03 Н 10. 2014 ОГРН 102030 090 34 С ЛЬ Й Т г.УЛАН- КОГ О О ГДДЮ УД Э 1 ОГРН 10 . М И Т Е Т 131 ИНН КО 0 У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2 М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ 034 31 20 ОГРН 10203009 41 70 00 Т 90 014 03 42 41 31 .1 20 0 А Н - У Д Э ИНН 0 27 32 84 У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР 3 30 г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ 2030 09 08 903 0.2 ИН * * 014 О 0.2 МУНИ «ГОР ЦИПА О (МАОУ ДСК ДО ИНН 03 ЛА 230 8 * ОГРН 1020300 .1 ) 014 20 О 0.2 Р ВО 131 34 23 О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ ВА ( РН 1020 ) Д Г 3 ИН Н А ЗО ВАН 0 Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2 .1 70 20 42 70 ИЯ АН УДЭ Н- 270 4 42 * 08 8 30 31 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конвенции о правах ребѐнка; • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ; • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ. Программа реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью. 1.2. Актуальность программы направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, построена с учетом двух способов связи человека с окружающей средой: перовое- среда обитания и жизни, второе – к свое здоровье (физическоме, психическое, духовное). Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 1.3. Отличительные особенности программы: В основу программы «Юный эколог» положена авторская программа дополнительного образования детей «Юный эколог» Карпенко Н.А., педагога дополнительного образования. Модифицированная программа «Юный эколог» предполагает формирование не только экологических представлений у обучающихся, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаются довольно высокие требования к самостоятельности детей. Новизна программы заключается в расширении знаний обучающихся о живых организмах нашей планеты, усилению практической направленности изучаемых тем, систематизации уже имеющихся знаний. В предлагаемой программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления его усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. 1.4. Педагогическая целесообразность программы: Уровень программы: базовый Форма обучения: очная Данная программа является комплексной программой по формированию основ экологической грамотности детей дошкольного возраста, достижению планируемых результатов освоения программы дополнительного образования. Методы, используемые для реализации работы детского объединения: 1. Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; -экспресс-исследование 2. Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы. 3. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. 4. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - изготовление с детьми наглядных пособий; - самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференции, участие в конкурсах исследовательских работ; - метод проектов. Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия. 1.5. Цель программы«Юный эколог» - создание условий для формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологической культуры и экологически компетентного поведения. 1.6. Задачи: Предметные: 1. Формировать интерес к изучению природы родного края; 2. Создать условия для формирования начальных знаний по экологии; 3. Прививать первичные экологические навыки и умения; 4. Изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы. Метапредметные: 5. Развивать познавательную, творческую и общественную активность дошкольников в процессе занятий; 6. Способствовать подготовке детей к школе. Личностные: 7. Формировать чувство бережного отношения к окружающему миру; 8. Воспитывать доброту и милосердие к природе родного края в процессе общения с ней; 9. Воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное; 10. Приобщить детей к здоровому образу жизни. 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). У дошкольников преобладает образное мышление, ведущий вид деятельности игровой, способность к сосредоточенной умственной деятельности составляет не более 10-15 минут в рамках учебного занятия, учебные действия совершают по образцу и правилу. Остальное время уделяется игровой, практической и художественной деятельности. Для снятия эмоционального напряжения детей обязательным является проведение физминуток. 1.8. Формы занятий: Обучение проводится в очной форме. Экологическое развитие детей осуществляется с помощью разнообразных форм работы: учебных занятий, экскурсий, природоохранных акций. Изучение многих учебных тем (сезонные изменения в живой и неживой природе, основные группы живых организмов) проводится по методу проектов. Широко используются проведение экологических викторин, выпуск экологических листовок («Пусть всегда будет чистым Байкал!», «Внимание, первоцветы!», «Не разоряйте муравейники!»). Большое значение в достижении цели данной программы придается исследовательской деятельности детей, проведению всевозможных опытов по изучению свойств почвы, воды, воздуха и других; изучению и исследованию экологического состояния окружающей детей среды. Применяются следующие типы занятий: 1. сообщения новых знаний и умений; 2. закрепления ранее приобретѐнных знаний; 3. творческого применения знаний и умений; 4. итоговое. Для реализации образовательных задач применяются формы занятий: 1. Занятие игра. 2. Занятие экскурсия. 