Видеоблоггинг Зайцев

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.

Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
от «29» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Азбука видеоблоггинга»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 11-17
Срок реализации программы: 2 года

Разработчик программы:
Зайцев Владимир Александрович,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы
1.1. Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)

16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы обусловлена все более возрастающим
интересом школьников к СМИ, их стремлением быть в курсе событий и процессов,
происходящих в мире, стране, городе, школе, уметь анализировать и оценивать эти
события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию.
Программа курса отвечает
желаниям учащихся развивать умения компетентного и плодотворного обсуждения
общественно значимых проблем путем изучения, поиска информации, создания
видеороликов на актуальные для общества темы.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок
узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое
многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в
различных программах создания видеоматериалов; научился писать сценарии
репортажей, документальных и игровых фильмов.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа «Основы фотографии» имеет художественно-эстетическую, научнотехническую, социально-педагогическую, а также профессиональную ориентационную
направленность. Реализация данной программы позволит приобщить детей и подростков к
фотографии во всех её аспектах, привить воспитанникам художественный вкус, а это, в
свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных
качеств, развитие эстетических чувств, творческого самовыражения; поможет
адаптироваться в сложной обстановке современного мира и в последующем
самоопределении во взрослой жизни. Учащиеся получают общеразвивающие знания по
истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают
композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с
приемами анализа, классификации и конструирования. Компьютерная обработка
изображений в графических редакторах реализует свободу творчества и фантазии ребенка
и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.

1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность состоит в том, что через изучение и овладение
техническими знаниями и информационными технологиями происходит раскрытие
личностного творческого потенциала воспитанников и его развитие средствами
фотоискусства, формируется особое художественное видение современного ребенка,
готового к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Большое значение уделяется практике через кейс-технологии- это метод обучения, в
основе которого лежат задачи из реальной жизни, и они направлены на развитие у детей
soft и hard-компетенций.
Кейс-технология- это техника обучения, использующая описание реальной ситуации,
специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую
необходимо разрешить в составе группы.
Кейс-технологии направлены на исследовательскую деятельность. Интегрирует
в себе технологию развивающего и проектного обучения. Выступают в обучении как
синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение»,
«открытие»). Позволяют создать ситуацию успеха
1.5. Цель программы – познакомить учащихся с видеоблоггингом как профессией и
областью экранного творчества, развить творческие способности подростков, формировать
у учащихся общую культуру.
1.6. Обучающие:
– научиться пользоваться цифровойтехникой;
– обучить детей выбору оборудования, использованию необходимых объективов и
элементов для достижения цели.
– научить работать с графическими редакторами.
Научить воспитанника создавать экранный продукт в жанре интернет-журналистики.
Развивающие:
– развить у обучающихся алгоритмическое и логическое мышление;
– развить способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать
их на отдельные этапы и добиваться их выполнения.
Развить у воспитанника умение выделять в наиболее интересную и важную
Воспитательные:
– воспитывать качества характера: трудолюбие, уважение к труду, ответственность,
самоорганизацию;
– формирование чувства эстетики и вкуса.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
11-17 лет, количество учащихся в группе до 14 человек, группа разновозрастная
1.8. Формы занятий:
Занятия могут быть аудиторными (в кабинете), внеаудиторными, в том числе
выходы в музеи и экскурсии, участие в мероприятиях за пределами аудитории, в том числе
с применением дистанционных форм обучения в ZOOM, Viber , телемост и др.
Предполагаются использование занятий с элементами импровизации (моделирование
какого-либо процесса или постановка неожиданных задач для усложнения поставленной
задачи).

