Волейбол (Хосоев О.А)

2023 г.

Улан-Удэ, 2023 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основные характеристики программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
по волейболу (далее – Программа) разработана на основе:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.
№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 года №678-р;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020
года)
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года.
Приказ Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от
17.02.2021 года № 86/59;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от
18.11.2015 года № 09-3242;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных технологий при реализации образовательных программ»;
• Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;
• Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.
Интересными и доступными средствами физического воспитания
молодежи являются спортивные игры. Одной из самых популярных
спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в
быту, является волейбол. Волейбол - один из наиболее увлекательных,
массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное
содержание. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и

дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность
суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное
взаимодействие с мячом способствует улучшению зрения, точности и
ориентировке в пространстве. У детей развивается мгновенная реакция на
зрительные и слуховые сигналы. Широкому распространению волейбола
содействует доступное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Программа актуальна, так как предусматривает решение проблем
оздоровления и закаливания организма обучающихся, обеспечения
оптимального для данных возрастных групп уровня физической
работоспособности и физических качеств. Кроме повышения уровня
физического развития программа обучает основам техники и тактики игры,
формирует навыки волейболистов-спортсменов.
Программа имеет физкультурно - спортивную направленность.
Теоретическая составляющая программы предусматривает изучение приемов
тактики и техники игры в волейбол, правил соревнований, морально –
психологическую подготовку. Практическая составляющая включает в себя
физическую подготовку, специальную и технико- тактическую подготовку, а
также учебно-тренировочные игры и соревновательный процесс.
Программа имеет базовый уровень сложности, так как
предусматривает освоение базовых тактико-технических приемов игры,
спортивное совершенствование, участие в соревнованиях по волейболу всех
уровней.
Особенностью реализации программы является то, что она не
замыкается на решении задач по формированию спортивных навыков
обучающихся в избранном виде спорта, а предусматривает укрепление
психофизического здоровья, воспитание морально- волевых качеств
личности, уверенности в своих силах, целеустремленности, инициативы и
самообладания. В программе часть теории вынесена на самостоятельное
изучение и освоение с применение информационно-коммуникационных
технологий, что позволяет сократить количество часов её освоения, сохранив
качество обучения. На занятиях ребята изучают методики выполнения
приемов подачи мяча, индивидуальной работы и работы в команде, успешно
применяют их в учебно-тренировочной практике.
Адресат программы: в реализации программы принимают участие
обучающиеся 8-17 лет.
Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и
наличии
разрешения
от
врача,
подтверждающего
отсутствие
противопоказаний к занятиям спортом. Количество обучающихся в группах
первого года обучения - 12 человек, второго года обучения - 10 человек,

третьего года обучения - 8 человек. Состав групп постоянный. В состав
учебных групп входят обучающиеся одного возраста. Группы комплектуются
с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей
и подростков 8-15 лет, юношей и девушек 16-17 лет, а также, анатомофизиологического состояния организма в данных возрастных периодах.
Процесс возрастного развития и формирования новообразований,
отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может
происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно
существуют и «детское», и «взрослое». Возраст от 8 до 15 лет, когда
мышление уже логичное и обоснованное и ведущие позиции начинают
занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками,
характеризуется
перестройкой
физического
состояния
организма,
мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже
существующие мотивы), более всего - личностной сферы, сферы
самосознания. Для них и для обучающихся юношеского возраста 16-17 лет, с
окончательно сформированной сферой познания и полностью управляемым
вниманием, организационные спортивные занятия просто необходимы.
Формы обучения: очная/дистанционная.
Программа адаптирована для реализации в условиях дистанционного
обучения по санитарно-эпидемиологическим основаниям и включает все
необходимые инструменты электронного обучения: электронную почту,
социальную сеть «ВКонтакте», приложение смартфона WhatsApp.
Формы организации занятий в очном формате: традиционные
(индивидуальная, групповая, фронтальная), сопутствующие (тренировки,
соревнования,
товарищеские
игры, учебно-тренировочные
сборы).
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем теоретического
обучения и спортивной тренировки, которые являются единым
педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление
определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического
развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное
осуществление учебно- тренировочного процесса возможно при соблюдении
принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической,
специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Волейбол» 3 года.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов в
год – 144 часа.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание благоприятных условий для развития и
постоянного совершенствования физических качеств обучающихся
посредством приобщения к целенаправленным занятиям волейболом.
Задачи:
- формирование системы знаний, умений, и навыков игры в волейбол;
- овладение
методиками игры, приобретение индивидуальной
волейбольной специализации;
- подготовка тактическая, техническая и физическая для успешного
участия в соревнованиях по волейболу.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- владение техникой и тактикой командной игры;
- приобретение начальных специализированных знаний. Личностные
результаты:
- развитие самостоятельности, творчества и личной ответственности за
свои поступки;
- формирование
ответственного отношения к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
- осуществление организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
- формирование межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности
их использования в учебной, соревновательной и социальной практике;
Формами контроля в ходе реализации программы являются: входной
контроль (опрос), текущий контроль (тестирование), промежуточный
контроль (контрольные испытания).
Формами итогового контроля являются сдача контрольных
нормативов и достойное участие обучающихся в соревнованиях и турнирах
на первенство района, города.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№
п\п

