6. ДООП Бальжинимаев М.Н. Дебют

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Театральной студии «Дебют»
Направленность: театральное
Возраст учащихся: 9-16 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: стартовый

Автор-составитель:
Бальжинимаев Мунко Нанзатович,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2023 г.

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Дебют» (далее - Программа) разработана
на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на
27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан –
Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних,
старших классов. Детский театр рассматривается не только как средство достижения
художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным
искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили
фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Работа студии строится в форме творческой мастерской. Это совершенно иная форма
организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он
их добывает, строит сам.
Внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий
руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью
учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания,
чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотворчества,
сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом,
обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует
развитию индивидуальности ученика.
Актуальность.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить
постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости,
заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь
через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и
мировоззрение. Работа по изучению бурятского фольклора оказывает благотворное влияние на
общее развитие ребенка.
Во-первых, фольклор выполняет эстетическую функцию, сопровождая жизнь песнями,
танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; вовторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает об устройстве
мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нормообразующую или нравственную, постигает, что
такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых – коммуникативную:
учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и со взрослыми.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов
взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить
здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина
(хозяйки), мужа (жены), отца (матери).
Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, сказки, загадки, мифы,
легенды, предания ребенок постигает красоту языка, учится правильно говорить.

Фольклор бурят — устное народное творчество, был формой познания жизни,
художественного восприятия окружающего мира. Бурятский фольклор состоит из мифов,
улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок,
загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры — эпические поэмы
большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Содержание поэм героическое. Исполняли
улигеры речитативом сказители (улигершины). Занятия фольклорной студии «Наран» также
включают изучение музыкального фольклора, занятия по бытовому танцу и прикладному
творчеству (народным ремеслам).
Занятия по разделу «Культура и техника речи» включают в себя игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,
четкой дикции, логики и орфоэпии. Также игры со словом, развивающие связную образную речь,
умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика. Хореография» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных
способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия
учебной перегрузки.
С целью развития игрового поведения эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях дети выполняют задание «Этюд».
Занятия по этикету, этике и эстетике создают условия для осмысления общечеловеческих
ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучения
культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических
потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику
нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Расписание занятий студии строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный
процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и
особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
развитие его художественно – творческих умений через знакомство детей с богатейшим
фольклором бурятского народа, нравственное становление.
Задачи:
 Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
 Формирование устойчивого интереса к изучению бурятского языка, бурятской культуры,
традиций и обычаев;
 Формирование общей культуры;
 Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
Формы организации деятельности обучающихся
Деятельность учащихся при реализации программы организуется в следующих формах:
 практические занятия;
 творческие задания;
 групповая работа;
 тренинги по актёрскому мастерству;
 игры;
 беседа
 просмотр видеоматериалов
 экскурсия
Доминантным методом является игровой. При объяснении нового материала используется
сочетание словесных и наглядных методов.

На занятиях совмещаются разные виды деятельности (слушание, беседа, игра), что позволяет
удерживать внимание детей, они не устают. Для осмысленного восприятия информации
рекомендуется использовать аудио и видео материал, наглядные пособия.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы театрально студии «Дебют» учащиеся получают
целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
 правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
Учащиеся должны уметь:
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
 произносить скороговорки, прозаический и стихотворный тексты в движении и разных
позах;
 произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.
 правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
 достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной
литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
 воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность;
 овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в
любой обстановке.
Формы контроля:
-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий;
-промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
-итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских
собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок,
сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля

1 год обучения

2 год обучения

10
26
62
82
Наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий, занятия-зачеты, конкурсы,
спектакли.

ВСЕГО ЧАСОВ

72ч. (2 часа в неделю)

108 ч. (3 часа в неделю)

