Кадр

03

Н

10.

2014

ОГРН 102030

090

34

С
ЛЬ Й
Т г.УЛАН- КОГ О
О ГДДЮ
УД
Э

1

ОГРН 10

.
М И Т Е Т 131 ИНН
КО
0
У Е АВТОНОМНОЕ ОБРП О 3 2
М НО ДВОРЕЦ ДЕТ АЗ

034

31

20

ОГРН 10203009

41

70

00 Т
90
014

03

42

41

31
.1
20
0
А Н - У Д Э ИНН 0
27
32
84
У ЛНИТЕЛЬНОГО ОБР
3
30
г .ОПОЛ ЧЕСТВА» г. У АЗОВ

2030
09

08

903

0.2

ИН

*
*
014

О

0.2

МУНИ
«ГОР ЦИПА
О
(МАОУ ДСК
ДО

ИНН 03 ЛА
230
8

*

ОГРН 1020300

.1

)

014

20

О

0.2

Р
ВО 131
34

23

О ТЕ ЮНОШЕСКОГО ИЕ
ВА ( РН 1020 )
Д
Г
3

ИН
Н
А ЗО ВАН
0
Б РЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Ю 3 2

.1

70

20

42

70

ИЯ
АН УДЭ
Н- 270
4

42

*

08

8
30
31

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Студия ШТВ «КАДР» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенции о правах ребѐнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022
года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневыепрограммы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации
образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
1.2. Актуальность программы
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к
формам работы с детьми. Получили развитие средства информации: глобальные

компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети.

Новые

информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания
себя в нѐм. Огромную роль в этом играет телевидение. Необходимо не только помочь
детям анализировать и понимать все, что они видят на экране, но и содействовать тому,
чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своѐм
социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и
дополняют друг друга в программе студии школьного ТВ.
1.3. Отличительные особенности программы
Данная программа нацелена на интенсивное обучение основам телевизионного
мастерства и подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
1.4. Педагогическая целесообразность программы
Программа дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения,
включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
1.5. Цель программы
познакомить учащихся с профессией тележурналиста.
1.6. Задачи:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных телевизионных жанрах;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии
искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Предлагаемый курс обучения основам тележурналистики адресован учащимся в возрасте
13-17 лет и реализуется на базе МАОУ СОШ №35.
1.8. Формы занятий:
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения;
5. практическая работа (подготовка видеоматериалов).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом из них ребенок узнавал чтото

новое,

приобретал

навыки

самостоятельной

работы

в

различных

жанрах

тележурналистики; научился брать интервью, делать репортажи, составлять сценарные
планы и писать тексты к видеосюжетам.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12 человек. Всего
обучающихся в студии не более 50 учащихся.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
144 час, 72 часа в год, по 2 часа в неделю.
2.2. Срок реализации программы
2 года
2.3. Режим занятий: по 2 часа в неделю
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Основными требованиями к учащимся при изучении основ тележурналистики как
профессии являются желание овладеть навыками работы юного репортера; активная

позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх,
пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны знать:
-

основы журналистики в пределах изучаемой программы (основные жанры

тележурналистики, основные термины и понятия и т. д.)
- особенности профессии тележурналиста, этику поведения, права и обязанности;
- основную роль СМИ в жизни общества;
- основные виды информации, жанры, понятия, методы сбора информации;
должны уметь:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- обладать достаточной речевой грамотностью, эмоционально и выразительно передавать
текст, вести беседу;
- уметь выражать свое мнение, высказывать в своем сюжете авторскую позицию;
- использовать актерские навыки в игровых сюжетах, при публичном выступлении.
- проявлять навыки в различных жанрах тележурналистики (работа репортера в
репортаже, умение брать интервью интервью)
- умение общаться с аудиторией и «работать на камеру» (актерские способности и
навыки)
- самостоятельная подготовка видеоматериалов (творческая работа).
3.2. Способы и формы проверки результатов
- самостоятельные работы в различных жанрах тележурналистики;
- творческие конкурсы;
- экскурсии
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью
овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения

задач

программой

используются

современные

методики

обучения

основам

тележурналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических
особенностей на основе дифференцированного подхода.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
2
3
4

содержание
Введение в профессию
Журналистские жанры
Знакомство с журналистскими профессиями
Практикум

часов
18
14
20
20

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

тема
Введение в профессию
Программы на ТВ
Жанры на ТВ
Интервью как жанр ТВ
Виды интервью
Виды интервью
Журналистская этика
Подготовка к съемке сюжета
Съемка
сюжета
на
в театре (ГРДТ им Бестужева)

всего
2
2
2
2
2
2
2
2
спектакле 2

Репортаж как жанр ТВ
Виды репортажа
Стендап в репортаже
Синхроны в репортаже
Информационное сообщение(видеосюжет)
Разработка сценарного плана для сюжета
Практическая работа: создание видеосюжета
Журналистские профессии на ТВ
Журналистские профессии на ТВ
Пресс-конференция
Пресс-конференция
Разработка сценарного плана
Экскурсия в музей, съѐмка сюжета
Практическая работа: создание видеосюжета
Просмотр и разбор видеосюжета
Видеофильм как жанр ТВ
Телешоу

Итог:18
час
2
2
2
2
2
2
2
Итог:14
час
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итог:20

теория
1
1
1
1
1
1
1

практика
1
1
1
1
1
1
1
2
2

7 час

13час

1
1
1
1

1
1
1
1
2
2
2
10

4 часа
1
1
1

1
1
5час

1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
15час

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Театр+ТВ
Практическая работа: создание видеосюжета
Практическая работа: создание видеосюжета
Реклама на ТВ
Реклама на ТВ
Практическая работа: идеи рекламного ролика
школьных принадлежностей
Подготовка сценария
Экскурсия в ТРК «Ариг Ус»
Просмотр и разбор сюжета
Итоги года

час
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итог:20
час

1

1
1

3 часа

1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
17 час

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения
№
1
2
3
4

содержание
Этапы творческого процесса
Взаимодействие творческой группы
Голос. Звук. Музыка
Практикум (интервью)

часов
18
14
20
20

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5

10
11
12
13

тема
всего
Этапы творческого процесса
2
Составление плана съѐмок
2
Съѐмка видеоматериала (планы ,ракурсы)
2
Расшифровка отснятого материала
2
Составление сценарного плана и подготовка к 2
монтажу
Основные правила монтажа
2
Практическая работа: съѐмка сюжета
2
Практическая работа: монтаж сюжета
2
Просмотр и разбор готового сюжета
2
Итог:18
час
Специальность «оператор»
2
Оператор+ репортѐр. Взаимодействие
2
Специальность «монтажѐр»
2
Монтажѐр+ репортѐр. Взаимодействие
2

14
15
16

Практическая работа: съѐмка сюжета
Практическая работа: монтаж сюжета
Просмотр и разбор готового сюжета

6
7
8
9

17

Специальность «режиссѐр»

2
2
2
Итог:14
час
2

теория
2
1
1
1
1

практика

1

7 час

1
2
2
2
11час

1
1
1
1

1
1
1
1

4 часа

2
2
2
10

2

1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

31
32
33
34
35
36

Оператор+
режиссѐр.
Взаимодействие
на
съѐмочной площадке
Режиссѐр+ монтажѐр. Взаимодействие
«Мы все главные!»
Голос. Звук. Музыкальный фон.
Профессия «звукорежиссѐр»
Практическая работа: озвучиваем, накладываем
музыку
Практическая работа: съѐмка сюжета
Практическая работа: монтаж сюжета
Просмотр и разбор готового сюжета

2

1

1

2
2
2
2
2

1
1
1
2

1
1
1

2
2
2
Итог:20
час
Особенности видеосъѐмки интервью
2
Практическая работа: запись интервью в студии
2
Монтаж интервью
2
Практическая работа: запись интервью на 2
мероприятии
Расшифровка интервью
Монтаж интервью. Основные правила
Практическая работа: съѐмка сюжета
Практическая работа: монтаж сюжета
Просмотр и разбор готового сюжета
Итоги года

2
2
2
2
2
2
Итог:20
час

2

8час
1

1

2 часа

2
2
2
12час
1
2
2
2

2
1
2
2
2
2
18 час

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой

студии, формирование представлений о профессии

телевизионного журналиста. Функции журналистики:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определѐнных групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт, как объект интереса
журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту:

- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
- профессиональная этика журналиста.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры тележурналистики и их особенности.
Интервью – особенности жанра, его виды.
Репортаж. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Видеосюжет

–

новостной,

тематический.

