АДООП Аюшеев C.М. Сувенир Бурятии выжигание

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Сувенир Бурятии: выжигание»
Направленность: художественная
Возраст: 10 - 15 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень: стартовый

Автор - разработчик:
Аюшеев Сергей Мондоевич,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2023

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир Бурятии:
выжигание» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);

14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что, обучаясь искусству выжигания, дети
не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов
предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и
неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или
составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и
текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном
состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети
работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой
стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение
детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с
техническими, так и с художественными наклонностями.
1.3. Отличительные особенности программы. Новизна программы заключается в
разработке и реализации дополнительного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья. Предлагает обучающимся освоение различных композиционных
схем, а также затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру,
формирует личность обучающегося, реализующего свои возможности. Программа
предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, учитывает возрастные и
психофизиологические особенности обучающегося. Работа по выжиганию развивает
сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость
внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется
поиску творческих решений при изготовлении поделок.
1.4. Педагогическая целесообразность Данная программа пробуждает интерес к
декоративно-прикладному творчеству, у обучающихся развивается усидчивость,
аккуратность, бережное отношение к вещам, умение ценить всё, что сделано им самим и
другими людьми. Обучающийся учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир.

Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать
замечательные изделия своим руками.
1.5. Цель программы 1) Образовательные: расширение кругозора по декоративно –
прикладному искусству; освоение системы знаний необходимых для работы с древесным
материалом и его художественного оформления
2) Развивающие: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей при выжигании
по дереву.
3) Воспитательные: регулятивно – поведенческая компетентность – воспитывать культуру
поведения в обществе с детьми и взрослыми; коммуникативная компетентность - учить
детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
культурно – социальная компетентность – приобщить к уважению выполненных
работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке
деятельности.
1.6. Задачи 1) Образовательные: ознакомление со способами деятельности – выжигание по
дереву; овладение основами, умениями техники выжигания; освоение основ технологии
росписи; формирование способности к самостоятельному творчеству; овладение умениями
применять полученные знания на практике.
2) Развивающие: развитие интереса к изучению искусства выжигания; углубление
представлений о росписи по дереву; формирование способности к самостоятельной работе
с выжигательным прибором.
3) Воспитательные: воспитание ответственности при выполнении работ; соблюдение
правил и требований техники безопасности; активное участие в выставках детского
творчества; добросовестное исполнение порученного дела; понимание необходимости
знаний дополнительного образования.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Возраст учащихся: 10 – 15 лет
1.8. Формы занятий: Для решения задач эстетического и трудового воспитания
осуществляются разнообразные формы проведения занятий: беседы, практикумы,
консультации, групповые и индивидуальные занятия; практические и теоретические;
выставки, мастер-классы; презентации.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 324 ч.
2.2. Срок реализации программы – 3 года по 3 ч. в неделю.
2.3. Режим занятий: согласно приложенному расписанию занятий.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Дети должны знать:
 исторические сведения по художественной обработке материалов;
 разновидности декоративно-прикладного искусства;
 основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе;
 применение древесины в народном хозяйстве;
 строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины;
 иметь понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и читать их;
 знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного
инструмента;
 знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при
выполнении различных работ;

 знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка
лаками и красками);
 знать источники и носители информации.
Дети должны уметь:
 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и
личной гигиены при выполнении работ;
 владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке
древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по
чертежам, эскизам, техническим рисункам;
 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими
способами технологии художественной отделки древесины;
3.2. Способы и формы проверки результатов
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы.
Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится анализ изделия и отдельных
этапов его изготовления.

Промежуточный, проводимый по итогам работы первого и второго года обучения.
Форма проведения зачет. В конце первого года обучения зачет предполагает выставку, в
конце второго года – выставку и тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
СОДЕРЖАНИЕ
п/п
Теоретические
1
занятия
Практические
2
занятия
3

1 год обучения
13
95

Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

Педагогические
наблюдения, зачет
108 ч.

