2025_Лысова К.А. (36)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЭКСПЕДИЦИЯ В МИР ПРИРОДЫ БУРЯТИИ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

естественнонаучная
8 - 11 лет
3 года (108 часов)

(количество лет и часов обучения)

стартовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Лысова Кристина Александровна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
3
5
5
8
8
13
13
13
14

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «ЭКСПЕДИЦИЯ В МИР ПРИРОДЫ
БУРЯТИИ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы.
В современном мире, характеризующемся ростом экологических вызовов и углубляющимся разрывом между человеком и природой, формирование экологического сознания
подрастающего поколения переходит из разряда важных задач в категорию императивных.
Особую значимость эта работа приобретает в уникальных регионах с хрупкими экосистемами, каким является Республика Бурятия. Озеро Байкал, являющееся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, горные системы, степи и тайга требуют не только бережного отношения, но и подготовки будущих хранителей этого природного богатства.
Данная программа актуальна, так как она отвечает на запрос времени на экологическое просвещение и патриотическое воспитание через познание малой родины. Она призвана компенсировать дефицит системных знаний о природе родного края, который наблюдается у подрастающего поколения, и сформировать у детей не просто набор фактов, а целостное, ценностное восприятие окружающего мира. Через изучение родной природы у детей воспитывается ответственность, формируется экологическая культура и закладываются
основы для устойчивого развития региона в будущем. Программа нацелена на подготовку
экологически грамотных граждан, которые осознают свою личную роль в сохранении природного наследия Бурятии для последующих поколений.Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественнонаучная
Адресат программы.
Программа имеет многоуровневый характер (стартовый, базовый, продвинутый) и адресована обучающимся младшего школьного возраста 7-10 лет. Младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения не только знаний, но и моральнонравственных норм. В этом возрасте закладываются основы культуры поведения ребенка,
формируются социальные установки и система ценностей. Моральные переживания и эмоциональный отклик на окружающий мир у детей возникают раньше, чем сложные моральные понятия, что делает этот период исключительно благодатным для воспитания бережного и эмоционально окрашенного отношения к природе.
Включение ребенка в новую систему социальных отношений с поступлением в
школу, смена ведущего типа деятельности и активное физическое развитие оказывают прямое влияние на его восприятие окружающей среды. Для этого возраста характерны особая
любознательность, непосредственная радость от открытий, чувство восхищения и изумления миром живого. В этот период особенно ярко проявляются такие качества, как чуткость,
сочувствие, отзывчивость и искреннее стремление помочь. Ребенок открыт для целостного
и доверчивого восприятия мира, что создает уникальную возможность для привития ему
основ экологической этики, любви к родной природе, умения видеть, ценить и созерцать ее
красоту. Именно в этом возрасте закладывается тот фундамент, на котором в дальнейшем
строится осознанная гражданская позиция и ответственность за состояние окружающей
среды.
Условия набора обучающихся: для реализации программы принимаются все желающие в возрасте 7-10 лет, без предварительного отбора и вступительных испытаний.

Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.
Объем программы – 36 часов в год / 4 часа в месяц / 1 час в неделю
Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные с индивидуальной и групповой работой.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю – 1 час (1 раза в неделю по 1 занятию)
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе
родного края через системное изучение природных комплексов, биоразнообразия и экологических проблем Республики Бурятия.
Обучающие (предметные):
1. Сформировать целостное представление о природных системах Бурятии (климат,
ландшафты, водные ресурсы, флора, фауна).
2. Изучить особо охраняемые природные территории (ООПТ) Бурятии.
3. Познакомить с эндемичными и редкими видами растений и животных.
4. Раскрыть сущность современных экологических проблем и путей их решения.
Развивающие (метапредметные) –
1. Развивать познавательный интерес, навыки исследовательской деятельности и
наблюдения за природой.
2. Формировать умение работать с географическими картами, определителями, научной информацией.
Воспитательные (личностные)
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы родного края.
2. Формировать активную гражданскую позицию через вовлечение в эковолонтерство.
Ожидаемые результаты
По окончании полного курса обучающиеся будут:
Знать:
• Основные природные системы и ландшафты Бурятии.
• Видовое разнообразие флоры и фауны, в том числе редкие и эндемичные виды.
• Основные ООПТ Бурятии, их назначение и расположение.
• Причины и последствия экологических проблем региона.
• Принципы устойчивого развития и экологического туризма.
Уметь:
• Определять основные виды растений и животных Бурятии.
• Работать с географической картой, находить на ней основные природные объекты и
ООПТ.
• Проводить простые экологические наблюдения.
• Систематизировать и представлять полученную информацию.
Владеть:
• Навыками бережного и безопасного поведения в природе.
• Навыками работы в группе и ведения исследовательской деятельности.
• Основами экологической грамотности.
Способы и формы проверки результатов

