Школа командиров

03

Н

10.

2014

ОГРН 102030

090

34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

1

ОГРН 10

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

034

31

20

ОГРН 10203009

41

70

00 Т
90
014

03

42

41

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

2030
09

08

903

0.2

ИН

*
*
014

О

0.2

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

ОГРН 1020300

.1

)

014

20

О

0.2

Р
ВО 131
34

23

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

Пояснительная записка.
1.Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа военнопатриотического клуба «Гюйс» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Конвенция о правах ребенка;
 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 года № 678-р;
 Постановлении Главного санитарного врача от 04.07. 2014 г. №41 № Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-4 (с изменениями на 27 октября 2020 г)
« Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных учреждений
дополнительного образования детей»;
 Приказ министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 № «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы) (
Приложение к письму Депортамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России
от 18. 11. 2015 г. № 09-3242;
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан –Удэ;
 Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан –Удэ.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа военнопатриотического клуба «Гюйс» «Школа командиров» реализуется в соответствии с
социально - педагогической направленностью образования. Рассматривается как
теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их
подготовки к этому взаимодействию. Комплексная образовательная программа
военно-патриотического клуба «Гюйс» состоит из подпрограмм определяющих ее
предметно-тематическое содержание: история армии и флота, военное дело,
международное гуманитарное право, строевая подготовка, оружие, краеведение.
1.2.Актуальность программы. В современных социально-экономических условиях
существует необходимость
формирования у подрастающего поколения
высоконравственных, морально-психологических
и этических качеств, среди
которых огромная роль принадлежит воспитанию чувства патриотизма,
гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
1.3.Отличительные особенности программы.
Данная программа является
комплексной, общеразвивающей, модифицированной, модульной. Программа
2

составлена на основе 27 - летнего опыта работы в военно-патриотическом клубе и 40
- педагогического опыта. Военно-патриотический клуб (ВПК) «Гюйс» был создан в
1986 году, в программе использован опыт предыдущих лет. Комплексность,
интегративность программы клуба «Гюйс» (история армии и флота, военное дело и
т.д.) позволяет успешно решать поставленные задачи, воспитывать уважение к
военному делу, любовь к родному краю, готовить юношей к службе в Вооруженных
Силах страны, профориентации.
1.4. Педагогическая целесообразность. Программа направлена на осуществление
физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди подростков, на
укрепление их здоровья и всестороннее развитие, на утверждение здорового образа
жизни, воспитание физических, морально – этических и волевых качеств, создание
предпосылок готовности к службе в рядах Российской армии.
Деятельность военно-патриотического клуба «Гюйс» строится на следующих
принципах:
 Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания.
Педагоги помогают воспитанникам осуществить право самому выбирать сферу
для самореализации, саморазвития и самоутверждения с учетом внутреннего
развития каждой отдельной личности.
 Принцип целостности педагогического процесса. Педагоги не могут допускать
бессистемности, прерывности педагогического процесса. Брешь заполняют другие
«процессы».
 Принцип демократизации воспитательной системы. Одинаковое соблюдение
законов и правил педагогами и воспитанниками.
Новизна: - В программе используется методология системно-деятельностного
аксиологического подхода;
-Воспитательные задачи являются приоритетными, они реализуются через процесс
обучения и воспитания;
-Внедрение альтернативных учебно-воспитательных технологий для достижения
результатов: модульно-развивающих, интегрированного обучения, индивидуальноориентированных, сотрудничества, информационно-коммуникационных, проектной
деятельности и др.
1.5. Цель программы формирование и развитие личности, обладающей
качествами гражданина – патриота Родины, уважающего культурные, исторические
традиции России; подготовка к военной службе.
1.6. Задачи:

формировать у детей и подростков стремления к развитию духовного,
интеллектуального, физического потенциала;

воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, любви к малой и
большой Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа,
традициям российской армии и флота;

активизировать творческую деятельность детей, формировать нравственные
ценностные ориентиры;
3


формировать профессионально - значимые качества, готовность к службе в
Вооруженных Силах России;

развивать опыт безопасного поведения в городе, социуме, в зонах катастроф и
стихийных бедствий в природе;

пропагандировать здоровый образ жизни, отвлекать детей от пагубного
влияния улицы;

социальная адаптация.
1.7. Возраст учащихся
Военно-патриотический клуб «Гюйс» является
добровольным объединением детей и подростков в возрасте от 9 до 15 лет.
Рассчитан на школьников 4-9 классов. Состав учащихся постоянный. Группывзвода делятся по возрасту, году обучения. 1 год-15 человек, 2 и 3 года -12 человек.
Набор проходит на общих основаниях, при наличии медицинской справки.
1.8. Формы занятий.
Аудиторные и внеаудиторные занятия. Занятия - коллективные, по группам,
индивидуально.
 Познавательные и тематические игры;
 индивидуальная подготовка информации;
викторины на любознательность и эрудицию,
 обучать работать со специальными пособиями, документами;
 просмотр слайдов и видеопрограмм по темам;
 встречи со специалистами;
 встречи с интересными людьми;
 ролевые игры;
 экскурсии (познавательные и развивающие).
2. Объем программы:
2.1. Объем программы. Количество часов на весь период обучения необходимое
для освоения программы: для достижения цели и ожидаемых результатов за 3 года 576 часов. 1 год обучения 144 часа, 2,3 года обучения – по 216 часов.
2.2. Срок реализации программы. Реализация данной программы рассчитана на 3
года обучения.
2.3. Режим занятий. Для реализации системной образовательной деятельности
по 2 часа 2 раза в неделю 1 год обучения, по 2 часа 3 раза в неделю 2 и 3 года
обучения.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты. Пройдя полный курс обучения по программе
обучаемый получит:
 компетенции по изучаемому комплексу дисциплин;
 на основе приобретенных знаний и практических навыков у обучаемого
появляется профессиональный интерес необходимый для воинской службы, он
сможет осознанно выбрать специальность для прохождения срочной службы или
4

