Министерство образования и науки республики Бурятия Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол № « »____ 20___г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ДПИ» Студия декоративных и прикладных видов искусств «Моны и Лизы» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 8 -15 лет Срок реализации: 1 год Уровень: стартовый Автор создатель: Русина Мария Федоровна, педагоги дополнительного образования Улан-Удэ 2023г. Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 4 8 13 13 8 9 10 11 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно прикладное творчество» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: • Конвенции о правах ребёнка; • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242; • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ; • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ. Программа ориентирована на освоение основных компетенций по изобразительному искусству, при этом создаются благоприятные условия для развития образного мышление, творческого воображения, а также эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, необходимые для гармонично развитой личности. Вид программы: модифицированная Направленность программы: художественная Адресат программы: Младшие школьники: 7- 9 лет Средние школьники: 10 – 13 лет 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области разных видов декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления изделий и воспитание художественно-эстетического вкуса. Задачи программы: Обучающие: - обучение приемам работы с различными материалами; - научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами; - научить детей самостоятельно составлять эскиз, технологические карты, подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.). Развивающие: - развивать творческие способности учащихся, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного; - развитие познавательного интереса к изучению культуры наследия коми края; - развитие навыков планирования, организации, самоконтроля и самооценки своей деятельности и ее результата; - развитие навыков самостоятельного создания творческих проектов. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность; - воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе; - воспитывать стремление к качеству выполнения изделий. Возраст учащихся, которым адресована программа: 8-15 лет, принцип набора: на общих основаниях. Количество учащихся в группах: 15 человек. Формы занятий: аудиторные. Планируемые результаты: В результате изучения предмета обучающийся должен: Учащийся должен знать: - историю, общие свойства, возможности материалов, применяемых в художественной деятельности; - названия инструментов, приспособлений; - технологию изготовления деталей, изделий; - знать об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); - правила создания композиции, узора; - виды коми орнамента по содержанию и построению; - правила изготовления аппликаций; - требования техники безопасности при изготовлении художественных изделий; Должен уметь: - правильно пользоваться инструментами и приспособлениями; - разрабатывать самостоятельно композиции, эскизы, технологические карты художественных изделий с коми орнаментом; - выполнять практическую работу с опорой на образец, подбирать и рационально использовать материалы для изготовления изделия; - формулировать цель и планировать задачи, выдвигать гипотезы и проверять их; - оформлять результаты творческого проекта в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов; - под руководством педагога проводить анализ изделия и осуществлять контроль результата творческого проекта; - творчески подходить к выполнению работы. В течение учебного года для каждой учебной группы осуществляется входная, промежуточная и рубежная диагностика. Актуальность программы обусловлена, тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия) № п/п 1 2 3 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 2 год обучения 1 год обучения 15 129 Педагогические наблюдения, зачет 144ч. 180ч. 1.3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего часов 4 Теория 12 1 11 Тема 3. Народная глиняная игрушка. Виды игрушек Тема 4. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Тема 5. Роспись по стеклу. Виды 10 1 9 12 1 13 Выполненная работа 4 1 3 Тема 6. Роспись по стеклу. Особенности росписи по стеклу. Основы росписи по стеклу Тема 7. Роспись по стеклу. Декор стеклом. Тема 8. Искусство открыток. 8 1 7 Выполненная работа Выполненная работа 6 1 5 6 1 5 Тема 9. Создание открытки. Виды открыток. Особенности изготовления открытки. 6 Тема 1. Декоративно-прикладное искусство. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Тема 2. Народный орнамент. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись 1 Практ. Форма занятия контроля 3 Выполненная работа 5 Выполненная работа Выполненная работа Выполненная работа 10 Темы 10. Квиллинг. Виды. 2 1 1 11 12 1 11 15 Тема 11. Квиллинг. Техники. Искусство изготовление картинки из квиллинга. Тема 12. Бурятский национальный костюм. История бурятского костюма Тема 13. «Масленица». Создание куклы Тема 14. Иллюстрация к сказке. Виды иллюстраций, особенности. Тема 15. Иллюстрация к сказке. 16 Тема 16. Обложка книги. Виды 4 17 6 19 Тема 17. Обложка книги. Создание обложки своими руками. Тема 18. Валяние. Виды, особенности. Тема 19. Валяние игрушки. 