Содержание программы театрального кружка
Основы театральной культуры
Виды театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Просмотр спектаклей.
Знакомство с театрами г. Улан-Удэ. Знакомство с театрами Российской Федерации, виртуальные
экскурсии.
Культура и техника речи. Сценическая речь
Упражнения по фонационному дыханию. Подготовка речевого аппарата. Постановка голоса.
Звуковые упражнения. Посыл звука. Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со
скороговорками. Словесное действие(скороговорки с заданным действием). Работа с текстом.
Логические ударения в предложениях. Творческие игры со словом.
Актерское мастерство
Знакомство с элементами актерского мастерства - внимание, воображение, фантазия, «Если
бы…», «Предлагаемые обстоятельства» Развитие артистической смелости. Игры, упражнения на
развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов
чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Отношение к событию
(оценка факта). Наблюдение. Взаимодействие актеров на сцене. Перемена отношения к партнеру.
Этюды. Оправдание своих поступков. Тренинги. Работа актера над образом. Просмотр
видеоматериала.
Ритмопластика. Хореография
Хореография как важный элемент для актера в спектакле. Хореографические позиции.
Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага. Русский народный танец.
Танцевальные элементы. Крымско-татарский народный танец. Танцевальные элементы
Театрализованный танец с элементами актерского мастерства. Постановка танцевальнотеатральных номеров к спектаклю.
Этюды
Раскрыть понятие этюд. Импровизация в этюде. Логическое составление и постановка этюдов.
Этюды с придуманными обстоятельствами. Этюды на взаимодействие.
Этика и этикет.
Общечеловеческие ценности. Поиск собственных смыслов и ценностей жизни. Культура
общения, нормам достойного поведения (этикет), эстетические потребности (быть искусным
читателем, зрителем театра). Индивидуальная диагностика нравственного развития, учащегося и
возможная корректировау.
Работа над спектаклем
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Деление пьесы на отдельные
эпизоды. Импровизация. Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей.
Репетиции по эпизодам. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Хореографические
постановки к спектаклю. Обыгрывание реквизита и бутафории. Репетиции в декорациях.
Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка. Прогоны спектакля. Использование
элементов костюмов, реквизита и бутафории.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка декораций, смена декораций Репетиция с музыкальным и световым сопровождением
спектакля (имитация различных шумов и звуков). Генеральная репетиция. Репетиция с
реквизитами, бутафорией, в костюмах. Разбор итогов генеральной репетиции. Показ спектакля.

Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание
перспектив.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ Тема занятий

Количество Теоретические
занятия
часов

Практические
занятия

I полугодие
1

Вводная беседа. Знакомство с
планом кружка. Выборы актива
кружка

1

1

3

1

Культура и техника речи
2

Игры по развитию внимания
(«Имена», «Цвета», «Краски»,
«Садовник и цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и немые»,
«Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

2

Ритмопластика
4

Психофизический тренинг,
подготовка к этюдам. Развитие
координации. Совершенствование
осанки и походки.

2

2

5

Отработка сценического этюда
«Обращение» («Знакомство»,
«Пожелание», «Зеркало»).

2

2

Театральная игра
6

Знакомство со структурой театра,
2
его основными профессиями: актер,
режиссер, сценарист, художник,
гример. Отработка сценического
этюда «Уж эти профессии театра…»

7

Техника грима. Гигиена грима и
технических средств в гриме.
Приемы нанесения общего тона.

1

1

9

Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них
избранной роли (внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное
чтение сказки по ролям.

1

1

10 Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей

1

1

1

1

поведения каждого персонажа на
сцене. Обсуждение декораций,
костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
Помощь «художникам» в подготовке
эскизов несложных декораций и
костюмов.
11 Отработка ролей в 1, 2 явлениях.
2
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)

2

12 Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7
2
явлениях. (Работа над мимикой при
диалоге, логическим ударением,
изготовление декораций)

2

13 Отработка ролей в 8,9,10,11
2
явлениях. (Работа над мимикой при
диалоге, логическим ударением,
изготовление декораций)

2

14 Подбор музыкального
2
сопровождения к сценарию сказки.
Репетиция.

2

15 Генеральная репетиция в костюмах. 2
С декорациями, с музыкальным
сопровождением и т.п.

2

16 Выступление со спектаклем перед
учениками школы и родителями

2

2

Этика и этикет
18 Связь этики с общей культурой
человека. (Уважение человека к
человеку, к природе, к земле, к
Родине, к детству, к старости, к
матери, к хлебу, к знанию; к тому,
чего не знаешь, самоуважение).

2

20 Репетиция сценического этюда
«Театр начинается с вешалки, а
этикет с «волшебных» слов».
(Этикет).

1

1

1

1

II полугодие
Культура т техника речи
1

Игры и упражнения, направленные 1

1

на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата
2

Игры по развитию языковой догадки 3
(«Рифма», «Снова ищем начало»,
«Наборщик», «Ищем вторую
половину», «Творческий подход»,
«По первой букве», «Литературное
домино или домино изречений», «Из
нескольких – одна»

3

Ритмопластика. Хореография.
4

Беспредметный этюд (вдеть нитку в 1
иголку, собирать вещи в чемодан,
подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

5

Сценический этюд «Скульптура».
Сценические этюды в паре :
«Реклама», «Противоречие».
Сценические этюды по группам:
«Очень большая картина»,
«Абстрактная картина»,
«натюрморт», «Пейзаж».

