Юный исследователь

0

ОГРН 10203

10.

2014

03

ОГРН 102030

090

34

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

20

034

Н

0

ОГРН 10203009

41

27

00 Т
90

0
13
.1
1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

090
3

84

41

14

ИН

*
*

903

.20

31

МУНИ
«ГО ЦИПА
Р
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*
014

О

0.2

)

ОГРН 1020300

.1

014

20

0.2

70

О

Р
ВО 131
34

0
23

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

1
ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

42

20

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

70

*

08

30

2
84

3

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы …………………………………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………...
II.
Комплекс организационно педагогических условий ……………………….
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………..
2.3. Формы аттестации …………………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………...

3
3
4
6
13
13
27
27
27
28

2

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении
ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на
27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ 245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г.
№ 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512-р.
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
3

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стра-тегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Респуб-лике
Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополни-тельного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регла-ментирующие образовательный процесс.Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного
мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно
осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты.
Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы.
Программа имеет стартовый уровень сложность и адресована обучающимся среднего
школьного возраста 10-13 лет.
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие
10-13 лет, без предварительного отбора.
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Срок реализации программы – 1 год / 9 месяцев / 36 недель.
Объем программы за весь период обучения – 144 часа:
1 год обучения – стартовый уровень – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю:
1 год обучения – 4 часа (2 раза в неделю по 2 занятия);
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Образовательные задачи
Обучающие (предметные):
1. обучить алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
2. расширить знания детей в образовательных областях биологии и экологии;
3. сформировать и усовершенствовать знания и умения у обучающихся в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации

4

из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из
СМИ);
4. сформировать умения находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа;
5. обучить умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
6. обучить умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём,
форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия
и особенностей аудитории, для которой она предназначена.
Развивающие (метапредметные)
1. развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
2. развить умение аргументировать собственную точку зрения;
3. усовершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
4. развить толерантность и коммуникативные навыки (умение строить свои отношения,
работать в группе, с аудиторией);
5. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение;
6. развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения.
Воспитательные (личностные)
1. воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования
как залога дальнейшего жизненного успеха;
2. сформировать основы ноосферного мышления;
3. привить навыки рефлексии;
4. создать положительную среду взаимоотношений (со сверстниками, в командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми);
5. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости, аккуратности№
6. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию и самопрезентацию
(по активности ребёнка, выступления, достижения).
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии;
- главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные;
- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
- меры по предотвращению загрязнения окружающей среды;
- растения и животных своего края, находящиеся под охраной;
- виды исследований;
- формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации.
Должны уметь:
- выполнять простейшие исследования;
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности,
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать
презентации);
- планировать практические дела, направленные на охрану природы;
- правильно вести себя в природе.

5

Способы и формы проверки результатов
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками
заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих
воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по результатам их
выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности. Результаты
работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических
конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по
результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не
предполагается.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1.
№
п/п
1
2
3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля

1.3.2.

46
96
Педагогические наблюдения, зачет
ВСЕГО ЧАСОВ:
142ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения

(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

Всего
часов
Раздел 1. Введение.
4
Тема 1. Содержание и задачи работы
2
кружка Правила ТБ.
Тема 2. Личностные качества учаще1
гося- исследователя.
Тема 3. Выявление склонностей к ис1
следовательской работе. Диагностика
детей.
Тема 4. Выявление интересов, мотивы
1
деятельности и творчества ребенка.
Тема 5. Исследовательские способно1
сти и их развитие.
Раздел 2. Что такое исследование?
4
Тема 6. Что такое исследование?
1
Тема 7. Общие направления исследова1
ний.
Тема 8. Виды исследований.
1
Тема 9. Знания, умения, навыки необ1
ходимые в исследовательском поиске.
Наименование разделов и тем

Т

П

2
2

2

Форма контроля

1
1

1
1
3
1
1

1

1
1
6

3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
6.10.