2. Объем программы:
2.1. Объем программы –

Объём программы – 1 год обучения базовый 144 часа.
2 год обучения продвинутый 144 часа
2.2. Срок реализации программы –
2.3. Режим занятий:

Направление

Базовый
Продвинутый
4 часа в неделю; 4 часа в неделю;
Основы фотографии
144 часа в год. 144 часа в год.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Воспитанники научатся самостоятельно создавать видео материалы, работать с
видеооборудованием, осветительными приборами.
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области видеопроизводства.
Сформируют активную гражданскую позицию.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Основной метод определения результативности визуальный-безоценночный, главное
результат. В качестве поощрения могут применятся оценки зачтено/незачтено.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия

56
88

Форма контроля

Педагогические
наблюдения, выполнение
заданийПДО

ВСЕГО ЧАСОВ

144 ч.

2 год обучения
44
100
Педагогические
наблюдения,
выполнение
заданийПДО
144 ч.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
1-ый год обучения
№
Наименование Всег Теоретически Практически Форма контроля
разделов и тем
о
е занятия
е занятия

часо
в
1.

Раздел 1

1.1.

Введение в курс.
Техника
безопасности.
Раздел 2
Основные
настройки и
характеристик
и, знакомство с
оборудованием
Камеры
для
съемки видео

2.

2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

Знакомство с
меню камер
Значение оптики
при создании
контента.
Экспозиция
Практические
основы
видеосъемки
Дополнительный
свет.

2

2

0

90

36

54

опрос

Творческая
работа

6

2

4

18

8

10

Творческая
работа

4

2

2

Творческая
работа

26

10

16

Творческая
работа

6

2

4

10

4

6

6

2

4

6

2

4

Творческая
работа

Основы
композиции
2.6

Художественные
трюки и эффекты

2.7

Форматы съемки

2.8

Сравнение
форматов съемки
и их обработка

2.9

Программы
просмотра и
обработки
отснятого
материала
Видеостоки

2.1
0
3

Стили съемки

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Обсуждение

2

2

0

6

2

4

52

18

34

Индивидуальны
е творческие
задания

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7
3.8

Основы
выполнения
монтажа
Учимся
работать с
источниками
света
Портретная
съемка,
размерность
кадра
Репортажная
съемка, съемка
скрытой
камерой
Съемки
ведущего,
интервьюера,
модели
Съемка
живой
природы,
пейзаж,
архитектуру,
интерьер
Разбор
отснятого
материала
Монтаж отснятого
материала и
подготовка к
публикации

Итого

№

Наименование
разделов и тем

1.

Раздел 1

1.1.

Введение в курс.
Техника
безопасности.

8

2

6

8

2

6

8

6

6

2

2

2

Индивидуальны
е творческие
задания
творческие
задания

6

Индивидуальны
е творческие
задания

4

Индивидуальны
е творческие
задания

4

Индивидуальны
е творческие
задания

Индивидуальные
творческие
4

2

2

8

4

4

обсуждение

4

2

2

144

56

88

2-ый год обучения
Всег Теоретически Практически
о
е занятия
е занятия
часо
в
2

2

0

Индивидуальны
е творческие
задания

Форма контроля

опрос

2.

2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

Раздел 2
Основные
настройки и
характеристик
и, знакомство с
оборудованием
Камеры
для
съемки видео
Знакомство с
меню камер
Значение оптики
при создании
контента.
Экспозиция
Практические
основы
видеосъемки
Дополнительный
свет.

90

28

62

Творческая
работа

6

2

4

18

6

12

Творческая
работа

4

2

2

Творческая
работа

26

6

20

Творческая
работа

6

2

4

10

2

8

6

2

4

6

2

4

Творческая
работа

Основы
композиции
2.6

Художественные
трюки и эффекты

2.7

Форматы съемки

2.8

Сравнение
форматов съемки
и их обработка

2.9

Программы
просмотра и
обработки
отснятого
материала
Видеостоки

2.1
0
3
3.1

3.2

Стили съемки
Основы
выполнения
монтажа
Учимся
работать с
источниками
света

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Обсуждение

2

2

0

6

2

4

52

14

38

8

2

6

8

2

6

Индивидуальны
е творческие
задания
Индивидуальны
е творческие
задания
творческие
задания

