Туризм с элементами ориентирования

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан -Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан -Удэ

Утверждаю»
О В А «ГДДЮТ»
Директор МАОУ
З ДО
Р А Е УЧРЕ Н И
84

2

20

.1

0.2

014

ОГРН 1020300

903

41

31

ЖД
Б
Ю
НО
О ТЕЛЬЮНОШЕСКОГО ЕНИЕ

ВА

ИН

Н

03

2

( Н 102 )
030 Т Д
ОГР
О
09
0
)

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

30

70

0
13
.1
1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

*

08

42

70

20

.1

0.2

014

ОГРН 10203

0

090
3

41

31

34

090

ОГРН 102030

2014

10.

20

0

МУНИ
«ГО ЦИПА
Р
О
(МАОУ ДСК
ДО

27

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

*
*

034

84

ОГРН 10203009

0
23

14

ИНН 03 ЛА
230
8

*

.20

Р
ВО 131
34

___________ Пихеева О.Я.
Приказ № 46
от «30» августа 2023 г.
ИН

Н

03

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ТУРИЗМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:

туристско-краеведческая
7 - 9 лет
1 год (216 часов)
(количество лет и часов обучения)

Уровень:

стартовый
(стартовый, базовый, предпрофильный)

Автор -составитель:
Халташкина Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Улан -Удэ
2023

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
5
6
16
16
22
22
22
23

2

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТУРИЗМ С
ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

3

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы «Туризм с элементами ориентирования» заключается в
том, что у туризма есть огромный воспитательный потенциал, который поддерживается
здоровьесберегающими принципами, первый из которых «Не навреди!» - себе, другим людям, природе. Туризм помогает вести здоровый образ жизни, решать вопросы взаимодействия – считаться с мнением и интересами других участников похода, оказывать помощь,
замечать затруднения, так как все участники, особенно в походной жизни, зависят друг от
друга.
Туризм создает благоприятные условия для воспитания волевых качеств, в частности
преодоление трудностей как физические, так и моральные, обогащаются представления о
доброте, честности, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми, появляется способность правильно оценивать свои поступки и поступки своих одногруппников, видеть результат своих действий, понимать причину и следствие.
Решаются задачи трудового воспитания, дети приобретают навык самообслуживания,
умение трудиться в коллективе, планировать свою деятельность, отвечать за качество результата. Всё вышеперечисленное является важным фактором воспитания личности в современном обществе.
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы
Программа имеет стартовый уровень сложности и адресована обучающимся младшего школьного возраста (7-9 лет).
Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована учащимся 1-3 классов (7-9 лет),
проявляющим интерес к туристским прогулкам, походам, экскурсиям, соревнованиям.
Возрастные особенности учащихся используются в данной программе в полной мере.
У детей младшего школьного возраста туризм развивает и поддерживает такие психологические особенности, как любознательность, конкретность мышления, подвижность и высокая впечатлительность. Дети в этот период подражают взрослым и ровесникам, но наряду
с этим начинают проявлять индивидуальность. Занятия туристско-краеведческой деятельностью позволяет им реализовать свои лучшие качества, умение дружить и ценить дружбу.
Дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого учащегося, помогает детям выступать в наиболее благоприятной
для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и
выражать индивидуальность.
В группу принимаются все дети, изъявившие желание заниматься по данной программе, в т.ч. имеющие медицинское заключение. Набор свободный. Согласие родителей и
собеседование обязательно. Необходим набор документов, в т.ч. медицинская справка об
отсутствии противопоказаний для занятий.
Срок и объем освоения программы
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 1 год / 9 месяцев / 36 недель.
Объем программы за весь период обучения – 216 часов:

