ДООП Шашина Е.С. Потешки

1

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Ансамбля народного пения «Потешки»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 4 -16 лет
Срок реализации: 10 лет
Уровень: стартовый, базовый, продвинутый

Автор/разработчик:
Шашина Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023

2

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа ансамбля народного пения «Потешки»
(далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г.
N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.

3

18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Данная программа составлена, на основе авторской программы ансамбля «Потешки»
Афанасьевой Т.Т.
1.2. Актуальность данной деятельности усиливается, поскольку современные
городские дети находятся под влиянием мощного потока субкультуры. В этих условиях
дополнительное образование, получаемое школьниками в ансамбле при Городском Дворце
детского (юношеского) творчества г. Улан-Удэ, становится альтернативой масскультуре, и
приобщает детей к истинным истокам родной культуры. Жизненная необходимость
возвращения в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в духовный мир
непреходящих достижений народного искусства становится сегодня все более осознанной.
Приобщение к родным истокам происходит естественнее в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее. Поэтому идея создания разновозрастного фольклорного коллектива является
реальным практическим воплощением социальных общественных запросов.
1.3. Отличительные особенности программы. Ансамбль народного пения «Потешки»
представляет собой своеобразный социальный институт передачи традиционной русской
народной культуры от поколения к поколению в современных городских условиях.
Ансамбль видится как материальная и духовная база для создания особой эстетической
среды, в которой происходит психологическое «погружение» в мир народного творчества. Это
общественно важный центр - объединение педагогов, родителей, детей на почве постижения
народной культуры в ее художественном проявлении.
Программа опирается на следующие идеи:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам и взглядам
людей;
- формирование представлений об основах русской песенной культуры понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в народных
традициях русского народа;
- формирование характера ребенка на основе изучения его психологических особенностей
через художественную деятельность с опорой на национальную культуру, подводящую к
пониманию и уважению мировой культуры в различных национальных формах ее
воплощения;
- воспитание нравственной и эстетической разборчивости детей в гипертрофированных
формах современной массовой культуры;
- приобщение детей к основам традиционной национальной культуры;
- понимание связи фольклора и профессионального искусства, изучение языка различных
видов народного творчества (вокального, хореографического, инструментального и др.),

4

вовлечение детей в самостоятельное творчество, — все это способствует развитию
эстетического чутья, которое позволяет сделать правильные ценностные ориентации;
- организация эмоционально - духовной жизни детей, творческого досуга - имеет большое
воспитательное значение.
Творческая универсальность детей младшего школьного возраста позволяет
организовать синтетические виды занятий с привлечением различных жанров русского
фольклора, которые приводят к стабилизации познавательных и музыкальных интересов и
позволяют в старшем возрасте сделать профессиональный выбор; системно - деятельностный
подход реализуется через участие в разнообразных проектах и творческих мероприятиях:
репетициях, концертах, конкурсах, фестивалях, творческих встречах, народных праздниках,
выставках и др., способствует выработке у детей привлекательных личностных компетенций,
нравственно - ценностных установок, умения сотрудничать в достижении целей личностного,
социального и познавательного развития, эстетического вкуса и потребностей.
Для реализации данной программы необходимо помнить о специфике фольклорного
песнетворчества, без которого невозможно освоение музыкального фольклора.
1.
Традиционность фольклора вне традиции фольклора нет и не может быть. В нем
своеобразны не только форма и стиль, но и содержание и система образов, сам принцип
отражения действительности. К фольклору следует относиться не как к чему-то застывшему,
а как к жизненному источнику, как к современной и самобытной художественной культуре.
Поэтому главный принцип фольклорного песнетворчества заключается в его творческом
характере, т.е. нельзя имитировать народное исполнение, не стремиться к его
этнографичности, а необходимо глубоко проникать в сущность образов песни, и через них
полнее раскрывать творческий потенциал каждого ребенка - исполнителя.
2.
Фольклор и его традиционность - искусство цельное. И в первую очередь его
цельность проявляется в возможности ребенка через песню ощутить себя частью народа.
Фольклор - это отношение таких кореллирующих понятий как «коллективное» и
«индивидуальное». Коллективность как эстетическая категория в фольклоре реализуется в
творческом процессе, когда происходит соединение коллективного творчества с
индивидуальным. «Певцы, изливая свои чувства, вместе заботятся о красоте общего
исполнения» (Е.Э.Линева)
3.Фольклор - самостоятельная целостная художественная система соисвоими
ценностями и средствами выразительности. Очень важно научить детей пониманию
динамизма фольклора, который заключается в таких категориях как устойчивость,
вариативность, импровизационность. В организации обучения детей музыкальному
фольклору следует учитывать его синкретизм - слитность напева, слова и движения, которые
определяют три вида творческой деятельности: пение, танец, драматизацию.
Данные принципы легли в основу содержания программы обучения детей народному
пению.
1.4. Цель программы:
Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление
их этнической идентичности, сохранения и развития культурного и языкового наследия
русского народа, овладения духовными ценностями и культурой своего народа.
Задачи:
Обучающая:
- обучение детей народному языку, пению в определенной народно - певческой манере.
Развивающая:

