МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ
МАОУ ДО «ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО)
ТВОРЧЕСТВА» Г. УЛАН-УДЭ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол № 1
« 29 » августа 2025 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Рогачева М.П.
Приказ № 52 от
«29» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
военно-патриотического клуба «Гюйс»
«Школа командиров»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст учащихся: 9-14 лет
Срок реализации: 3 года (576 часов)
Уровень реализации: стартовый, базовый, продвинутый
Автор (составитель):
Красноярова Т.М., пдо
Улан – Удэ
2025 г.
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
3
5
6
7
8
9
10
11
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г.
N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
3
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы. В современных социально-экономических условиях, во
время проведения СВО существует необходимость формирования у подрастающего
поколения высоконравственных, морально-психологических и этических качеств,
среди которых огромная роль принадлежит воспитанию чувства патриотизма,
гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы: младшие школьники: 9 лет, средние школьники: 10 – 12 лет,
старшие школьники: 13-14лет. Военно-патриотический клуб «Гюйс» является добровольным
объединением детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет. Рассчитан на школьников 3-8
классов. Состав учащихся постоянный. Группы-взвода делятся по возрасту, году обучения. 1
год-15 человек, 2 и 3 года -12 человек. Набор проходит на общих основаниях, при наличии
медицинской справки.
Срок и объем освоения программы: даты начала и окончания учебного года: с 1
сентября 2025 по 31 мая 2026 г. 36 рабочих недель. 4 часа - 144 часа стартовый уровень - 1
год обучения. 6 часов -216 часов базовый уровень - 2 год обучения. Продвинутый уровень - 3
год обучения 216 часов. 2 часа -72 часа индивидуальное обучение (конкурсная подготовка).
2.1. Объем программы – для достижения цели и ожидаемых результатов за 3 года - 576
часов. 1 год обучения 144 часа, 2,3 года обучения – по 216 часов.
2.2. Срок реализации программы. Реализация данной программы рассчитана на 3 года
обучения.
Форма обучения: По данной программе возможно очное, очно - дистанционное обучение:
- очное, с группой в обычном режиме или с 2 - 3 обучающимися на одном занятии, при
строгом соблюдении санитарно-противоэпидемических мер, согласно распоряжениям
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Республике Бурятия.
- дистанционно, то есть занятия проводятся самостоятельно обучающимися под
контролем родителей, используя педагогом ДО электронные ресурсы. То есть программу
(приложение) для смартфонов или персональных компьютеров обучающихся, позволяющую
4
мгновенно обмениваться с обучающимися текстовыми сообщениями, телефонными звонками
и разговаривать с использованием видеосвязи. Так же на платформе ZOOM.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные группы,
(преемственная связь, потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает,
если обеспечивается взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть
удовлетворение важнейшей потребности ребенка), индивидуальное обучение (конкурсная
подготовка).
2.3. Режим занятий. Для реализации системной образовательной деятельности по
2 часа 2 раза в неделю 1 год обучения, по 2 часа 3 раза в неделю 2 и 3 года обучения.
средняя группа: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
средняя группа: 2 час (45 мин) х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
старшая группа:2 час (45 ми) х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: - формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –
патриота Родины, уважающего культурные, исторические традиции России; подготовка к
военной службе.
Обучающие (предметные) задачи • освоение конкретного предметного материала программы, сформировать компетенции
по изучаемому комплексу дисциплин;
• стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями
и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности;
Воспитательные (личностные) задачи –
• воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, любви к малой и большой
Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, традициям
российской армии и флота;
• предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных
качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности;
Развивающие (метапредметные) задачи –
• формировать профессионально - значимые качества, готовность к службе в
Вооруженных Силах России;
• развивать опыт безопасного поведения в городе, социуме, в зонах катастроф и
стихийных бедствий в природе, социальная адаптация;
• развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса, творческие способности.
Ожидаемые результаты:
• на основе приобретенных знаний и практических навыков у обучаемого появляется
профессиональный интерес необходимый для воинской службы, он сможет осознанно
выбрать специальность для прохождения срочной службы или специальность для
последующего обучения в учебных заведениях министерства обороны;
• компетенции, которые в дальнейшем он сможет применить (умение наладить контакт,
раскрыть свои творческие возможности);
• приобретенные знания и умения использовать в практической деятельности и
повседневной жизни.
5
Способы и формы проверки результатов
Результативность обучения проверяется в разных формах, занятия проводятся в форме
индивидуального опроса (по карточкам) или эстафетного (экспресс-опрос), также
результат проверяется путем проведения ролевых игр, соревнований (личных или
командных), учебно-исследовательских конференций.
Результаты фиксируются в курсантской книжке и учитываются при присвоении
очередного звания.
(Приложение № 1). Форма контроля прописана по каждой теме в
учебно-тематическом плане.
Проводится промежуточная и итоговая аттестация, анализируется записи в курсантской
книжке.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
СОДЕРЖАНИЕ
п/п
1
Теоретические занятия
2
Практические занятия
3
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
№
1.
1.1
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
92
123 ч
52
93
Педагогические
наблюдения, зачет
144 ч.
216 ч.
123 ч
93
216 ч.
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Наименование разделов и тем
Всег Теор
о
ия
часо
в
Раздел 1. Вводные занятия.
Прак
тика
Форма
контроля
12
Тема 1.Задачи и содержание работы клуба
2
наблюден
ие
( мультимедмапрезентация)
1.2
Тема 2. Клуб «Гюйс», его история, структура и
формы организации работы.