4

1 год обучения – стартовый уровень – 216 часов / 24 часа в месяц / 6 часов в неделю;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю:
1 год обучения – 6 часов (3 раза в неделю по 2 занятия);
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: развить устойчивый интерес обучающихся к туризму и спортивному ориентированию.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
1. познакомить с различными видами туризма и спортивным ориентированием как
видом спорта;
2. дать представление о личном, групповом и специальном снаряжении, организации
привалов и ночлегов и особенностях питания в походе;
3. познакомить с туристскими должностями в походе и их функционале;
4. сформировать представления о назначении и использовании топографических и
спортивных карт;
5. обучить приемам работы с компасом и картой;
6. дать представление об истории родного края;
7. дать представления об основах гигиены и оказания первой доврачебной помощи.
Воспитательные (личностные):
1. воспитать гуманное отношение к природе;
2. выработать организаторские навыки, умение взаимодействовать в коллективе, соизмерять свои возможности с выбранным видом туристской деятельности.
Развивающие (метапредметные):
1. воспитать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом;
2. развить творческие способности и инициативу учащихся;
3. развить внимательность, наблюдательность, коммуникативность и творческий интеллект учащихся;
4. развить силу, выносливость, координацию движений.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать/будут иметь представление о/будут уметь:
• технику безопасности и правила поведения на занятиях, в природных условиях (в
лесу, около воды, рядом с железнодорожными и автомобильными путями), на соревнованиях, на занятиях,
• основы туристской подготовки
• основы спортивного ориентирования,
• основы краеведения и экологического воспитания
• основы гигиены, первой доврачебной помощи, профилактики травм
В результате 1-го года обучения по данной программе обучающиеся:
• будут знать технику безопасности и правила поведения в природных условиях, на
соревнованиях,
• получат навыки подготовки к походу: одежда, обувь, питание, личное и групповое
снаряжение, укладка рюкзака, личная походная аптечка,
• будут знать виды костров, туристские песни, узлы, порядок движения на маршруте,
• будут иметь представление о спортивном ориентировании как виде спорта
5

• будут иметь представление о личной и общественной гигиене туриста, о профилактике травм, действиях при получении травмы,
• будут знать историю районов походов
• будут знать основы экологического поведения в природных и городских условиях
• примут участие в однодневных и двухдневных походах
• примут участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Способы и формы проверки результатов
Текщий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления учащимися знаний и опыта проводятся соревнования в подгруппах по техническим навыкам, которые применяются в туристических соревнованиях и соревнованиях по спортивному ориентированию как особая форма оценки результатов освоения материала.
Промежуточный контроль проводится в декабре-январе после совершения похода.
По его результатам, при необходимости, производится корректировка учебного плана.
Итоговый контроль проводится в апреле-мае – выставлением зачета. Зачет выставляется при условии регулярного посещения занятий программы, выполнения практических
заданий на занятии, участии в походах не менее двух раз за четверть, участии в соревнованиях.
Формами промежуточного и итогового контроля являются:
- теоретическое тестирование на определение уровня знаний по общей туристской
подготовке, вопросам экологии, теории спортивного ориентирования; наблюдение, беседа,
опрос;
- соревнования районного и городского уровня по общей туристской подготовке,
спортивному ориентированию.
Данные формы контроля будут подобраны в зависимости от физических и физиологических данных ребенка.
1.3.
№
п/п
1.
2.
3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения, ч.

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ:

72
144
Тестирование, беседа, поход, соревнования
216

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.

2.

Наименование разделов и тем

Всего
часов
Тема 1. Знакомство с группой. Презентация
2
секции туризма, планы на год, документы
для занятий туризмом и ориентированием.
Тема 2. Техника безопасности и правила
4
поведения на занятиях, на занятиях на местности, соревнованиях, в походах.

Т

П

1

1

1

3

Форма контроля
Беседа, наблюдение
Практическая
работа

6

3. Раздел 1. Основы туристской подготовки
3.1. Тема 3. Личная ответственность участников группы на занятиях, соревнованиях, в
походах.
3.2. Тема 4. Личное снаряжение туриста.
Одежда, обувь, посуда. Требования к снаряжению, выбор, уход. Список.
3.3. Тема 5. Групповое снаряжение туриста: ответственные, ремонтный набор, уход, палатки, костровое оборудование. Список.
3.4. Тема 6. Организация питания: требования,
перекусы, приготовление.
3.5. Тема 7. Изучение походных песен.

83
2

29
1

54
1

10

4

6

Практическая
работа

10

4

6

Практическая
работа

4

1

3

8

4

4

3.6. Тема 8. Объективные и субъективные опасности в туризме.
3.7. Тема 9. Туристские должности в группе.
3.8. Тема 10. Укладка рюкзака.

4

1

3

4
4

1
1

3
3

3.9. Тема 11. Привалы, ночлеги, дневки: выбор
места, безопасность, санитарные зоны.
3.10. Тема 12. Костер: техника безопасности, выбор места, дежурные, дрова, розжиг, тушение.
3.11. Тема 13. Палатка: выбор места, установка.

10

3

7

8

2

6

Практическое
занятие
Практическая
работа
Работа в группах
Тест
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

8

2

6

3.12. Тема 14. Правила движения в походе, преодоление препятствий.
3.13. Тема 15. Подведение итогов походов, соревнований.
4. Раздел 2. Основы спортивного ориентирования (СО)
4.1. Тема 16. СО. Виды. Снаряжение. Правила
соревнований.
4.2. Тема 17. Техника безопасности. Одежда и
обувь ориентировщика.
4.3. Тема 18. Спортивная карта: ориентирование карты по северу, масштаб, чтение
карты, ориентиры, условные знаки.
4.4. Тема 19. Техника ориентирования: чтение
карты, сопоставление карты с местностью.
4.5. Тема 20. Тактика ориентирования: выбор
движения по дистанции.