Раздел 3. Как правильно формулировать и задавать вопросы.
Тема 10. Как правильно задавать вопросы.
Тема 11. Как правильно формулировать вопрос.
Тема 12. Создание «банка идей».
Раздел 4. Учимся работать с источниками информации.
Тема 13. Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогами.
Тема 14. Экскурсия в библиотеку: как
правильно подобрать литературу.
Тема 15. Знакомство с информационными справочниками.
Тема 16. Интернет как источник информации.
Тема 17. Другие источники информации.
Раздел 5. Учимся выдвигать гипотезы.
Тема 18. Что такое гипотеза? Постановка вопроса.
Тема 19. Как строить гипотезы?
Тема 20. Выдвигаем гипотезу «Что бы
произошло, если бы…»
Тема 21. Игра «Придумай как можно
больше гипотез».
Раздел 6. Основы исследовательской
деятельности.
Тема 22. Основы научного исследования.
Тема 23. Какими могут быть исследования. Как выбрать тему.
Тема 24. Выбор темы для индивидуального или группового исследования или
проекта.
Тема 25. Обоснование и актуальность
выбранной темы.
Тема 26. Цели и задачи исследования.
Тема 27. Что такое исследовательский
поиск.
Тема 28. Методы исследования.
Тема 29. Приборы, используемые в исследованиях.
Тема 30. Что такое научный эксперимент?
Тема 31. Планирование и проведение
эксперимента.

4

2

1

1

2

1

1

1
8

4

1
4

1

1

1

1

2

1

2

2

1
2

2

1

1

4

2

2

1

1

1
1

1
1

1

1

20

10

2

2

2

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

2
1
1

10

2
1
1
1

7

6.11.
6.12.
6.13.
6.14.
6.15.

6.16.
7.

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
7.7.

7.8.

7.9.
7.10.

7.11.
7.12.
8.
8.1.
8.2.
8.3.

Тема 32. Организация исследовательской работы.
Тема 33. Алгоритм выполнения
учебно-исследовательской работы.
Тема 34. Составление рабочего плана
исследования.
Тема 35. Как проводить сбор информации для исследовательской работы.
Тема 36. Как проводить отбор и анализ
методической и научно- популярной
литературы по выбранной теме.
Тема 37. Как проводить обработку результатов исследования.
Раздел 7. Формы и методы организации исследовательской деятельности
Тема 38. Формы и методы организации
исследовательской деятельности.
Тема 39. Способы фиксации материала.
Тема 40. Методика работы с таблицами.
Тема 41. Методика работы с графиками, диаграммами.
Тема 42. Методика работы с картосхемами и картами.
Тема 43. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями.
Тема 44. Работа в Интернет: как вести
поиск в Интернете. ТБ при работе в Интернет.
Тема 45. Особенности чтения и проработки научно- популярной и методической литературы.
Тема 46. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Тема 47. Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.
Тема 48. Работа над проектами и исследованиями с помощью Интернет.
Тема 49. Чему мы научились? Что мы
уже сделали?
Раздел 8. Оформление исследовательских работ.
Тема 50. Оформление разделов «Введение» и «Содержание».
Тема 51. Научный язык и стиль изложения.
Тема 52. Написание раздела «Обзор литературы по теме».

1
1

1
1

1
2

1
1

1

1
1

1

1

24

5

1

1

1
1

1

19

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

4

4

6

6

2

2

26

4

2
2
2

22
2

2
2

8

8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8.

8.9.
8.10.
8.11.
8.12.
8.13.

8.14.

8.15.
8.16.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.
9.5.
10.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
10.5.