Тема

1

Введение в программу.
Техника безопасности.
Государственная
символика
Физическая культура и
спорт в России.
История
развития волейбола
Гигиена волейболиста.
Закаливание
Основные понятия и
правила игры в
волейбол
Общая физическая
подготовка

2

3
4
5

Количество часов
Всего Теори Практика
я
2
2
-

Входной (опрос)

2

2

-

Входной (опрос)

4

2

2

4

2

2

Текущий
(тестирование)
Текущий
(тестирование)

42

6

36

6

Техническая
подготовка

32

4

28

7

Тактическая
подготовка

26

4

22

8

Специальная
физическая подготовка

22

4

18

9

Учебно-тренировочные
игры. Соревнования

8

-

8

10

Итоговое занятие

2

-

2

144

26

118

Итого

Формы
аттестации/контроля

Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные испытания)
Итоговый
(тестирование, игры,
соревнования)
Итоговый (сдача
контрольных переводных
нормативов)

Содержание учебного плана
Тема 1 (2 часа). «Введение в программу. Государственная
символика. Техника безопасности»
Теория: Краткое содержание, цель и задачи программы. Техника
безопасности. Причины травм и их предупреждение применительно к
занятиям волейболом Государственная символика страны: флаг, герб, гимн.
Опрос (2 часа).
Тема 2 (2 часа). «Физическая культура и спорт в России. История
развития волейбола»
Теория: Характеристика волейбола как средство физического
воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие
волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в
России и в мире. Опрос (2 часа).
Тема 3 (4 часа). «Гигиена волейболиста. Закаливание»
Теория: Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Влияние
физических упражнений на организм человека. Самоконтроль спортсмена.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Способы
закаливания организма (2 часа).
Практика: Тестирование. Обследование в диспансере (2 часа).
Тема 4 (4 часа). «Основные понятия и правила игры в волейбол.
Психологическая подготовка»
Теория: Основные понятия и правила игры в волейбол. Спортивная
терминология. Методика судейства. Понятия о волевых качествах
спортсмена.
Управление
своими
действиями,
телом,
мыслями,
переживаниями. Психологическая подготовка. Меры предупреждения
переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена (2 часа).
Практика: Тестирование на знание правил игры. Переключения в
выполнении
технических
приёмов
и
тактических
действий.
Восстановительные упражнения (2 часа).
Тема 5 (42 часа). «Общая физическая подготовка»
Теория: Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на развитие
ловкости, быстроты, координации движений. Подвижные игры и эстафеты.
Упражнения для плечевого пояса, для мышц ног и таза, с предметами, со
скакалками и мячами. Гимнастические, акробатические, силовые упражнения
(6 часов).
Практика: Выполнение общеразвивающих упражнений: упражнений с
предметами, со скакалками и мячами; упражнений для развития скорости
(гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений,

