделу
прилагается своя учебная программа.
Раздел 1
«Основы военной службы»
Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с использованием
плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей. На занятиях необходимо обеспечить связь
изучаемого материала со знаниями, получаемыми учащимися по курсу истории и
обществоведения, с важнейшими политическими событиями в нашей стране, с героическим
прошлым нашей Родины, подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны,
широко использовать положительные примеры из прохождения военной службы солдатами,
сержантами и офицерами.
В процессе изучения тем этого раздела решается одна из самых важных задач
военно-патриотического воспитания - формирование :
- понимание объективной необходимости защиты Отечества;
- воспитание у обучаемых гордости за свою страну, привитие любви к Родине, ее
Вооруженным Силам, формирование готовности к защите Отечества;
- развитие стремления следовать героическим традициям.
Тема 1.1 История создания Вооруженных Сил России
Организация вооруженных сил Московского государства в XVI-XV веках. Военная
реформа Ивана Грозного в середине XIV. Военная реформа Петра I, создание регулярной
армии, ее особенности. Военная реформа в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, ВС РФ их структура и
предназначение.
Тема1.2 Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных
Сил, родов войск. История их создания и предназначение. Организационная структура
Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и родов войск. Сухопутные войска, история
создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиаций. Войска
ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Тема 1.3 Патриотизм и верность воинскому долгу-основные качества
защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника
Отечества, источник духовной силы воина. Преданность своему Отечеству, любовь к
Родине, стремление служить ее интересам, защищать врагов - основное содержание
патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные
составляющие личности военнослужащего – защитника Отечества - способность с честью и
достоинством выполнить воинский долг.
Тема 1.4 Памяти поколений –дни воинской славы России.
Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравшие решающую роль в
истории

России.

Основные

формы

увековечивания

памяти

российских

воинов,

отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Тема 1.5 Ордена - Почетные награды за воинское отличие и заслуги в бою и
воинской службе.
История государственных наград за военные отличия в России. Основные
государственные награды СССР и России, звание «Героя Советского Союза», звание «Героя
Российской Федераций».
Тема 1.6 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федераций.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской
части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок
проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Тема 1.7 Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ-закон воинской жизни.
Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих. Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной
службы ВС РФ, Дисциплинарный Устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, их предназначение и
основные положения.
Тема 1.8 Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.
Воинские звания. Роль и место офицеров в обучении и воспитании подчиненных.
Военная форма одежды и знаки различия.

Раздел 2
Учебная программа
«Строевая подготовка»
Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной
площадке. Все занятия по строевой подготовке проводятся только на строевой площадке.
Каждый прием отрабатывается путем многократных тренировок, которые не должны
прекращаться и на других занятиях допризывной подготовке и на физкультуре.
Занятия начинаются с построения обучаемых в двух-шереножном строю (как и все
другие занятия), где каждый обучаемый должен знать свое место в строю и проводятся в
такой последовательности:
- Тренировка в выполнение приемов, действий, изученных на прошедших занятиях;
- Образцовый показ и изучение нового приема, действий по элементам, а затем в
целом;
- Тренировка в выполнении приема, действий всеми обучаемыми.
При этом преподаватель, тренируя всех, обучает индивидуально каждого.
Действия, обучаемых у машин и на машинах отрабатываются с использованием
оборудованного грузового автомобиля.
Важной воспитательной задачей занятий по строевой подготовке является
формирование и закрепление у обучаемых уважительного отношения к строевой выучке,
убеждения их в том, что строевая подготовка является одним из существенных компонентов
боевой выучки воинов. Для выполнения этой задачи у преподавателя должен быть
педагогический подход к строевой выучке (выправке, подтянутости, молодцеватости,
общефизической подготовке) и оценке обучаемых за провальное выполнение команд и
строевых приемов. Выполнение обучаемыми одиночных строевых приемов на занятиях по
физкультуре является обязательным.
На занятиях по строевой и физической подготовке наряду с приобретением навыков
воспитывается

коллективизм,

товарищеская

взаимопомощь,

слаженность

дисциплинированность, опрятность, быстрая реакция.
В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых обучаемые
осваивают приемы выполнения воинского приветствия. В ритуале воинского приветствие и
оказания воинских почестей находят свое выражение соблюдение военнослужащими
воинской этики. Для того чтобы обучаемые осознано и с уважением выполняли воинское
приветствие, необходимо им объяснить, что это понятие нравственное, характеризующее
отношение к выполнению воинского долга.