специальность для последующего обучения в учебных заведениях министерства
обороны;
 компетенции, которые в дальнейшем он сможет применить (умение наладить
контакт, раскрыть свои творческие возможности);
 приобретенные знания и умения использовать в практической деятельности и
повседневной жизни.
В процессе целенаправленной деятельности педагога военно-патриотического
клуба «Гюйс» предполагается воспитание:
- гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных
интересов страны;
- человека, владеющего широким спектром знаний, необходимых для здорового
образа жизни и преуспевания, как в социуме, так и в экстремальных условиях;
- человека, обладающего развитым интеллектом, вариативным и рациональным
мышлением;
- человека, считающего физическую активность нормой жизни и способного
передавать свои знания другим;
- человека, социально активного, строящего свои взаимоотношения с людьми на
принципах равноправия, понимания, терпимости;
человека,
имеющего
устойчивую
мотивацию
к
саморазвитию,
самосовершенствованию, личностному и профессиональному самоопределению.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Результативность обучения проверяется в разных формах, занятия проводятся в
форме индивидуального опроса (по карточкам) или эстафетного (экспресс-опрос),
также результат проверяется путем проведения ролевых игр, соревнований (личных
или командных), учебно-исследовательских конференций. Результаты фиксируются
в курсантской книжке и учитываются при присвоении очередного звания.
(Приложение № 1).
Проводится предметная диагностика, исследуются метапредметные и личностные
результаты. Метапредметная диагностика включают в себя: познавательные,
коммуникативные, регулятивные результаты.
Диагностики результативности в военно-патриотическом клубе включает в себя
два взаимодополняющих аспекта:

Общее диагностирование обучающегося.

Специальное диагностирование по выявлению компетенций обучающегося в
клубе «Гюйс».
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№

Всег Теор
о
ия
часо
в

Наименование разделов и тем

5

Прак
тика

Форма
контроля

1.

Раздел 1. Вводные занятия.

12

1.1

Тема 1.Задачи и содержание работы клуба
( мультимедмапрезентация)

2

1.2

Тема 2. Клуб «Гюйс», его история, структура и
формы организации работы.

1

1.3

Тема 3. История ГДДЮТ.

2

1.4

Тема 4. Традиции клуба «Гюйс».

1

1

деловая
игра

1.5

Тема 5. Твоя дорога во Дворец (правила
дорожного движения)

1

1

деловая
игра

1.6

Тема 6. Техника безопасности

1

Раздел 2. История армии и флота

наблюден
ие
1

устный
опрос
устный
опрос

1

устный
опрос

40

2.1

Тема 1. Военная история

1

1

викторин
а

2.2

Тема 2 Дни воинской Славы (победные дни)
России
Тема 3 Дни воинской славы в летнее время
– День победы русской армии в Полтавском
сражении(– День первой в российской истории
морской победы у мыса Гангут - День разгрома
советскими войсками немецко- войск
фашистских в Курской битве
Тема 4– День Бородинского сражения (8
сентября 1812 год)

1

1

тест

2

1

деловая
игра

2

1

ролевая
игра

Тема 5– День победы Руссой эскадры под
командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой
эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 гою)
Тема 6– День победы русских полков во главе с
великим князем Дмитрием Донским над
монголо-татарскими войсками в Куликовской
битве
(21 сентября 1380 год)
Тема 7– День освобождения Москвы силами
народного ополчения руководством под К.
Минина и Д.Пожарского от польских
интервентов (4 ноября 1612 год)
Тема 8– День победы русской эскадры под
командованием П.С. Нахимова над турецкой

2

1

конкурс
рефератов

1

1

блицответ

2

1

устные
сообщени
я

2

1

викторин
а

2.3

2.4
2.5

2.6

2.7

2.8

6

эскадрой у мыса Синоп (1 декабря 1853 год)
2.9

Тема 9 – День начала контрнаступления
советских войск против немецко-фашистских
войск в битве под Москвой (5 декабря 1941 год)

2

1

устные
сообщени
я

2.1
0

Тема 10– День взятия турецкой крепости Измаил
русскими войсками под командованием А.В.
Суворова (24декабря 1790 год)
Тема 11– День снятия блокады города
Ленинграда
(27 января 1944 год)
Тема 12 - День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве
(2 февраля 1943 год)
Тема 13 – День победы Красной армии над
кайзеровскими войсками Германии – День
защитников Отечества (23 февраля 1918 год)

2

1

ролевая
игра

1

1

конкурс

1

1

тест

2

1

эстафета

Тема 14- - День победы русских воинов князя
Александра Невского над немецкими рыцарями
на Чудском озере (Ледовое побоище, год 18
апреля 1242)
Тема 15- День победы советского народа в
Великой Отечественной войне (9 мая 1945г)

2

1

викторин
а

2

1

устные
сообщени
я

2.1
1

2.1
2

2.1
3
2.1
4
2.
15

Раздел 3. Военное дело

32

3.1

Тема 1. Основы обороны государства

2

3.2

Тема 2. Назначение ВС РФ

1

1

устный
опрос

3.3

Тема 3. Состав ВС РФ.

2

1

устный
опрос

3.4

Тема 4. Основные полномочия Президента РФ,
как главнокомандующего ВС РФ

2

1

блицответ

3.5

2

1

карточки

3.6

Тема 5. Воинские звания по составам
военнослужащих.
Тема 6. Эмблемы ВС РФ

2

1

карточки

3.7

Тема 7. Государственная и военная символика.

2

1

устные
сообщени
я

3.8

Тема 8. Основные государственные символы.

2

1

конкурс

3.9

Тема 9 Основные военные символы РФ.

2

1

устный
опрос

7

тест

3.1
0

Тема 10 Символика Бурятии

2

1

блицответ

3.1
1

Тема 11 Государственный флаг, герб, гимн РФ,
РБ.

2

1

устные
сообщени
я

3.1
2

Тема 12 Представление знамени клуба
«Гюйс».

-

1

устный
опрос

Раздел 4. Оружие

12

4.1

Тема 1 Краткая история развития вооружения.

1

1

устные
сообщени
я

4.2

Тема 2 Роль Российских конструкторов в
создании первоклассных образцов вооружения.

1

1

блицответ

4.3

Тема 3 Меры безопасности при обращении с
оружием.

2

устный
опрос

4.4

2

тест

4.5

Тема 4 Назначение, боевые свойства автоматов
АКМ, АК-74.
Тема 5 Устройство автоматов.

4.6

Тема 6 Разборка и сборка оружия

2

5.1

Раздел 5. Строевая подготовка

1

1

устные
сообщени
я
самоконт
роль

28

Тема 1. Строевой смотр на месте,

1

2

устные
сообщени
я

5.2

Тема 2 Построение в 2 шеренги, расчет по
порядку в отделениях

-

3

взаимный
контроль

5.3

Тема 3. Доклад командира о готовности к смотру,

-

2

самоконт
роль

5.4

Тема 4. Ответ на приветствия, ответ на
поздравления, выполнение команд.

