ДООП Утенков И.А. Удивительный мир гитары

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Объединение игры на гитаре «Бриз»
«Удивительный мир гитары»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 12-18 лет
Срок реализации программы: 4 года
Уровень: базовый

Утенков Илья Александрович,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ ........................................ 2
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................ 2
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................... 5
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................................ 6
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................................... 16
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ................................................................................. 16
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 22
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ......................................................................................................... 23
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................................................................. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................................... 24

1

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир гитары» (далее
- Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
2

14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена созданием условий для самореализации,
самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть
инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремлением
детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.
Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим
содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения
сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в
молодежную среду.
В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего
и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о
нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить
только с помощью прекрасного, с помощью искусства.
Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность
мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным,
оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и
умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается
эмоциональная сфера, его чувства, душа.
В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно
появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и
доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества.
Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара.
Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она
нашла себя в авторской песне.
3

Программа «Удивительный мир гитары» предусматривает формирование основ и
развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской
песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторовисполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения;
освоение основ гитарного аккомпанемента; овладение основами туризма в условиях
сопровождения мероприятий туристско-краеведческой направленности. Разнообразие
форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как
гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание
ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления
деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в
мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Средние школьники: 10 – 13 лет
Старшие школьники: 14 - 16 лет
Юноши: 17 - 18 лет
Уровень подготовки не учитывается
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
6 часов в неделю -216 часов в год
1 гр. 1 г.о.

2 гр. 1 г.о.
3 гр. 1 г.о.
Программы 1 и/или 2 г.о.
6
6

Количество
6
часов в неделю
Количество
216
216
216
часов в год\
(36 раб. недель
у ПДО)
Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 216 часов в
год
Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для
освоения программы: 4 года
Форма обучения: очная
Дополнительные формы проведения занятий:
 репетиции к подготовке выступлений;
 концертные выступления различного уровня;
 творческие встречи с различными детскими коллективами;
 посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
4




участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах;
дистанционная

Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
Режим занятий:
1 год обучения 2 раза в неделю по 3 часа
Предмет
Вводное занятие
Знакомство с музыкальным
инструментом
Посадка и постановка рук.
Аппликатурные обозначения
Обучение основам техники игры на
шестиструнной гитаре
Изучение простых и легких песен

базовый
уровень
12 ч. в год
18 ч. в год
36 ч. в год
42 ч. в год
36 ч. в год

Учебно-тренировочные задания
36 ч. в год
(упражнения, переборы, аккорды)
Расширение музыкального кругозора и 36 ч. в год
формирование музыкальной культуры
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы:
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к
музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами
музыкального искусства.












Задачи программы:
Обучающие:
формировать системы знаний по данному направлению деятельности;
обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен;
формировать навыки игры в ансамбле.
Развивающие:
развивать интерес к музыке;
раскрытие творческих способностей обучающихся, активизация их продуктивных
потенциальных возможностей;
раскрытие индивидуальных способностей;
развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления;
формирование художественного вкуса и эстетических чувств.
Воспитательные:
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата.
5

 привитие и поощрение смелости в поисках нового;
 формирование у воспитанников коммуникативную,
гражданскую компетентности.







социальную,

этическую и

Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
устройство гитары, разновидности гитар;
основные способы звукоизвлечения;
аккорды и их буквенные обозначения;
общие аппликатурные закономерности.
правила ТБ и правила поведения в кабинете;

Обучающиеся должны уметь:
 настраивать инструмент;
 легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
 самостоятельно подбирать мелодию и аккомпанемент на слух;
 исполнять обязательные произведения бардов-классиков;








Обучающиеся должны овладеть:
навыками выступлений на сцене;
навыками игры в ансамбле;
навыками аккомпанемента, как к своему пению, так и в компании сверстников;
навыками участия и организации концертов разного уровня;
способами рефлексии;
элементами IT-компетенций.

Способы и формы проверки результатов
Прослушивание
Отчетный концерт
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/
п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

96

96

96

96

120

120

120

120

Педагогические наблюдения, зачет
216 ч.
216 ч.
216 ч.