кроссовый бег, челночный бег); прыжковых упражнений (прыжки в длину с
места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через
препятствие, через скакалку); силовых упражнений (упражнения с
отягощением для рук и для ног); гимнастических упражнений (без
предметов, для мышц рук, ног, таза и плечевого пояса); акробатических
упражнений (перекаты, кувырки, стойки). Спортивные игры: баскетбол,
футбол. Эстафеты с мячом.
Контрольные испытания (36 часов).
Тема 6 (32 часа). «Техническая подготовка»
Теория: Обучение технике – важнейшая учебно-тренировочная задача.
Подготовительные и подводящие упражнения. Техника нападения. Техника
защиты. Технические приемы при работе с мячом (4 часа).
Практика: Отработка технических приемов. Волейбольные стойки:
высокая, средняя, низкая. Перемещения: взад-вперед, влево-вправо. Удар по
отскочившему мячу. Пас предплечьями в движении. Пас предплечьями на
точность. Боковая подача. Нижняя подача. Передача сверху. Пас-отскок
мяча-пас, короткий пас, пас назад, длинный пас. Передача-перемещениепередача. Техника защиты. Защитные действия с мячом. Блокирование.
Техника нападения. Определение игрового места в составе команды.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения.
Контрольные испытания (28 часов).
Тема 7 (26 часов). «Тактическая подготовка»
Теория: Варианты тактических действий. Тактики по игровым
функциям. Выбор правильной тактики игры. Индивидуальные действия,
групповые действия, командные действия. Умение взаимодействовать с
другими игроками. «Участки» поля каждого игрока (4 часа).
Практика: Выполнение тактических приемов и действий. Тактика
игры в защите, в нападении. Индивидуальная игра. Тактика взаимодействия с
другими игроками.
Командная игра. Тактика нападения. Разбег перед атакой, разбег и бросок,
замедленный удар в центр площадки. Тактика защиты: выполнение защитных
действий. (индивидуальные действия, групповые действия, командные
действия). Контрольные испытания (22 часа).
Тема 8 (22 часа). «Специальная физическая подготовка»
Теория:
Специальная
физическая
подготовка
(СФП).
Совершенствование приемов игры, тактико-технических действий,
комбинаций и систем нападения и защиты в условиях, близких к
соревновательным. Специальная выносливость, ловкость, гибкость
(прыжковая, скоростная, скоростно-силовая). Новейшие достижения игры (4

часа).
Практика: Тактико-технические действия (ТТД). Совершенствование
техники игры в волейбол. Взаимосвязь технической, тактической и
физической подготовки. Отработка быстроты перемещений в ответных
действиях на сигналы. Имитация нападающего удара, имитация
блокирования. Упражнения на развитие прыгучести: прыжки, напрыгивания,
упражнения со скакалкой. Совершенствование приёмов: передач, подач,
нападающих ударов. Игры и эстафеты с препятствиями. Контрольные
испытания (18 часов).
Тема 9 (8 часов). «Учебно-тренировочные игры. Соревнования»
Практика: Тестирование основ знаний по теме «Волейбол».
Тестометрический контроль. Определение уровня физической и тактикотехнической подготовки в ходе переводных испытаний. Учебнотренировочные игры по подвижным играм с элементами техники волейбола,
соревнования (8 часов).
Тема 10 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Практика: Сдача контрольных переводных нормативов (2 часа).

1-й год обучения
№
п\п
1

2

3
4
5

Количество часов

Тема
Введение в программу.
Техника безопасности.
Государственная
символика
Физическая культура и
спорт в России. История
развития волейбола
Гигиена волейболиста.
Закаливание
Основные понятия и
правила игры в волейбол
Общая физическая
подготовка

Всего
2

Теория
2

Практика
-

2

2

-

Входной(опрос)

4

2

2

4

2

2

26

6

20

Текущий
(тестирование)
Текущий
(тестирование)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Итоговый
(тестирование, игры,
соревнования)
Итоговый (сдача
контрольных
переводных
нормативов)

6

Техническая подготовка

32

4

28

7

Тактическая подготовка

28

4

24

8

Специальная физическая
подготовка

34

6

28

9

Учебно-тренировочные
игры. Соревнования

10

-

10

1
0

Итоговое занятие

2

-

2

144

28

116

Итого

Формы
аттестации/контроля
Входной(опрос)

Содержание учебного плана
Тема 1 (2 часа). «Введение в общеобразовательную программу.
Государственная символика. Техника безопасности»
Теория: Краткое содержание изучаемого курса. Цель и задачи
реализации программы. Государственная символика страны: флаг, герб, гимн.
Техника безопасности. Причины травм и их предупреждение применительно
к занятиям волейболом. Профилактика травматизма. Опрос (2 часа).
Тема 2 (2 часа). «Физическая культура и спорт в России. История
развития волейбола»

