ДООП Шатрова С.Г. Мы любим петь

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Мы любим петь»
Хор «Баяр»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 6-17 лет
Срок реализации: 4 года
Уровень: стартовый, базовый

Автор//разработчик:
Шатрова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ,
2023
Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы любим петь» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа
2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г.
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа разработана на основе программы «Хор» Т.Н.Овчинниковой, авторской
программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной – М.,
Просвещение, 2007, а так же с учетом личного опыта в области вокально-хорового
исполнительства.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересом учащихся к
музыкальному исполнительству. Хоровое пение - это самый доступный для всех детей
активный вид музыкальной деятельности. Занятия искусством, в частности музыкой, в
основе которой лежит интонация, эмоция, образ является для учащихся необходимой,
естественной и органичной формой деятельности, в ходе которой они постигают язык
музыки, понимают произведения искусства и как следствие шире и глубже познают мир.
Цель хоровых занятий - Формирование певческой культуры, вокальнотехнических навыков, музыкально-эстетического вкуса, развитие творческих
способностей детей. Способствовать развитию способностей к коллективному созданию
художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоциональноличностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Задачи развивающие:

Развитие музыкальных и вокальных способностей у детей, эмоциональной
восприимчивости;

Совершенствование музыкальной и поэтической памяти, наблюдения,
мышления, воображения, речи, волевых качеств;

Формирование и развитие музыкально-слуховых представлений, развитие
эстетического вкуса.
Задачи обучающие:

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9


Обучать умению воспринимать в музыкальных произведениях и передавать
в своем исполнении различные оттенки чувств и настроений;

Обучать практическим навыкам вокального и хорового исполнительства

Обучать элементарной музыкальной грамоте.

Научить поющего слышать себя и слушать окружающих.
Задачи воспитательные:

Воспитание музыкальной культуры;

Воспитывать самодисциплину, толерантность, заинтересованность в
результате коллективной работы;

Воспитание интереса и вкуса к вокальному и хоровому искусству;

Воспитание патриотизма, родственного отношения к окружающему миру;

Воспитание культуры поведения на сцене.
На занятиях хора учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного
творчества, произведениями музыкальной классики и современности. Через собственное
пение возникает духовное общение с музыкой, личностное проживание разнообразных
эмоциональных состояний, чувств, которые потом переплавляются в убеждения, в
качественные характеристики личности. Конкретные музыкальные произведения,
осваиваемые детьми как чувственно-эмоциональный опыт, становятся частью жизни,
частью духовного мира детей.
Овладение произведениями искусства возможно лишь при условии совместной
художественно
творческой
деятельности,
атмосферы
сотрудничества
и
психологического комфорта. В процессе сотворчества развиваются эмоциональная
восприимчивость, воображение, инициативность, формируется родственное отношение к
миру, интерес к жизни через увлеченность музыкой.
Методика обучения пению основывается на общих принципах дидактики.
Наиболее важными являются:
принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных
особенностей учащихся;
принцип сознательности и творческой активности учащихся;
принцип единства художественного и технического развития учащихся;
Принцип доступности содержательного материала в соответствии с
возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для
каждой ступени обучения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов
мыследеятельности;
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм
организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный
коллектив;
Принцип свободного творческого самоопределения, сотрудничества и
сотворчества.
Здоровьесберегающий компонент программы обеспечивается выполнением
санитарно-гигиенических требований к кабинету хорового пения, созданием
психологически комфортной атмосферы урока и
введением в структуру урока
здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающей образовательной
Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого
медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления,
работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе
реализации технологии.
- использование на уроке разнообразных видов упражнений повышающих резервы
здоровья и работоспособности.
Понятие компетентности в подходе обучения вокальному и хоровому искусству
объединяет в себе уровни образовательного и воспитательного развития личности.
Характеристики компетенций

формирование
художественно
–
практической
компетенции,
подразумевающей овладение средствами художественной выразительности музыкального
искусства;

Формирование умения выразительно исполнять вокальное произведение,
навыков концертной деятельности как в коллективном исполнительстве, так и в сольных
выступлениях. Развитие музыкального слуха
– мелодического, ритмического,
гармонического, динамического, тембрового. Развитие чувства ритма, музыкальной
памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного
мышления, творческого воображения певческого голоса, Развитие певческого голоса:
формировать красивое естественное звучание, расширять диапазон.

овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном
музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;

Формирование ценностно-смысловой компетенции, предполагающей
навыки слушательской и исполнительской культуры, анализа музыкальных произведений
и явлений. Формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные произведения с
точки зрения качества исполнения, нюансов исполнительской культуры и традиций,
оценивать с эстетической точки зрения музыкальное произведение.

Формирование коммуникативной компетенции: Формирование способности
работать в команде, толерантно относиться друг другу,
владеть способами совместной
деятельности в группе: умения выступать сольно, в группах, в хоре, имея инициативу,
выполнять творческие задания.

Формирование здоровьесберегающей компетенции: то есть позитивного
отношения к своему здоровью: знать и применять правила вокальной работы (правила
взятия и использования дыхания, атаки звука, пение в манере стаккато, легато, округлым
звуков, и на улыбке…), уметь заботиться о собственном голосе (беречь от простуды,
перенапряжения, заниматься закаливанием).

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

Содержание обучения
Основные разделы программы соответствуют видам деятельности на уроке хора:
вокально-хоровая работа, слушание, музыкальная грамота и хоровое сольфеджио,
музыкальные игры и импровизации.
Для того, чтобы дети умели ориентироваться в нотной записи, петь по нотам, а так
же с целью развития музыкального слуха (интонационного, гармонического,
ритмического) введен раздел - хоровое сольфеджио.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, для которых
естественной формой деятельности является игра, особое внимание я уделяю
музыкальным играм и импровизациям. В игре закрепляются музыкально-певческие
навыки, активизируется слуховое внимание, развивается инициатива, фантазия,
творческие способности.
Вокально-хоровая работа
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей происходит в основном в процессе
работы над произведениями и упражнениями. Формируются вокально-хоровые навыки,
расширяется певческий диапазон, развивается музыкальная память, музыкальный и
вокальный слух.
В младшем хоре необходимо знакомить детей с как можно большим количеством
песен разной степени сложности, различных образов, характеров, стилей. Чем больше
мелодических и ритмических оборотов, интонаций освоит ребенок, тем гибче и
пластичнее становится его голос, обогащается слуховой опыт, появляются большие
исполнительские возможности. Подбирая репертуар для хора, я стараюсь находить
произведения эмоционально насыщенные, с высокохудожественным поэтическим
текстом, соответствующим музыкальному языку, с ясной выразительной мелодией, с
драматургическим развитием образа.
Слушание музыки
Слушание отдельных музыкальных произведений, записей хоровых коллективов,
солистов дает возможность услышать правильное исполнение, проанализировать его и
сравнить с собственным пением.
В процессе слушания музыки углубляются и уточняются вокально-слуховые
представления о качествах певческого звука, о способах его образования, о средствах
выразительности. Музыкальное восприятие становится более осознанным, улучшается
хоровое исполнительство.
Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио
На уроках хора и музыки закладываются основы музыкальной грамотности. Дети
приобретают всевозможные знания о музыке, музыкальном языке, нотной грамоте.
Хоровое сольфеджио включает:
слуховой анализ (определение на слух направление движения мелодии,
слушание интервалов, аккордов, озвучивание их);
- пение упражнений сольфеджио, включая двух- и трехголосие;
- разучивание хоровых партий по нотам.
Музыкальные игры и импровизации

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

Активизация внимания, памяти, наблюдательности, воспитание умения слушать
звуки окружающего мира (в лесу, дома, на улице) и озвучивать их.
На уроке хора используются виды импровизации: вокальная, ритмическая и
двигательная.
Вокальная импровизация - сочинение музыкальных ответов и вопросов (например
«Как тебя зовут?), сочинение мелодии на текст коротких детских стихов, считалок,
поговорок, сочинение подголосков к теме.
Ритмическая импровизация - подбор ритмического аккомпанемента к мелодии.
Двигательная импровизация - подбор движений помогающих передать характер
произведения, это могут быть пружинящие движения на месте, легкие покачивания
корпуса вправо и влево, движения рук сопровождающиеся хлопками, щелчками,
притопами, тактирование мелодии.