5

- развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию;
- развитие навыков пения в народной манере;
Воспитательная:
- приобретение опыта художественно-творческой деятельности в ансамбле народного пения,
способности к сопереживанию, творческого воображения
- формирование представлений о светской этике, о значении моральных норм, нравственных
ценностей и духовных идеалов православной культуры для жизни человека, и общества;
- осознание образно-выразительной природы народного творчества, его воздействия на
человека;
- привитие детям любви к народной песне через призму знаний о ней.
1.5. Возраст учащихся, которым адресована программа: прием в фольклорный
ансамбль осуществляется на добровольной основе с 4 до 16 лет. Такой возрастной диапазон
позволяет дифференцировать детей при формировании творческих учебных групп, что, в
конечном счете, предопределяет вариативность в содержании программ и методики их
реализации. Практика формирования художественных разновозрастных коллективов
показывает целесообразность введения следующих возрастных границ:
Младшая группа - дети в возрасте 4 - 6 лет
Средняя группа - дети в возрасте 7 -11 лет
Старшая группа - дети в возрасте 12 -16 лет
Если представить структуру ансамбля в виде Древа фольклора, то выглядеть она
будет следующим образом:
·
Младшая группа - рождение древа;
·
Переход детей в среднюю группу, получение и совершенствование знаний и
умений фольклорного искусства есть рост древа;
·
Переход детей в старшую группу - цветение древа.
Все структурные этапы невозможны без создания вокруг ансамбля поля
педагогического воздействия: эстетически окрашенного, эмоционального, творческого. Такое
воспитательное поле создается в результате взаимодействия и сотрудничества:
- администрации ГДДЮТ;
- родителей;
- художественного руководителя;
- педагогов, работающих с ансамблем (хормейстер, концертмейстеры, преподаватель
танца, народных инструментов, режиссер и др.).
1.6. Формы занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. индивидуальные) занятия.
Формы деятельности ансамбля народного пения «Потешки» является овладение народной
певческой культурой, на основе художественного воплощения фольклора через раскрытие его
синкретических форм. Пение и исполнение народных обрядов осуществляется с помощью
народной драмы и хореографии, которые изучаются параллельно с вокальной работой.
2. Объем программы.
2.1. Объем программы:
Программа рассчитана на 10 лет.
2.3. Режим занятий: 1,2 год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут (часов), 2 занятия.
3,4 год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут, 3 занятия.
3. Планируемые результаты:
Выпускник ансамбля должен:

6

Быть компетентным в области русского народного музыкального творчества
Владеть народной манерой пения как традиционной для региона, так и других
областей
Владеть основами народной хореографии
Владеть элементами игры на различных народных инструментах
Свободно ориентироваться в сценическом пространстве
Иметь опыт творческой самореализации, участия в конкурсах и фестивалях
Быть конкурентоспособным, высоконравственным, ответственным, творческим,
социально адаптированным гражданином России
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Успех педагогического труда во многом определяется тем, насколько грамотно понимает
руководитель внутренний мир своего воспитанника, состояния и свойства личности детей,
успешность саморазвития и самореализации ребёнка, уровень развития коллектива и др. Для
выявления этих особенностей необходимо психолого-педагогическая диагностика. С целью
установления индивидуальных особенностей личности ребенка и социально психологических проявлений, характеризующих взаимодействие детей в творческой
деятельности, мы проводим диагностирование.
Для проведения диагностики нами используются следующие группы методов:
1.
Методы получения фактов, которые подлежат дальнейшему анализу
(наблюдения, беседы и опросы), позволяющие плодотворно влиять на развивающуюся
личность.
2.
Методы, изучающие признаки развивающегося качества, условия их протекания
и др. (специальные методики, тесты, программы, самооценки и экспертные оценки).
3.
Методы, позволяющие проследить развитие специальных музыкальных
способностей (методика творческих заданий Тарасовой К.В.).
В ансамбле систематически проводится входная, текущая и итоговая диагностики,
каждая из которых направлена как на определение специальных способностей, так и
психоэмоциональных особенностей учеников, с целью выбора средств коррекционнопедагогической работы. Для определения психо –эмоциональных особенностей детей мы
используем диагностику по Айзенку, а затем подбираем соответствующий репертуар, роли
для каждого участника ансамбля с учетом его темперамента. Так, для детей с холерическим
типом предлагаем плясовые мелодии, а для меланхоликов – напевные.
Итоговая диагностика проводится в форме контрольных занятий, концертов, конкурсов,
праздников народного календаря и т.п. Здесь отслеживается уровень обученности и
воспитанности, сопоставление с ожидаемыми результатами. Так же совместно с детьми
происходит подготовка документов портфолио обучающихся.
I.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЛАДШАЯ ГРУППА АНСАМБЛЯ «ПОТЕШКИ»
Основные темы программы «Рождение древа»
1. Детский фольклор (колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.)
2. Детские сказки: бытовые, волшебные, о животных и др.
3. Народные музыкальные инструменты: ударные.

№

Тематический план младшей группы.
(первый год обучения)
Содержание занятий
Количество часов

7

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Отработка коллективных действий (сидеть, стоять,
слышать, видеть). Музыкальные игры и упражнения,
способствующие выработке навыков
Знакомство с народными песнями - играми «У
медведя во бору», «В хороводе были мы», «Как у
дяди Трифона» и др.
Народные детские песни. Слушание. Понятие
настроения в музыки. Прибаутки.
Народные детские песни. Слушание. Понятие темп в
музыке.
Народные песни и игры для детей. Понятие динамики
музыки, кантиленного пения.
Народные песни и игры для детей. Понятия: характер
в музыке, движение в музыке. Потешки.
Основы музыкальной грамоты: звуки долгие и
короткие. Исполнение народных попевок на
закрепление навыка. «Белка», «У кота ворота» и др.
Знакомство с мажорным звукорядом. Гамма до мажор.
Работа над выразительностью речи. Чистоговорки.
Разучивание закличек, дразнилок, шуток, прибауток.
Акцентирование в пение. Сильная доля.
Работа над дыханием. Голосянки.
Ритм в музыке. Игры и упражнения с
ритмизированными движениями. Шумовой оркестр.
Работа над репертуаром.
Пение с движениями.
Занятия на сцене.
Участие в концертах, праздничных мероприятиях.
ИТОГО:

теорет.
6

прак.
6

всего
12

3

6

9

2

4

6

2

4

6

4

6

10

6

2

8

3

3

6

2

2

4

6
3
6
3
6

6
6
3
3
6

12
9
9
6
12

5

5

10

3
2
57

6
8
77

9
10
144

Тематический план младшей группы
(Второй и третий года обучения)
№

1.

2.
3.

Содержание занятий

Дальнейшая отработка коллективных действий
(сидеть, стоять, слушать, постигать). Музыкальные
игры и упражнения, способствующие выработке
навыков
Работа над выразительностью речи. Скороговорки.
Дыхательная гимнастика по методу Стрельникова,
Мешко. Развитие чувства опорного дыхания.