2

2

6

Сценические этюды. Шумное
3
оформление по текстам, деление на
группы, составление сценических
этюдов.

3

7

Тренировка ритмичности движений. 1
Упражнения с мячами.

3

Театральная игра
8

Словесное воздействие на подтекст. 2
Речь и тело (формирование
представления о составлении работы
тела и речи; подтекст вскрывается
через пластику).

9

Развитие наблюдательности. (На
1
основе своих наблюдений показать
этюд. Понять и воспроизвести
характер человека, его отношение к
окружающему миру).

10 Развитие воображения и умения
работать в остром рисунке («в
маске»).

2

11 Работа над органами артикуляции,

3

1

1

1

2

1

2

дикции и знакомство с нормами
орфоэпии. (Повторение букв,
чередование звонких и согласных,
сочетание с гласными; работа над
пословицами и скороговорками).
12 Работа над образом. Анализ мимики 3
лица. Прически и парики.

3

14 Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них
избранной роли (внешние данные,
пантомима и т.п.). репетиция
отдельных сцен.

2

2

15 Оговаривание предлагаемых
обстоятельств, особенностей
поведения каждого персонажа на
сцене. Обсуждение декораций,
костюмов, музыкального
сопровождения.

3

3

17 Генеральная репетиция в костюмах, 3
с декорациями, с музыкальным
сопровождением.

3

Этика и этикет
20 Понятие такта. Золотое правило
1
нравственности «Поступай с
другими так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой». (Работа над
текстом стихотворения Н. Гумилева
«шестое чувство»)
21 Развитие темы такта. (Отработка
сценических этюдов «Автобус»,
«Критика», «Спор»)

1

2

22 Культура речи как важная
1
составляющая образа человека, часть
его обаяния.

2

1

23 Нормы общения и поведения.
2
(Составление сценических этюдов)

2

Театральная игра
25 Показать сценический этюд «Диалог 1
– звукоподражание и «разговор»
животных. (Курица – петух, свинья-

1

корова, лев-баран, собака – кошка,
две обезьяны, большая собака –
маленькая собака)
26 Обыгрывание элементов костюмов. 2
(Сыграть тот или иной образ,
который возникает при получении
атрибутов: «бабочка» и полотенце,
ремень и пилотка и т.д.). Освоение
сценического пространства.

2

28 Распределение ролей с учетом
2
пожелание учащихся. Обсуждение
костюмов, декораций. Изготовление
масок зверей.

2

29 Отработка ролей. Работа над
мимикой при диалоге, логическим
ударением

3

3

30 Генеральная репетиция

3

3

31 Выступление. (творческий отчет на 1
родительском).

1

ИТОГО

72

10

62

Учебно-тематический план 2 года обучения
Количество Теоретические
занятия
часов

№ Тема занятий

Практические
занятия

I полугодие
1 Вводная беседа. Знакомство с планом
кружка. Выборы актива кружка. Артпрезентация театрального кружка.

1

1

Культура и техника речи
2

Работа над упражнениями направленными 1
на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, правильной артикуляции.

2

3

Игры по развитию четкой дикции, логики 1
речи и орфоэпии.

2

4

Игры со словами, развивающие связную
образную речь. Ассоциации.

2

2

5

Составление рассказа о себе, о своих
друзьях .

1

Хореография. Ритмопластика

1

7

Испытание пантомимой.

2

2

8

Тренировка ритмичности движений.

1

1

9

Пантомимические этюды «Один делает,
другой мешает». («Движение в образе»,
«Ожидание», «Диалог»).

2

2

10 Совершенствование осанки и походки.

1

2

11 Пантомимический этюд. Составление
пантомимического этюда в группе.

1

2

Театральная игра
12 Значение подробностей в искусстве.

1

1

13 Освоение предлагаемых обстоятельств,
сценических заданий

2

1

14 Основа актерского творчества – действие. 1

1

15



Сценические этюды на
воображение.
Изображение различных звуков и
шумов, «иллюстрируя» чтение
отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в
заданной ситуации (5 человек
одновременно).

1

2

2

16 Общение как процесс отдачи и восприятия 1
чувств и мыслей двух или нескольких лиц.
Организация этюдов на оценку различных
ситуаций.

1

17 Работа над упражнениями, развивающими 1
грудной резонатор («Паровоз»).
(Скороговорки, пословицы).

1

20 Анализ мимики своего лица.

1

1

21 Инсценировка по бурятским сказкам.
Сценические этюды.

1

1

22 Чтение и обсуждение постановки по
мотивам бурятских легенд и преданий.
Обсуждение пьесы, ее темы, идеи,
возможных принципов постановки.
Распределение ролей.