3

1

2

8

4

4

51

15

36

3

1

2

4

2

2

16

4

12

16

4

12

12

4

8

22

11

11

3

1

2

Беседа

2

1

1

Беседа

Раздел 3. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
5.1. Тема 21. Здоровый образ жизни. Вредные
привычки.
5.2. Тема 22. Врачебный контроль и самоконтроль.
5.

Опрос, беседа

Практическая
работа
Практическая
работа
Контрольная
точка
Контрольная
точка
Практическая
работа
Практическое
занятие. Соревнования
Практическое
занятие
Соревнования,
практические
занятия

7

5.3. Тема 23. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях, в
походах, соревнованиях.
5.4. Тема 24. Личная и групповая походная аптечка.
5.5. Тема 25. Техника безопасности и правила
поведения.
5.6. Тема 26. Ссадины, ушибы, капиллярное и
носовое кровотечение, боли в животе, головная, зубная боль, тепловой или солнечный удар.
5.7. Тема 27. Обморожения, ожоги.
5.8. Тема 28. Венозное и артериальное кровотечение.
5.9. Тема 29. Травмы и переломы.
6. Раздел 4. Основы краеведения
6.1. Тема 30. Определение района похода (соревнований), сбор сведений.
7. Раздел 5. Основы экологического воспитания
7.1. Тема 31. Туризм как средство экологического воспитания учащихся.
7.2. Тема 32. Воспитание бережного отношения
к природе, взаимоподдержки, привлечение
внимания учащихся к соблюдению чистоты. Формирование основ экологической
культуры.
7.3. Тема 33. Охрана природы и природных памятников в походе. Взаимосвязь туризма и
охраны природы.
7.4. Тема 34. Экологический туризм. Личная ответственность.
8. Раздел 6. Техника туризма
8.1. Тема 35. Туристские узлы.
8.2. Тема 36. Специальное снаряжение.
ИТОГО:

3

2

1

Беседа, практическое занятие

2

1

1

Тестовая работа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа, практическое занятие

2
2

1
1

1
1

Беседа
Беседа

4
8
8

2
4
4

2
4
4

Беседа

26

6

20

2

1

1

Беседа

8

2

6

Практическая
работа

8

2

6

Беседа

8

1

7

Посещение
экотропы

20
12

5
4

15
8

8

1

7

216

72

144

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Программа состоит из шести разделов: «Основы туристской подготовки», «Основы
спортивного ориентирования», «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», «Основы
краеведения», «Основы экологического воспитания», «Техника туризма». Данные тематические разделы идут в смешанном порядке.
Тема 1 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).

8

Формы контроля.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Туристский опыт детей. Презентация секции
туризма: виды туризма, виды туристских мероприятий, демонстрация снаряжения. Необходимый набор документов для занятий туризмом.
Тема 2 (4 ч.).
Теория (1 ч.). История спортивного ориентирования (СО). Виды СО. Спортсмены.
Техника безопасности в спортзале, на занятиях на местности, на соревнованиях.
Практика (3 ч.). Выезд на соревнования по СО.
Формы контроля.
Раздел 1.
Тема 3 (2 ч.).
Теория (1 ч.). Техника безопасности и правила поведения в природных условиях – в
лесу, около водоёма. Одежда – «трёхслойный принцип», соответствующая обувь. Роль запасных вещей в походе.
Практика (1 ч.). Сдача необходимых документов.
Формы контроля.
Тема 4 (10 ч.).
Теория (4 ч.). Туристско-бытовые навыки: личное и групповое снаряжение - перечень,
питьевой режим и питание в походе - что можно, что нельзя. Походная посуда. Выдача чеклиста с необходимой информацией.
Практика (6 ч.). Интерактивная игра с правильным распределением вещей на личное
и групповое, ненужное и необходимое в походе. Укладка рюкзака. Сдача документов. Подготовка к первому выходу - туристской прогулке.
Формы контроля.
Тема 5 (10 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (6 ч.).
Формы контроля.
Тема 5. Первая туристская прогулка.
Теория: техника безопасности и правила поведения в природных условиях. История и топонимика местности. Техника безопасности при поиске дров, при розжиге костра, при работе с кипятком.
Практика: проверка рюкзаков на предмет соответствующего содержания. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Остановки. Правильно надетый рюкзак. Соблюдение
климат-контроля. Правила экологичного отношения к лесу «Не оставляй следа». Устройство временного лагеря. Сбор дров, растопки для костра. Розжиг костра, его поддержание,
функции костра. Общий прием пищи, умение делиться едой. Правильное тушение костра.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Тема 6 (4 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (3 ч.).
Формы контроля.
Тема 6. Точка (анализ туристского мероприятия, подведение итогов): поведение, ошибки,
что забыли, что не пригодилось. История спортивного ориентирования как вида спорта.
Теория: личный анализ, выводы по походу. История спортивного ориентирования. Виды
спортивного ориентирования.
Практика: знакомство с электронным снаряжением спортсмена-ориентировщика.

