2025_Стремаухова В.В. (108_108)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

туристско-краеведческая
11 - 15 лет
2 года (216 часов)

(количество лет и часов обучения)

стартовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Стремаухова Вера Владимировна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
5
6
7
8
9
10
11

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность В последнее десятилетие усиливается интерес к истории
родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные
краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных
видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков,
поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко
становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе
родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из
лучших форм общественно- полезной работы юных краеведов-историков,
объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Музей рассматривается в образовательном учреждений как эффективное
средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и
молодежи.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: (кратко охарактеризовать учащихся, на которых
рассчитана данная программа, их возрастные особенности, иные психологопедагогические характеристики с учётом вида творчества!)
Средние школьники: 10 – 13 лет
Старшие школьники: 14 - 16 лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: со 2 сентября 2024 по 31 мая 2025 г.
Со 2 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.
Пояснение:
36 рабочих недель у ПДО (исключить из КУГ праздничные дни!)
3 часа-108 часов
• Стартовый уровень – 1 и 2 год обучения, 72-144 педагогических часов;
Например:
1 гр.
2 гр.
3 гр.
4 гр.
5 гр.
6 гр.
7 гр.
8 гр.
1 г.о. 1 г.о. 1 г.о. 1 или 2 2 или 3 2 или 3 3 и
3и
г.о.
г.о.
г.о.
далее
далее
г.о.
г.о.
Программы 1 и/или 2 г.о.
Программы 1 и/или 2 г.о.

Программы 1 и/или 2 г.о.
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год\
(36 раб.
недель у
ПДО)

1

2

3

36

72

108

2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
108 часов
2.2. Срок реализации программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для
освоения программы (запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов).
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные 6
классы
Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения сколько раз
в неделю)
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности
учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковоисследовательскую краеведческую деятельность.
Образовательные задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела; типами и видами
современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России
(фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой
музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной
деятельности;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальнымособенностям, традициям и образу жизни других народов;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой
результат инеобходимость своей деятельности.

Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- первостепенную музейную терминологию;
- характеристику и назначение музея;
- основные направления музееведения, направленные на сохранение и популяризацию
объектов культурного наследия;
- основной и научно-вспомогательные фонды;
- методы экспонирования музейных артефактов и сохранность фондов; - методы и основы
проектирование музейной экспозиции музейной экспозиции;
-методы составления и проведения экскурсий;
- основные правила учета музейного фонда.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться основной музейной терминологией;
- работать с первоисточниками при подготовке научно-исследовательской работы,
разработке концепции выставки;
- учитывать возрастную категорию обучающихся при разработке экскурсии, уметь
составлять текст экскурсии;
- применять музейную терминологию при заполнении документации при разработке
выставки, составлять этикетку к экспонату, проводить атрибуцию музейного предмета,
правильно заполнять инвентарную карточку;
- организовывать и проводить экскурсии;
Способы и формы проверки результатов
Контроль знаний проводится в форме:
- устного опроса, собеседования;
- письменного контроля (практические задания, анкетирование, тестирование,
исследовательский проект, экскурсионный маршрут).
Вводный контроль в объединении: осуществляется в индивидуальном порядке после
записи детей в детское объединение в форме собеседования.
Текущий контроль: проверить степень и качество усвоения изучаемого материала
(осуществляется постоянно).
Итоговый контроль: проверить уровень освоения обучающимися программы (выявление
результатов для внесения корректировки в программу).
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)

№
п/п
1
2

3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия

Форма контроля

1 год обучения
45
63
Педагогические
наблюдения, опрос,
составление этикетки,
презентация Минипроекта, проведение
экскурсии

2 год обучения
35
71
Педагогические
наблюдения,
опрос, составление
этикетки,
презентация Минипроекта,

ВСЕГО ЧАСОВ

проведение
экскурсии
108 ч.

108 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)

№
1.
1.1.
1.2.

1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

1.8.
2.
2.1.

2.2.

