2025_Иванова Е.В. (144)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:

естественнонаучная
14 16 лет
1 год (144 часа)

(количество лет и часов обучения)

стартовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Автор -составитель:
Иванова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

I.

3
5
6
7
8
9
10
11

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;

21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества,
которые возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания
человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам,
происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Экологическое
воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее
духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому
мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей
в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных
направлений общей стратегии воспитания.
В свою очередь, актуальным средством формирования экосознания является
ландшафтный дизайн. На сегодняшний день это интересное и перспективное направление.
Сегодня благоустройству подвергаются не только парки, общественные и образовательные
территории, но и небольшие загородные участки, дачи, усадьбы, балконы. С каждым годом
большое количество обучающихся занимаются самостоятельно выращиванием цветов,
различных растений на территориях образовательных организаций. Все это говорит о том,
что необходимо направление на получение знаний и умений в области ландшафтного
дизайна.
Занимаясь по данной программе обучающиеся познакомятся с декоративными
растениями, узнают основные принципы создания газонов, цветников, научатся
планировать и реализовывать ландшафтные проекты.
Знакомство с ландшафтным дизайном приобщает обучающихся к прекрасному
удивительному миру растений, учит видеть любое растение с эстетической точки зрения. А
применение знаний в новой ситуации, где происходит моделирование элементов учебной и
трудовой деятельности развивает творческий потенциал, мотивацию к самореализации и
социальную активность личности.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы: старшие школьники (14 – 16 лет) важнейшие специфические черты
данного возраста - стремление к общению со сверстниками, появление в поведении
признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость. У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности.
Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения,
улучшается произвольная память. Формируется произвольность физиологических
процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и
контролировать
их
достижения.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности
восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут
самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого
возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди
сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г.

2.1. Объем программы – 144 часа на весь период обучения по программе.
2.2. Срок реализации программы – 1 год
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: групповая, практическое
занятие, беседа, выставка, защита проекта, презентация, мастер-класс
группы одновозрастные (9– 10 классы).
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: формирование у учащихся экологической культуры, экосознания и эстетического
восприятия окружающей природы средствами ландшафтного дизайна.
Образовательные задачи:
1. Обучающие:
− Сформировать знания о природных компонентах ландшафтно- архитектурной
композиции (рельеф, вода, растительность), ознакомить учащихся с эстетическими
требованиями к культурному ландшафту.
− Сформировать умения и навыки по уходу за комнатными растениями, а также
растениями открытого грунта.
− Научить составлять дизайн-проекты ландшафтных композиций.
− Изучить основы композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна, обучить
приёмам озеленения и благоустройства школьной территории, ландшафтного дизайна.
2. Воспитательные:
− Воспитывать интерес к изучению растений.
− Воспитать чувство коллективизма, готовности безвозмездно служить обществу.
− Воспитать экологическую культуру обучающихся.
3. Развивающие:
− Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
− Способствовать развитию эстетического вкуса, чувства и красоты.
− Развить способности к самоопределению и творческой самореализации.

−
−
−
−
−
−
−
−

Ожидаемые результаты:
Обучающийся научится:
правилам отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровья
сберегающих технологий;
основным принципам направлениям ландшафтного дизайна;
реализации установок здорового образа жизни;
познавательным интересам и мотивам, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
основывать знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
интересоваться познанием мира растений;
навыкам в разработке проекта,

− нестандартно подходить к решению учебных и практических задач в процессе
−
−
−
−

технологического процесса;
самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать обоснованные выводы;
отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
согласовывать и координировать в совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
оценивать свою познавательно-трудовую деятельности с точки зрения, эстетических
ценностей.

Способы и формы проверки результатов: основной формой подведения итогов
реализации является итоговая аттестация обучающихся, которая проходит в форме защиты
проекта, защиты портфолио, тестирование.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется
диагностике развития творческого потенциала детей: на вводных, заключительных
занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка,
мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний,
умений и навыков «Модель выпускника», формируемых у обучающихся по данной
программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ по проектам.
Формы аттестации: творческая работа, выставка, защита проектов

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия

36
108
Тест, практическая работа, защита
проектов
144 ч.

Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.

Наименование
разделов и тем
Раздел 1

1-ый год обучения
Всего Теоретическ Практические
часов
ие занятия
занятия

Вводное занятие.