6

216 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Часы

№
п./п.

Название разделов и тем
теория

практика всего

Формы аттестации,
контроля

1.

Вводное занятие

6

6

12

Беседа

2.

Знакомство с
музыкальным
инструментом
Посадка и постановка
рук. Аппликатурные
обозначения
Обучение основам
техники игры на
шестиструнной гитаре
Изучение простых и

6

12

18

Наблюдение

18

18

36

Контрольное занятие

12

30

42

Открытое занятие

18

18

36

Контрольное занятие

Учебно-тренировочные 18
задания (упражнения,
переборы, аккорды)
Расширение
18
музыкального кругозора
и формирование
музыкальной культуры
Итого:
96

18

36

Контрольное занятие

18

36

Тестирование

120

216

3.

4.

5.

легких песен
6.

7.

2-ой год обучения
№
п./п.

Часы

Формы аттестации,
контроля

Название разделов и тем
теория

практика всего

6

6

12

Беседа

1.

Вводное занятие

2.

Повторение изученного 6
материала
Обучение игре на гитаре 18

12

18

Наблюдение

18

36

Открытое занятие

Особенности
12
вокального и
инструментального
исполнения
Учебно-тренировочные 18
задания (подцепы,
переборы, аккорды)

30

42

Контрольное занятие

18

36

Контрольное занятие

3.
4.

5.

7

6.

7.

Расширение
18
музыкального кругозора
и формирование
музыкальной культуры
Репетиции и
18
концертные
выступления
Итого:
96

18

36

Тестирование

18

36

Выступление на сцене

120

216

3ий год обучения
№

Часы

Формы аттестации,
контроля

п./п. Название разделов и тем
теория

практика всего

1.

Вводное занятие.

6

6

12

Беседа

2.

Упражнения для
развития техники рук
Развитие творческих
навыков
Особенности
ансамблевого
исполнения
Расширение
музыкального кругозора
и формирование
музыкальной культуры.
Учебно-тренировочные
задания (подцепы,
переборы, аккорды)
Репетиции и
концертные выступления
Итого:

6

12

18

Наблюдение

18

18

36

Открытое занятие

12

30

42

Контрольное занятие

18

18

36

Контрольное занятие

18

18

36

Контрольное занятие

18

18

36

Тестирование

96

120

216

3.
4.

6.

5.

7.

4ый год обучения
Количество часов в год
Содержание

Форма аттестации
(контроля)

теория

практика всего

1.

Вводное занятие.

6

6

12

Беседа

2.

Упражнения для
развития техники рук
Развитие творческих
навыков

6

12

18

Наблюдение

18

18

36

Открытое занятие

3.

8

4.

6.

5.

7.

Импровизация и
разучивание сольных
партий
Расширение
музыкального кругозора
и формирование
музыкальной культуры.
Учебно-тренировочные
задания (подцепы,
переборы, аккорды)
Репетиции и концертные
выступления
Итого:

12

30

42

Контрольное занятие

18

18

36

Контрольное занятие

18

18

36

Контрольное занятие

18

18

36

Тестирование

96

120

216

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1ый год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения
2. Знакомство с музыкальным инструментом
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Устройство гитары, её составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на
качество исполнения.
Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на
инструменте.
4. Обучение основам техники игры на гитаре
Теория:
- функции правой и левой руки,
-название струн,
-расположение соответствующих ладов,
-различие октав,
-диапазон инструмента,
-изучение условных обозначений.
Практика:
1.Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2.Положение правой руки при исполнении упражнений.
3.Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми
навыками:
-игра ровным звуком;
-простые переборы;
-свобода исполнительского аппарата;
-постепенное подключение большого пальца;
-изучение техники боя.
4. Начальная постановка левой руки:
-простые аккорды;
9

-чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5.Изучение простых и легких песен
Теория:
1.Развитие умения определять характер музыки.
2.Определение по слуху направления мелодии.
3.Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах:
-знакомство с буквенным обозначением аккордов;
-ритмический рисунок пьесы;
-отработка несложных динамических изменений;
Практика:
1.Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального
произведения.
2.Выразительное исполнение музыкального произведения
(в соответствии с индивидуальным планом).
3.Формирование чувства целостности исполняемых песен.
6. Учебно-тренировочные задания
Теория:
1.Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на
инструменте.
2.Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
3.Отработка правильного ритма.
Практика:
1.Упражнения для правой руки:
- правильное положение правой руки на инструменте.
-правильная постановка пальцев.
2.Воспроизведение звучания открытых струн.
3.Упражнения на смену пальцев.
4.Овладение основными переборами: -4-звучный, 6-звучный, сложный;
5.Отработка в упражнениях техники боя: простой и сложный;
7.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
Теория:
Беседы
об особенностях
музыкально-выразительных
средств
инструментальных произведений.
Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список песен:
- «Паровозик» (2 аккорда);
- «Частушки» (3 аккорда);
- «Девочка и мальчик» (3 аккорда);
- «Звезда по имени Солнце» (4 аккорда);
- «Все расстоянья» (5 аккордов);
- «Перевал» (5 аккордов);
Прогнозируемые результаты
10

После освоения программы первого года обучения воспитанник будет знать:
устройство инструмента;
строение его ладов;
основы правильной посадки и постановки рук;
правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
 общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др
После освоения программы первого года обучения воспитанник будет уметь:
ориентироваться в записи аккомпанемента песен; различать характер музыки в
пределах начальной подготовки; играть осмысленно и выразительно простые песни;
владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены
программой 1 года обучения.
После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:
интерес к занятиям музыкой;
эмоциональную восприимчивость;
внимание.
2ой год обучения
1.Вводное занятие
Правила поведения на занятиях и инструктаж по технике безопасности.
2. Повторение изученного материала I этапа
Теория:
Повторение теоретического материала начального этапа.
- основные приемы звукоизвлечения;
- буквенное обозначение аккордов;
- расширение и углубление музыкальных знаний.
Практика:
Закрепление практических умений 1 этапа обучения.
3.Обучение игре на гитаре
Теория:
1.Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного прочтения
текста.
2. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности.
3. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об известных авторахисполнителях (бардах) и исполняемых песнях.
Практика:
1. Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на
инструменте, приобретенных на первом этапе обучения.
2. Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение;
2. Дальнейшее развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
3. Формирование и развитие слуховых навыков:
вслушивание в звуки;
различение их выразительного значения;
смысловой контроль над звучанием исполняемых песен.
4. Совершенствование техники правильной координации рук.
5. Дальнейшее развитие умения работать самостоятельно.
11

4.Особенности вокального и инструментального исполнения
Теория: Понятие об интонации. Основные вокальные навыки.
Практика:
- соединение вокальной и инструментальной партии;
- обучение вокальному мастерству;
- исполнение песен под свой аккомпанемент.
5.Учебно-тренировочные задания
Теория:
1. Расширение и углубление объема теоретических знаний, полученных
воспитанниками на первом этапе обучения: изучение тональностей;
2. Дальнейшее развитие чувства лада и метроритма.
3. Разбор и уяснение свойств мелодии:
звуковысотных (лад, мелодия);
временных (метр, ритм).
4. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству.
Практика:
1. Дальнейшее овладение основными аккордами при исполнении песен.
2. Развитие подвижности пальцев обеих рук:
упражнения на беглость;
переборы, бой, подцепы.
3. Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины.
4. Развитие умения настраивать инструмент.
6.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
Теория:
Беседы
об особенностях
музыкально-выразительных средств
инструментальных произведений.
Практика:
Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений.
7.Репетиции и концертные выступления
Теория: Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.
Практика: Сольные и ансамблевые выступления на мероприятиях разного уровня,
в том числе и районных.
Примерный репертуарный список песен:
1. «Кораблик детства»;
2. «Жизнь»;
3. «Детство»
4. «Фестивальная» О. Митяев
5. «Обычный автобус»
6. «Милая моя» Б. Окуджава
Прогнозируемые результаты
После освоения второго этапа обучения воспитанник будет знать:
собственный репертуар любимых песен;
обязательные произведения бардов-классиков;
12

приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
основы коллективного музицирования.
К концу второго этапа обучения воспитанник будет уметь:
свободно разбираться в буквенном обозначении аккордов;
характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку
музыке;
оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и музыкального
развития;
играть эмоционально, осмысленно и выразительно;
На втором этапе воспитанник сможет овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте,
необходимыми на втором этапе обучения.
3ий год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Правила поведения на занятиях и инструктаж по технике безопасности.
Беседа об охране здоровья.
2. Упражнения для развития техники рук (30 часов)
Теория: Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений в технике
легато, баррэ и пальцевой техники.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев.
Упражнения на развитие легато и баррэ.
3. Развитие творческих навыков (60 часов)
Теория:
1. Закрепление теоретического материала всех этапов обучения.
2. Дальнейшее формирование умения самостоятельно производить разбор более
сложных музыкальных произведений.
3. Развитие навыков подбора по слуху знакомых песен.
4. Основы сочинительства.
Практика:
1. Освоение трудных технических особенностей во время отработки упражнений для
дальнейшего их использования в исполнении песен.
2. Подбор мелодии и аккомпанемента на слух.
3. Сочинение своих песен.
4.Особенности ансамблевого исполнения (66 часов)
Теория: Разбор музыкальных произведений. Распределение партий между
участниками ансамбля.
Практика: Исполнение мелодии, аккомпанемента и басовой партии. Развитие
умения играть и держать партию в ансамбле.
6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры (20 часов)
Теория:
Беседы
об особенностях
музыкально-выразительных средств
инструментальных произведений.
Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
13

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений.
7.Репетиции и концертные выступления (40 часов)
Теория: Развитие ранее полученных навыков сценического поведения на
концертных выступлениях.
Практика: Сольные и ансамблевые репетиции на сцене и выступления на концертах,
конкурсах, фестивалях.
Примерный репертуарный список песен:
1. «Земной простор»
2. «Непогода»
3. «Замыкая круг» К. Кельми
4. «Пора»
5. «Парапет» В. Ланцберг
6. «Перевал-2»
7. «Я иду по ночному городу»
8. «Я хочу быть с тобой» В. Бутусов
9. «В этот зимний вечер»
10. «Я живу в России» С. Трофимов
Прогнозируемые результаты
Воспитанники будут знать:
основы сочинительства;
ряд возможных динамических оттенков;
условные обозначения тональностей и аккордов;
К концу третьего этапа обучения воспитанники будут уметь:
различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в
создании конкретного художественного образа;
самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;

настраивать инструмент;

играть в ансамбле;

работать над преодолением технических трудностей;
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя
их и совершенствуя, воспитанники смогут овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных
требований третьего этапа.
4ый год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Правила поведения на занятиях и инструктаж по технике безопасности.
Беседа об охране здоровья.
2. Упражнения для развития техники рук (30 часов)
Теория: Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений в технике
легато, баррэ и пальцевой техники.
Практика: Упражнения для развития беглости пальцев.
14

Упражнения на развитие легато и баррэ.
3. Развитие творческих навыков (60 часов)
Теория:
1. Закрепление теоретического материала всех этапов обучения.
2. Дальнейшее формирование умения самостоятельно производить разбор более
сложных музыкальных произведений.
3. Развитие навыков подбора по слуху знакомых песен.
4. Основы сочинительства.
Практика:
1. Освоение трудных технических особенностей во время отработки упражнений для
дальнейшего их использования в исполнении песен.
2. Подбор мелодии и аккомпанемента на слух.
3. Сочинение своих песен.
4. Импровизация и разучивание сольных партий (66 часов)
Теория: Разбор музыкальных произведений. Особенности импровизации.
Практика: Исполнение мелодии, аккомпанемента и басовой партии. Развитие
умения играть и держать сольную партию.
6.Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры (20 часов)
Теория:
Беседы
об особенностях
музыкально-выразительных средств
инструментальных произведений.
Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений.
7.Репетиции и концертные выступления (40 часов)
Теория: Развитие ранее полученных навыков сценического поведения на
концертных выступлениях.
Практика: Сольные и ансамблевые репетиции на сцене и выступления на концертах,
конкурсах, фестивалях.
Примерный репертуарный список песен:
1. Если собираются старые друзья» О. Филичкин
2. «Бумер»
3. «Перевал»
4. «Звезда по имени Солнце»
5. «Обычный автобус»
6. «Перевал»
Прогнозируемые результаты
Воспитанники будут знать:
основы сочинительства;
ряд возможных динамических оттенков;
условные обозначения тональностей и аккордов;
К концу третьего этапа обучения воспитанники будут уметь:
различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в
создании конкретного художественного образа;
самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
15