Написание

текста

для

видеосюжета.

Демонстрация видеосюжета с разъяснением этапов его подготовки.
Профессии на ТВ.
Программы на телевидении: новости, аналитические, развлекательные, художественноинформационные.
Театр+ТВ
Телешоу.
Пресс-конференция
Представительский фильм. Идея. План съемок. Место съемок. Интервью в фильме.
Закадровый текст и сценарный план фильма.
Каждый жанр сопровождается демонстрацией примера с поэтапным разбором.
Задания: найти на местном ТВ примеры того или иного жанра, объяснить по каким
признакам определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень
мастерства автора.
Практические занятия: съемка интервью, репортажа, съемка и монтаж видеосюжета

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК1 год обучения
1 четверть
п/п Дата

Наименование разделов и
тем
Введение в профессию

Количество
часов
2

1

8.09.2022

2

15.09.2022 Программы на ТВ

2

3
4
5

22.09.2922 Жанры ТВ
6.10.2022 Интервью как жанр ТВ
13.10.2022 Виды интервью

2
2
2

6
7

20.10.2022 Виды интервью
27.10.2022 Журналистская этика

2
2

8

29.10.2022 Подготовка к съѐмке
сюжета
30.10.2022 Съѐмка сюжета

2

9

2

Форма контроля
Подготовить рассказ о
себе в форме
презентации
Составить сообщение о
любимой программе на
ТВ
Подготовить вопросы
для интервью с
известной личностью (на
выбор)
Подготовка вопросов,
которые нельзя задавать
Подготовка вопросов
для интервью в сюжете
Практическая работа

2 четверть
10
11

10.11.2022 Репортаж как жанр ТВ
17.11.2022 Виды репортажа

2
2

12
13

24.11.2022 Стендап в репортаже
8.12.2022 Синхроны в репортаже

2
2

14

15.12.2022 Информационное
2
сообщение (видеосюжет)
22.12.2022 Разработка сценарного
2
плана для видеосюжета
25.12.2022 Практическая работа:
2
создание видеосюжета
3 четверть

15
16

17
18
19
20

14.01.2022 Журналистские
профессии на ТВ
19.01.2022 Журналистские
профессии на ТВ
26.01.2022 Пресс-конференция
2.02.2022 Пресс-конференция

Посмотреть в местных
«Новостях» репортажи и
рассказать об одном из
них
Сообщение о
профессионализмах
Предложить свои формы
подачи материала

2
2
2
2

Ролевая игра

Разработка сценарного
плана
Экскурсия в музей+
съѐмка видеосюжета
Практическая работа:
создание видеосюжета
Просмотр и анализ
готового видеоматериала
Видеофильм как жанр ТВ

21

9.02.2022

22

16.02.2022

23

23.02.2022

24

11.03.2022

25

16.03.2022

26

20.03.2022 Телешоу

Подготовка вопросов
для интервью
Написать отзыв об
экскурсии
Предложить свои формы
подачи материала
Работа над ошибками

2
2
2
2

Рассказать об этапах
подготовки
видеофильма
Ролевая игра

2

2
4 четверть

27
28
29
30
31
32

6.04.2022
13.04.2022
20.02.2022
27.04.2022
6.05.2022
13.05.2022

33

20.05.2022

34

23.05.2022

35

27.05.2022

36

30.05

Театр+ТВ
Съѐмка видеосюжета
Монтаж видеосюжета
Разбор готового материала
Реклама на ТВ
Идеи рекламного ролика
школьных
принадлежностей
Подготовка сценария