1
1.3
Тема 3. История ГДДЮТ.
2
1.4
Тема 4. Традиции клуба «Гюйс».
1
6
1
устный
опрос
устный
опрос
1
деловая
игра
1.5
Тема 5. Твоя дорога во Дворец (правила
дорожного движения)
1
1.6
Тема 6. Техника безопасности
1
Раздел 2. История армии и флота
1
деловая
игра
1
устный
опрос
40
2.1
Тема 1. Военная история
1
1
викторин
а
2.2
Тема 2 Дни воинской Славы (победные дни)
1
1
тест
2
1
деловая
игра
России
2.3
Тема 3 Дни воинской славы в летнее время
– День победы русской армии в Полтавском
сражении (– День первой в российской истории
морской победы у мыса Гангут - День разгрома
советскими войсками немецко- войск
фашистских в Курской битве
2.4
Тема 4– День Бородинского сражения (8
сентября 1812 год)
2
1
ролевая
игра
2.5
Тема 5– День победы Руссой эскадры под
командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой
эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 гою)
2
1
конкурс
рефератов
2.6
Тема 6– День победы русских полков во главе с
великим князем Дмитрием Донским над
монголо-татарскими войсками в Куликовской
битве
(21 сентября 1380 год)
1
1
блицответ
2.7
Тема 7– День освобождения Москвы силами
народного ополчения руководством под К.
Минина и Д.Пожарского от польских
интервентов (4 ноября 1612 год)
2
1
устные
сообщени
я
2.8
Тема 8– День победы русской эскадры под
командованием П.С. Нахимова над турецкой
эскадрой у мыса Синоп (1 декабря 1853 год)
2
1
викторин
а
2.9
Тема 9 – День начала контрнаступления
советских войск против немецко-фашистских
войск в битве под Москвой (5 декабря 1941 год)
2
1
устные
сообщени
я
2.1
0
Тема 10– День взятия турецкой крепости Измаил
русскими войсками под командованием А.В.
Суворова (24декабря 1790 год)
2
1
ролевая
игра
2.1
1
Тема 11– День снятия блокады города
Ленинграда
1
1
7
конкурс
(27 января 1944 год)
1
1
Тема 13 – День победы Красной армии над
кайзеровскими войсками Германии – День
защитников Отечества (23 февраля 1918 год)
2
1
эстафета
2
1
2.1
4
Тема 14- - День победы русских воинов князя
Александра Невского над немецкими рыцарями
на Чудском озере (Ледовое побоище, год 18
апреля 1242)
викторин
а
2.
15
Тема 15- День победы советского народа в
Великой Отечественной войне (9 мая 1945г)
2
1
устные
сообщени
я
2.1
2
Тема 12 - День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве
тест
(2 февраля 1943 год)
2.1
3
Раздел 3. Военное дело
32
3.1
Тема 1. Основы обороны государства
2
тест
3.2
Тема 2. Назначение ВС РФ
1
1
устный
опрос
3.3
Тема 3. Состав ВС РФ.
2
1
устный
опрос
3.4
Тема 4. Основные полномочия Президента РФ,
как главнокомандующего ВС РФ
2
1
блицответ
3.5
Тема 5. Воинские звания по составам
2
1
карточки
военнослужащих.
3.6
Тема 6. Эмблемы ВС РФ
2
1
карточки
3.7
Тема 7. Государственная и военная символика.
2
1
устные
сообщени
я
3.8
Тема 8. Основные государственные символы.
2
1
конкурс
3.9
Тема 9 Основные военные символы РФ.
2
1
устный
опрос
3.1
0
Тема 10 Символика Бурятии
2
1
блицответ
3.1
1
Тема 11 Государственный флаг, герб, гимн РФ,
РБ.
2
1
устные
сообщени
я
3.1
Тема 12 Представление знамени клуба
-
1
устный
8
2
«Гюйс».
опрос
Раздел 4. Оружие
12
4.1
Тема 1 Краткая история развития вооружения.
1
1
устные
сообщени
я
4.2
Тема 2 Роль Российских конструкторов в
создании первоклассных образцов вооружения.
1
1
блицответ
4.3
Тема 3 Меры безопасности при обращении с
оружием.
2
устный
опрос
4.4
Тема 4 Назначение, боевые свойства автоматов
АКМ, АК-74.
2
тест
4.5
Тема 5 Устройство автоматов.
1
4.6
Тема 6 Разборка и сборка оружия
2
5.1
Раздел 5. Строевая подготовка
1
устные
сообщени
я
самоконт
роль
28
Тема 1. Строевой смотр на месте,
1
2
устные
сообщени
я
5.2
Тема 2 Построение в 2 шеренги, расчет по
порядку в отделениях
-
3
взаимный
контроль
5.3
Тема 3. Доклад командира о готовности к смотру,
-
2
самоконт
роль
5.4
Тема 4. Ответ на приветствия, ответ на
поздравления, выполнение команд.
-
2
взаимный
контроль
5.5
Тема 5. Команды: Равняйся! Смирно! Вольно!
Заправиться! Разойдись! Построение в 1 шеренгу
-
3
самоконт
роль
5.6
Тема 6. Одиночная строевая подготовка
-
3
самоконт
роль
55.
7
Тема 7. Выход из строя, подход начальнику,
повороты на месте, движения строевым шагом.
-
3
взаимный
контроль
55.
