Школьный историко-краеведческий музей им. Н. Петрова

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан -Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан -Удэ

Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
70

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

30

2
84

.1

0.2

014

ОГРН 1020300

903

41

3

1
ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

20

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

0
13
.1
1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

*

08

42

70

20

.1

0.2

014

ОГРН 10203

090
3

41

31

34

090

ОГРН 102030

2014

10.

20

0

МУНИ
«ГО ЦИПА
Р
О
(МАОУ ДСК
ДО

27

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

*
*

034

84

ОГРН 10203009

0
23

14

ИН

Н

03

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ИНН 03 ЛА
230
8

*

.20

Р
ВО 131
34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

О
00 Т
О
___________
Пихеева
О.Я.
90
)
Приказ № 46
от «30» августа 2023 г.

0

«ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. Н. ПЕТРОВА »
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:

туристско-краеведческая
11 - 18 лет
2 года (324 часа)
(количество лет и часов обучения)

Уровень:

стартовый, базовый
(стартовый, базовый, предпрофильный)

Автор -составитель:
Киселева Оксана Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Улан -Удэ
2023

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
5
7
11
11
31
31
31
32

2

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. Н. ПЕТРОВА» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013
г. № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

3

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена образовательной политикой России, где в
числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства уважающих права и свободы личности, являющихся
носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовнонравственной культурой. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе
Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Гражданско-патриотическое воспитание
– является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и
общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Школьный музей вносит
достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство
достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи,
нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего родного края,
быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в
отношении этого объекта, ни в отношении других.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы
Программа имеет стартовый и базовый уровни сложности и адресована обучающимся
среднего и старшего школьного возраста (11-18 лет).
Программа будет интересна для подростков 11-18 лет, проявляющих интерес к музейному делу, поисковой и исследовательской деятельности, владеющих КТ, любящих заниматься техникой, имеющих минимальные навыки фото и видеосъёмки и обработки отснятого материала. Выбор данного возраста детей связан с последующим комплектованием
команд в двух возрастных категориях. Группы разновозрастные, составленные по принципу старший обучает младшего.
В этот период проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность –
учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво.
С одной стороны хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки
мечтают о самостоятельности.
Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов.
Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности. Этот возраст характеризуется формированием эстетического отношения к действительности. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постоянно сравнивает
его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит
мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения
с другими людьми.

4

Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие 11-18 лет, без предварительного отбора. Из обучающихся, заинтересованных в данном
виде деятельности создается группа-актив музея, внутри актива предполагается распределение обязанностей по направлениям деятельности: поисковая, оформительская, экскурсоводы, цифровая (ИКТ).
Срок и объем освоения программы
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 2 года / 18 месяцев / 72 недели.
Объем программы за весь период обучения – 324 часа:
1 год обучения – стартовый уровень – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю;
2 год обучения – базовый уровень – 180 часов / 20 часов в месяц / 5 часов в неделю;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю:
1 год обучения – 4 часа (2 раза в неделю по 2 занятия);
2 год обучения – 5 часов (3 раза в неделю по 2,5 занятия);
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создание оптимальных условий для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества,
как личную; формирование средствами музейной педагогики духовно-нравственной и
культурно исторической преемственности поколений, сохранение достоверности исторических фактов о ВОВ в памяти молодого поколения; сохранение истории школы, ее выпускников и учащихся; - развитие у учащихся компетенций в области исследовательской,
проектной деятельности посредством создания виртуального музейного пространства
МАОУ СОШ № 42 г. Улан-Удэ.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
1. создать условия для отработки навыков и умений в поисковой деятельности;
2. дать представление об истории музейного дела в России;
3. научить вести музейную документацию;
4. научить составлять тематические экскурсии, выставки;
5. заменить и обновить витрины и стенды музея;
6. разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея и составить оптимальные шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;
7. распределить и оцифровать информационные документы (музейные экспонаты и
материалы);
8. систематизировать исторический и другой материал по разделам будущего сайта и
осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мультимедийными материалами;
9. запустить в работу сайт музея в сети Интернет и информировать население о работе
музея школы, на сайте школы и через социальные сети
Развивающие (метапредметные):
1. уметь организовать свою деятельность в процессе создания виртуального школьного краеведческого музея;
2. взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
3. оценивать достигнутые результаты;