3. Занятие путешествие. В организации учебного процесса применяются групповые, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы. Программа «Юный эколог» рассчитана на один учебный год (72 часа): из них теоретические занятия составляют 36 часов, практические работы — 36 часов. 2.2. Срок реализации программы – 1 учебный год. 2.3. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (академический час длится в соответствии с СанПиН для дошкольных образовательных организаций). 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты: Обучающиеся должны знать: 1. Основные среды обитания живых организмов, их основные особенности и приспособленность к ним растений, животных и человека; 2. Основные группы живых организмов и их особенности: царство растений, царство грибов, царство животных; 3. Внешнее строение человека и его основные жизненные функции; 4. Рост, развитие и размножение растений, животных и человека; Обучающиеся должны уметь: 1. Определять приспособленность живых существ к условиям обитания; 2. Наблюдать и фиксировать свои наблюдения за ростом и развитием растений; 3. Различать растущие на территории дошкольного учреждения кустарники, деревья, птиц; 4. Составлять простейшие экологические цепочки; 5. Объяснять взаимосвязи между растениями и животными; 6. Определять основные свойства воды, воздуха и почвы; 7. Проводить элементарные опыты, делать выводы. В процессе обучения по предлагаемой дополнительной общеобразовательной программе у каждого ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая ориентация), - регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), - познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем), - коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации). По итогам освоения программы обучающиеся приобретают предметные, личностные и метапредметные результаты. 1. Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного воздействия с природой с точки зрения экологической допустимости. 2. Личностные результаты: -принятие воспитанниками правил здорового образа жизни; - развитие морально – этического сознания; - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3. Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - формирование коммуникативных навыков. 3.2. Способы и формы проверки результатов: Педагогические наблюдения, диагностика. В качестве контрольных заданий, касающихся знаний мира животных, детям предлагаются карты с изображением хозяйственного двора, леса, пейзажа жарких стран, фигурки животных. Дети размещают фигурки на картах в соответствии с местом их проживания. Для проверки знаний о мире растений предлагается рассказать о потребностях конкретных комнатных растений, проводится работа по карточкам по выявлению знаний растений леса, сада. Знания особенностей неживой природы ведутся с использованием природных объектов – песка, камней, воды. Уровень отношения к миру природы определяется в результате беседы с детьми: «Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? за обитателями Уголка природы? Как мы можем помочь зимующим птицам?». II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» № Наименование п.п раздела. 1 2 3 4 5 6 Всего В том числе Формы аттестации/ часов Теоретические Практические контроля занятия работы Вводное занятие 2 1 1 Стартовая диагностика диагностика Среда обитания 12 6 6 Защита проектов живых существ Основные группы 30 15 15 Творческая работа, живых выставка листовок, организмов аппликации Рубежная диагностика Рост, развитие и 26 13 13 Выставка, размножение коллективная живых существ творческая работа Итоговое занятие 2 1 1 Выставка. Диагностика на конец года Итого: 72 36 36 2.2. Учебно тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» № Наименование Всего В том числе п.п раздела /Темы часов Теоретические Практические разделов занятия работы 1 Вводное занятие 2 1 1 диагностика 2 Среда обитания 12 6 6 живых существ 2.1 Понятие о 4 2 2 различных средах обитания, значение Солнца, воды, почвы для живых организмов 2.2 Особенности 4 2 2 наземно – Формы аттестации/ контроля Стартовая диагностика Защита проектов 2.3 воздушной, водной, почвенной сред обитания. Значение почвы, воздуха, воды для растений и животных Основные группы живых организмов 4 2 2 30 15 15 10 4 10 5 2 5 5 2 5 6 3 3 Выставка листовок. Промежуточная диагностика. 