03 Н 2014 ОГРН 102030 090 34 Т ОЙ ГДДЮ ЛАН- ОГ УД Э М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ СК О г.У ЛЬ 1 ОГРН 2 034 41 10. ОГРН 10203009 903 . М И Т Е Т 131 ИНН КО 0 У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2 00 Т 90 014 ИН * * 41 0.2 31 МУНИ «ГОР ЦИПА О (МАОУ ДСК ДО ИНН 03 ЛА 230 8 * 903 31 .1 20 0 А Н - У Д Э ИНН 0 27 32 84 У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР 3 30 г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ 10203 00 20 О 014 70 ОГРН 1020300 0.2 42 Р ВО 131 34 ) 014 20 О 0.2 .1 8 30 О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ ВА ( РН 1020 ) Д Г 3 ИН Н А ЗО ВАН 0 Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2 .1 70 20 42 70 ИЯ АН УДЭ Н- 270 4 42 * 08 8 30 31 Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 3 5 5 8 8 13 13 13 14 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАПОВЕДНАЯ БУРЯТИЯ» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.); 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.); 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года; 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс. Актуальность программы. Данная дополнительная образовательная программа необходима в настоящее время, когда наблюдается дефицит экологического сознания и экологической культуры, являющийся одной из основных причин обострения современных экологических проблем. Формирование экологического сознания, экологической культуры - процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Подача познавательного материала в области экологии происходит через вовлечение обучающихся в игровую деятельность, способствующую формированию личности ребёнка. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность младших школьников, что и является условием более эффективного их обучения. Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями. В младшем школьном возрасте дети без особых усилий успешно усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся на эмоциональном уровне в доступной, увлекательной форме и если учитывается неоднородность отношения разных детей к миру природы: преобладание познавательного, эстетического или гуманистического компонента. Вид программы: модифицированная Направленность программы: естественно-научная Адресат программы. Программа имеет стартовый уровень сложность и адресована обучающимся младшего школьного возраста 7-10 лет. Младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний. Данные знания являются регулятором мотивов поведения, поэтому в этом возрасте закладываются основы культуры поведения ребенка, осознание нравственных норм, социальные установки. Моральные переживания возникают раньше, чем моральные понятия. Включение ребенка в новую систему отношений с окружающим его миром, перемена ведущей деятельности, физическое развитие оказывают весомое влияние на развитие эмоционально окрашенного отношения к окружающей среде. Этому возрасту характерна особая радость жизни, чувств, восхищения окружающим миром. Особое место занимают при этом чуткость, сочувствие, отзывчивость, стремление помочь окружающим. Ребенок открыт на целостное восприятие мира. Именно поэтому этот период жизни так важен в плане привития бережного отношения к окружающему миру, любви к природе, умению созерцать и наслаждаться красотой. Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 7-10 лет, без предварительного отбора. Срок и объем освоения программы: Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г. Объем программы – 36 часов в год / 4 часа в месяц / 1 час в неделю Срок реализации программы – 1 год Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные с индивидуальной и групповой работой. Режим занятий. Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв). Количество часов в неделю – 1 час (1 раза в неделю по 1 занятию) 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: формирование экологической культуры через расширение знаний обучающихся о жизни растений и животных Республики Бурятия и их охране. Обучающие (предметные): 1. познакомить обучающихся с экологическими системами Республики Бурятия; 2. познакомить обучающихся с видовым разнообразием растительного и животного мира Бурятии; 3. изучить особо охраняемые территории Республики Бурятия. Развивающие (метапредметные) – 1. способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к биологии и экологии; 2. способствовать формированию у обучающихся основы культуры работы в группах; 3. способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти и аналитических способностей обучающихся. Воспитательные (личностные) 1. способствовать формированию экологической культуры у обучающихся. Ожидаемые результаты По завершению