5

4. уметь работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения технических навыков;
5. формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
Воспитательные (личностные):
1. способствовать формированию активной жизненной позиции.
2. культуры общения и поведения в социуме.
Ожидаемые результаты:
По завершению программы 1 года обучения, обучающиеся будут:
знать:
- основные музейные термины и понятия;
- музейные профессии;
- информацию об исторических фактах, людях, событиях, памятниках и культурном
опыте жителей родного края;
- правила приема, учета, систематизации, обобщения и хранения материалов школьного музея;
- основные правила работы с различными источниками информации: справочной литературой, архивными документами, картотекой, каталогами и т.д.
- о формировании музейных коллекций, об основных и вспомогательных фондах;
- о том, что такое временная выставка и постоянно действующая экспозиция.
уметь:
- систематизировать, обобщать и хранить материалы, связанные с тематикой школьного музея;
- участвовать в поисковой работе по сбору исторических и других краеведческих материалов по тематике музея;
- использовать собранный материал для составления сообщений, докладов, разработки экскурсий, пополнения экспозиций музея, проведения учебно-воспитательных и
культурно-массовых мероприятий.
владеть:
- навыками оформления экспозиции, фотовыставки, создания презентаций для проведения экскурсий и других мероприятий на базе школьного музея.
- навыками оформления документации и материалов музей с использованием ИКТ,
создания информационных справок.
По завершению программы 2 года обучения, обучающиеся будут:
знать:
- требования, предъявляемые к экскурсоводу при проведении экскурсии;
- основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее;
- методику работы над содержанием экскурсии (формулировка темы, цели, составление тематического плана, структуры экскурсии, систему выводов и обобщений);
- знать методы и приёмы проведения экскурсии (метод показа, сравнения, беседы, цитирования, составление вопросника и т.д.).
уметь:
- опираясь на принципы подготовки и проведения экскурсий, составлять самостоятельные варианты тематики экскурсий;
- создавать музейные материалы с использованием ИКТ; электронные презентации;
- самостоятельно организовывать и проводить учебно-воспитательные и культурномассовые мероприятия (встречи с ветеранами, литературно-исторические композиции,
викторины и т.д.) школьного музея;
- работать над содержанием экскурсии: формулировать тему, цель экскурсии; разрабатывать развёрнутый план экскурсии, соблюдать структуру построения и соразмерность
частей содержания экскурсии; подбирать экспонаты; формулировать выводы и обобщения.
владеть:

6

- методикой и приёмами проведения экскурсии (показ экспонатов; приёмы демонстрации, приёмы сравнения и мысленной реконструкции событий; цитирование; составление вопросов и т.д.);
- навыком проведения экскурсии в школьном музее;
- навыками исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками, связанными с тематикой школьного музея;
- различными формами публичного представления материалов школьного музея
(лекции, конференции, круглые столы и т.д.);
Способы и формы проверки результатов:
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат обучения,
воспитания и развития;
- использование традиционных и современных средств диагностики результативности;
- формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и особенностям учащихся;
- мониторинг эффективности реализации программы.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п/п
1
2

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля

3

ВСЕГО ЧАСОВ

1 год обучения
56
88
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.

2 год обучения
70
110
Педагогические
наблюдения, зачет
180 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.
1.1.
2.
2.1.

3.
3.1.

Всего
часов
Раздел 1. Введение.
2
Тема 1. Вводная беседа
2
Раздел 2. История музейного дела в
2
России.
Тема 2. История музейного дела в Рос2
сии.
Наименование разделов и тем

Раздел 3. Краеведение и школьные музеи в России.
Тема 3. Краеведение и школьные музеи
в России.

Т
2
2
2
2

2

2

2

2

П

Форма
троля

кон-

Конспект

Защита докладов
о самых старых
музеях России
Знакомство со
школьными музеями
района,
республики и РФ