Тема 53. Логическое построение текстового материала в работе.
Тема 54. Построение и размещение графического материала.
Тема 55. Отбор и размещение рисунков, фотографий.
Тема 56. Оформлению наглядного материала.
Тема 57. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Тема 58. Выводы и оформление «Заключение».
Тема 59. Что такое «приложение»? Когда оно необходимо?
Тема 60. Как правильно оформить список литературы.
Тема 61. Сокращения, обозначения,
сноски.
Тема 62. Объем исследовательской работы. Нумерация страниц Эстетическое оформление.
Тема 63. Подготовка презентации по
теме исследовательской работы или
проекта.
Тема 64. Как составить тезисы работы?
Тема 65. Подготовка работ к защите.
Смотр готовых работ.
Раздел 9. Отработка навыков публичного выступления.
Тема 66. Что нужно знать выступающему перед аудиторией.
Тема 67. Как отобрать материал для выступления?
Тема 68. Выступление на конференции
в своем объединении.
Тема 69. Выступление на школьной
научно-практической конференции.
Тема 70. Выступления на районных
конференциях.
Раздел 10. Исследовательская работа
в природе.
Тема 71. Методы исследования водных
объектов.
Тема 72. Экскурсия в Музей природы.
Тема 73. Экскурсия на реку Уда.
Тема 74. Изучение климата. Метеонаблюдения.
Тема 75. Экскурсия в Эколого-биологический центр.

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2
2

1

1
2

8

2

6

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

36

8

2

2

4
2
2
4

1

24

4
2
1
4

9

10.6.
10.7.
10.8.
10.9.
10.10.
10.11.
10.12.
10.13.
10.14.
10.15.
10.16.
10.17.
11.
11.1.
11.2.

Тема 76. Что такое фенология?
Тема 77. Как проводить фенологические наблюдения?
Тема 78. Описание явлений природы.
Тема 79. Изучение поверхности Земли.
Тема 80. Горные породы и минералы
нашей местности.
Тема 81. Методика изучения горных
пород и их описания.
Тема 82. Экскурсия вдоль реки Сбор
образцов горных пород.
Тема 83. Экскурсия в Этнографический
музей.
Тема 84. Изучение растительности
своей местности.
Тема 85. Растительные сообщества и их
описание.
Тема 86. Что такое гербарий? Правила
оформления гербария.
Тема 87. Оформление гербарных листов.
Итоговые занятия.
Тема 88. Подведение итогов работы за
год.
Тема 89. Поход выходного дня.
ИТОГО:
1.3.3.

1
1

1
1

2
1
1

1

1
1
1

2

2

2

2

4

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2
6
2
2
142

2
2
2

46

4

4
96

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1 (6 ч.). Введение.
Теория (4 ч.). Введение в предмет. Личностные качества учащегося- исследователя. Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный выбор темы для дальнейшего исследования или проекта. Интернет; правила работы с ним.
Практика (2 ч.). Экскурсия в библиотеку.
Формы контроля. Тестирование.
Раздел 2 (4 ч.). Что такое исследования?
Теория (3 ч.). Что такое исследования? Общие направления исследований. Виды исследований. Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Практика (1 ч.). Сообщения об заинтересовавших учащихся исследованиях и исследователях.
Формы контроля. Подготовленное сообщение.
Раздел 3 (4 ч.). Как правильно формулировать и задавать вопросы.
Теория (2 ч.). Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.
Практика (2 ч.). Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Формы контроля. Создание банка идей в виде вопросов.
Раздел 4 (8 ч.). Учимся работать с источниками информации.
10

Теория (4 ч.). Книга как один из главных источников информации. Умение работать с
библиотечным каталогом, словарями, справочниками, энциклопедиями. Интернет, умение работать в интернете для поиска информации. Прочие источники информации: карты, схемы.
фото, рисунки, диаграммы и т.д.
Практика (4 ч.). Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.
Формы контроля. Выступления с сообщениями. Умение пользоваться Интернет.
Раздел 5 (4 ч.). Учимся выдвигать гипотезы.
Теория (2 ч.). Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея
и чем она отличается от гипотезы.
Практика (2 ч.). Практические работа на продуцирование гипотез.
Формы контроля. Обсуждение гипотез, выдвинутых обучающимися.
Раздел 6 (20 ч.). Основы исследовательской деятельности.
Теория (10 ч.). Основы научного исследования Выбор темы для индивидуального или
группового исследования или проекта. Обоснование выбранной темы. Алгоритм выполнения
учебно-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и
задач исследования. Составление рабочего плана исследования. Планирование исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации
- отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Обработка результатов исследования.
Практика (10 ч.). Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик
исследования, формулирование целей и задач исследования.
Формы контроля. Готовый план исследования по выбранной теме.
Раздел 7 (24 ч.).
Теория (5 ч.). Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика
сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в Интернет, поиск в
Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтениепросмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы
обработки результатов наблюдений и исследований.
Практика (19 ч.). Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками
информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.
Формы контроля. Устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.
Раздел 8 (26 ч.). Оформление исследовательских работ.
Теория (4 ч.). Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Логическое построение текстового материала в работе.
Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление «Заключения». Тезисы.
Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.
Практика (22 ч.). Обработка результатов исследования, оформление исследовательской
работы Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью программы
«Мастер презентаций».