Наименование
разделов и тем
Раздел 1
Музей и история
родного края
Тема 1:
Музейное дело
Тема 2:
Музей как
институт
социальной памяти
Тема 3:
Школьный музей
Тема 4:
История родной
школы
Тема 5:
История города
Улан-Удэ
Тема 6:
Быт жителей
Бурятии
Тема 7:
Обычаи, обряды,
старинные ремесла
и современные
мастера
Тема 8:
Музейное
сотрудничество
Раздел 2
Документоведение
Тема 1:
Фонды музея.
Комплектование
фондов. Фонды
школьного музея
Тема 2:
Учет и
обеспечение
сохранности
фондов музея.

1-ый год обучения
Всего
Теоретические
часов
занятия
46
20

Практические
Форма
занятия
контроля
26
Наблюдение,
опрос

7

5

2

4

2

2

4

2

2

6

3

3

4

2

2

6

3

3

13

5

8

6

6

20

10

10

8

4

4

5

3

2

Составление
этикетки

2.3.

2.4.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.
3.6.

Описание
музейных
предметов
Тема 3:
Правила хранения
вещественных
исторических
источников
Тема 4:
Классификация и
систематизация
музейных
экспонатов.
Описание
музейных
экспонатов
Раздел 3
Введение в
поисковоисследовательскую
деятельность
Тема 1:
Лаборатория
начинающего
исследователя.
Введение
Тема 2:
Источниковедение
и его роль в
изучение истории.
Основные этапы с
источниками
Тема 3:
Интервью, опросы,
беседы и другие
формы
исследовательской
деятельности
Тема 4:
Оформление
исследовательской
работы
Тема 5:
Учимся строить
выступление
Тема 6:
Представление
результатов
поисковоисследовательской
деятельности

2

1

1

5

2

3

20

9

11

2

1

1

4

2

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

5

1

4

Презентация
Минипроекта

4

4.1.
4.2.

4.3.

4.4.

№
1.

Раздел 4
Подготовка и
проведение
экскурсий
Тема 1:
Роль экскурсовода
в работе музея
Тема 2:
Методика
подготовки
экскурсий
Тема 3:
Правила
проведения
экскурсии
Тема 4:
Я - экскурсовод
Итого

Наименование
разделов и тем
Раздел 1

18

6

12

4

2

2

4

2

2

4

2

2

6
108

6
45

2-ый год обучения
Всего Теоретические
часов
занятия
10

63

Практические
занятия

Музееведение

1.1. Тема 1

3

3

3

1

2

4

2

2

10

4

6

4

1

3

2

4

Музееведение как
научная дисциплина

1.2. Тема 2
Формы и
направления работы
музеев

1.3. Тема 3
Вспомогательные
научные
дисциплины

2.

Раздел 2

14

История музеев
мира

2.1. Тема 1
Музеи мира в 21
веке

2.2. Тема 2
Новые тенденции
развития работы
музеев с
посетителями

3.

Раздел 3

10

Фонды музеев

Тема 1
3.1. Организация учета и
хранения фондов

6

Проведение
экскурсии

Форма
контроля
Наблюдение,
опрос

3.2. Тема 2

4

3

1

Документация музея

4.0. Раздел 4

26

Выставочная
деятельность
музеев
4.1. Тема 1
Международная
музейная практика

4.2. Тема 2

Презентация
Минипроекта

10

3

7

16

6

10

Современные
выставочные
площадки города

5.0. Раздел 5

5.1.
5.2.

5.3.

5.5.

34

Проектная
деятельность в
школьном музее
Тема 1
Исследовательская
деятельность в
школьном музее
Тема 2
Экскурсоводческая
деятельность в
школьном музее
Тема 3
Выставочная
деятельность в
школьном музее
Тема 4
Фондовая
деятельность в
школьном музее

6.0. Раздел 6

Проведение
экскурсии

8

1

7

10

2

8

11

1

10

5

1

4

14

4

10

108

35

71

Музейная карта
Улан-Удэ

Итого

1.3.3.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДООП «Школьный музей»
1 год обучения
Раздел 1. «Музей и история родного края».
Материал этого раздела носит информационный или ознакомительный. Он
рассчитан на получение информации о работе музея в доступной, увлекательной
форме. Здесь используются такие формы, как: экскурсии в музей, встречи с
работниками музея, презентации, беседы,мастер-классы, просмотр короткометражных
фильмов. Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
1.1 Музейное дело. Вводное занятие.
Теория (5 ч.) Что такое музей. Музееведение как научная дисциплина. Основные