Количество часов
Теоре Пра Всего
т.
кт.
6
6
12

4
5

6
10

10
15

8

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Детские народные песни, Слушание. Понятие темп в
7
10
музыке. Классификация темпов.
Народные детские песни. Слушание. Знакомство с
6
9
понятием –форте, - пиано.
Детские народные песни и игры, понятие движения.
5
5
Характер.
Ритм в музыке. Сильная и слабая доля.
6
8
Шумовой оркестр. Изучение ударных и шумовых
4
6
инструментов. Отработка ритмических рисунков.
Знакомство с народными песнями-играми «Заинька», 3
6
«Пошел козел по лесу», «Мы набрали в рот воды»
Основы музыкальной грамоты. Мелодия мажорная
4
4
минорная. Стакатто, легато. Упражнения на
закрепление навыка: «Дождик», «У медведя во лесу»
Знакомство с минорным звукорядом. Гамма до2
2
минор.
Знакомство с жанром частушки. Разновидности
4
8
частушек. Потешный фольклор.
Акцентирование в пение. Использование акцентов в
6
9
пении. Упражнения на закрепление навыка
Работа с артикуляционным аппаратом.
5
8
Артикуляционная гимнастика, массаж.
Разучивание шуток, прибауток, дразнилок, закличек,
3
7
голосянок.
Работа над репертуаром.
5
5
Знакомство с элементами детской народной
5
7
хореографии. Пение с движениями.
Занятия на сцене.
2
8
Участие в концертах, праздничных мероприятиях.
2
8
ИТОГО:
84
132
СРЕДНЯЯ ГРУППА АНСАМБЛЯ «ПОТЕШКИ»
Основные темы программы «Рост древа»

17
15
10
14
10
9
8

4
12
15
13
10
10
12
10
10
216

1.Народные песни: шуточные, календарные, лирические и др.
2.Народные танцы: хороводы (капуста, веревочка, уточка).
3. Народные игры в хороводе, связанные с праздниками календаря (с приговорами, с
припевами и др.).
4. Народные музыкальные инструменты (свирель, жалейка).

Тематический план средней группы
(первый год обучения)
СССС
№

Содержание занятий

Колличество часов
теоре Прак Всего
т.
т.

9

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

Основы певческих навыков: мягкая атака звука,
речевой посыл и др.
Дыхательный тренинг. Понятие диафрагмального
дыхания, опора.
Народные песни. Слушание. Понятия: характер, темп,
динамика и т.п. в музыке
Основы музыкальной грамоты: звуки долгие короткие,
длительности нот. Исполнение народных попевок на
закрепление навыка: «На улице гагара да кулик» и т. д.
Знакомство с ладами. Мажор. Минор. Звукоряды.
Работа над чистотой интонирования. Унисон.
Народные игры. Понятие движения в музыке.
Ритм в музыке. Ритмические упражнения.
Работа над выразительностью речи. Скороговорки,
дикционные упражнения и попевки.
Работа над репертуаром. Пение с движениями.
Знакомство с шумовым оркестром. Игра «Оркестрик».
Ритмические упражнения на ударных и шумовых
инструментах
Основы народного танца.

3

6

9

3

3

6

5

5

10

3

6

9

2
3
4
4
6

4
6
5
6
10

6
9
9
10
16

5
4

5
10

10
14

По

расп
ис.
9
5

народн.
танца
12
6

расп
ис.
12

Н.Х.Т.

92

144

Занятия на сцене.
3
Посещение концертов народных коллективов, 1
мастеров народного пения
Знакомство с праздниками народного календаря.
По
Участие в народных праздниках,
праздничных мероприятиях.
ИТОГО:

фестивалях, 6
52

18

Тематический план средней группы
(второй и последующие года обучения)
№

Содержание занятий

1.

