2025_Сафина И.Г. (144)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

естественнонаучная
13 15 лет
1 год (144 часа)

(количество лет и часов обучения)

стартовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Сафина Ирина Геннадьевна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025
Оглавление

I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
5
7

14
14
25
26
26
26

2

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

3

17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью современного
информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками
научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью
самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и
инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем
успешнее будут ее результаты. Развитие личности ребёнка, формирование у него
информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенцийименно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы: (кратко охарактеризовать учащихся, на которых
рассчитана данная программа, их возрастные особенности, иные психологопедагогические характеристики с учётом вида творчества!)
Средние школьники: 10 – 13 лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2025 г.
2.1. Объем программы – 144 часа.
2.2. Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий: 2 группы учащихся, занятия 2 раза в неделю по 2 часа (в том числе
практические занятия, экскурсии, подготовка к конкурсам, конференциям).
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём
совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):

4

1. обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления
исследовательской работы;
2. o расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
3. o формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области
информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка
информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке
информации из СМИ);
4. o формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и
принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
5. o обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с
учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
6. o обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём,
форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного
взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные (личностные) –
1. воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и
самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
2. формирование ноосферного мышления;
3. привить навыки рефлексии;
4. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в командной
работе над проектом, с педагогом, со взрослыми).
5. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости,
аккуратности …
6. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию
(по активности ребёнка, выступления, достижения..)
Развивающие (метапредметные) –
1. развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
2. развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
3. совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
4. развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои
отношения, работать в группе, с аудиторией);
5. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие,
память, воображение, мышление, воспроизведение;
6. развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности
процесса,
творческие
способности
как
результат
воспроизведения
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии;
главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе
техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры
по предотвращению загрязнения окружающей среды.
экологическое состояние природной среды в России, Удмуртии; Игринском районе;
растения и животных своего края, находящихся под охраной;
влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни
человека.
- виды
исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
- правила
работы с источниками получения информации;
Должны уметь:

5

•
Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности
−
Выполнение простейших исследований .
-оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически
выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной
деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам
измерений; создавать презентации)
•
Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы;
−
Планирование практических дел по охране природы;
−
Пропаганда здорового образа жизни.
•
Поведенческие умения:
− формирование умений правильного поведения в природе.
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
•
Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
Способы и формы проверки результатов
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками
заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих
воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в
сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по
результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это
внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научнопрактических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так
и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим
вопросам не предполагается.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
1.3.2.

48
96
Педагогические наблюдения, зачет
144ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
6

№

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.44.6
4.74.9
5

Наименование темы
Содержание и задачи
работы кружка Правила
ТБ.
Введение
Личностные качества
учащегося- исследователя
Выявление склонностей к
исследовательской
работе.Диагностика детей.
Выявление интересов,
мотивы деятельности и
творчества ребенка
Исследовательские
способности и их развитие.
Что такое исследование?
Что такое исследование?
Общие направления
исследований
Виды исследований.
Знания, умения, навыки
необходимые в
исследовательском поиске
Как правильно
формулировать и задавать
вопросы.
Как правильно задавать
вопросы
Как правильно
формулировать вопрос
Создание «банка идей»
Учимся работать с
источниками информации
Экскурсия в
библиотеку.Работа с
каталогами.
Экскурсия в библиотеку:как
правильно подобрать
литературу.
Знакомство с
информационными
справочниками.
Интернет как источник
информации.
Другие источники
информации
Учимся выдвигать
гипотезы

Всего
часов
2

Теоретические Практические Форма
занятия
занятия
контроля
2

4
1

2
1

2

1

1

1

1

1

1

4
1
1

3
1
1

1
1

1

4

2

1

1

2

1

1

1
8

4

1
4

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

1
2

2

1

1

4

2

2

7

5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.16.2
6.36.4
6.5

6.6
6.7
6.8
6.96.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.166.17
6.18
6.19

6.20

Что такое
гипотеза?Постановка
вопроса.
Как строить гипотезы?
Выдвигаем гипотезу «Что бы
произошло, если бы…»
Игра «Придумай как можно
больше гипотез»
Основы
исследовательской
деятельности
Основы научного
исследования
Какими могут быть
исследования.Как выбрать
тему.
Выбор темы для
индивидуального или
группового исследования
или проекта.
Обоснование и актуальность
выбранной темы
Цели и задачи исследования.
Что такое исследовательский
поиск
Методы исследования.