8
Тема 8. Расчет на 1-2, из одной в 2 шеренги и
обратно, поворот на месте.
-
3
самоконт
роль
5.9
Тема 9. Размыкание и смыкание строя.
-
3
самоконт
роль
9
5.1
0
Тема 10. Отдание воинского приветствия
начальника справа и слева.
1
Раздел 6. Краеведение
2
взаимный
контроль
20
6.1
Тема 1. Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ.
2
6.2
Тема 2. Бурятия на карте России, мира
2
1
блицответ
6.3
Тема 3. Изучение природы родного края.
2
1
устные
сообщени
я
6.4
Тема 4. «От седой старины …до наших дней».
2
1
конкурс
6.5
Тема 5. Военная история края
2
1
блицответ
6.6
Тема 6.Бурятия – восточная граница России.
2
1
устный
опрос
6.7
Тема 7. Забайкальский военный округ
2
1
устные
сообщени
я
Итог.
Итог
144
час.
устный
опрос
92
час.
52
час.
Всег Теор
о
ия
часо
в
Прак
2-ый год обучения
№
1.
1.1
1.2
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Вводные занятия.
тика
Форма
контроля
12
Тема 1. Задачи и цели клуба на новый учебный
год ( мультимедмапрезентация)
Тема 2. Клуб «Гюйс», его история, структура и
формы организации работы.
наблюден
ие
2
1
1
1.3
Тема 3. Я пишу историю клуба «Гюйс».
2
1.4
Тема 4.
1
Традиции клуба «Гюйс». Я инструктор.
10
Устный
опрос
устный
опрос
1
Деловая
игра
1.5
1.6
Тема 5. Твоя дорога во Дворец (правила
дорожного движения) Техника безопасности
Деловая
игра
1
устный
опрос
1
Тема 6. Тесты по направлениям
1
Раздел 2. История армии и флота
1
72
2.1
Тема 1. Военная история
1
1
викторин
а
2.2
Тема 2 Великие сражения. Полководцы. Дни
воинской Славы (победные дни) России
1
1
тест
2.3
Тема 3 Петр 1 – российский флот и армия.
Отечественные войны.
2
1
Деловая
игра
2.4
Тема 4– Отечественная война 1812 года
2
1
Ролевая
игра
2.5
Тема 5– Отечественная война 1812 года. 41
Селенгинский полк
2
1
блицответ
2.6
Тема 6- Ф.Ф. Ушакова флотоводец. Статуты
медали и ордена
2
1
Конкурс
рефератов
2.7
Тема 7– П.С. Нахимов в истории сражений на
море
1
1
Блицответ
2.8
Тема 8– День народного единства -День
освобождения Москвы силами народного
ополчения руководством под К. Минина и
Д.Пожарского от польских
интервентов (4
ноября 1612 год) -
2
1
устные
сообщени
я
2.9
Тема 9 – Значение победы Дмитрия Донского
над монголо-татарскими войсками в
Куликовской битве
День победы русской
эскадры под командованием П.С. Нахимова над
турецкой эскадрой у мыса Синоп (1 декабря
1853 год)
2
1
викторин
а
2.1
0
Тема 10– 2 битвы Александра Невского Статуты
медали и ордена
2
1
устные
сообщени
я
2.1
1
Тема 11– 60 побед А.В. Суворова Статуты
медали и ордена
2
1
Ролевая
игра
2.1
Тема 12 – День победы Красной армии над
1
1
эстафета
11
2
кайзеровскими войсками Германии – День
защитников Отечества (23 февраля 1918 год)
Тема 13 – Великая Отечественная война.
Основные этапы и сражения
1
1
викторин
а
2
1
2.1
4
Тема 14- День начала контрнаступления
советских войск против немецко-фашистских
войск в битве под Москвой
блицответ
2.
15
Тема 15- - День снятия блокады города
Ленинграда (27 января 1944 год)
2
1
устные
сообщени
я
2.
16
Тема 16 - День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве
2
1
блицопрос
2.
17
Тема 17 - День победы советского народа в
Великой Отечественной войне
2
1
конкурс
2.1
8
Тема 18 – Великой Отечественной войне
твоей семье
2
1
устные
сообщени
я
2.1
9
Тема 19 – Бурятия в Великой Отечественной
войне
2
1
конкурс
2.2
0
Тема 20 - Улицы героев Советского Союза в Улан
- Удэ
2
1
блицответ
2.2
1
Тема 21 – Улицы героев Советского Союза в
Улан - Удэ
2
1
конкурс
2.2
2
Тема 22 - Памятники Великой Отечественной
войне в Улан - Удэ
2
1
устные
сообщени
я
2.2
3
Тема 23 Памятники Великой Отечественной
войне в Улан - Удэ
2
1
конкурс
2.2
4
Тема 24 Краеведческое ориентирование по
памятным местам города
2
2.1
3
в
Раздел 3. Военное дело
1
сообщени
я ученика
60
3.1
Тема 1 Угрозы военной безопасности России
2
3.2
Тема 2 Важность и необходимость вооруженной
защиты РФ.
2
3.3
Тема 3. Государственная и военная символика.
История и современность.
2
1
устный
опрос
3.4
Тема 4. Основные государственные символы РФ,
2
1
блиц-
12
1
тест
устный
опрос
РБ. История и современность
ответ
3.5
Тема 5.Основные военные символы РФ.
Воинские ритуалы по отношению к
государственным символам.