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7
3.8

Портретная
съемка,
размерность
кадра
Репортажная
съемка, съемка
скрытой
камерой
Съемки
ведущего,
интервьюера,
модели
Съемка
живой
природы,
пейзаж,
архитектуру,
интерьер
Разбор
отснятого
материала
Монтаж отснятого
материала и
подготовка к
публикации

Итого

8

6

6

2

0

2

6

Индивидуальны
е творческие
задания

6

Индивидуальны
е творческие
задания

4

Индивидуальны
е творческие
задания

Индивидуальные
творческие
4

2

2

обсуждение
8

2

6

4

2

2

144

44

100

Индивидуальны
е творческие
задания

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Раздел I
1.1 Тема Введение в курс. Техника безопасности.
Теория техника безопасности при выполнении работ, безопасность работы на
компьютере, пожарная безопасность, безопасность на дорогах в транспорте и воде.
Форма контроля опрос
Раздел II Основные настройки и характеристики знакомство с оборудованием
2.1 Тема Камеры для видеосъемки
Теория Видеокамеры, пленочная, цифровая. В чем разница и особенности использования.
Практика Знакомство с меню камер. Изучение конструкции и особенности камер для
видеопроизводства
Форма контроля устный опрос
2.2 Тема Значение оптики при создании контента.
Теория разновидности объективов, использование и уход. Необходимое количество для
видеоконтента
Практика съемка на разные объективы и фокусные расстояния
Форма контроля устный опрос, визуальный контроль
2.3 Тема Экспозиция
Теория Экспозиция, на что влияет и как настраивается
Практика Настройка экспозиции при разных условиях.
Форма контроля устный опрос
2.4 Тема Практические основы видеосъемки
Теория Тонкости и нюансы при создании кадра
Практика применение знаний при практической съемке в различных условиях
Форма контроля визуальный
2.5 Тема Дополнительный свет. Основы композиции.
Теория Виды дополнительного света. Создание композиции.
Практика Использование разных видов света, игра со светом.
Форма контроля опрос, визуальный контроль
2.6 Художественные трюки и эффекты
Теория фишки видеографов
Практика отработка навыков создания художественных трюков
Форма контроля визуальный контроль
2.7 Форматы съемки
Теория В каком формате снимать?
Практика Как настроить форматы съемки
Форма контроля визуальный контроль
2.8 Сравнение форматов съемки при обработке
Теория Как на практике отличаются разные форматы и размеры кадра, в какой программе
просмотреть и что лучше использовать
Практика Обрабатываем и сравниваем форматы по удобству и качеству обработки

Форма контроля визуальный и практический контроль
2.9 Тема Программы просмотра и обработки отснятого материала
Теория Программы просмоторщики, и монтажа. Какую выбрать.
Форма контроля опрос
2.10 Тема Видеостоки
Теория Что такое видеостоки, как работает, возможность заработка на Видеостоке, какой
материал можно купить и продать.
Практика поиск видеостоков, регистрация на стоке, сравнение разных стоков между
собой.
Форма контроля визуальный контроль
Раздел III Стили съемки
3.1 Тема Основы выполнения монтажа.
Теория структура программы монтажа на примере Vegas и др., инструменты программы
Практика примеры использования инструментария программ
Форма контроля визуальный контроль, опрос
3.2 Тема Учимся работать с источниками света, баланс белого, естественное и
искусственное освещение.
Теория инструменты баланс белого в Vegas и др
Практика исправление баланса белого
Форма контроля опрос, визуальный контроль
3.3 Тема Портретная съемка, размерность кадра
Теория основы портретной съемки, выбор объектива для портрета, размерность кадра
Практика съемка кадра в разной крупности
Форма контроля визуальный контроль
3.4 Тема Репортажная съемка, съемка скрытой камерой
Теория техника репортажа, особенности съемки скрытой камерой, подбор объективов и
оптики.
Практика съемка репортажа и скрытой камерой
Форма контроля визуальный контроль
3.5 Тема Съемка ведущего, интервьюера, модели
Теория основы работы на камеру
Практика работа с ведущим, интервьюером, моделью
Форма контроля визуальный контроль
3.6 Тема Съемка живой природы, пейзаж, архитектуру, интерьер
Теория особенности построения кадра, выбор времени съемки для передачи настроения.
Практика Съемка природы, архитектуры, интерьера
Форма контроля практический контроль
3.7 Тема Разбор отснятого материала
Практика разбор ошибок при съемке.
Форма контроля мозговой штурм
3.8 Тема Монтаж отснятого материала и подготовка к публикации