11

Формы контроля. Готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение, Список литературы, тезисов и презентации результатов исследования.
Раздел 9 (8 ч.). Отработка навыков публичного выступления.
Теория (2 ч.). Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал
для выступления? Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях.
Практика (6 ч.). Отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов
использования презентаций, наглядного материала.
Формы контроля. Выступление перед аудиторией.
Раздел 10 (36 ч.). Исследовательская работа в природе.
Теория (8 ч.). Гидрология как наука, изучающая водные объекты. Методы гидрологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Изучение
климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений. Особенности рельефа
своей местности. Горные породы окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Методика изучения горных пород и их описания.
Практика (24 ч.). Проведение морфометрических исследований на примере железнодорожного пруда, знакомство с приборами для изучения климата и определения погодных данных, определение мест несанкционированных свалок в микрорайоне школы., работа на геологическом обнажении, выпуск листовок.
Формы контроля. Картосхема свалок вдоль реки, листовки по охране рек, лесов, первоцветов.
Раздел 11 (4 ч.). Итоговые занятия.
Теория (2 ч.). Подведение итогов работы за год.
Практика (2 ч.). Поход выходного дня.
Формы контроля. Беседа

12

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения

№

Месяц

1

сентябрь

Число Время проведения
4
13.00-15.00

Форма занятия
теоретическое

Кол-во
часов
2

2

8

13.00-15.00

теоретическое

2

3

11

13.00-15.00

теоретическое

2

4

15

13.00-15.00

теоретическое

2

5

18

13.00-15.00

теоретическое

2

6

22

13.00-15.00

теоретическое

2

7
8

25
29

13.00-15.00
13.00-15.00

теоретическое
теоретическое

2
2

2

13.00-15.00

теоретическое

2

6

13.00-15.00

теоретическое

2

9

10

октябрь

Тема занятия

Место проведения
Содержание и задачи ра- СОШ №52
боты кружка Правила ТБ.
Личностные
качества СОШ №52
учащегося- исследователя
Исследовательские спо- СОШ №52
собности и их развитие.
Что такое исследование? СОШ №52
Общие направления исследований
Виды исследований. Зна- СОШ №52
ния, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске
Как правильно задавать СОШ №52
вопросы. Как правильно
формулировать вопрос
Создание «банка идей»
СОШ №52
Экскурсия в библиотеку. СОШ №52
Работа с каталогами.
библиотека
Экскурсия в библиотеку: СОШ №52,
как правильно подобрать городская
литературу.
библиотека
Знакомство с информа- СОШ №52
ционными
справочниками.

Форма контроля

тестирование

Создание банка идей

11

9

13.00-15.00

теоретическое

2

12

13

13.00-15.00

теоретическое

2

13

16

13.00-15.00

Игра

2

14

20

13.00-15.00

теоретическое

2

15

23

13.00-15.00

теоретическое

2

16

27

13.00-15.00

теоретическое

2

17

30

13.00-15.00

теоретическое

2

3
6

13.00-15.00
13.00-15.00

теоретическое
теоретическое

2
2

18
19

ноябрь

Интернет как источник
информации. Другие источники информации
Что такое гипотеза? Постановка вопроса. Как
строить гипотезы?
Выдвигаем
гипотезу
«Что бы произошло, если
бы…»Игра «Придумай
как можно больше гипотез»
Основы научного исследования
Какими могут быть исследования. Как выбрать
тему.
Выбор темы для индивидуального или группового исследования или
проекта. Обоснование и
актуальность выбранной
темы
Цели и задачи исследования. Что такое исследовательский поиск
Методы исследования.
Приборы, используемые
в исследованиях. Что такое научный эксперимент?