Тематический план
№

Тема

Количество часов
1 год

2 год

3 год

4 год

1

Певческая установка.

6

4

2

2

2

Певческое дыхание.

8

6

4

4

3

Унисон.

10

6

4

4

4

Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио

12

12

8

12

5

Регистр. Тембр.

4

4

8

12

6

Метр. Ритм.

8

6

4

4

7

Звуковедение.

10

8

8

10

8

Дикция и артикуляция.

10

8

6

8

9

Выразительность исполнения.

12

8

8

14

10

Хоровой строй и ансамбль

26

30

32

44

11

Цепное дыхание.

-

-

8

16

12

Пение а, капелла

6

8

8

14

13

Ритмическое двухголосие

6

4

2

-

14

Канон.

4

8

4

-

15

Мелодическое двухголосие.

-

6

12

22

16

Развитие, как средство музыкальной

6

6

6

10

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

выразительности.
17

Концертная деятельность.

16

20

20

22

итого

144

144

144

198

Условия реализации программы
Реализация программы предусматривает
материально-технические условия :
- наличие кабинета хорового пения;
- наличие соответствующего оборудования : фортепиано, виде - аудио аппаратура,
ПК, мультимедийный проектор.
информационно-методические условия - наличие программно-методическое обеспечение курса;
- наличие методической литературы, наличие фонотеки и нотной литературы.
кадровое обеспечение:
хормейстер
концертмейстер
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
участие в конкурсах детского музыкального творчества, в школьных,
городских концертах,
каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым
репертуаром,
навыки домашнего музицирования,
формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой
интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.
Формы контроля
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
прослушивания,
открытые уроки,
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые и годовые отчетные концерты.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вокально-хоровая работа
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков, эмоциональной
отзывчивости на музыку. Обучение умению соблюдать певческую установку: спина
прямая, плечи расправлены. Обучение пению естественным, звонким голосом в диапазоне
р е1 ( д о ] ) - с и 1 ( д о 2 ) . Формирование певческого дыхания (короткий вдох, задержка
дыхания, экономный постепенный выдох). Обучение отчетливому произношению слов в
пении. Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и
двухголосия в упражнениях. Обучение пению a/cappella, умению слушать себя и своих
товарищей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Обучение умению

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

следить за дирижерским показом вступления и окончания пения, характера звуковедения.
Обучение выразительному художественному исполнению.
Слушание
Слушание инструментальных, вокальных и хоровых произведений для углубления
восприятия музыки, расширения кругозора учащихся. Формирование вокально-слуховых
представлений. Музыкальная грамота и сольфеджио. Восприятие и воспроизведение
высоты звуков в ярких образных интонациях, определение направления движения
мелодии.
Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио
Ознакомление учащихся с названиями нот и записью их на нотном стане. Обучение
пению по нотам в пределах первой октавы. Восприятие и воспроизведение равномерной
метрической пульсации в музыке. Различие сильных и слабых долей, выделение их в
движениях, игре на простейших музыкальных инструментах (бубен, треугольники,
трещотки, ложки).
Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности:
мелодия, лад, ритм, темп.
Введение понятий: запев, припев, вступление, проигрыш.
Музыкальные игры и импровизации
Развитие слухового внимания в играх «Эхо», «Кто дольше слышит звук», развитие
памяти и наблюдательности в игре «Звуки вокруг меня». Сочинение мелодических
«ответов» на «вопрос» учителя, досочинение мелодических фраз. Сочинение
ритмического сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах.