Результаты реализации программы отслеживаются при помощи диагностики предметной и метапредметной компетентностей, личностного развития обучающихся, проводимой в начале, середине и конце учебного года.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
2

3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
25
21
26
11
15
10
Педагогические Педагогические Педагогические
наблюдения,
наблюдения,
наблюдения,
опросы, пракопросы, пракопросы, пракФорма контроля
тические и
тические и
тические и
творческие затворческие затворческие задания, тестиро- дания, тестиро- дания, тестирование
вание
вание
ВСЕГО ЧАСОВ:
36 ч.
36 ч.
36 ч.
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
Всего
часов
Тема 1. Природа Бурятии: кли9
мат, ландшафты, растительный
и животный мир

Т

П

7

2

2.

Тема 2. Водные ресурсы Бурятии: озера, реки, водохранилища

7

6

1

3.

Тема 3. Леса Бурятии: виды деревьев, флора и фауна

15

8

7

4.

Тема 4. Горы Бурятии: вершины, ледники, альпийские
луга
Тема 5. Особо охраняемые природные территории Бурятии

3

2

1

1

1

Тема 6. Итоговая аттестация

1

1

ИТОГО:

36

25

№
1.

5.

6.

Наименование разделов и тем

11

Форма контроля
Проверка
выполненной
карты или коллажа. Устный опрос. Наблюдение за
активностью во время
игры.
Проверка контурных карт.
Фронтальный опрос по
итогам занятия.
Защита проектов макетов
леса. Выполнение заданий
по определению видов.
Наблюдение за работой в
группе.
Проверка схемы. Устные
ответы по материалам видеофильма.
Беседа по итогам занятия,
выявление
понимания
важности охраны природы.
Итоговая викторина «Знаток природы Бурятии» или
комплексная беседа по основным темам года.

2-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
№

Наименование разделов и тем

1.

Тема 1. Растения Бурятии:
виды, особенности, роль в экосистеме
Тема 2. Животные Бурятии:
виды, особенности, роль в экосистеме

2.

Всего
часов
11

Т

П

6

5

12

6

6

4

3.

Тема 3. Эндемики и редкие виды
Бурятии

8

4

4.

Тема 4. Экологические проблемы Бурятии

2

2

5.

Тема 5. Экологические мероприятия и проекты – экологическое волонтерство

2

2

6.

Тема 6. Итоговая аттестация

1

1

ИТОГО:

36

21

Форма контроля
Защита гербария. Отчет об
экскурсии. Решение практических задач.
Защита
презентаций.
Наблюдение за участием в
ролевой игре. Оценка составленной карты-схемы.
Защита
экологических
плакатов. Результаты викторины.
Эвристическая
беседа,
дискуссия на тему «Что я
могу сделать, чтобы помочь природе?».
Разработка и защита минипроекта по организации
экологической акции в
своем классе или дворе.
Тестирование или творческий отчет (например, создание стенгазеты «Живое
наследие Бурятии»).

15

3-ый год обучения
(Т – теоретические занятия, П – практические занятия)
Всего
часов
4

Т

П

3

1

Тема 2. Экологическое образование и воспитание

4

3

1

Тема 3. Сохранение биоразнообразия: защита видов, создание
ООПТ
Тема 4. Влияние человека на
природу

18

12

6

6

4

2

Тема 5. Устойчивое развитие:
принципы, стратегии, проекты

3

3

№

Наименование разделов и тем

1.

Тема 1. Экологический туризм
в Бурятии

2.

3.
4.
5.

Форма контроля
Защита разработанной памятки
и
маршрута
экотропы.
Наблюдение за проведением агитбригады. Анализ
подготовленных материалов.
Защита исследовательских
проектов. Оценка участия
в деловой игре.
Анализ предложенных решений кейсов. Участие в
дискуссии.
Круглый стол на тему
«Устойчивое развитие Бу-

6.