-

2

взаимный
контроль

5.5

Тема 5. Команды: Равняйся! Смирно! Вольно!
Заправиться! Разойдись! Построение в 1 шеренгу

-

3

самоконт
роль

5.6

Тема 6. Одиночная строевая подготовка

-

3

самоконт
роль

55.
7

Тема 7. Выход из строя, подход начальнику,
повороты на месте, движения строевым шагом.

-

3

взаимный
контроль

8

55.
8

Тема 8. Расчет на 1-2, из одной в 2 шеренги и
обратно, поворот на месте.

-

3

самоконт
роль

5.9

Тема 9. Размыкание и смыкание строя.

-

3

самоконт
роль

5.1
0

Тема 10. Отдание воинского приветствия
начальника справа и слева.

2

взаимный
контроль

1

Раздел 6. Краеведение

20
устный
опрос

6.1

Тема 1. Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ.

2

6.2

Тема 2. Бурятия на карте России, мира

2

1

блицответ

6.3

Тема 3. Изучение природы родного края.

2

1

устные
сообщени
я

6.4

Тема 4. «От седой старины …до наших дней».

2

1

конкурс

6.5

Тема 5. Военная история края

2

1

блицответ

6.6

Тема 6.Бурятия – восточная граница России.

2

1

устный
опрос

6.7

Тема 7. Забайкальский военный округ

2

1

устные
сообщени
я

Итог.

Итог

144
час.

92

52

час.
час.

Учебно-тематический план. 2 год обучения
№

1.

1.1

1.2

Всег
о
часо
в

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Вводные занятия.

Теори
я

Прак
тика

Форма
контроля

12

Тема 1. Задачи и цели клуба на новый учебный
год
( мультимедмапрезентация)
Тема 2. Клуб «Гюйс», его история, структура и
формы организации работы.
9

наблюден
ие

2
1

Устный

1

опрос
устный
опрос

1.3

Тема 3. Я пишу историю клуба «Гюйс».

2

1.4

Тема 4.

1

1.5

Тема 5. Твоя дорога во Дворец (правила
дорожного движения) Техника безопасности

1.6

Традиции клуба «Гюйс». Я инструктор.

Деловая
игра

1

Деловая
игра

1

устный
опрос

1

Тема 6. Тесты по направлениям

1

Раздел 2. История армии и флота

1

72

2.1

Тема 1. Военная история

1

1

викторин
а

2.2

Тема 2 Великие сражения. Полководцы. Дни
воинской Славы (победные дни) России

1

1

тест

2.3

Тема 3 Петр 1 – российский флот и армия.
Отечественные войны.

2

1

Деловая
игра

2.4

Тема 4– Отечественная война 1812 года

2

1

Ролевая
игра

2.5

Тема 5– Отечественная война 1812 года. 41
Селенгинский полк

2

1

блицответ

2.6

Тема 6- Ф.Ф. Ушакова флотоводец. Статуты
медали и ордена

2

1

Конкурс
рефератов

2.7

Тема 7– П.С. Нахимов в истории сражений на
море

1

1

Блицответ

2.8

Тема 8– День народного единства -День
освобождения Москвы силами народного
ополчения руководством под К. Минина и
Д.Пожарского от польских
интервентов (4
ноября 1612 год) Тема 9 – Значение победы Дмитрия Донского
над монголо-татарскими войсками в
Куликовской битве
День победы русской
эскадры под командованием П.С. Нахимова над
турецкой эскадрой у мыса Синоп (1 декабря
1853 год)
Тема 10– 2 битвы Александра Невского Статуты
медали и ордена

2

1

устные
сообщени
я

2

1

викторин
а

2.9

2.1
0

10

2

1

устные
сообщени
я

2.1
1

Тема 11– 60 побед А.В. Суворова Статуты
медали и ордена

2

1

Ролевая
игра

2.1
2

Тема 12 – День победы Красной армии над
кайзеровскими войсками Германии – День
защитников Отечества (23 февраля 1918 год)

1

1

эстафета

Тема 13 – Великая Отечественная война.
Основные этапы и сражения

1

1

викторин
а

2

1

2.1
4

Тема 14- День начала контрнаступления
советских войск против немецко-фашистских
войск в битве под Москвой

блицответ

2.
15

Тема 15- - День снятия блокады города
Ленинграда (27 января 1944 год)

2

1

устные
сообщения

2.
16

2

1

блицопрос

2.
17

Тема 16 - День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве
Тема 17 - День победы советского народа в
Великой Отечественной войне

2

1

конкурс

2.1
8

Тема 18 – Великой Отечественной войне
твоей семье

2

1

устные
сообщения

2.1
9

Тема 19 – Бурятия в Великой Отечественной
войне

2

1

конкурс

2.2
0

Тема 20 - Улицы героев Советского Союза в Улан
- Удэ

2

1

блицответ

2.2
1

Тема 21 – Памятники Великой Отечественной
войне в Улан - Удэ

2

1

конкурс

2.2
2

Тема 22 - ИВ Балдынов. Биография

2

1

устные
сообщения

2.2
3

Тема 23 Продолжая традиции ИВ Балдынов

2

1

конкурс

2.2
4

Тема 24 ИВ Балдынов экскурсии

2

2.1
3

в

Раздел 3. Военное дело

1

сообщени
я ученика

60

3.1

Тема 1 Угрозы военной безопасности России

2

3.2

Тема 2 Важность и необходимость вооруженной
защиты РФ.

2

3.3

Тема 3. Государственная и военная символика.
История и современность.

2

11

1

тест
устный
опрос

1

устный
опрос

3.4

Тема 4. Основные государственные символы РФ,
РБ. История и современность

2

1

блицответ

3.5

Тема 5.Основные военные символы РФ.
Воинские ритуалы по отношению к
государственным символам.
Тема 6 Знамя ВС РФ. Знамя Победы. Символ
Знамени Победы. Боевое Знамя в\ч (корабля)

2

1

конкурс

2

1

устные
сообщения

3.7

Тема. 7 Эмблемы ВС РФ. Рода и виды войск в
Бурятии

2

1

сообщени
я ученика

3.8

Тема. 8 Воинские звания по составам
военнослужащих 1942 – 43 гг

2

1

взаимный
контроль

3.9

Тема.9 Вооруженные силы РФ традиции и др.