Теория: Характеристика волейбола как средства физического
воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие
волейбола в России и за рубежом.
Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Опрос (2 часа).
Тема 3 (4 часа). «Гигиена волейболиста. Закаливание»
Теория: Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Краткие
сведения о строении и функциях организма человека. Физические
упражнения как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных
качеств. Основные закаливающие факторы.
Самоконтроль во время тренировочного процесса (2 часа).
Практика: Тестирование. Обследование в диспансере (2 часа).
Тема 4 (4 часа). «Основные понятия и правила игры в волейбол.
Психологическая подготовка»
Теория: Основные понятия и правила игры в волейбол. Правила
судейства и ведения протокола. Терминология и судейские жесты. Понятия о
волевых качествах спортсмена. Управление своими действиями, телом,
мыслями, переживаниями. Психологическая подготовка. Значение активного
отдыха для спортсмена (2 часа).
Практика: Тестирование на знание правил игры. Переключения в
выполнении
технических
приёмов
и
тактических
действий.
Восстановительные упражнения (2 часа).
Тема 5 (26 часов). «Общая физическая подготовка»
Теория: Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Подвижные
игры и эстафеты. Упражнения для плечевого пояса, для мышц ног и таза, с
предметами, со скакалками и мячами. Гимнастические, акробатические,
силовые упражнения. Спортивные игры.
Скоростные передвижения (6 часов).
Практика: Выполнение общеразвивающих упражнений: упражнений с
предметами, со скакалками и мячами; упражнений для развития скорости
(гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений,
кроссовый бег, челночный бег); прыжковых упражнений (прыжки в длину с
места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через
препятствие, через скакалку); силовых упражнений (упражнения с
отягощением для рук и для ног); гимнастических упражнений (без
предметов, для мышц рук, ног, таза и плечевого пояса); упражнений на
гимнастических снарядах; акробатических упражнений (перекаты, кувырки,
стойки). Спортивные игры: баскетбол, футбол. Эстафеты с мячом.
Подвижные игры «Подай и попади», «Круг за кругом» Контрольные
испытания (20 часов).

Тема 6 (32 часа). «Техническая подготовка»
Теория: Подготовительные и подводящие упражнения. Техника
нападения. Техника защиты. Специальные технические приемы:
перемещения, подачи, передачи. Технические приемы при работе с мячом (4
часа).
Практика: Отработка технических приемов. Волейбольные стойки:
высокая, средняя, низкая. Перемещения: взад-вперед, влево-вправо. Удар по
отскочившему мячу. Пас предплечьями в движении. Пас предплечьями на
точность. Боковая подача. Нижняя подача. Передача сверху. Пас-отскок
мяча-пас, короткий пас, пас назад, длинный пас. Передача-перемещениепередача. Техника защиты: пас из неудобного положения. Игра
«Кому принимать подачу?». Техника нападения: высокая прострельная
передача, короткий пас, длинный пас, пас назад, подача, пас предплечьями и
второй пас.
Определение игрового места в составе команды. Основные приемы техники
игры в волейбол и способы их выполнения. Контрольные испытания (28
часов).
Тема 7 (28 часов). «Тактическая подготовка»
Теория: Тактики по игровым функциям. Игровые ситуации. Тактика
нападения и тактика защиты: индивидуальные действия, групповые действия,
командные действия, осуществление ответных действий. Взаимодействие с
другими игроками. «Участки» поля каждого игрока (4 часа).
Практика: Выполнение тактических приемов и действий. Тактика
подготовки и выполнения приемов «пас предплечьями», «подача и пас
предплечьями», дальнейшие действия. Прием подачи в правой задней «зоне».
Прием подачи в левой задней «зоне». Нацеленная подача, подача с лицевой
линии, верхняя подача. Передача безадресного мяча. Тактика игры в защите,
в нападении. Индивидуальная игра. Командная игра.
Тактика нападения. Разбег перед атакой, разбег и бросок, замедленный удар в
центр площадки. Тактика защиты: выполнение защитных действий
(индивидуальные действия, групповые действия, командные действия).
Контрольные испытания (24 часа).
Тема 8 (34 часа). «Специальная физическая подготовка»
Теория:
Специальная
физическая
подготовка
(СФП).
Совершенствование приемов игры, тактико-технических действий,
комбинаций и систем нападения и защиты в условиях, близких к
соревновательным. Специальные подготовительные и подводящие
упражнения на укрепление кистей рук, развитие силы и быстроты
перемещений, реакции, ориентировки, координации, наблюдательности,