Тема 6. Итоговая аттестация

1

1

ИТОГО:

36

26

рятии: мой вклад». Написание эссе или создание
презентации.
Итоговое
тестирование
или собеседование по ключевым вопросам программы за три года. Защита итогового индивидуального или группового
проекта.
10

1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1-й год обучения
Тема 1 (9 ч.). Природа Бурятии: климат, ландшафты, растительный и животный
мир.
Теория (7 ч.). Краткий обзор географического положения Республики Бурятия. Климатические особенности: резко континентальный климат, температурные режимы, осадки.
Знакомство с разнообразием ландшафтов Бурятии: степи, леса, горы, озера. Характеристика
каждого ландшафта: рельеф, типичная растительность и животный мир. Влияние ландшафтов на формирование экосистем и биоразнообразия региона.
Практика (2 ч). Работа с физической картой Республики Бурятия: нахождение основных ландшафтных зон. Создание коллажа «Ландшафты Бурятии» или макета. Дидактическая игра «Угадай, где я обитаю?» (соотнесение животных и растений с их природной
зоной).
Формы контроля. Проверка выполненной карты или коллажа. Устный опрос.
Наблюдение за активностью во время игры.
Тема 2 (7 ч.). Водные ресурсы Бурятии: озера, реки, водохранилища.
Теория (6 ч.). Значение водных ресурсов. Особенности озера Байкал: возраст, размеры,
глубина, уникальность флоры и фауны. Крупнейшие реки Бурятии (Селенга, Баргузин,
Верхняя Ангара) и их характеристики. Водохранилища и их роль в хозяйстве. Влияние водных объектов на климат и жизнь в регионе. Основные экологические проблемы водных ресурсов.
Практика (1 ч). Работа с контурной картой: нанесение основных рек, озера Байкал и
других крупных озер. Опыт «Свойства чистой воды». Обсуждение правил поведения на
воде.
Формы контроля. Проверка контурных карт. Фронтальный опрос по итогам занятия.
Тема 3 (15 ч.). Леса Бурятии: виды деревьев, флора и фауна.
Теория (8 ч.). Роль леса в природе и жизни человека. Основные типы лесов Бурятии:
хвойные (сосна, лиственница, кедр, ель), лиственные (береза, осина). Ярусы леса. Знакомство с флорой леса: травы, кустарники, грибы, ягоды. Животный мир лесной зоны: от насекомых и птиц до крупных млекопитающих (медведь, лось, изюбрь, кабан). Цепи питания в
лесной экосистеме.
Практика (7 ч). Определение видов деревьев и растений по гербариям, коллекциям
семян и шишек. Составление простых цепей питания лесного сообщества. Творческая работа «Нарисуй обитателя леса». Дидактическая игра «Лесной детектив» (определение животных по следам, голосам, описанию). Проектная работа «Мой макет бурятского леса».
Формы контроля. Защита проектов макетов леса. Выполнение заданий по определению видов. Наблюдение за работой в группе.
Тема 4 (3 ч.). Горы Бурятии: вершины, ледники, альпийские луга.