2

1

устные
сообщения

3.1
0

Тема 10 Назначение ВС РФ Состав ВС РФ. Виды
и рода

2

1

блицответ

3.1
1

Тема 11 Сухопутные войска – отдельный вид
войск

2

1

конкурс

3.1
2

Тема 12 ВМФ - отдельный вид войск

2

1

карточки

3.1
3

Тема 13 ВВС - отдельный вид войск

2

1

карточки

3.1
4

Тема 14 РВСН - отдельный род войск

2

1

устные
сообщения

3.1
5

Тема 15 Космические войска - отдельный род
войск.

2

1

блицответ

3.1
6

Тема 16 Воздушно-десантные войска - отдельный
род войск.

2

1

сообщени
я ученика

3.1
7

Тема 17 Общевоинские уставы: назначение и
краткое содержание общевоинских уставов.

2

1

устные
сообщения

3.

Тема 18 Общевоинские уставы: права и
обязанности военннослужащих, старшие и
младшие, начальники и подчиненные,
сущности воинской дисциплины.

2

1

конкурс

3.1
9

Тема19 Воинская обязанность и военная служба

2

1

Устный
опрос

3.2
0

Тема 20 Воинские коллективы.

3.6

18

граждан (подготовка и прохождение службы по
призыву и контракту)

взаимный
контроль

Раздел 4. Оружие

24

12

4.1

Тема 1 Материальная часть автомата
Калашникова

2

1

устные
сообщения

4.2

Тема 2 Тактико-техническая характеристика
автомата

2

2

сообщени
я ученика

4.3

Тема 3 Назначение, название, устройство и
работа частей и механизмов автомата.

3

3

тест

Т4.4

Тема 4 Назначение и порядок неполной разборки

3

3

сообщени
я ученика

2

3

устные
сообщения

1

2

устные
сообщения

-

3

самоконт
роль

и сбо

сборки автомата Калашникова

4.5

Тема 5 Снаряжения магазина и нормативы по
их выполнению.

5.1

Раздел 5. Строевая подготовка

32

Тема 1. Строевой смотр на месте. Действия в
составе отряда (отделения) на месте

5.2

Тема 2 Построение в 2 шеренги, расчет по порядку
в отделениях. Построение по отделениям в 2 шеренги,
доклад командиров отделений командиру отряда,
командира отряда о готовности

5.3

Тема 3. Построение (в колонну по три (по два)

-

2

взаимный
контроль

5.4

Тема 4 Движение строевым шагом

-

2

самоконт
роль

5.5

Тема 5 Движение строевым шагом изменение

-

3

взаимный
контроль

направления движения

5.6

Тема 6 Повороты в движении

-

3

взаимный
контроль

55.
7

Тема 7 В движении перестроение из колонны по три

-

3

самоконт
роль

55.
8

Тема 8 Движение в полшага

-

3

взаимный
контроль

5.9

Тема 9 Размыкание и смыкание строя.

-

3

взаимный
контроль

5.1
0

Тема 10 Отдание воинского приветствия в строю,

1

2

самоконт
роль

2

-

сообщени
я ученика

(по два) в колонну по одному, по два и обратно

ответ на приветствие, остановка отряда (отделения) по
команде «Стой».

Раздел 6. Краеведение
6.1

18

Тема 1 . Бурятия пограничная территория

13

6.2

Тема 2 Улан-Удэ - от острога до наших дней

1

1

устные
сообщения

6.3

Тема 3 История города в памятниках.

1

1

блицответ

6.4

Тема 4 Посещение музеев, встречи с
интересными людьми-земляками

1

1

конкурс

6.5

Тема 5 Забайкальский военный округ – кадры.

1

1

сообщени
я ученика

6.6

Тема 6 Забайкальский военный округ,
инфраструктура

1

1

6.7

Тема 7 Забайкальский военный округ - техника

1

1

устные
сообщения

6.8

Тема 8 Воинские части Улан - Удэ

1

1

блицответ

6.9

Тема 9 Посещение воинских частей, встречи с
военными. Знакомство с военной техникой.

-

2

наблюден
ие

123 ч

93 ч

Итог.
Итого:

216

Учебно-тематический план . 3-ый год обучения
№

1.

1.1

1.2

Всег
о
часо
в

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Вводные занятия.

Теори
я

Прак
тика

Форма
контроля

12

Тема 1. Задачи и цели клуба на новый учебный
год
( мультимедмапрезентация)

наблюден
ие

2

Тема 2. Я пишу историю клуба «Гюйс».

1
1

устный
опрос

1.3

Тема 3. Традиции клуба «Гюйс». Я инструктор

2

1.4

Тема 4.

Техника безопасности

1

1

Деловая
игра

1.5

Тема 5. Тесты по направлениям

1

1

Деловая
игра

14

устный
опрос

Раздел 2. История армии и флота

72

2.1

Тема 1. Вводные занятия. Великие сражения.
Полководцы

1

1

викторин
а

2.2

Тема 2 Армия и флот во время Великой
Отечественной войны.

1

1

тест

2.3

Тема 3 Ордена и медали великой Отечественной
войны. Начало Великой Отечественной войны.

2

1

Деловая
игра

2.4

Тема 4– найти соответствие между 10
предложенными изображениями наград и их
статусами.

2

1

Ролевая
игра

2.5

Тема 5– Воинские звания и знаки различия
периода Великой Отечественной войны.
Тема 6– найти соответствие между 10
предложенными изображениями знаков различия
личного состава Красной Армии периода 1939 1942 гг.
Тема 7– – найти соответствие между 10
изображениями знаков различия Красной
(Советской) Армии 1942 - 1945 гг. и определить
воинские звания
Тема 8– Города - герои Великой Отечественной
войны и памятные места героического прошлого
России.

2

1

карточки

2

1

Конкурс
рефератов

1

1

Блицответ

2

1

устные
сообщени
я

Тема 9 – Фотографии (открытки) с
мемориалами, памятными местами и символами
городов - героев.
Определение городов –
героев по памятным местам и символам.
Тема 10– Ученые и конструкторы оружия
победы. Изобретения Ильюшина, Поликарпова,
Кошкина, и др.

2

1

викторин
а

2

1

устные
сообщени
я

2.1
1

Тема 11– Военная техника и вооружение
Великой Отечественной войны.