1

1

1
1

1

2

2

Приборы, используемые в
исследованиях.
Что такое научный
эксперимент?
Планирование и проведение
эксперимента.
Организация
исследовательской работы.
Алгоритм выполнения
учебно-исследовательской
работы.
Составление рабочего плана
исследования.
Как проводить сбор
информации для
исследовательской работы
Как проводить отбор и
анализ методической и
научно- популярной
литературы по выбранной
теме.
Как проводить обработку
результатов исследования.

1

1

1

1

1

20

10

2

2

2

1

1

1

1
1
1

1

10

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

1
1

1

1

1
1

1

8

7

7.1

7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.77.9
7.107.11
7.127.13
7.147.17
7.187.23
7.24
8
8.1
8.2
8.38.4
8.5
8.68.7

Формы и методы
организации
исследовательской
деятельности
Формы и методы
организации
исследовательской
деятельности
Способы фиксации
материала
Методика работы с
таблицами,
Методика работы с
графиками, диаграммами,
Методика работы с
картосхемами и картами
Методы работы со
справочниками, словарями,
энциклопедиями,
Работа в Интернет :как
вести поиск в Интернете. ТБ
при работе в Интернет
Особенности чтения и
проработки научнопопулярной и методической
литературы..
Методы обработки
результатов наблюдений и
исследований.
Сбор материалов для
исследовательской работы.
Работа с источниками
информации.
Работа над проектами и
исследованиями с помощью
Интернет.
Чему мы научились?.Что мы
уже сделали?
Оформление
исследовательских работ
Оформление разделов
«Введение» и «Содержание».
Научный язык и стиль
изложения.
Написание раздела «Обзор
литературы по теме»
Логическое построение
текстового материала в
работе
Построение и размещение
графического материала

24

5

1

1

1

1

19

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

4

4

6

6

2

2

26

4

2
2

22
2

2

2

2

1

1

2

2

9

8.8
8.98.10
8.118.12
8.13814
8.15
8.16
8.17
8.18
8.198.20
8.218.22
8.23
9
9.1
9.29.3
9.49.5
9.69.7
9.89.10
10
10.1
10.210.3
10.410.5

Отбор и размещение
рисунков, фотографий
Оформлению наглядного
материала.
Обработка и оформление
результатов
экспериментальной
деятельности
Выводы и оформление
“Заключение”.
Что такое
«приложение»?Когда оно
необходимо?
Как правильно оформить
список литературы
Сокращения, обозначения,
сноски.
Объем исследовательской
работы. Нумерация страниц
Эстетическое оформление.
Подготовка презентации по
теме исследовательской
работы или проекта
Как составить тезисы
работы?
Подготовка работ к защите.
Смотр готовых работ.
Отработка навыков
публичного выступления.
Что нужно знать
выступающему перед
аудиторией7
Как отобрать материал для
выступления?
Выступление на
конференции в своем
объединении
Выступление на школьной
научно-практической
конференции.
Выступления на районных
конференциях.
Исследовательская работа
в природе
Методы исследования
водных объектов
Экскурсия в Музей природы

1

1

2

2

2

2

2

2

4

4

Экскурсия на реку Уда

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1
2

8

2

1

1

1

1

6

2

2

2

2

2

2

36

8

2

2

24

10

10.610.7
10.810.9
10.10
10.11

Изучение климата.
Метеонаблюдения.
Экскурсия в Экологобиологический центр
Что такое фенология?
Как проводить
фенологические
наблюдения?
10.12- Описание явлений природы.
10.13
10.14 Изучение поверхности Земли
10.15
Горные породы и минералы
нашей местности
10.16- Методика изучения горных
10.17 пород и их описания
10.18- Экскурсия вдоль реки Сбор
10.19 образцов горных пород.
10.20 Экскурсия в
Этнографический музей
музей.
10.21- Изучение растительности
10.23 своей местности.
10-24- Растительные сообщества и
10.26 их описание
10.27- Что такое гербарий? Правила
10.28 оформления гербария.
10.39- Оформление гербарных
10.30 листов
11
Итоговые занятия.
11.1
Подведение итогов работы за
год.
11.2- Поход выходного дня.
11.5
Итого