1

1

-

Современный
ландшафтный дизайн

2

1

1

Роль растений в
ландшафтном
дизайне

2

1

1

Форма
контроля

Беседа, опрос
Беседа, опрос,
творческая
работа
Беседа, опрос,
творческая
работа

1.4

Классификация
растений. Уход за
растениями
открытого и
закрытого грунта,
способы
размножения
растений
Экскурсия на
пришкольную
территорию. Как
определить состав
почвы.
Что даёт
вскапывание почвы.
Однолетние,
двулетние,
многолетние
цветочные растения

6

1

5

Беседа, опрос,
творческая
работа

3

1

2

Беседа, опрос

3

1

2

Беседа, опрос

2

1

1

Беседа, опрос,
творческая
работа

Виды цветочного
оформления

4

1

3

1.9

Цветники и клумбы

8

1

7

1.10

Современный
календарь цветовода.
Как вырастить
рассаду цветов.
Растения в интерьере

4

1

3

2

1

1

Озеленение
интерьера в школе
Окружающая среда
города и роль
зеленых насаждений
в ней
МАФ (малые
архитектурные
формы) и их
классификация
Элементы МАФ
(детские площадки,
спортивные
площадки, дачные
участки и.т.д.)
Модные тренды в
ландшафтном
дизайне
Разработка проекта
благоустройства и
озеленения
предшкольной
территории

4

1

3

4

1

3

Беседа, опрос,

2

1

1

Беседа, опрос,
творческая
работа

1.5

1.6
1.7

1.8

1.11
1.12
1.13

1.14

1.15

1.16
1.17

Беседа, опрос,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа

творческая
работа
творческая
работа

4

1

3

Беседа, опрос,
творческая
работа

2

1

1

Беседа, опрос,
творческая
работа

7

1

6

Беседа, опрос,
творческая
работа

1.18

1.19

1.20
1.21

Выполнение
чертежей к проекту
благоустройства и
озеленения
территории
Водоем своими
руками.
Декоративные
бассейны и пруды

6

1

5

Беседа, опрос,
творческая
работа

4

1

3

Беседа, опрос,
творческая
работа

Коряга в саду

4

1

3

Камни: масса
возможностей

4

1

3

1.22

Виды оформления
дорожек

6

1

5

1.23

Рокарий

5

1

4

1.24

Альпийские горки

4

1

3

1.25

Оформление
бордюров.
Применение
бордюров на
приусадебном
участке.

5

1

4

5

1

4

1

4

1.2610. Интересная
экология!
2.

Творческая
работа

Раздел 2

2.1.

Семенное
размножение
растений.

5

2.2.

Выращивание
цветочных культур.

4

1

3

2.3.

Озеленение
интерьера в школе и
на пришкольном
участке

15

-

15

10

2

8

7

2

5

2.4.

Беседа, опрос,
творческая
работа
Беседа, опрос,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа

Беседа, опрос

Разработка дизайна
участка сада в любом
стиле на выбор

2.5
Итоговое занятие
ИТОГО

1.3.3.

144

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Беседа
Беседа, опрос,
творческая
работа
Итоговая
аттестация,
презентация
проектов
Коллективный
анализ работ,
выставка
проектов

Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление школьников с планом работы в объединении дополнительного
образования, с правилами техники безопасности, с требованиями к поведению.
Утверждения графика занятий, выбор старосты.
Тема 1.2. Современный ландшафтный дизайн.
Теория: знакомство с историей ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.
Тема 1.3. Роль растений в ландшафтном дизайне
Теория: цветочные растения, их история и особенности. Каким образом используются
цветы в ландшафтном дизайне. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом
участке.
Тема 1.4. Классификация растений. Уход за растениями открытого и закрытого грунта,
способы размножения растений
Теория: ознакомление с классификацией растений. Правила ухода за растениями
открытого и закрытого грунта, знакомство со способами размножения растений.
Практика: размножение растения методом деления с последующей посадкой растений в
горшки. Вегетативное размножение комнатных растений методом листового черенка.
Тема 1.5. Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы.
Теория: понятие о почве, ее состав плодородия. Свойства почвы. Минеральные вещества
и их физиологическая роль
Практика: Лабораторная работа. Тема: Состав почвы. Свойства почвы. Работа с
таблицами. Практическая работа «Определи удобрение». Приготовление раствора для
подкормок. Тестовый контроль по разделу: «Питание растений».
Тема 1.6. Что даёт вскапывание почвы.
Теория: Виды удобрений и их характеристика. Подкормка: сроки, правила и количество.
Практика: применение приёмов обработки почвы.
Тема 1.7. Однолетние, двулетние, многолетние цветочные растения
Теория: сформировать представление о продолжительности жизни растений,
познакомиться с однолетними, двулетними и многолетними растениями.
Тема 1.8. Виды цветочного оформления.
Теория: рассмотреть различные виды цветочного оформления: газоны, клумбы,
одиночные посадки, рабатки, группы, бордюры, миксбордеры, массивы, зеленые изгороди,
вертикальное озеленение, каменистые горки.
Практика: разработка эскиза размещения растений на участке с ковровыми и
почвопокровными культурами.
Тема 1.9. Цветники и клумбы
Теория: как оформить цветник: назначение цветника в саду. Виды цветников: клумба,
бордюр, рабатка, партер, альпинарий, рокарий, палисадник, вертикальные клумбы.
Практика: Изготовление макета клумбы из разных материалов. Разработка эскиза
оформления клумбы.
Тема 1.10. Современный календарь цветовода. Как вырастить рассаду цветов.
Теория: таблица по месяцам благоприятных дней для цветоводов. Техники выращивания
рассады цветов.
Практика: научиться выращивать рассаду цветов.
Тема 1.11. Растения в интерьере
Теория: особенности использования растений в интерьере.
Тема 1.12. Озеленение интерьера в школе
Теория: основные правила озеленения школьного интерьера.
Практика: Создание ландшафтных композиций внутри школы, используя зеленые
растения и поделки.
Тема 1.13. Окружающая среда города и роль зеленых насаждений в ней
Теория: функции зеленых насаждений в городе, основные элементы системы
озеленения города.

Практика: экскурсия по городу, просмотр фильма «Флористическое искусство»
Тема 1.14. МАФ (малые архитектурные формы) и их классификация
Теория: декоративные МАФ- скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоёмы,
декоративные стенки, трельяжи и решётки, альпийские горки или рокарии и др.;
утилитарного характера МАФ; к ним относятся пандусы, лестницы, подпорные стенки,
беседки, навесы, мостики, торговые киоски, скамейки, ограды и др.
Тема 1.15. Элементы МАФ (детские площадки, спортивные площадки, дачные участки..)
Теория: малые архитектурные формы в ландшафтной архитектуре.
Практика: разработка эскиза.
Тема 1.16. Модные тренды в ландшафтном дизайне
Теория: тенденции и инновации в ландшафтном дизайне. Гармония и контраст. Вкус и
стиль. Заметки и наброски.
Практика: разработка эскиза сада с учетом тенденций. Изучение гармонии цвета. Игра
«Самый стильный». Зарисовка эскизов, видеосъемки, фото. Тема:«Оформление участка».
Тема 1.17. Разработка проекта благоустройства и озеленения предшкольной территории
Теория: консультации
Практика: защита проектов
Тема 1.18. Выполнение чертежей к проекту благоустройства и озеленения территории
Теория: консультации
Практика: выполнение чертежей и защита
Тема 1.19. Водоем своими руками. Декоративные бассейны и пруды
Теория: Устройство декоративных бассейнов, водоемов. Составные части бассейна.
Форма, размер бассейна. Оборудование для водоемов, бассейнов и фонтанов. Уход за
водоемами. Видовой состав растений при оформлении водоемов.
Практика: создание и защита макета из подручных средств.
Тема 1.20. Коряга в саду
Теория: техника применения рутария. Обработка коряг для ландшафтной композиции.
Практика: изготовление поделки из пней, стволов и коряг своими руками.
Тема 1.21. Камни: масса возможностей
Теория: Использование камня в садово-парковой архитектуре
Практика: Поделки из камней и морской гальки Поделки из камней для дома и интерьера.
Тема 1.22. Виды оформления дорожек
Теория: рассмотрение видов покрытия садовых дорожек.
Практика: проектирование садовой дорожки.
Тема 1.23. Рокарий
Теория: что это, виды и правила создания, выбор растений и камней, а также пошаговая
инструкция.
Практика: создание макета рокария в ландшафтном дизайне, выставка.
Тема 1.24. Альпийские горки
Теория: Устройство альпийских горок. Размер, внешний вид горок. Видовой состав
растений, используемых в оформлении горок.
Практика: создание макета альпийской горки, выставка
Тема 1.25. Оформление бордюров. Применение бордюров на приусадебном участке.
Теория:
Бордюры для
сада:
от
покупных
до
самодельных
вариантов.
Способы оформления садовых бордюров из покупных и подручных средств.
Практика: разработка эскиза «Оформление бордюров»
Тема 1.26. Интересная экология!
Теория: День экологических знаний «Я люблю природу». Красная книга. Охраняемые
растения.
Практика: Конкурс рисунков «Любимое местечко». Составление карточек «Охраняемые
растения моего региона». Экскурсия в лес.
Тема 2.1. Семенное размножение растений.