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Выдвижение гипотез

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Выбор темы работы

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Доклад

14

20

10

13.00-15.00

теоретическое

2

21

13

13.00-15.00

теоретическое

2

22

17

13.00-15.00

теоретическое

2

23

20

13.00-15.00

теоретическое

2

24

24

13.00-15.00

теоретическое

2

25

27

13.00-15.00

теоретическое

2

1

13.00-15.00

Практика

2

26

декабрь

Планирование и проведение эксперимента Организация исследовательской работы.
Алгоритм выполнения
учебно-исследовательской работы. Составление рабочего плана исследования.
Как проводить сбор информации для исследовательской работы
Как проводить отбор и
анализ методической и
научно- популярной литературы по выбранной
теме. Как проводить обработку результатов исследования.
Формы и методы организации исследовательской
деятельности Способы
фиксации материала
Методика работы с таблицами, Методика работы с графиками, диаграммами,
Методика работы с картосхемами и картами Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями,

СОШ №52

Организация исследовательской деятельности

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

15

27

4

13.00-15.00

Практика

2

28

8

13.00-15.00

теоретическое

2

29

11

13.00-15.00

теоретическое

2

30

15

13.00-15.00

практика

2

31

18

13.00-15.00

Практика

2

32

22

13.00-15.00

Практика

2

33

25

13.00-15.00

практика

2

34

29

13.00-15.00

практическое

2

12

13.00-15.00

теоретическое

2

36

15

13.00-15.00

теоретическое

2

37

19

13.00-15.00

теоретическое

2

38

22

13.00-15.00

теоретическое

2

35

январь

Работа в Интернет: как
вести поиск в Интернете.
ТБ при работе в Интернет
Особенности чтения и
проработки научно- популярной и методической литературы.
Методы обработки результатов наблюдений и
исследований.
Сбор материалов для исследовательской работы.
Работа с источниками информации.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Чему мы научились? Что
мы уже сделали?
Оформление
разделов
«Введение» и «Содержание».
Научный язык и стиль изложения.
Написание раздела «Обзор литературы по теме»
Логическое построение

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Оформление разделов «Введение» и «Содержание».

СОШ №52
СОШ №52

16

39

26

13.00-15.00

Практика

2

40

29

13.00-15.00

Практика

2

2

13.00-15.00

практика

2

42

5

13.00-15.00

теоретическое

2

43

9

13.00-15.00

теоретическое

2

44

12

13.00-15.00

теоретическое

2

45

16

13.00-15.00

практика

2

46

19

13.00-15.00

теоретическое

2

47

26

13.00-15.00

теоретическое

2

41

февраль

текстового материала в
работе
Построение и размещение графического материала
Отбор и размещение рисунков,
фотографий
Оформлению наглядного
материала.
Обработка и оформление
результатов экспериментальной деятельности
Выводы и оформление
“Заключение”.
Что такое «приложение»? Когда оно необходимо? Как правильно
оформить список литературы
Сокращения, обозначения, сноски. Объем исследовательской работы.
Нумерация страниц Эстетическое оформление.
Подготовка презентации
по теме исследовательской работы или проекта
Как составить тезисы работы?
Подготовка работ к защите. Смотр готовых работ.

СОШ №52

Построение и размещение
графического материала

СОШ №52

Отбор и размещение рисунков, фотографий Оформлению наглядного материала.

СОШ №52

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности
Выводы и оформление “Заключение”.