умения пользоваться периферическим зрением. Специальная выносливость
(прыжковая, скоростная, скоростно-силовая).
Прыжковая ловкость. Специальная гибкость (6 часов).
Практика: Тактико-технические действия (ТТД). Совершенствование
приемов игры в волейбол. Взаимосвязь технической, тактической и
физической подготовки. Отработка быстроты перемещений в ответных
действиях на сигналы. Имитация нападающего удара, имитация
блокирования. Упражнения на развитие прыгучести: прыжки, напрыгивания,
упражнения со скакалкой. Совершенствование приёмов: передач, подач,
нападающих ударов. Выполнение упражнений для развития силы рук,
туловища, ног: упоры, наклоны, приседания, упражнения с предметами. Игры
и эстафеты с препятствиями. Контрольные испытания (28 часов).
Тема 9 (10 часов). «Тестирование. Учебно-тренировочные игры.
Соревнования»
Практика: Тестирование основ знаний по теме «Волейбол».
Тестометрический контроль по общей физической подготовке, технической,
тактической и специальной
подготовке. Определение уровня физической, тактико-технической и
специальной подготовки в ходе переводных испытаний. Учебнотренировочные игры и соревнования (10 часов).
Тема 10 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Практика: Сдача контрольных нормативов (2 часа).

3-го год обучения
№
п\
п
1

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля

Тема
Введение в программу.
Техника безопасности.
Государственная символика
Физическая культура и
спорт
в России. История развития
волейбола

2

2

-

Входной (опрос)

2

2

-

Входной (опрос)

Гигиена волейболиста.
Закаливание
Основные понятия и
правила игры в волейбол

6

2

4

6

2

4

Текущий
(тестирование)
Текущий
(тестирование)

5

Общая физическая
подготовка

10

2

8

6

Техническая подготовка

30

4

26

7

Тактическая подготовка

32

4

28

8

Специальная физическая
подготовка

40

4

36

9

Учебно-тренировочные
игры. Соревнования

14

-

14

10

Итоговое занятие

2

-

2

144

22

122

2

3
4

Итого

Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Итоговый
(тестирование, игры,
соревнования)
Итоговый (сдача
контрольных
переводных
нормативов)

Содержание учебного плана
Тема 1 (2 часа). «Введение в программу. Техника безопасности.
Государственная символика»
Теория: Краткое содержание изучаемого курса. Цель и задачи
реализации программы. Государственная символика страны: флаг, герб, гимн.
Техника безопасности. Причины травм и их предупреждение применительно
к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
Профилактика травматизма. Опрос (2 часа).
Тема 2 (2 часа). «Физическая культура и спорт в России. История

развития волейбола»
Теория: Характеристика волейбола как средства физического
воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие
волейбола в России и за рубежом.
Выдающиеся достижения российских спортсменов. Крупнейшие
соревнования по волейболу в России и в мире. Опрос (2 часа).
Тема 3 (6 часов). «Гигиена волейболиста. Закаливание»
Теория: Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Влияние
физических упражнений на организм человека. Самоконтроль спортсмена.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание
организма. Основные закаливающие факторы. Самоконтроль во время
тренировочного процесса (2 часа).
Практика: Тестирование. Обследование в физкультурном диспансере
(4 часа).
Тема 4 (6 часов). «Основные понятия и правила игры в волейбол.
Психологическая подготовка»
Теория: Основные понятия и правила игры в волейбол. Методика
судейства. Правила судейства и ведения протокола. Спортивная
терминология. Терминология и судейские жесты. Психологический настрой
игроков на тренировочный процесс и участие в соревнованиях. Понятия о
волевых качествах спортсмена. Психологическая подготовка. Мотивация на
победу. Меры предупреждения переутомления (2 часа).
Практика: Тестирование на знание правил игры и судейства.
Переключения в выполнении технических приёмов и тактических действий.
Восстановительные упражнения (4 часа).
Тема 5 (10 часов). «Общая физическая подготовка»
Теория: Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Определение
скоростно- силовых качеств. Правила подвижных игр и эстафет. Упражнения
для плечевого пояса, для мышц ног и таза, с предметами, со скакалками и
мячами. Гимнастические, акробатические, силовые упражнения. Скоростные
передвижения (2 часа).
Практика: Выполнение общеразвивающих упражнений: упражнений с
предметами, со скакалками и мячами; упражнений для развития скорости
(гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений,
кроссовый бег, челночный бег); прыжковых упражнений (прыжки в длину с
места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через
препятствие, через скакалку); силовых упражнений (упражнения с
отягощением для рук и для ног); гимнастических упражнений (без
предметов, для мышц рук, ног, таза и плечевого пояса); упражнений на