9

Тема 7 (8 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (4 ч.).
Формы контроля.
Тема 7. Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию.
Теория: Краткая информация о правилах соревнований. Понятия «спортивная карта»,
«условные знаки», «масштаб», «дистанция», «контрольный пункт».
Практика: практическая работа с карточками условных знаков. Игры на запоминание.
Тема 8 (4 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (3 ч.).
Формы контроля.
Тема 8. Выезд на соревнования по спортивному ориентированию.
Теория: техника безопасности и правила поведения на соревнованиях.
Практика: получение стартовых номеров. Физическая разминка. Пробный забег по ориентировочной дистанции. Прохождение дистанции, взятие КП. Проверочный забег по дистанции.
Тема 9 (4 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (3 ч.).
Формы контроля.
Тема 9. Точка: ошибки, пройденная и непройденная дистанция, психологические особенности.
Теория: личный анализ, подведение итогов. Изучение условных знаков категорий «Искусственные объекты», «Растительность».
Практика: работа с условными знаками категорий «Искусственные объекты», «Растительность».
Тема 10 (4 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (3 ч.).
Формы контроля.
Тема 10. Личная гигиена туриста.
Теория: Понятие о гигиене: ее значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся
туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, душ, купание). Гигиена
обуви и одежды. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей.
Тема 11 (10 ч.).
Теория (3 ч.).
Практика (7 ч.).
Формы контроля.
Тема 11. Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию.
Теория: Работа со спортивной картой, условными знаками, расстояние на дистанции. Честность на соревнованиях.
Практика: практическая работа с карточками условных знаков.
Тема 12 (8 ч.).
Теория (2 ч.).

10

Практика (6 ч.).
Формы контроля.
Тема 12. Выезд на соревнования по спортивному ориентированию.
Теория: техника безопасности и правила поведения на соревнованиях.
Практика: получение стартовых номеров. Физическая разминка. Пробный забег по ориентировочной дистанции. Прохождение дистанции, взятие КП. Проверочный забег по дистанции.
Тема 13 (8 ч.).
Теория (2 ч.).
Практика (6 ч.).
Формы контроля.
Тема 13. Узлы в туризме.
Теория: Техника безопасности при работе с веревками, репшнурами.
Практика: отработка навыков вязки узлов «восьмерка» двумя способами.
Тема 14 (3 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (2 ч.).
Формы контроля.
Тема 14. Личная походная аптечка.
Теория: состав, хранение, транспортировка.
Практика: создание индивидуальной походной аптечки.
Тема 15 (8 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (4 ч.).
Формы контроля.
Тема 15. Походная песня.
Теория: выбор песни, разучивание.
Практика: исполнение песни наизусть.
Тема 16 (3 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (2 ч.).
Формы контроля.
Тема 16. Подготовка походного чек-листа.
Теория: Подготовка чек-листа: одежда, обувь, питание, питьевой режим. Личное и групповое снаряжение.
Практика: распределение общего снаряжения.
Тема 17 (4 ч.).
Теория (2 ч.).
Практика (2 ч.).
Формы контроля.
Тема 17. Поход выходного дня (ПВД).
Теория: техника безопасности. История и топонимика местности. Техника безопасности
при работе при поиске дров, при розжиге костра.
Практика: проверка рюкзаков на предмет соответствующего содержания. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Остановки. Техника движения на
подъемах и спусках. Правильно надетый рюкзак. Соблюдение климат-контроля. Правила