2

1

Ролевая
игра

2.1
2

Тема 12 - Истории создания и конструкторы
оружия

1

1

эстафета

Тема 13 – Изучение военной техники по макетам,
фотоизображениям

1

1

викторин
а

Тема 14- 10 фотографий (видеокадров) с
изображениями образцов военной техники или
вооружения Указать правильное название
образца, его назначение и основные

2

1

блицответ

2.6

2.7

2.8

2.9

2.1
0

2.1
3
2.1
4

15

характеристики.
2

1

устные
сообщения

2.
16

Тема 15- Полководцы и герои Великой
Отечественной войны К.Г. Жуков, И.Х Багромян,
А.М.Василевский, Р.Я Малиновский
К.К.Рокоссовский и др.,
Тема 16 10 полководцев и героев Великой
Отечественной войны.

2

1

блицопрос

2.
17

Тема 17. Подвиги Гастелло, Зои
Космодемьянской и др. Подвиг в твоей семье.

2

1

конкурс

2.1
8

Тема 18 Основные битвы Великой Отечественной
войны (1941 -1945 гг.). Второй мировой войны.
Смоленское сражение. Московская битва.
Оборона Ленинграда. Курская битва.
Сталинградская битва и др.
Тема 19. Оборона Одессы. Оборона Севастополя.
Краснознаменный Балтийский флот.
Черноморский флот Северный флот. Подводные
лодки североморцев. Война с Японией.
Тема 20 Победа советского народа в Великой
Отечественной войне
(9 мая 945 год)

2

1

устные
сообщения

2

1

конкурс

2

1

блицответ

2.2
1

Тема 21 Истрия армии и флота до наших дней

2

1

устные
сообщения

2.2
2

Тема 22 История родов войск ВМФ. Подводные
силы. Надводные силы. Морская авиация.

2

1

конкурс

2.2
3

Тема 23 Черноморский флот. Тихоокеанский
флот. Северный флот. Балтийский флот.

2

1

сообщени
я ученика

2.2
4

Тема 25. «Военные биография моей семье».

2

2.
15

2.1
9

2.2
0

Раздел 3. Военное дело

1

конкурс

60

3.1

Тема 1 Основы обороны государства Основные
полномочия Президента РФ, как
главнокомандующего ВС РФ

2

тест

3.2

Тема 2 Государственная и военная символика.
РФ, РБ. История, ритуалы

2

устный
опрос

3.3

Тема 3. Назначение ВС РФ Министр обороны РФ

2

1

Устный
опрос

3.4

2

1

конкурс

3.5

Тема 4 Состав ВС РФ. Воинские звания по
составам военнослужащих. Эмблемы ВС РФ
Тема 5 Структура сухопутных войск

2

1

устные
сообщения

3.6

Тема 6 Структура ВМФ

2

1

сообщени

16

я ученика
3.7

Тема 7 Структура ВВС

2

1

взаимный
контроль

3.8

Тема 8 Структура РВСН

2

1

устные
сообщения

3.9

Тема 9 Правовые основы воинской службы

2

1

блицответ

3.1
0

Тема 10 Роль Уставов Вооруженных сил РФ в
армейской жизни

2

1

конкурс

3.1
1

Тема 11 Виды подготовки к военной службе

2

1

карточки

3.1
2

Тема 12 Правовые нормы о о положении
военнослужащего

2

1

тест

3.1
3

Тема 13 Что должен знать допризывник о своих
правах

2

1

карточки

3.1
4

Тема 14 Определения понятия «Воинская
дисциплина»

2

1

устные
сообщения

3.1
5

Тема 15 Указ о призыве и увольнении граждан с
военной служб

2

1

блицответ

3.1
6

Тема 16 Формы поощрений предусмотрены
дисциплинарным Уставом ВС РФ

2

1

сообщени
я ученика

3.1
7

Тема 17 К решению задач обороны с
применением средств вооруженной борьбы

2

1

устные
сообщения

3.1 Тема 18 Воинские коллективы. Морально –
8 психологические основы военной службы

2

1

конкурс

3.1
9

Тема 19 Какие документы оформляют при
поступлении в военно-учебные заведения

3.2
0

Тема 20 Военные части Бурятии
Раздел 4. Международное гуманитарное право -

Устный
опрос

24

4.1

Тема 1 Сущность, отрасль, источники МГП

1

1

устные
сообщения

4.2

Тема 2 Вооруженные конфликты История и
современность. Словарик

1

1

сообщени
я ученика

2

1

тест

2

1

сообщени

4.3
4.4

Тема 3 Основные конвенции, пакты, протоколы
МГП. Женевская конвенция 1864
Тема 4 Международный Комитет Красного
17

Креста.

я ученика

4.5

Тема 5. Национальные общества Красного
Креста и Красного полумесяца.

1

1

устные
сообщения

4.6

Тема 6 Международная Федерация обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца

2

1

блицответ

4.7

Тема 7 Эмблема красного креста или красного
полумесяца.

1

1

конкурс

4.8

Тема 8 Международная отличительная эмблема
Международный отличительный знак
гражданской обороны

1

1

устные
сообщения

4.9

Тема 9 Международный отличительный знак
культурных ценностей Международный
специальный знак особо опасных объектов

1

1

тест

4.1
0

Тема 10 Международный знак обозначения
минных полей и районов Знак обозначения
санитарных и безопасных зон (местностей)

2

1

сообщени
я ученика

1

2

взаимный
контроль

Раздел 5. Строевая подготовка

32

5.1

Тема 1 Строевой смотр на месте.

5.2

Тема 2 Строевой смотр в движении

3

самоконт
роль

5.3

Тема 3 Торжественные построения .

2

взаимный
контроль

5.4

Тема 4 Торжественное прохождение в составе
отряда (отделения)

2

взаимный
контроль

5.5

Тема 5 Торжественное прохождение
торжественным маршем

3

самоконт
роль

5.6

Тема 6 Торжественное прохождение с песней

3

взаимный
контроль

55.
7

Тема 7 Торжественное прохождение
торжественным маршем с песней дисциплина
строя, внешний вид действия командира

3

взаимный
контроль

3

самоконт
роль

3

взаимный
контроль

2

самоконт
роль

55. Тема 8 Работа со знаменем. Вынос знамени
8
5.9

Тема 9 Работа со знаменем. Смена почетного
караула

5.1
0

Тема 10 Одиночная строевая подготовка Выход из
строя, подход начальнику, повороты на месте,
движения строевым шагом, повороты в движение
Отдание воинского приветствия начальника справа и
18

1

слева, возвращение в строй.