26 13 13 14 7 7 Выставка, коллективная творческая работа Коллективная творческая работа 8 4 4 4 2 2 5 Царство растений Царство грибов. Царство животных. Внешнее строение человека и его основные жизненные функции Рост, развитие и размножение живых существ Рост, развитие и размножение растений. Рост и развитие животных. Рост и развитие человека Итоговое занятие 2 1 1 6 Итого: 72 36 36 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 Творческая работа, выставка листовок, аппликации Промежуточная диагностика Выставка листовок Творческая работа Аппликация Коллективная творческая работа Коллективная творческая работа Выставка. Диагностика на конец года 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие. Теория:Ознакомление с планом совместной работы на учебный год. Практика: мини-экскурсия по экологической тропе. Промежуточная диагностика на начало года. 2. Раздел: Среда обитания живых существ. Теория: Понятие о различных средах обитания, значение Солнца, воды, почвы для живых организмов. Особенности наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания. Значение почвы, воздуха, воды для растений и животных. Способность живых организмов чувствовать состояние среды. Растения и животные – барометры. Практика: Изучение свойств земли и еѐ составляющих. Сыпучесть, проницаемость, растворимость, цвет, влажность и др. Знакомство с почвами села. Экскурсия на огород, поле. Опыты по очистке воды, почвы, воздуха от загрязнений. Наблюдения за растениями - барометрами. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Защита групповых проектов «Какая среда обитания лучше» Промежуточная диагностика. 3. Раздел: Основные группы живых организмов. Тема 3.1. Царство растений. Теория: Растение - живой организм. Значение растений на земле. Части растений и их значение. Водоросли. Лишайники. Мох. Папоротник. Сосна. Яблоня. Особенности их строения. Многообразие растений и необходимость их охраны человеком. Редкие растения Бурятии. Растения далеких климатических зон, особенности их приспособления к условиям среды обитания. Сообщества растений. Практика: Составление растений из частей. Целевые экскурсии. Знакомство с местными представителями каждой из групп растений. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Составление альбома растений разных климатических зон. Промежуточная аттестация в середине года: рубежная диагностика. Тема 3.2 Царство грибов. Теория: Строение грибов. Отличия от растений. Грибы съедобные и ядовитые, первая помощь при отравлениях. Сообщества грибов Практика: Дидактическая игра: «В царстве Деда Грибоеда». Рассматривание муляжей грибов. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: лепка грибов. Тема 3.3. Царство животных. Теория: Что представляют собой животные. Основные части тела животных и их значение. Основные группы животных – насекомые, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие своей местности. Характерные признаки внешнего строения. Животные разных климатических зон (арктических пустынь, тундры, тайги, степи, широколиственных лесов, пустынь и т.д.). Сообщества животных. Многообразие животных и необходимость их охраны. Редкие животные Бурятии. Исчезнувшие животные. Причины исчезновения и сокращения численности. Практика: Целевые экскурсии к водоему, на луг, зоопарк. Создание Красной книги редких растений и животных Бурятии. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Составление альбома животных разных климатических зон. Тема 3.4: Внешнее строение человека и его основные жизненные функции. Теория: Человек как часть живого мира. Сходство и различия человека и животных. Как устроено тело человека. Как работает сердце. Элементарные представления о сердце, его работе, профилактика сердечно сосудистых заболеваний. Что мы делаем, когда едим. Элементарные представления о желудочно-кишечном тракте, превращении пищи в нем. Значение зубов, их состояние и уход. Профилактика заболеваний. Как мы дышим. Органы дыхания, их строение и функция. Профилактика заболеваний. Отношение к больному человеку. Микробы и вирусы. Здоровье и болезнь. Личная гигиена. Витамины и здоровый организм. Витамины и полезные продукты. Здоровая пища. Режим дня. На воде, на солнце… Одежда и здоровье. Беседы: «Наши чудесные помощники - руки», «Самая быстрая улитка в мире», «Для чего человеку нос?», «Учимся беречь себя», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Практика: Прослушивание работы сердца с помощью фонендоскопа после нагрузки и без нагрузки. Игры: «Покажи, назови», «Наши умные помощники - органы чувств», «Что и как человек ест», «Накроем на стол», «Вредно - полезно», «Игры на скакалке», «Съедобное - несъедобное». Работа сердца до нагрузки и после (прощупывание пульса). Промежуточная диагностика. 4.Раздел: рост, развитие и размножение живых существ. Тема: 4.1. Рост, развитие и размножение растений. Теория: основные свойства растений как живых существ (дыхание, питание, рост, движение). Строение и назначение органов и частей растений (корень, стебель, лист, цветок, плод). Питание, движение, дыхание, рост, развитие, размножение на примере растений разных экосистем – тундры, леса, степи, пустыни, моря. Характерные признаки внешнего строения в своей среде обитания. Практика: простейшие опыты, доказывающие, что растение – живой организм. Знакомство с растениями разных экосистем. Рассматривание растений различных экосистем. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Работа с раскрасками. Тема: 4.2. Рост и развитие животных. Теория: Как питаются животные. Понятие о травоядных животных и хищниках. Развитие животных. Развитие животных на примере лягушки и кузнечика. Стадии развития животных на примере насекомых, птиц, земноводных, рыб, млекопитающих, обитающих в нашей местности. Потребности организма на разных стадиях развития. Отличия условий обитания в разных местах Земли (в одинаковых средах). Практика: составление пищевых цепочек. Составление схем развития животных. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Составление альбома: «Разнообразие живых существ». Тема: 4.3. Рост и развитие человека. Теория: Этапы роста и развития человека. Почему человек растет? Что необходимо растущему организму. Что значит семья, друзья в жизни каждого человека. Приспособления человека к жизни на Земле. Наличие необходимых условий. Жизнь человека в суровых природных условиях. Практика: Анализ антропометрии (рост и вес). Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Просмотр видеофильма: «Полет человека в космос», «На подводной лодке», «За полярным кругом», «Жизнь в пустыне». Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Рисование своей семьи (психологический тест на комфортность в семье). Промежуточная диагностика. 5. Итоговое занятие: Подведение итогов за учебный год. Инструктаж на лето. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Организация итоговой выставки поделок и рисунков «Мир природы – глазами детей». Награждение активистов. 2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Начало учебного года – 1 сентября Конец учебного года – 30 мая Продолжительность учебного года: Дошкольные группы – 36 недель III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» ориентирована на работу с детьми 5-6 лет, поэтому занятия с обучающимися проводятся в основном в игровой форме. При отборе содержания программы «Юный эколог» учитывались следующие общепедагогические принципы: - научность и доступность: Благодаря этому принципу последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления его усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создаѐт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с еѐ объектами. - системность: Позволяет выделять последовательность развития содержания программы и его усвоения детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее – к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме. - краеведения: Дает возможность изучать природу родного края и формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей среды, осуществляя непосредственную связь теории с практикой. По программе «Юный эколог» можно работать как в дошкольных учреждениях, так и с учащимися начальных классов, что позволяет осуществлять принцип преемственности между дошкольным и школьным обучением. Знания, полученные детьми, значительно расширят их кругозор и облегчат изучение окружающего мира по программному материалу общеобразовательной школы. Теоретическая база программы опирается на законы развития природы, человека и общества в целом. Так, в программе отражены идеи и понятия современного естествознания. На доступном обучающимся уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся и в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Планета Земля представляется как единая экологическая система, существование которой находится в руках всего человечества и каждого в отдельности. В программе соблюдены законы физического, психического и личностного развития детей дошкольного возраста, учитываются особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Содержание программы рассчитано на традиционные для дошкольников виды познавательной деятельности: - наблюдение; - экологическое моделирование; - поисковая деятельность; - опытническая деятельность. Программа предполагает традиционные виды детской деятельности – игру, наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. Изучение многих учебных тем (о сезонных изменениях в живой и неживой природе, основных группах живых организмов и других) проводится совместно с преподавателем изодеятельности, музыкальными работниками, воспитателями. 1. Вводное занятие. Форма проведения: учебное занятие, экскурсия. Методы: ознакомительная беседа, рассказ, инструктаж. Оборудование: схема экологической тропы, материал теста, карандаши. Формой подведения итогов раздела является мини – экскурсия по экологической тропе. Формой аттестации /контроля является тестирование. 2. Среда обитания живых существ. Форма проведения: Обзорная беседа, практическая работа. Методы: Проблемная и обобщающая беседа, рассказ, демонстрация, составление описательных рассказов, дидактические игры, практическая работа. Оборудование: одноразовые стаканчики, вода, палочки деревянные для опытов по изучению свойств почвы, воды, воздуха и их чистоты. Форма подведения итогов: выставка листовок. Формой подведения итогов раздела 2. Среда обитания живых существ является защита групповых проектов «Какая среда обитания лучше». Формой аттестации /контроля в разделе 2. Среда обитания является защита групповых проектов «Какая среда обитания лучше». 