Теория: строение семени. семенной способ размножения.
Практика: Посев семян в ящики.
Тема 2.2. Выращивание цветочных культур.
Теория: Посадочный материал. Сроки и правила посева семян в грунт. Садовый инвентарь.
Практика: выращивание рассады, уход.
Тема 2.3. Озеленение интерьера в школе и на пришкольном участке
Практика: работа на пришкольном участке.
Тема 2.4. Разработка дизайна участка сада в любом стиле на выбор
Теория: консультация
Практика: консультация
Тема 2.5. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов.
Практика: презентация проектов и выставка.
II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и
практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме
таблицы.
1 группа 1 года обучения
№
п/
и

Месяц

1

Сентябрь

2

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

06.09.

14:00-14:40

Лекция

Сентябрь

07.09.

16:35-17:35

3

Сентябрь

09.09.

4

Сентябрь

5

Кол-во
часов

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

1

1.1

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

Лекция

1

1.2

Опрос

11:00-13:00

Лекция

1

1.2, 1.3

МАОУ
«СОШ №12»
МАОУ
«СОШ №12»

13.09.

14:00-14:40

беседа

1

1.3

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

Сентябрь

14.09.

16:35-17:35

беседа

1

1.4

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

6

Сентябрь

16.09.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.4

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

7

Сентябрь

20.09.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.4

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

8

Сентябрь

21.09.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.4

МАОУ
«СОШ №12»

9

Сентябрь

23.09.

11:00-13:00

Практичес
кая работа,
лекция

2

1.4, 1.5

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос, тест

10

Сентябрь

27.09.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.5

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

Опрос

Наблюдение

11

Сентябрь

28.09.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.5

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

12

Сентябрь

30.09.

11:00-13:00

Лекция,
практичес
кая работа

2

1.6

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос,
наблюдение,
беседа

13

Октябрь

04.10.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.6

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

14

Октябрь

05.10.

16:35-17:35

Лекция

1

1.7

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

15

Октябрь

07.10.

11:00-13:00

Лекция

2

1.7,1.8

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

16

Октябрь

11.10.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.8

МАОУ
«СОШ №12»

Наблюдение,
беседа

17

Октябрь

12.10.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.8

МАОУ
«СОШ №12»

18

Октябрь

14.10.

11:00-13:00

Практичес
кая работа,
лекция

2

1.8,1.9

МАОУ
«СОШ №12»

Викторина

19

Октябрь

18.10.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.9

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

20

Октябрь

19.10.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.9

МАОУ
«СОШ №12»

21

Октябрь

21.10.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.9

МАОУ
«СОШ №12»

22

Октябрь

25.10.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.9

МАОУ
«СОШ №12»

23

Октябрь

26.10.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.9

МАОУ
«СОШ №12»

24

Октябрь

28.10.

11:00-13:00

Практичес
кая работа,
беседа

2

1.9, 1.10

МАОУ
«СОШ №12»

25

Ноябрь

08.11.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.10

МАОУ
«СОШ №12»

26

Ноябрь

09.11.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.10

МАОУ
«СОШ №12»

27

Ноябрь

11.11.

11:00-13:00

Практичес
кая работа,
лекция

2

1.10,1.11

МАОУ
«СОШ №12»

28

Ноябрь

15.11.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.11

МАОУ
«СОШ №12»

29

Ноябрь

16.11.

16:35-17:35

Лекция

1

1.12

МАОУ
«СОШ №12»

30

Ноябрь

18.11.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.12

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

Наблюдение,
беседа

Практическая
работа

Опрос

Наблюдение,
беседа

31

Ноябрь

22.11.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.12

МАОУ
«СОШ №12»

32

Ноябрь

23.11.

16:35-17:35

Лекция

1

1.13

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

33

Ноябрь

25.11.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.13

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

34

Ноябрь

29.11.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.13

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

35

Ноябрь

30.11.

