2025_Федорова Т.М._(180_180)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

социально-гуманитарная
11 14 лет
2 года (288 часов)

(количество лет и часов обучения)

базовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Федорова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…......…………………………………………....……3
1.1.Направленность программы………………………………………………3
1.2.Актуальность программы…………………………………………….........3
1.3.Новизна программы………………………………………………………..3
1.4.Педагогическая целесообразность…………….………………………….4
1.5.Цели и задачи программы…………………………………………………4
1.6.Формы и методы обучения………………………………………………..6
2.0.Объем программы……………………………………………….................6
3.0.Планируемые результаты…………………………………………………7
II.Содержание программы..................................................................................10
2.1.Учебный план…………………..…………………………………………...10
2.2.Учебно- тематический план 1 го года обучения………………………….11
Учебно- тематический план 2 го года обучения………………………….......12
2.3.Содержание программы………..…………………………………………..12
Информационно- методическое обеспечение…………………………….......18
Методическая литература для педагога………………………………….........19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы.
Образовательная программа «Юные журналисты» имеет социально-педагогическую
направленность: создаются условия для социальной практики детей в их реальной жизни,
накопления нравственного и практического опыта. Программа направлена на привлечение
детей к издательскому делу, которое способствует самореализации, развитию
коммуникативности, творческих способностей ребят.
1.2.
Актуальность программы.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юные журналисты» по
обучению теории и практике журналистского дела связана с решением такого блока задач
общеобразовательной организации, как социально-творческое развитие личности,
профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и
подростков. Введение данной программы обусловлено тем, что определённый круг
обучающихся стремится развить в себе умения, способности необходимые для настоящего
журналиста. Занятия по программе «Юные журналисты» предполагают личностно
ориентированный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и
учит их свободно и творчески мыслить.
1.3. Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы является интеграция современных
технологий и углубление в культурологическую сферу деятельности, что обогащает и
разнообразит сам процесс обучения и воспитания. Форма и методы работы выбраны с
учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной
деятельности. Сопутствующие проекты, такие как газета «школьный экспресс», телеграмм
канал «МАОУ СОШ № 52», которые реализуются параллельно с основной
дополнительной образовательной программой, так же является новым специфическим
элементом.
2

Программа «Юные журналисты» предусматривает ознакомление обучающихся с
понятием журналистики как вида творческой деятельности, её задачами и функциями,
спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ. Она включает
сведения по истории создания и развития периодической печати, радио и телевидения,
информационных агентств и Интернета, а также изучение особенностей развития СМИ в
настоящее время. Обучающиеся знакомятся и углубляют свои знания об особенностях и
структуре различных литературных и публицистических жанров. Особый упор делается
на изучение наиболее распространённых жанров - интервью, репортаж, статья, заметка,
корреспонденция. На занятиях подростки получают сведения об основах мастерства
журналиста, связанных с умением находить, обрабатывать и распространять информацию,
работать с документами и учатся работать, обращая внимание на язык, стиль, выбор
слова, исправление ошибок, т.е. занимаются подготовкой материала к печати. В ходе
обучения большое внимание уделяется вопросам правовой и этической культуры
журналиста, его сотрудничеству с аудиторией. Предусмотрено знакомство с риторикой
как составной частью подготовки обучающихся к профессиональному обучению, которая
учит искусству композиции текста, овладению техникой речи, речевой культурой.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и
журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность
использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского
мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Юные журналисты» учащиеся учатся работать
коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся
контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с
нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более
эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры
учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей
среды.
1.5. Цели программы:
Объединение детей с целью формирования разносторонне развитой личности и
реализации творческих интересов и способностей подростков.
Практическое участие в работе школьного пресс-центра. Профессиональная ориентация
молодёжи.
Овладение учащимися современными методами получения информации.
Педагогическая и психологическая поддержка детей.
Задачи программы:
Освещение в СМИ школьной жизни.
Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
Знакомство с жанрами газеты.
Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
Организация досуга.
Возраст обучающихся:
Образовательная программа «Основы журналистики» рассчитана на детей 11-14 лет.
1.6. Формы занятий:
Аудиторные: 2 часа теории и 2 часа практики.
Занятия проводятся по группам и индивидуально (по мере необходимости).
3

