Министерство образования и науки республики Бурятия Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Музыкально-театральной студии «Кантилена» Направленность: художественная Возраст: 8-11 лет Срок реализации: 2 года Уровень: стартовый Автор - разработчик: Кирпичникова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Улан-Удэ, 2023 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа музыкально-театральной студии «Кантилена» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативноправовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Программа реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. Программа «Кантилена» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста общеобразовательных школ. В настоящее время воспитание школьников средствами театрального искусства особенно актуально. Театр – не только универсальное синтетическое искусство, но и коллективное, позволяющее наиболее комплексно воздействовать на формирующуюся личность. Занятия в школьном театральном объединении развивают общую и эстетическую культуру, художественные способности обучающихся средствами театрального искусства, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения и самореализации обучающихся, развивают коммуникативную и эмоциональную сферу личности школьников, способствует социальной и психологической адаптации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актерского мастерства способствуют формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Обучение по данной программе увеличивает шансы школьников быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Итогом курса является участие учеников в инсценировках прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера. 1.2. Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Отличительная особенность программы в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, обучение игре на фортепиано, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи программы: способствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка; способствовать развитию: интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; создать условия воспитания: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Программа включает несколько основных разделов: 1. История театра. Театр как вид искусства. 2. Актерская грамота. 3. Художественное чтение. 4. Сценическое движение. 5. Работа над пьесой. Возраст учащихся, которым адресована программа 8-11 лет. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы – 360 час 2.2. Срок реализации программы – 2 года 2.3. Режим занятий: 1-й год обучения: 4 раза в неделю по 45 мин (144 час) 2-й год обучения: 6 раза в неделю по 45 мин (216 час.) 2.4. Формы занятий: Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра; беседа; иллюстрирование; изучение основ сценического мастерства; мастерская образа; мастерская костюма, декораций; инсценирование прочитанного произведения; постановка спектакля; посещение спектакля; работа в малых группах; актёрский тренинг; экскурсия; выступление. Основные виды деятельности, использующиеся при работе с обучающимися: театральная игра; ритмопластика; культура и техника речи; основы театральной культуры; создание спектакля. Занятия проводятся по группам и индивидуально. 3. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты Результаты освоения курса внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Кантилена» Личностные результаты: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Предметные результаты: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). 3.2. Способы и формы проверки результатов Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: Текущий контроль: летопись театральной студии (видео-, фотоматериалы); отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях. выступление на родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Итоговый контроль: выступление на гимназическом мероприятии «Театральные подмостки», выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление. Программа включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать: историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра; о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства; Должны уметь: пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сознательно управлять речеголосовым аппаратом; логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста; взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью. сочинять, подготавливать и выполнять этюды; анализировать работу свою и товарищей; Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего репертуара. По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать: о конфликте в драматическом произведении; о характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами; о средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах; Должны уметь: использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач; точно соблюдать текст при исполнении; культурно воспринимать реакцию зрителей; самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю. Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена. Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки: пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.; использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической; использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем; владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи; активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм. А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. 