16:35-17:35

лекция

1

1.14

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

36

Декабрь

02.12.

11:00-13:00

лекция

2

1.14,1.15

Опрос

37

Декабрь

06.12.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.15

МАОУ
«СОШ №12»
МАОУ
«СОШ №12»

38

Декабрь

07.12.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.15

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

39

Декабрь

09.12.

11:00-13:00

Практичес
кая работа,
лекция

2

1.15, 1.16

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

40

Декабрь

13.12.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.16

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

41

Декабрь

14.12.

16:35-17:35

Лекция

1

1.17

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

42

Декабрь

16.12.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.17

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

43

Декабрь

20.12.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.17

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

44

Декабрь

21.12.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.17

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

45

Декабрь

23.12.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.17

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

46

Декабрь

27.12.

14:00-14:40

лекция

1

1.18

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

47

Декабрь

28.12.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.18

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

48

Январь

10.01.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.18

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

50

Январь

11.01.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.18

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

51

Январь

13.01.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.18

МАОУ
«СОШ №12»

выставка

52

Январь

17.01.

14:00-14:40

лекция

1

1.19

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

Выставка

53

Январь

18.01.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.19

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

54

Январь

20.01.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.19

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

55

Январь

24.01.

14:00-14:40

лекция

1

1.20

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

56

Январь

25.01.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.20

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

57

Январь

27.01.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.20

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

58

Январь

31.01.

14:00-14:40

лекция

1

1.21

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

59

Февраль

01.02.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.21

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

60

Февраль

03.02.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.21

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

61

Февраль

07.02.

14:00-14:40

лекция

1

1.22

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

62

Февраль

08.02.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.22

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

63

Февраль

10.02.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.22

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

64

Февраль

14.02.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.22

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

65

Февраль

15.02.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.22

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

66

Февраль

17.02.

11:00-13:00

лекция

2

1.23

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

67

Февраль

21.02.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.23

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

68

Февраль

22.02.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.23

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

69

Февраль

28.02.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.23

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

70

Февраль

29.02.

16:35-17:35

лекция

1

1.24

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

71

Март

02.03.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.24

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

72

Март

06.03.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.24

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

73

Март

07.03.

16:35-17:35

лекция

1

1.25

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

74

Март

13.03.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.25

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

75

Март

14.03.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.25

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

76

Март

16.03

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.25

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка

77

Март

20.03.

14:00-14:40

лекция

1

1.26

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

78

Март

21.03.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

1.26

МАОУ
«СОШ №12»

викторина

79

Март

23.03.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

1.26

МАОУ
«СОШ №12»

80

Апрель

03.04.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

1.26

МАОУ
«СОШ №12»

81

Апрель

04.04

16:35-17:35

лекция

1

2.1

МАОУ
«СОШ №12»

82

Апрель

06.04.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.1

МАОУ
«СОШ №12»

83

Апрель

10.04.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.1

МАОУ
«СОШ №12»

84

Апрель

11.04.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.1

МАОУ
«СОШ №12»

85

Апрель

13.04.

11:00-13:00

Лекция +
практичес
кая работа

2

2.2

МАОУ
«СОШ №12»

86

Апрель

17.04.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.2

МАОУ
«СОШ №12»

87

Апрель

18.04.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

88

Апрель

20.04.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

89

Апрель

24.04.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

90

Апрель

25.04.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

91

Апрель

27.04.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

92

Май

02.05.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

Практическая
работа

Опрос

Практическая
работа

опрос

Практическая
работа

93

Май

04.05.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

94

Май

08.05.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

95

Май

15.05.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

96

Май

16.05.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

97

Май

18.05.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.3

МАОУ
«СОШ №12»

98

Май

22.05.

14:00-14:40

Лекция

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

99

Май

23.05.

16:35-17:35

Беседа

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

опрос

100

Май

25.05.

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

101

Май

29.05.

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

102

Май

30.05.

