ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«МОЯ БУРЯТИЯ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:
естественнонаучная
6 10 лет
1 год (36 часов)
(количество лет и часов обучения)
стартовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Автор -составитель:
Рыгзынова Раджана Валерьевна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
3
5
6
10
10
14
14
14
15
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Бурятия» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на
27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ 245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512-р.
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия
развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы.
Знания о природе родного края, о животном и растительном мире, разнообразии ландшафтов, основы осознанного потребления – это составляющие экологической культуры современного человека и человека будущего поколения. Через знание о родном регионе, стремлении сохранить его и воспитывается патриотическое отношение к Малой Родине.
В Республике Бурятия, как в регионе, в котором находится уникальное чудо природы,
достояние всей планеты - озеро Байкал, особенно важно бережное отношение к природе и экологическое воспитание подрастающего поколения.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Моя Бурятия»
позволять дать обучающимся основы знаний об озере Байкал, об уникальности и разнообразии животного и растительного, о важности сохранения дикой природы, позволит ознакомиться с основными принципами экологических привычек и бережного отношения к природе.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы.
Программа имеет стартовый уровень сложность и адресована обучающимся малдшего
школьного возраста 6-10 лет, проявляющим интерес к познанию природы, природных процессов, животному и растительному миру. Программа даст основы научного подхода наблюдения
фенологии и изучения природы. Именно в этом возрасте у детей ярко выражен поисково-познавательный процесс, закладывается процесс развития личности.
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие
6-10 лет, без предварительного отбора и готовые заниматься добровольческой деятельностью.
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.
Объем программы –36 часов / 4 часов в месяц / 1 час в неделю
Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные с
индивидуальной и групповой работой.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю – 1 час (1 раз в неделю по 1 занятию)
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: формирование у обучающихся основ экологического мировоззрения через познавательную, поисковую, природоохранную и эколого-просветительскую деятельность.
Обучающие (предметные):
1. познакомить обучающихся с основной информацией о природе озера Байкал и Бурятии;
2. актуализировать знания обучающихся о экологических проблемах и возможностях их
решения в формировании экологичных привычек;
3. дать основы организации экологических мероприятий и акций;
4. сформировать знания и навыки природоохранной деятельности.
Развивающие (метапредметные) –
1. способствовать развитию коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся;
2. способствовать формированию у обучающихся основы культуры работы с людьми и
информацией;
3. способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти и аналитических способностей обучающихся.
Воспитательные (личностные)
1. способствовать формированию экологической культуры у обучающихся;
2. способствовать формированию культуры коллективной деятельности через организацию и проведение эколого-просветительских акций и мероприятий;
3. способствовать формированию у обучающихся системы внутренних убеждений и
принципов работы экологического добровольца.
Ожидаемые результаты
По завершению программы обучающиеся будут:
знать:
• основные понятия о природе озера Байкал и Бурятии, разнообразии животного и растительного мира;
• основные экологические проблемы Республики Бурятия и возможные пути их решения;
• теории исследовательской деятельности и принципы эковолонтерства;
• существующую структуру заповедной системы Бурятии;
уметь:
• организовывать различные экологические мероприятия и акции;
• выступать на публике; дискутировать и отстаивать свою точку зрения;
• популяризировать экологическую культуру среди сверстников инаселения.
владеть:
• приемами работы с информацией;
• навыками наблюдения за природными процессами;
• навыками работы индивидуально, в микрогруппе, в группе;
• навыками экологически грамотного подхода к повседневной жизнедеятельности.
Способы и формы проверки результатов
Результаты реализации программы отслеживаются при помощи диагностики предметной и метапредметной компетентностей, личностного развития обучающихся, проводимой в
начале, середине и конце учебного года.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
3
Форма контроля
1 год обучения
12
24
Педагогические наблюдения, опросы,
практикумы, творческие задания, тестирование, личная защита
ВСЕГО ЧАСОВ:
36 ч.
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№
Наименование тем
Всего
часов
Т
П
Форма контроля
1
1
-
Наблюдение, опрос
5
2
3
Наблюдение, опрос
6
2
4
Творческое задание
5
2
3
Тематические игры
6
2
4
Викторина
6
2
4
Участие в экоакцииях
6
2
4
Наблюдение,
практикум
1
-
1
Тестирование,
личная защита
Раздел 1. Введение
1
Вводное занятие
Раздел 2. Тематические блоки
2
3
4
5
6
7
8
Моя Бурятия:
общие понятия, география, разнообразие ландшафтов.