11

экологичного отношения к лесу «Не оставляй следа». Устройство временного лагеря. Помощь другу. Сбор дров, растопки для костра. Самостоятельный розжиг костра, его поддержание. Общий прием пищи, умение делиться едой. Правильное тушение костра. Наблюдение за своим самочувствием. Уборка лагеря перед уходом группы.
Тема 18 (16 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (12 ч.).
Формы контроля.
Тема 18. Узлы в туризме.
Теория: Техника безопасности при работе с веревками, репшнурами.
Практика: отработка навыков вязки узлов «восьмерка», «прямой» двумя способами.
Тема 19 (16 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (12 ч.).
Формы контроля.
Тема 19. Объективные и субъективные опасности в туризме.
Теория: природные опасности – землетрясения, камнепад, нападение диких животных,
опасные метеорологические условия. Профилактика несчастных случаев – сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях – основа безопасности.
Практика: решение ситуационных задач.
Тема 20 (12 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (8 ч.).
Формы контроля.
Тема 20. Туристские должности в походе. Личное и групповое снаряжение.
Теория: определение туристских должностей – постоянных и временных, распределение
должностей на второй поход, обязанности. Снаряжение в походе: уход за ним, ответственность участников похода за групповое снаряжение, понимание личной ответственности за
свою подготовку к походу, за вверенное снаряжение.
Тема 21 (3 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (2 ч.).
Формы контроля.
Тема 21. Подготовка к выезду на скалодром.
Теория: История скалолазания. Олимпийский вид спорта. Техника безопасности и правила
поведения на скалодроме. Соответствующее снаряжение, одежда и обувь. Питание и питьевой режим. Дисциплина на выездном мероприятии.
Практика: знакомство со специальным снаряжением.
Тема 22 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 22. Выезд на скалодром.
Теория: техника безопасности и правила поведения на скалодроме.
Практика: разминка. Тренировка. Работа со специальным снаряжением.
Тема 23 (3 ч.).

12

Теория (2 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 23. Подведение итогов.
Теория: анализ, введение походного дневника (дневника впечатлений).
Практика: заполнение походного дневника.
Тема 24 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 24. Экологический туризм.
Теория: Экологические проблемы. Личная ответственность. Примеры экологического туризма в регионе. «Красная книга» Иркутской области. Сортировка отходов.
Практика: личная практика по сортировке мусора дома.
Тема 25 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 25. Походная песня.
Теория: выбор песни, разучивание.
Практика: исполнение песни наизусть (при возможности – под гитару)
Тема 26 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 26. Спортивное ориентирование.
Теория: техника безопасности. Ориентирование на местности.
Практика: Нахождение КП.
Тема 27 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 27. Самостоятельный розжиг костра.
Теория: техника безопасности при розжиге костра.
Практика: розжиг костра. Умение пережечь нитку над костром.
Тема 28 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 28. Соревнования по туризму.
Теория: Техника безопасности и правила поведения.
Практика: прохождение пробных этапов соревнований.
Тема 29 (4 ч.).
Теория (2 ч.).
Практика (2 ч.).
Формы контроля.

13

Тема 29. Подготовка к походу.
Теория: Подготовка: одежда, обувь, питание, питьевой режим. Личное и групповое снаряжение.
Практика: распределение общего снаряжения.
Тема 30 (8 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (4 ч.).
Формы контроля.
Тема 30. Поход выходного дня.
Теория: техника безопасности. История и топонимика местности. Техника безопасности
при работе при поиске дров, при розжиге костра.
Практика: проверка рюкзаков на предмет соответствующего содержания. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Остановки. Техника движения на
подъемах и спусках. Правильно надетый рюкзак. Соблюдение климат-контроля. Правила
экологичного отношения к лесу «Не оставляй следа». Устройство временного лагеря. Помощь другу. Сбор дров, растопки для костра. Самостоятельный розжиг костра, его поддержание. Общий прием пищи, умение делиться едой. Правильное тушение костра. Наблюдение за своим самочувствием. Уборка лагеря перед уходом группы.
Тема 31 (2 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (1 ч.).
Формы контроля.
Тема 31. Узлы в туризме.
Теория: Техника безопасности при работе с веревками, репшнурами.
Практика: отработка навыков вязки узлов «восьмерка», «прямой» двумя способами,
«грейпвайн».
Тема 32 (8 ч.).
Теория (2 ч.).
Практика (6 ч.).
Формы контроля.
Тема 32. Объективные и субъективные опасности в туризме.
Теория: субъективные опасности: человеческий фактор – недисциплинированность, конфликты в группе, потеря снаряжения, личные скрытые заболевания, переоценка своих возможностей, отравления (проба несъедобных ягод, грибов, сырой воды).
Тема 33 (8 ч.).
Теория (2 ч.).
Практика (6 ч.).
Формы контроля.
Тема 33. Ремонтный набор в походе.
Теория: состав, транспортировка.
Практика: создание ремнабора. Назначение ответственных.
Тема 34 (8 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (7 ч.).
Формы контроля.
Тема 34. Спортивное ориентирование. Условные знаки. Техника ориентирования.