Учащиеся должны знать:
•
Знать, что певческий голос необходимо беречь.
•
Понятие «певческая установка».
•
Названия и запись нот первой октавы.
•
Средства выразительности: лад, ритм, мелодия, темп.
•
Знать дирижерские жесты: начало пения и его окончание.
Учащиеся должны уметь:
•
Петь легким звуком, стараться его тянуть без всякого напряжения.
•
Сидеть при пении прямо, ненапряженно.
•
Правильно дышать: уметь делать небольшой коротких вдох, не поднимая
плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании.
•
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре песню, соблюдая
пройденные правила пения.
Петь в диапазоне ре1 - си] .
•
Уметь определять на слух движение мелодии, повторять звук в
гармоническом интервале.
•
Уметь спеть по нотам мелодию построенную на смежных звуках.

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

•
•

Понимать дирижерские жесты и правильно следовать им.
Уметь импровизировать в музыкальных «вопросах и ответах».

Примерный репертуар первого года обучения
1.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
2.
Русская народная песня «Ой ладушки»
3.
Русская народная песня «Пастушок»
4.
Русская народная песня «Не летай, соловей»
5.
Русская народная песня «Журавель»
6.
Русская народная песня «Со вьюном я хожу»
7.
Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрейворобей».
8.
Калинников, слова народные «Тень-тень»
9.
Чешская народная песня «Три синички танцевали»
10. Е.Веврик, слова народные «Забавки»: «Котя», «Шел медведь», «Улиточка»,
«Жили-были два кота»
11. Калинников «Киска»
12. Лядов, слова народные
«Ладушки»
13. Р.Паулс «Птичка на ветке»
14. Е.Адлер «На мельнице жил кот»
15. Б. Савельев, сл. А. Хайта «Зверобика»
16. Б. Савельев, сл.М Пляцковского «Если добрый ты»
17. В. Шаинский, сл. Ю. Энтина «Небылицы»
18. Г. Иорданский «Считалочка».
19. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиновой «Звуки музыки».
20.
М. Славкин, сл. Е. Каргаковой «Ладушки - ладошки»
21. М. Славкин, сл. Е. Каргаковой «Баба Яга»
22. Е. Поплянова «Маленький гномик»
23. Е. Поплянова «Веселые медвежатки»
24. Е. Поплянова «Камышинка - дудочка»
25. Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы»
26. А. Островский, сл. З. Петровой «Спят усталые игрушки»
27. В. Шаинский, сл. С. Козлова
«Дождь пойдет по улице»
28. А. Заруба, сл. Б. Заходера «Азбука»
29. Г. Портнов, сл. Д. Хармса «Веселый старичок»
30. Г. Портнов «Мышка»
31. Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».
32. В. Усович, сл. Л. Орехова «Песенка первоклассника»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вокально-хоровая работа
Формирование вокально-хоровых навыков. Обучение умению соблюдать
певческую установку. Формирование певческого дыхания, умения сохранять состояние
вдоха при пении, умения распределять дыхание на более длинную фразу. Формирование у