Работа над закреплением певческих навыков: чистого
интонирования, мягкой атаки звука и др.
Работа над формированием навыка «цепное
дыхание». Упражнения: короткий вдох,
продолжительный выдох. Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией в процессе усвоения народной
песенной речи. Орфоэпия гласных звуков
Ритмика русских традиционных песен. Ритм как
основной объединяющий элемент слова, напева,
движения.

2.

3.
4.

Количество часов
теорет. прак.
всего
3
6
9
6

6

12

4

5

9

4

7

11

10

5.
6.

7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Развитие ладотонального ощущения у детей.
Народные лады, жанр песен
Знакомство с основами музыкальной грамоты.
Нотоносец. Расположение нот на нотном стане. Такт.
Тактовая черта. Паузы. Реприза.
Размер. Особенности размера в традиционной
русской музыке
Знаки альтернации. Тоническое трезвучие, пение
основных ступеней мажорного лада в различных
тональностях. Определение основных ступеней лада
на слух
Закрепление музыкально - теоретического материала.
Игры. Упражнения. Диктанты.
Распев «на голоса» как метод развития творческих
навыков исполнителей. Пение двухголосья
(подголосочное пение)
Распевание «на голоса». «Втора» как вид двухголосья
Групповая работа по выработке навыка «культуры»
пения
Работа над репертуаром: игры, песни, танцы,
хороводы
Работа над концертным репертуаром
Сценические репетиции
Игра на жалейках, свирелях
Знакомство с народным танцем

Посещение концертов народных коллективов,
мастеров народного пения и др.
Участие в народных праздниках, конкурсах,
фестивалях, концертах.

3

6

9

3

6

9

2

2

4

3

3

6

10

10

20

3

7

10

3
3

6
6

9
9

12

12

24

3
4

6
10

9
14

5
5
10
Согласно расписания
занятий по народному
танцу
1
5
6

ИТОГО:

6

12

18

96

120

216

СТАРШАЯ ГРУППА АНСАМБЛЯ «ПОТЕШКИ»
Основные темы программы «Цветение древа»
1. Народные календарные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др.). Музыка,
сопровождающая их.
2. Народные семейные обряды и праздники (Рождение и Крестины, Свадьба и др.). Музыка,
сопровождающая их.
3. Народные игры: словесные, хороводные, подвижные и др.
4. Народные музыкальные инструменты (по желанию).
Тематический план старшей группы
(первый год обучения)

11

№
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.

Содержание занятий
Основы певческих навыков: мягкая атака звука,
речевой посыл, чистое интонирование
Дыхательный тренинг. Понятие пения на «опоре»,
артикуляционная гимнастика.
Ритм в музыке. Ритмические упражнения.
Работа над выразительным пением: артикуляция,
дикция, акцентирование, динамика.
Основы музыкальной грамоты. Понятие интервал.
Определение интервалов на слух.
Пение в унисон. Двухголосие.
Развитие ладотонального ощущения. Народные
лады, жанр песен
Постановка голоса.
Знакомство с народным танцем.
Синкретизм в фольклоре: слитность жанров пения,
танца, драматургии
Система традиционных праздников, роль народной
песни в праздничной культуре
Работа над голосовым аппаратом исполнителей.
Гигиена голоса.
Работа над концертным репертуаром.
Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.
ИТОГО:

Количество часов
теорет. практич. всего
3
6
9
2

5

7

2
6

4
9

6
15

5

5

10

4
3

6
6

10
9

7
7
14
Согласно расписанию
занятий по народному танцу
8
8
16
4

6

10

6

8

14

3
3
56

7
11
88

10
14
144

Тематический план старшей группы
(второй и последующие года обучения)
№

Содержание занятий

1.

Закрепление навыков чистого
интонирования, мягкой атаки звука и др.
Развитие навыков многоголосного пения.
Канон.
Работа над трехголосными русскими
песнями
Формирование творческих навыков:
знакомство с импровизацией текста и
мелодии
Работа по постановке голоса
(индивидуальная и групповая)
Разучивание серии упражнений на дыхание

2.
3.
4.

5.
6.

Количество часов
теорет.
практ.
всего
6
6
12
6

7

13

4

6

10

4

5

9

10

10

20

3

6

9

12

7.
8.