7

Раздел 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети.
4.1. Тема 4. Музей в современном мире. Тип
и профиль музея.
5.
Раздел 5. Краеведческая работа
школьного музея.
5.1. Тема 5. Эволюция школьного музея.
Цели, задачи, участники движения «Отечество».
5.2. Тема 6. Краеведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры
и искусства и др.
5.3. Тема 7. Музей – хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край.
5.4. Тема 8. Планирование работы
6.
Раздел 6. Комплектование фондов
школьного музея.
6.1. Тема 9. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.
6.2. Тема 10. Организация поисково-собирательской работы.
6.3. Тема 11. Выбор темы музейно-краеведческого исследования для класса.
6.4. Тема 12. Специальное снаряжение.
6.5. Тема 13. Изучение события, явления.
6.6. Тема 14. Выявление и сбор предметов
музейного значения.
6.7. Тема 15. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного
значения
6.8. Тема 16. Назначение полевой документации.
6.9. Тема 17. Меры безопасности в процессе
походов, экспедиций, других полевых
изысканий.
6.10. Тема 18. Оказание первой помощи.
7.
Раздел 7. Учет и хранение фондов
школьного музея, оцифровка экспонатов
7.1. Тема 19. Понятие о фондах музея
7.2. Тема 20. Состав (структура) фондов.
7.3. Тема 21. Основной фонд и научно вспомогательный фонд.
7.4. Тема 22. Обменный, дублетный фонды
7.5. Тема 23. Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников
4.

2

2

2

2

8

4

2

2

2

2

4
Участие в конкурсных
программах

2

2

2
28

6

2
22

2

2

4

2

2

2

2

2
2
6

2
2
6

4

4

2

2

2

2

2
30

14

2
2
2

2
2
2

2
2

2
2

2
16

8

материальной и духовной культуры,
объектов природы).
7.6. Тема 24. Учетная документация школьного музея.
7.7. Тема 25. Книга поступлений – основной
документ учета музейных предметов. Работа с книгой поступлений.
7.8. Тема 26. Картотеки, их разновидности.
Работа с картотекой.
7.9. Тема 27. Работа с фондами музея. Хранение фондов.
8.
Раздел 8. Актив школьного музея
8.1. Тема 28. Совет и актив школьного музея.
Распределение обязанностей в совете
музея.
8.2. Тема 29. Уроки мужества. Временная
выставка
9.
Раздел 9. Экспозиция школьного музея.
9.1. Тема 30. Экспонат – главная структурная
единица экспозиции.
9.2. Тема 31. Концепции и художественный
замысел экспозиции
10. Раздел 10. Литературные источники
по краеведению и музееведению.
10.1. Тема 32. Работа с литературными источниками по краеведению и музееведению
в библиотеке.
10.2. Тема 33. Работа с поисковыми сайтами
10.3. Тема 34. Виды экспозиций по форме
представления и принципам структурной организации экспонируемого материала: стационарная и временная.
11. Раздел 11. Военно-патриотическая работа.
11.1. Тема 35. Военно-патриотические разделы экскурсий.
11.2. Тема 36. Герои СССР - уроженцы Бурятии
11.3. Тема 37. Герои СССР - уроженцы УланУдэ
11.4. Тема 38. Герои СССР - уроженцы Ж/д
района
11.5. Тема 39. Пропаганда героических подвигов советских воинов
11.6. Тема 40. Поиск документов ветеранов
ВОВ в архивах и в интернете
12. Раздел Массовая и экскурсионная работа школьного музея.

2

2

6

2

4

4

2

2

8

8

6
2

6
2

4

4

4

4

2

2

2

2

6

2

4

2

2

Подготовка
кладов

2

2

Подготовка информации о героях ВОВ

2

2

18

10

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8
36

8
Определение
объектов и источников комплектования собрания школьного музея.

8
8

до-

Акция
«Бессмертный полк»

28

9

12.1. Тема 41. Экскурсия. Виды экскурсий.
12.2. Тема 42. Методика подготовки экскурсии
12.3. Тема 43. Составление текста и маршрута
экскурсии.
12.4. Тема 44. Отработка текста и маршрута
экскурсии.
12.5. Тема 45. Проведение экскурсий
12.6. Тема 46. Конкурс «Лучший экскурсовод»
12.7. Тема 47. Конкурс «Активисты школьного музея».
12.8. Тема 48. Подведение итогов.
12.9. Тема 49. Итоговое занятие
ИТОГО:

2
2

2
2

4

4

6

6

14

14

2

2

2

2

2
2
144

2
2
56

Фото и видеосъемка экскурсий

88

2-ой год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.
1.1.

