ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ШКОЛА ИНФЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ:
ИЗОБРЕТАЯ БУДУЩЕЕ»
Направленность:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:
Уровень:
техническая
9 - 14 лет
2 года (288 часов)
(количество лет и часов обучения)
стартовый, базовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Автор -составитель:
Абрамова Наталья Михайловна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
5
6
7
8
9
10
11
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа инженерного мышления:
Изобретая будущее» (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N
273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21.06.2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей,
выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020 г.);
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. N1ДГ
245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 г. № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 06.03.2023 г.);
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24.08.2015 г. N 512р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25.05.2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года;
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.2021 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иные локальные нормативные акты МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующие образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена тем, что техническое образование является
важнейшим компонентом подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни
в окружающем нас мире. Ребята в форме познавательной игры узнают технические идеи и
развивают конструкторские навыки. Знакомство детей с новым материалом осуществляется
на основе деятельностного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Образовательная программа предполагает такие методики и решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работать в команде.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: техническая
Адресат программы
Программа имеет стартовый уровень сложность и адресована обучающимся младшего и среднего школьного возраста 8-14 лет, проявляющие интерес к техническому творчеству, проектной деятельности и имеющие склонность к решению практических задач.
Данная программа отвечает ключевым потребностям подросткового возраста — осознанному стремлению к самоопределению, практическому творчеству и реализации собственных идей. Она направлена на формирование основ инженерного мышления через
освоение базовых принципов робототехники, конструирования и программирования.
Именно в этом возрасте закладываются основы критического мышления и способности к
преобразовательной деятельности, что делает данный период идеальным для погружения в
мир инженерии.
Для реализации программы принимаются все желающие в возрасте 8-14 лет, без предварительного отбора.
Младшие школьники: 8 - 10 лет
Средние школьники: 11 – 14 лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
Объем программы:
1 год обучения – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю
2 год обучения – 144 часа / 16 часов в месяц / 4 часа в неделю
Срок реализации программы – 2 года
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные с
индивидуальной и групповой работой.
Режим занятий
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут / 15 минут перерыв).
Количество часов в неделю – 4 часа (2 раза в неделю по 2 занятия)
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: – развитие технического, творческого потенциала личности обучающихся.
Задачи
Обучающие (предметные):
• ознакомить с основами конструирования;
• с основами программирования;
• сформировать понятие алгоритма и исполнителя алгоритма;
Воспитательные (личностные):
• создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками, с педагогом;
• привить навыки самостоятельности, усидчивости, дисциплинированности;
• раскрыть самовыражение учащихся через активность участия в конкурсах, соревнованиях.
Развивающие (метапредметные):
• научить творчески подходить к решению задачи;
• доводить решение задачи до работающей модели;
• анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, освоившие программу первого года обучения должны знать:
- - технику безопасности при работе с конструктором;
- способы соединения деталей;
- название деталей конструктора;
- основы любительского конструирования.
Должны уметь:
- определять, различать и называть детали конструкторов;
- конструировать модели по заданной теме, по образцу, по замыслу, по условиям;
-пользоваться инструкцией;
- использовать датчики, сенсоры;
- пользоваться дистанционным управлением робота.
Должны обладать:
- аккуратностью и ответственностью в работе.
Учащиеся, освоившие программу второго года обучения должны знать:
- технику безопасности при работе с конструктором;
- элементарные основы конструирования, способы соединения деталей, название деталей
конструктора;
- основы программирования.
Должны уметь:
- находить слабые и сильные стороны конструкции;
- программировать роботов с разными задачами;
- самостоятельно конструировать без инструкции простые механизмы, модели роботов.
Должны обладать:
- аккуратностью, ответственностью в работе, усидчивостью.
Способы и формы проверки результатов
Отслеживание результатов обучения основам конструирования и робототехники направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках воспитанников.
Проводятся с использованием следующих форм:
- беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- выставка практических работ, учащихся;
- соревнование моделей роботов;
- защита проектов.
Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является:
• Своевременная корректировка знаний и умений, предусмотренных программой.
Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие методы педагогического контроля:
• входящий, направлен на выявление требуемых, на начало обучения знаний, дает информацию об уровне теоретической и технологической подготовки воспитанников;
• текущий контроль, осуществляется в ходе повседневной работы с целью проверки
освоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях воспитанников;
• итоговый контроль, проводится в конце полугодия (промежуточный) или учебного
года.