9.

11

12
13

14

16
17

18

20
21

Закрепление музыкально - теоретического
материала
Чтение хоровых партитур. Анализ
традиционных русских народных песен и
наигрышей. Определение жанра, места в
системе обрядов и календарных праздников
Понятие «интервал» в музыке. Определение
интервалов на слух. Знакомство с
основными аккордами в ладу.
Определение их на слух.
Работа над выразительным пением:
артикуляция, дикция, акцентирование,
динамика
Синкретизм в фольклоре: слитность жанров
пения, танца, драматургии.
Использование деревенского оркестра как
сопровождения пения, подготовка
самостоятельных номеров
Обрядовая культура русского народа:
земледельческие, свадебные обряды,
обряды рождения детей. Музыка русских
обрядов
Работа над голосовым аппаратом
исполнителей. Гигиена голоса.
Народное русское искусство - часть
мировой культуры. Посещение лекций,
музеев, выставочных экспозиций
Посещение концертов с участием мастеров
народного пения. Просмотр
видеоматериалов.
Работа над концертным репертуаром
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях
ИТОГО:

5

5

10

4

6

10

4

8

12

3

7

10

6

6

12

7

10

6

6

12

4

7

11

3

3

3

6

6

4
3

20
20

24
23

84

132

216

ИТОГО за годовой курс обучения: 1080 часа.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Общие методологические положения программы
1. Системно-деятельностный подход, который заключается в том, что все компоненты
педагогического процесса взаимосвязаны: образовательные цели, содержание музыкальной
деятельности, методы и приемы обучения детей, материальная база.
2. Личностно-индивидуальный
подход
предполагает
принятие
педагогом
индивидуальной природы ребенка, его интеллектуальной и нравственной свободы, права на

13

уважение, ориентацию конечной цели педагогической деятельности на развитие личностных
качеств и достижения личностных перспектив.
3. Полисубъектный подход предполагает, что развитие личности может происходить
только в общении, в том числе и духовном. Создание комфортных отношений в ансамбле
будет способствовать процессу саморазвития личности.
4. Культурологический подход обусловлен аксиологической концепцией, учением о
ценностях культуры. Человек связан с культурой как системой ценностей. Приобщить к
ценностям культуры и сделать человека культурным, развить его творческую активность –
основные приоритеты.
Принципы деятельности ансамбля.
1.Принцип природосообразности - заключается в соответствии педагогического влияния
природе ребенка. Физиологические, психологические особенности детей учитываются при
подборе музыкального материала, организации репетиций, проведении концертной
деятельности, которые основываются на:
 учете индивидуальных и возрастных особенностей развития памяти, мышления,
внимания, способов деятельности;
 обязательном учете половозрастных особенностей детей (девочек и мальчиков);
 учебно-воспитательная работа строится с опорой на мотивационно - потребностную
сферу ребенка;
2.
Принцип культуросообразности - обучение и воспитание детей с учетом
национального своеобразия жизни, языковой среды, обычаев и обрядов, культурных
традиций, привычек семьи и др.;
3.
Принцип социосообразности - музыкальная деятельность детей должна быть
востребована окружающей жизнью;
4.
Принцип свободосообразности - заключается в создании условий для ребенка в выборе
наиболее желаемого вида музыкальной деятельности: пения, игры на музыкальном
инструменте, танца и пр. Без императивного вмешательства (давления, принуждения,
насилия). Данный принцип позволяет сформировать у ребенка ответственность за выбранный
вид деятельности;
5.
Принцип любви - рассматривается как характер отношения к ребенку как к хрупкому
существу с тонкой душевной организацией, поэтому:
 ребенок не должен бояться педагога, кричать на ребенка нельзя, так же нельзя
требовать слепого подчинения требованиям педагога;
 ребенок не должен испытывать длительного чувства стыда, нельзя заставлять
ребенка страдать;
 ребенок должен видеть в педагоге человека, заинтересованного в нем, желающего
помочь в любую минуту. Педагог - друг, помощник, своеобразный тыл.
6.
Принцип права ребенка на творческую ошибку, творческое непослушание - позволяет
развивать инициативность и самостоятельный творческий поиск у детей.
3.2. Условия реализации программы.
1. Для занятий в ансамбле оборудован кабинет народными музыкальными (шумовыми)
инструментами, пианино, магнитофон, колонка, разнообразными наглядными пособиями (о
праздниках, обрядах и тд), иллюстрациями, учебной литературой и методическими
материалами.