Теория отбор и обработка материала, группировка для монтажа
Практика работа в программах монтажа : Vegas и др.
Форма контроля практический контроль

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ПДО: Зайцев Владимир Александрович
Основы фотографии
Место проведения: СОШ №35
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации

Сроки итоговой аттестации

36
(по УТП)
1 год обучения (от 144час. -72 дня)
2 год обучения (от 144 час. -72 дня)
с 01.01.2025-08.01.2026
01.06.2026-31.08.2026
с 03.09.2025-31.05.2026
(по УТП) входная- сентябрь
-промежуточная- декабрь (январь)
-рубежная - май в конце 1,2 года
обучения
Защита фото проектов -по окончании
курса

5. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Данная программа является курсом знакомства
видеоблоггинга, оборудованием и обработкой видео.

с

профессией

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
1. Методическое обеспечение программы:
- Основные задачи программы привлечь детей к художественной деятельности,
показать им, что направление интересно и перспективно. Задача педагога – развить у
детей навыки, которые им потребуются в практической работе и последующей
деятельности
Все умения и навыки приобретаются только через опыт. Поэтому в большое
значение уделяется практике.
Основными требованиями к учащимся при изучении видеоблоггинга являются:
интерес к журналистике и блоггингу как профессии;
желание овладеть навыками работы юного корреспондента-блоггера;
активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в прессконференциях, творческих конкурсах.
-

Воспитанники должны оперировать понятиями: речь устная и письменная;

монологи, диалог в сфере видеопроизводства;
-

Должны знать:

-

-основные типы и функционал видео и звукозаписывающего оборудования;

-

особенности построения кадра, понятие плана, правила монтажа;

-

функционал предоставленного для работы видео и графического редактора;

-

виды сценариев и алгоритм их создания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить устные и письменные
творческие работы разных жанров, уметь самостоятельно разработать видеоролик,
фиксировать информацию в виде тезисов, полного или сжатого пересказа; формулировать
вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм
литературного языка; создавать устные монологические высказывания на актуальные
социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть
основными нормами построения устного и письменного высказывания; совершенствовать
написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые
недочеты и грамматические ошибки.

2. Условия реализации программы
Аудитория, компьютерный класс с выходом в интернет,видеоредакторы, фотоаппарат,
штатив, видеокамера, лампы, микрофон; дополнительный переносной свет,
интерактивный экран или проектор, графические планшеты, экшен камеры, штатив.
Список литературы
Каминский Андрей. Вектор замысла. - Эксмо, 2017 г
Медынский Сергей. Оператор. Пространство. Кадр. Учебное пособие - Аспект
Пресс, 2015 г.Негрук Александр. Фото-киносъемка. Теория и практика. - Буки Веди, 2015
г.
3.
Парабеллум Андрей Как стать первым на YouTube. Секреты взрывной раскрутки
- Альпина Паблишер. 2018 г.
1.
2.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
4.
Всеобщая декларация прав человека: http://www.unhchr.ch/udhr/lang/rus.htm
1.
Закон о средствах массовой информации:
www.netoccope.ru/docs/2000/07/28/18.html
2.
Вопросы взаимоотношения права и СМИ: http://www.medialawe.ru
1.
Ресурсы для журналистов: http://bailiwick.lib.uiowa.edu/journalism/

http://powerreporting.com/
2.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста:
http://www.5ka.ru/26/4607/1.html
6.
Международные документы о журналистской этике:
http://www.iwpr.net/development/modules/intjournalism/internationalstandards rus.doc
http://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral.shtml
7.
О плагиате в Интернете : http://www.nns.ru/smi/mmedia/prill/52.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».