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости),
сохранение индивидуального тембра голоса у каждого участника хора. Обучение умению
соблюдать единую манеру артикуляции для гласных «а», «о», «у», «и». Обучение умению
максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки. Развитие
диапазона хора до1 - до2 ( р е 2 ) . Выработка чистого унисона в хоре, обучение пению
двухголосия в канонах, подголосочного двухголосия в хоровых произведениях. Обучение
умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении,
слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму,
динамике. Обучение пению звуковедений: легато и стаккато.
Слушание
Слушание вокальных и хоровых произведений с целью формирования вокальнослуховых представлений о способах звукообразо-вания, о качестве вокального звука.
Обучение умению анализировать вокальное исполнение.
Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио
Развитие умения петь сольфеджио небольшие попевки, прибаутки, песни. Развитие
ладового чувства на основе эмоционального восприятия, сопоставления одноименного
мажора и минора. Ознакомление с звукорядами: трихорд, тетрахорд, пентохорд, гамма.
Восходящие и нисходящие звукоряды. Обучение пения звукорядов от разных нот
сольфеджио. Формирование представлений об интонации, как носителе образной
характеристики (на основе песен, попевок с яркими, выразительными интонационными
оборотами). Ознакомление с интервалами, как элементами музыкального языка м2, 62, м3,
63, ч4, ч5, ч8. Ознакомление с длительностями нот
— восприятие соотношений этих длительностей, усвоение ритмических фигур на
основе разучиваемых песен. Формирование представлений о музыкальной форме:
одночастная, двухчастная, трехчастная.
Обучение выделению на слух различных звуков в гармонических интервалах и
аккордах, озвучивание их.
Ознакомление учащихся с музыкально-выразительными средствами: мелодия, лад,
темп, ритм, размер, динамика, тембр.
Музыкальные игры и импровизации.
Сочинение мелодии в диапазоне 63 и ч5, сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение песен на короткие стихи. Создание ритмического сопровождения к песням.
Подбор выразительных движений к песням, передающих различные настроения произведений, свободное дирижирование.
Учащиеся должны знать:
•
интервалы: м2, 62, м3, 63, ч4, ч5, ч8;
•
звукоряды: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гамма;
•
длительности нот;
•
средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп, ритм, размер,
динамика, тембр;
•
виды звуковедения: легато, стаккато.
Учащиеся должны уметь:
•
соблюдать при пении певческую установку;
•
петь чистым, естественным звуком, легко, звонко, мягко.

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

•

определять на слух движение голосов в двухголосных упражнениях,
воспроизводить их;
•
различать на слух интервалы, слышать звуки, трезвучия, петь их;
•
уметь строить и петь звукоряды от разных нот;
•
правильно формировать гласные «а», «о», «у», коротко произносить
согласные в пении;
•
Петь чисто и слаженно двухголосные каноны, элементы двухголо- сия в
песнях;
•
без сопровождения звуковысотно чисто и ритмически четко петь протяжные
одноголсные песни;
•
петь по нотам песни написанные в медленном темпе, имеющие простую по
строению мелодию;
•
понимать и следовать дирижерским жестам: внимание, дыхание,
вступление, характер звуковедения;
•
уметь импровизировать, выполняя несложные задания.

Примерный репертуар второго года обучения
1.
Русская народная песня «Ай, качи»
2.
Русская народная песня «На горе-то калина»
3.
Русская народная песня «Со вьюном я хожу»
4.
Русская народная песня «Козел и коза»
5.
Украинская народная песня «Веснянка».
6.
А.Аренский, ст. А. Майкова «Мотылек»
7.
А.Аренский, ст. Плещеева «Там вдали за рекой»
8.
М.Ройтерштейн, слова народные «Хоровые забавы» : «Петушок», «Рано
утром вечерком», «Ай, качи», «Ой, ладушки»
9.
М.Ройтерштейн, сл. И Токмаковой «Димкины песенки»:
«Дождик»,
«Снег», «Баиньки», «Зернышко»
10.
Баневич, сл. Д. Хармса «Веселый старичок».
11.
В. Шаинский, сл. Д. Непомнящей «Песенка мамонтенка»
12.
В. Шаинский, сл. С. Козлова «Облака».
13.
Ю. Ирдынеев, сл.С. Бадмаевой «Шинии, мини, манай»
14.
Ю. Ирдынеев, сл. Г.Чимитова «Модон, модон, мореороо»
15.
И. Космачев, сл. М. Яснова «Здравствуй детство».
16.
М. Славкин, сл. В. Орлова «Почему сороконожки опоздали на урок»
17.
М. Славкин, сл. В. Орлова «Кроко, Роко, Коко, Дил»
18.
Е. Поплянова «Шла веселая собака» (канон)
19.
Е.Поплянова «Дождик бегает по крыше».
20.
Е. Поплянова, сл. В. Татаринова «Слон и скрипочка»
21.
Д. Кабалевский
«Котенок и щенок».
22.
А.Журбин,сл. П.Синявского «Пряничная песенка»
23.
Р. Паулс «Две свирели»
24.
Р. Паулс «День настанет, ночь растает»
Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

25.
26.
27.