14

2. Учебно-методический комплекс, который включает: учебную литературу по народному
вокалу, разработки открытых занятий, проведения мероприятий, бесед на познавательные и
нравственные темы;
3. Доклады, рефераты, видео выступления учащихся.
РЕПЕРТУАР
Младшая группа
Детские народные песенки
1. Я гнала гусей домой- белорусская народная песня.
2. Во поле орешина - русская народная песня
3. Где был Иванушка - русская народная песня
4. Как у наших у ворот - русская народная песня
5. Пошла млада за водой - русская народная песня
6. В огороде бел козел – русская народная песня
7. К нам гости пришли - русская народная песня
8. Комарики, комарочки мои - русская народная песня
9. Ой, сад во дворе – русская народная песня
10.На гулянье были мы – русская народная песня
Детские народные игры
1. Как у дяди Трифона – детская народная игра
2. У медведя во бору - детская народная игра
3. В хороводе были мы – песенка-игра
4. Заинька – песенка-игра
5. Пошел козел по лесу – детская подвижная игра
Инструментальные номера
1. Ложкари – игра на ударных и шумовых инструментах

Средняя группа
Народные песни
1. Как у Дуни - Дунюшки – русская народная песня
2. У меня квашня – русская народная шуточная песня
3. Уж как в Галиче - русская народная песня
4. При далинушке калинушка стоит - русская народная лирическая песня
5. Мальчик - кудрявчик - русская народная песня
6. Я на камушке сижу - русская народная песня
7. Ехал дедушка Егор - русская народная шуточная песня
8. Гавря - русская народная песня
9.Черноморец - русская народная песня
10.Земляничка- ягодка – русская народная песня
Народные игры
1. Золотые ворота – народная игра
2. Кострома – народная игра
Инструментальные номера

15

1. Наигрыши на жалейках, свирелях – сопровождение для песенного репертуара
2. Ложeчники – игра на ударных и шумовых инструментах
Старшая группа
Народные песни
1. Мациевский атаман - казачья песня
2. Мы казаки, казаки- казачья плясовая песня
3. Поехал казак во чужбину - песня казаков Забайкалья
4. Снежочки – казачья плясовая песня
5. Россия - казачья песня
6. Сторона моя сторонушка – лирическая русская народная песня
7. Ой, вы морозы - русская народная песня
8. Да и где же это видано - русская народная плясовая песня
9. Вы послушайте стрялочки - семейская народная песня
10.Вячор, девка - семейская народная песня
11.Дэ, вэ горнице - русская народная песня
12.Не ходи, моя милая – семейская народная песня
13.Ой, да со вечору - русская народная песня
14.Как со вечеру дождь – русская народная плясовая песня
15. Брава Катерина – казачья песня
Инструментальные номера
1. Ложкари – виртуозная игра на ложках, с использованием «деревенского оркестра»
2. Наигрыши на свирелях, жалейках, кугиклах, окаринах – сопровождение песенного
репертуара

Список литературы.
Используемая литература:
1. Афанасьева Т. Программа ансамбля народного пения «Потешки» 2006
2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М.,1986
3. Ефименкова Б. Ритмика русских традиционных песен. - М.,1993
4. Использование психологических наблюдений в работе руководителя коллектива
художественной самодеятельности: Методическое пособие. - М.,1987
5. Мешко Н. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения
искусству народного пения ч.1,2 - М.: НОУ «Луч», 1996
6. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Пособие для начальной школы - М.,1996
7. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. - М.,1997
8. Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1997
9. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.,1994
10. Сохранение и возрождение народных традиций. - Вып.1 - 5 - М., 1990-96
11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.,1986
12. Технология и технологический подход в образовании (проблемно - информационный
материал) / Внешкольник № 9 - 1998, с 27 - 31.