Формы проведения занятий.
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации
занятий:
- ролевые игры;
- свободная творческая дискуссия;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск школьных газет;
- подготовка статей для публикации в школьной газете.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 36 рабочих недель, 144 часа в год
2.2. Срок реализации программы – 2 года, 288 часов.
2.3. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (с переменами)
Образовательная программа «Основы журналистики» знакомит школьников с основами
журналистики в течение 2-х лет.
Объединения первого года обучения начинают работать с 9 сентября, после завершения
комплектования.
Объединения второго года обучения начинают работать по учебной программе с 3
сентября.
Каждый год обучения состоит из 72 теоретических и 72 практических занятий. Каждое
занятие состоит из 2-х академических часов, каждый из которых равен по времени 40
минутам активного обучения обучающихся. Между занятиями делается перерыв 15 мин.
для отдыха обучающихся и проветривания помещений.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей, установленных санитарногигиенических норм.
В период подготовки к мероприятиям, акциям допускается перегруппировка учебного
времени на усмотрение педагога (т.е. применяется вариативность в содержании
программы).
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний,
развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем
последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и
психологических особенностей детей.
Следует отметить, что при поступлении в объединение дети не отбираются по каким-либо
данным или же конкурсу.
Для приёма детей в объединение необходимо:
-их интерес к данному виду образовательной деятельности,
-желание заниматься именно этим видом деятельности и развиваться в этом направлении,
познавать правила дорожного движения.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал
что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и
4

образность родного языка, будет приобретать навыки самостоятельной работы в
различных жанрах публицистического стиля. Таким образом, обучаемый овладеет
основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести интервью,
составить очерк, написать статью.
В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь:
• определять стиль и тип речи;
• давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и
основной мыслью;
• отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных
высказываниях;
• совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
• пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях
публицистического характера;
• находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и
речевые ошибки;
• соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
• строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
• фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и
письменным высказываниям;
• проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие учебные действия:
познавательные учебные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• умение структурировать знания;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия:
• планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
• умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми.
личностные учебные действия:
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
• формирование интереса к выполнению творческих проектов;
• оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный
выбор на основе социальных и личностных ценностей.
5

•

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

мета предметные результаты освоения программы « Юный журналист» проявляются в:
• расширении круга приёмов составления разных типов плана;
• расширении круга структурирования материала;
• умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами;
• обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;
• умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать
средства для реализации художественного замысла;
• способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде итоговых занятий,
фотовыставок работ учащихся, слётов юных журналистов, мониторинга участия в
журналистских конкурсах и фестивалях, научно-практических конференциях, выпуска
школьной газеты «Школьный экспресс»

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

2 год обучения

1
2
3

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля

72
72
Педагогические
наблюдения, зачет
144 часа

36
144
Педагогические
наблюдения, зачет
180 часов

ВСЕГО ЧАСОВ

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
№

1
2.
3.
4.
5.

Наименование
разделов и тем

Всего
Теоретические
часов
занятия
1-ый год обучения

Вводное занятие. Профессия
журналиста. Инструктаж
Функции журналистики
Требования к журналисту
История российской
журналистики
Знакомство с оформительским

Практические
занятия

2

1

3
10
8
8

5
4
4

5
4
4

10

5

5
6

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

делом
Особенности газетного языка
8
4
Жанры журналистики
16
8
Эстетика и дизайн
16
8
Школьная газета
4
2
Роль школьной газеты
5
3
Читатель и его интересы
8
4
Как написать статью в
8
4
школьную газету?
Язык журналистики
10
5
Стилистические фигуры речи
10
5
Темы газетных публикаций
8
4
Требования к информации
4
2
Источники информации
8
4
Итого
144
73
2-й год обучения
Заголовки и иллюстрации
Композиция журналистского
материала
Публицистический стиль
Информационные жанры
Аналитические жанры
Художественные жанры
Интервью
Путевые заметки
Составление
профессионального
портфолио
Итого