2 год обучения
17

3 год обучения
24

91

84

Педагогические
Педагогические
наблюдения, зачет наблюдения, зачет
108 ч.
108 ч.

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Всего
теория

№

Тема

1.
2.

8.

Основные приемы работы с древесиной.
Виды изображений (контурное,
светотеневое, силуэтное).
Основные приемы выжигания.
Виды штриховки при выжигании.
Создание орнаментов.
Составление композиций для выжигания в
разных художественных жанрах.
Разработка узора на деревянной основе
разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).
Коллективные творческие работы.

9.

Промежуточная аттестация.

3.
4.
5.
6.
7.

практи
ка

8
3

2
1

6
2

6
5
5
57

1
1
1
5

5
4
4
52

6

1

5

15

1

14

2

2

Формы
контро
ля
наблю
дение
зачет

10.

Итоговый урок

1

Итого:

108

Тема

1.

Повторный курс: основные приемы работы
с древесиной.
Виды пирографии.
Основные приемы выжигания.
Выжигание бордюров. Виды бордюров.
Составление композиций для выжигания в
разных художественных жанрах.
Выжигание на готовых изделиях.

2.
3.
4.
5.
6.

Коллективные творческие работы.
Промежуточная аттестация.
Итоговое занятие
Итого:
7.
8.

13

95

теория

практи
ка

7

2

5

5
9
12
41

1
2
2
5

4
7
10
36

16

3

13

15
2
1
108

2

9
2
1
91

2-ый год обучения
Всего

№

1

17

3-ий год обучения
№№
Всего
п/п
Темы занятий
кол-во
теория
часов
1.
Технология обработки древесины
10
6
2.
Выпиливание лобзиком
18
3
3.
Выжигание рисунка
10
3
4.
Комплексная работа по выпиливанию и
16
2
выжиганию
5.
Создание изделия из деталей,
16
2
выпиленных лобзиком с нанесением
рисунка
6.
Изготовление предметов на произвольную
24
4
тему (коллективная творческая работа)
7.
Технология и декоративные особенности
14
4
геометрической резьбы
ИТОГО
108
24
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

практи
ка
4
15
7
14
14

20

Формы
контро
ля
Наблю
дение
зачет

Формы
контро
ля
Наблю
дение,
зачет,
участи
ев
выстав
ках,
конкур
сах

10
84

1 год обучения
1.
Основные приемы работы с древесиной.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История выжигания (пирография).
Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата.
Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины
и фанеры.
Практический компонент.
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного
рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка.

2. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Теоретический компонент.
Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Перевод рисунка на основу.
Практический компонент.
Выбор рисунка для работы. Освоение различных способов нанесения рисунка на доску (по
шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги), выбор способа для
работы.
3. Основные приемы выжигания.
Теоретический компонент.
Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание
элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.
Практический компонент.
Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора
температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки.
Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании.
4.
Виды штриховки при выжигании.
Теоретический компонент.
Особенности выжигания параллельных, пересекающихся линий, непересекающихся
отрезков, точек.
Практический компонент.
Отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями, сплошной
линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения
различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы.
Учет фактуры материала при выполнении работы.
5.
Создание орнаментов.
Теоретический компонент.
Понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь
орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом
творческого изделия.
Практический компонент.
Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в
оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе.
Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия.
Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное
выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей).
6.
Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.
Теоретический компонент.
Основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии
фигур. Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в
композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы.
Практический компонент.
Составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной
величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных
жанрах.
Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для
выжигания.
Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка.
Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик».
Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым
способом». Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных
способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание
рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление
предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). Композиция «23
февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Выжигание на тему

«Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна».
Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Космический
полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День
Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый
мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция
«Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.
7. Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).
Теоретический компонент.
Составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных
и несимметричных, выполненных по народным мотивам.
Практический компонент.
Выжигание узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и
несимметричных, выполненных по народным мотивам.
8.Коллективные творческие работы.
Теоретический компонент.
Повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных
жанрах. Составление композиции.
Практический компонент.
Подготовка основы для выжигания. Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для
выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.
13. Промежуточная аттестация.
Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по самостоятельной
творческой работе. Оформление итоговой выставки.
2 год обучения
1.
Повторный курс: основные приемы работы с древесиной.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Правила и инструктаж по технике
безопасности. Организация рабочего места при выжигании. Свойства древесины. Ее
обработка и отделка. Способы обработки древесины. Основные породы деревьев
лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания.
Практический компонент.
Зачистка основы. Способы зачистки краёв фанеры. Выборы древесных материалов с учетом
особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка.
2.
Виды пирографии.
Теоретический компонент.
Негативная пирография. Добавление фона. Негативная пирография. Удаление картинки.
Практический компонент.
Выжигание рисунка, окруженного выжженной поверхностью, выделяющегося четким
светлым рельефом в темном обрамлении при помощи добавления фона или удаления
картинки. При добавлении фона контур рисунка приобретает цвет благодаря выжиганию
фона.
3.
Основные приемы выжигания.
Теоретический компонент.
Контурное выжигание. Силуэтное выжигание. «Гладкий штрих». Силуэтное
выжигание. «Отжог».
Практический компонент.
Пирографическая каллиграфия. Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с
использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках.
Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. Выжигание способом «гладкий
штрих» черной гладкой поверхности. Выжигание «отжогом» полоски для четкого
обозначения контура рисунка.

4.
Выжигание бордюров. Виды бордюров.
Теоретический компонент.
Выжигание круглого бордюра. Выжигание бордюра овальной формы. Выжигание бордюра
в стиле негативного силуэта. Устранение дефектов. Выполнение заданий по образцу.
Выжигание рисунка, правильное расположение его на пространстве доски, оформление
работ.
Практический компонент.
Выжигание бордюров. Отработка способов нанесения узора. Выполнение бордюров в
оформлении работ. Выжигание бордюра по образцу. Применение бордюров в оформлении
рамок. Приемы покрытия готового изделия лаком. Отработка приемов устранение дефектов
с помощью тонкого лезвия и наждачной бумаги. Самостоятельное выжигание по образцу.
Покрытие готового изделия лаком.
5.
Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.
Теоретический компонент.
Повторение основ композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии
фигур. Композиция на изделиях различной величины и формы.
Практический компонент.
Составление композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы.
Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах. Выжигание
рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления фона. Выжигание рисунка "Гроздья
винограда" с помощью добавления фона. Выжигание силуэтов людей. Пирографическая
каллиграфия. Выжигание различных табличек. Выжигание рисунка точечным способом с
использованием фоновых штриховок «Маки». Выжигание на тему «Животные». Покрытие
готового изделия красками. Карикатурные изображения. Выжигание рисунка. Композиция
«Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция
«Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция
«Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция
«Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Разработка
рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка точечным способом при помощи фоновых
штриховок.
6.
Выжигание на готовых изделиях.
Теоретический компонент.
Составление узора на брелоках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее.
Составление симметричного рисунка.
Практический компонент.
Выжигание узора на брелоках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее.
7.
Коллективные творческие работы.
Теоретический компонент.
Повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных
жанрах. Составление композиции.
Практический компонент.
Подготовка основы для выжигания. Составление композиции. Перевод рисунка на основу
для выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.
8. Итоговое занятие. Оформление выставки.
Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по самостоятельной
творческой работе. Оформление итоговой выставки.
3