гимнастических снарядах; акробатических упражнений (перекаты, кувырки,
стойки). Спортивные игры: баскетбол, футбол. Эстафеты с мячом.
Подвижные игры «Подай и попади», «Круг за кругом» Контрольные
испытания (8 часов).
Тема 6 (30 часов). «Техническая подготовка»
Теория: Обучение технике – важнейшая учебно-тренировочная задача.
Подготовительные и подводящие упражнения. Техника нападения. Техника
защиты. Специальные технические приемы: перемещения, подачи, передачи.
Технические приемы при работе с мячом (4 часа).
Практика: Отработка технических приемов. Волейбольные стойки:
высокая, средняя, низкая. Перемещения: взад-вперед, влево-вправо. Удар по
отскочившему мячу. Пас предплечьями в движении. Пас предплечьями на
точность. Боковая подача. Нижняя подача. Передача сверху. Пас-отскок
мяча-пас, короткий пас, пас назад, длинный пас. Передача-перемещениепередача. Техника защиты: пас из неудобного положения. Игра
«Кому принимать подачу?». Защитные действия с мячом.
Блокирование. Техника нападения: высокая прострельная передача, короткий
пас, длинный пас, пас назад, подача, пас предплечьями и второй пас.
Определение игрового места в составе команды.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием нападающего удара,
- прием подачи, -передачи,
- подача мяча,
- нападающие удары,
- блокирование.
Контрольные испытания (26 часов).
Тема 7 (32 часов). «Тактическая подготовка»
Теория: Варианты тактических действий. Тактики по игровым
функциям. Выбор правильной тактики игры. Тактика нападения и тактика
защиты: индивидуальные, групповые, командные действия. Нападающие и
ответные действия. Взаимодействовать с другими игроками, в команде.
«Участки» поля каждого игрока (4 часа).
Практика: Выполнение тактических приемов и действий. Тактика
подготовки и выполнения приемов «пас предплечьями», «подача и пас
предплечьями», дальнейшие действия. Прием подачи в правой задней «зоне».
Прием подачи в левой задней «зоне». Нацеленная подача, подача с лицевой
линии, верхняя подача. Передача безадресного мяча. Тактика игры в защите,
в нападении. Индивидуальная игра. Тактика взаимодействия с другими

игроками. Командная игра. Тактика нападения. Разбег перед атакой, разбег и
бросок, замедленный удар в центр площадки. Тактика защиты: выполнение
защитных действий (индивидуальные действия, групповые действия,
командные действия).
Контрольные испытания (28 часов).
Тема 8 (40 часов). «Специальная физическая подготовка»
Теория: Специальная физическая подготовка (СФП). Взаимосвязь
технической, тактической и физической подготовки. Приемы игры, тактикотехнические действия, комбинации и системы нападения и защиты в
условиях, близких к соревновательным. Специальные подготовительные и
подводящие упражнения на укрепление кистей рук, развитие силы и
быстроты
перемещений,
реакции,
ориентировки,
координации,
наблюдательности, умения пользоваться периферическим зрением.
Специальная выносливость (прыжковая, скоростная, скоростно-силовая).
Прыжковая ловкость.
Специальная гибкость. Новейшие достижения игры (4 часа).
Практика: Тактико-технические действия (ТТД). Совершенствование
техники игры в волейбол. Отработка быстроты перемещений в ответных
действиях на сигналы.
Имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения
на развитие прыгучести: прыжки, напрыгивания, упражнения со скакалкой.
Применение освоенных приемов в игровой и соревновательной обстановке.
Совершенствование приёмов в рамках ТТД: передач, подач, нападающих
ударов. Выполнение упражнений для развития силы рук, туловища, ног:
упоры, наклоны, приседания, упражнения с предметами. Игры и эстафеты с
препятствиями. Контрольные испытания (36 часов).
Тема 9 (14 часов). «Тестирование. Учебно-тренировочные игры.
Соревнования»
Практика: Тестирование по общей физической подготовке,
технической, тактической и специальной подготовке. Определение уровня
физической и тактико-технической подготовки в ходе переводных
испытаний. Учебно-тренировочные игры и соревнования всех уровней (14
часов).
Тема 10 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Практика: Сдача контрольных нормативов (2 часа).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты 1-го года обучения
Предметные:
- формирование представлений о значении предмета волейбол,
значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- владение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия);
- приобретение начальных знаний по освоению приемов игры.
Личностные:
- развитие самостоятельности, дисциплинированности;
- формирование ответственного отношения к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- формирование межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности
их использования в учебной, социальной и познавательной практике.
Планируемые результаты 2-го года обучения
Предметные:
- освоение приемов и методик игры;
- знание и умение применять правила техники безопасности;
- умение применять упражнения для рук, осанки, позвоночника,
выполнять расслабляющие паузы.
Личностные:
- развитие творчества;
- осуществление учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметные:
- формирование межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности
их использования в учебной, социальной и познавательной практике.
Планируемые результаты 3-го года обучения и результаты
реализации программы
Предметные:
- владение базовыми знаниями и умениями, техникой и тактикой
командной игры;
- приобретение специализированных профессиональных знаний.
Личностные:

- развитие личной ответственности за свои поступки, готовности и

способности
к саморазвитию,
личностному
самоопределению
и
самообразованию.
- формирование личностной и гражданской позиции в деятельности,
способности к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
- формирование межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности
их использования в учебной, соревновательной и социальной практике.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ
Формами контроля в ходе реализации программы являются:
- входной контроль: (опрос) с целью определения начального уровня
подготовки обучающихся, имеющихся знаний, умений и навыков, связанных
с предстоящей образовательной деятельностью;
- текущий контроль: (тестирование) осуществляется по конкретным
темам, с целью диагностирования качества усвоения изученного материала;
- промежуточный контроль: (контрольные испытания) с целью
накопления показателей физического развития и уровня специальной
подготовки.
- итоговый контроль: (соревновательная практика, учебнотренировочные игры, сдача нормативов, тестирование) проводится в конце
учебного года и предполагает комплексную проверку образовательных
результатов по всем ключевым темам.
Формы отслеживания и фиксации результатов: материалы
тестирований, протоколы сдачи контрольных и переводных нормативов,
соревнований.
Формами предъявления и демонстрации результатов освоения
программы являются сдача контрольных нормативов, соревнования.
2.2. ОЦЕНОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
- карточки с тестовыми заданиями;
- тестовые таблицы с заданиями;
- таблицы с контрольными нормативами;
- протоколы соревнований.
-

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Использование словесных, наглядных и практических методов
обучения способствует быстрому освоению изучаемого материала. Метод
«обратной связи» помогает в процессе обучения проверить, в правильном ли
направлении идет работа, оценить успешность детей в освоении программы.
Применение элементов здоровьесберегающей технологии, технологии
развивающего обучения, воспитательных методов (организация деятельности
и
формирование
опыта
поведения,
педагогическое
требование,
воспитывающие ситуации) дает возможность обучающимся развиваться во
всех сферах, направляет их энергию в конструктивное русло социальной
практики.
Методическое обеспечение программы
№ Формы занятий
п/п

Приемы и
методы

Дидактически й
материал

Виды и
формы
контроля

Формы и
содержание
подведения
итогов

1. Введение в программу. Техника безопасности. Государственная символика
Фронтальные
Словесные,
Плакаты
Входной
Опрос. Знание
(рассказ, беседа)
наглядные
контроль
символики РФ,
(опрос)
текста гимна
России
2. Физическая культура и спорт в России. История развития волейбола.
Фронтальные
Словесные, Видеомагнито фон
Входной
Опрос. Знание
DVD диски
(рассказ, беседа)
наглядные
контроль
истории
(опрос)
развития
волейбола
3. Гигиена волейболиста. Закаливание
Тестирование.
Фронтальные
Словесные, Видеомагнито фон
Текущий
Обследование,
DVD диски
(рассказ, беседа)
наглядные,
контроль
Индивидуальные практические
(тестирование) антропометри я
(ведение
дневника
самоконтроля)
4. Основные понятия и правила игры в волейбол
Фронтальные
(рассказ, беседа)
Индивидуальные
(тестирование)