Г. Струве «Тихая песенка», «Веселая песенка», «Быстрая песенка»
Г. Струве «Пешки, крепкие орешки»
А. Заруба, сл. Р. Сефа «Странное дело»

Третий-четвертый годы обучения
Вокально-хоровая работа
•
Развитие и совершенствование всех вокально-хоровых навыков. Развитие
дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
•
Развитие диапазона хора
•
сопрано - дох - р е 2 ( м и 2 )
•
альты - с и - д о 2
•
Развитие слухового внимания и самоконтроля при пении, формирование
вокально-слуховых представлений певческого звука и способов его образования.
•
Формирование основных свойств певческого голоса, грудное и головное
резонирование, плавность регистровых переходов.
•
Формирование певческого дыхания, умения распределять дыхание на более
длинную музыкальную фразу, обучение «цепному» дыханию в хоре.
•
Обучение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных,
максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные в пределах
возможностей ритма исполняемой мелодии.
•
Обучение пению двухголосия в произведениях, трехголосия в упражнениях,
чистое интонирование унисона.
•
Обучение соблюдению дикционного, ритмического, динамического
ансамблей.
•
Обучение следовать за дирижерскими указаниями, обусловленными
изучаемым репертуаром.
•
Развитие навыка осмысленного, выразительного хорового исполнения.
Слушание
Слушание музыкальных произведений с целью формирования музыкального
кругозора учащихся, музыкального вкуса, формирование вокально-слуховых
представлений. Развитие умения воспринимать, анализировать и описывать характер
звучания певческого голоса, качество хорового исполнения, выразительность исполнение.
Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио
Развитие умения следить по партиям за направлением движения мелодии,
разучивание отдельных произведений по партиям.
Постепенное формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с
осознанием лада, устойчивости и неустойчивости ступеней, ладогармонических функций:
Т, S, D.
Развитие чувства ритма на основе восприятия соотношений разных длительности,
усвоение ритмических фигур
Формирование представлений о музыкальной форме: одночастная, куплетная,
вариации, рондо.
Знакомство с типами певческого голоса: сопрано, альт, тенор, бас.
Музыкальные игры и импровизации

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

Развитие творческих способностей на основе вокальной импровизации в сочинении
подголосков к основной теме, двигательной импровизации в подборе выразительных
движений к песне. Приобщение к творческой интерпретации произведения.
Учащиеся должны знать:
•
знать правила пения, необходимость охраны голоса;
•
понятия: унисон, канон, подголосок, ансамбль, строй;
•
музыкальные формы: одночастная, куплетная, вариация, рондо;
•
типы певческого голоса: сопрано, альт, тенор, бас;
•
виды звуковедения: легато, нон легато, стаккато.
Учащиеся должны уметь:
1.
петь в диапазоне: сопрано - до1 -ре2 (ми2);альты - си - до2.;
2.
соблюдать при пении певческую установку, владеть певческим дыханием,
уметь петь на одном дыхании, более длинные фразы, петь на «цепном» дыхании;
3.
правильно формировать гласные, четко и точно произносить согласные
звуки;
4.
уметь самостоятельно спеть выразительно несложную, напевную песню,
импровизировать, выполняя несложные задания;
5.
уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни. В упражнениях слушать
трех-, четырехголосные аккорды, пропевать звуки аккордов;
6.
уметь следовать за дирижерскими жестами во всех произведениях;
7.
петь по нотам наиболее простые песни;
8.
уметь анализировать хоровое исполнение.

Примерный репертуар 3-4 годов обучения
1. Русская народная песня «Со вьюном я хожу»
2. Русская народная песня «Ах, вы, сени»
3. Русская народная песня «Как у бабушки козел»
4. Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге»
5. Украинская народная песня «Козел и коза»
6. Литовская народная песня «Солнышко вставало» (канон)
7. П.Чайковский, сл. С.Поволоцкой «Старинная французская песенка»
8. А Гречанинов, слова народные «Колыбельная»
9. М.Глинка, ст. Кукольника «Жаворонок».
10. И.С.Бах «За рекою старый дом».
11. И. Гайдн, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой»
12. В.-А. Моцарт «Тоска по весне»
13. В.-А. Моцарт «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная
флейта»
14. Э.Григ «Заход солнца»
15. И. Брамс, сл. Э Александровой «Спящая красавица»
16. В. Усович, сл. Т. Григорьевой цикл «Кошачьи песни».
17. В. Шаинский, сл. Э. Успенского «Дети любят рисовать».