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

103

Июнь

01.06

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

104

Июнь

05.06

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

105

Июнь

06.06

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.4

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

106

Июнь

08.06

11:00-13:00

Беседа

2

2.5

МАОУ
«СОШ №12»

Опрос

107

Июнь

13.06

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.5

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

108

Июнь

15.06

11:00-13:00

Практичес
кая работа

2

2.5

МАОУ
«СОШ №12»

Защита проекта

109

Июнь

19.06

14:00-14:40

Практичес
кая работа

1

2.5

МАОУ
«СОШ №12»

выставка

110

Июнь

20.06

16:35-17:35

Практичес
кая работа

1

2.5

МАОУ
«СОШ №12»

Выставка,
анкетирование

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты

Характеристика

Практическая
работа

Практическая
работа

Материально-техническое
обеспечение

Площадь кабинета 50кв.м
Стол ученический
Стул ученический лабораторный
Стол учительский
Стул учительский
Шкаф для коллекций и дидактических материалов
Получено
по
Программе Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
«Новые места»:
Теплица сезонная
Лопата штыковая
Лопата садовая
Грабли витые
Грабли веерные
Ручной культиватор
Опрыскиватель ранцевый 5 л
Шланг поливочный 50 м
Набор для выращивания биологических культур с
автоматизированным контролем параметров
Коллекция минеральных удобрений
ящики и горшки для рассады
Средства защиты - рабочие перчатки, халат
Информационное обеспечение
Информационное
обеспечение
–
компьютер,
интерактивная панель, звуковые колонки, фотоаппарат,
телевизор.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, учитель
биологии и географии.
Методическое
обеспечение Методы обучения:
программы
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Групповая
• Практическое занятие
• Беседа
• Выставка
• Галерея
• Защита проекта
• Презентация
• Мини-конференция
• Мастер-класс
Педагогические технологии:
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология исследовательской деятельности
• Проектная технология
Дидактические материалы:
• Раздаточные материалы
• Инструкции
• Образцы изделий

Сетевая форма
программы

реализации

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: творческая работа на основе защиты
проекта, показа своих работ, выставки, и т.д.
Критерии освоения программы
Критерий
Мотивация учебной
деятельности

Степень
обученности

Трудовые навыки

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Уровень выраженности оцениваемого качества
Низкий
Средний
Высокий
Равнодушен к
Осваивает материал Стремится получать
получению знаний, с интересом, но
прочные знания,
познавательная
познавательная
активно включается
активность
активность
в познавательную
отсутствует
ограничивается
деятельность,
рамками программы проявляет
инициативу
Усваивает материал Усваивает материал Учебный материал
только при
в рамках занятия,
усваивает без труда,
непосредственной
иногда требуется
интересуется
помощи педагога
незначительная
дополнительной
помощь со стороны информацией по
педагога
предлагаемой
деятельности
Планирует и
Может планировать Умеет планировать
контролирует свою и контролировать
и контролировать
деятельность только свою деятельность с свою деятельность,
под руководством
помощью педагога, организован, темп
педагога, темп
не всегда
работы высокий
работы низкий
организован, темп
работы не всегда
стабилен
Объем усвоенных
Объем усвоенных
Теоретические
знаний менее 1\2, не знаний более 1\2,
знания полностью
владеет
понимает значение
соответствуют
специальной
специальных
программным
терминологией
терминов, но иногда требованиям,
сочетает
специальные
специальную
термины
терминологию с
употребляет
бытовой
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием
Объем усвоенных
Объем усвоенных
Практические
умений менее 1\2,
умений более 1\2,
умения и навыки
не может работать
иногда испытывает полностью
самостоятельно,
затруднения и
соответствуют
практически
нуждается в
программным
постоянно
помощи педагога,
требованиям,
вынужден
работает с
успешно применяет

обращаться за
помощью,
затрудняется при
работе с
оборудованием

оборудованием с
незначительной
помощью педагога

их в
самостоятельной
работе, работает с
оборудованием
самостоятельно

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Приложение 1
Уровень способностей детей

Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце 2024 года обучения (май)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература:
Гишева Е.А., СароноваН.А. Леванова М.Д. «Современный дизайн участка» ООО ИКТЦ
«ЛАДА» 2019 г.
Сапелин А.Ю. "Живые изгороди" - М., 2020 г.
Бондорина И.А., Сапелин А.Ю. "Декоративно-лиственные деревья и кустарники для
климатических условий России" - М., 2019
Улейская Л.И., Комар-Темная Л.Д. "Живые изгороди" - М., 2018
Коновалова Т., Шевырева Н. - "Декоративные кустарники в дизайне сада", М., 2021
Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Март, 2018
Сокольская О.Б История садово-паркового искусства. – М: Инфра, 2019 – 3 экз.
Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Florents.ru [сайт]. Режим доступа: http://www.florets.ru/landshaftnyi-dizain/
КЦ «Зеленая линия» [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Greeninfo.ru
[сайт]. - Режим доступа: http://www.greeninfo.ru/landscape/garden_style.html