Наименование разделов и тем
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Вводная беседа

Всего
часов
2
2

Т

П

2
2

Форма
троля

кон-

Конспект

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Раздел 1.
Тема 1 ( ч.).
Теория ( ч.).
Практика ( ч.).
Формы контроля.
2 год обучения
Раздел 1.
Тема 1 ( ч.).
Теория ( ч.).
Практика ( ч.).
Формы контроля.

10

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№

Месяц

Число

Время
проведения

1.

Сентябрь

7

14.00-16.00

теоретическое

2

Вводная беседа

Музей ОО Конспект

2.

Сентябрь

8

14.00-16.00

теоретическое

2

История музейного дела в России.

Музей ОО Защита докладов

3.

Сентябрь

14

14.00-16.00

теоретическое

2

Краеведение и школьные музеи в Рос- Музей ОО Конспект
сии

4.

Сентябрь

15

14.00-16.00

теоретическое

2

Музей в современном мире. Тип и про- Музей ОО
филь музея.

5.

Сентябрь

21

14.00-16.00

теоретическое

2

Эволюция школьного музея. Цели, за- Музей ОО
дачи, участники движения «Отечество».

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

6.

Сентябрь

22

14.00-16.00

теоретическое

2

Краеведческие источники: устные, Музей ОО
письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и
искусства и др

7.

Сентябрь

28

14.00-16.00

практическое

2

Музей – хранитель местной истории. Музей ОО Тест
Уровни краеведческой деятельности:
семья, школа, родной край.

8.

Сентябрь

29

14.00-16.00

практическое

2

Планирование работы

9.

Октябрь

5

14.00-16.00

практическое

2

10.

Октябрь

6

14.00-16.00

практическое

2

Музей ОО Музейно-краеведческое исследование.
Выбор темы музейно-краеведческого Музей ОО
исследования.
Организация поисково-собирательской Музей ОО
работы.

12

11.

Октябрь

12

14.00-16.00

практическое

2

Выбор темы музейно-краеведческого Музей ОО
исследования для класса.

12.

Октябрь

13

14.00-16.00

практическое

2

Организация поисково-собирательской Музей ОО
работы.

13.

Октябрь

19

14.00-16.00

практическое

2

Специальное снаряжение.

Музей ОО Тест

14.

Октябрь

20

14.00-16.00

практическое

2

Изучение события, явления.

Музей ОО Выполнение д/з

15.

Октябрь

26

14.00-16.00

практическое

2

Выявление и сбор предметов музей- Музей ОО Выполнение д/з
ного значения. Составление экскурсии.

16.

Октябрь

27

14.00-16.00

практическое

2

Выявление и сбор предметов музей- Музей ОО Выполнение д/з
ного значения.

17.

Ноябрь

2

14.00-16.00

практическое

2

Выявление и сбор предметов музей- Музей ОО Выполнение д/з
ного значения.

13

18.

Ноябрь

3

14.00-16.00

практическое

2

Сбор дополнительной информации об Музей ОО Выполнение д/з
исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения

19.

Ноябрь

9

14.00-16.00

практическое

2

Сбор дополнительной информации об Музей ОО Выполнение д/з
исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения

20.

Ноябрь

10

14.00-16.00

теоретическое

2

Назначение полевой документации.

21.

Ноябрь

16

14.00-16.00

теоретическое

2

Меры безопасности в процессе похо- Музей ОО Тест
дов, экспедиций, других полевых изысканий.

Музей ОО Выполнение д/з

14

22.

Ноябрь

17

14.00-16.00

практическое

2

Оказание первой помощи в походных Музей ОО Тест
условиях.

23.

Ноябрь

23

14.00-16.00

теоретическое

2

Понятие о фондах музея

Музей ОО Конспект

24.

Ноябрь

24

14.00-16.00

теоретическое

2

Состав (структура) фондов.

Музей ОО

25.

Ноябрь

30

14.00-16.00

теоретическое

2

Основной фонд и научно вспомога- Музей ОО
тельный фонд.

26.

Декабрь

1

14.00-16.00

теоретическое

2

Обменный, дублетный фонды

27.

Декабрь

7

14.00-16.00

теоретическое

2

Учет музейных предметов основного Музей ОО
фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов
природы).

28.

Декабрь

8

14.00-16.00

практическое

2

Учетная документация школьного му- Музей ОО
зея.

Музей ОО

15

29.

Декабрь

14

14.00-16.00

теоретическое

2

Книга поступлений – основной доку- Музей ОО
мент учета музейных предметов.