2

2

23 Отработка ролей. Работа над мимикой при 4
диалоге, логическим ударением.
Изготовление масок, декораций.

4





24 Генеральная репетиция. Оформление
сцены.

3

3

25 Премьера этюдов

2

2

26 Анализ выступления.

1

1

27 Обсуждение темы «Мир народной сказки и 4
легенды».

1

28 Этюды на движение, характерное для
заданного образа.

1

29 Чтение стихотворения в определенном
образе. Сценический образ.

2

2

3
1

II полугодие
Этика и этикет
1

(Этикет). Культура речи как важная
составляющая образ человека, часть его
обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики,
интонации, говор, речевые ошибки,
мягкость и жесткость речи. Подготовка и
показ сценических этюдов.

2

2

2

(Этикет). Нормы общения и поведения:
поведение на улице, в транспорте;
телефонный разговор; поведение в
магазине. Примеры учащихся.
Сценические этюды.

2

2

3

Память человека, семьи, народа. Без
2
памяти нет совести. Творческая работа по
заданной теме. Анализ творческих работ.

1

1

Театральная игра
5

Этюд как основное средство воспитания
актера. Этюд – «средство вспомнить
жизнь» (К.С. Станиславский).

1

1

6

Беспредметный этюд на контрасты (2
2
человека, сцена разделена перегородкой).

1

7

Работа над упражнениями, развивающими 1
силу и образность речевого голоса.

1

8

Работа над образом. Сценический грим.
Сценический костюм.

2

1

9

Знакомство со сценарием постановки
2
«Один день из жизни бурят». (Обсуждение
пьесы, ее темы, идеи, возможных

2

принципов постановки)
10 Распределение ролей с учетом пожелания 2
учащихся и соответствие каждого из них
избранной роли (внешние данные, дикция
и т.п.). Выразительное чтение по ролям.
11 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, 5
особенностей поведения каждого
персонажа на сцене. Обсуждение
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения. Репетиция отдельных
эпизодов.

2

1

4

12 Репетиция отдельных эпизодов.
Изготовление масок.

6

6

13 Репетиция отдельных эпизодов.
Изготовление декораций.

3

6

14 Подбор музыкального сопровождения к
сценарию.

1

1

15 Прогонная репетиция. (Выявление тех
мест, которые требуют доработки).

5

5

16 Генеральная репетиция в костюмах, с
декорациями, с музыкальным
сопровождением.

5

5

17 Премьера спектакля.

8

8

18 Анализ выступления.

1

1

19 Шутливые словесные загадки на развитие 1
внимания, расширения словарного запаса.

1

20 Беседа «в мире народной культуры»

1

1

21 Загадки – метаграммы и загадки –
1
логогрифы. Викторина по развитию
образного мышления (Чувствование слова
и умение мыслить нестандартно).

1

22 Беседа «Пословицы народов мира».
Сочинение – рассуждение по выбранной
пословице.

2

2

23 Тестирование «Особенности эмоций».
Анализ теста.

1

1

Культура и техника речи

Ритмопластика. Хореография.

25 Народный танец. Элементы народного
танца.

1

1

26 Координация движений (10 человек).
Рисунок народного танца. Образ.

2

2

27 Творческая презентация «Национальный
этикет»

2

2

28 Создание сценических этюдов на
бурятском языке («Шог зугаа», «На
отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

1

1

Этика и этикет

29 Психологический автопортрет.
2
(Составление подробной психологической
самохарактеристики).

1

30 Анализ работы за год

1

1

108

26

ИТОГО

Условия реализации программы
1. Наличие специального кабинета.
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, спектаклей.

1

82

Список литературы
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.:Просвещение, 2008 г.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Просвещение, 2006 г.
Граудина Л.К.Русская риторика. Хрестоматия.- М:Просвещение, 2006 г.
Календарь знаменательных дат. -М:Культурная инициатива, 2009 г.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. -М.: Просвещение, 2010 г.
Михалевич А.Е.О красноречии в шутку и всерьез. - М.:Просвещение, 2009 г.
Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М: Просвещение 2008 г.
Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник.М.,Просвещение, 2000 г.
9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3.- М.: Просвещение, 1990 г.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 2002 г.
11. Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженско-М.: Просвещение, 2002 г.
12. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора –Улан-удэ Бурятское книжное
издательство, 1982
13. Будаев Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. Улан-Удэ:Бурятское
книжное издательство, 1973
14. Буряад арадай оньhон, хошоо yгэнyyд (Бурятские пословицы и поговорки). Сост. И.Н.
Мадасон. - Улан-Удэ, 1960.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».