14

Практика: работа со спортивной картой, масштабом, условными знаками, с компасом. Выполнение упражнений и задач. Ориентирование карты.
Тема 35 (12 ч.).
Теория (4 ч.).
Практика (8 ч.).
Формы контроля.
Тема 35. Здоровый образ жизни.
Теория: что такое здоровье, из чего состоит здоровый образ жизни. Вредные привычки и их
влияние на здоровье и работоспособность туриста.
Практика: зарядка, закаливание, пробежка.
Тема 36 (8 ч.).
Теория (1 ч.).
Практика (7 ч.).
Формы контроля.
Тема 36. Поход выходного дня.
Теория: техника безопасности. История и топонимика местности. Техника безопасности
при работе при поиске дров, при розжиге костра.
Практика: проверка рюкзаков на предмет соответствующего содержания. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Остановки. Техника движения на
подъемах и спусках. Правильно надетый рюкзак. Соблюдение климат-контроля. Правила
экологичного отношения к лесу «Не оставляй следа». Устройство временного лагеря. Помощь другу. Сбор дров, растопки для костра. Самостоятельный розжиг костра, его поддержание. Общий прием пищи, умение делиться едой. Правильное тушение костра. Наблюдение за своим самочувствием. Уборка лагеря перед уходом группы. Заполнение походного
дневника.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

15

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц

Число
2

2.
3.
4.

3
8
9

5.
6.
7.

10
15
16

10.00-12.00

Форма занятия

Колво часов
2
2
2
2
2
2
2

17

2

9.
10.

22
23

2
2

11.

24

12.

29

2

13.

30

2

14.

1

2

15.

6

2

16.

7

2

17.
18.
19.

Октябрь

8.

Сентябрь

1.

Время проведения

Теоретическое занятие
(ТЗ)

№

ТЗ

2

10.00-12.00
8

2

13
14

2
2

Тема занятия
Знакомство с группой. Презентация ТК «Горизонт». Документы.
Спортивная карта. Знаки дистанции.
Одежда и обувь в походе.
Личное походное снаряжение. Сбор документов.
Питание в походе. Сбор документов.
Экоправила в лесу. Туристские правила.
Понятие «климат-контроль». Состав леса,
название растений, определение деревьев
Обозначение объектов местности на спортивной карте
Спортивная карта. Разделы условных знаков.
Стороны горизонта. Игра. Графический диктант.
Понятие «масштаб». Викторина по условным знакам.
Работа на местности с рельефом и знаками
рельефа.
Работа на местности со знаками растительности.
Работа на местности со знаками искусственных сооружений
Работа со спортивной картой. Ориентирование по северу.
Определение расстояния между контрольными пунктами (КП) на карте и на местности
Определение КП по линейным условным
знакам
Групповое походное снаряжение.
Значение песни в походе. Разучивание
песни.

Место проведения

Форма контроля

5 каб. ГДДЮТ

Поход

15

2

21.

20

2

22.

21

2

23.
24.
25.

22
27
28

2
2
2

26.
27.

29
3

2
2

28.

5

2

29.

10

2

30.

11

2

31.

12

2

32.
33.

Ноябрь

20.

17

10.00-12.00

2

18

2

34.

19

2

35.

24

2

36.

25

2

Личное п групповое снаряжение. Викторина
по личному и групповому снаряжению
Выбор маршрута: район похода, расстояние,
погода, сбор сведений.
Работа с интернет-ресурсами по прогнозу
погоды
Организация питания в походе
Туристские должности в походе
Виды костров. Техника безопасности. Розжиг. Тушение.
Разучивание гитарной песни.
Работа со знаками искусственных сооружений на местности
Определение на местности условных знаков
искусственных сооружений
Личная походная аптечка: состав, хранение,
транспортировка
Специальное зимнее снаряжение, одежда и
обувь
Специальное зимнее снаряжение, одежда и
обувь
Подготовка к походу. Питание, район маршрута, его особенности.
Определение сторон горизонта по явным и
косвенным признакам.
Передвижение по рельефу, преодоление препятствий
Личная гигиена туриста: тела, одежды и
обуви. Закаливание. Систематические занятия физическими упражнениями как важное
условие укрепления здоровья, развития физических способностей.
Работа с веревкой и репшнурами. Завязывание узлов. Техника безопасности.

Поход

Поход
Поход
Поход

17

26

2

38.

1

2

39.

2

2

40.
41.

3
8

42.

9

2

43.
44.

10
15

2
2

16

2

17

2

47.

22

2

48.

23

2

49.

24

2

50.

29

2

51.
52.

30
31

2
2

53.

12

2

46.

54.
55.

Январь

45.

Декабрь

37.