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

17

1

13.00-15.00

теоретическое

2

49

4

13.00-15.00

Практика

2

50

11

13.00-15.00

Практика

2

51

15

13.00-15.00

Практика

2

52

18

13.00-15.00

теоретическое

2

53

22

13.00-15.00

Экскурсия

2

54

25

13.00-15.00

Экскурсия

2

55

28

13.00-15.00

Экскурсия

2

1

13.00-15.00

теоретическое

2

57

5

13.00-15.00

Экскурсия

2

58

8

13.00-15.00

экскурсия

2

59

12

13.00-15.00

теоретическое

2

60

15

13.00-15.00

Беседа

2

61

19

13.00-15.00

теоретическое

2

48

56

март

апрель

Что нужно знать выступающему перед аудиторией7Как отобрать материал для выступления?
Выступление на конференции в своем объединении
Выступление на школьной
научно-практической конференции.
Выступления на районных конференциях.
Методы
исследования
водных объектов
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия на реку Уда

СОШ №52

СОШ №52

Защита работ

СОШ №52

Защита работ

СОШ №52

Защита работ

СОШ №52

Музей природы
Музей природы
Побережье
р. Уда
Изучение климата. Ме- СОШ №52
теонаблюдения.
Экскурсия в Эколого- ЭБЦ
биологический центр
Экскурсия в Эколого- ЭБЦ
биологический центр
Что такое фенология? СОШ №52
Как проводить фенологические наблюдения?
Описание явлений при- СОШ №52
роды.
Изучение поверхности СОШ №52
Земли Горные породы и
18

62

22

13.00-15.00

теоретическое

2

63

26

13.00-15.00

экскурсия

2

3

13.00-15.00

Экскурсия

2

65

6

13.00-15.00

Экскурсия

2

66

13

13.00-15.00

Практика

2

67

17

13.00-15.00

теоретическое

2

68

20

13.00-15.00

Практика

2

69

24

13.00-15.00

Практика

2

70

27

13.00-15.00

теоретическое

2

71

31

13.00-15.00

экскурсия

2

64

май

минералы нашей местности
Методика изучения горных пород и их описания
Экскурсия вдоль реки
Сбор образцов горных
пород.
Экскурсия в Этнографический музей.

СОШ №52
Р. Уда

Этнографический музей
Экскурсия в Этнографи- Этнографический музей.
ческий музей
Изучение растительно- СОШ №52 Изучение растительности
сти своей местности.
своей местности.
Растительные
сообще- СОШ №52
ства и их описание
Что такое гербарий? Пра- СОШ №52
вила оформления гербария.
Оформление гербарных СОШ №52 Оформление гербарных лилистов
стов
Подведение итогов ра- СОШ №52
боты за год.
Поход выходного дня.
Выход на
природу

2 группа 1 года обучения
№ Месяц
1

сентябрь

Число Время проведения
4
15.00-17.00

Форма занятия
теоретическое

Кол-во
часов
2

Тема занятия

Место проведения
Содержание и задачи ра- СОШ №52
боты кружка Правила ТБ.

Форма контроля

19

2

8

15.00-17.00

теоретическое

2

3

11

15.00-17.00

теоретическое

2

4

15

15.00-17.00

теоретическое

2

5

18

15.00-17.00

теоретическое

2

6

22

15.00-17.00

теоретическое

2

7
8

25
29

15.00-17.00
15.00-17.00

теоретическое
теоретическое

2
2

2

15.00-17.00

теоретическое

2

10

6

15.00-17.00

теоретическое

2

11

9

15.00-17.00

теоретическое

2

12

13

15.00-17.00

теоретическое

2

13

16

15.00-17.00

Игра

2

9

октябрь

Личностные
качества
учащегося- исследователя
Исследовательские способности и их развитие.
Что такое исследование?
Общие направления исследований
Виды исследований. Знания, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске
Как правильно задавать
вопросы. Как правильно
формулировать вопрос
Создание «банка идей»
Экскурсия в библиотеку.
Работа с каталогами.
Экскурсия в библиотеку:
как правильно подобрать
литературу.
Знакомство с информационными
справочниками.
Интернет как источник
информации. Другие источники информации
Что такое гипотеза? Постановка вопроса. Как
строить гипотезы?
Выдвигаем
гипотезу
«Что бы произошло, если
бы…» Игра «Придумай

СОШ №52

тестирование

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
библиотека
СОШ №52,
городская
библиотека
СОШ №52