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

18. Я. Дубравин, «Дождик и художник»
19. Дж. Гершвин, сл. Дж. Гершвина «Хлопай в такт»
20. В. Серебренников, сл. В.Степанова «Семь моих цветных карандашей»
21. Гр. Гладков, сл. Дж. Чиарди, пер. Р. Сефа «Мистер Жук».
22. Б. Савельев, сл. М. Пляцковского
«Поиграем в эхо».
23. Р. Паулс, сл Аспазии «Дворец из воска».
24. Р. Паулс, сл Аспазии «Что, ты, небо, горько плачешь?»
25. Р. Паулс, сл Аспазии «Приглашение в сказку»
26. А. Хачатурян, сл. П. Синявского «Мелодия»
27. Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине»
28. М. Славкин, сл. Е. Григорьевой «Нотная песенка»
29. Я. Дубравин, сл.В. Суслова «Ты откуда, музыка»
30. Я. Дубравин, сл.В. Суслова «Гаммы»
31. Я. Дубравин, сл.В. Суслова «Сыны полков»
32. Е. Крылатов, сл.Ю. Энтина «Где музыка берет начало?»
33. Е. Крылатов, сл. В. Лугового «Песня о волшебниках»
34. Е. Зарицкая, сл. В. Орлова «Музыкант»
35. А.Журбин, сл. П.Синявского «Планета детства»
36. В. Серебренников, сл. В.Степанова «Семь моих цветных карандашей»
37. М.Славкин, сл. Э.Фарджен «Снег» из цикла для детского хора «Земля»
38. Р. Паулс, сл. В. Плудониса «Кузнечик»
Условия реализации программы
материально-технические условия:
- наличие кабинета хорового пения;
- наличие соответствующего оборудования: фортепиано, виде - аудио аппаратура,
ПК, мультимедийный проектор.
информационно-методические условия - наличие программно-методическое обеспечение курса;
- наличие методической литературы, наличие фонотеки и нотной литературы.
кадровое обеспечение:
хормейстер
концертмейстер.

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9

Список литературы:
1. «Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика» Ю. Б. Алиев.
– М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2005.
2. «Методика музыкального воспитания» учебное пособие. М.: изд.центр
«Академия», 1998г.
3.«Практикум по методике музыкального воспитания» М.: изд.центр «Академия».
4. «14 нестандартных моделей детского досуга». Е.А.Смолина. Волгоград
«Учитель-2001»
5. «От примы до октавы». М.П.Андреева. М.: «Советский композитор». 1988г.
6. «Русские народные песни». М. «Музыка», 1996г.
7. Баренбойм Л. Путь к музыке / Л. Баренбойм, Н. Перунов. –Л.: Сов. ком.,
1988.
8. Бейцова З.А. Типологические различия восприятия музыки и музыкальная
терапия / З.А. Бейцова // Психология: наука и общественная практика. Тезисы научной
конференции. –М., 1983г.
9. Бруселовский Л.С. Музыкотерапия / Л.С. Бруселовский // Руководство по
психотерапии. – Ташкент, 1985.
11. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.–
М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с.
12. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В.
Назайкинский. –М.,1972.
13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. –176 с.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов
и преподавателей / В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
15. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе /А.И. Савенков. –
М.: Сентябрь, 2001
16. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.
Прометей 1992
17. Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию и восприятия музыки / Г.С.
Тарасов // Психологический журнал, 1994, № 6.
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. –М.,
1947.

Шатрова Светлана Геннадьевна, МАОУ СОШ №9


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».