2
1
конкурс
3.6
Тема 6 Знамя ВС РФ. Знамя Победы. Символ
Знамени Победы. Боевое Знамя в\ч (корабля)
2
1
устные
сообщени
я
3.7
Тема. 7 Эмблемы ВС РФ. Рода и виды войск в
Бурятии
2
1
сообщени
я ученика
3.8
Тема. 8 Воинские звания по составам
военнослужащих 1942 – 43 гг
2
1
взаимный
контроль
3.9
Тема.9 Вооруженные силы РФ традиции и др.
2
1
устные
сообщени
я
3.1
0
Тема 10 Назначение ВС РФ Состав ВС РФ. Виды
и рода
2
1
блицответ
3.1
1
Тема 11 Сухопутные войска – отдельный вид
войск
2
1
конкурс
3.1
2
Тема 12 ВМФ - отдельный вид войск
2
1
карточки
3.1
3
Тема 13 ВВС - отдельный вид войск
2
1
карточки
3.1
4
Тема 14 РВСН - отдельный род войск
2
1
устные
сообщени
я
3.1
5
Тема 15 Космические войска - отдельный род
войск.
2
1
блицответ
3.1
6
Тема 16 Воздушно-десантные войска - отдельный
род войск.
2
1
сообщени
я ученика
3.1
7
Тема 17 Общевоинские уставы: назначение и
краткое содержание общевоинских уставов.
2
1
устные
сообщени
я
3.
Тема 18 Общевоинские уставы: права и
обязанности военннослужащих, старшие
младшие, начальники и подчиненные,
сущности воинской дисциплины.
2
1
конкурс
2
1
Устный
опрос
18
3.1
9
и
Тема19 Воинская обязанность и военная служба
граждан (подготовка и прохождение службы по
призыву и контракту)
13
3.2
0
Тема 20 Воинские коллективы.
взаимный
контроль
Раздел 4. Оружие
24
4.1
Тема 1 Материальная часть автомата
Калашникова
2
1
устные
сообщени
я
4.2
Тема 2 Тактико-техническая характеристика
автомата
2
2
сообщени
я ученика
4.3
Тема 3 Назначение, название, устройство и
работа частей и механизмов автомата.
3
3
тест
Т4.4
Тема 4 Назначение и порядок неполной разборки
3
3
сообщени
я ученика
2
3
устные
сообщени
я
1
2
устные
сообщени
я
и сбо
сборки автомата Калашникова
4.5
Тема 5 Снаряжения магазина и нормативы по
их выполнению.
5.1
Раздел 5. Строевая подготовка
32
Тема 1. Строевой смотр на месте. Действия в
составе отряда (отделения) на месте
5.2
Тема 2 Построение в 2 шеренги, расчет по
порядку в отделениях. Построение по отделениям
в 2 шеренги, доклад командиров отделений
командиру отряда, командира отряда о
готовности
-
3
самоконт
роль
5.3
Тема 3. Построение (в колонну по три (по два)
-
2
взаимный
контроль
5.4
Тема 4 Движение строевым шагом
-
2
самоконт
роль
5.5
Тема 5 Движение строевым шагом изменение
направления движения
-
3
взаимный
контроль
5.6
Тема 6 Повороты в движении
-
3
взаимный
контроль
55.
7
Тема 7 В движении перестроение из колонны по
три (по два) в колонну по одному, по два и
обратно
-
3
самоконт
роль
55.
8
Тема 8 Движение в полшага
-
3
взаимный
контроль
5.9
Тема 9 Размыкание и смыкание строя.
-
3
взаимный
14
контроль
5.1
0
Тема 10 Отдание воинского приветствия в строю,
ответ на приветствие, остановка отряда
(отделения) по команде «Стой».
Раздел 6. Краеведение
1
2
самоконт
роль
18
6.1
Тема 1 . Бурятия пограничная территория
2
-
сообщени
я ученика
6.2
Тема 2 Улан-Удэ - от острога до наших дней
1
1
устные
сообщени
я
6.3
Тема 3 История города в памятниках.
1
1
блицответ
6.4
Тема 4 Посещение музеев, встречи с
интересными людьми-земляками
1
1
конкурс
6.5
Тема 5 Забайкальский военный округ – кадры.
1
1
сообщени
я ученика
6.6
Тема 6 Забайкальский военный округ,
инфраструктура
1
1
6.7
Тема 7 Забайкальский военный округ - техника
1
1
устные
сообщени
я
6.8
Тема 8 Воинские части Улан - Удэ
1
1
блицответ
6.9
Тема 9 Посещение воинских частей, встречи с
военными. Знакомство с военной техникой.
-
2
наблюден
ие
123 ч
93 ч
Итог.
Итого:
216
Учебно-тематический план. 3-ый год обучения
№
1.
1.1
Наименование разделов и тем
Всег Теор
о
ия
часо
в
Раздел 1. Вводные занятия.
Прак
тика
Форма
контроля
12
Тема 1. Задачи и цели клуба на новый учебный
год
15
2
наблюден
ие
( мультимедмапрезентация)
1.2
Тема 2. Я пишу историю клуба «Гюйс».
1
1
устный
опрос
1.3
Тема 3. Традиции клуба «Гюйс». Я инструктор
2
1.4
Тема 4.
Техника безопасности
1
1
Деловая
игра
1.5
Тема 5. Тесты по направлениям
1
1
Деловая
игра
Раздел 2. История армии и флота
устный
опрос
72
2.1
Тема 1. Вводные занятия. Великие сражения.