3.3. Формы подведения итогов и контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества; итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали. При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.); средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка. минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива. 3.4. Формы занятий: Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия проводятся по группам и индивидуально. I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Теоретические занятия Практические занятия 46 98 Педагогические наблюдения, зачет 144 ч. Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 2 год обучения 76 140 Педагогические наблюдения, спектакль 216 ч. 1 год обучения. № Содержание I Вводный раздел: Знакомство с театром, Ритмопластика, Культура и техника речи, Основы театральной культуры II Разучивание пьесы «Осенняя история»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. III Разучивание пьесы «Три Деда Мороза»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. IV Творческая работа «Я - режиссер»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. План (час.) 28 часов 36 час. 35 час. 45 час. 2 год обучения № Содержание I Вводный раздел: Знакомство с театром. Ритмопластика. Культура и техника речи. Основы театральной культуры II «Сказка о потерянном времени»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. III «Зимняя сказка»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. IV Творческая работа. «Летучий корабль»: Знакомство с содержанием спектакля. Сценическое актёрское мастерство. Изготовление декораций, костюмов. Театрализованное представление. 34 час. 58 час. 60 час. 64 час. 1 год обучения Знакомство с театром. Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций. 2 год обучения Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения. Изготовление костюмов. Создание декораций к спектаклям. 2.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно-тематический план. 1 год обучения № Тема Вводный раздел. Давайте познакомимся! 1 группа 1 Вводное занятие «Волшебный мир театра». 2 Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. 3 Добро пожаловать в театр. Посещение театрализованного представления драматического театра. 4 Художник в театре. Экспромт - спектакль. 6 Игровое занятие. Ритмопластика. 7 Игровое занятие. Культура и техника речи. II Разучивание пьесы «Осенняя история». 1 Знакомство с содержанием пьесы «Осенняя история» 2 Распределение ролей 3 Развитие речи (темп, тембр, интонация). 4 Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. 5 Сценическое актёрское мастерство. 6 Музыкальное оформление театрализованного представления. 7 Изготовление декораций, костюмов. 8 Генеральная репетиция 9 Выступление перед зрителями. План (час.) 28 3 3 3 3 7 9 36 1 2 7 7 7 3 2 4 1 10 III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Анализ выступления. Разучивание пьесы «Три Деда Мороза». Знакомство с содержанием пьесы «Три Деда Мороза» Распределение ролей Развитие речи (темп, тембр, интонация). Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, костюмов. Генеральная репетиция Выступление перед зрителями. Анализ выступления. «Я-режиссер» Знакомство с содержанием пьесы Распределение ролей Развитие речи (темп, тембр, интонация). Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, костюмов. Генеральная репетиция Выступление перед зрителями. Анализ выступления. Итого по программе Календарно-тематический план. 2 год обучения Вводный раздел. Давайте познакомимся! 2 группа 1 Вводное занятие «Волшебный мир театра». 2 Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. 3 Добро пожаловать в театр. Посещение театрализованного представления драматического театра. 4 Художник в театре. Экспромт - спектакль. 5 Игровое занятие. Ритмопластика. 6 Игровое занятие. Культура и техника речи. II Разучивание пьесы «Сказка о потерянном времени». 1 Знакомство с содержанием пьесы 2 Распределение ролей 3 Развитие речи (темп, тембр, интонация). 4 Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. 5 Сценическое актёрское мастерство. 6 Музыкальное оформление театрализованного представления. 7 Изготовление декораций, костюмов. 8 Генеральная репетиция 9 Выступление перед зрителями. 10 Анализ выступления. 2 35 2 2 8 6 7 3 2 3 1 1 45 3 3 9 9 9 3 2 4 1 2 144 34 2 6 2 6 8 10 58 2 2 12 12 16 4 2 4 2 2 III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Я-режиссер». «Зимняя сказка» Знакомство с содержанием пьесы. Распределение ролей Развитие речи (темп, тембр, интонация). Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, костюмов. Генеральная репетиция Выступление перед зрителями. Анализ выступления. Разучивание сценария «Летучий корабль» Знакомство с содержанием пьесы Распределение ролей Развитие речи (темп, тембр, интонация). Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, костюмов. Генеральная репетиция Выступление перед зрителями. Анализ выступления. Итого по программе 60 2 2 12 12 20 2 2 4 2 2 64 4 4 12 12 20 2 2 4 2 2 216 2.3. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности В результате реализации данной программы учащиеся 2 года обучения должны: Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять поставленную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Воспитательные результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность к действию в нестандартных ситуациях Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metodmetodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баланс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.dok Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: «Первое сентября», 2018. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-ой класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баланс, 2009 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников 1-11 классов. М., 1990. 