 настраивать инструмент;
 играть в ансамбле;
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя
их и совершенствуя, воспитанники смогут овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных
требований третьего этапа.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения: 1группа, 2 группа, 3 группа
№
п/и

1.
2.
3.

Месяц

Чис
ло

Время
проведения

Форма
занятия

Сентябр
ь

7

9:00-11:35

инструктаж
по технике
безопасност
и, тренинги
на
знакомство
Теоретичес
кое и
практическ
ое занятие

14:00-16:35
17:00-19:35

4.
5.
6.

Сентябр
ь

9:00-11:35
14:00-16:35

7.
8.
9.

Сентябр
ь

10.
11.
12.

Сентябр
ь

13.
14.
15.

Сентябр
ь

16.
17.
18.

9

14

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

16

17:00-19:35
9:00-11:35

Кол
иче
ств
о
час
ов
3

Тема занятия

Место
проведе
ния

Форма
контроля

Вводное занятие.
Знакомство с
музыкальным
инструментом

25
кабинет
ГДДЮТ

Викторин
а

3

Посадка и
постановка рук за
инструментом

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Теоретичес
кое и
практическ
ое занятие

3

Аппликатурные
обозначения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Контрольн
ый урок

3

Закрепление
пройдённого
материала

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Теоретичес
кое и
практическ
ое занятие

3

Техника
звукоизвлечения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Теоретичес
кое и
практическ
ое занятие

3

Обучение основам
техники игры на
шестиструнной
гитаре

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

14:00-16:35

21

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

Сентябр
ь

23

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

16

19.
20.
21.

22.
23.
24.

Сентябр
ь

9:00-11:35

Практическ
ое занятие

3

Закрепление
пройдённого
материала

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кий
контроль

Контрольн
ый урок

3

Подведение
итогов за месяц

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Алые паруса»

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.

Практическ
ое занятие.

3

Отрабатывание
техники игры
песни «Алые
паруса»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие

3

Изучение
элементарной
техники
звукоизвлечения

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.
Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Повторение
пройденного
материала

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.
Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Тренировочные
упражнения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Лекция

3

Изучение
музыкальной
литературы

25
кабинет
ГДДЮТ

Опрос

Практическ
ое и
теоритическ
ое занятие.

3

Подготовка к
контрольному
занятию. Проверка
результатов

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

контрольно
е занятие

3

Подведение
итогов за месяц

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.
Взаимозач
ёт.

Теоретичес
кое занятие

3

Изучение новых
переборов,
аккордов

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

14:00-16:35

Сентябр
ь

30

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

25.
26.
27.

Октябрь

28.
29.
30.

Октябрь

5

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

7

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

31.
32.
33.

Октябрь

34.
35.
36.

Октябрь

37.
38.
39.

Октябрь

12

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

14

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

19

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

40.
41.
42.

Октябрь

43.
44.
45.

Октябрь

46.
47.
48.

Октябрь

49.
50.
51.

29

21

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

26

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

28

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

Ноябрь

2

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

17

17:00-19:35
52.
53.
54.

Ноябрь

55.
56.
57.

Ноябрь

58.
59.
60.

Ноябрь

9

9:00-11:35

Практическ
ое занятие.

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Закрепление
пройденного
материала,
повторение песен

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.