программы обучающиеся будут: знать: экологические системы Республики Бурятия; видовое разнообразие растительного и животного мира Бурятии; особо охраняемые природные территории Республики Бурятия; уметь: определять виды растений и животных по картинкам; показывать расположение особо охраняемых природных территории Бурятии на карте; систематизировать информацию; владеть: приёмами работы с информацией; навыками работы индивидуально, в микрогруппе, в группе; навыками бережного отношения к природе. Способы и формы проверки результатов Результаты реализации программы отслеживаются при помощи диагностики предметной и метапредметной компетентностей, личностного развития обучающихся, проводимой в начале, середине и конце учебного года. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 2 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия 1 год обучения 19 17 3 Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ: Педагогические наблюдения, опросы, практические и творческие задания, тестирование 36 ч. 1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ый год обучения (Т – теоретические занятия, П – практические занятия) Всего часов 1 Т П 1 - Наблюдение, опрос 14 7 7 12 8 4 Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий 3 1 2 Тема 5. Компромисс человека и природы Тема 6. Итоговая аттестация 5 2 3 1 - 1 ИТОГО: 36 19 17 № Наименование разделов и тем 1. Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности Тема 2. Экосистемы Республики Бурятия Тема 3. Особо охраняемые природные территории Республики Бурятия Тема 4. Красная книга 2. 3. 4. 5. 6. Форма контроля Наблюдение, выполнение практических заданий Наблюдение, выполнение практических заданий Тестирование 1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Тема 1 (1 ч.). Вводное занятие. Техника безопасности. Теория (1 ч.). О чем курс. Правила поведения во время занятий Игры на знакомство и сплочение. Формы контроля. Наблюдение. Опрос на определение освоения правил поведения и техники безопасности. Тема 2 (14 ч.). Экосистемы Республики Бурятия Теория (7 ч.). Понятие «экосистема». Цепи питания в экосистемах. Экосистемы: озеро Байкал, степь, болото, луг, тайга, высокогорье – определение, основные характеристики, особенности, приспособления растений и животных к среде обитания, типичные представители экосистем Практика (7 ч). Примеры цепей питания экосистем. Практическое задание: составить цепи питания из предложенных животных. Формы контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий. Тема 3 (12 ч.). Особо охраняемые природные территории Республики Бурятия Теория (8 ч.). ООПТ РБ: определение, категории, сходства и различия. ООПТ Бурятии: истории создания, общая географическая характеристика, растения, животные, достопримечательности. Практика (4 ч). Выбрать из предложенных названий существующие категории ООПТ и соотнести их с режимами охраны. Составить из предложенных текстовых вариантов краткую характеристику ООПТ Бурятии. Показать расположение ООПТ Бурятии на карте. Соотнести природные достопримечательности с ООПТ Бурятии. Формы контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий. Тема 4 (3 ч.). Красная книга. Теория (1 ч.). История создания Красной книги. Что обозначают цветные страницы Красной книги. Основные правила включения животных и растений в Красную книгу. Международная Красная книга. Примеры животных и растений Красной книги России. История создания Красной книги Республики Бурятия. Категории редкости. Примеры растений и животных из Красной книги Республики Бурятия. Практика (2 ч). Работа с Красной книгой и таблицами. Формы контроля. Тема 5 (5 ч.). Компромисс человека и природы Теория (2 ч.). Практика (3 ч). Формы контроля. Тема 6 (1 ч.). Итоговая аттестация Теория (ч.). Практика (1 ч). Формы контроля. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 и 2 группы 1 года обучения (12.00 – 13.00 / 13.00 14.00) № Месяц Число 1. Сентябрь 6 2. Сентябрь 13 3. Сентябрь 20 4. Сентябрь 27 5. Октябрь 4 6. Октябрь 11 7. Октябрь 18 8. Октябрь 25 9. Ноябрь 1 10. Ноябрь 8 11. Ноябрь 15 12. Ноябрь 22 13. Ноябрь 29 Время проведения занятия 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 Форма занятия Кол-во часов 1 1 Тема занятия Вводное занятие. Техника безопасности Экосистемы Республики Бурятия Место проведения СОШ 19 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 Форма контроля 14. Декабрь 6 15. Декабрь 13 16. Декабрь 20 17. Декабрь 27 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 12.00-13.00 13.00-14.00 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Особо охраняемые природные территории Республики Бурятия Красная Книга Компромисс человека и природы Итоговая аттестация СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 3, 4 и 5 группы 1 года обучения (14.30 – 15.30 / 16.15 17.15 / 09.30-10.30) № Месяц 1. Сентябрь 2. Сентябрь 3. Сентябрь 4. Сентябрь 5. Октябрь 6. Октябрь 7. Октябрь 8. Октябрь 9. Ноябрь 10. Ноябрь Время проЧисло ведения занятия 7 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 14 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 21 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 28 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 5 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 12 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 19 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 26 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 2 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 9 09.30-10.30 Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения 1 Вводное занятие. Техника безопасности СОШ 19 1 Экосистемы Республики Бурятия СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 Форма контроля 11. Ноябрь 16 12. Ноябрь 23 13. Ноябрь 30 14. Декабрь 7 15. Декабрь 14 16. Декабрь 21 17. Декабрь 28 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 09.30-10.30 14.30-15.30 16.15-17.15 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 СОШ 19 1 Особо охраняемые природные территории Республики Бурятия СОШ 19 1 СОШ 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Красная Книга Компромисс человека и природы Итоговая аттестация СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 СОШ 19 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Материально-техническое обес- Площадь кабинета (зала) печение Помещение оборудовано столом для педагога, столами и стульями для обучающихся, шторами затемнения, техническими средствами обучения (интерактивная доска, компьютер, принтер. Учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических нормам. Получено по Программе «Новые места»: Информационное обеспечение Ссылки: -аудио - видео - фото Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию Методическое обеспечение про- Дидактические материалы для детей младшего школьграммы ного возраста, разработки занятий в рамках дополнительной образовательной программы, презентации к занятиям. Сетевая форма реализации про- Нет граммы 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются. Для отслеживания результатов обучения по ДООП «Экодоброволец» наряду с выполнением практических заданий используются показатели активности участия в организации своих акций и мероприятий, так и участия в других. Критерии освоения программы, раздела 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, упражнения, викторины, игры и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем уровням: высокий, средний и низкий. Показатели качества реализации ДООП Предметная диагностика: Уровень способностей детей Методики Разрабатываются ПДО самостоятельно Личностная диагностика: Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) Входная- октябрь Промежуточная- декабрь Май СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Используемая литература: 1. Буковская, Г.В Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников, - М.: Владос, 2004. 2. Брем, Альфред. Энциклопедия «Жизнь животных». Издательство «Эксмо», Москва, 2005. 3. Гринева, Е.А. Экологическая культура младших школьников / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. 4. Райков, Б. Экологические экскурсии. «Топикал», Москва, 2004. 5. Скалдина, О.В. Красна книга России - М.: Эксмо, 2011. 6. Спаржен, Р. Экология, пер. с англ. А М. Голова - Москва: Росмэн, 2007. Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей по данной программе. 1. Акимушкин И.И. Животные - М.: Мысль, 1990. 2. Акимушкин И.И. Насекомые - М.: Мысль, 1990. 3. Аксаков С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков. - М: Детская литература, 1988. 4. Беккер, Ж. Эти великолепные животные. «РОСМЕН», Москва, 2012. 5. Брем А.Э. Жизнь животных в трѐх томах.-М.: Терра ,1992. 6. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Просвещение, 1983. 7. Книга для чтения по охране природы. - М.: Просвещение, 1988. 8. Колбовский, Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. «Академия развития», Ярославль, 2003. 9. Красиков С. П. Легенды о цветах. - М,: Молодая гвардия, 1990. 10. Маркин В. А. Я познаю мир - М., 2000. 11. Моррис, Рик. Тайны живой природы. Пер. с англ. А.М. Голова. -Москва: Росмэн, 1997. 12. Мы и наша Земля. - М.: Молодая гвардия, 1986. 13. Надеждина Н. Каждой былинке брат. - М., 1986. 14. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2003. 15. Энциклопедия для детей. Экология - М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006.