2

1

4

1
4

1
1

1
1

2

1

1

1
1

1
1

2

2

2

2

4
3

2

3

1

1

2

1

1

2
6
2

2
2
2

2
144

4
4

48

96

1.3.3.
1.3.4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I. Введение (4 час.)
Введение в предмет. Личностные качества учащегося- исследователя .Диагностика детей,
выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы
деятельности и творчества ребенка, индивидуальный выбор темы для дальнейшего
исследования или проекта.. Интернет; правила работы с ним.
Экскурсия в библиотеку.
Практическая работа: тестирование
2.Что такое исследования?(4 часа)
Что такое исследования? Общие направления исследований.Виды исследований. Знания,
умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске
Практическая работа: сообщения об заинтересовавших учащихся исследованиях и
исследователях.
Контроль: подготовленное сообщение.
3. Как правильно формулировать и задавать вопросы.(4 час.)

11

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как
правильно задавать вопросы.
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Контроль: создание банка идей в виде вопросов.
4. Учимся работать с источниками информации (8 час)
Книга как один из главных источников информации.Умение работать с библиотечным
каталогом, словарями, справочниками,энциклопедиями.Интернет, умение работать в
интернете для поиска информации.Прочие источники информации:карты,схемы.фото,
рисунки,диаграммы и т.д.
Практическая работа: Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками
информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.
Контроль: выступления с сообщениями. Умение пользоваться Интернет
5. Учимся выдвигать гипотезы (4 часа)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она
отличается от гипотезы.
Практические работа на продуцирование гипотез.
Контроль: обсуждение гипотез, выдвинутых учащимися.
6. Основы исследовательской деятельности (20 час.)
Основы научного исследования Выбор темы для индивидуального или группового
исследования или проекта. . Обоснование выбранной темы. Алгоритм выполнения учебноисследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач
исследования
.Составление
рабочего
плана
исследования.
Планирование
исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты,
сбор информации - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по
выбранной теме. Обработка результатов исследования.
Практическая работа: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик
исследования, формулирование целей и задач исследования
Контроль: готовый план исследования по выбранной теме.
7. Формы и методы организации исследовательской деятельности (24час.)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала
для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями,
энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в Интернет;поиск в
Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтениепросмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы
обработки результатов наблюдений и исследований.
Практическая работа: . Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с
источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.
Работа с Интернет.
Контроль: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.
8.Оформление исследовательских работ (24 час.)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”,
“Используемая литература”.Логическое построение текстового материала в работе.
Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.
Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения,
обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и
оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление
“Заключения”.Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или
проекта.
Практическая работа: обработка результатов исследования, оформление исследовательской
работы Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью
программы «Мастер презентаций»

12

Формы контроля: готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На
промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение, Список
литературы, тезисов и презентации результатов исследования.
9. Отработка навыков публичного выступления. (8 час.)
Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для
выступления? Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего
объединения,на школьных и районных научно-практических конференциях
Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов
использования презентаций, наглядного материала.
Формы контроля: выступление перед аудиторией
10.Исследовательская работа в природе (38 час)
Гидрология как наука, изучающая водные объекты. Методы гидрологических
исследований.Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.
Изучение
климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Организация
метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Особенности
рельефа своей местности. Горные породы окружающей территории, их важнейшие
свойства и хозяйственное использование. Методика изучения горных пород и их описания.
Экскурсии на местный пруд и реку; на метеостанцию своего района, в краеведческий музей
Практическая работа: проведение морфометрических исследований на примере
железнодорожного пруда, знакомство с приборами для изучения климата и определения
погодных данных, определение мест несанкционированных свалок в микрорайоне школы.,
работа на геологическом обнажении, выпуск листовок.
Формы контроля: картосхема свалок вдоль реки, листовки по охране рек, лесов,
первоцветов.
11.Итоговые занятия. (6 час)
Подведение итогов работы за год. Поход выходного дня.

IV.