Важнейшим условием является правильная методика организации и проведения
занятий, умение эффективно использовать разметку площадки для занятия по строевой
подготовке, образцово показывать выполняемые приемы и подавать команды громко и
четко.
Перед подачей команды и отдачей приказаний обучающий в обязательном порядке
должен принять положение «Смирно».
Тема. 2.1 Строевые приемы и движения без оружия. 16 часов.
Строи и их элементы. Предварительная и исполнительная команда. Обязанность
солдата перед построением и в строю. Ответы на приветствие на месте.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной
убор снять - надеть».
Строевая стоика. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и
обратно. Движение строевым и походным шагом Повороты в движении. Выход из строя.
Подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов
без оружия.
Раздел 3
Учебная программа
«Огневая подготовка»
Занятия могут проводиться в классах, тире, на специальных учебных местах для
практического обучения. Упражнение стрельб из автомата выполняются на стрельбище. В
ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые
знания по основам и правилам стрельбы.
На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы
обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор
метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применятся: показ,
объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа,
девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен
изучить, чему научится.
Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке,
является метод тренировки.
Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения.
Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны отвечать
следующим основным требованиям:

1. Учебный материал урока (занятия) должен быть глубоким. Содержание урока
(занятия) должно строго соответствовать требованиям программы обучения, наставлениям
(руководствам), уставам;
2. Новый материал должен увязываться с ранее изученным;
3. На занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь к оружию,
уверенность в его высоких боевых качествах;
4. На всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий
контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;
5. Наличие и подготовка класса, учебных мест, учебного оружия, наглядных
пособий, плана- конспекта проведения занятий (уроков);
6.

В ходе занятий должен осуществляться систематический контроль над

выполнением заданий, усвоением учебного материала;
7. Занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком
дня время.
Для воспитания любви обучаемых, чувства гордости за отечественное оружие
следует приводит примеры, показывающие превосходство нашего оружия в Великую
Отечественную войну. Приводя примеры умелого и эффективного применения воинами
гранат и оружия в ближнем бою, следует убедить обучаемых, что, кроме личной храбрости и
бесстрашия, необходимо самообладание, расчет, точный глазомер и физическая сила.
Тема 3.1 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности
при проведении практических стрельб из пневматической винтовки.
Тема 3.2 Материальная часть автомата Калашникова.
Общее устройство автомата. Последовательность неполной разборки и сборки
автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Принадлежность к автомату. Назначение, боевые
свойства, общее устройство ручных гранат.
Тема 3.4 Пневматическая винтовка.
Устройство и назначение винтовки. Меры безопасности при стрельбе и правила
обращения с оружием. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе.
Тема 3.5 Ведения огня из пневматической винтовки по неподвижным целям.
Выполнение упражнений стрельб из пневматической винтовки.
Упражнение №1Контроль однообразия прицеливания (без пуль) с использованием
прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания.

Упражнение №6Стрельба по мишени спортивной «П» из положения сидя за столом,
или стоя около стойки с опорой локтями на стол или стойку или лежа с упора. Количество
выстрелов – 8 (3 пробных + 5 зачетных) Задание выбить 24 очка.
Упражнение №7 Стрельба по мишени спортивной «П» из положения, стоя без
упора. Дистанция 5 метров. Количество выстрелов – 8 (3 пробных +5 зачетных) Задание
выбить 24 очка.
Раздел 4
Учебная программа
«Радиационная, химическая, биологическая защита»
РХБЗ является одной из важных составляющих обучения подростков. Занятия
проводятся в классе, спортивном зале при практическом одевании общевойскового
защитного

комплекта.

Изучение

приборов

химической

и

радиационной

разведки

производится с применением макетов, плакатов и учебных видеофильмов.
На занятиях по РХБЗ применяются следующие основные методы обучения: рассказ,
объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение). Выбор метода обучения зависит от
вида и темы занятия. На одном занятии могут применятся: показ, объяснение, тренировка.
Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как
я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить, чему научится.
На практических занятиях очень важно не только тренировать обучаемых, но
формировать у них морально-боевые качества, необходимые будущему защитнику
Отечества.
Тема 4.1 Ядерное, химическое, биологическое (бактериологическое) оружие
противника и сильнодействующие ядовитые вещества.
Оружие

массового

поражения,

классификация,

поражающие

факторы,

характеристики и способы защиты от него.
Тема 4.2 Средства индивидуальной защиты и пользование ими.
Противогаз, общевойсковой защитный комплект. Порядок и нормативы пользования
ими. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.
Раздел 5
Учебная программа
«Военная топография»
Занятия могут проводиться в классах, на специальных учебных местах для
практического обучения, непосредственно на местности. В ходе теоритических занятий по