4
8
8
2
2
4
4
5
5
4
2
4
71

20
20

4
4

16
16

20
20
20
20
20
20
20

4
4
4
4
4
4
4

16
16
16
16
16
16
16

180

36

144

2.3.Содержание программы.
(109 часа теории, и 215 часов практических занятий в год)

1-й год обучения
ТЕМА 1. Вводное занятие. Профессия журналиста - (3 часа).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.
Формирование представлений о профессии журналиста.
Инструктаж
ТЕМА 2. Функции журналистики - (10 часов).
Функции журналистики:
• информационная;
• коммуникативная;
• выражение мнений определенных групп;
• формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
ТЕМА 3. Требования к журналисту - (8 часов).
Требования к журналисту:
7

- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 4. История российской журналистики -(8 часов).
Из истории развития газетного дела.
Журналистика XVIII века.
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.
Журналистика XIX века.
А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
Истоки нравственных основ журналистской этики.
ТЕМА 5. Знакомство с оформительским делом (10 часов).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат,
видеокамера, компьютер).
Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической
печати.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование
объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном,
выявление особенностей черт. С
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD,
MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).
ТЕМА 6. Особенности газетного языка- (8 часов).
Особенности газетного языка.
ТЕМА 7. Жанры журналистики (16 часов).
Жанры журналистики и их особенности.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог,
интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические,
обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность
аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности
материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность,
заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное
восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:
картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой
повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
ТЕМА 8. Эстетика и дизайн -(16 часов).
Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.
Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты
различных дизайнов.
8

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Дизайн школьной газеты.
ТЕМА 9. Школьная газета (4 часа).
Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.
ТЕМА 10. Роль школьной газеты (5 часов).
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?
ТЕМА 11. Читатель и его интересы (8 часов).
Кто является читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления
читательских запросов и предпочтений.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 12. Как написать статью в школьную газету? (8 часов).
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».
Заметка в школьную газету «Помни о прошлом».
ТЕМА 13. Язык журналистики (10 часов).
Слово и понятие. Многозначность слова.
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
ТЕМА 14. Стилистические фигуры речи (10 часов).
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием
кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и
бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических
фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя
определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 15. Темы газетных публикаций (8 часов).
Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.
Задание. Составить эскиз газеты (свой вариант).
ТЕМА 16. Требования к информации (4 часа).
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство.
Подпись иллюстраций и фотографий.
Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
ТЕМА 17. Источники информации (8 часов).
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное
правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста.
Правила оформления.
Практическая работа «Школьный экспресс», соц.сети -(71 час).
Написание статей, заметок для школьной газеты. Необходимый критерий – выбор одного
из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.
Постоянная публикация информации в школьном телеграмм канале

2-й год обучения
ТЕМА 18. Заголовки и иллюстрации (4 часа).
Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.
ТЕМА 19. Композиция журналистского материала (4 часа).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в рассуждении.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования,
описания, рассуждения.
ТЕМА 20. Публицистический стиль (4 часа).
9

Выразительные средства языка публицистических произведений.
ТЕМА 21. Информационные жанры (4 часа).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информацияобъявление.
Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость,
оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства,
цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Задание. Создание текста определенного жанра.
ТЕМА 22. Аналитические жанры (4 часа).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить,
исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв,
рецензия).
ТЕМА 23. Художественные жанры (4 часа).
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.
ТЕМА 24. Интервью (4 часа).
Основные правила ведения интервью.
Задание. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны
Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».
ТЕМА 25. Путевые заметки (4 часа)
Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности
путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала.
Место путевых заметок в устной и письменной речи.
ТЕМА 26. Составление профессионального портфолио (4 часа)
Практическая работа «Школьный экспресс», соц.сети -(144 часа).
Написание статей, заметок для школьной газеты. Необходимый критерий – выбор одного
из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.
Постоянная публикация информации в школьном телеграмм канале.
Информационно- методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
• разработки по темам;
• тематический материал периодической печати;
• справочники;
• словари;
• наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и
проблемные ситуации
• различные периодические печатные издания.
• тексты для редактирования;
• компьютер;
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
10

Методическая литература для педагога.
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.– М.:
Просвещение. 2002
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и
выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
7. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».