30.

Декабрь

15

14.00-16.00

практическое

2

Работа с книгой поступлений

Музей ОО Выполнение д/з

31.

Декабрь

21

14.00-16.00

практическое

2

Работа с книгой поступлений

Музей ОО Выполнение д/з

32.

Декабрь

22

14.00-16.00

теоретическое

2

Картотеки, их разновидности.

Музей ОО Конспект

33.

Декабрь

28

14.00-16.00

практическое

2

Работа с картотеками .

Музей ОО Выполнение д/з

34.

Декабрь

29

14.00-16.00

практическое

2

Работа с фондами музея. Выставки. Музей ОО Выполнение д/з
Экскурсии

35.

Январь

11

14.00-16.00

практическое

2

Работа с фондами музея.

Музей ОО Выполнение д/з

36.

Январь

12

14.00-16.00

практическое

2

Работа с фондами музея.

Музей ОО Выполнение д/з

37.

Январь

18

14.00-16.00

практическое

2

Хранение фондов.

Музей ОО Выполнение д/з

38.

Январь

19

14.00-16.00

практическое

2

Совет и актив школьного музея. Орга- Музей ОО Выполнение д/з
низация работы.

39.

Январь

25

14.00-16.00

практическое

2

Уроки мужества (экскурсии)

Музей ОО Выполнение д/з

16

40.

Январь

26

14.00-16.00

теоретическое

2

Экспонат – главная структурная еди- Музей ОО Выполнение д/з
ница экспозиции.

41.

Февраль

1

14.00-16.00

теоретическое

2

Концепция и художественный замысел Музей ОО Выполнение д/з
экспозиции

42.

Февраль

2

14.00-16.00

теоретическое

2

Виды экспозиции.

43.

Февраль

8

14.00-16.00

практическое

2

Работа с литературными источниками Музей ОО Выполнение д/з
по краеведению и музееведению в библиотеке.

44.

Февраль

9

14.00-16.00

практическое

2

Работа с поисковыми сайтами

45.

Февраль

15

14.00-16.00

теоретическое

2

Виды экспозиций по форме представ- Музей ОО Конспект
ления и принципам структурной организации экспонируемого материала:
стационарная и временная.

Музей ОО Конспект

Музей ОО Выполнение д/з

17

46.

Февраль

16

14.00-16.00

практическое

2

Военно-патриотические разделы экс- Музей ОО Выполнение д/з
курсий.

47.

Февраль

22

14.00-16.00

практическое

2

Герои СССР - уроженцы Бурятии

Музей ОО Выполнение д/з

48.

Февраль

29

14.00-16.00

практическое

2

Герои СССР - уроженцы Улан-Удэ

Музей ОО Выполнение д/з

49.

Март

1

14.00-16.00

практическое

2

Герои СССР - уроженцы Ж/д района

Музей ОО Выполнение д/з

50.

Март

7

14.00-16.00

практическое

2

51.

Март

14

14.00-16.00

практическое

2

52.

Март

15

14.00-16.00

практическое

2

Пропаганда героических подвигов со- Музей ОО Пополнение
ветских воинов
материалов в
фонде музея,
разработка экскурсии, участие
Поиск документов ветеранов ВОВ в ар- Музей ОО в акции «Бесхивах
смертный
полк»
Поиск документов ветеранов ВОВ в Музей ОО
интернете

53.

Март

21

14.00-16.00

практическое

2

Поиск документов ветеранов ВОВ учи- Музей ОО
телей школы в архивах в интернете

18

54.

Март

22

14.00-16.00

практическое

2

Поиск документов ветеранов ВОВ- вы- Музей ОО
пускников школы в архивах в интернете

55.

Март

28

14.00-16.00

практическое

2

Экскурсия. Виды экскурсий.

Музей ОО Конспект

56.

Март

29

14.00-16.00

теоретическое

2

Методика подготовки экскурсии

Музей ОО

57.

Апрель

4

14.00-16.00

практическое

2

Составление текста и маршрута экскур- Музей ОО Выполнение д/з
сии.

58.

Апрель

5

14.00-16.00

практическое

2

Составление текста и маршрута экскур- Музей ОО Выполнение д/з
сии.

59.

Апрель

11

14.00-16.00

практическое

2

Отработка текста и маршрута экскур- Музей ОО Выполнение д/з
сии.

60.