Беседа

3

Учебнодокументальный
фильм «Мастер
гитары»
Беседа о
просмотренном
фильме.
Рефлексия
Упражнения для
развития техники

25
кабинет
ГДДЮТ

Опрос

Практическ
ое занятие

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Практическ
ое занятие

3

Разучивание песни
«Детство»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Теоретичес
кое и
практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Детство»

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.

Практическ
ое занятие

3

Изучение новых
аккордов.

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Практическ
ое занятие

3

Исполнение песен,
Подготовка к
контрольному
занятию

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Контрольно
е занятие

3

Повторение
пройденного
материала

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Закрепление
новых аккордов.
Исполнение песни
«Детство»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

14:00-16:35

11

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

16

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

61.
62.
63.

Ноябрь

64.
65.
66.

Ноябрь

67.
68.
69.

Ноябрь

9:00-11:35
14:00-16:35

23

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

25

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

70.
71.
72.

Ноябрь

73.
74.
75.

Декабрь

76.
77.
78.

Декабрь

79.
80.
81.

18

(шестерка,
четверка)
Изучение новых
переборов,
аккордов
(Gm, A7)

30

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

2

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

7

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

Декабрь

9

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

18

82.
83.
84.

Декабрь

85.
86.
87.

Декабрь

14

17:00-19:35
9:00-11:35

Практическ
ое занятие.

3

Подготовка к
новогоднему
празднику

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Подготовка к
новогоднему
празднику

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Теоретичес
кое занятие

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Подготовка
выхода на сцену.
Правила
поведения в
концертном зале
Разучивание
песен: «Где-то на
белом свете», «Ты
да я, да мы с
тобой»
Разучивание
песен: «Где-то на
белом свете», «Ты
да я, да мы с
тобой»
Разучивание
песен: «Где-то на
белом свете», «Ты
да я, да мы с
тобой»
Закрепление
пройденного
материала,

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка.

Контрольно
е занятие

3

Презентация
накопленного
материала

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Кукушка»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Кукушка»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Яхта, парус»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

14:00-16:35

16

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

88.
89.
90.

Декабрь

91.
92.
93.

Декабрь

94.
95.
96.

Декабрь

21

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

23

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

28

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

97.
98.
99.

Декабрь

100.
101.
102.

Январь

103.
104.
105.

Январь

30

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

11

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

13

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

106.
107.
108.

Январь

109.
110.
111.

Январь

112.
113.
114.

Январь

18

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

20

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

25

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

19

115.
116.
117.

Январь

118.
119.
120.

Февраль

121.
122.
123.

Февраль

124.
125.
126.

Февраль

127.
128.
129.

Февраль

130.
131.
132.

Февраль

133.
134.
135.

Февраль

136.
137.
138.

Февраль

139.
140.
141.

Февраль

142.
143.
144.

Март

145.
146.
147.

Март

148.
149.
150.

Март

27

9:00-11:35

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Яхта, парус»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Яхта, парус»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Закрепление
новых песен

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Контрольно
е занятие

3

Прослушивание

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Половинка»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Половинка»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Вокальные
упражнения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Вокальные
упражнения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Твои карие
глаза»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Твои карие
глаза»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Контрольно
е занятие

3

Исполнение
репертуара

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт

Практическ
ое занятие.

3

Изучение новых
аккордов

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

14:00-16:35

1

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

3

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

8

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

15

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

17

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

22

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

24

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

29

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

2

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

7

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

9

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

20

151.
152.
153.

Март

154.
155.
156.

Март

157.
158.
159.

Март

160.
161.
162.

Март

163.
164.
165.

Март

166.
167.
168.

Март

169.
170.
171.

Апрель

172.
173.
174.

Апрель

175.
176.
177.

Апрель

178.
179.
180.

Апрель

181.
182.
183.

Апрель

184.
185.
186.

Апрель

14

9:00-11:35
14:00-16:35

16

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

21

17:00-19:35
9:00-11:35

Практическ
ое
теоретическ
ое занятие.

3

Плавное
перестроение
аккордов

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое и
теоретическ
ое занятие.