16

13. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. - С-П.,1992
Литература для родителей.
1. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья (семейский распев)- М.:
Сов.композитор , 1989 /имеется в ансамбле/.
2. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг.- М.: ВНМЦ и КПР им. Н.К. Крупской,
1987
3. Науменко Г.М. Дождик, дождик перестань. Русское народное детское музыкальное
творчеств. -М.: Сов. композитор, 1988 /имеется в ансамбле/
4. Наши праздники. Крещение. Венчание. Погребение. Посты. /Сост. Кузьменко П. – М.:
Букмен, 1998
5. Полная энциклопедия быта русского народа. / Сост. Панкеев И.- М.: Олма-Пресс, 1998,
том 1,2
6. Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор.
Книга для учителя и учащихся /Сост.
Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. – М.:Просвещение, 1995.
7. Терещенко А. Быт русского народа - М. 1997, часть 1,2.
Литература для педагогов
1.Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании
детей. - М, ЦРСДОД, 2000
2. Волков Г.Н. Энтопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999
3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.:
Флинта: Наука, 1998
4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных
образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для
методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000
5. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры и
развлечения.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2002,
6. Народное творчество в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,
учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.
Комаровой. - М: Педагогическое общество России, 2000
7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки,
театрализованные представления в авторской записи.
нотной расшифровке и редакции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
8. Пословицы русского народа /В.И. Даль – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство
Астрель», 2001
9. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылиным. Иркутск: Восточно - Сибирское книжное издательство, 1992.
10. Русская традиционная культура и народное творчество. Методическая разработка и
материалы. Часть 1,2. /Сост. Л.В. Волобуева- Барнаул: Издательство Графика, 1999
11. Русский фольклор. Хрестоматия исследований. Для высших учебных заведений. / Сост.
Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан.- М-: Флинта: Наука, 1998
12. Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений /сост. Т.В.
Зуева, Б.П. Кирдан.- М.: Флинта: Наука, 1998

17

13. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские
народные инструменты М: ГИЦ Владос, 2001
14 Фольклор в общеобразовательной школе. - Выпуск 1. /Сост. Солодухина Т.К. Улан—Удэ:
Издательско-полиграфический комплекс.
15. Фольклор - музыка-театр. Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Программно - методическое
пособие под ред. С.И. Мерзляковой.-М.: ГИЦ Владос, 1999
16.Фурман О. Хороводные игры семейских Забайкалья.- Улан-Удэ: Бурятское книжное
издательство, 1996
17.Энтопедагогика. Теория и практика: Материалы ХП чтений, посвященных памяти Г.С.
Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору. /Сост. С.Г. Айвазян- И.:
Институт Наследия, 2003
Литература для детей.
1. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. – Улан-Удэ. Бурятское книжное
издательство.
2. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. – Новосибирское книжное издание, 1990
3. Каринфский А.А. Народная Русь.- М. 1995
4. Круглый год Русский земледельческий календарь. - М, 1989
5. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М: Молодая гвардия 1988
6. От осени до осени. Хрестоматия. /Сост. Новицкая М.Ю. –М, 1994
7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. Осень,
зима, весна, лето. - М.: Творческий центр, 2000 /имеется в ансамбле/.
8. Полная энциклопедия быта русского народа. /Сост. Пакеев И.-М: Олма-Пресс, 1998, т.1,2.
10.Рождество. Загадки, скороговорки, игры, забавы. /Сост. Кучерская М. и др., М.: Фонд
Ролана Быкова, 1993 (имеется в ансамбле)
11.Скопцов К.М. Звонкая, задорная. (Сибирские частушки. - Красноярск: Красноярское
книжное издательство, 1990 /имеется в ансамбле/
12.Экциклопедия быта русского народа. - М, 1998
13.Энциклопедия обрядов и обычаев. /Сост. Брудная Л.И. и др. –
СПб Респекс, 1997


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».