Создание банка идей

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Выдвижение гипотез

20

14

20

15.00-17.00

теоретическое

2

15

23

15.00-17.00

теоретическое

2

16

27

15.00-17.00

теоретическое

2

17

30

15.00-17.00

теоретическое

2

18 ноябрь
19

3
6

15.00-17.00
15.00-17.00

теоретическое
теоретическое

2
2

20

10

15.00-17.00

теоретическое

2

21

13

15.00-17.00

теоретическое

2

22

17

15.00-17.00

теоретическое

2

как можно больше гипотез»
Основы научного исследования
Какими могут быть исследования. Как выбрать
тему.
Выбор темы для индивидуального или группового исследования или
проекта. Обоснование и
актуальность выбранной
темы
Цели и задачи исследования. Что такое исследовательский поиск
Методы исследования.
Приборы, используемые
в исследованиях. Что такое научный эксперимент?
Планирование и проведение эксперимента Организация исследовательской работы.
Алгоритм выполнения
учебно-исследовательской работы. Составление рабочего плана исследования.
Как проводить сбор информации для исследовательской работы

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Выбор темы работы

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Доклад

СОШ №52

Организация исследовательской деятельности

СОШ №52

СОШ №52

21

23

20

15.00-17.00

теоретическое

2

24

24

15.00-17.00

теоретическое

2

25

27

15.00-17.00

теоретическое

2

26 декабрь

1

15.00-17.00

Практика

2

27

4

15.00-17.00

Практика

2

28

8

15.00-17.00

теоретическое

2

29

11

15.00-17.00

теоретическое

2

30

15

15.00-17.00

практика

2

Как проводить отбор и
анализ методической и
научно- популярной литературы по выбранной
теме. Как проводить обработку результатов исследования.
Формы и методы организации исследовательской
деятельности Способы
фиксации материала
Методика работы с таблицами, Методика работы с графиками, диаграммами,
Методика работы с картосхемами и картами Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями,
Работа в Интернет: как
вести поиск в Интернете.
ТБ при работе в Интернет
Особенности чтения и
проработки научно- популярной и методической литературы..
Методы обработки результатов наблюдений и
исследований.
Сбор материалов для исследовательской работы.

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

22

31

18

15.00-17.00

Практика

2

32

22

15.00-17.00

Практика

2

33

25

15.00-17.00

практика

2

34

29

15.00-17.00

практическое

2

35 январь

12

15.00-17.00

теоретическое

2

36

15

15.00-17.00

теоретическое

2

37

19

15.00-17.00

теоретическое

2

38

22

15.00-17.00

теоретическое

2

39

26

15.00-17.00

Практика

2

40

29

15.00-17.00

Практика

2

41 февраль

2

15.00-17.00

практика

2

Работа с источниками информации.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью Интернет.
Чему мы научились? Что
мы уже сделали?
Оформление
разделов
«Введение» и «Содержание».
Научный язык и стиль изложения.
Написание раздела «Обзор литературы по теме»
Логическое построение
текстового материала в
работе
Построение и размещение графического материала
Отбор и размещение рисунков,
фотографий
Оформлению наглядного
материала.
Обработка и оформление
результатов экспериментальной деятельности

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

Оформление разделов «Введение» и «Содержание».

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

Построение и размещение
графического материала

СОШ №52

Отбор и размещение рисунков, фотографий Оформлению наглядного материала.

СОШ №52

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности
23

42

5

15.00-17.00

теоретическое

2

43

9

15.00-17.00

теоретическое

2

44

12

15.00-17.00

теоретическое

2

45

16

15.00-17.00

практика

2

46

19

15.00-17.00

теоретическое

2

47

26

15.00-17.00

теоретическое

2

48 март

1

15.00-17.00

теоретическое

2

49

4

15.00-17.00

Практика

2

50

11

15.00-17.00

Практика

2

51

15

15.00-17.00

Практика

2

Выводы и оформление
“Заключение”.
Что такое «приложение»? Когда оно необходимо? Как правильно
оформить список литературы
Сокращения, обозначения, сноски. Объем исследовательской работы.
Нумерация страниц Эстетическое оформление.
Подготовка презентации
по теме исследовательской работы или проекта
Как составить тезисы работы?
Подготовка работ к защите. Смотр готовых работ.
Что нужно знать выступающему перед аудиторией7Как отобрать материал для выступления?
Выступление на конференции в своем объединении
Выступление на школьной
научно-практической конференции.
Выступления на районных конференциях.