3. Основные группы живых организмов. Занятия по темам раздела проводятся в следующих формах: учебное занятие, практическая работа, экскурсия. Методы: ознакомительная и обобщающая беседы, рассказ, практическая работа, наблюдение, подвижные игры. Оборудование: альбомы, дидактические игры, картинки животных для создания «Красной книги своей местности». Форма подведения итогов: творческая работа, выставка листовок, промежуточная диагностика. Формой подведения итогов темы 3.1. Царство растений является составление альбома растений разных климатических зон. Формой аттестации /контроля в теме 3.1. Царство растений Выставка листовок, составление Красной книги своей местности. Формой подведения итогов темы 3.2. Царство грибов является творческая работа. Формой аттестации /контроля в теме3.2. Царство грибов является творческая работа Формой подведения итогов темы 3.3. Царство животных является составление альбома животных разных климатических зон. Формой аттестации /контроля темы 3.3. Царство животных является аппликация. Формой подведения итогов темы 3.4. Внешнее строение человека и его основные жизненные функции является выставка листовок Формой аттестации /контроля темы 3.4. Внешнее строение человека и его основные жизненные функции является промежуточная диагностика в середине года. 4.Рост, развитие и размножение живых существ. Форма проведения: Учебное занятие, практическая деятельность, игра. Методы: ознакомительная и проблемная беседа, демонстрация, объяснение, практическая деятельность, изобразительная деятельность, опыты. Оборудование: комнатные растения, оборудование для измерения роста и веса. Форма подведения итогов: Коллективная творческая работа, выставка листовок Формой подведения итогов темы 4.1. Рост, развитие и размножение растений является коллективная творческая работа Формой подведения итогов темы 4.2. Рост и развитие животных является коллективная творческая работа Формой подведения итогов темы 4.3. Рост и развитие человека является индивидуальная творческая работа 5.Итоговое занятие. Форма проведения: беседа, выставка, аттестация по итогам года Формой аттестации /контроля темы 5 Итоговое занятие является диагностика по итогам года. 3.2. Условия реализации программы 1. Проходят в оборудованном помещении. 2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей. 3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем. 4. Изготовление атрибутов к разным видам игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки. 5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей (репертуар в соответствии с разработанными темами). 6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр. 7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками. В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться. Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной программы детей, являются: • фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка); • занятия-инсценировки; • игры; • интегрированные двигательно-познавательные занятия; • занятия путешествия; • экспериментальная деятельность • творческая мастерская • создание коллекций • исследовательская деятельность • презентации 3.3.Список литературы 1. Конституция РФ. - М.: 2000. 2. Декларация прав человека. 3. Конвенция о правах ребенка. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06- 1844). 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 Г. N 1008 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 7. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарноэпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03. 8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2004 9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Комплексно тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2018 10. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных знаний и представлений в разных возрастных группах. М: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2012 11. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2017 12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение 1986 13. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2013 14. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно – методическое пособие. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2010 15. Шорыгина Т.В. Беседы о природных явлениях и объектах. Творческий центр Москва 2010 Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей: 1. Дубравный Е. Птицеслов Пернатая азбука для любознательных. Стихи. Белгород 2010 2. Красная книга России – М.: Эксмо, 2014 3. Плешаков А.А Атлас – определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение, 2013 4. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2013 5. Плешаков А.А. Зелѐные страницы. - М.: Просвещение, 2013 6. Расскажите детям о грибах. Карточки для детей в детском саду и дома. Мозаика Синтез 2011 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)