музейные понятия и термины. Инструктаж по технике безопасности и культуре
поведения в музее. Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее.
Музейные специальности. Музейный работник. Встречи с музейными работниками.
Постановка целей и задач музея. Музейный экспонат. Музейная документация.
Хранилище музея.
Практика (2 ч.) Изучение и систематизация имеющегося музейного материала
школы. Экскурсия в филиал Кяхтинского краеведческого музея им ак. Обручева
Музей как институт социальной памяти
Теория (2 ч.) Происхождение музея. Роль музея в жизни человека. Основные
социальныефункции музеев. Виды музеев.
Практика (2 ч.) Виртуальная экскурсия по музеям мира.
1.3.
Школьный музей.
Теория (2 ч.) Что такое школьный музей? О чем будет рассказывать школьный
музей. Его основные разделы. Функции школьного музея. Где и как собирать
материалы для музея.
Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.
Экспозиционнаяработа в музее.
Практика (2 ч.) Изучение и анализ имеющегося музейного материала школы.
1.4
История родной школы.
Теория (3 ч.) История школы. Летопись школы. Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.
Практика (3 ч.) Экспозиция «Листая школьные страницы». Экспозиция
«Гордость школы». Изучение имеющегося музейного материала школы. Изучение
публикации о школе, её учителях и выпускниках по школьным материалам Анализ и
систематизация имеющегося музейного материала школы.
1.2.

История г. Улан-Удэ.
Теория (2 ч.) История основания города Улан-Удэ. Достопримечательности города
Улан-Удэ.
Практика (2 ч.) Беседа. Экскурсия по городу Улан-Удэ.
1.6
Быт жителей Бурятии.
Теория (3 ч.) Жизнь, быт и культура своих предков. Знакомство с орудиями
труда,предметами быта местных жителей.
Практика (3 ч.) Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья
Изучение имеющихся предметов быта в школьном музее.
1.5

Обычаи и обряды, старинные ремесла и современные мастера.
Теория (2 ч.) Знакомство с традициями народов, населяющих наш край.
Традиционные праздники Бурятии.
Практика (2 ч.) Изучение публикации о традиционныхпраздниках в Бурятии.
Легенды о нашем крае.
Теория (2 ч.) Знакомство с народным творчеством, расширение
представления онародных традициях.
Практика (2 ч.) Литературная гостиная. Экскурсия в музей города Улан-Удэ.
Теория (1 ч.) Знакомство с предметным миром, историей вещей.
Практика (4 ч.) Встреча с народными умельцами. Мастер-класс. Изучение,
анализ исистематизация имеющегося музейного материала школы.
1.8
Музейное сотрудничество.
Практика (6 ч.) Посещение музеев города или республики Бурятия.
1.7

Знакомство с их экспозициями. Обзорная экскурсия.
Раздел 2. «Документоведение».
Обучение методам и технологии учета и хранения основного и
вспомогательного фондовмузея. Ребята учатся работать с архивом музея, создавать и
пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует
привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается
краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его
владельца, оценку состояния и т.д. У школьников формируются начальные навыки
исследовательской
деятельности,
работы
с
архивами,
справочниками,
энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения
экспонатов.
2.1
Фонды музея. Комплектование фондов школьного музея
Теория (2 ч.) Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.
Лекция. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции.
Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта
фондов школьного музея.
Практика (2 ч.) Фонды школьного музея. Игра-практикум по разработке
структурымузейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного
фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Теория (2 ч.) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы
музейно- краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное
снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного
значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных
явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации.
Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в
процессе походов, других полевых изысканий.
Практика (2 ч.)
Составление
планов
поисково-собирательной
деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисковособирательной работы.

