Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Хатар» студия танца «Истоки» Направленность: художественная Возраст учащихся: 7 – 17 лет Срок реализации программы: 4 года Уровень: стартовый, базовый Автор -составитель: Барадиева Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2023 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Хатар» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Каждый народ имеет свою самобытную культуру, традиции, которые сквозь столетия дошли до наших дней. Сохранить их, знать, передать следующему поколению задача людей, живущих сегодня. Все мировое сообщество живет сегодня в условиях глобализации, процессы которых положительно влияют на развитие народов, объединяют и двигают вперед, но вместе с тем и обостряют социально - культурные противоречия. На данном этапе развития бурятского народа создалась тревожная ситуация, непосредственно связанная с разрушением языка, традиций, обычаев и других компонентов народной культуры. Общеизвестно, что только зная и уважая культуру своего народа, человек будет ценить и уважать культуру других народов. И в этой ситуации актуальной становится проблема народности, в то же время толерантности воспитания, обновления содержания образования общечеловеческим и регионально - этническим компонентами. В наши дни дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, обычаях, традициях, страдают нравственные устои. Нравственные ценности своего народа, учащиеся могут получить через изучение бурятской культуры. Самое действенное и яркое решение этой проблемы является бурятский фольклор и традиции народный танец и ансамбль, где комплекс этнокультурного и хореографического материала интегрирован и изучается дифференцированно по годам обучения. Поэтому программа по народному фольклору необходима в дополнительном образовании. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Образовательная программа школы студии танца «Истоки» является модифицированной, носит художественно-эстетическую направленность, рассчитана на возраст детей 6-9 лет независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца, сроком реализации на 2 года. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. 1.2. Актуальность разработки данной программы состоит в том, что она основывается на сохранении и возрождении народных традиций, обычаев бурятского народа на основе изучения народного творчества. Занятия с детьми в студии содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию, знакомят учащихся с искусством танца, устным народным творчеством, дают им на каждой ступени их возрастного развития доступные для них знания и навыки. В конечном результате занятия в студии подводят учащихся к пониманию народного творчества, и искусства танца, к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце, сценической постановке. 1.3. Новизной образовательной программы является целостный, комплексный подход в определении целей и задач обучения и воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению ребенка. Данная программа направлена на создание целостной культурно-эстетической среды для успешного развития ребенка. Под культурноэстетической средой понимается совокупность следующих условий организации жизнедеятельности обучающихся: - предложение различных видов деятельности: танца, игры, познания, общения для творческого самовыражения; - создание дружного разновозрастного хореографического коллектива; - приоритет духовно-нравственных ценностей в организации образовательного процесса и творческой жизни детского коллектива. 1.4. Цели и задачи программы. Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. Формирование и развитие гуманистических, гражданских, нравственных качеств и творческих способностей детей через этническую педагогику и культуру. 1.5. Задачи: Образовательные: 1. Обучение детей основным видам хореографического искусства, характерной манере их исполнения, ознакомление с разными жанрами (классический танец, национальные, детские, сюжетно-игровые, образные, дуэтные танцы). 2. Ознакомление детей с историей возникновения и развития танцевального искусства. Изучение и развитие бурятского языка через знакомство с фольклором, историей и культурой бурятского народа 3. Обучение навыкам постановочной и концертной деятельности. Развивающие: 1. Формирование и развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и общей культуры личности. 2. Развитие чувства ритма, гармонии, музыкальной, зрительной, мышечной памяти. 3. Развитие правильной постановки корпуса, рук и ног, давая равномерное развитие на определенную группу мышц. 4. Развитие пластичности, гибкости, координации. 5. Развитие выразительности движения, актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения. Воспитательные: 1. Формирование и воспитание общей культуры и культуры поведения, художественно-эстетического вкуса, чувства прекрасного, чувства такта, уважения друг к другу. 2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, чувства ответственности за общее дело. 3. Воспитание всесторонне развитой личности, стремящейся к саморазвитию, к самостоятельности и самосовершенствованию. 4. Повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга. Валеологические: 1. Укрепление физического (силы, выносливости) и психологического здоровья, укрепление нервной системы. 2. Правильное распределение физической и эмоциональной нагрузки. 3. Работа на дыхание. Цели и задачи программы по годам обучения. 