год обучения

1. Технология обработки древесины
Теоретический компонент.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места при
работе с древесиной. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология
декоративной отделки древесины и фанеры.
Практический компонент.
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного
рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка.
2. Выпиливание лобзиком
Теоретический компонент.
Выпиливание лобзиком как вид художественной обработки древесины. Традиционные
материалы для выпиливания. Виды и свойства конструкционных материалов. Инструменты
и приспособления.
Устройство и назначение инструментов и приспособлений, используемых при
выпиливании.
Практический компонент.
Организация рабочего места и правила техники безопасности при выпиливании.
Ознакомление с первоначальными приемами и правилами при выполнении резьбы.
Выпиливание деталей по наружному контуру. Изготовление деталей с прямолинейными
контурами. Совершенствование навыков выпиливания.
3. Выжигание рисунка
Теоретический компонент.
Назначение и устройство электровыжигателя, техника безопасности при работе с ним.
Отделка изделий при помощи выжигания. Составление сложных узоров и рисунков на
изделиях. Составление симметричного рисунка.
Практический компонент.
Выжигание узора и рисунков на изделиях. Составление композиций (тематических).
4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного
искусства.
Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Выпиливание
лобзиком по внешнему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.
Эскиз, технический чертеж деталей.
Практический компонент.
Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. Подготовка рисунка и
перевод его на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные
операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.
5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка
Теоретический компонент
Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия,
материалом, назначением.
Практический компонент
Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания
элементов изделия. Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод
рисунка, выжигание элементов рисунка. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Роспись и покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.
6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая
работа).
Теоретический компонент
Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.

Практический компонент.
Коллективное посещение выставок «Мир вокруг нас». Участие в выставках (городского и
республиканских, и других). Выполнение работы в материале. Контроль качества,
сборочные операции. Оформление работы (роспись, выжигание, лакирование).
7. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы
Теоретический компонент
Выбор элементов геометрической резьбы. Базовые элементы геометрической резьбы.
Практический компонент.
Выполнение работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на
разделочных досках, крышках коробочек и пеналов. Выполнение геометрического
орнамента и его основные элементы: треугольник, розетка, вертушка. Резьба
простейшего орнамента.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
№
1.
1
2
3
4
5
6
7
8
2.
9
10
11
3.
12
13
14
15
16.
17
4.
18
19
20
21
22
5.
23
24
25
26
27
6.
28
29
30
31

Тема занятия
Основные приемы работы с древесиной.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
История выжигания (пирография).
Организация рабочего места при выжигании. Устройство
выжигательного аппарата.
Древесина, породы древесины, фанера, ДВП.
Зачистка (шлифовка) основы.
Технология декоративной отделки древесины и фанеры.
Технология декоративной отделки древесины и фанеры.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное).
Понятия «фон», «контур» и «силуэт».
Перевод рисунка на основу.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Основные приемы выжигания.
Плоское выжигание.
Глубокое выжигание.
Выжигание по внешнему контуру.
Выжигание элементов рисунка.
Рамочное выжигание. Оформление рамки.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Виды штриховки при выжигании.
Параллельные линии.
Пересекающиеся линии.
Непересекающиеся отрезки.
Точки.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Создание орнаментов.
Работа над эскизом творческого изделия.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Составление композиций для выжигания в разных
художественных жанрах.
Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка
«Ежик». Выжигание по линиям рисунка.
Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка
«Ежик». Выжигание по линиям рисунка.
Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка
«Ежик». Выжигание по линиям рисунка.
Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Домик».

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
57
1
1
1
1

дата

.

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Домик».
Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Домик».
Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание
рисунка «фоновым способом».
Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание
рисунка «фоновым способом».
Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание
рисунка «фоновым способом».
Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание
рисунка «фоновым способом».
Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.
Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.
Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.
Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.
Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные
творческие работы).
Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные
творческие работы).
Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные
творческие работы).
Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные
творческие работы).
Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные
творческие работы).
Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним
из изученных способов.
Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним
из изученных способов.
Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним
из изученных способов.
Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним
из изученных способов.
Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним
из изученных способов.
Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины
(нанесение лака).
Композиция
«Весна».
Выжигание
рисунка.
Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка.
Отделка картины (нанесение лака).
Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка.
Отделка картины(нанесение лака).
Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка.
Отделка картины (нанесение лака).
Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка.
Отделка картины(нанесение лака).
Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка.
Выжигание рисунка.
Итоговое занятие. Текущий контроль.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7.
85
86
87
88
89
90
8.
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
9.
106
107
108

№
1.
1
2
3
4
5
6
7
2.
8
9
10
11
12
3.

Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг,
квадрат, ромб и др.).
Выжигание узора в круге.
Выжигание узора в круге.
Выжигание узора в квадрате.
Выжигание узора в квадрате.
Выжигание узора в ромбе.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Коллективные творческие работы.
Подготовка основы для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Покрытие картины лаком.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.
зачет
зачет
Итоговое занятие
итого

6
2
2
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
108

2.4.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Тема занятия
Кол-во
часов
Повторный курс: основные приемы работы с древесиной.
7
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка.
1
Правила и инструктаж по технике безопасности.
1
Организация рабочего места при выжигании.
1
Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Способы
1
обработки.
Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Способы
1
обработки.
Зачистка основы. Способы зачистки краёв фанеры.
1
Итоговое занятие. Текущий контроль.
1
Виды пирографии.
5
Негативная пирография. Добавление фона.
1
Негативная пирография. Добавление фона.
1
Негативная пирография. Удаление картинки.
1
Негативная пирография. Удаление картинки.
1
Итоговое занятие. Текущий контроль.
1
Основные приемы выжигания.
9

дата

13
14
15
16
17
18
19
20
21
4.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
5.
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Контурное выжигание.
Контурное выжигание.
Силуэтное выжигание. «Гладкий штрих».
Силуэтное выжигание. «Гладкий штрих».
Силуэтное выжигание. «Отжог».
Силуэтное выжигание. «Отжог».
Пирографическая каллиграфия.
Пирографическая каллиграфия.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Выжигание бордюров. Виды бордюров.
Выжигание круглого бордюра.
Выжигание круглого бордюра.
Выжигание бордюра овальной формы.
Выжигание бордюра овальной формы.
Выжигание бордюра в стиле негативного силуэта.
Выжигание бордюра в стиле негативного силуэта.
Устранение дефектов. Покрытие готового изделия лаком.
Устранение дефектов. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Выжигание, выполнение задания по образцу.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Составление композиций для выжигания в разных
художественных жанрах.
Выжигание рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления
фона.
Выжигание рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления
фона.
Выжигание рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления
фона.
Выжигание рисунка "Гроздья винограда" с помощью добавления
фона.
Выжигание рисунка "Гроздья винограда" с помощью добавления
фона.
Выжигание рисунка "Гроздья винограда" с помощью добавления
фона.
Выжигание силуэтов людей.
Выжигание силуэтов людей.
Выжигание силуэтов людей.
Выжигание силуэтов людей.
Пирографическая каллиграфия. Выжигание различных табличек.
Пирографическая каллиграфия. Выжигание различных табличек.
Пирографическая каллиграфия. Выжигание различных табличек.
Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Маки».
Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Маки».
Выжигание рисунка точечным способом с использованием
фоновых штриховок «Маки».
Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия
красками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
6.
75
76
77
78
79
80

Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия
красками.
Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия
красками.
Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия
красками.
Карикатурные изображения. Выжигание рисунка.
Карикатурные изображения. Выжигание рисунка.
Карикатурные изображения. Выжигание рисунка.
Композиция «Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка
картины(нанесение лака).
Композиция «Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из
изученных способов.
Композиция «Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка
картины (нанесение лака).
Композиция «Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка
картины (нанесение лака).
Композиция «Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка
картины (нанесение лака).
Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка
точечным способом при помощи фоновых штриховок.
Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка
точечным способом при помощи фоновых штриховок.
Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка
точечным способом при помощи фоновых штриховок.
Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка
точечным способом при помощи фоновых штриховок.
Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка
точечным способом при помощи фоновых штриховок.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Выжигание на готовых изделиях.
Выжигание на брелоках. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание на брелоках. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание на брелоках. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание на брелоках. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание на магнитах. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание на магнитах. Покрытие готового изделия лаком.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
7.
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
8.
106
107
108