2.2

Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Описание музейных
предметов
Теория (3 ч.) Знакомство с правилами учета и хранения документов, ведения
учетной документации. Задачи учета и научного описания музейных предметов.
Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практика (2 ч.) Ролевая игра-практикум по составление учетной документации
к имеющимся музейным материала школы.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания
музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов
2.3
Правила хранения вещественных исторических источников.
Теория (1 ч.) Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их
передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя
хранить в школьном музее.
Практика (1 ч.) Практикум по разработке системы документов учёта и
описаниямузейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
2.4

Классификация и систематизация музейных экспонатов. Описание
музейных экспонатов

Теория (2 ч.) Классификация и систематизация музейных экспонатов. Описание
музейных экспонатов.
Практика (3 ч.) Формирование навыков составления этикеток к экспонатам,
картотек икаталогов. Изучение, анализ и систематизация имеющегося музейного
материала школы. Практикум по составления этикеток к экспонатам, описанию
музейныхпредметов. Изучение, анализ и систематизация имеющегося музейного
материала школы.
Раздел 3. «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Организация поисково-исследовательской деятельности.
3.1 Лаборатория начинающего исследователя. Введение.
Теория (1 ч.) Знакомство с основными понятиями и терминологией: Тема и
проблема исследования: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования,
Методы и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный
текст
Практика (1 ч.) Изучение, анализ и систематизация имеющегося музейного
материала школы. Выбор темы исследования. Составления плана исследования.
3.2 Источниковедение и его роль в изучении истории. Основные этапы
работы с источниками
Теория (2 ч.) Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли
работы с источниками в поисково-исследовательской работе. Требованиями к работе с

источниками
Практика (2 ч.) Изучение, анализ и систематизация имеющегося музейного
материала школы. Сбор информации по теме исследования. Самостоятельная и
творческой работы с источниками. Сбор информации по теме исследования.
3.3 Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.
Теория (1 ч.) Знакомство с правилами проведения интервью, составления
вопросников.
Практика (2 ч.) Выбор темы опроса, интервью. Составление вопросов. Ролевая
игра-практикум по проведение опроса, интервью. Сбор информации по теме
исследования.

3.4 Оформление исследовательской работы.
Теория (1 ч.) Способы представления результатов исследовательской
деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении
результатов исследования. Знакомство с видами оформления результатов поисковоисследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.
Практика (2 ч.) Оформление исследовательской работы на выбранной теме.
3.5 Учимся строить выступление.
Теория (1 ч.) Приемы публичных выступлений и способы снятия
эмоционального напряжения перед выступлением.
Практика (2 ч.) Психологический тренинг.
3.6 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.
Теория (1 ч.) Закрепление навыков публичных выступлений. Культура устной
защиты.
Практика (4 ч.) Презентация или защита проекта, выступление на конференции,
конкурсе и т.д.
Раздел 4. «Подготовка и проведения экскурсий».
Привитие навыков коммуникативной деятельности. Знакомство с методикой

подготовки и проведения экскурсий. Учащиеся учатся быть экскурсоводами.
Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии,
учатся составлению тематико- экспозиционных планов. Экскурсии могут проводиться
в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов.
Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают
опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый
вырабатывает свой стиль общения. Учащиеся включаются в работу по проведению
экскурсий.
4.1 Роль экскурсовода в работе музея.
Теория (2 ч.) Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Культура
экскурсовода.Экскурсионные методы и приемы. Признаки экскурсии. Классификация
экскурсий. Место проведения экскурсии. Способ передвижения и формы проведения
экскурсий.
Практика (2 ч.) Экскурсия в музей. Мастер-класс.
4.2 Методика подготовки экскурсий.
Теория (2 ч.) Разработка и проведение экскурсии. Концепция экскурсии. Выбор
темы, названия, объекта экскурсии. Структура содержание, план экскурсии.,.
Практика (2 ч.) Выбор темы, названия экскурсии. Составления плана
экскурсии, отбор исистематизация значимых материалов.
4.3. Правила проведения экскурсии.
Теория (2 ч.) Как провести экскурсию. Подготовка текста экскурсии. Речь
экскурсовода.
Преодоление неуверенности, развитие коммуникативных способностей.
Практика (2 ч.) Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных
особенностей экскурсантов. Психологические тренинги.
4.4. Я – экскурсовод.
Практика (6 ч.) Проведение экскурсий.
II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и
практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме
таблицы.
1 группа 1 года обучения
№
п/и

Месяц

Число

1

Сентябрь

2

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

09.00 – 11.00

Трениров
ка

Колво
часов

Тема
заняти
я

Место
проведения

Форма
контроля

2

-/-/-

Пар. Зал
ГДДЮТ

Диагностика;
зачет

2.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДООП «Школьный музей»
2 год обучения