4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/Как-развивать-речь-спомощью-скороговорок.php 5. Сборник детских скороговорок.http://littlehuman.ru/393/ Приложение 1 Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № ___ От «___»_________20__ г УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ» О.Я. Пихеева Приказ № ____ От «____»___________20___ г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «КАНТИЛЕНА» Вид деятельности: «инструментальное исполнительство» Направленность: Художественная Возраст учащихся: 8-11 лет Срок реализации: 2 года (144 час.) Автор-составитель: Кирпичникова С.В. Педагог дополнительного образования Улан-Удэ 2022 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «МУЗЫКАЛЬНОТЕАТРАЛЬНАЯ СТУИЯ «КАНТИЛЕНА» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. Программа «Кантилена» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста общеобразовательных школ. Она разработана на основе ФГОС и современных научно – педагогических идей с учётом УУД и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. Данная программа предлагает начинать обучение детей с восьмилетнего возраста. Обучение проходит в основном по двухлетней программе. Это дает возможность в полной мере уделить внимание развитию первоначальных навыков, используя форму индивидуального подхода, предполагающую изучение личности ребенка: его психологического развития, наличие или отсутствие музыкального опыта, самостоятельности мышления. Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает творческие способности, музыкальное мышление, учит давать словесную характеристику исполняемых произведений, воспитывает глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой. По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа. В учебном процессе учитывается индивидуальность каждого обучающегося. Независимо от степени одаренности, дети учатся понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений. Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой место отводится произведениям современных композиторов, джазовой музыке, игре под фонограмму. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ. 1.2. Актуальность программы. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни: хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и, таким образом одновременно получают развитие оба полушария головного мозга; развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память; развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения; развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей; игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления. 1.3. Отличительные особенности. Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано» является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Главное отличие данной программы от программ ДМШ: 1. Внимание к процессу развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма. 2. Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей. обучаться 3. Комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение. 4. Ученик воспитывается в понимании безграничного роста нашей музыкальной культуры, своего небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах. Цель программы: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки. Задачи: 1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром. 2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма. 3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения. 4. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях. 5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений. 6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства; 7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития. Возраст учащихся, которым адресована программа 8-11 лет. При реализации программы используются следующие общедидактические принципы: принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио или видеозаписей выступлений как известных исполнителей, так и самих учащихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (названия музыкальных терминов, портреты композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин); принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей; принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым учащимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения; принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции "от простого к сложному", а также на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий; принципа сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработке самостоятельного подхода к изучаемому материалу; принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении. II. Объем программы: 2.1. Объем программы – 144 час 2.2. Срок реализации программы – 2 года 2.3. Режим занятий: 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 40 мин (72 час) 2-й год обучения: 2 раза в неделю по 40 мин (72 час.) 2.4. Формы занятий: В одном и том же классе программа рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь произведения для концертного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика (для учителя) и дневнике учащегося. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам. Методы обучения При обучении игре на фортепиано широко применяются как традиционные методы, так и методы, отражающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей. В основном используются традиционные общепедагогические методы: словесные, наглядные и практические, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика. Словесные методы: Рассказ, беседа, объяснение нового материала. Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых, высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.