военной топографии, обучаемые получают необходимые знания по определению сторон
горизонта, ориентированию на местности, умение работать с топографической картой.
На занятиях по военной топографии применяются следующие основные методы
обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, тренировка (упражнение). Выбор метода
обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применятся: показ,
объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа,
девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видит, что должен
изучить, чему научится.
Тема 5.1 Определение сторон горизонта
Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилами некоторым
признакам местных предметов. Методика определения направления на север, ключевая
позиция.
Тема 5.2 Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам, умение
находить и выдерживать с помощью компаса указанное или намеченное место. Подготовка
данных для движения по азимутам.
Раздел 6
Учебная программа
«Спортивная подготовка»
Занятия могут проводиться на спортивной площадке, в спортивном зале, в
тренажерном зале.
На занятиях по спортивной подготовке применяются следующие основные методы
обучения: рассказ, объяснение, показ, тренировка. Выбор метода обучения зависит от вида и
темы занятия. На одном занятии применяются: показ, объяснение, тренировка. Наиболее
доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При
этом методе обучения наглядно видит, что должен изучить, чему научится.
Одним из важных методов, применяемых на занятиях по спортивной подготовке,
является метод тренировки.
Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения.
III Организационно – педагогические условия и формы аттестации
3.1.Методическое обеспечение программы:
Методическая работа строится в строгом соответствии с военно-спортивной
направленностью обучения кадет на основе Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ,
нормативов ГТО и методики подготовки к их выполнения.

В процессе обучения используются традиционные и специализированные методики,
непосредственно связанные с направленностью. Основной упор делается на практическую
составляющую, при теоретическом обосновании тех или иных приемов обучения для
достижения поставленных задач и целей.
Для эффективного обучения создана солидная учебно-материальная база:
-стрелковый тир;
- комплект учебного оружия (макеты АКМ-74, ПМ, учебные патроны, обоймы и
магазины, пневматические винтовки (ПВ), пули для ПВ)
- наглядные пособия, макеты и плакаты;
- спортивный зал;
- спортплощадка;
- спортивные тренажеры.
Для аудиторных занятий предусмотрено использование компьютерной техники и
технологий.
В рамках клубной работы предусмотрен индивидуальные беседы с кадетами,
слабоуспевающими по тем или иным дисциплинам, на которых предлагаются способы
устранения недостатков, активно используется взаимопомощь между отличниками и
отстающими.
3.2.Условия реализации программы
Исходя из вышеизложенного существует вполне реальная и доступная совокупность
условий для реализации предлагаемой Программы, кроме того, предусматривается
посещение ближайших воинских частей с целью ознакомления с былом и укладом жизни
военнослужащих ВС РФ.
3.3. Используемая литература:
1. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести – М.
«Армпресс», 2001 -95 с.
2. Коледа С.И. Выживание – Мн: ООО «Лазурак», 1996-465 с.
3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований, учащихся «Школа безопасности».
Учебное пособие. – М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 – 160 с.
4. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы – М: «Армпресс», 2000-95с.
5. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. – М.
«Армпресс», 2000 – 96 с.
6. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. – М. Военное издательство.
1988- 136 с.

7.Михайлов Г.И. Символы Россий и Вооруженных Сил. - М. «Армпресс», 2000-87с.
8. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр «Академия», 2000-239с.
9.Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи: Кол. Монографии
– М. Издательство «Международный педагогический академии», 2000-204 с.
10. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник для
образовательных учреждении – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 366 с.
11. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. – М.: - АСТ, 2001 – 274-289с.
12. Чечурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. – М.: «Русский журнал, 2001 – 194 с.
13. Шойгу С.К. Учебник спасателя. – М.: - 1997 – 520 с.
14. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. – ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с.
15. Закон РФ «Об образовании». – М.: «Омега-Л», 2005.
16. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». – М. 2006.
17. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М. 2006.
18. Закон РФ «О гражданской обороне». – М. 2006.
19.Конституция Российской Федерации. – М. 2000.
20. «Общевоинские уставы ВС РФ». – М. 2006.
21. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М. 1999 – 156 с.
22. Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской дисциплины. –
Информационно-исторический сборник. – М. 1993 – 24-28 с.
23. Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд УГПУ, 1996 – 86 с.
24. Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. – М. : МОРФ, 1993.
25. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 «Об организации
военно-профессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях».
26. Родионов Е.Г. индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами,
эффективность и ее критерии//сборник научных трудов № 1 – М.: ВУ, 1997 – 202 с.
Литература для родителей и учащихся
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская //
Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное
образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в
детском саду. – 2009. – № 3.
4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская //
Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова //
Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
6. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. –
№ 3.
7. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в
детском саду. – 2006. - № 2.
8. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е.
Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1
9. Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева //
Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного
огня»).
10. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В.
Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
11.Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в
системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. –
С. 39-48.
12. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С.
Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
13. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н.
Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.
14. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И.
Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.
15. Муравьева И. «Не посрамим земли русской…» / И. Муравьева // Тамбовская жизнь. –
2015. - № 6. – (23 января). – С. 3. – (письма, к 70-летию Великой Победы).
16. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В.
Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1.
17.

Циулина

М.

Патриотическое

воспитание

школьников:

возможности

социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 24-32.
18.Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском
возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.Программы
патриотического воспитания

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».