Теория (2 ч.). Обзор горных систем Бурятии (Байкальский хребет, Баргузинский хребет, Хамар-Дабан и др.). Понятие о высокогорьях, среднегорьях и низкогорьях. Климатические особенности гор. Растительный и животный мир альпийских лугов и высокогорий.
Приспособления организмов к суровым условиям.
Практика (1 ч). Создание схемы «Высотная поясность гор Бурятии». Просмотр и обсуждение видеофильма о горных ландшафтах и их обитателях.
Формы контроля. Проверка схемы. Устные ответы по материалам видеофильма.
Тема 5 (1 ч.). Особо охраняемые природные территории Бурятии.
Теория (1 ч.). Понятие об ООПТ. Зачем создают заповедники, национальные парки и
заказники. Краткое знакомство с ключевыми ООПТ Бурятии: Баргузинский и Байкальский
заповедники, Забайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк.
Формы контроля. Беседа по итогам занятия, выявление понимания важности охраны
природы.
Тема 6 (1 ч.). Итоговая аттестация
Теория (1 ч.). Итоговая аттестация
Формы контроля. Итоговая викторина «Знаток природы Бурятии» или комплексная
беседа по основным темам года.
2-й год обучения
Тема 1 (11 ч.). Растения Бурятии: виды, особенности, роль в экосистеме.
Теория (6 ч.). Углубленное изучение растительного мира. Жизненные формы растений
(деревья, кустарники, травы). Особенности растений разных природных зон (степные, лесные, луговые, водные). Лекарственные, пищевые и ядовитые растения Бурятии. Роль растений в экосистеме (фотосинтез, очистка воздуха, почвообразование).
Практика (5 ч). Создание тематического гербария «Растения моего края». Опыты по
проращиванию семян. Игра «Узнай растение по описанию». Экскурсия в природу (парк,
сквер) для наблюдения за растениями в естественной среде.
Формы контроля. Защита гербария. Отчет об экскурсии. Решение практических задач.
Тема 2 (12 ч.). Животные Бурятии: виды, особенности, роль в экосистеме.
Теория (6 ч.). Систематизация знаний о животном мире. Основные классы: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Изучение внешнего
вида, образа жизни, питания, размножения типичных представителей каждого класса. Роль
животных в природе (опылители, санитары леса, участники цепей питания).
Практика (6 ч). Работа с определителями животных. Подготовка и презентация небольших докладов (в группах) о понравившемся животном. Создание карты-схемы «Животные Бурятии». Ролевая игра «Цепочка питания».
Формы контроля. Защита презентаций. Наблюдение за участием в ролевой игре.
Оценка составленной карты-схемы.
Тема 3 (8 ч.). Эндемики и редкие виды Бурятии.
Теория (4 ч.). Понятия «эндемик» и «редкий вид». Причины исчезновения видов. Знакомство с главными эндемиками (байкальская нерпа, омуль, голомянка) и редкими видами
Бурятии (снежный барс (ирбис), даурский еж, орлан-белохвост, красный волк).
Практика (4 ч). Проектная работа «Сохраним исчезающий вид»: создание плаката
или листовки. Викторина «Знаешь ли ты редких животных?». Работа с Красной книгой Республики Бурятия.
Формы контроля. Защита экологических плакатов. Результаты викторины.
Тема 4 (2 ч.). Экологические проблемы Бурятии.
Теория (2 ч.). Обсуждение основных экологических проблем региона: лесные пожары,
браконьерство, загрязнение берегов Байкала, несанкционированные свалки. Влияние этих
проблем на природу и здоровье человека.

Формы контроля. Эвристическая беседа, дискуссия на тему «Что я могу сделать,
чтобы помочь природе?».
Тема 5 (2 ч.). Экологические мероприятия и проекты – экологическое волонтерство.
Теория (2 ч.). Что такое экологическое волонтерство. Важность посильного участия
детей в охране природы. Примеры детских экологических акций: «Покорми птиц зимой»,
«Сбережем воду», «Сдай батарейку – спаси ежа».
Формы контроля. Разработка и защита мини-проекта по организации экологической
акции в своем классе или дворе.
Тема 6 (1 ч.). Итоговая аттестация
Теория (1 ч.). Итоговая аттестация
Формы контроля. Тестирование или творческий отчет (например, создание стенгазеты «Живое наследие Бурятии»).
3-й год обучения
Тема 1 (4 ч.). Экологический туризм в Бурятии.
Теория (3 ч.). Понятие экологического туризма. Его цели и принципы («не навреди»).
Правила поведения на природе. Знакомство с известными природными достопримечательностями Бурятии для туризма (Чивыркуйский залив, полуостров Святой Нос, водопады,
термальные источники).
Практика (1 ч). Разработка памятки «Юный экотурист». Создание маршрута однодневной экологической тропы для своей местности.
Формы контроля. Защита разработанной памятки и маршрута экотропы.
Тема 2 (4 ч.). Экологическое образование и воспитание.
Теория (3 ч.). Для чего нужно экологическое образование. Как знания о природе влияют на наши повседневные привычки. Роль семьи и школы в воспитании бережного отношения к природе.
Практика (1 ч). Подготовка и проведение агитбригады или мини-урока для младших
школьников на экологическую тему.
Формы контроля. Наблюдение за проведением агитбригады. Анализ подготовленных материалов.
Тема 3 (18 ч.). Сохранение биоразнообразия: защита видов, создание ООПТ.
Теория (12 ч.). Понятие биоразнообразия и его значение для устойчивости жизни на
Земле. Подробное изучение системы ООПТ России и Бурятии. Меры по защите редких видов: создание питомников, борьба с браконьерством, восстановление мест обитания. Международное сотрудничество в области охраны природы.
Практика (6 ч). Исследовательский проект «ООПТ моего края»: глубокое изучение
одной из охраняемых территорий (история, ландшафты, флора, фауна, экологические проблемы). Создание интерактивной карты ООПТ Бурятии. Деловая игра «Экологический совет» по решению проблемной ситуации в заповеднике.
Формы контроля. Защита исследовательских проектов. Оценка участия в деловой
игре.
Тема 4 (6 ч.). Влияние человека на природу.
Теория (4 ч.). Анализ прямого и косвенного влияния хозяйственной деятельности человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, туризм) на окружающую среду
Бурятии. Понятие об экологическом следе.
Практика (2 ч). Решение кейсов с экологическими проблемами. Практикум «Считаем свой экослед» и обсуждение путей его уменьшения.
Формы контроля. Анализ предложенных решений кейсов. Участие в дискуссии.
Тема 5 (3 ч.). Устойчивое развитие: принципы, стратегии, проекты.
Теория (3 ч.). Понятие устойчивого развития. Три его составляющие: экологическая,
социальная и экономическая. Примеры «зеленых» технологий и успешных экологических