Выжигание на магнитах. Покрытие готового изделия лаком.
Выжигание рисунка на разделочных досках.
Выжигание рисунка на разделочных досках.
Выжигание рисунка на разделочных досках.
Выжигание рисунка на разделочных досках.
Подставка под горячее. Выжигание рисунка.
Подставка под горячее. Выжигание рисунка.
Подставка под горячее. Выжигание рисунка.
Подставка под горячее. Выжигание рисунка.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Коллективные творческие работы.
Подготовка основы для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Выжигание рисунка.
Покрытие картины лаком.
Итоговое занятие. Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.
зачет
зачет
Итоговое занятие
итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
108

2.4.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3 год обучения
№№
п/п
1.
1-3
4-6
7-8
9-10
2.
11-12
13

Темы

занятий

Технология обработки древесины
Древесина: основные свойства и пороки
Характеристика пород
Фанера, шпон, нетрадиц. и отделочные материалы и клеи
Фанера, шпон, нетрадиц. и отделочные материалы и клеи
Выпиливание лобзиком
Материалы для выпиливания: древесина, фанера, оргалит
Назначение и приемы работы приспособлением для стягивания
лобзика
14
Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе
15-16 Приемы выпиливания по внешнему и внутреннему контурам.
17
Подготовка и перевод рисунка на основу
18-19 Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание по
образцу плоских изделий
20-21 Выпиливание по внешнему и внутреннему контурам

кол-во
часов
10
3
3
2
2
18
2
1
1
2
1
2
2

дата

22-23
24
25-26
27-28
3.
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
4.
39-40
41-42
43-44
45
46-48
49-51
52-54
5.
55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66-67
68-69
70
6.
71-72
73-74
75-76
77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94

Выпиливание по внешнему и внутреннему контурам
Изготовление изделий: закладка для книг
Изготовление изделий: ножи для резания бумаги
Изготовление изделий: рамки для фото и т.п.
Выжигание рисунка
Выжигание рисунка способом непрерывной линией
Выжигание рисунка точечным способом
Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
Выжигание рисунка «фоновым способом»
Выжигание рисунка одним из изученных способов.
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию
Виды соединения деталей из фанеры при выпиливании
Клеи для склеивания древесины
Приспособления при склеивании древесины
Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании
древесины
Выполнение заданий по образцу с исполнением чертежей
Выполнение заданий по образцу с исполнением чертежей,
трафаретов
Выполнение заданий по образцу с исполнением чертежей,
трафаретов и шаблонов деталей
Создание изделия из деталей,
выпиленных лобзиком с нанесением рисунка
Виды орнаментов.
Элементы орнаментов.
Приемы росписи элементов рисунка
Приемы росписи элементов рисунка.
Изготовление изделий, выполненных выпиливанием
Изготовление изделий, выполненных выпиливанием
Изготовление изделий, выполненных выпиливанием и
выжиганием.
Изготовление изделий, выполненных выпиливанием и
выжиганием.
Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
Изготовление
предметов
на
произвольную
тему
(коллективная творческая работа)
Просмотр и обсуждение чертежей и рисунков для изготовления
изделий.
Просмотр и анализ лучших работ учащихся, изготовленных
выпиливанием и выжиганием.
Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия.
Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия.
Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия.
Обсуждение лучших разработок, внесение коррективов.
Обсуждение лучших разработок, внесение коррективов.
Изготовление изделия по выбранному чертежу
Изготовление изделия по выбранному чертежу
Изготовление изделия по выбранному чертежу
Изготовление изделия по выбранному чертежу
Изготовление изделия по выбранному чертежу

