ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:
естественнонаучная
12 17 лет
1 год (108 часов)
(количество лет и часов обучения)
стартовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Автор -составитель:
Имедеева Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
5
6
7
8
9
10
13
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы
Ключевой задачей программы является формирование у учащихся культурных ценностей,
научных знаний, универсальных умений, позволяющих в дальнейшем применять их для
получения профессий. Это развитие умений критически мыслить, развитие смыслового
чтения, умения решать сложные задачи.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественнонаучная,
Адресат программы:
школьники: 12-17лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 1 сентября 2025 по 31 мая 2026 г. 3 часа-108
часов
1 гр. 1 г.о.
Количество часов в неделю
3
Количество часов в год
108
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе
для достижения цели и ожидаемых результатов-108 часов в год.
2.2. Срок реализации программы – количество недель-17, месяцев-9, необходимых для
освоения программы
Форма обучения: очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная,
индивидуальное обучение ( подготовка к конкурсам и олимпиадам, ликвидация пробелов в
знаниях).
Режим занятий
Предмет
стартовый
уровень
Вводное занятие
Игровые технологии
2 часа в год
25 час. в год
тренинг
71час
Итоговые занятия
2 час. в год
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создать условия для личностного роста, обеспечить учащимся
возможность построения индивидуального образовательного плана и создать
предпосылки для профессионального самоопределения.
Задачи:
Обучающие (предметные):
Сформировать у учащихся теоретические знания по химии, компетентность в сферах
познавательной, ценностно – ориентационной, преобразовательной деятельности, сделать
их заинтересованными в получении высоких образовательных результатов;
Использовать полученные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни.
Воспитательные (личностные)
сформировать позитивное отношение учащихся к базовым ценностям общества (жизнь,
здоровье, образ жизни, среда обитания и пр.);
создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками, с педагогом, со
взрослыми.
Способствовать развитию дисциплинированности, ответственности.
Развивающие (метапредметные) – обеспечить развитие психических познавательных
процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения на основе
развивающего предметно – ориентированного тренинга;
формировать у детей метапредметные компетенции, адаптивность к известному и
неизвестному
Ожидаемые результаты:
1. Умение проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, экспериментов.
2. Умение самостоятельно приобретать новые знания.
3. Самостоятельно планировать, выполнять эксперименты, исследования, делать
выводы.
4. Иметь убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития
человеческого общества.
Знать и соблюдать правила техники безопасности;
5. Вероятно, что учащиеся смогут принять участие в проектной, исследовательской и
конкурсной деятельности (интеллектуальные игры, фестивали, конференции и пр.).
8. Повысить самооценку учащихся.
Способы и формы проверки результатов
Формы проверки результатов используются в процессе занятий и помогают осуществлять
текущий контроль их эффективности для каждого обучающегося. В каждом
содержательном модуле предусмотрены различные формы, такие как:
1.Ответы на вопросы к адаптированным текстам.
2. Составление вопросов к текстам.
3. Дискуссия.
4. Конференция.
5. Работа с информацией
6. Тестирование по пройденному материалу.
7. Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач.
8. Интеллектуальные игры по материалу занятий.
Мониторинг эффективности реализации программы проводится в ходе промежуточной и
итоговой аттестации.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Теоретические занятия
Практические занятия
36
72
Педагогические
зачет
108 ч.
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
наблюдения,
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№
Наименование разделов и тем
1.
3
Тема 1
18
Важные мелочи, или путь к познанию
Тема 2
18
Тайны строения и свойств веществ.
Химические реакции.
Тема 3. Химия чистит, стирает, убирает
18
4
Тема 4. Домашняя аптечка
5
Тема 5. Химия и здоровье
2.
Всего
часов
Теоре
тичес
кие
занят
ия
6
Практич
еские
занятия
6
12
6
12
18
6
12
18
6
12
12
6
Тема 6. Химия на кухне
18
6
12
Всего за год
108
36
72
1.3.3.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Тема 1
Важные мелочи, или путь к познанию
Прием детей. Знакомство.