проектов в мире и России (раздельный сбор отходов, энергосбережение, альтернативная
энергетика).
Формы контроля. Круглый стол на тему «Устойчивое развитие Бурятии: мой вклад».
Написание эссе или создание презентации.
Тема 6 (1 ч.). Итоговая аттестация
Теория (1 ч.). Итоговая аттестация
Практика ( ч).
Формы контроля. Итоговое тестирование или собеседование по ключевым вопросам
программы за три года. Защита итогового индивидуального или группового проекта.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

09
09
09
09
10
10
10
10
10
11
11
11
11
12
12
12
12
12
01
01
01
02
02
02
02
03
03

3
10
17
24
1
8
15
22
29
5
12
19
26
3
10
17
24
31
14
21
28
4
11
18
25
4
11

13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00

Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П
П

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Природа Бурятии: климат, ландшафты,
растительный и животный мир

СОШ 19

Проверка выполненной
карты или коллажа. Устный
опрос. Наблюдение за активностью во время игры.

Водные ресурсы Бурятии: озера, реки,
водохранилища

СОШ 19

Проверка контурных карт.
Фронтальный опрос по итогам занятия.

Леса Бурятии: виды деревьев, флора и
фауна

СОШ 19

Защита проектов макетов
леса. Выполнение заданий по
определению видов. Наблюдение за работой в группе.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

03
03
04
04
04
04
04
05

18
25
1
8
15
22
29
6

13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00

П
П
П
П
Т
Т
П
Т

1
1
1
1
1
1
1
1

36.

05

13

13.00 – 14.00

Т

1

№

Месяц

Числ
о

Время проведения занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

09
09
09
09
10
10
10
10
10
11
11
11
11
12
12

4
11
18
25
2
9
16
23
30
6
13
20
27
4
11

12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45

Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
П
Т
Т
Т
Т

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Бурятии: вершины, ледники, альпийские луга

СОШ 19

Особо охраняемые природные территории Бурятии

СОШ 19

Итоговая аттестация

СОШ 19

Тема занятия

Место проведения

Проверка схемы. Устные ответы по материалам видеофильма.
Беседа по итогам занятия,
выявление понимания важности охраны природы.
Итоговая викторина «Знаток
природы Бурятии» или комплексная беседа по основным темам года.

Форма контроля

Растения Бурятии: виды, особенности,
роль в экосистеме

СОШ 19

Защита гербария. Отчет об
экскурсии. Решение практических задач.

Животные Бурятии: виды, особенности, роль в экосистеме

СОШ 19

Защита презентаций. Наблюдение за участием в ролевой
игре. Оценка составленной
карты-схемы.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

12
12
01
01
01
01
02
02
02
02
03
03
03
03
04
04
04
04

18
25
8
15
22
29
5
12
19
26
5
12
19
26
2
9
16
23

12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45
12.45 – 13.45

Т
Т
П
П
П
П
П
П
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
Т
Т

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34.
35.

04
05

30
6

12.45 – 13.45
12.45 – 13.45

Т
Т

36.

