Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (углубленная)
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:
естественнонаучная
13 15 лет
1 год (36 часов)
(количество лет и часов обучения)
стартовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Автор -составитель:
Сафина Ирина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
I.
3
5
7
14
14
25
26
26
26
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан –
Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью современного
информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками
научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью
самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и
инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем
успешнее будут ее результаты.
Развитие личности ребёнка, формирование у него
информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно
на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы: (кратко охарактеризовать учащихся, на которых рассчитана
данная программа, их возрастные особенности, иные психолого-педагогические
характеристики с учётом вида творчества!)
Средние школьники: 10 – 13 лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2025 г.
2.1. Объем программы – 36 часа.
2.2. Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий: 2 группы учащихся, занятия 1 раза в неделю по 1 часу (в том числе
практические занятия, экскурсии, подготовка к конкурсам, конференциям).
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём
совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):
1. обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления
исследовательской работы;
2. o расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
3. o формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области
информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка
информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке
информации из СМИ);
4. o формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать
информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
5. o обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной
задачей и реальной жизненной ситуацией;
6. o обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём,
форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного
взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные (личностные) –
1. воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования
как залога дальнейшего жизненного успеха;
2. формирование ноосферного мышления;
3. привить навыки рефлексии;
4. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в командной
работе над проектом, с педагогом, со взрослыми).
5. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости,
аккуратности …
6. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию (по
активности ребёнка, выступления, достижения..)
Развивающие (метапредметные) –
1. развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
2. развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
3. совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
4. развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения,
работать в группе, с аудиторией);
5. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память,
воображение, мышление, воспроизведение;
6. развить
навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии;
- главные
источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние
хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению
загрязнения окружающей среды.
-экологическое состояние природной
среды в России, Удмуртии; Игринском районе; растения и животных своего края, находящихся
под охраной;
-влияние окружающей среды на здоровье человека; роль
здорового
образа
жизни
в
жизни
человека.
- виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
- правила
работы с источниками получения информации;
Должны уметь:
•
Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности
−
Выполнение простейших исследований .
-оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически
выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.,
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать
презентации)
•
Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы;
−
Планирование практических дел по охране природы;
−
Пропаганда здорового образа жизни.
•
Поведенческие умения:
− формирование умений правильного поведения в природе.
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
•
Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
Способы и формы проверки результатов
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками
заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих
воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении.
Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по результатам их
выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научнопрактических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и
заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим
вопросам не предполагается.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
1.3.2.
1 год обучения
36
0
Педагогические наблюдения, зачет
36
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№
Наименование темы
1
Готовность к
исследовательской работе
Введение
Влияние абиотических
факторов на животных
Среды жизни и
приспособления к ним
животных
Особенности животных
различных ландщафтноклиматичесикх зон
Экология популяций,
биоценозов, экосистем
Животные и человек.
Влияние антропогенных
факторов на животных
Взаимодействие человека и
животных с другими
организмами
Итого
2
3
4
5
6
7
8
Всего
часов
1
Теоретические Практические Форма
занятия
занятия
контроля
1
1
7
1
4
3
6
4
2
6
3
3
4
2
2
5
3
2
6
4
2
36
12
14
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение (1 час)
Раздел 1. Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)
Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие
толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным
условиям.
Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и
инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет
как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.
Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая и
физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления
животных к экстремальным температурам.
Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному
балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к
влажности на примере животных Нижнего Поволжья. Приспособления к недостатку воды.
Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация,
давление, концентрация солей и пр.
Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические
ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным
сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.
Практическая работа. «Изучение влияния факторов среды (света) на животных »
«Характеристика экологических групп организмов по отношению
к влажности»
«Изучение типов биологических ритмов»
Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)
Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов
среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у
животных.
Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН,
соленость, температура и пр.). Гидробионты, их приспособления к водной среде. Водносолевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной
среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.
Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства.
Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы
передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.
Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их
классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели
почвы. Микро-, мезо- и ме-гафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания.
Влияние животных на состав и структуру почв.
Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартиранство, паразитизм.
Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.
Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.
Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно- климатических
зон. (6 часов)
Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.
Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры.
Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.
Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные
изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных
животных.
Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие
фауны тропических лесов.
Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон.
Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны
степей и пустынь.
Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Саратовской области.
Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (5 часов)
Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.
Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов.
Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва,
паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.
Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные животные.
Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в
экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.
Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция
внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с
вредителями сельского хозяйства.
Симбиоз.
Симбиотические
взаимоотношения
животных
с
растениями,
микроорганизмами и другими животными.
Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (4 часов)
Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций.
Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности
популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций
животных.
Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его
роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее
сохранению.
Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в
экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в
круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,
Фауна типичных экосистем Нижнего Поволжья. Фауна искусственных экосистем.
Практическая работа. Динамика численности животных
Раздел 6 Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных. (6)
Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Нижнем
Поволжье: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации;
нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации Волгоградского
и Саратовского водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате
промышленных загрязнений.
Экологические особенности домашних животных.
Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира.
Охраняемые территории и животные Саратовской области. Акклиматизация и
реклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации
охотничьих хозяйств, заповедников.
Экскурсии. Водоем как экологическая система. Приспособления животных к среде
обитания Взаимодействие животных в биоценозе. Сезонные наблюдения за
жизнедеятельностью птиц и млекопитающи
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Получено
по
Программе
«Новые места»:
Характеристика
Площадь кабинета – 48,7 кв.м. Интерактивная доска,
парты, стулья.
нет
Информационное обеспечение
Ссылки:
-аудио
- видео
- фото
Кадровое обеспечение
Методическое
обеспечение
программы
Сетевая форма реализации нет
программы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: работа на основе проекта.
Критерии освоения программы: выполненная проектная работа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Стартовая, промежуточная, итоговая
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)
аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения
(при (по УТП) в конце _1__года обучения (май)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2018 г.
2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 2018 г.
3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 2019 г.
4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2019 г.
5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2017. – 240с
6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2019
7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся /
Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2018. – 106с.
8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2019
9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 2019
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение, 2019
11