2
2
2
2
2
2

Экскурсия в ТРК «Ариг
Ус»
Обсуждение после
экскурсии
Итоги года

2

Придумать слоганы

Предложить формы
подачи материала

2

2

Подготовить отзывы

2
Всего: 72
часа

Награждение

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК2 год обучения

1 четверть
П/п

Дата

Наименование разделов и тем

1

8.09.2022

Этапы творческого процесса

2

15.09.2022 Составление плана съѐмок

2

3

22.09.2022 Съѐмка видеоматериала (планы,
ракурсы)
6.10.2022 Расшифровка отснятого
материала

2

4

Количество
часов
2

2

Форма контроля
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение «С
чего начнѐм?»
Разбор
видеоматериала
Подготовить
расшифровку на
небольшой

5

13.10.2022 Составление сценарного плана и
подготовка к монтажу

2

6

20.10.2022 Основные правила монтажа

2

7

27.10.2022 Практическая работа: съѐмка
сюжета
29.10.2022 Практическая работа: монтаж
сюжета
30.10.2022 Просмотр и разбор готового
сюжета

2

8
9

видеоматериал
Подготовить
схему
сценарного
плана
Проверочная
работа

2
2

Работа над
ошибками

Подготовить
сообщение об
известных
операторах

2 четверть
10

10.11.2022 Специальность «оператор»

2

11

17.11.2022 Оператор+ репортѐр
Взаимодействие
24.11.2022 Специальность «монтажѐр»
8.12.2022 Монтажѐр+ репортѐр.
Взаимодействие
15.12.2022 Практическая работа: съѐмка
сюжета
22.12.2022 Практическая работа: монтаж
сюжета

2

25.12.2022 Просмотр и разбор готового
материала

2

Работа над
ошибками

Подготовить
сообщение об
известных
режиссѐрах

12
13
14
15

16

2
2

Проверочная
работа

2
2

3 четверть
17

14.01.2022 Специальность «режиссѐр»

2

18

19.01.2022 Оператор+ режиссѐр на
съѐмочной площадке
26.01.2022 Режиссѐр+ монтажѐр.
Взаимодействие при монтаже
2.02.2022 «Мы все главные!»
9.02.2022 Голос. Звук. Музыкальный фон
16.02.2022 Специальность «звукорежиссѐр»
23.02.2022 Практическая работа: озвучиваем
и накладываем музыку

2

19
20
21
22
23

2
2
2
2
2

Проверочная
работа
Ролевая игра
Предложить
свои варианты
музыкального
сопровождения

24
25
26

11.03.2022 Практическая работа: съѐмка
сюжета
16.03.2022 Практическая работа: монтаж
сюжета
20.03.2022 Просмотр и разбор готового
сюжета

2
2
2

Работа над
ошибками

2

Подготовить
сообщение о
мастерах в этом
жанре
Подготовить
вопросы

4 четверть
Особенности видеосъѐмки
интервью

27

6.04.2022

28

13.04.2022 Практическая работа: запись
интервью в студии
20.04.2022 Монтаж интервью
27.04.2022 Практическая работа: запись
интервью на мероприятии
6.05.2022 Расшифровка интервью
13.05.2022 Монтаж интервью

2

20.05.2022 Практическая работа: съѐмка
сюжета
23.05.2022 Практическая работа: монтаж
сюжета
27.05.2022 Просмотр и разбор готового
сюжета
30.05.2022 Итоги года

2

29
30
31
32
33
34
35
36

2
2
2
2

Подготовить
вопросы
Проверочная
работа

2
2
2
Всего:72 часа

Работа над
ошибками
Награждение

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные
ситуации

-различные периодические печатные издания.
-тексты для редактирования;
-компьютер, видеокамера, микрофон, экран.
3.2. Условия реализации программы
Необходимое оборудование:
видеокамера, фотокамера, штативы, лампы, компьютеры, программы видеомонтажа.
3.3. Методическая литература для педагога.
1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996,
факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М.,
2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».