Приложение 1.
Вариант №1.
1. Летники – это:
А – растения цветущие только летом;Б – только однолетние растения;
В – однолетние и многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в
первый год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой;
Г – растения, вегетирующие только в теплое время, на зиму надземная часть
отмирает ивозобновляется весной следующего года;
Д – только многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в
первый годжизни и, в наших условиях, вымерзают зимой.
2. Какие растения относят к многолетникам?
А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза,
лунария;Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия,
аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;
В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;
Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния,
птицемлечник,подснежник;
Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.
3. К ковровым растениям относятся:
А – алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия,
традесканция, хлорофитум;
Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;В – борщевик,
маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;
Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния,
птицемлечник,подснежник;
Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.
4. Агератум, тагетес, петуния, настурция, сальвия – это:
А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники;
В – свето - и теплолюбивые многолетники;Г – свето - и теплолюбивые летники;
Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.
5. Аквилегия, аконит, анемона, примула, астильба, хоста, ирис болотный:
А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники;
В – свето - и теплолюбивые многолетники;Г – свето - и теплолюбивые летники;
Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.
6. По морфологической классификации дельфиниум относится к:
А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;
Б – высоким (1-2 м) многолетникам;
В – средним (0,5-1 м) многолетникам;
Г – низким (25-50 см) многолетникам;
Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.
7. Партер:
А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры
с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях;Б –
парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера;
В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений;
Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему
абрису,листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.;
Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений
одноговида или сорта.
8. Солитер:
А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и
декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона,

аллей;
Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в
видеестественных групп;
В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних
растений нафоне газона;
Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое
сооружение с использованием альпийской флоры;
Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и
засаженныхцветочными и декоративно-лиственными культурами.
9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания рокария?
А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;
Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний,
примула, камнеломка, живучка;
В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;Г – канна, сальвия, роза;
Д – наперстянка,
Вариант № 2
1. Двулетники – это:
А – растения цветущие только на второй год;
Б – растения, полностью отмирающие через два года вегетации;
В – растения, достигающие своего полного развития на второй год жизни, хотя
многие изних по своей природе являются многолетниками;
Г – растения, в первый год жизни формирующие стебель и листья, а на второй год у
нихнаступает цветение и плодоношение;
Д – только многолетние растения, которые цветут на второй год жизни и, в наших
условиях, вымерзают зимой.
2. Какие растения относят к летникам в наших условиях?
А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, шток-роза,
лунария;Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия,
аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула;
В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея;
Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния,
птицемлечник,подснежник;
Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек.
3. К декоративно-лиственным многолетникам относятся:
А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум,
эхеверия,традесканция, хлорофитум;
Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус;
В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник;
Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния,
птицемлечник,подснежник;
Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек.
4. Хризантема, лилия, мак, флокс, пион, тюльпан, гладиолус:
А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники;
В – светолюбивые многолетники;
Г – свето - и теплолюбивые летники;
Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники.
5. По морфологической классификации пион относится к:
А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам;Б – высоким (1-2 м) многолетникам;
В – средним (0,5-1 м) многолетникам;Г – низким (25-50 см) многолетникам;
Д – карликовым (10-15 см) многолетникам.
6. Под цветником понимают площадь, на которой расположены:
А – только одно - дву - и многолетние цветущие и декоративно-лиственные

растения;Б – газоны, деревья и кустарники;
В – газоны, дорожки, одно - дву - и многолетние цветущие и декоративнолиственныерастения, малые архитектурные формы;
Г – только клумбы;
Д – только группы, клумбы, рабатки.
7. Бордюр:
А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и
декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона,
аллей;
Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в
видеестественных групп;
В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних
растений нафоне газона;
Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое
сооружение с использованием альпийской флоры;
Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и
засаженныхцветочными и декоративно-лиственными культурами.
8. Какой ассортимент растений больше всего подходит для озеленения
водоема?
А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея;
Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний,
примула, камнеломка, живучка;
В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона;Г – канна, сальвия, роза;
Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый,
тюльпаны,пролеска, примула.
9. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что:
А – выкладывают дорожки и засевают газоны;Б – высаживают деревья и
кустарники;
В – создают клумбы и рабатки;
Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними
злаковымитравами;
Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т.
д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».