Озеро Байкал:
общие характеристики, обитатели
озера, эндемичные виды, Байкальская природная территория.
Редкие виды Бурятии:
Красная книга Бурятии.
Заповедные территории Бурятии:
цели и задачи, категории ООПТ.
Экологичный образ жизни:
бережное отношение к природе,
экопривычки.
Наблюдения в природе:
наблюдения за природными процессами, специализированное оборудование.
Раздел 3. Аттестация
Итоговая аттестация.
ИТОГО:
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Введение
Вводное занятие.
Основные понятия образовательной программы. Техника безопасности.
Теория (1 ч.). Важность изучения природы родного края, понятия «природа» и «Бурятия». Знакомство с содержанием курса. Правила поведения вовремя занятий, при проведении
акций и мероприятий. Игры на знакомство исплочение.
Формы контроля. Наблюдение. Опрос на определение освоения правил поведения и
техники безопасности.
Раздел 2. Тематические блоки
Моя Бурятия
Теория (2 ч.). Общие понятия региона, география Республики Бурятия, разнообразие
ландшафтов.
Практика (3 ч.). Познавательные игры о природе Бурятии. Видео загадки о разнообразии природных ландшафтов, растительный и животный мир. Интерактивный спектакль о
разнообразии природы Бурятии.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Озеро Байкал
Теория (2 ч.). Общие характеристики, обитатели озера, эндемичные виды, Байкальская
природная территория.
Практика (4 ч.). Мастер-класс по рисованию рельефа озера Байкал. Познавательная
игра о Байкальской природной территории. КВИЗ об эндемиках Байкала. Видео лекторий об
обитателях Байкала
Формы контроля: творческое задание.
Редкие виды Бурятии
Теория (2 ч.). Красная книга Бурятии, цель и задачи. Редкие виды Бурятии.
Практика (3 ч.). Знакомство с Красной книгой Бурятии. Дискуссия. Познавательная
игра о редких играх.
Формы контроля: тематические игры.
Заповедные территории Бурятии:
Теория (2 ч.). Заповедные территории Бурятии: заповедники, национальные парки, заказники, природный парк, памятники природы. Цели и задачи ООПТ.
Практика (3 ч.). Виртуальное путешествие на заповедные территории. Познавательные
игры. Сказка, раскрашивание раскраски.
Формы контроля: наблюдение, практикум.
Экологичный образ жизни:
Теория (2 ч.). Бережное отношение к природе, экопривычки.
Практика (3 ч.). Сбор вторичного сырья. Мастер-класс по шитью фруктовок экомешочков. Рисование агитационных плакатов. Организация и проведение экоакций.
Формы контроля: участие в экоакцииях.
Наблюдения в природе:
Теория (2 ч.). Исследование природных процессов. Специализированное оборудование
изучения природы.
Практика (3 ч.). Участие в акциях по наблюдению за фенологическими изменениями,
учетами птиц. Проведение наблюдений.
Формы контроля:
Раздел 3. Аттестация
Итоговая аттестация.
Практика (1 ч.), форма контроля: тестирование, личная защита.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения
№
месяц
число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
1.
Беседа
2
2.
Беседа, игра
2
3.
Лекция
2
4.
Экскурсия в прошлое, беседа
Беседа, исследование
Творческая мастерская
2
Лекция
2
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
2
2
2
Беседа
Практическое занятие
Беседа
2
2
2
2
2
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Вводное занятие. Основные понятия образовательной программы. Техника безопасности.
Наблюдение
Теоретические основы
добровольчества. История экологического добровольчества. Основные
экологические проблемы
современности.
Портрет добровольцаэколога. Роль добровольцев в решении экологических проблем. Права и
обязанности экологических добровольцев.
Направления деятельности экодобровольца.
Как стать добровольцем
в сфере экологии?
Наблюдение
Деятельность экологических добровольческих
Тестирование
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение, опрос
Наблюдение
Наблюдение опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение опрос
Наблюдение
Практикум
14.
15.
2
2
организаций в России и
Республике Бурятия.
Наблюдение
Наблюдение
16.
Встречи с интересными
людьми
Беседа
2
17.