8 20 Итоговое занятие 2 12 13 14 18 Всего: Выполненная работа Выполненная работа 12 1 11 Выполненная работа 12 1 11 4 1 3 7 Выполненная работа Выполненная работа Выполненная работа Выполненная работа Выполненная работа Выполненная работа Выставка 2 Тестирование 8 6 144ч 8 1 3 6 1 15 5 129 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Тема 1.3. Основные понятия курса Тема 1. Декоративно-прикладное искусство. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. (4ч) Теория: Введение в образовательную программу. Условие реализации труда, оборудование рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Изучение видов орнаментов. Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении рабочих мест. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Роспись тарелки на бумаги. Формы контроля: Устный опрос. Тема 2. Народный орнамент. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. (12ч) Теория: Понятия «Народный орнамент». Какие росписи бывают, откуда они появились. Понятия «Городецкая роспись» Практика: Городецкая роспись на деревянной основе. Формы контроля: Устный опрос. Тема 3. Народная глиняная игрушка. Виды игрушек (9ч) Теория: История и понятие «Народной глиняной игрушки». Изучение видов игрушек. Практика: Эскиз глиняной игрушки на бумаги. Формы контроля: Устный опрос. Тема 4. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Теория: Разбор каждой игрушки отдельно. Их история появления, особенности, характеристики. Научить приемам лепки из глины. Практика: Технология изготовления игрушек из глины. Форма контроля: Устный опрос. Тема 5. Роспись по стеклу. Виды. Теория: Виды росписи, особенности. Сведенья из истории возникновения росписи по стеклу. Практика: Эскиз росписи на бумаги. Форма контроля: Письменный опрос. Тема 6. Роспись по стеклу. Особенности росписи по стеклу. Основы росписи по стеклу. Теория: Изучение основам росписи по стеклу. Разбор красок для росписи по стеклу. Практика: Роспись стеклянной бутылки. Форма контроля: Устный опрос. Тема 8. Искусство открыток. Теория: Что такое «открытка». Появления, история. Практика: Подготовка материалов для изготовления открытки. Форма контроля: Устный опрос. Тема 9. Создание открытки. Виды открыток. Особенности изготовления открытки. Теория: Узнать особенности изготовления открытки, изучить виды. Практика: Изготовление открытки из бумаги на свободную тему. Форма контроля: Тест. Темы 10. Квиллинг. Виды. Теория: Изучение возникновения квиллинга, понятие «квиллинг». Практика: Подготовка материалов к изготовлению картинки. Форма контроля: Устный опрос. Тема 11. Квиллинг. Техники. Искусство изготовление картинки из квиллинга. Теория: Изучение основных техник. Откуда появилось искусство «квиллинга». Практика: Изготовление картинки по техники «квиллинг». Форма контроля: Устный опрос. Тема 12. Бурятский национальный костюм. История бурятского костюма. Теория: Основные понятия народного бурятского костюма. История появления. Практика: Рисование основных элементов бурятского костюма. Форма контроля: Устный опрос. Тема 13. «Масленица». Создание куклы Теория: Откуда появились куклы. История возникновения, виды. Практика: Создание куклы из лоскутков ткани. Форма контроля: Устный опрос. Тема 14. Иллюстрация к сказке. Виды иллюстраций, особенности. Теория: Основные понятия. Изучение видов, разбор особенностей. Практика: Создания наброска иллюстрации. Форма контроля: Тестирование. Тема 15. Иллюстрация к сказке. Теория: История возникновения иллюстраций. Практика: Создание иллюстрации по теме любой сказки. Форма контроля: Устный опрос. Тема 16. Обложка книги. Виды Теория: Изучение видов. История появления обложек. Практика: Выбор тематики обложки книги. Создание эскиза. Форма контроля: Устный опрос. Тема 17. Обложка книги. Создание обложки своими руками. Теория: Разбор обложки книг. Что изображать на обложке. Практика: Создание обложки на твердой основе. Форма контроля: Тестирование. Тема 18. Валяние. Виды, особенности. Теория: Искусство валяния игрушек. Откуда появились валеные игрушки, их история. Виды и особенности игрушек из шерсти. Практика: Разбор материалов, техника безопасности работы с материалами. Форма контроля: Устный опрос. Тема 19. Валяние игрушки. Теория: Изучение основных техник валяния. Практика: Валяние игрушки из шерсти. Форма контроля: Устный опрос. I. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 года обучения № п/ и Месяц Числ о Время проведения 1 4.09 6.09 7.09 10.00 – 12.00 занятия Форма занятия Ко лво Практика час 9ч ов Практика 9ч Тема2. Народный орнамент. Городецкая роспись. Гжельская роспись. Кабинет 32 Устный опрос Практика 19ч Хохломская роспись. Гжельская роспись. Кабинет 32 Устный опрос 14:00-16:00 14:00-17:00 Сентябрь 2 11.09 13.09 14.09 Сентябрь 3 Сентябрь 10.00 – 12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 18.09 20.09 21.09 25.09 27.09 28.09 10.00 – 12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 Тема Место Форма занятия проведе ния контрол я Тема 1. Декоративноприкладное искусство. Изобразительн ые виды декора. Виды орнаментов. Кабинет 32 Устный опрос 4 2.10 4.10 5.10 Октябрь 5 Октябрь 6 Ноябрь 7 Ноябрь 8 Декабрь 10.00 -12.00 Практика 9ч 14:00-16:00 14:00-17:00 9.10 11.10 12.10 16.10 18.10 19.10 23.10 25.10 26.10 30.10 1.11 2.11 6.11 8.11 9.11 13.11 15.11 16.11 20.11 22.11 23.11 27.11 29.11 4.12 6.12 7.12 10.00-12.00 32 Тема5. Дымковская игрушка. Филимоновска я игрушка. Каргопольская игрушка. Кабинет 32 Устный опрос Практика 4ч Тема 6. Роспись по стеклу. Виды Кабинет 32 Тест Практика 45ч Тема 7. Роспись по стеклу. Особенности росписи по стеклу. Основы росписи по стеклу Кабинет 32 Устный опрос Практика 9ч Тема9. Искусство открыток. Кабинет 32 Устный опрос Практика 27ч Тема10. Создание открытки. Виды открыток. Особенности изготовления открытки. Кабинет 32 Устный опрос 14:00-16:00 14:00-16:00 14:00-17:00 10.00-12.00 Устный опрос. 