Полководцы
1
1
викторин
а
2.2
Тема 2 Армия и флот во время Великой
Отечественной войны.
1
1
тест
2.3
Тема 3 Ордена и медали великой
Отечественной войны. Начало Великой
Отечественной войны.
2
1
Деловая
игра
2.4
Тема 4– найти соответствие между 10
предложенными изображениями наград и их
статусами.
2
1
Ролевая
игра
2.5
Тема 5– Воинские звания и знаки различия
периода Великой Отечественной войны.
2
1
карточки
2.6
Тема 6– найти соответствие между 10
предложенными изображениями знаков
различия личного состава Красной Армии
периода 1939 - 1942 гг.
2
1
Конкурс
рефератов
2.7
Тема 7– – найти соответствие между 10
изображениями знаков различия Красной
(Советской) Армии 1942 - 1945 гг. и определить
воинские звания
1
1
Блицответ
2.8
Тема 8– Города - герои Великой
Отечественной войны и памятные места
героического прошлого России.
2
1
устные
сообщени
я
2.9
Тема 9 – Фотографии (открытки) с
мемориалами, памятными местами и символами
2
1
викторин
а
16
городов - героев.
Определение городов –
героев по памятным местам и символам.
2.10
Тема 10– Ученые и конструкторы оружия
победы. Изобретения Ильюшина, Поликарпова,
Кошкина, и др.
2
1
устные
сообщени
я
2.11
Тема 11– Военная техника и вооружение
Великой Отечественной войны.
2
1
Ролевая
игра
2.12
Тема 12 - Истории создания и конструкторы
оружия
1
1
эстафета
2.13 Тема 13 – Изучение военной техники по
макетам,
фотоизображениям
1
1
викторин
а
2.14 Тема 14- 10 фотографий (видеокадров) с
изображениями образцов военной техники или
вооружения Указать правильное название
образца, его назначение и основные
характеристики.
2
1
блицответ
2. 15 Тема 15- Полководцы и герои Великой
Отечественной войны К.Г. Жуков, И.Х
Багромян, А.М.Василевский, Р.Я Малиновский
К.К.Рокоссовский и др.,
2
1
устные
сообщени
я
2. 16 Тема 16 10 полководцев и героев Великой
Отечественной войны.
2
1
блицопрос
2. 17 Тема 17. Подвиги Гастелло, Зои
Космодемьянской и др. Подвиг в твоей семье.
2
1
конкурс
2.18
Тема 18 Основные битвы Великой
Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Второй
мировой войны. Смоленское сражение.
Московская битва. Оборона Ленинграда.
Курская битва. Сталинградская битва и др.
2
1
устные
сообщения
2.19
Тема 19. Оборона Одессы. Оборона
Севастополя. Краснознаменный Балтийский
флот. Черноморский флот Северный флот.
Подводные лодки североморцев. Война с
Японией.
2
1
конкурс
2.20
Тема 20 Победа советского народа в Великой
Отечественной войне
(9 мая 945 год)
2
1
блицответ
2.21
Тема 21 Истрия армии и флота до наших дней
2
1
устные
сообщения
2.22
Тема 22 История родов войск ВМФ. Подводные
силы. Надводные силы. Морская авиация.
2
1
конкурс
2.23
Тема 23 Черноморский флот. Тихоокеанский
2
1
сообщени
17
флот. Северный флот. Балтийский флот.
2.24
я ученика
Тема 25. «Военные биография моей семье».
Раздел 3. Военное дело
2
1
конкурс
60
3.1
Тема 1 Основы обороны государства Основные
полномочия Президента РФ, как
главнокомандующего ВС РФ
2
тест
3.2
Тема 2 Государственная и военная символика.
РФ, РБ. История, ритуалы
2
устный
опрос
3.3
Тема 3. Назначение ВС РФ Министр обороны
РФ
2
1
Устный
опрос
3.4
Тема 4 Состав ВС РФ. Воинские звания по
составам военнослужащих. Эмблемы ВС РФ
2
1
конкурс
3.5
Тема 5 Структура сухопутных войск
2
1
устные
сообщени
я
3.6
Тема 6 Структура ВМФ
2
1
сообщени
я ученика
3.7
Тема 7 Структура ВВС
2
1
взаимный
контроль
3.8
Тема 8 Структура РВСН
2
1
устные
сообщени
я
3.9
Тема 9 Правовые основы воинской службы
2
1
блицответ
3.10
Тема 10 Роль Уставов Вооруженных сил РФ в
армейской жизни
2
1
конкурс
3.11
Тема 11 Виды подготовки к военной службе
2
1
карточки
3.12
Тема 12 Правовые нормы о о положении
военнослужащего
2
1
тест
3.13
Тема 13 Что должен знать допризывник о
своих правах
2
1
карточки
3.14
Тема 14 Определения понятия «Воинская
дисциплина»
2
1
устные
сообщения
3.15
Тема 15 Указ о призыве и увольнении граждан с
военной служб
2
1
блицответ
3.16
Тема 16 Формы поощрений предусмотрены
дисциплинарным Уставом ВС РФ
2
1
сообщени
я ученика
3.17
Тема 17 К решению задач обороны с
2
1
устные
сообщени
18
применением средств вооруженной борьбы
я
3.18 Тема 18 Воинские коллективы. Морально –
психологические основы военной службы
3.19
Тема 19 Какие документы оформляют при
поступлении в военно-учебные заведения
3.20
Тема 20 Военные части Бурятии
Раздел 4. Международное гуманитарное
право -
2
1
конкурс
Устный
опрос
24
4.1
Тема 1 Сущность, отрасль, источники МГП
1
1
устные
сообщения
4.2
Тема 2 Вооруженные конфликты История и
современность. Словарик
1
1
сообщени
я ученика
2
1
тест
4.3
Тема 3 Основные конвенции, пакты, протоколы
МГП. Женевская конвенция 1864
4.4
Тема 4 Международный Комитет Красного
Креста.