10.00-12.00

13

2
2

2
10.00-12.00

14

2

Объективные опасности в туризме. Природные опасности – землетрясения, камнепад,
нападение диких животных, опасные метеорологические
условия.
Профилактика
несчастных случаев – сбор информации о
районе похода.
Личная гигиена: допоходная, походная, постпоходная.
Гигиенический уход за одеждой, обувью.
Чек-лист походной косметички.
Горы Байкала. Работа с картой.
Первая доврачебная помощь. Группы травм.
Узлы.
Первая доврачебная помощь. Алгоритм в ситуациях: обморок, носовое кровотечение.
Завязывание узлов. Туристские песни.
Практическая работа по первой доврачебной
помощи.
Оформление стенгазеты по итогам I полугодия
Подготовка к походу: выбор маршрута, его
особенности
Чек-лист по снаряжению, одежде, обуви, питанию.
Распределение обязанностей в походе. Правильный сбор дров.
Розжиг печки. Приготовление еды. Подъем и
спуск на пересеченной местности
Подведение итогов. Заполнение походного
дневника.
Работа с картой. Составление дистанции.
Работа с картой. Ориентирование карты по
северу.
Первая доврачебная помощь: алгоритм при
обморожениях - теория
Первая доврачебная помощь: алгоритм при
обморожениях -практика
Работа с картой России

Поход
Поход
Поход
Поход

18

19

2

57.

20

2

58.
59.

21
26

2
2

60.

27

2

61.

28

2

62.
63.

2
3

2
2

64.
65.
66.

4
9
11

10.00-12.00

2
2
2

16
17

2
2

69.
70.

18
24

2
2

71.
72.

25
1

2
2

73.

2

2

74.

3

2

75.
76.
77.
78.

Март

67.
68.

Февраль

56.

9
10
15
16

10.00-12.00

2
2
2
2

Первая доврачебная помощь: алгоритм при
ожогах
Первая доврачебная помощь: алгоритм при
ожогах. Практическая работа.
Завязывание узлов.
Подготовка к походу: выбор маршрута, его
особенности, изучение района похода
Чек-лист по снаряжению, одежде, обуви, питанию.
Техника безопасности при розжиге костра.
Выбор места площадки. Сбор дров. Приготовление еды.
Практика
Венозное кровотечение: определение, оказание помощи
Практика
Практика
Артериальное кровотечение: определение
оказание помощи
Практика
Травмы и переломы: симптомы, виды, оказание помощи
Практика
Укусы, отравление, утопление: оказание первой помощи
Практика
Подготовка к походу: выбор маршрута, его
особенности, изучение района похода
Чек-лист по снаряжению, одежде, обуви, питанию.
Техника безопасности при розжиге костра.
Выбор места площадки. Сбор дров. Приготовление еды.
Зачет по теме «Первая доврачебная помощь»

Поход
Поход
Поход

Поход
Поход
Поход
Практическая задача

Практика
Практика
Условные знаки в спортивной карте: обозначения

19

17
22
23

2
2
2

82.
83.

24
29

2
2

84.

30

2

85.

31

2

86.
87.

5
6

2
2

88.
89.
90.

7
12
13

10.00-12.00

2
2
2

14
19
20

2
2
2

94.
95.
96.

21
26
27

2
2
2

97.
98.
99.

28
3
4

2
2
2

100.
101.
102.
103.

Май

91.
92.
93.

Апрель

79.
80.
81.

5
10
11
12

10.00-12.00

2
2
2
2

Практика
Практика
Определение условных обозначений объектов на рельефе.
Практика
Подготовка к походу: выбор маршрута, его
особенности, изучение района похода
Чек-лист по снаряжению, одежде, обуви, питанию.
Техника безопасности при розжиге костра.
Выбор места площадки. Сбор дров. Приготовление еды.
Практика
Специальное туристское снаряжение. Техника безопасности
Практика
Практика
Работа с веревками. Техниками безопасности
и правила поведения.
Практика
Практика
Отработка навыков со специальным туристским снаряжением.
Практика.
Практика
Работа со спортивной картой: ориентирование по северу, определение контрольных
пунктов по линейным ориентирам
Практика
Практика
Правила соревнований по спортивному ориентированию. Техника прохождения дистанции. Выбор пути прохождения
Практика
Практика
Техника ориентирования по площадным
объектам. Микрорельеф.
Практика

Поход
Поход
Поход

Поход
Поход
Поход

20

104.

17

2

105.

18

2

106.

19

2

107.
108.

24
25

2
2

109.
110.