Раздел 6. Краеведение

18

6.1

Тема 1 Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ. Бурятия
– восточная граница России.

2

блицответ

6.2

Тема 2 Бурятия на карте России, мира

2

1

устный
опрос

6.3

Тема 3 Военная история края, города.

2

1

устный
опрос

6.4

Тема 4 История забайкальского казачества в
контексте организации защиты восточных
рубежей России на протяжении трех веков.

2

1

блицответ

6.5

Тема5 История Бурятии в ВОВ

2

1

устные
сообщения

6.6

Тема 6 История ВОВ на площадях и улицах

2

1

конкурс

6.7

Тема 7 Памятник погибшим в госпиталях г Улан

2

1

блицответ

–
Удэ
Тема 8 Посещение воинских частей, встречи с
военными. Знакомство с военной техникой.

6.8
Итог.

Итого:

самоконт
роль

1
216

123 ч

93 ч

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Задачи и содержание программы. Клуб «Гюйс», его история, структура и формы
организации работы, традиции. История ГДДЮТ. «Твоя дорога во Дворец». (
Правила дорожного движения).
Практические занятия. Экскурсия по Дворцу.
фотоматериалов по истории клуба, технике безопасности.

Просмотр

видео-

и

Раздел 2. История армии и флота
Значение изучения курсантами истории и воинских традиций. Крупные
сражения Российской армии и флота. Дни воинской славы России. Развитие
военного искусства. Полководцы, их место в историческом процессе.
Практические занятия. Дни воинской славы России в клубе написание рефератов,
составление сообщений, кроссвордов.
19

Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ.
Состав ВС РФ. Основные полномочия Президента РФ, как главнокомандующего ВС
РФ. Воинские звания по составам военнослужащих.
Основные государственные символы. Основные военные символы РФ.
Государственный флаг, герб, гимн РФ, РБ. Представление знамени клуба « Гюйс».
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Составление схем
– состав ВМФ, карточек по воинским званиям. Встречи с военными,
представителями военкоматов. Государственная и военная символика (история и
современность).
Раздел 4. Оружие
История развития
вооружения. Российские конструкторы оружия. Меры
безопасности. Материальная часть автомата Калашникова: изучение истории
создания автомата Калашникова. Тактико-техническая характеристика автомата.
Назначение, название, устройство и работа частей и механизмов автомата. Виды и
устройство патронов к АК.
Практические занятия. Порядок чистки, смазки и организации хранения и
сбережения автомата Калашникова Назначение и порядок неполной разборки и
сборки автомата Калашникова, снаряжения магазина и нормативы по их выполнению.
Раздел 5. Строевая подготовка
Значение строевой подготовки.
Практические занятия. Строевой смотр - на месте, построение в 2 шеренги,
расчет по порядку в отделения, доклад командира о готовности к смотру, ответ на
приветствия, ответ на поздравления, выполнение команды: Равняйся! Смирно!
Вольно! Заправиться! Разойдись! Построение в 1 шеренгу, расчет на 1-2, из одной в
2 шеренги и обратно, поворот на месте, размыкание и смыкания строя. Одиночная
строевая подготовка. Выход из строя, подход начальнику, повороты на месте,
движения строевым шагом, повороты в движение, отдание воинского приветствия
начальника справа и слева, возвращение в строй.
6) Краеведение
Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ. Бурятия на карте России, мира. Изучение
природы родного края. «От седой старины …до наших дней».
Военная история края. Бурятия – восточная граница России. Забайкальский
военный округ. Встречи с военными.
Практические занятия. Сбор информации. Составление презентаций. Работа с
документами истории города, памятников.
2 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Задачи и цели клуба на новый учебный год. Клуб «Гюйс», его история,
структура и формы организации работы, традиции. Я пишу историю. «Твоя дорога
во Дворец». ( Правила дорожного движения).
20

Практические занятия. Тесты по направлениям.
фотоматериалов по истории клуба, технике безопасности.

Просмотр

видео-

и

Раздел 2. История армии и флота
Значение изучения курсантами истории и воинских традиций. Крупные
сражения Российской армии и флота. Дни воинской славы России. Развитие
военного искусства. Полководцы, их место в историческом процессе.
Практические занятия. Дни воинской славы России в клубе написание
рефератов, составление сообщений, кроссвордов.
Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ.
Состав ВС РФ. Основные полномочия Президента РФ, как главнокомандующего ВС
РФ. Воинские звания по составам военнослужащих.
Основные государственные символы. Основные военные символы РФ.
Государственный флаг, герб, гимн РФ, РБ. Представление знамени клуба
« Гюйс».
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Составление
схем – состав ВМФ, карточек по воинским званиям. Встречи с военными,
представителями военкоматов. Государственная и военная символика (история и
современность).
Раздел 4. Оружие
История развития
вооружения. Российские конструкторы оружия. Меры
безопасности. Материальная часть автомата Калашникова: изучение истории
создания автомата Калашникова. Тактико-техническая характеристика автомата.
Назначение, название, устройство и работа частей и механизмов автомата. Виды и
устройство патронов к АК. Автомат Калашникова, АК -74.Устройство,
Практические занятия. Чистка, смазка и хранение автомата: принадлежность
автомата и ее использование при уходе за ним. Порядок чистки, смазки и
организации хранения и сбережения автомата Калашникова Назначение и порядок
неполной разборки и сборки автомата Калашникова, снаряжения магазина и
нормативы по их выполнению.
Раздел 5. Строевая подготовка
Строевой смотр - на месте, построение в 2 шеренги, расчет по порядку в
отделения, доклад командира о готовности к смотру, ответ на приветствия, ответ на
поздравления, выполнение команды: Равняйся! Смирно! Вольно! Заправиться!
Разойдись! Построение в 1 шеренгу, расчет на 1-2, из одной в 2 шеренги и обратно,
поворот на месте, размыкание и смыкания строя. Одиночная строевая подготовка.
Раздел 6. Краеведение Бурятия граничная территория. Улан – Удэ от острога
до наших дней. История города в памятниках. Забайкальский военный округ:
техника, кадры, инфраструктура. Памятные места Героев ВОВ.
Практические занятия. Посещение воинских частей. Знакомство с техникой.
Сбор информации. Работа с документами истории города, памятников.
21