05

13

12.45 – 13.45

№

Месяц

Числ
о

1.
2.

09
09

4
11

Эндемики и редкие виды Бурятии

СОШ 19

Защита экологических плакатов. Результаты викторины.

Экологические проблемы Бурятии

СОШ 19

1
1

Экологические мероприятия и проекты – экологическое волонтерство

СОШ 19

Т

1

Итоговая аттестация

СОШ 19

Эвристическая беседа, дискуссия на тему «что я могу
сделать, чтобы помочь природе?».
Разработка и защита минипроекта по организации экологической акции в своем
классе или дворе.
Тестирование или творческий отчет (например, создание стенгазеты «живое
наследие Бурятии»).

Время проведения занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

11.00 – 12.00
11.00 – 12.00

Т
Т

1
1

Растения Бурятии: виды, особенности,
роль в экосистеме

Место проведения

СОШ 19

Форма контроля

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

09
09
10
10
10
10
10
11
11
11
11
12
12
12
12
01
01
01
01
02
02
02
02
03
03
03
03
04
04
04
04

18
25
2
9
16
23
30
6
13
20
27
4
11
18
25
8
15
22
29
5
12
19
26
5
12
19
26
2
9
16
23

11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00
11.00 – 12.00

Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
П
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
П
П
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
Т
Т

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Защита гербария. Отчет об
экскурсии. Решение практических задач.

Животные Бурятии: виды, особенности, роль в экосистеме

СОШ 19

Защита презентаций. Наблюдение за участием в ролевой
игре. Оценка составленной
карты-схемы.

Эндемики и редкие виды Бурятии

СОШ 19

Защита экологических плакатов. Результаты викторины.

Экологические проблемы Бурятии

СОШ 19

Эвристическая беседа, дискуссия на тему «что я могу

34.
35.

04
05

30
6

11.00 – 12.00
11.00 – 12.00

Т
Т

1
1

Экологические мероприятия и проекты – экологическое волонтерство

СОШ 19

36.

05

13

11.00 – 12.00

Т

1

Итоговая аттестация

СОШ 19

№

Месяц

Числ
о

Время проведения занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

09
09
09
09
10
10
10
10
10
11
11
11
11
12
12
12
12
12
01

3
10
17
24
1
8
15
22
29
5
12
19
26
3
10
17
24
31
14

16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15

Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
П
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П
П

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема занятия

Место проведения

сделать, чтобы помочь природе?».
Разработка и защита минипроекта по организации экологической акции в своем
классе или дворе.
Тестирование или творческий отчет (например, создание стенгазеты «живое
наследие Бурятии»).

Форма контроля

Растения Бурятии: виды, особенности,
роль в экосистеме

СОШ 19

Защита гербария. Отчет об
экскурсии. Решение практических задач.

Животные Бурятии: виды, особенности, роль в экосистеме

СОШ 19

Защита презентаций. Наблюдение за участием в ролевой
игре. Оценка составленной
карты-схемы.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

01
01
02
02
02
02
03
03
03
03
04
04
04
04

21
28
4
11
18
25
4
11
18
25
1
8
15
22

16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15
16.15 – 17.15

П
П
П
П
Т
Т
Т
Т
П
П
П
П
Т
Т

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34.
35.

04
05

29
6

16.15 – 17.15
16.15 – 17.15

Т
Т

36.

05

13

16.15 – 17.15

Т

Эндемики и редкие виды Бурятии

СОШ 19

Защита экологических плакатов. Результаты викторины.

Экологические проблемы Бурятии

СОШ 19

1
1

Экологические мероприятия и проекты – экологическое волонтерство

СОШ 19

1

Итоговая аттестация

СОШ 19

Эвристическая беседа, дискуссия на тему «что я могу
сделать, чтобы помочь природе?».
Разработка и защита минипроекта по организации экологической акции в своем
классе или дворе.
Тестирование или творческий отчет (например, создание стенгазеты «живое
наследие Бурятии»).