Раздел 1. Музееведение.
Материал этого раздела носит информационный или ознакомительный. Он
рассчитан на получение информации о работе музея в доступной, увлекательной
форме. Здесь используются такие формы, как: презентации, беседы, мастер-классы,
просмотр короткометражных фильмов. Перечень тем может быть изменен или
дополнен по желанию учащихся.
1.1. Музееведение в системе наук.
Теория (3 ч.) Углубление в изучение круга научных дисциплин, связанных с
изучением истории: этнология, география, археология и др. Место музееведения в мире
наук. Значение музееведения как науки для сохранения знаний, умений, истории и
культуры. Повторение усвоенных знаний 1 года обучения.
1.2.Формы и направления работы музеев.
Теория (1 ч.) Фондовая, экскурсионная, исследовательская, массовая
(проектировочная) работа музея. Общие вопросы.
Практика (2 ч.) Проект экспозиции музея
1.3. Вспомогательные исторические дисциплины.
Теория (2 ч.) Обзор вспомогательных научных дисциплин, связанных с музееведением:
генеалогия, геральдика, нумизматика, и др.
Практика (2 ч.) Выполнение творческих заданий
Раздел 2. «История музеев мира».
Материал этого раздела носит информационный или ознакомительный. Он
рассчитан на получение информации о работе музея в доступной, увлекательной форме.
Здесь используются такие формы, как: экскурсии в музей, презентации, беседы, мастерклассы, просмотр короткометражных фильмов. Перечень тем может быть изменен или
дополнен по желанию учащихся
2.1.Музеи мира в 21 в.
Теория (4 ч.) Способы, виды, возможности сохранения культурного наследия в странах
мира.
Просмотр материалов по данной тематике и их обсуждение.
Практика (6 ч.) Проекты по данной тематике.
2.2.Новые тенденции развития работы музеев с посетителями.
Теория (1 ч.) Культурные центры. Детские музеи. Экомузеи. Музеи современной
России.
Практика (3 ч.) Посещение музеев.
Раздел 3. «Фонды музеея».
Обучение методам и технологии учета и хранения основного и
вспомогательного фондовмузея. Ребята учатся работать с архивом музея, создавать и
пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует
привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается
краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его
владельца, оценку состояния и т.д. У школьников формируются начальные навыки
исследовательской
деятельности,
работы
с
архивами,
справочниками,
энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения
экспонатов.
3.1. Организация учета и хранения фондов.
Теория (2 ч.) Организация фондовой работы в школьном музее. Задачи учетнохранительской работы. Источники поступления и комплектования музейных предметов.
Планирование комплектования музейных фондов.
Практика (4 ч.) Комплектование музейных фондов