II.
III.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 2 года обучения

№

Месяц

1

Число

Время
проведения

Форма
зан
ятия

Колво
часов

Тема занятия

Место
проведения

сентябрь 2

12.0014.00

2

4

12.0014.00

3

9

12.0014.00

4

11

12.0014.00

5

16

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

Содержание и задачи
работы кружка
Правила ТБ.
Личностные качества
учащегосяисследователя
Исследовательские
способности и их
развитие.
Что такое
исследование?
Общие направления
исследований
Виды исследований.
Знания, умения,
навыки необходимые

СОШ №52

2

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2
2
2

СОШ №52

Форма
контроля

тестировани
е

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

13

6

18

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

7

23

12.0014.00

2

8

25

12.0014.00

9

30

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

10 Октябрь

2

12.0014.00

2

11

7

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

12

9

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

13

14

12.0014.00

Игра

2

14

16

12.0014.00

2

15

21

12.0014.00

16

23

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

17

28

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

2
2

2

2
2

в исследовательском
поиске
Как правильно
СОШ №52
задавать вопросы Как
правильно
формулировать
вопрос
Создание «банка
СОШ №52
идей»
Экскурсия в
библиотеку.Работа с
каталогами.
Экскурсия в
библиотеку:как
правильно подобрать
литературу.
Знакомство с
информационными
справочниками.
Интернет как
источник
информации. Другие
источники
информации
Что такое
гипотеза?Постановка
вопроса. Как строить
гипотезы?
Выдвигаем гипотезу
«Что бы произошло,
если бы…»Игра
«Придумай как
можно больше
гипотез»
Основы научного
исследования

СОШ №52
библиотека

Какими могут быть
исследования.Как
выбрать тему.
Выбор темы для
индивидуального или
группового
исследования или
проекта.
Обоснование и
актуальность
выбранной темы
Цели и задачи
исследования.Что
такое

СОШ №52

Создание
банка идей

СОШ №52,
городская
библиотека
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

Выдвижение
гипотез

СОШ №52

СОШ №52

Выбор темы
работы

СОШ №52

14

18

30

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2

19 ноябрь

6

12.0014.00

20

11

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

21

13

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

22

18

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

23

20

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

24

25

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

25

27

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

26 декабрь

2

12.0014.00

Прак
тика

2

2

исследовательский
поиск
Методы
исследования.
Приборы,
используемые в
исследованиях. Что
такое научный
эксперимент?
Планирование и
проведение
эксперимента
Организация
исследовательской
работы.
Алгоритм
выполнения учебноисследовательской
работы. Составление
рабочего плана
исследования.
Как проводить сбор
информации для
исследовательской
работы
Как проводить отбор
и анализ
методической и
научно- популярной
литературы по
выбранной теме. Как
проводить обработку
результатов
исследования.
Формы и методы
организации
исследовательской
деятельности
Способы фиксации
материала
Методика работы с
таблицами, Методика
работы с графиками,
диаграммами,
Методика работы с
картосхемами и
картами Методы
работы со
справочниками,
словарями,
энциклопедиями,

СОШ №52

Доклад

СОШ №52

СОШ №52

Организация
исследовате
льской
деятельност
и

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

15

27

4

12.0014.00

Прак
тика

2

Работа в Интернет:
как вести поиск в
Интернете. ТБ при
работе в Интернет
Особенности чтения
и проработки научнопопулярной и
методической
литературы..
Методы обработки
результатов
наблюдений и
исследований.
Сбор материалов для
исследовательской
работы.
Работа с
источниками
информации.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Чему мы
научились?.Что мы
уже сделали?
Оформление
разделов «Введение»
и «Содержание».

СОШ №52

28

9

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

29

11

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

30

16

12.0014.00

практ
ика

2

31

18

12.0014.00

Прак
тика

2

32

23

12.0014.00

Прак
тика

2

33

25

12.0014.00

практ
ика

2

34

30

12.0014.00

2

35 январь

13

12.0014.00

36

15

12.0014.00

практ
ическ
ое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

37

20

12.0014.00

38

22

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2

Научный язык и
стиль изложения.

СОШ №52

2

Написание раздела
«Обзор литературы
по теме» Логическое
построение
текстового материала
в работе
Построение и
размещение
графического
материала

СОШ №52

39

27

12.0014.00

Прак
тика

2

2
2

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

Оформление
разделов
«Введение»
и
«Содержани
е».

Построение
и
размещение
графическог
о материала

16

40

29

12.0014.00

Прак
тика

2

Отбор и размещение
рисунков,
фотографий
Оформлению
наглядного
материала.

СОШ №52

41 февраль

3

12.0014.00

практ
ика

2

Обработка и
оформление
результатов
экспериментальной
деятельности

СОШ №52

42

5

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

Выводы и
оформление
“Заключение”.