2
1
сообщени
я ученика
4.5
Тема 5. Национальные общества Красного
Креста и Красного полумесяца.
1
1
устные
сообщения
4.6
Тема 6 Международная Федерация обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца
2
1
блицответ
4.7
Тема 7 Эмблема красного креста или красного
полумесяца.
1
1
конкурс
4.8
Тема 8 Международная отличительная эмблема
Международный отличительный знак
гражданской обороны
1
1
устные
сообщения
4.9
Тема 9 Международный отличительный знак
культурных ценностей Международный
специальный знак особо опасных объектов
1
1
тест
4.10
Тема 10 Международный знак обозначения
минных полей и районов Знак обозначения
санитарных и безопасных зон (местностей)
2
1
сообщени
я ученика
1
2
взаимный
контроль
Раздел 5. Строевая подготовка
32
5.1
Тема 1 Строевой смотр на месте.
5.2
Тема 2 Строевой смотр в движении
3
самоконт
роль
5.3
Тема 3 Торжественные построения .
2
взаимный
контроль
19
5.4
Тема 4 Торжественное прохождение в составе
отряда (отделения)
2
взаимный
контроль
5.5
Тема 5 Торжественное прохождение
торжественным маршем
3
самоконт
роль
5.6
Тема 6 Торжественное прохождение с песней
3
взаимный
контроль
55.7
Тема 7 Торжественное прохождение
торжественным маршем с песней дисциплина
строя, внешний вид действия командира
3
взаимный
контроль
55.8 Тема 8 Работа со знаменем. Вынос знамени
3
самоконт
роль
5.9
Тема 9 Работа со знаменем. Смена почетного
караула
3
взаимный
контроль
5.10
Тема 10 Одиночная строевая подготовка Выход
из строя, подход начальнику, повороты на
месте, движения строевым шагом, повороты в
движение Отдание воинского приветствия
начальника справа и слева, возвращение в
строй.
2
самоконт
роль
Раздел 6. Краеведение
1
18
6.1
Тема 1 Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ.
Бурятия – восточная граница России.
2
6.2
Тема 2 Бурятия на карте России, мира
2
1
устный
опрос
6.3
Тема 3 Военная история края, города.
2
1
устный
опрос
6.4
Тема 4 История забайкальского казачества в
контексте организации защиты восточных
рубежей России на протяжении трех веков.
2
1
блицответ
6.5
Тема5 История Бурятии в ВОВ
2
1
устные
сообщения
6.6
Тема 6 История ВОВ на площадях и улицах
2
1
конкурс
2
1
блицответ
6.7
Тема 7 Памятник погибшим в госпиталях г
Улан –
блицответ
Удэ
6.8
Тема 8 Посещение воинских частей, встречи с
военными. Знакомство с военной техникой.
20
1
самоконт
роль
Итог.
Итого:
216
123 ч
93 ч
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Задачи и содержание программы. Клуб «Гюйс», его история, структура и формы
организации работы, традиции. История ГДДЮТ. «Твоя дорога во Дворец». ( Правила
дорожного движения).
Практические занятия. Экскурсия по Дворцу. Просмотр видео- и фотоматериалов по
истории клуба, технике безопасности.
Раздел 2. История армии и флота
Значение изучения курсантами истории и воинских традиций. Крупные
сражения
Российской армии и флота. Дни воинской славы России. Развитие военного искусства.
Полководцы, их место в историческом процессе.
Практические занятия. Дни воинской славы России в клубе написание рефератов,
составление сообщений, кроссвордов.
Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ. Состав ВС
РФ. Основные полномочия Президента РФ, как главнокомандующего ВС РФ. Воинские
звания по составам военнослужащих.
Основные государственные символы. Основные военные символы РФ. Государственный
флаг, герб, гимн РФ, РБ. Представление знамени клуба « Гюйс».
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Составление схем – состав
ВМФ, карточек по воинским званиям. Встречи с военными, представителями военкоматов.
Государственная и военная символика (история и современность).
Раздел 4. Оружие
История развития вооружения. Российские конструкторы оружия. Меры безопасности.
Материальная часть автомата Калашникова: изучение истории создания автомата
Калашникова. Тактико-техническая характеристика автомата. Назначение, название,
устройство и работа частей и механизмов автомата. Виды и устройство патронов к АК.
Практические занятия. Порядок чистки, смазки и организации хранения и сбережения
автомата Калашникова Назначение и порядок неполной разборки и сборки автомата
Калашникова, снаряжения магазина и нормативы по их выполнению.
Раздел 5. Строевая подготовка
Значение строевой подготовки.
Практические занятия. Строевой смотр - на месте, построение в 2 шеренги, расчет по
порядку в отделения, доклад командира о готовности к смотру, ответ на приветствия, ответ на
поздравления, выполнение команды: Равняйся! Смирно! Вольно! Заправиться! Разойдись!
Построение в 1 шеренгу, расчет на 1-2, из одной в 2 шеренги и обратно, поворот на месте,
размыкание и смыкания строя. Одиночная строевая подготовка. Выход из строя, подход
21
начальнику, повороты на месте, движения строевым шагом, повороты в движение, отдание
воинского приветствия начальника справа и слева, возвращение в строй.