Апрель

12

14.00-16.00

практическое

2

Отработка текста и маршрута экскур- Музей ОО Выполнение д/з
сии.

61.

Апрель

18

14.00-16.00

практическое

2

Отработка текста и маршрута экскур- Музей ОО Выполнение д/з
сии.

62.

Апрель

19

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО Экскурсия

63.

Апрель

25

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

19

64.

Апрель

26

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

65.

Май

2

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

66.

Май

3

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

67.

Май

16

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

68.

Май

17

14.00-16.00

практическое

2

Проведение экскурсий

Музей ОО

69.

Май

23

14.00-16.00

практическое

2

Конкурс "Лучший экскурсовод"

Музей ОО Выполнение д/з

70.

Май

24

14.00-16.00

практическое

2

Конкурс: "Активисты школьного му- Музей ОО Выполнение д/з
зея"

71.

Май

30

14.00-16.00

практическое

2

Подведение итогов.

Музей ОО Награждение
победителей

72.

Май

31

14.00-16.00

теоретическое

2

Итоговое занятие

Музей ОО Вручение благодарностей

Календарно учебный график 2 год обучения.

№

Месяц

Число

Время
проведения

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля
20

1

Сентябрь

7

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Вводная беседа

Музей
ОО

Конспект

2

Сентябрь

8

16.00-17.30

практическое

2,5

Компьютерные технологии в образовании

Музей
ОО

Защита докладов

3

Сентябрь

14

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Выбора сайта для школьного музея

Музей
ОО

Конспект

4

Сентябрь

15

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Выбора сайта для школьного музея

Музей
ОО

5

Сентябрь

21

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Знакомство с виртуальными музеями
мира.

Музей
ОО

6

Сентябрь

22

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Знакомство с виртуальными музеями
мира.

Музей
ОО

7

Сентябрь

28

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Виртуальные экскурсии в современном мире

Музей
ОО

Тест

8

Сентябрь

29

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Знакомство с виртуальными экскурсиями в современном мире

Музей
ОО

Музейно-краеведческое исследование.

9

Октябрь

5

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Роль виртуальных экскурсий

Музей
ОО

21

10

Октябрь

6

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Наполнение сайта школьного музея.

Музей
ОО

11

Октябрь

12

16.00-17.30

практическое

2,5

Выбор наполнения сайта школьного
музея.

Музей
ОО

12

Октябрь

13

16.00-17.30

практическое

2,5

Наполнение сайта школьного музея.

Музей
ОО

13

Октябрь

19

16.00-17.30

практическое

2,5

Возможность использования QR-кода

Музей
ОО

Тест

14

Октябрь

20

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экскурсии

Музей
ОО

Выполнение д/з

15

Октябрь

26

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экскурсии

Музей
ОО

Выполнение д/з

16

Октябрь

27

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздел "Жизнь и подвиг Николая
Петрова"

Музей
ОО

Выполнение д/з

22

17

Ноябрь

2

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздел "Жизнь и подвиг Николая
Петрова"

Музей
ОО

Выполнение д/з

18

Ноябрь

3

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Жизнь и подвиг Николая Петрова"

Музей
ОО

Выполнение д/з

19

Ноябрь

9

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Жизнь и подвиг Николая Петрова"

Музей
ОО

Выполнение д/з

20

Ноябрь

10

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "В тылу и на войне"

Музей
ОО

Выполнение д/з

21

Ноябрь

16

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "В тылу и на войне"

Музей
ОО

Тест

23

22

Ноябрь

17

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Школа - эвакогоспиталь"

Музей
ОО

Тест

23

Ноябрь

23

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела " Школа - эвакогоспиталь "

Музей
ОО

Продукт

24

Ноябрь

24

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "История школы"

Музей
ОО

25

Ноябрь

30

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "История школы"

Музей
ОО

26

Декабрь

1

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "История школы"

Музей
ОО

27

Декабрь

7

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "История школы"

Музей
ОО

24

28

Декабрь

8

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Мой край Бурятия"

Музей
ОО

29

Декабрь

14

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Мой край Бурятия"

Музей
ОО

30

Декабрь

15

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Мой край - Бурятия"

Музей
ОО

Выполнение д/з

31

Декабрь

21

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Мой край - Бурятия"

Музей
ОО

Выполнение д/з

32

Декабрь

22

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Знаменитые выпускники
школы"