18
3
1
2
Относительные атомная и молекулярная массы.
3
1
2
Количество вещества и единица его измерения.
3
1
2
Закон Авогадро и следствия из него.
3
1
2
Относительная плотность газов
3
1
2
Решение задач.
3
1
2
итого
18
6
12
Строение вещества.
3
1
2
Ионное произведение воды.
3
1
2
Практикум
3
1
2
Свойства электролитов – свойства ионов.
3
1
2
Гидролиз солей. Практикум.
3
1
2
реакции. 3
1
2
6
12
Окислительно-восстановительные
Практикум.
18
Поверхностно- активные вещества.
1
Жесткость воды.
2
Отбеливающие
1
Чистка
Теоре Практи
тичес ческие
кие
занятия
занят
ия
1
1
1
1
Практикум
2
Решение расчетных задач
1
Лекарственные формы
3
1
2
Алхимия и ее влияние на фармацию.
3
1
2
и 3
1
2
3
1
2
Неорганические и органические лекарственные 3
вещества.
Интерактивная игра. Практикум. Решение задач
3
1
2
1
2
18
6
12
Вода- самое необычное вещество.
2
1
1
Каким воздухом мы дышим.
1
Движение - жизнь. Практикум
2
Красивые зубы
1
Дискуссионный клуб
2
Интерактивная игра. Практикум. Решение задач.
1
1
Белки, жиры и углеводы.
1
1
Углеводы. Витамины.
2
Липиды.
1
Химические процессы, используемые на кухне.
2
Реформы Петра 1 в фармации.
деятельность М.В.Ломоносова.
Жизнь
Сито для лекарств.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кальций ,магний. Польза и вред поваренной соли. 1
История соли.
Решение задач. Игра.
2
1
1
итого
18
6
12
Всего за год
108
36
72
II.
1
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1.
сентябрь
1.1.
1.2.
Тема 1
18
Важные мелочи, или путь к
познанию
Прием детей. Знакомство.
3
Тео Практич
рети еские
ческ занятия
ие
заня
тия
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
1.5.
Относительные
атомная
и
молекулярная массы.
Количество вещества и единица
его измерения.
Закон Авогадро и следствия из
него.
Относительная плотность газов
3
1
2
1.6.
Решение задач.
3
1
2
итого
18
6
12
1.3.
1.4.
Тайны строения и свойств веществ. Химические
реакции.
Строение вещества.
3
1
октябрь
октябрь
Всего
часов
дата
№
занятия
месяц
Наименование разделов и тем
2.1.
2.2.
Ионное произведение воды.
3
1
2
н
о
я
б
р
ь
2.3.
Практикум
3
1
2
2.4.
Свойства электролитов – свойства 3
ионов.
Гидролиз солей. Практикум.
3
1
2
1
2
Окислительно-восстановительные 3
реакции. Практикум.
18
1
2
6
12
2.5
2.6.
3.1
3.3.
Отбеливающие
3.4
Чистка
3.5
Практикум
ян
ва
рь
декабрь
3.2
Тема 3. Химия чистит, стирает,
убирает
Поверхностноактивные 1
вещества.
Жесткость воды.
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
3.6
Решение расчетных задач
1
1
Тема 4. Домашняя аптечка
4.1
Лекарственные формы
3
1
2
4.2
Алхимия и ее влияние на 3
фармацию.
Реформы Петра 1 в фармации. 3
Жизнь
и
деятельность
М.В.Ломоносова.
Сито для лекарств.
3
1
2
1
2
1
2
Неорганические и органические 3
лекарственные вещества.
Интерактивная игра. Практикум. 3
Решение задач
18
1
2
1
2
6
12
1
1
февраль
4.3
4.4
4.5
4.6
апрель
март
Тема 5. Химия и здоровье
м
а
й
5.1
Вода- самое необычное вещество.
2
5.2
Каким воздухом мы дышим.