40ч 14:00-17:00 14:00-17:00 10.00-12.00 Кабинет Практика 14:00-16:00 10.00-12.00 Тема4. Народная глиняная игрушка. Виды игрушек. 14:00-16:00 14:00-17:00 10 Декабрь 11.12 13.12 14.12 18.12 20.12 21.12 25.12 27.12 28.12 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 11 Январь 10.01 11.01 10.00-12.00 Практика 5ч Темы11. Квиллинг. Виды. Кабинет 32 Устный опрос Практика 27ч Тема12. Квиллинг. Техники. Искусство изготовление картинки из квиллинга. Кабинет 32 Устный опрос Практика 18ч Кабинет 32 Тест Практика 18ч Тема13. Бурятский национальный костюм. История бурятского костюма. Тема14. «Масленица». Создание куклы Кабинет 32 Тест Практика 9ч Тема16. Иллюстрация к сказке. Виды иллюстраций, особенности Кабинет 32 Устный опрос Практика 27ч Тема17. Иллюстрация к сказке. Кабинет 32 Устный опрос Практика 9ч Тема18. Обложка книги. Виды Кабинет 32 Устный опрос 14:00-16:00 14:00-17:00 12 13 13 14 Январь Февраль Февраль Март 15.01 17.01 18.01 22.01 24.01 25.01 29.01 31.01 1.02 5.02 7.02 8.02 12.02 14.02 15.02 10.00-12.00 19.02 21.02 22.02 26.02 28.02 29.02 10.00-12.00 4.03 6.03 7.03 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 14:00-16:00 14:00-17:00 14:00-16:00 14:00-17:00 15 16 Март Апрель 11.03 13.03 14.03 18.03 20.03 21.03 25.03 27.03 28.03 01.04 03.04 04.04 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 17 18 Апрель Май 8.04 10.04 11.04 15.04 17.04 18.04 22.04 24.04 25.04 10.00-12.00 2.05 6.05 8.05 10.00-12.00 Практика 27ч Тема19. Обложка книги. Создание обложки своими руками. Кабинет 32 Тест Практика 9ч Тема20. Валяние. Виды, особенности. Кабинет 32 Устный опрос Практика 27ч Тема21. Валяние игрушки. Кабинет 32. Устный опрос 14:00-16:00 14:00-17:00 14:00-16:00 14:00-17:00 19 Май 13.05 15.05 16.05 20.05 22.05 23.05 27.05 29.05 30.05 10.00-12.00 14:00-16:00 14:00-17:00 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение Методическое обеспечение программы Сетевая форма реализации программы Характеристика Площадь кабинета (зала) характеристика помещений для занятий по программе; - перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, учебная литература (при наличии) -аудио - видео - фото Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, «ПДО детей и взрослых», ПДО с уровнем образования и квалификационной категорией (дата аттестации0 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: творческая работа, выставка работ, тестирование. Критерии освоения программы, раздела 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества Методики реализации ДООП Предметная диагностика: Высокий «5» – Замысел оригинальный, Уровень способностей детей эмоциональный. Рисунок выполнен с учётом графических средств выразительности. Ярко выражены пропорции, светотень, пространство, линейная и воздушная перспектива и объём. Средний «4» – Замысел оригинальный, основан на наблюдении. Рисунок передаёт пропорции предметов. Графические средства разнообразны. Допустимый «3» –- Замысел стереотипный, не основан на наблюдениях. Рисунок схематичный, нет попыток передать пропорции и пространство. Личностная диагностика: Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой родителей предоставляемыми образовательного учреждения (методика образовательными услугами Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой наличии) аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения (при (по УТП) в конце года обучения (май) От 1 до 8 лет обучения Список литературы. Используемая литература: 1. Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976. 2. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 3. Богдановская И.Я. Русская народная вышивка. Богородская игрушка и скульптура. М., 1972. 4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001. 5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991. 13 6. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983. 7. Максяшин А.С. Уральский орнамент на расписных изделиях из металла. Екатеринбург, 1994. 8. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя.-М.: Школа-пресс, 2000. 9. Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. М., 1979. 10. Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: 11. Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002. 12. Программно-методические материалы: Технология. 5-11кл. / Сост. А.В. Марченко.- М.: Дрофа, 2001. 13. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. 14. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – (Методичка). 15. Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство, Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1994. В помощь обучающимся: 1. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.,1981. 2. Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971. 3. Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000. 4. Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997. 5. Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003. 6. Г.Тарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва. 7. М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002. 8. С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970