6) Краеведение
Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ. Бурятия на карте России, мира. Изучение природы
родного края. «От седой старины …до наших дней».
Военная история края. Бурятия – восточная граница России. Забайкальский военный округ.
Встречи с военными.
Практические занятия. Сбор информации. Составление презентаций. Работа с
документами истории города, памятников.
2 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Задачи и цели клуба на новый учебный год. Клуб «Гюйс», его история, структура и
формы организации работы, традиции. Я пишу историю. «Твоя дорога во Дворец». ( Правила
дорожного движения).
Практические занятия. Тесты по направлениям. Просмотр видео- и фотоматериалов по
истории клуба, технике безопасности.
Раздел 2. История армии и флота
Значение изучения курсантами истории и воинских традиций. Крупные
сражения
Российской армии и флота. Дни воинской славы России. Развитие военного искусства.
Полководцы, их место в историческом процессе.
Практические занятия. Дни воинской славы России в клубе написание рефератов,
составление сообщений, кроссвордов.
Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ. Состав ВС
РФ. Основные полномочия Президента РФ, как главнокомандующего ВС РФ. Воинские
звания по составам военнослужащих.
Основные государственные символы. Основные военные символы РФ. Государственный флаг,
герб, гимн РФ, РБ. Представление знамени клуба « Гюйс».
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Составление схем – состав
ВМФ, карточек по воинским званиям. Встречи с военными, представителями военкоматов.
Государственная и военная символика (история и современность).
Раздел 4. Оружие
История развития вооружения. Российские конструкторы оружия. Меры безопасности.
Материальная часть
автомата Калашникова: изучение истории создания автомата
Калашникова. Тактико-техническая характеристика автомата. Назначение, название,
устройство и работа частей и механизмов автомата. Виды и устройство патронов к АК.
Автомат Калашникова, АК -74.Устройство,
Практические занятия. Чистка, смазка и хранение автомата: принадлежность автомата и
ее использование при уходе за ним. Порядок чистки, смазки и организации хранения и
22
сбережения автомата Калашникова Назначение и порядок неполной разборки и сборки
автомата Калашникова, снаряжения магазина и нормативы по их выполнению.
Раздел 5. Строевая подготовка
Строевой смотр - на месте, построение в 2 шеренги, расчет по порядку в отделения,
доклад командира о готовности к смотру, ответ на приветствия, ответ на поздравления,
выполнение команды: Равняйся! Смирно! Вольно! Заправиться! Разойдись! Построение в 1
шеренгу, расчет на 1-2, из одной в 2 шеренги и обратно, поворот на месте, размыкание и
смыкания строя. Одиночная строевая подготовка.
Раздел 6. Краеведение Бурятия граничная территория. Улан – Удэ от острога до наших
дней. История города в памятниках. Забайкальский военный округ: техника, кадры,
инфраструктура. Памятные места Героев ВОВ.
Практические занятия. Посещение воинских частей. Знакомство с техникой. Сбор
информации. Работа с документами истории города, памятников.
3 год обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
Цели и задачи на новый учебный год. Встречи с выпускниками. Я пишу историю клуба
«Гюйс». Я инструктор, тесты по направлениям. Техника безопасности, правила дорожного
движения.
Практические занятия. Просмотр видео- и фотоматериалов по истории клуба, технике
безопасности.
Раздел 2. История армии и флота
Великие сражения. Полководцы. Дни воинской славы России. Великая Отечественная
война: битвы, Города – Герои, Герои Советского Союза. Конструкторы оружия, техника,
награды и др.
Практические занятия. Военная биография моей семьи. Написание рефератов,
составление сообщений, кроссвордов.
Раздел 3. Военное дело
Основы обороны государства. Вооруженные силы РФ. Назначение ВС РФ. Состав ВС
РФ. Структура видов и ролов ВС РФ. Основные военные символы РФ. Государственный флаг,
герб, гимн РФ, РБ. Уставы ВС РФ. Воинские коллективы.
Практические занятия. Работа с фото- и видеоматериалами. Встречи с военными,
представителями военкоматов. Государственная и военная символика (история и
современность).
Раздел 4. Международное гуманитарное право
Вооруженные конфликты (история и современность). Исторические эпохи. Женевская
конвенция 1864. Источники международного гуманитарного права.
Сущность
международного гуманитарного права. Отрасль международного права. Основные пакты
МГП, и дата их принятия. Четыре Женевские конвенции 1949. 1977 г., 2 дополнительных
протокола. Основные нормы международного гуманитарного права. Ответственность за
нарушение международного гуманитарного права. Международное движение Красного
Креста и Красного Полумесяца.
Практические занятия: Нарисуйте плакат, отражающий сущность
23
международного гуманитарного права. Кратко в письменной форме изложите замысел
вашего плаката.
Раздел 5. Строевая подготовка
Строевой смотр - на месте, в движении. Торжественное прохождение в составе отряда
(отделения). Дисциплина строя. Работа со знаменем, вынос знамени. Смена почетного
караула. Одиночная строевая подготовка.
6) Краеведение
Я живу в Бурятии, в Улан – Удэ. Бурятия – восточная граница России. История
забайкальского казачества. Военная история края. Забайкальский военный округ.