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обес- Площадь кабинета (зала)
печение
Помещение оборудовано столом для педагога, столами
и стульями для обучающихся, шторами затемнения, техническими средствами обучения (интерактивная доска,
компьютер, принтер.
Учебно-тематическое планирование, нормативные документы, инструкции по ТБ и санитарно-гигиенических
нормам.
Получено по Программе «Новые места»:
Информационное обеспечение

Презентации, видеофильмы о природе Бурятии, интерактивные карты, ресурсы интернета.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию
Методическое обеспечение про- Дидактические материалы для детей младшего школьграммы
ного возраста, разработки занятий в рамках дополнительной образовательной программы, презентации к занятиям.
Сетевая форма реализации про- Нет
граммы
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются.
Текущий контроль: опросы, викторины, практические работы, наблюдение.
Промежуточная аттестация: тестирование, защита проектов, творческие отчеты.
Итоговая аттестация (в конце каждого года обучения): комплексная работа или итоговый
проект.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, упражнения,
викторины, игры и т.д. Результаты освоения содержания программы оцениваются по трем
уровням: высокий, средний и низкий.
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей

Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми образовательными услугами

Разработанная форма Методической
службы ГДДЮТ
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)

Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Литература для педагога
1. Учебные и методические пособия:
• Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших
школьников. – М.: Владос, 2004. – 192 с.
• Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. – М.,
2006.
• Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: «Асар», 2001. –
128 с.
• Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2005.
• Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал,
1994.
• Ясвин, В.А. Мир природы в мире игр: Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников. – М., 1998.
2. Справочная литература и определители:
• Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
• Брем, А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: Терра, 1992.
• Красная книга Республики Бурятия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013.
• Определитель растений Бурятии / Под ред. О.А. Аненхонова. – Улан-Удэ: Изд-во
БНЦ СО РАН, 2001.
• Скалдина, О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2011. – 272 с.
• Фадеева, Г.А. Экология и здоровье. – М., 2003.
3. Региональный компонент (природа Бурятии и Байкала):
• Галазий, Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987.
• Егорова, Е.М., Пыжьянов, С.В. Заповедное ожерелье Байкала. – М.: Агропромиздат, 1989.
• Плеханов, Г.Ф. Атлас по охране природы Иркутской области и Республики Бурятия. – Иркутск, 2001.
• Тахтеев, В.В. Животный мир Байкала: Пространство и время в разнообразии фауны
озера Байкал. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.
• Шиленков, В.Г. Редкие и исчезающие виды животных Забайкалья. – Чита, 2004.
II. Литература для детей и родителей
1. Книги о природе и животных (общие):
• Акимушкин, И.И. Мир животных (в нескольких томах). – М.: Мысль, 1990-1995.
• Аксаков, С.Т. Рассказы о родной природе. – М.: Детская литература, 1988. – 142 с.
• Бианки, В.В. Лесная газета. Повести и рассказы. – Л.: Детская литература, 1983.
• Пришвин, М.М. Кладовая солнца. Рассказы. – М.: Детская литература, 2002.
• Сладков, Н.И. Подводная газета. Лесные тайнички. – Л.: Детская литература, 1982.
• Чарушин, Е.И. Рассказы о животных. – М.: Стрекоза, 2007. – 160 с.
2. Энциклопедии и атласы:
• Большая энциклопедия природы. В 16 т. – М.: Мир книги, 2002-2004.

•

Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Экология; Животные; Растения; Моря и
океаны. – М.: АСТ, Астрель.
• Иллюстрированный атлас мира. – М.: Росмэн, 2019.
• Моррис, Р. Тайны живой природы. – М.: Росмэн, 1997. – 172 с.
• Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2003. – 704 с.
• Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта+, 2006. – 448 с.
3. Книги о Байкале и природе Бурятии (адаптированные для детей):
• «Байкал — синее сердце Сибири» (детские иллюстрированные издания, фотоальбомы).
• Гурвич, С.М. Легенды и были Байкала. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989.
• Смирнов, В.Г. Тайны байкальских глубин. – Иркутск, 2005.
• Тимофеев, М.А. Сказания о Байкале. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,
2004.
• Хрестоматии и сборники рассказов о природе Сибири и Дальнего Востока для детей младшего школьного возраста.
4. Книги для творчества и практической деятельности:
• Велек, И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Просвещение,
1983. – 78 с.
• Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке.
– Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
• Ладонщиков, Г.А. С природой один на один. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Рекомендация для педагога: при подготовке к занятиям активно используйте ресурсы Байкальского информационного центра «Грань», официальные сайты заповедников и национальных парков Бурятии (Баргузинский, Байкальский, Джергинский, Забайкальский, Тункинский), где можно найти актуальные материалы, виртуальные туры и методические разработки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».