Объяснением сопровождается, например, беседа об особенностях тех или иных приёмов звукоизвлечения. Инструктаж необходим во время знакомства детей с правилами техники безопасности, как во время аудиторных занятий, так и при выездах детей для участия в мероприятиях за пределами студии. Наглядные методы: Личный показ педагога, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а также наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом и наглядными пособиями. Практические методы: Методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – выполнение музыкальнотренировочных упражнений, гамм, этюдов, игра музыкальных произведений. Кроме традиционных общепедагогических методов обучения, разработанных методикой, в ходе освоения программы обучения игре на фортепиано применяются: - метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления; - метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности; - метод наблюдения за музыкой; - метод побуждения к сопереживанию; - метод исследования музыкального образа; - метод прослушивания и анализа выступлений; - метод оценивания своего исполнения и исполнения других учащихся; - метод самостоятельной работы; - репродуктивные (исполнение выученного репертуара); - демонстрационные (прослушивание музыки, посещение концертов). Процесс воспитания музыкальной культуры ребенка (культура поведения на уроке, на сцене) проходит соответственно в индивидуальном порядке на занятии, в группе на закрытых репетициях перед выступлениями и на выступлениях. Сюда же относится мотивация учащегося к качественным самостоятельным занятиям, без которых невозможно обучение игре на любом музыкальном инструменте. Методы воспитания: - личный пример; - стимулирование, похвала; - поощрения; - замечания; - убеждение, чёткие указания к самостоятельной работе. III. Планируемые результаты 3.1. Планируемые результаты Результаты освоения курса внеурочной деятельности музыкальнот-театральной студии «Кантилена»: 1. Предметные результаты Ученики научатся: определять регистры, октавы; записывать скрипичный и басовый ключи; записывать ноты малой, первой, второй октав; делить длительности и паузы; определять такт, простые размеры; определять знаки увеличения длительности; определять штрихи, динамические оттенки, темп, лад Ученики получат возможность научиться правильно сидеть за инструментом; находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы); воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей); читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы). 2. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности. умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, ) умение ориентироваться в жанрах музыкального искусства . умение раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. умение сопоставлять музыкальные произведения с окружающей действительностью 3. Личностные результаты обучения: формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных музыкальных творений. формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности. Воспитание культуры поведения на занятия Формирование аналитической, логической, рациональной памяти при ансамблевом исполнении в 4 руки Воспитание культуры и музыкальной компетенции учеников для успешной социализации в жизни. Формируемые универсальные учебные действия: 1. Регулятивные: продумывать план исполнения музыкального произведения; различать и соотносить замысел и результат исполнения; анализировать и оценивать результаты собственного исполнения муз. произведения по заданным критериям. ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров. Планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения, « сочинения» музыки (импровизации) 2. Познавательные: Формировать интерес к деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своей страны. Осознавать многозначность содержания музыкальных образов Совершенствование навыков сравнения, анализа, рассуждения находить нужную информацию, используя учебник, дополнительную познавательную литературу справочного характера, интернет ресурсы; классифицировать произведения музыкального искусства по их видам и жанрам. 3. Коммуникативные : решать учебные задачи совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественной, творческо - исследовательской деятельности. формировать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях, в процессе восприятия музыки и музицирования. выражать собственное эмоциональное отношение к прослушанной музыке при обсуждении в классе; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; высказывать собственное мнение при посещении концертов, выступлений , музыкальных спектаклей; 3.2. Способы и формы проверки результатов Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д. Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день играют определенную программу. Частота проведения контрольного урока один раз в четверть. Итоговый контроль (1 год обучения.) проводится в мае учебного года, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года ЗУН, после чего осуществляется перевод в следующий класс. Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для учащихся, начиная со 2 года обучения. В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты (исполнение произведений по жанрам, произведения собственного сочинения и т.д.). Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения. 3.3. Обязательные требования К концу первого года обучающиеся должны знать и определять на слух: музыку разного эмоционального содержания; музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; знать названия нот и находить их на нотном стане и фортепиано. Уметь: верно подбирать на слух знакомые произведения; достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения; проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям. определять характер произведения. исполнять несколько разнохарактерных произведений на память (в том числе и полифонию). владеть навыком чтения с листа, подбирать по слуху. знать основные темповые значения и музыкальные термины. Примерный перечень произведений Сборники: Е. Олерская «Первая встреча с музыкой», «Его Величество ритм» О. Геталова «В музыку с радостью». Б. Милич «Фортепиано» 1 класс и другие сборники по выбору педагога. Пьесы: 1. Олерская Е. «Маленький котенок», «Снег идет», «Прогулка» и др. 2. Абелев Ю. «Осенняя песенка». 