1-й год обучения. Цель: выявление природных способностей и развитие интереса к хореографическому искусству, средствами игровых технологий. Фольклор и традиции. Дети, знакомятся с семейно-бытовым и хозяйственным укладом бурят. Изучают семейные и трудовые обряды и традиции и бурятские народные игры. Народный танец и ансамбль. Учебно-тренировочная работа: Азбука музыкального движения, позиции рук, ног. постановка корпуса, шаги, прыжки, повороты. В постановочной работе - этюды по изученным обрядам и ритуалам, композиции по бурятским народным играм. Задачи. Образовательные: 1. обучение правилам постановки рук; 2. обучение простейших движений, шагов; 3. обучение навыкам музыкально-двигательного движения. 4. обучение простейшим акробатическим движениям (мостик, шпагат, колесо, стойка на руках); 5. обогащение детей новыми выразительными средствами. Развивающие: 1. совершенствование приемов музыкально-двигательной выразительности, осанки, работы стоп; 2. развитие пластики тела; 3. развитие навыка общения в паре; 4. развитие умения исполнить движения у станка; 5. развитие двигательного воображения; 6. формирование и развитие умения импровизировать на свободную тему. Воспитательные: 1. воспитание бережного отношения друг к другу; 2. воспитание интереса обучающихся к совместной деятельности; 3. воспитание уважительного и толерантного отношения к различным хореографическим и музыкальным жанрам; 4. воспитание у детей умения слушать, воспринимать, оценивать музыку. 2 год обучения. Цель:совершенствование специальных знаний, умений и навыков. Фольклор и традиции. Ансамбль. Дети занимаются по вариативной программе «Символика движений бурятского танца» написанной на основе происхождении Ёхора разных регионов проживания бурят. Народный танец. Ансамбль. Учебно-тренировочная работа азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народно-сценического танца. В постановочной работе танцевальные этюды из охотничьего, скотоводческого обрядов и ритуалов, бурятский танец Ёхор. Задачи. Образовательные: 1. совершенствование творческих способностей; 2. формирование знаний об основных движениях национальных танцев. 3. формирование и развитие представлений о танцевальной культуре. Развивающие: 1. развитие и совершенствование навыка танцевального движения, правильного исполнения; 2. формирование и развитие умений выражать чувства; 3. развитие образного мышления. Воспитательные: 1. воспитание и развитие коммуникативных способностей; 2. воспитание ответственности, трудолюбия, активности. 3. воспитание личностных качеств, таких как воля, целеустремленность; 4. создание творческого коллектива единомышленников. 3 год обучения. Цель: совершенствование специальных знаний, умений и навыков. Фольклор и традиции. Ансамбль. Дети занимаются по вариативной программе «Символика движений бурятского танца» написанной на основе происхождении £хоров разных ретонов проживания бурят. Народный танец. Ансамбль. Учебно-тренировочная работа азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народно-сценического танца. В постановочной работе танцевальные этюды из охотничьего, скотоводческого обрядов и ритуалов, бурятский танец Ёхор. Задачи. Образовательные: 1. совершенствование творческих способностей; 2. формирование знаний об основных движениях национальных танцев. 3. формирование и развитие представлений о танцевальной культуре. Развивающие: 1. развитие и совершенствование навыка танцевального движения, правильного исполнения; 2. формирование и развитие умений выражать чувства; 3. развитие образного мышления. Воспитательные: 1. воспитание и развитие коммуникативных способностей; 2. воспитание ответственности, трудолюбия, активности. 3. воспитание личностных качеств, таких как воля, целеустремленность; 4. создание творческого коллектива единомышленников. Модель выпускника студии. В народной педагогической мысли ценной является идея совершенного человека. Это своеобразный идеал, вобравший в себя лучшие черты человека, которого мечтало видеть общество. В ней заключается и цель, и конечные задачи воспитания. Идеал этот строг, компактен и понятен каждому. Выпускник студии: гражданин России гуманист и патриот знает и уважает историю и культуру родного народа и Отечества образованный духовно богатый толерантный физически здоровый социально активный способный адаптироваться к новым условиям. 1.6. Формы обучения. Формы организации деятельности занимающихся. Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива. Формы проведения занятий: - учебное занятие; - беседа; - игра; - импровизация; - репетиционно – постановочное занятие; - концерт, конкурс, фестиваль; - внеучебное занятие. Методы обучения. В студии танца «Истоки» используются следующие методы: 1. Репродуктивный – продуктивный (показ, пример). Это такие методы, с помощью которых обучающийся наблюдает за действиями педагога, во время демонстрации им того или иного движения. Внимание учащегося направлено на осознание определенной специфики деятельности и ее особенностей. 2. Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение). Создание ситуации общения: дискуссии, беседы, тематические беседы, анкетирование, совместное посещение мероприятий, выставок, совместные творческие разработки, диспуты, конкурсы. Эти методы развивают коммуникативные способности обучающихся, их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствуют успешной адаптации в социуме. 3. Частично поисковый (сочинение вариаций), индивидуальные, групповые. Программа дана по годам обучения, в течение которых занимающимся следует усвоить определенный минимум умений, знаний, навыков, сведений по искусству танца. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть каждый год в определенных темах происходит возвращение к пройденному материалу на более высоком и сложном уровне. Главное отличие образовательной программы студии танца «Истоки» от типовых программ состоит в том, что она даёт возможность погружения в этнокультуру по направлениям: фольклор, этикет, традиции, народное пение, бурятский танец. Еще одна отличительная черта программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься танцем, так и на одаренных, которые более способны от природы. Определение способностей у детей происходит не всегда в первый год, иногда детям нужно больше времени для самовыражения. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний, умений; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения. Педагогические принципы: Программа предполагает на целостность восприятия этнокультурного материала, сочетание теоретических и практических занятий, в основу которых положены принципы: народности преемственности природосообразности культуросообразности гуманизации толерантности сотрудничества и творчества системности и интеграции коммуникативно - деятельностный личностно - ориентированный валеологизации Ключевые системообразующие понятия: 2. Объем программы. 2.1. Условия реализации программы и ее этапы. Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и Этнос Уклад История НАРОД РОД быт труд язык культура Традиции обычаи обряды навыки предыдущего. Для воспитанников первого года обучения разработан курс занятий с учетом их психологического и физического развития. Прием детей в группы проходит без специального отбора. Единственное условие – медицинская справка об общем состоянии ребенка и разрешение на усиленную физическую нагрузку. Занятия проводятся под фонограммы. Набор детей проводится с 6-7 лет (1-й класс). Наполняемость групп зависит от года обучения, так: 1-ый год обучения - дети -6-9 лет 2 - ой год обучения - дети 10-13 лет 3 – ий год обучения – дети 14-17 лет 2.2. Режим занятий. Занятия длятся 45 минут с 15-ти минутным перерывом. Количество воспитанников в группе не должно превышать 15-ти человек при нагрузке 5 часов в неделю. Занятия необходимо проводить в специально оборудованном станками классе, с хорошим освещением, при температуре воздуха 17-20 градусов. Проветривание кабинета и влажная уборка производится 2 раза в день. Koнцептуальная основа программы: Программа разработана на основе ведущих современных теоретических идей гуманизации образования и технологий развивающего обучения: Национальная теория воспитания К.Д. Ушинского Технология развивающего обучения Волкова Технология личностно - ориентированного обучения КС. Якиманской Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Теория и практика этнопедагогики Г. С. Виноградова. 3. Планируемые результаты. 3.1. Ожидаемые результаты. Результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков. Учет и контроль успеваемости следует определять следующими формами: - собеседование; - опрос; - открытый урок; - выступление на отчетном концерте. Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо; дает возможность увидеть результат своего труда ученикам, родителям, преподавателям. Проведение открытых уроков, отчетных концертов перед родителями способствует повышению интереса. Проведение таких открытых мероприятий и их периодичность устанавливается педагогом. Способы определения результативности бывают: входными, текущими, промежуточными, итоговыми. Текущий контроль осуществляется по ходу занятий, промежуточный проводится по итоговым занятиям в конце каждого полугодия. При поступлении в коллектив каждый учащийся диагностируется (входящая диагностика) по восьми показателям: осанка, выворотность, подъем стопы, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений, музыкально – ритмическая координация. Контроль этих же знаний также проводится на промежуточных занятиях раз в полугодие. Оцениваются знания по 10 бальной шкале и фиксируются в диагностическую таблицу. В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы школы студии «Истоки» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты: 1 год обучения. В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны: Знать: - единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях ДДТ; - требования к внешнему виду на занятиях; - простейшие элементы музыкальной грамоты; - хореографические названия изученных элементов; Уметь: - корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога; - контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным; - научиться внимательно слушать и анализировать музыкальный материал; - ориентироваться в пространстве; - воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; - уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал; - уметь различать динамические изменения в музыке; - создавать музыкально-двигательный образ; - воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; -владеть корпусом во время исполнения движений; - координировать свои движения; - исполнять хореографический этюд в группе. 2 год обучения. В конце 2 года обучении учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны: Знать: - термины азбуки классического танца; - названия классических движений нового экзерсиса; - значение слов ритм, акцент, темп, характер, динамические оттенки; - первичные сведения об искусстве хореографии; - рисунки танца от простого к сложному. Уметь: - определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии; - работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара; - уметь самостоятельно действовать и создавать; - уметь правильно владеть приемами музыкального движения, средствами пластики выражать задаваемый образ; - уметь общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу; - самостоятельно придумывать движения, фигуры; - соединять отдельные движения в хореографической композиции. 