СОШ №52

43

10

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

СОШ №52

44

12

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

45

19

12.0014.00

практ
ика

2

46

24

12.0014.00

2

47

26

12.0014.00

3

12.0014.00

49

5

12.0014.00

Прак
тика

2

50

10

12.0014.00

Прак
тика

2

Подготовка работ к
защите. Смотр
готовых работ.
Что нужно знать
выступающему перед
аудиторией7Как
отобрать материал
для выступления?
Выступление на
конференции в своем
объединении
Выступление на
школьной научно-

СОШ №52

48 март

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

Что такое
«приложение»?Когда
оно необходимо? Как
правильно оформить
список литературы
Сокращения,
обозначения,
сноски.Объем
исследовательской
работы. Нумерация
страниц
Эстетическое
оформление.
Подготовка
презентации по теме
исследовательской
работы или проекта
Как составить тезисы
работы?

2
2

Отбор и
размещение
рисунков,
фотографий
Оформлени
ю
наглядного
материала.
Обработка и
оформление
результатов
эксперимент
альной
деятельност
и
Выводы и
оформление
“Заключение
”.

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

Защита
работ

СОШ №52

Защита
работ
17

51

12

12.0014.00

Прак
тика

2

52

17

12.0014.00

2

53

19

54

24

55

26

56

31

12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00

57 апрель

2

58

7

59

9

теоре
тичес
кое
Экску
рсия
Экску
рсия
Экску
рсия
теоре
тичес
кое
Экску
рсия
экску
рсия
теоре
тичес
кое

60

14
16

Бесед
а
теоре
тичес
кое

2

61

12.0014.00
12.0014.00

62

21

12.0014.00

2

63

23

12.0014.00

теоре
тичес
кое
экску
рсия

64

28

12.0014.00

Экску 2
рсия

65

30

12.0014.00

Экску 2
рсия

66 май

5

12.0014.00

Прак
тика

2

67

7

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00

2
2
2
2
2
2
2

2

2

практической
конференции.
Выступления на
районных
конференциях.
Методы
исследования водных
объектов
Экскурсия в Музей
природы
Экскурсия в Музей
природы
Экскурсия на реку
Уда
Изучение климата.
Метеонаблюдения.

СОШ №52

Защита
работ

СОШ №52
Музей
природы
Музей
природы
Побережье р.
Уда
СОШ №52

Экскурсия в Экологобиологический центр
Экскурсия в Экологобиологический центр
Что такое фенология?
Как проводить
фенологические
наблюдения?
Описание явлений
природы.
Изучение
поверхности Земли
Горные породы и
минералы нашей
местности
Методика изучения
горных пород и их
описания
Экскурсия вдоль
реки Сбор образцов
горных пород.
Экскурсия в
Этнографический
музей музей.
Экскурсия в
Этнографический
музей музей.
Изучение
растительности своей
местности.

ЭБЦ

Растительные
сообщества и их
описание

СОШ №52

ЭБЦ
СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52
Р. Уда
Этнографичес
кий музей
Этнографичес
кий музей
СОШ №52

Изучение
растительно
сти своей
местности.

18

68

12

12.0014.00

Прак
тика

2

69

14

12.0014.00

Прак
тика

2

70

19

12.0014.00

2

71

21

72

26

12.0014.00
12.0014.00

73

28

12.0014.00

теоре
тичес
кое
Прак
тика
теоре
тичес
кое
экску
рсия

Число

Время
проведения

Форма
зан
ятия

Колво
часов

Тема занятия

Место
проведения

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2

СОШ №52

теоре
тичес
кое

2

Содержание и задачи
работы кружка
Правила ТБ.
Личностные качества
учащегосяисследователя
Исследовательские
способности и их
развитие.
Что такое
исследование?
Общие направления
исследований
Виды исследований.
Знания, умения,
навыки необходимые

2
2
2

Что такое гербарий?
Правила оформления
гербария.
Что такое гербарий?
Правила оформления
гербария
Оформление
гербарных листов

СОШ №52

Оформление
гербарных листов
Подведение итогов
работы за год.

СОШ №52

Поход выходного
дня.