СОШ №52

Выводы и оформление “Заключение”.

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

Защита работ

СОШ №52

Защита работ

СОШ №52

Защита работ

24

52

18

15.00-17.00

теоретическое

2

53

22

15.00-17.00

Экскурсия

2

54

25

15.00-17.00

Экскурсия

2

55

28

15.00-17.00

Экскурсия

2

56 апрель

1

15.00-17.00

теоретическое

2

57

5

15.00-17.00

Экскурсия

2

58

8

15.00-17.00

экскурсия

2

59

12

15.00-17.00

теоретическое

2

60

15

15.00-17.00

Беседа

2

61

19

15.00-17.00

теоретическое

2

62

22

15.00-17.00

теоретическое

2

63

26

15.00-17.00

экскурсия

2

64 май

3

15.00-17.00

Экскурсия

2

Методы
исследования
водных объектов
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия в Музей природы
Экскурсия на реку Уда

СОШ №52

Музей природы
Музей природы
Побережье
р. Уда
Изучение климата. Ме- СОШ №52
теонаблюдения.
Экскурсия в Эколого- ЭБЦ
биологический центр
Экскурсия в Эколого- ЭБЦ
биологический центр
Что такое фенология? СОШ №52
Как проводить фенологические наблюдения?
Описание явлений при- СОШ №52
роды.
Изучение поверхности СОШ №52
Земли Горные породы и
минералы нашей местности
Методика изучения гор- СОШ №52
ных пород и их описания
Экскурсия вдоль реки Р. Уда
Сбор образцов горных
пород.
Экскурсия в Этнографи- Этнографический музей музей.
ческий музей

25

65

6

15.00-17.00

Экскурсия

2

66

13

15.00-17.00

Практика

2

67

17

15.00-17.00

теоретическое

2

68

20

15.00-17.00

Практика

2

69

24

15.00-17.00

Практика

2

70

27

15.00-17.00

теоретическое

2

71

31

15.00-17.00

экскурсия

2

Экскурсия в Этнографи- Этнографический музей музей.
ческий музей
Изучение растительно- СОШ №52
сти своей местности.
Растительные
сообще- СОШ №52
ства и их описание
Что такое гербарий? Пра- СОШ №52
вила оформления гербария.
Оформление гербарных СОШ №52
листов
Подведение итогов ра- СОШ №52
боты за год.
Поход выходного дня.
Выход на
природу

Изучение растительности
своей местности.

Оформление гербарных листов

26

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обес- Площадь кабинета 48,7 кв.м.
печение
Помещение оборудовано столом для педагога, столами
и стульями для обучающихся, шторами затемнения, техническими средствами обучения (интерактивная доска,
компьютер, принтер.
Учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических
нормам.
Получено по Программе «Но- Нет
вые места»:
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение

Нет

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование.
Методическое обеспечение про- Дидактические материалы для детей среднего школьграммы
ного возраста, разработки занятий в рамках дополнительной образовательной программы, презентации к занятиям.
Сетевая форма реализации про- Нет
граммы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: работа на основе проекта.
Критерии освоения программы: выполненная проектная работа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели
качества
реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Стартовая, промежуточная, итоговая
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами

Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации

Входная - октябрь
Промежуточная - декабрь

Сроки итоговой аттестации (при нали- Итоговая - май
чии)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилова В.Л. Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2018 г.
2. Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 2018 г.
3. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 2019 г.
4. География: Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2019 г.
5. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2017. – 240с
6. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2019
7. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся
/ Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2018. – 106с.
8. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2019
9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 2019
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение, 2019

28


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».