Словесные, Видеомагнито фон
Текущий
DVD диски,
наглядные,
Контроль
карточки с
практические
(тестирование)
вопросами

Знание правил
игры

5. Общая физическая подготовка
Фронтальные
(беседа,
инструктаж)
Индивидуальные
(выполнение
упражнений)

Словесные
наглядные,
практические

Таблицы с
Промежуточн
правилами,
ый контроль
нормативами,
(контрольные
личные карточки, испытания по
схемы
ОФП)

Сдача
контрольных
нормативов по
ОФП

6. Техническая подготовка
Фронтальные
Словесные Волейбольная сетка,
(беседа,
наглядные,
мячи, таблицы с
инструктаж)
практические
нормативами
Индивидуальные
(выполнение
упражнений)
7. Тактическая подготовка

Промежуточн
ый контроль
(контрольные
испытания по
технической
подготовке)

Сдача
контрольных
нормативов по
Технической
подготовке)

Промежуточн
ый контроль
(контрольные
испытания по
тактической
подготовке)

Сдача
контрольных
нормативов по
тактической
подготовке

Фронтальные
Словесные Волейбольная сетка, Промежуточн
(беседа,
наглядные,
мячи, таблицы с
ый контроль
инструктаж)
практические
нормативами
(контрольные
Индивидуальные
испытания по
(выполнение
СФП)
упражнений)

Сдача
контрольных
нормативов по
СФП

Фронтальные
Словесные Волейбольная сетка,
(беседа,
наглядные,
мячи, таблицы с
инструктаж)
практические
нормативами
Индивидуальные
(выполнение
упражнений)
8. Специальная физическая подготовка

9. Учебно- тренировочные игры. Соревнования.
Фронтальные,
Словесные, Волейбольная сетка, Итоговый
(тренировка)
практические мячи, карточки с
контроль
Индивидуальные
вопросами,
(тестировани
(тестирование,
таблицы с
е)
сдача
нормативами
нормативов)
10. Итоговое занятие

Игры,
соревнования

Фронтальные,
Словесные, Волейбольная сетка, Итоговый
(тренировка)
практические мячи, таблицы с
контроль
Индивидуальные
контрольными
(контрольные
(выполнение
нормативами
испытания)
контрольных
нормативов)

Сдача
переводных
контрольных
нормативов

2.4. Материально-техническое обеспечение программы.
Перечень учебного инвентаря и оборудования
Технические средства
обучения (ТСО)

Инструменты и
приспособления общего
пользования

Инструменты и
приспособления
индивидуального
пользования
Аудиальные и
Волейбольная сетка,
Спортивный инвентарь:
аудиовизуальные
гимнастическая скамейка,
скакалка, гимнастическая
технические средства:
Спортивный инвентарь: мячи, палка, волейбольный мяч,
компьютер аудио-видео
гантели, гири,
набивной мяч
материалы, диски флешки
мешки с песком
Спортивная форма:
манишка,
спортивная обувь

Информационное обеспечение Учебно-методический комплекс
1.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Волейбол», 144 часа в год.
2. Учебно-методические комплекты: методическая литература: книги
по истории волейбола, справочники.
3. Учебно-методические разработки заданий и упражнений.
4. Инструкции по технике безопасности.

5. Список литературы
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих/Э.К. Ахмеров – Минск
Полымя, - 1985. – 264 с.- Текст непосредственный.
2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры /А.В. Беляев –
Москва Физкультура и спорт, 2005. – 320 с. - Текст непосредственный.
3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика,
методика обучения/Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, - Москва, Издательский
центр «Академия», 2004. 519 с. - Текст непосредственный.
4. Клещев Ю.Н. Волейбол /Ю.Н. Клещев – Москва Физкультура и
спорт, 2005. – 400 с.- Текст непосредственный.
5. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами /В.С. Кузнецов –
Москва Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с. - Текст непосредственный.
6. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг. – Москва ТерраСпорт, 2001. – 160 с. - Текст непосредственный.
7. Тюленьков С.Ю. Волейбол/С.Ю. Тюленьков – Москва, Советский
спорт, 2007.–310 с. - Текст непосредственный.
8. Фурманов А.Г. Волейбол/А.Г. Фурманов – Москва Современная
школа, 2009. – 86 с. - Текст непосредственный.
Интернет- ресурсы
1. Министерство спорта РФ - http://www.minsport.gov.ru.
2. Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».