Выход на
природу

СОШ №52

Оформление
гербарных
листов

СОШ №52

СОШ №52

2 группа 2 года обучения
№

Месяц

1

сентябрь 3

12.0014.00

2

5

12.0014.00

3

10

12.0014.00

4

12

12.0014.00

5

17

12.0014.00

2
2
2

СОШ №52

Форма
контроля

тестировани
е

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

19

6

19

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

7

24

12.0014.00

2

8

26

12.0014.00

1

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

10

3

12.0014.00

2

11

8

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

12

10

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

13

15

12.0014.00

Игра

2

14

17

12.0014.00

2

15

22

12.0014.00

16

24

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

17

29

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

9

октябрь

2
2

2

2
2

в исследовательском
поиске
Как правильно
СОШ №52
задавать вопросы Как
правильно
формулировать
вопрос
Создание «банка
СОШ №52
идей»
Экскурсия в
библиотеку.Работа с
каталогами.
Экскурсия в
библиотеку:как
правильно подобрать
литературу.
Знакомство с
информационными
справочниками.
Интернет как
источник
информации. Другие
источники
информации
Что такое
гипотеза?Постановка
вопроса. Как строить
гипотезы?
Выдвигаем гипотезу
«Что бы произошло,
если бы…»Игра
«Придумай как
можно больше
гипотез»
Основы научного
исследования

СОШ №52
библиотека

Какими могут быть
исследования.Как
выбрать тему.
Выбор темы для
индивидуального или
группового
исследования или
проекта.
Обоснование и
актуальность
выбранной темы
Цели и задачи
исследования.Что
такое

СОШ №52

Создание
банка идей

СОШ №52,
городская
библиотека
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

Выдвижение
гипотез

СОШ №52

СОШ №52

Выбор темы
работы

СОШ №52

20

18

31

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2

19 ноябрь

5

12.0014.00

20

7

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

21

12

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

22

14

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

23

19

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

24

21

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

25

26

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

26

28

12.0014.00

Прак
тика

2

2

исследовательский
поиск
Методы
исследования.
Приборы,
используемые в
исследованиях. Что
такое научный
эксперимент?
Планирование и
проведение
эксперимента
Организация
исследовательской
работы.
Алгоритм
выполнения учебноисследовательской
работы. Составление
рабочего плана
исследования.
Как проводить сбор
информации для
исследовательской
работы
Как проводить отбор
и анализ
методической и
научно- популярной
литературы по
выбранной теме. Как
проводить обработку
результатов
исследования.
Формы и методы
организации
исследовательской
деятельности
Способы фиксации
материала
Методика работы с
таблицами, Методика
работы с графиками,
диаграммами,
Методика работы с
картосхемами и
картами Методы
работы со
справочниками,
словарями,
энциклопедиями,

СОШ №52

Доклад

СОШ №52

СОШ №52

Организация
исследовате
льской
деятельност
и

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

21

27 декабрь

3

12.0014.00

Прак
тика

2

Работа в Интернет:
как вести поиск в
Интернете. ТБ при
работе в Интернет
Особенности чтения
и проработки научнопопулярной и
методической
литературы..
Методы обработки
результатов
наблюдений и
исследований.
Сбор материалов для
исследовательской
работы.
Работа с
источниками
информации.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Работа над проектами
и исследованиями с
помощью Интернет.
Чему мы
научились?.Что мы
уже сделали?
Оформление
разделов «Введение»
и «Содержание».

СОШ №52

28

5

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

29

10

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

30

12

12.0014.00

практ
ика

2

31

17

12.0014.00

Прак
тика

2

32

19

12.0014.00

Прак
тика

2

33

24

12.0014.00

практ
ика

2

34

26

12.0014.00

2

35 январь

9

12.0014.00

36

14

12.0014.00

практ
ическ
ое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

37

16

12.0014.00

38

21

12.0014.00

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

2

Научный язык и
стиль изложения.

СОШ №52

2

Написание раздела
«Обзор литературы
по теме» Логическое
построение
текстового материала
в работе
Построение и
размещение
графического
материала

СОШ №52

39

23

12.0014.00

Прак
тика

2

2
2

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52

Оформление
разделов
«Введение»
и
«Содержани
е».

Построение
и
размещение
графическог
о материала

22

40

28

12.0014.00

Прак
тика

2

Отбор и размещение
рисунков,
фотографий
Оформлению
наглядного
материала.

СОШ №52

41

30

12.0014.00

практ
ика

2

Обработка и
оформление
результатов
экспериментальной
деятельности

СОШ №52

42 февраль

4

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

Выводы и
оформление
“Заключение”.