3 год обучения. В конце 3 года обучении учащиеся должны чувствовать и ценить красоту, стать социальноактивной личностью, должны: Знать: - термины азбуки классического танца; - названия классических движений нового экзерсиса; - значение слов ритм, акцент, темп, характер, динамические оттенки; - первичные сведения об искусстве хореографии; - рисунки танца от простого к сложному. Уметь: - определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии; - работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара; - уметь самостоятельно действовать и создавать; - уметь правильно владеть приемами музыкального движения, средствами пластики выражать задаваемый образ; - уметь общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу; - самостоятельно придумывать движения, фигуры; - соединять отдельные движения в хореографической композиции. II. Содержание программы 2. Содержание программы и учебно-тематический план по годам обучения. 2.1. 1-й год обучения. Этапы реализации 1-ый год обучения - дети 7-9 лет Фольклор и традиции Дети, знакомятся с семейно-бытовым и хозяйственным укладом бурят. Изучают семейные и трудовые обряды и традиции и бурятские народные игры. Народный танец и ансамбль. Учебно-тренировочная работа: Азбука музыкального движения, позиции рук. ног. постановка корпуса, шаги, прыжки, повороты. В постановочной работе - этюды по изученным обрядам и ритуалам, композиции по бурятским народным играм. Раздел № 1 Раздел № 2 Учебно-тематический план 1 года обучения. Тема занятий Всего Теория Вводное занятие 2 2 Основы классического танца. 53 5 Общеразвивающие игры. Ритмика Ритмопластика 53 5 Практика 48 48 Раздел № 3 Раздел № 4 Партерная гимнастика Народный танец ИТОГО 54 54 216 5 5 22 Календарно-тематическое планирование № Содержание (раздел, тема) Общее Кол- Дата занятия кол-во во прове часов часов дения по по разделу теме 1. 2 1. Вводное занятие. Беседа 2 «Что такое танец». Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях и правила поведения в танцевальном зале. Требования к форме для занятий. Разминка. 2. Танцевальная азбука. 2 2 Постановка корпуса, рук. Ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. 3. Азбука музыкального 2 2 движения. Партерная гимнастика 4. Азбука музыкального 2 2 движения. Упражнения на развитие чувства ритма. 5. Рисунок танца. Разновидности 2 2 танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. Ориентация в пространстве зала. 6. Координация движений. 2 2 Основные (простые) движения р танца. 7. Упражнения на координацию. 2 2 Ритмопластика 8. Рисунок танца (линия, 2 2 диагональ, колонна, круг). Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный шаг с носка, 49 49 194 Форма занятия Формы контроля Беседа Групповой Урок Групповой Урок Групповой Урок Групповой Урок Групповой Урок Групповой Урок Групповой Урок Групповой 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук. Музыкальная грамота. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание Построение в зале на шахматный порядок Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Построение в зале по точкам. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Работа над движениями. Постановка этюда: разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. Отработка танца. Закрепление материала. Отработка танца. Марш. Логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт. Отработка танца. Закрепление материала. Отработка танца. Закрепление материала 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Отработка танца. Закрепление материала Развитие актерского мастерства. Выделение сильной доли. Выработка осанки. Отработка хлопков, шагов. Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки. Индивидуальная импровизация Знакомство со сложными движениями танца: Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной) Упражнения для пластики рук, поскоки с ноги на ногу, 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед (подбивка). Основные развивающие движения партерной гимнастики. Игры на внимание. Принципы соединения сложных элементов движений танца в отдельные связки Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 29. Соединений элементов движений бурятского танца в горизонтальной, вертикальной и диагональной плоскости. Знакомство с танцем. Ехор. Флешмоб Разучивание танца Ехор. Флешмоб Разучивание танца Ехор. 2 2 Урок Групповой 30. Разучивание танца Ехор. 2 2 Урок Групповой 31. Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. «Ехор» Разучивание танцевальных комбинаций «Ехор» Закрепление материала. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Ориентирование в пространстве Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна Упражнения на координацию движений. Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса Основные развивающие движения партерной гимнастики. Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание Упражнения на координацию движений. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 23. 24. 25. 26. 27. 28. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Прыжки Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение. Импровизация с различным положением рук. Образные игры. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки Галоп, ковырялочка. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 45. Основные шаги русского танца. Положение рук, ног, головы и корпуса. Характерные положения рук в русском танце Разучивание танцевальных комбинаций. Экзерсис на середине. 2 2 Урок Групповой 46. Экзерсис на середине. 2 2 Урок Групповой 47. Упражнения на развитие чувства ритма Основные развивающие движения партерной гимнастики Прыжки с выставлением ноги вперед «Лыжи»,. Импровизация: «Мы мячи» с различным положением рук Упражнения на координацию движений Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. Выработка выворотности. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Выработка опоры. «Шене» по диагонали, голова Импровизация. Дети подражают разных птиц и зверей Ориентация в пространстве Бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный, пружинящий, 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 39. 40. 41. 42. 43. 44. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. мягкий шаг. По кругу, диагонали. Выработка опоры. Верчение, голова Движения в русском народном танце Характерные положения рук в русском народном танце Основные шаги в русском народном танце. Положение рук, ног, головы и корпуса. Разучивание танцевальных комбинаций Рисунок танца. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Перестроение из круга в колонну и обратно. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Работа над техникой исполнения Использование аксессуаров в русском народном танце Постановка танца- этюда на материале Закрепление пройденного материала. Импровизация под разные стили музыки Упражнения на ориентирования в пространстве с предметами Подготовка танцев к концерту. Повторение пройденных танцев. Партерная гимнастика. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 73. Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». «Тиктак», «мячик», «змейка». Подготовка к отчетному концерту. Закрепление и повторение пройденных тем Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 74. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 75. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 76. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 77. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 78. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 79. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 80. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 81. Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. Выработка выворотности. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 86. Выработка опоры. Верчение, голова Разучивание танцевальных комбинаций Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 87. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 88. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 89. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 90. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 91. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 92. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 93. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 94. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 95. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 96. Подготовка к отчетному концерту. Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. Отчетный концерт 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Импровизация под разные стили музыки 2 2 Урок Групповой 82. 83. 84. 85. 97. 98. 99. 100. Упражнения на ориентирования в пространстве с предметами 101. Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание 102. Упражнения на координацию движений. 103. Прыжки Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение. Импровизация с различным положением рук. 104. Образные игры. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки 105. Флешмоб ко Дню защиты детей 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 концерт Групповой 106. Флешмоб ко Дню защиты детей 3 3 концерт Групповой 107. Флешмоб ко Дню защиты детей 3 3 концерт Групповой 216 216 Итог в год: 2.2. 2-й год обучения. 2 - ой год обучения - дети 8-12 лет Фольклор и традиции. Ансамбль. Дети занимаются по вариативной программе «Символика движений бурятского танца» написанной на основе происхождении ехоров разных регионов проживания бурят. Народный танец. Ансамбль. Учебно-тренировочная работа азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народно-сценического танца. В постановочной работе танцевальные этюды из охотничьего, скотоводческого обрядов и ритуалов, бурятский танец Ёхор. Учебно-тематический план 2 года обучения. Раздел № 1 Раздел № 2 Раздел № 3 Раздел № 4 Тема занятий Вводное занятие Основы классического танца. Ритмопластика. Современный танец Партерная гимнастика Народный танец ИТОГО Всего 2 20 44 Теория 2 3 5 Практика 30 120 216 5 10 25 25 110 191 Календарно-тематическое планирование 17 39 № заня тия Содержание (раздел, тема) 1. 1. Вводное занятие. Беседа «Что такое танец». Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях и правила поведения в танцевальном зале. Требования к форме для занятий. Разминка. 2. Танцевальная азбука. Постановка корпуса, рук. Ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. 3. Азбука музыкального движения. Партерная гимнастика 4. Азбука музыкального движения. Упражнения на развитие чувства ритма. 5. Рисунок танца. Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. Ориентация в пространстве зала. 6. Координация движений. Основные подбивки, подскоки движения бурятского танца. 