Практические занятия. Сбор информации. Составление презентаций. Выезд в
воинские части.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Характеристика
Информационное обеспечение
Ссылки:
-аудио -https://yandex.ru/video/search?channelId
- видео https://infourok.ru/user/
http://www.youtube.com/watch?v=hIfNRa_4g14
- фото https://my.1sept.ru/
https://podvignaroda.ru/
https://foto.pamyat-naroda.ru/
Кадровое обеспечение
Красноярова Т.М. , образование высшее, 1
квалификационной категорией, дата аттестации - май
2024
Военно-патриотический
клуб
располагает
отдельным кабинетом для теоретических занятий,
в котором находятся столы и стулья для занятий,
доска, телевизор, ноутбук. Для занятий по
строевой подготовке используется выставочный
зал ГДДЮТ. В теплое время года на прилегающей
территории Дворца проводятся занятия. Массовые
мероприятия, встречи с военными, ветеранами,
выпускниками проходят в зрительном зале
ГДДЮТ. В кабинете есть комната для хранения
инвентаря, формы. Для занятий по огневой
подготовке
имеются
2
макета
автомата
Калашникова.
24
Методическое
программы
обеспечение
• Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
военнопатриотического клуба «Гюйс».
• Нормативные документы.
• Методический материал для педагогов.
• Методический материал для обучаемых.
• Диагностический материал.
• Рекомендации по темам.
• Раздаточный материал.
• Разработки занятий, сценарии.
• Используются ресурсы других организаций.
Библиотека для педагогов, учащихся,
включающая
методическую литературу и методические пособия к
занятиям на бумажных и цифровых носителях.
• Имеются информационные стенды о деятельности
клуба
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: Устная: ответы по билетам, собеседования и прочее.
Письменная: тесты, итоговые работы по темам, сочинения, рефераты, проектные работы и так
далее. Комбинированная: сочетание устных и письменных форм. По результатам получение
следующего звания (их 10 по программе), получение звания « Инструктор» по заданной теме,
творческая работа на основе проекта, участие в конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Критерии освоения программы –
•
уровень усвоения обучающимися программного материала.
•
положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.
•
ценности, преобладающие в коллективе, ответственность за учебу и поведение,
состояние здоровья, отношения детей в объединении.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели
качества
Методики
реализации ДООП
Предметная диагностика:
1Метод контрольных тестов.
2.Письменный
Уровень способностей детей
опрос. 3.Метод рефлексии 4.Зачет, контрольный опрос.
теоретический уровень
5.Диагностическая
беседа.
6.
Наблюдение.
7 .Анкетирование.
практический уровень
проявление творческих решений
(на уровне объединения)
25
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ
Уровень
сформированности Морально-нравственные нормы. Социальная активность.
личности
Потребность к занятиям спортом и ведению здорового
образа жизни
Метапредметная диагностика:
Познавательные результаты (внимание, память)
уровень
сформированности Коммуникативные результаты (общительность, речевая
компетенций
деятельность). Регулятивные (специальные) результаты.
Управление своей деятельностью деятельностью)
Уровень
удовлетворенности Изучение
удовлетворенности
родителей
работой
родителей
предоставляемыми образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)
образовательными услугами
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)
аттестации
входная - октябрь
Промежуточная - декабрь
Рубежная - май в конце 1,2 и т.д. года
обучения
(при (по УТП) в конце года обучения (май)
От 1 до 3 год обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога.
1. Вагман И. 100 знаменитых полководцев, / Вагман И., Мац В. Харьков, «Фолио», 2018
г.,158 с.
2. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе,/ Васнев В.А., Чиненный С.А.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2021. 95 с.
3. Дыгало В.А.. Военная техника (энциклопедия техники), / Дыгало В.А., Шимановский
А.Г. РОСМЭН, 2022 г.,142 с.
4. Калинов В.И. Русские победы.- М., Белый город, 2024 г.,201 с.
5. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии., Ижевск, изд-во Удм.ун- та, 2018., 99 с.
6. Крутогоров Ю. Куликовская битва – М., Белый город, 2021г.,145 с.
7. Линник Т.И, Спецслужба и войска особого назначения. / Линник Т.И, Кочеткова
В.П. Минск, Литература, 2019 год.142 с.
8. Лубченков Ю.Н. Война 1812 г.-М., Белый город, 2018 г.,158 с.
9. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы.- М., Белый город, 2021г..201 с.
10. Немов Р.С. Практическая психология, - М, ОАО «Владос», 2019 г.205 с.
Литература для учащихся
26
1. Аммон Г.А. Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота
/Аммон Г.А., Бережной С.С – М., 2021 г.,108 с.
2. Бенедиктов Н. Словарь русской истории. / Бенедиктов Н., Бенедиктова Н, Базурина Е.
3. Новгород, 2022 г.
4. Военно-морской словарь для юношества, / под общ. ред контр-адмирала Грищука П.А
-М., ДОССАФ,2019 г.257 с.
5. Глотов Ю.Г. Популярная морская энциклопедия, Ростов-на-Дону, 2021г.,256 с.
6. Охлябинин С.Д. Честь мундира. Чины, традиции, лица- М, 2021 г.267 с.
7. Польской А.Е. Как улучшить свою память. Минск, ООО «Харвест»,2021г. , 58 с.
Литература для родителей
1. Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. /Березина В.А., Виноградова
Л.И. - М., Вентана – граф, 2021 г., 89 с.
2. Беловинский Л.С. Послание русским воином через века – М., «Академия»., 2021г.149
с.
3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., Белый город, 2021 г.,182 с.
27
28