3. Николаева Е. «Песенка». 4. Филипп И. «Колыбельная». 5. Берлин Б. «Марширующие поросята». 6. Абелев Ю. «В степи». 7. Любарский А. «Курочка». 8. Рубах А. «Воробей». 9.С.Майкапар «Дождик». 10. Гнесина Е. «Этюд». 11. Беркович И. «Этюд» и другие пьесы по выбору педагога. Ансамбли 1. «Тень, тень» – русская народная прибаутка. 2. «Ехал казак за Дунай» укр. нар. песня. К концу второго года обучения учащиеся должны: самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение произведений, узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора; иметь любимые произведения; достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до двух знаков) аккорды, арпеджио. проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер. знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт; знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух; владеть навыками педализации. знать темповые значения и музыкальные термины. самостоятельно выполнять домашние задания. исполнять несколько произведений подряд на высоком художественном уровне. исполнять произведения под фонограмму Уметь: свободно читать с листа несложные произведения двумя руками; уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху выразительно исполнять выученные произведения, иметь среди них любимые. самостоятельно делать разбор музыкального произведения (определять характер музыки, средства выразительности), определять строение произведений. Примерный репертуар 2-го года обучения: Сборники: Е. Олерская «Первая встреча с музыкой», «Его Величество ритм» Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1-2 классы ДМШ). Б. Милич «Фортепиано» 2 класс. Школа игры на фортепиано (ред. А. Николаева). Этюды для фортепиано 1-2 класс. О. Геталова «В музыку с радостью». С. Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 2 класс и другие сборники по выбору педагога. Пьесы: 1. Е.Олерская «Сказка звездного неба», «Балет» и др. 2. Б. Барток «Пьеса». 3. А. Хачатурян «Скакалка». 4. М. Глинка «Полька». 5.А. Гречанинов «Вальс». 6. П. Чайковский «Старинная французская песенка». 7. И. С. Бах «Менуэт». 8. И. С. Бах «Полонез». 9. В. А. Моцарт «Аллегро». 10.В. А. Моцарт «Менуэт». 11. А. Гречанинов «Мазурка». 12. И. Кореневская «Дождик». 13. П. Чайковский «Болезнь куклы». 14. С. Майкапар «Вальс». 15. А. Гедике «Танец». 16. Г. Гендель «Ария». 17. К. Черни «Этюд». IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № СОДЕРЖАНИЕ п/п 1 Теоретические занятия 2 Практические занятия 3 Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 2 год обучения 1 год обучения 23 49 Педагогические наблюдения, концерт 72 ч. 18 54 Педагогические зачет, наблюдения, концерт 72 ч. 1 год обучения. № Содержание I Музыкально-теоретические дисциплины. II Обучение игре на инструменте. III Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. 2 год обучения № Содержание I Музыкально-теоретические дисциплины. II Обучение игре на инструменте. III Музыкально-образовательные беседы. зачет, План (час.) 19 часов 49 час. 4 час. 16 час 54 час 2 час 1 класс. На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. На заключительном концерте исполняются 2 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ (пьесы из репертуарного сборника Е. Олерской). 2 класс. Требования на год: 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6 этюдов, 4 пьесы. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями. Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники, а так же исполнение пьес из сборника Е. Олерской (под фонограмму) Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога. В течение года педагог проводит по желанию классные концерты с участием всех учеников класса (исполнение произведений по жанрам, собственное исполнение и т.п.), участвует в городских, окружных конкурсах, мероприятиях. В конце каждой четверти педагог проводит контрольный урок с оценкой. На протяжении учебного года в классном порядке педагог проверяет навык чтения с листа, игру в ансамбле. В конце учебного года проводится итоговый переводной экзамен. Учащиеся 1 класса исполняют программу из 4-х произведений. Учащиеся 2-го класса исполняют 3 произведения различного характера и жанра. 4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-методический план (1 год обучения) №№ Тема Количество часов Формы контроля пп теория практика всего 1. Музыкально-теоретические дисциплины. Введение. 1 1 Нотный стан. 1 1 2 Нотный диктант Ключи: скрипичный и басовый. 1 1 2 Ноты на нотном стане и расположение на 2 фортепиано. Размер. 1 Лад: мажор – минор. 1 2 4 1 1 2 2 Опрос Игра 2 2 2 Игра Игра Игра «Угадай-ка» 6 Игра по слуху 39 Игра по нотам Чтение с листа 2 2 Опрос Тест 2 Угадай-ка 2 Опрос Темп: быстро - медленно. 1 1 Динамика: громко – тихо. 1 1 Жанры: песня, танец, марш. 1 1 2 Обучение игре на инструменте. Общие сведения. Посадка, постановка 3 3 рук. Обозначение пальцев. Упражнения на координацию рук и 9 30 пальцев. 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. Фортепиано – инструмент-оркестр. 1 1 Жанровое разнообразие музыки. 1 1 Композиторы классики – детям. Петр Ильич Чайковский «Детский 1 1 альбом». С.С.Прокофьев «Детская музыка». 1 1 Итого: 72 часа Учебно-методический план (2 год обучения) №№ Тема Количество часов пп теория практика всего 1 Музыкально-теоретические дисциплины. Формы контроля Введение. Ноты 1,2 и малой октавы. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Метр и ритм. Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Пунктирный ритм. Тоника, субдоминанта, доминанта. Аккомпанемент. 2 3 1 1 1 1 2 3 3 6 1 - 1 2 2 2 Legato и staccato. 1 Динамические оттенки. Обучение игре на инструменте. Способы игры legato и staccato, игра P 2 и F, игра двумя руками. Подбор по слуху. 2 Игра по нотам. 8 9 Игра 34 36 Игра по нотам 3 5 Чтение с Аккомпанирование пению. 5 7 Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа листа. 2 собственному Музыкально-образовательные беседы. «М.П.Мусоргский «Картинки с 1 выставки». Фортепиано в творчестве русских 1 композиторов. Итого: 72 часа - 1 - 1 Тест Тест Тест Тест Опрос Угадай-ка Викторина 4.3.На протяжении всех лет курса «Обучение игре на фортепиано» учащиеся осваивают основные навыки пианиста: 1 год обучения 1. Вводное занятие: Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости правила пианистической культуры. Знакомство с устройством инструмента. 2. Основы музыкальной грамоты. Особенности расположения и счета пальцев рук. Название нот, их написание и расположение на нотном стане в скрипичном ключе первой, второй октавы, малой, большой. Определение нотного стана, расположение нот. Такт. Тактовая черта. Ключ соль. Ключ фа. Их особенности. Знать названия нот, их расположение на нотном стане и фортепиано. Определение размера. Двудольность и трехдольность. Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия. Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом Темповые особенности вокальных произведений. Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. Определение музыкального слуха, памяти. Обозначение пальцев в нотах. Правильная посадка и позиция рук. Обозначение главных приемов игры на инструменте в нотах. Динамические оттенки. Длительности нот. Музыкальный размер. Музыкальный счет. 3. Формирование основных пианистических навыков игры. Становление правильной пианистической осанки за инструментом. Основные приемы игры на фортепиано: staccato, legato, nonlegato. Исполнение произведений с динамическими оттенками. Подбор произведений на слух. Основы интонирования звука. 4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические нормы поведения во время исполнения произведений и после. Возможности фортепиано как музыкального инструмента. История появления. Композиторы, писавшие только для фортепиано. Беседа о русских и зарубежных композиторах, их произведениях, написанных для слушания и исполнения детьми Знакомство с биографией П.И.Чайковского (особенности строения «Детского альбома», жизнь ребенка XIX века). Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева на примере его «Детской музыки». 2 год обучения 1. Развитие технических навыков. Гаммы до двух знаков в одну октаву. Аккорды, короткие арпеджио (в зависимости от анатомических возможностей рук учащегося). 2. Основы музыкальной терминологии. Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения. Музыкальные термины: обозначение основных темпов в музыке на итальянском языке: allegro, moderato, largo, nontroppo. Тон, полутон – основа темперированного строя. Основные жанры произведений их особенности: вариации, этюд, пьеса, жанровые сценки и танцы. Определение пунктирного ритма. Его особенности и роль в жанре марша. Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. Что такое аккомпанемент, его значение и разновидности. Знать динамические оттенки, их значение в создании музыкального образа. 3. Формирование основных пианистических навыков игры. Основные приемы игры на фортепиано: staccato, legato, nonlegato. Исполнение произведений с динамическими оттенками. Подбор произведений на слух. Основы интонирования звука. Исполнение разножанровых и темповых произведений. 4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические нормы поведения во время исполнения произведений и после. История жизни Мусоргского. «Могучая кучка», цикл пьес в память художника. Беседа о композиторах, писавших для фортепиано. Их отзывы об этом инструменте. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Портреты композиторов; Нотный стан; Музыкальные произведения в CD записи; Нотные сборники и фонограммы с произведениями Е. Олерской Фортепиано Синтезатор Ноутбук Работа с родителями: Консультации для родителей; Концерты, игровые праздники; Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям; Литература: УМК по программе «Инструментальное исполнительство» Е. Олерской. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. - М.; Классика. 2003. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 . Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979. Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974. Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» Музыка,1979. 8. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005. 9. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004. 10. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961. 11. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979. 12. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005. 13. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967. 14. Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980. 15. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002. 16. Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987. 17. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958. 18. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей. 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975. 3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. 5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил. 6. Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский педагог». – СПб. Союз художников, 2002.