Дискуссия
2
Разгадывание тематического
кроссворда
Выполнение творческого задания
18.
19.
20.
21.
Беседа
2
2
2
2
Профессии экологической направленности
Профессии будущего: от
сити-фермера до экоархитектора
Природоохранная деятельность: очистка загрязненных территорий,
озеленение территорий,
сбор и сортировка отходов.
Просветительская деятельность. Добровольческая помощь особо охраняемым территориям.
Содействие в сохранении
природного биоразнообразия.
Экологические акции и
мероприятия «от задумки
до воплощения»
Практическое занятие
22.
23.
24.
25.
26.
2
Беседа
Практическое занятие
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
2
2
2
2
2
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Обсуждение
Тренинг
Беседа
Занятие-игра
Практическое занятие
Обсуждение
Беседа
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение творческого задания
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение творческого задания
Выполнение творческого задания
Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Мозговой штурм
Семинар
Беседа
Тренинг
Беседа
Практическое занятие
Круглый стол
Занятие-игра
Обсуждение
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Беседа
Презентация
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Занятие-игра
Беседа
Практическое занятие
Беседа
Мастер-класс
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Практическое занятие
Беседа
Практическое занятие
Тренинг
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие
Тестирование,
личная защита
Личная защита
2
Выполнение практического
задания
Наблюдение, вопрос-ответ
Выполнение практического
задания
2
2
2
2
2
2
2
2
Итоговая аттестация
Выполнение практического
задания
Выполнение практического
задания
Тестирование, личная защита
Личная защита
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обес- Площадь кабинета
печение
Помещение оборудовано столом для педагога, столами
и стульями для обучающихся, шторами затемнения, техническими средствами обучения (интерактивная доска,
компьютер, принтер.
Учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических
нормам.
Получено по Программе «Но- Нет
вые места»:
Информационное обеспечение
Ссылки:
-аудио
- видео
- фото
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование
Методическое обеспечение про- Дидактические материалы для детей младшего школьграммы
ного возраста, разработки занятий в рамках дополнительной образовательной программы, презентации к занятиям.
Сетевая форма реализации про- Нет
граммы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются.
Для отслеживания результатов обучения по ДООП «Моя Бурятия» наряду с выполнением практических заданий используются показатели активности участия в организации
своих акций и мероприятий, так и участия в других.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, упражнения,
викторины, игры и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем
уровням: высокий, средний и низкий.
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми образовательными услугами
Разработанная форма Методической
службы ГДДЮТ
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
Входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Май
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература:
1. Адашова T.A. Волонтерство как способ популяризацииэкологической культуры и
туризма: проблемы и перспективы развития /Адашова T.A., Косарева Н.В. // Биоразнообразие и антропогеннаятрансформация природных экосистем: материалы Всерос. науч.практ.конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов,2017. – С.
7-12.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л.Анн. – СПб.,2009. – 95 с.
3. Арсеньева, Т.Н. Практико-ориентированные методыпсихологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие /Т.Н.Арсеньева, Н.В. Виноградова, И.М. Пелевина, А.А. Соколов. – СПб.,Тверь, 2009. – 117 с.
4. Бабина, Т.В. Методы оценки социальной и экономическойэффективности добровольческой деятельности // Проблемы эффективногоиспользования научного потенциала
общества: сб. ст. по итогам Междунар.науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 43-45.
5. Верещак, Ю.В. Мир экологического волонтерства. – М.: ГБУ городаМосквы «Мосволонтёр», 2018. – 90 с.
6. Горлова, Н.И. Исторический обзор деятельности волонтерских иобщественных
объединений в области природоохранной деятельности / Н.И.Горлова, Е.В. Красавина //
EUROPEANRESEARCH: сб. ст. XIII Междунар.науч.-практ. конф. – Пенза, 2017. – Ч. 1. –
С. 185-190.
7. Джолжанова, А.К. Волонтерство: проблемы правовогорегулирования в России /
А.К. Джолжанова, К.И. Шафоростова // Новаянаука как результат инновационного развития общества: сб. ст. междунар.науч.- практ. конф. – Уфа, 2017. – Ч. 14. – С. 314-317.
8. Егорова, Е.А. Интернет-волонтерство как форма развитиякомпетенций для новых
видов деятельности педагогов // Современноеобразование: традиции и инновации. – 2017.