3

Изучение нового
боя «восьмерка»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Десять капель
дождя»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Десять капель
дождя»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Дождик
босиком»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Дождик
босиком»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Контрольно
е занятие

3

Прослушивание

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт

Теоретичес
кое занятие

3

Транспонирование
тональности

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Теоретичес
кое занятие

3

Транспонирование
тональности

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Повторение
изученных песен

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Повторение
изученных песен

25
кабинет
ГДДЮТ

Самооцен
ка,
взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Вокальные
упражнения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

14:00-16:35

23

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

28

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

30

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

4

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

6

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

11

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

13

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

18

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

20

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

21

187.
188.
189.

Апрель

190.
191.
192.

Апрель

193.
194.
195.

Май

196.
197.
198.

Май

199.
200.
201.

Май

202.
203.
204.

Май

205.
206.
207.

Май

25

9:00-11:35

Практическ
ое занятие.

3

Вокальные
упражнения

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие

3

Подготовка к
контрольному
занятию

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Контрольно
е занятие

3

Тестирование.
Прослушивание

25
кабинет
ГДДЮТ

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Баллада о трех
сыновьях»

25
кабинет
ГДДЮТ

Тест,
самооценк
а,
взаимозач
ёт
Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Баллада о трех
сыновьях»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие.

3

Разучивание песни
«Баллада о трех
сыновьях»

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

Практическ
ое занятие

3

Исполнение песен,
Подготовка к
контрольному
занятию

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Практическ
ое занятие

3

Исполнение песен,
Подготовка к
контрольному
занятию

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание

Контрольно
е занятие

3

Контрольное
занятие.
Прослушивание

25
кабинет
ГДДЮТ

Взаимозач
ёт.

Практическ
ое занятие.

3

Итоговое занятие

25
кабинет
ГДДЮТ

Практичес
кое
задание.

14:00-16:35

27

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

2

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

4

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

11

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

16

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

18

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

208.
209.
210.

Май

211.
212.
213.

Май

214.
215.
216.

Май

23

9:00-11:35
14:00-16:35

25

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35

30

17:00-19:35
9:00-11:35
14:00-16:35
17:00-19:35

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты

Характеристика
22

Удобный, хорошо проветриваемый класс.
Музыкальные инструменты.
Пюпитры.
Сценическая площадка.
Аудио- и видеоаппаратура: компьютер, видеокамера.
Для реализации электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного
обеспечения.
Информационное обеспечение
www.ateusclub.ru
Ссылки:
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
Кадровое обеспечение
Педагог Утенков Илья Александрович
Методическое
обеспечение Информационно-методическое обеспечение:
программы

Обучающие схемы, таблицы аккордов;

Сборники авторских и эстрадных песен, в том
числе созданные автором программы;

Тезаурус;

Подборка песенного репертуара из
периодических изданий;
Сетевая форма реализации ZOOM
программы
Материально-техническое
обеспечение

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: отчетные концерты, конкурсы
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
качества реализации Методики

Показатели
ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми
образовательными услугами

Прослушивание
Тестирование теоретических знаний
Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ
Изучение удовлетворенности родителей
работой
образовательного
учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2,3 и 4 года обучения
(при (по УТП) в конце 2024 года обучения (май)

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Документы и материалы:
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”
2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
3.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
4. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
“Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.: Просвещение, 1986.
Сборники:
5. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших
классов. – М., 1989.
7. Сухомлинский В.А.
Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение
гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.
8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное
образование, 2002.
9. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
10.Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
11.Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
12.Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры
на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64
с.
13.Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
Литература для детей
Сборники:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983
2. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка»,
2003
5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор»,
1984
Литература для родителей
1.
Аршавский И.Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья. - М., 1993.
2.
Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
24

3.
Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.:
Амрита-Русь, 2005. – 352с.
4.
Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004
5.
Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и
родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
6.
Ципоркина И. В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или инструкция для
родителей. – М.: АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
7.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2007. – 384 с.
8.
Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.
Электронные ресурсы:
1.
www.ateusclub.ru
2.
www.akkords.net
3.
www.pesnibardov.ru

25


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».