Музей
ОО

Конспект

25

33

Декабрь

28

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Знаменитые выпускники школы"

Музей
ОО

Выполнение д/з

34

Декабрь

29

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Воспитательная работа
школы"

Музей
ОО

Выполнение д/з

35

Январь

11

16.00-17.30

практическое

2,5

Оцифровка экспонатов школьного музея раздела "Воспитательная работа
школы"

Музей
ОО

Выполнение д/з

36

Январь

12

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Воспитательная работа школы"

Музей
ОО

Выполнение д/з

37

Январь

18

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание QR-кода для экспонатов раздела "Воспитательная работа школы"

Музей
ОО

Выполнение д/з

26

38

Январь

19

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Понятие «интерактивной карты».

Музей
ОО

Выполнение д/з

39

Январь

25

16.00-17.30

практическое

2,5

Занятие-исследование «Памятники и
музеи на интерактивной карте».

Музей
ОО

Выполнение д/з

40

Январь

26

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Ментальная карта и ее функционал

Музей
ОО

Выполнение д/з

41

Февраль

1

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание интерактивной карты музея

Музей
ОО

Выполнение д/з

42

Февраль

2

16.00-17.30

практическое

2,5

Создание интерактивной карты музея

Музей
ОО

Конспект

43

Февраль

8

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Особенности оформления виртуального музея

Музей
ОО

Выполнение д/з

44

Февраль

9

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Возможности видео для музея.

Выполнение д/з

45

Февраль

15

16.00-17.30

теоретическое

2,5

3 D панорама и ее интеграция в виртуальный музей.

Музей
ОО
Музей
ОО

Конспект

27

46

Февраль

16

16.00-17.30

практическое

2,5

Как можно сохранить память? Занятие
дискуссия. «Нужна ли электронная память?»

Музей
ОО

Выполнение д/з

47

Февраль

22

16.00-17.30

практическое

2,5

Интегрирование исторических портретов в музей

Музей
ОО

Выполнение д/з

48

Февраль

29

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

49

Март

1

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

50

Март

7

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

51

Март

14

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

52

Март

15

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Пополнение
материалов в
фонде музея,
разработка экскурсии, участие
в акции «Бессмертный
полк»

53

Март

21

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

28

54

Март

22

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

55

Март

28

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

56

Март

29

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Музей
ОО

57

Апрель

4

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

58

Апрель

5

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

59

Апрель

11

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

60

Апрель

12

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

61

Апрель

18

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

62

Апрель

19

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Экскурсия

63

Апрель

25

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Конспект

29

64

Апрель

26

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

65

Май

2

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

66

Май

3

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

67

Май

16

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

68

Май

17

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

69

Май

23

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

70

Май

24

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Выполнение д/з

71

Май

30

16.00-17.30

практическое

2,5

Музей
ОО

Награждение
победителей

72

Май

31

16.00-17.30

теоретическое

2,5

Музей
ОО

Вручение благодарностей

30

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое обеспечение

Информационное
обеспечение.
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение программы

Характеристика
Площадь кабинета: 25 кв. м. Кабинет с естественным и искусственным
освещением. Хорошо проветривается и отвечает нормам СанПина.
Помещение оборудовано столом для педагога, столами и стульями для
обучающихся, техническими средствами обучения (компьютер, принтер, видеокамера, микрофон, диктофоны). Имеется: учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических нормам.
Нет
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее педагогическое образование.
Создан учебно-методический комплекс, который включает:
- подборку печатных изданий (газеты и журналы);
- учебную литературу по музейному делу и краеведению,
- различные виды методической продукции.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы аттестации являются: творческая работа на конкурс, зачет, защита творческих работ, творческий отчет.
Критерии освоения программы:
- данные мониторинга: промежуточный, итоговый (высший балл - 3);
- тестирование, анкетирование;
- защита творческих проектов;
- наличие достижений (участие в конкурсах, мероприятиях, наличие грамот, дипломов);
- разработанные и проведенные экскурсии.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: собеседование, деловые
игры, творческие работы наблюдение, опросы и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика Е.Н.
Степановой)

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
входная - октябрь
промежуточная - декабрь
рубежная – май, в конце 1 года обучения
Сроки итоговой аттестации (при нали- Итоговая – май, в конце 2 года обучения
чии)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

32


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».