2
1
2
2
10
2
2
2
2
2
16
2
2
2
1
3
3
3
16
1
2
2
2
2
2
2
2
1
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

7.
95
96
97
98
99
100
102
103
104
105

Технология и декоративные особенности геометрической
резьбы
Исходные элементы геометрической резьбы
Демонстрация работ с геометрической резьбой
Материалы, применяемые для резьбы по дереву;
условия их выбора и их подготовка.
Инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок,
скобчатых лунок
Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок,
скобчатых лунок
Выполнение простейшего орнамента.
Выполнение простейшего орнамента.
Итоговое занятие
ИТОГО

14
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
108

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.3. Методическое обеспечение программы:
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы
занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному
виду деятельности:
Методы работы.
Практические методы: использование различных материалов (фанера, ДВП, спилы
различной древесины, обрезная доска, использование природного материала, а также
акварели, краски, гуаши, лака, ватмана, картона), выполнение рисунков, аппликаций
плоской и объемной формы, мозаики, выжигания, с применением различных приемов
выжигания: (плоское, глубокое, штрихами, точечное).
Наглядные методы: использование эскизов, плакатов, рисунков, репродукций, картин,
макетов, подлинных вещей, дидактический материал.
Словесные методы применяются тогда, когда главным источником усвоения знания
обучающимися является слово (без опоры на наглядные пособия и практическую работу).
К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение, лекции.
Формы работы.
При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися:
коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения
насыщен преимущественно фронтальной формой работы с обучающимися, поскольку в
учебном процессе превалирует интенсивное обучение простейшим приемам рисования,
выжигания, формирование умений и навыков обработки материалов. На втором и третьем
годах обучения отдается предпочтение самостоятельным, индивидуальным формам
обучения.
При проведении занятий, по программе, всегда присутствует воспроизводящий труд,
который сочетается с трудом творческим т.к. немыслимо творчество без знаний и умений.
III.

3.4. Условия реализации программы
Материалы: фанера, ДВП, доски, бруски, природный материал, лак, красители,
копировальная бумага, скрепки, кнопки, карандаши, кисти, наждачная бумага, краски,
скотч
Оборудование: столы, стулья, шкаф для инструментов, выжигательный аппарат.
Инструменты: пила, лобзик, ножницы, нож, напильник, линейка, циркуль, угольник.
Перед началом работы с инструментами каждый обучающийся проходит специальный
инструктаж по технике безопасности.

3.5. Список литературы
Используемая литература:
1. "Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы
(комплект их 3 книг). - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный
клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014. - 672 c.
2. Пул, Стефан Выжигание по дереву / Стефан Пул. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - 284 c.
3. Юрий Подольский. «Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия» Книжный Клуб
«Клуб Семейного Досуга», 2014 – 224 с.
4. Александр Афанасьев. «Досуг, хобби, ремесло» 2014- 176 с.
5. Альберт Джексон, Дэвид Дэй - Переводчик: Ю. Суслов «Пирография»
Изд.: АСТ, Астрель, 2005 – 319 с.
6. Пирография: уроки выжигания по дереву/ Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.: ил.Азбука рукоделия).
Интернет-источники:
1. http://m-der.ru
2. http://pyrography-fireart.ru/
3. http://wooden-stool.ru
4. http://woodtools.nov.ru
Литература для учащихся:
1. Андреева Р. Росписные самоделки. - С.-Пб.: 2020.
2. Афонькин С., Афонькина А. Орнаменты народов мира.- С.-Пб.: Кристалл, 2018.
3. Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.- М.:2019
4. Демина И.Г. Чудеса из дерева.- М.:2021.
5. Кружок «Умелые руки».-С.-Пб.: 2017.
7. Мартынов А. Здравствуй, мастер. -М. 2019
8. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М.: Нивы
России, 22017


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».