3 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Цели и задачи на новый учебный год. Встречи с выпускниками. Я пишу историю
клуба «Гюйс». Я инструктор, тесты по направлениям. Техника безопасности,
правила дорожного движения.
Практические занятия. Просмотр видео- и фотоматериалов по истории клуба,
технике безопасности.
Раздел 2. История армии и флота
Великие сражения. Полководцы. Дни воинской славы России. Великая
Отечественная война: битвы, Города – Герои, Герои Советского Союза.
Конструкторы оружия, техника, награды и др.
Практические занятия. Военная биография моей семьи. Написание рефератов,
составление сообщений, кроссвордов.
Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ.
Состав ВС РФ. Структура видов и ролов ВС РФ. Основные военные символы РФ.
Государственный флаг, герб, гимн РФ, РБ. Уставы ВС РФ. Воинские коллективы.
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Встречи с
военными, представителями военкоматов. Государственная и военная символика
(история и современность).
Раздел 4. Международное гуманитарное право
Вооруженные конфликты (история и современность). Исторические эпохи.
Женевская конвенция 1864. Источники международного гуманитарного права.
Сущность международного гуманитарного права. Отрасль международного права.
Основные пакты МГП, и дата их принятия. Четыре Женевские конвенции 1949.
1977 г., 2 дополнительных протокола. Основные нормы международного
гуманитарного права. Ответственность за нарушение международного
гуманитарного права. Международное движение Красного Креста и Красного
Полумесяца.
Практические занятия: Нарисуйте плакат, отражающий сущность
международного гуманитарного права. Кратко в письменной форме изложите
замысел вашего плаката.
Раздел 5. Строевая подготовка
Строевой смотр - на месте, в движении. Торжественное прохождение в составе
отряда (отделения). Дисциплина строя. Работа со знаменем, вынос знамени. Смена
почетного караула. Одиночная строевая подготовка.
6) Краеведение
Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ. Бурятия – восточная граница России.
История забайкальского казачества. Военная история края. Забайкальский
военный округ.
22

Практические занятия. Сбор информации. Составление презентаций. Выезд
в воинские части.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Методическое обеспечение программы:
 Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа военнопатриотического клуба «Гюйс».
 Нормативные документы.
 Методический материал для педагогов.
 Методический материал для обучаемых.
 Диагностический материал.
 Рекомендации по темам.
 Раздаточный материал.
 Разработки занятий, сценарии.
 Используются ресурсы других организаций. Библиотека для педагогов,
учащихся, включающая методическую литературу и методические пособия к
занятиям на бумажных и цифровых носителях.
 Имеются информационные стенды о деятельности клуба
Данная программа является комплексной, общеразвивающей. Комплексность,
интегративность программы клуба «Гюйс» (история армии и флота, военное дело,
т.д.) позволяют успешно решать поставленные задачи, воспитывать уважение к
военному делу, любовь к родному краю, готовить обучающихся к службе в
Вооруженных Силах страны. Комплексная программа состоит из образовательных
подпрограмм, в подпрограммах представлены разработанные учебно-тематические
планы по каждому году обучения.
Первый год обучения учащихся в клубе можно определить как досуговый этап,
в процессе которого педагог создает положительную мотивацию для выбора разных
видов деятельности. Так в клубе много дисциплин: обучающиеся получают звания
по истории армии и флота и краеведению, приобретают умения и навыки по
строевой, огневой подготовке, изучают военные дисциплины и т.д.
Так как дисциплин много, они проходят по блокам и с каждым из них курсант
(обучающийся) должен познакомиться, освоить. На начальном этапе обучения,
внедряется в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при
котором используется метод наглядности. При этом методе используются аудио и
видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого учебного материала,
помогающего увидеть обучающимся конечный результат, который наступит при
успешном освоении данной конкретной темы. В данный период обучения, изучается
каждый ребенок, подросток индивидуально, педагог знакомится с его кругом
интересов, увлечений, степенью развитости к постижению нового вида
деятельности, определяется уровень знаний по выбранному виду деятельности,
23

изучается круг общения обучающегося, педагог знакомится с его семьей. Главная
задача на данный период – помочь детям адаптироваться в новом для них виде
деятельности в условиях формирующегося коллектива в клубе. Поэтому первый год
обучения проходит под девизом «Давайте знакомиться».
На втором году обучения ребята, работают по углубленной программе. Цель закрепить внутреннюю мотивацию обучаюшегося. Здесь у каждого курсанта
появляется специализация, лучшие курсанты становятся инструкторами.
Обучающиеся занимают инициативную позицию во время подготовки и проведения
итоговых игр, военно-спортивных игр на местности, традиционных праздников
клуба, Дней воинской Славы (Приложение № 2) , Дня Защитника Отечества. В
течение учебного года обучающиеся встречаются с ветеранами, которые передают
свой боевой и жизненный опыт молодому поколению, так же ребята посещают
воинские части Бурятии. На данном этапе занятий, происходит нацеливание детей
на творческий подход к изучению заданий, и это дает возможность им найти свой
путь. В этот период обучения продолжается знакомство друг с другом,
устанавливаются дружеские взаимоотношения. Дети узнают об увлечениях,
интересах, своих новых друзей. Также происходит укрепление единства коллектива
способом взаимной помощи и поддержки друг друга тогда, когда кому-то трудно со
всеми вместе освоить изучаемый материал, и каждый старается по мере своих
способностей и приобретенных на занятиях навыков, помочь своим друзьям понять
и усвоить изучаемый материал. Здесь хорошо работает школа инструкторов девиз,
которых «Научился сам – научи другого». В этот период продолжает работать
конструкторский метод. Он формирует у обучающихся навыки исследования,
активизирует их мыслительную деятельность, способствует применению
полученных знаний, умений и навыков на практике. В условиях, когда объем
необходимых для человека знаний резко возрастает, важно привить детям умение
самостоятельно пополнять знания, уметь находить и использовать различного рода
информацию, перерабатывать и использовать ее,
для
самоопределения и
самореализации в будущем.
На завершающем этапе освоения программы, приоритетным направлением
работы является укрепление дружбы и товарищеских отношений, совместные
выступления и мероприятия, познавательно – коммуникативная деятельность. При
которой у обучающихся вырабатывается стойкий интерес к компетенциям своих
сверстников, желание показать свои обретенные знания, способности, проявить себя
индивидуально, и показать свои достижения в составе всего коллектива. В этот
период также обретает ценность система определенно ориентированных поступков,
возрастает значимость самоконтроля. На завершающем этапе обучающиеся
получают звания гардемаринов, имеют определенные компетенции, являются
консультантами по выбранным предметам (инструкторами). Они помогают
организовать ряд мероприятий по программе соответствующего года обучения. Цель
деятельности - созидательное творчество, сотворчество педагога и учащегося.
В работе с обучающимися вариативно используется комплекс методов:
беседа, диалог, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание
проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.
В реализации своей программы использую такие образовательные
технологии, как:
24