СОШ №52

43

6

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

СОШ №52

44

11

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

45

13

12.0014.00

практ
ика

2

46

18

12.0014.00

2

47

20

12.0014.00

25

12.0014.00

49

27

12.0014.00

Прак
тика

2

50 март

4

12.0014.00

Прак
тика

2

Подготовка работ к
защите. Смотр
готовых работ.
Что нужно знать
выступающему перед
аудиторией7Как
отобрать материал
для выступления?
Выступление на
конференции в своем
объединении
Выступление на
школьной научно-

СОШ №52

48

теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое
теоре
тичес
кое

Что такое
«приложение»?Когда
оно необходимо? Как
правильно оформить
список литературы
Сокращения,
обозначения,
сноски.Объем
исследовательской
работы. Нумерация
страниц
Эстетическое
оформление.
Подготовка
презентации по теме
исследовательской
работы или проекта
Как составить тезисы
работы?

2
2

Отбор и
размещение
рисунков,
фотографий
Оформлени
ю
наглядного
материала.
Обработка и
оформление
результатов
эксперимент
альной
деятельност
и
Выводы и
оформление
“Заключение
”.

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

СОШ №52

Защита
работ

СОШ №52

Защита
работ
23

51

6

12.0014.00

Прак
тика

2

52

11

12.0014.00

2

53

13

54

18

55

20

56

25

12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00

57

27

58 апрель

1

59

3

теоре
тичес
кое
Экску
рсия
Экску
рсия
Экску
рсия
теоре
тичес
кое
Экску
рсия
экску
рсия
теоре
тичес
кое

60

8
10

Бесед
а
теоре
тичес
кое

2

61

12.0014.00
12.0014.00

62

15

12.0014.00

2

63

17

12.0014.00

теоре
тичес
кое
экску
рсия

64

22

12.0014.00

Экску 2
рсия

65

24

12.0014.00

Экску 2
рсия

66

29

12.0014.00

Прак
тика

2

67 май

6

12.0014.00

теоре
тичес
кое

2

12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00

2
2
2
2
2
2
2

2

2

практической
конференции.
Выступления на
районных
конференциях.
Методы
исследования водных
объектов
Экскурсия в Музей
природы
Экскурсия в Музей
природы
Экскурсия на реку
Уда
Изучение климата.
Метеонаблюдения.

СОШ №52

Защита
работ

СОШ №52
Музей
природы
Музей
природы
Побережье р.
Уда
СОШ №52

Экскурсия в Экологобиологический центр
Экскурсия в Экологобиологический центр
Что такое фенология?
Как проводить
фенологические
наблюдения?
Описание явлений
природы.
Изучение
поверхности Земли
Горные породы и
минералы нашей
местности
Методика изучения
горных пород и их
описания
Экскурсия вдоль
реки Сбор образцов
горных пород.
Экскурсия в
Этнографический
музей музей.
Экскурсия в
Этнографический
музей музей.
Изучение
растительности своей
местности.

ЭБЦ

Растительные
сообщества и их
описание

СОШ №52

ЭБЦ
СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

СОШ №52
Р. Уда
Этнографичес
кий музей
Этнографичес
кий музей
СОШ №52

Изучение
растительно
сти своей
местности.

24

68

8

12.0014.00

Прак
тика

2

69

13

12.0014.00

Прак
тика

2

70

15

12.0014.00

2

71

20

72

22

73

27

12.0014.00
12.0014.00
12.0014.00

74

29

теоре
тичес
кое
Прак
тика
Прак
тика
теоре
тичес
кое
экску
рсия

12.0014.00

2
2
2
2

Что такое гербарий?
Правила оформления
гербария.
Что такое гербарий?
Правила оформления
гербария.
Оформление
гербарных листов

СОШ №52

Оформление
гербарных листов
Оформление
гербарных листов
Подведение итогов
работы за год.

СОШ №52

Поход выходного
дня.

Выход на
природу

СОШ №52

Оформление
гербарных
листов

СОШ №52

СОШ №52
СОШ №52

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Получено
по
Программе
«Новые места»:

Характеристика
Площадь кабинета – 48,7 кв.м. Интерактивная доска,
парты, стулья.
нет

Информационное обеспечение
Ссылки:

-аудио
- видео
- фото

Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение
программы
Сетевая форма реализации нет
программы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: работа на основе проекта.
Критерии освоения программы: выполненная проектная работа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Стартовая, промежуточная, итоговая
Уровень способностей детей

25

Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации

Сроки итоговой
наличии)

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения
(при (по УТП) в конце _1__года обучения (май)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2018 г.
2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 2018 г.
3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 2019 г.
4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2019 г.
5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2017. – 240с
6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2019
7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся /
Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2018. – 106с.
8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2019
9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 2019
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение, 2019

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».