26
31

2
2

Подготовка к походу: выбор маршрута, его
особенности, изучение района похода
Чек-лист по снаряжению, одежде, обуви, питанию.
Техника безопасности при розжиге костра.
Выбор места площадки. Сбор дров. Приготовление еды.
Практика
Изготовление стенгазеты по итогам 2 полугодия
Практика
Заполнение походного дневника

Поход
Поход
Поход

21

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое обеспечение

Информационное
обеспечение.
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение программы

Характеристика
Площадь кабинета: 2 кв. м. Кабинет с естественным и искусственным
освещением. Хорошо проветривается и отвечает нормам СанПина.
Помещение оборудовано столом для педагога, столами и стульями для
обучающихся. Имеется: учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических
нормам.

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования.
Создан учебно-методический комплекс, который включает:
- учебную литературу по туризму и ориентированию,
- различные виды методической продукции.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы аттестации являются: походы, соревнования.
Критерии освоения программы:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления знаний
и опыта учащиеся принимают участие в городских соревнованиях.
Промежуточный контроль проводится в декабре-январе после совершения походов.
По его результатам, при необходимости, производится корректировка учебного-тренировочного плана.
Итоговый контроль проводится раз в год в апреле-мае – выставлением зачета. Зачет
выставляется при условии регулярного посещения занятий программы, выполнения практических заданий на занятии, участии в походах не менее одного раза за четверть, участии
в соревнованиях.
Формами итогового контроля являются:
- теоретическое тестирование на определение уровня знаний по общей туристской
подготовке, вопросам экологии, теории спортивного ориентирования; наблюдение, беседа,
опрос;
- внутришкольные соревнования между учащимися, а также соревнования районного
и городского уровня по общей туристской подготовке, спортивному ориентированию;
- походная деятельность.
Данные формы контроля будут подобраны в зависимости от физических и физиологических данных ребенка.
Методические условия. Практика представлена более чем 60% участием в походах,
соревнованиях, практических занятиях. Теоретическая часть включает в себя объяснение
педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций, видеосюжетов, фотографий, тестирование, дидактический материал (раздаточный материал), карты (тренировочные, спортивные, топографические, карточки с заданиями.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: собеседование, деловые
игры, творческие работы наблюдение, опросы и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика Е.Н.
Степановой)

Сроки аттестации
входная - октябрь
промежуточная - декабрь
Сроки итоговой аттестации (при наличии) Итоговая – май, в конце 1 года обучения
Сроки промежуточной аттестации

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Алексеев А.А. Питание в туристическом походе. - М. ЦДЮТур МОРФ, 1996. – 96
с.
2. Бардин К.В. Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий) : пособие / К.В.
Бардин ; М. Просвещение, 1981. – 206 с.
3. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В.,
Немытов Д.Н. – М.: Академия, 2001. – 208 с. ,
4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие / Ю.С. Константинов ; ФЦДЮТИК. – М.: ФЦДЮТИК, 2006. – 600 с.
5. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма : учеб.-метод. пособие / Ю.С.
Константинов, В.М. Куликов ; ФЦДЮТИК. – М.: ФЦДЮТИК, 2006. – 208 с.
6. Кудинов В.С. Учебник по технической подготовке юных спортсменов-ориентировщиков / В.С. Кудинов ; ИД Кнауб. – Волгоград. – ИД Кнауб, 2017. – 116 с.
7. Спортивное ориентирование в формировании универсальных и профессиональных
компетенций студентов образовательных организаций высшего образования : учеб. пособие / А.Н Павлов [и др]. – Иркутск.: ООО «Мегапринт», 2019. – 80 с.
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fcdtk.ru - ФГБОУ ДО "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения".
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: детирк38.рф – ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей».
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tour-vestnik.ru – Информационный
портал «Вестник детско-юношеского туризма и отдыха».
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ФСТР - Федерация спортивного туризма
России - Русское общество туристов (основано в 1895 г) // Спортивный туризм в России
(tssr.ru)
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Книги (skitalets.ru) – Сервер для туристов
и путешественников (крупнейшая база с архивом от 2002 г.).
13. [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://turist.edu.yar.ru/obrazovatelnie_programmi/doop_didakt_distant/glavnaya.html
ГОУ ДО Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

23

14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений
15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Библиотека упражнений по спортивному
ориентированию (horoshevo-o-team.ru)
16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Библиотека Академии детско-юношеского туризма (narod.ru)
17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Применение условных знаков (orientmurman.ru)
18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Точное ориентирование | TrailO Russia
(xn----itbmiqhn.xn--p1ai)
19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Блог о туризме | ПОХОДЫ В ГОРЫ
(promountain.ru)
20. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: О-Игры (sunsport.ru)
21. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Выживание в дикой природе | Что делать,
чтобы выжить в чрезвычайной и экстремальной ситуации (survinat.ru)

24


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».