7. Упражнения на координацию. Экзерсис на середине 8. Рисунок танца (линия, диагональ, колонна, круг). Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук. Постановка корпуса. 1,2,3 позиции рук. 9. Музыкальная грамота. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Общее кол-во часов по раздел у 2 Колво часов по теме Дата прове дения Форма занятия Формы контроля 2 Беседа Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Demipliegj 1,2,3 позиции. Grandplie по 1,2,3 позиции. 10. Работа над танцевальными движениями. Соединение простых элементов бурятского танца в отдельные связки. 11. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Battement tendu jele из 1 позиции во всех направлениях 12. Постановка и отработка современного танца. Соединений элементов движений танца в горизонтальной, диагональной плоскости 13. Работа над движениями. Постановка этюда: разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. Экзерсис на середине. Releve по 1,2,5 позиции. 14. Отработка танца. Закрепление материала. 15. Отработка танца. Марш. Логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт. 16. Отработка танца. Закрепление материала. 17. Отработка танца. Закрепление материала 18. Отработка танца. Закрепление материала 19. Развитие актерского мастерства. Выделение сильной доли. Выработка осанки. 20. Отработка хлопков, шагов. Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки. Индивидуальная импровизация 21. Знакомство со сложными движениями танца: 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной) 22. Упражнения для пластики рук, поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед (подбивка). 23. Основные развивающие движения партерной гимнастики. Игры на внимание. 24. Принципы соединения сложных элементов движений танца в отдельные связки. Этюды на середине. 25. Использование аксессуаров в танцах (хадак, платки, ленты). 26. Соединений элементов движений бурятского танца в горизонтальной, вертикальной и диагональной плоскости. 27. Знакомство с танцем. Ехор. Работа в парах. 28. Разучивание танца Ехор. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 29. Разучивание танца Ехор. 2 2 Урок Групповой 30. Разучивание танца Ехор. 2 2 Урок Групповой 31. Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. «Ехор» 32. Разучивание танцевальных комбинаций «Ехор» 33. Закрепление материала. Вращение по диагонали. 34. Ориентирование в пространстве Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна 35. Упражнения на координацию движений. Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса. Изучение комбинаций и этюдов. 36. Основные развивающие движения партерной гимнастики. 37. Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 38. Упражнения на координацию движений. 39. Прыжки Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение. Импровизация с различным положением рук. 40. Танцевальный этюд. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 41. Танцевальные движения в китайском танце. 42. Подготовка к веревочке. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 43. Дробные выстукивания 2 2 Урок Групповой 44. Разучивание танцевальных комбинаций. 45. Основные положения рук, ног, головы 46. Закрепление материала на основе изучения простого танца 47. Упражнения на развитие чувства ритма 48. Основные развивающие движения партерной гимнастики 49. Прыжки с выставлением ноги вперед «Лыжи». Импровизация: «Мы мячи» с различным положением рук 50. Упражнения на координацию движений 51. Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. 52. Выработка выворотности. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 53. Выработка опоры. Верчение, голова 2 2 Урок Групповой 54. Импровизация. Дети подражают разных птиц и зверей 55. Ориентация в пространстве Бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный, пружинящий, мягкий шаг. По кругу, диагонали. 56. Выработка опоры. Верчение, голова 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 57. Движения в народном танце 2 2 Урок Групповой 58. Характерные положения рук в бурятском народном танце. 1,2,3 позиции рук,ног 2 2 Урок Групповой 59. Основные шаги в бурятском народном танце. Положение рук, ног, головы и корпуса. Танец «Приветственный». 60. Разучивание танцевальных комбинаций 61. Рисунок танца. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 62. Перестроение из круга в колонну и обратно. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Работа над техникой исполнения 63. Использование аксессуаров в бурятском народном танце. Хадак 64. Постановка танца- этюда на материале 65. Закрепление пройденного материала. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 66. Импровизация под разные стили музыки 67. Работа на драматические исполнения танцев (выразительность, мимика, жесты) 68. Подготовка танцев к концерту. Повторение пройденных танцев. 69. Партерная гимнастика. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 70. Танец отработка. Бег, прыжки. 2 2 Урок Групповой 71. Подготовка к отчетному концерту. 2 2 Урок Групповой 72. Закрепление и повторение пройденных тем 73. Партерная гимнастика. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 74. Партерная гимнастика. Танец отработка. 75. Партерная гимнастика. Постановка танца 76. Партерная гимнастика. Отработка танцев 77. Партерная гимнастика. Отработка танцев 78. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 79. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 80. Партерная гимнастика 2 2 Урок Групповой 81. Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. 82. Выработка выворотности. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 83. Выработка опоры. Верчение, голова 2 2 Урок Групповой 84. Разучивание танцевальных комбинаций 85. Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. 86. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 87. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 88. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 89. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 90. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 91. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 92. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 93. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 94. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 95. Репетиционная работа. 2 2 Урок Групповой 96. Подготовка к отчетному концерту. 2 2 Урок Групповой 97. Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. 98. Отчетный концерт 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 99. Импровизация под разные стили музыки 100.Упражнения на ориентирования в пространстве с предметами 101.Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание 102.Упражнения на координацию движений. 103.Прыжки Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение. Импровизация с различным положением рук. 104.Танцевальная азбука. 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 2 2 Урок Групповой 105.Флешмоб. Монгольский танец «Биелгээ» «Шарка-Барка» 2 2 концер т Групповой 106.Флешмоб. Монгольский танец «Биелгээ» «Ехор» 3 3 концер т Групповой 107.Флешмоб. Монгольский танец 3 3 концер т Групповой 216 216 «Биелгээ» Калмыцкий танец «ШаркаБарка» Итог в год: Учебно-тематический план 3 года обучения. Раздел № 1 Раздел № 2 Раздел № 3 Раздел № 4 Тема занятий Вводное занятие Основы классического танца. Ритмопластика. Современный танец Партерная гимнастика Народный танец ИТОГО Всего 2 20 44 Теория 2 3 5 Практика 30 120 216 5 10 25 25 110 191 17 39 Календарно-тематическое планирование 3 года обучения № Содержание (раздел, тема) занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Вводное занятие. Беседа «Что такое танец». Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях и правила поведения в танцевальном зале. Требования к форме для занятий. Разминка. Танцевальная азбука. Постановка корпуса, рук. Ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Азбука музыкального движения. Партерная гимнастика. Упражнения на дыхание. Азбука музыкального движения. Упражнения на развитие чувства ритма. Рисунок танца. Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. Ориентация в пространстве зала. Экзерсис на середине (классический танец). Координация движений. Основные подбивки, подскоки движения бурятского танца. Партерная гимнастика. Упражнения на координацию, на пластику. Общее кол-во часов по разделу 2 Кол-во часов по теме 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата проведе ния 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Рисунок танца (линия, диагональ, колонна, круг). Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук. Постановка корпуса. 1,2,3 позиции рук. Музыкальная грамота. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Экзерсис на середине. Работа над танцевальными движениями. Соединение простых элементов бурятского танца в отдельные связки. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Battement tendu jele из 1 позиции во всех направлениях Постановка и отработка современного танца. Соединений элементов движений танца в горизонтальной, диагональной плоскости. Флэшмоб. Этюд разминочный. Работа над движениями. Постановка этюда: разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. Экзерсис на середине. Releve по 1,2,5 позиции. Отработка танца. Закрепление материала. Упражнения для развития творческих способностей: в образах, пантомимах. Пространственные упражнения. Продвижения с прискоками, бег, подскоки. Перестроение из одной фигуры в другую. Отработка танца. Закрепление материала. Башкирский танец. Танцевальные импровизации. Башкирский танец. Закрепление материала 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Отработка танца. Закрепление материала Развитие актерского мастерства. Выделение сильной доли. Выработка осанки. Отработка хлопков, шагов. Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки. Индивидуальная импровизация Знакомство со сложными движениями танца: Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной) Упражнения для пластики рук, поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед (подбивка). Работа в парах. Основные развивающие движения партерной гимнастики. Игры на внимание. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 27. 28. 29. Принципы соединения сложных элементов движений танца в отдельные связки. Этюды на середине. Использование аксессуаров в танцах (хадак, платки, ленты). Привественный танец (бурятский). Соединений элементов движений бурятского танца в горизонтальной, вертикальной и диагональной плоскости. Постановка танца. Ехор. Работа в парах. Разучивание танца Ехор. Разучивание танца Ехор. 2 2 2 2 2 2 30. Разучивание танца Ехор. 2 2 31. Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. «Ехор» Разучивание танцевальных комбинаций«Ехор» Закрепление материала. Врвщение по диагоналю. Ориентирование в пространстве Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна Упражнения на координацию движений. Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса. Изучение комбинаций и этюдов. Основные развивающие движения партерной гимнастики. Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание Упражнения на координацию движений. Прыжки Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение. Импровизация с различным положением рук. Ритмика. Отработка танца. Ритмика. Отработка танца. Фигурный вальс. Фигурный вальс Разучивание танцевальных комбинаций. Балансэ с поворотом. Квадрат вальса. Упражнения на развитие чувства ритма Основные развивающие движения партерной гимнастики Вальс. Постановка. Повторение танца. Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. Отработка танца. Выработка опоры. Верчение, голова Отработка танца 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24. 25. 26. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. Ориентация в пространстве Бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный, пружинящий, мягкий шаг. По кругу, диагонали. Выработка опоры. Верчение, голова Движения в народном танце Характерные положения рук в бурятском народном танце. 1,2,3 позиции рук,ног Основные шаги в бурятском народном танце «Наездники". Положение рук, ног, головы и корпуса. Танец «Приветственный». Разучивание танцевальных комбинаций Рисунок танца. Перестроение из круга в колонну и обратно. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Работа над техникой исполнения Использование аксессуаров в бурятском народном танце. Приветственный. Хадак Постановка танца- этюда на материале Закрепление пройденного материала. Импровизация под разные стили музыки Работа на драматическими исполнениями танцев (выразительность, мимика, жесты) Подготовка танцев к концерту. Повторение пройденных танцев. Партерная гимнастика. Танец Бурятский. Бег, прыжки. Подготовка к отчетному концерту. Закрепление и повторение пройденных тем Повторение танцев Партерная гимнастика. Танец Бурятский. Партерная гимнастика. Постановка танца Партерная гимнастика. Отработка танцев Партерная гимнастика. Отработка танцев Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Выработка эластичности и крепости голеностопного сустава. Выработка выворотности. Выработка опоры. Верчение, голова Разучивание танцевальных комбинаций Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. Репетиционная работа. Подготовка к отчетному концерту. Отчетный концерт Импровизация под разные стили музыки Упражнения в артистизме (мимика, жесты) Прослушивание сложных ритмов, похлопывание и простукивание Упражнения на координацию движений. Повторение танцев. Повторение танцев. Флешмоб. Монгольский танец «Биелгээ», Ехор. Флешмоб. Монгольский танец «Биелгээ». Калмыцкий танец «Шарка-Барка» 107. Флешмобы-3 - «Хамаг Монгол» Итог в год: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 3 3 216 216 Основные направления работы Образовательная программа даёт возможность погружения в этнокультуру по направлениям: - фольклор, этикет, традиции - народное пение -бурятский танец По направлению «Народный танец» у обучающихся формируются хореографические знания, умения и навыки. Большое внимание в учебно-тренировочной и постановочной работе уделяются символике движений бурятского танца, музыкальному фольклору, народным играм и традициям, на основе которых строятся сюжетные линии танца и композиций. Направление «Бурятский фольклор и традиции» является Этнографической основой направления «Народный танец и ансамбль», поэтому содержание программы обновляется вариативными программами «Символика движений бурятского танца», «История костюма. Бурятская традиционная одежда». Изучение символики бурятских движений основывается на традиционных движениях ёхоров разных регионов с учётом всего уклада жизни бурят. По истории костюма рассматриваются такие важные темы как: -символика цвета -бурятский орнамент -детская традиционная одежда -женская одежда и украшения -мужская одежда и атрибуты ношения и др. Образовательный комплекс материалов даёт возможность наиболее полно раскрыть историю и культуру бурятского народного народа и гармонично развить творческие способности детей 6-11 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. 4. Материально-техническое обеспечение программы. На занятиях используются ТСО, музыкальная аппаратура (аудио-магнитофон, музыкальный центр, мини диски, CD и DVD диски, микрофоны, видеокассеты и т.д. Фонограмма для танцев. Костюмы для каждого танца. Реквизит. Предметы быта, для сценических выступлений. Украшения (зуудхэл). 5. Список используемой литературы. Афанасьева В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока – Якутск, 1976 Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы – Улан-Удэ, 1974 Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья – Улан-Удэ, 2001 Тугутов И.Е. Общественные игры бурят – Улан-Удэ, 1989. Бурятские летописи – УланУдэ, 1995 3.Батожаргалова С. Угайнгаазаншалаар – Улан-Удэ, 2002 6.Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм – Улан-Удэ, 1987 7.Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма – УланУдэ,2004 В о р о н и н а И.Историко – бытовой танец. - М., Искусство, 1980 – 128с.: ил. З а х а р о в В. М. Танцы народов мира. В 2 т. – М., 2001. К л и м о в А. Основы русского народного танца - М., Искусство, 1981 – 269с.: ил. М и х а й л о в а М.А., В о р о н и н а Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Академия развития, 2000. – 112с.: ил.: ноты. Н е л ь с о н А, К о к к о н е н Ю. Анатомия упражнений на растяжку. Перевод Борич С.Э. – Мн.: Попурри, 2008 – 160с.: ил.