- Технология модульно - развивающего обучения направлена на развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, на
самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Технология интегрированного обучения. Цель использования интегрированного
подхода – создать условия, при которых обучающийся осознано и самостоятельно
интегрируют знания и умения из различных видов деятельности, областей
изучаемого. Это очень важно при освоении комплексной программы клуба.
- Технология сотрудничества. Идеи технологии сотрудничества выбраны в
качестве общего контекста работы с обучающимися: диалогичность; деятельностно творческий характер на занятии; поддержка индивидуального развития.
- Информационно-коммуникационная технология. Информатизация общества ставит
перед педагогами и обучающимися новые задачи, качественно новые требования к
образованию с использованием современных информационных технологий
(компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
- Технология проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся
помогает развивать, реализовывать их потенциал, сформировать основные ключевые
компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Обучающиеся
составляют исследовательские проекты, информационные, творческие. Над
проектами работают индивидуальна, в паре, в группе.
Отсутствие
жесткой
регламентации
деятельности,
гуманистические
взаимоотношения курсантов (обучающихся) клуба, комфортность условий для
творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов создают
благоприятные условия для внедрения этих технологий в практику педагогической
деятельности.
Выбраны эти технологии, потому что содержание, применяемые методы и
средства обучения в соответствии с программой и решают поставленные мною
педагогические задачи.
3.2.Условия реализации программы
Военно-патриотический клуб располагает отдельным кабинетом для теоретических
занятий, в котором находятся столы и стулья для занятий, доска, телевизор, ноутбук.
Для занятий по строевой подготовке используется выставочный зал ГДДЮТ. В
теплое время года на прилегающей территории Дворца проводятся занятия, так же
занятия и мероприятия проходят возле памятника Герою Советского Союза генерал –
майору И.В.Балдынову. Массовые мероприятия, встречи с военными, ветеранами,
выпускниками проходят в зрительном зале ГДДЮТ. В кабинете есть комната для
хранения инвентаря, формы. Для занятий по огневой подготовке имеются 2 макета
автомата Калашникова.
Литература для педагога.
1. Военно-исторический журнал. 2014 г №№ 4, 8.,2015 г №№ 5,17.
2. Вагман И., Мац В. 100 знаменитых полководцев, Харьков, «Фолио»,2013 г.
Васнев В.А.,Чиненный С.А. Основы подготовки к военной
службе-М,
Просвещение, 2013.
25

3. Глотов Ю Г. Популярная морская энциклопедия,- Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2010 г.
4. Доценко Ю.Д. Морские битвы России 18 – 20 в.в., СПб, «Полигон», 2013 г.
5. Дыгало В.А., Шимановский А.Г. Военная техника (энциклопедия техники),
РОСМЭН, 2012 г
6. Журнал «Преподавание истории в школе» №№ 3,5 2015г, №№ 4,9 2016 г.
7. Журнал «О Б Ж» №№ 2 , 5 2017 г, №№ 10,12 2016 г.
8. Калинов В.И. Русские победы.- М., Белый город,2014 г.
9. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии., Ижевск, изд-во Удм.ун- та,
2015.
10. Крутогоров Ю. Куликовская битва – М., Белый город,2011г.
11. Линник Т.И, Кочеткова В.П. Спецслужба и войска особого назначения.
Минск, Литература,2016год.
12. Лубченков Ю.Н. Война 1812 г.-М., Белый город, 2014г.
13. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы.- М., Белый город, 2012г.
14. Немов Р.С. Практическая психология, - М, ОАО «Владос», 2011г.
15.
Литература для учащихся
1. Аммон Г.А., Бережной С.С. Героические корабли Российского и Советского
Военно-морского флота – М., 2011 г.
2. Бенедиктов Н., Бенедиктова Н, Базурина Е. Словарь русской истории.
3. Новгород, 2016 г.
4. Вагман И., Мац В. 100 знаменитых полководцев - Харьков, ООО «Фолио»,
2011.
5. Великая Отечественная война:1941-1945гг. - Энциклопедия для школьников.
– М., ОЛМА-ПРЕСС, 2001 г.
6. Военно-морской словарь для юношества, под редакцией контр-адмирала
Грищука П.А.-М., ДОССАФ,1999 г.
7. Воздушно-десантные войска: вчера, сегодня, завтра.- М., «Русский медведь»,
2013г.
8. Глотов Ю.Г. Популярная морская энциклопедия, Ростов-на-Дону, 2011г.
9. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе- М., Просвещение, 2011г.
10. Курсунцев С. Игры для старшеклассников « Клуб», 2014 г
11. Охлябинин С.Д. Честь мундира. Чины, традиции, лица- М, 2016 г.
12. Польской А.Е. Как улучшить свою память. Минск, ОО О «Харвест»,2015г
13.
Литература для родителей
1. Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека.- М., Вентана – граф,
2015 г.
2. Беловинский Л.С.С Послание русским воином через века – М.,
«Академия».,2012г.
3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- М., 2017 г
4. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М., 2016г
5. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., Просвещение, 2015 г.
6. Немов Р.С. Психология В 3-х книгах.- М., 2014 г.
26

Приложения

27

Приложение 2
ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ (ПОБЕДНЫЕ ДНИ)

27 января - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецкофашистскими войсками (1944 г.)
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)
23 февраля -

День защитника Отечества

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском
озере (Ледовое побоище, 1242 г.)
9 мая

- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.

7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении
(1709 г.)
1 августа день памяти воинов, погибших в Первой мировой войне.
9 августа День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием
Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)
23 августа -

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943

г.)

8 сентября
- День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с
французской армией (1812 г.)
11 сентября- День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса
Тендра (1790 г.)
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголотатарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)
4 ноября -

День народного единства.

7 ноября -

День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование
двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)
1 декабря День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у
мыса Синоп (1853 г.)

5 декабря -

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве
под Москвой (1941 г.)
24 декабря День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.
Суворова (1790 г.)

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».