– № 1. – С. 99-102.
9. Красавина, Е.В. Мотивационные аспекты участия молодежи вволонтерской деятельности / Е.В. Красавина, Н.И. Горлова // Инновационноеразвитие: потенциал науки и
современного образования: сб. ст. Междунар.науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С.
224-227.
10. Кузьминчук, А. А. Неформальный волонтер: наброски к портретугероя / А. А.
Кузьминчук, Д. Ф. Телепаева // Культура, личность, общество всовременном мире: методология, опыт эмпирического исследования:материалы XX Междунар. конф. памяти профессора
Л.
Н.
Когана.
–Екатеринбург,
2017.
–
С.
443-449.
–
URL:http://elar.urfu.ru/handle/10995/46803.
11. Липканская, К.Л. Волонтерство как фактор становления детсковзрослого сообщества в школе / К.Л. Липканская, М.В. Александрова //Вестник Новгородского государственного университета им. ЯрославаМудрого. – 2017. – № 4 (102). – С. 72-74.
12. Львова, С.В. Организация волонтерского движения вобразовательной организации: учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / С. В. Львова, Л.Ю. Овчаренко, Ю. В. Челышева. –
Москва: Перо, 2018. – Ч. 1. – 101 с.
13. Малеина, М.Н. Правовая природа, структура связей и содержаниедоговора о волонтерской деятельности // Журнал российского права. – 2017.– № 8. – С. 42-52.
14. Методические рекомендации по развитию добровольческой(волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации[Электронный ресурс] //
Департамент по делам молодежи Самарской области: сайт. – Самара, 2009-2010. –
URL:http://ddm.samregion.ru/about/volunteer/682/.
15. Методические рекомендации для организатора волонтёрскойдеятельности по
внедрению практик экологического волонтерства / А.В.Ивоева, А.А. Медков. — М.: ГК
«Росатом», АВЦ, 2022. — 68 с.
16. Молодежное добровольческое движение: факторы развития,условия привлечения
и удержания волонтеров / З. А. Хуснутдинова [и др.] //Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 3 (70). – С. 118-124
17. Молькова, А.С. Волонтерское движение как форма проявлениясоциальной активности молодежи // Социально-психологические,управленческие и маркетинговые направления развития цифровойэкономики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. по проблемамсоциальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга.– Реутов, 2018. – Ч. 1. – С. 114-122.3
18. Певная, М.В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и
условия ее достижения (кейс Екатеринбурга) / М.В. Певная, П.А. Амбарова // Социология
образования. – 2017. – № 5. – С. 57- 69.
19. Синяева, М.И. Волонтерство как социальное явление современного общества /
М.И. Синяева, О.И. Могиленец // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № (5).
– С. 75-78
20. Сударкина, Н.А. К проблеме развития волонтерского движения в регионах России
(на примере Тюменской области) // Лучшая научно-исследовательская работа 2017: экономика, политика, социология и право: сб. ст. победителей VII Междунар. науч.-практ. конкурса. – Пенза, 2017. – С. 201-206.
21. Федорова, И.В. Спешите делать добрые дела: учебное пособие / И. В. Фѐдорова. –
4-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. – 88 с.
22. Штарк, Е.В. История развития волонтерства в России и за рубежом:социальнофилософский анализ / Е. В. Штарк, Н. В. Комова, М. М.Анисимов // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 174-184.
23. Эберт, Э.Э. Нормативно-правовое регулирование детско-юношеского волонтерства в России / Э. Э. Эберт, А. А. Кузьминчук //Стратегии развития социальных общностей,
институтов и территорий:материалы III Международной научно-практической конференции,Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г.: в 2-х т.— Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2017.
— Т. 1. — С. 305-309.
Список литературы для обучающихся:
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008. – 184 с.
2. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми иподростками /
М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2002. – 197 с.
3. Волохов, А.В. Программа деятельности волонтеров детскихобщественных объединений в системе дополнительного образования / А.В.Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И.
Фришман. – М.: Перспектива, 2011. – 173 с.
4. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. – М.:РЦОИТ, 2003. –
156 с.
5. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойныесердца» // Сост.
Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008. – 227 с.
6. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству вэкологической
сфере – М.: Эка, 2012. – 154 с.
7. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.:Речь, 2005. - 207
с.