3.2.Документация музея.
Теория (1 ч.) Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.
Лекция. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции.
Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта
фондов школьного музея.
Практика (3 ч. ) Проведение под руководством педагога инвентаризации, шифровки
и первичной научной обработки фонда школьного музея. Самостоятельная работа
школьников по образцу с целью шифрования предметов музейного значения. Выполнение
первичной оценки и краткого описания копий архивных документов.
Раздел 4. Выставочная деятельность музеев.
4.1.Международная музейная практика.
Теория (3 ч.) Знакомство с музейной практикой международных музеев.
Практика (7 ч.) Подготовка и проведение экскурсий
4.2.Современные выставочные площадки города.
Теория (6 ч.) Знакомство с выставочными площадками г. Улан-Удэ.
Практика (10 ч.) Посещение выставок в г. Улан-Удэ
Раздел 5. : Проектная деятельность в школьном музее.
5.1. Исследовательская деятельность в школьном музее.
Теория (1 ч. ) Основные этапы исследовательской работы. Выбор темы – ключевой
этап работы. Предварительная экспертиза темы исследования. План как организующий
фактор исследования. Сбор материала и работа с источниками. Архивные материалы и
работа с ними.
Практика (7 ч.) Разработка плана исследования. Составление библиографии по
избранной теме. Историческая литература (сборники, коллективные труды, монографии,
статьи, заметки), опубликованные источники (документы, мемуары, переписка), интернетисточники.
Составление
учащимися
краткой
характеристики
источников,
историографического обзора, анализа имеющейся по данному вопросу литературы и
источников. Написание основной части работы. Консультации с педагогом по изложению
материалов исследования в логичной и последовательной системе, тесной связи тех или
иных исторических явлений. Включение в работу цитат и оформление ссылок и сносок на
литературу и источники. Обсуждение с педагогом итогов исследования. Составление
списка использованной литературы и источников. Подготовка и приложение к работе
фотоиллюстраций, ксерокопий документов, схем, таблиц и т.д. Подготовка выступления по
итогам исследования. Выступление. Анализ своего выступления и других участников.
5.2.Экскурсоводческая деятельность в школьном музее.
Теория ( 2 ч. )
«Портфель экскурсовода» – назначение и возможности
комплектования. Введение новых методических приемов экскурсионного рассказа и показа
в подготовку и отработку экскурсии школьником. Анализ использования приемов
экскурсионного показа. Расширение использования приемов показа. Понятие экскурсиидиалога.
Практика (8 ч.) Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и
методикой проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой
конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или
индивидуальный текст экскурсии. Логические переходы и отбор объектов показа.
Проведение взаимного прослушивания экскурсоводов и взаимного рецензирование
экскурсий, обсуждение экскурсий между обучающимися. Доработка и совершенствование
экскурсий с учетом рекомендаций и предложений педагога, бесед с экскурсантами. Участие
в конкурсе экскурсоводов школьных музеев, самоанализ выступления. Проведение
экскурсий для посетителей музея.
5.3.Выставочная деятельность в школьном музее.

Теория (1 ч.)
Методы построения музейной экспозиции. Составление
экспозиционного проекта. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов,
составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта художественного
оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования,
текстов, этикеток в витринах, элементов оформления, монтаж. Служебные функции текстов
и этикеток в музейной экспозиции. Концепция будущей экспозиции: цели, задачи ее
создания и использования, определение и объяснение тематики экспозиции, специфические
особенности экспозиционных комплексов.
Практика (10 ч.) Разработка
тематико-экспозиционного плана. Создание экспозиций.
5.4. Фондовая деятельность в школьном музее.
Теория ( 1 ч.) Организация фондовой работы в школьном музее. Задачи учетнохранительской работы. Источники поступления и комплектования музейных предметов.
Практика (4 ч.) Планирование комплектования музейных фондов. Проведение под
руководством педагога инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки фонда
школьного музея. Самостоятельная работа школьников по образцу с целью шифрования
предметов из музейного фонда. Выполнение первичной оценки и краткого описания копий
архивных документов, хранящихся в фонде школьного музея.
Тема № 7: Музейная карта г. Улан-Удэ
7.1.Экскурсии в музеи Улан-Удэ.
Теория (4 ч.) Подготовка и проведение обучающимися мини-викторин при помощи
интернета «Знаешь ли ты свой район, свой город?». Экскурсии в музеи города и района, как
с педагогом, так и с родителями самостоятельно, участие в музейных играх и проектах.
Практика (10 ч.) экскурсии в музеи города Улан-Удэ
.
III.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и
практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме
таблицы.
1 группа 1 года обучения
№
п/и

Месяц

1

Сентябрь

Число

2

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

09.00 – 11.00

Трениров
ка

Колво
часов

Тема
заняти
я

Место
проведения

Форма
контроля

2

-/-/-

Пар. Зал
ГДДЮТ

Диагностика;
зачет

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Площадь кабинета (зала)
характеристика помещений для занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная
литература (при наличии)

Получено
по
«Новые места»:

Программе

Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение

-аудио
- видео
- фото
Целесообразно перечислить педагогов, занятых в
реализации программы, «ПДО детей и взрослых», ПДО
с уровнем образования и квалификационной категорией
(дата аттестации0

Методическое
обеспечение
программы
Сетевая форма реализации
программы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на основе проекта,
показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.
Критерии освоения программы, раздела

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень способностей детей

Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ содержат:

материально-технические условия реализации программы
Музей школы, компьютер, принтер, сканер, проектор.
учебно-методическое и информационное обеспечение программы
1.
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
2.
Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного
учреждения.Краснодар, 2001.
3.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со
школьниками вкраеведческом музее. - М., 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».