1
5.3
Движение - жизнь. Практикум
2
5.4
Красивые зубы
1
5.5
Дискуссионный клуб
2
5.6
1
1
1
1
1
Интерактивная игра. Практикум. 1
Решение задач.
Тема 6. Химия на кухне
1
1
6.1
Белки, жиры и углеводы.
1
6.2
Углеводы. Витамины.
2
6.3
Липиды.
1
6.4
Химические
процессы, 2
используемые на кухне.
Кальций ,магний. Польза и вред 1
поваренной соли. История соли.
Решение задач. Игра.
2
1
1
1
итого
18
6
12
Всего за год
108
36
72
6.5
6.6
1
1
1
1
1
1
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Характеристика
Площадь
кабинета
30
кв.м.,
снабженный
водопроводом, вытяжным шкафом. Помещение для
проведения
занятий
должно
удовлетворять
требованиям СНИп и САНПин: не менее 7 м2на одного
учащегося.
- оборудование, инструменты и материалы,
необходимые для реализации программы
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое
программы
Информационные ресурсы сети Интернет
Презентации, видео фрагменты по темам разделов
ПДО с высшим образованием и
высшей
квалификационной категорией
обеспечение Мини - лекции
Игровые формы работы
Практические работы
Организация исследовательских, творческих работ,
социальная деятельность (волонтерство).
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы проверки результатов используются в процессе занятий и помогают осуществлять
текущий контроль их эффективности для каждого обучающегося. В каждом
содержательном модуле предусмотрены различные формы, такие как:
1.Ответы на вопросы к адаптированным текстам.
2. Составление вопросов к текстам.
3. Дискуссия.
4. Конференция.
5. Работа с информацией
6. Тестирование по пройденному материалу.
7. Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач.
8. Интеллектуальные игры по материалу занятий.
Мониторинг эффективности реализации программы проводится в ходе промежуточной и
итоговой аттестации. Критерии освоения программы, раздела Оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов проводится по шкале: ниже среднего, средний
и выше среднего
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП
Методики
Предметная диагностика:
Тесты, проверочные работы по темам.
сравнительная
диагностика
входной,
промежуточной и итоговой аттестации.
Личностная диагностика:
АСТУР (для Абитуриентов и
позитивное отношение учащихся к базовым Старшеклассников Тест Умственного
ценностям общества (жизнь, здоровье, образ Развития) К.М. Гуревич,
жизни, среда обитания и пр.);
М.К. Акимова и др.
взаимодействие учащихся с социальными Тест аксиологической направленности
субъектами в открытой общественной среде школьников А.В. Капцов
(приобретение опыта социального действия);
"Матрица выбора профессии".
культура здорового и безопасного образа
жизни,
способствующего
укреплению
здоровья учащихся.
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности запланированных
метпредметных результатов
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Г.В. Резапкина.
Тест диагностики мотивации
достижения у детей (МДрешетка Шмальта) (Афанасьева
Н.В.)
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
итоговая- май в конце года
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература:
1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Ростов-на-Дону:
Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.
2. Большая энциклопедия эрудита. - М.: Аванта+, 2014.
3. Иллюстрированная энциклопедия "Химия" - М.: Аванта+, 2012.
4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.:
Просвещение, 1977
5.Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие 5-6
классы. – М.:Дрофа, 1998
6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Учебник 5-6 классы. –
М.:Дрофа,2011
7. Перельман Я.И. Веселые задачи.-М.: Астрель: АСТ, 2003.— 287с.
8. http://allforchildren.ru/scivideo/physics7_1.php
9. http://fiz.do.am/
10. http://chemlib.ru/books/
11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей"
Литература для детей
1. Иллюстрированная энциклопедия "Химия" - М.: Аванта+, 2012.
3. Большая энциклопедия эрудита. - М.: Аванта+, 2014
4. Р. Бахтамов Фигуры не имеет. М., Знание, 1977.
5. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. М.,
6. Наука.1982.
7. Перельман Я.И. Веселые задачи.-М.: Астрель: АСТ, 2003.— 287с.8. Смекалка для
малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.- М., Омега, 1994