Этапы педагогического контроля - 1
№ Сроки выКакие умения и навыки
Вид контроля
Форма контроля
п/п полнения
контролируются
Выявление требуемых на Собеседование
1
Сентябрь
Входной
начало обучения знаний.
Тестирование
Сборка модели, функцио- Тестирование моде2
Январь
Промежуточный
нальность программ.
лей и программ
Теоретические знания и Комплексное зада3
Май
Рубежный
практические умения.
ние
Отслеживается развитие и уровень сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Личностные:
1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
2. Способность к самооценке.
3. Развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности;
4. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала;
5. Стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
6. Способность связывать учебное содержание с собственным опытом.
Метапредметные учебно-универсальные действия:
1.1 Регулятивные - умение организовать свою деятельность на учебном занятии,
работать над ошибками, ставить задачи перед собой и стремиться их решать, принимать и
сохранять учебную задачу, учитывать выделенный педагогом алгоритм действий в новом
материале в сотрудничестве с педагогом, планировать свои действия, развитие способности
творчески подходить к решению проблемы; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
1.2 Познавательные – умение использовать детали конструктора в соответствии с
их назначением, различать детали по внешнему виду и названию; проявление интереса к
основам конструирования, моделирования и программирования; использование средств
ИКТ для решения творческих задач; читать и понимать инструкции; работа со схемами.
1.3 Коммуникативные действия – умение выслушивать собеседника и вести диалог;
умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками; продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми при решении задач на занятии.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
2
Содержание
1 год обучения
Теоретические часы
Практические часы
Форма контроля
31
33
113
183
Беседа, тестирование, наблюдения,
выставки, соревнования
144 ч.
216 ч.
ВСЕГО ЧАСОВ
№
2 год обучения
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
Наименование разделов и Всего
Теорет.
Практ.
Формы контроля
тем
часов
занятия занятия
1
Вводное занятие.
Введение в робототехнику.
Входная диагностика.
2
1
1
Беседа
Тест
Практическая работа
2
Модели без мотора. Изучаем механизмы
12
2
10
Беседа
Практическая работа
3
Приводные платформы
26
10
16
Практическая работа
4
Модели с датчиками
32
4
28
Практическая работа
5
Промежуточная диагностика
2
1
1
Тест
Практическая работа
6
Захваты. Манипуляторы
18
2
18
Практическая работа
7
Игры. Соревнования
50
10
40
Практическая работа
8
Итоговая диагностика
2
1
1
Тест
Практическая работа
144
часа
31
113
Итого
1.3.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I год обучения
Тема 1.3.1 Вводное занятие. Входная диагностика. Введение в робототехнику.
Теория. Правила поведения в объединении. Введение в образовательную программу и организация занятий. Основные правила техники безопасности. Личная гигиена при работе.
История робототехники.
Практика. Презентация. Заполнение анкет. Тестирование.
Формы контроля. Беседа. Тест. Практическая работа.
Тема 1.3.2 Модели без мотора. Изучаем механизмы
Теория. Управление движением.
Практика. Машинка на резиномоторе. Катапульта. Кульвимитор.
Формы контроля. Беседа. Практическая работа.
Тема 1.3.3 Приводные платформы
Теория. Модульные платформы
Практика. Роботележки.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.4 Модели с датчиками
Теория. Датчики цвета, инфракрасный, касания, звука.
Практика. Робот-Баскетболист, штангист, боксер и другие.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.5 Промежуточная диагностика.
Теория. Раздаточный материал по тесту. Объяснение.
Практика. Тестирование
Формы контроля. Тест. Практическая работа.
Тема 1.3.6 Захваты. Манипуляторы
Теория. Передаточное отношение зубчатых колес.
Практика. Двухпальцевый на среднем и большом моторе, однорычажный, рука-манипулятор.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.7 Игры. Соревнования.
Теория. Сортировщик цветных кубиков, Робот стрелок и другие.
Практика. Создание программ
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.8 Итоговая диагностика.
Теория. Раздаточный материал по тесту. Объяснение.
Практика. Тестирование.
Формы контроля. Тест. Практическая работа.
1.3.4 Учебно-тематический план
II год обучения
Наименование разделов и тем
Всего
Теорет.
Практ.
часов
занятия
занятия
Формы
троля
1
Вводное занятие. Входная диагностика.
2
1
1
Беседа
Тест
2
Модели с датчиками
60
1
10
Практическая
работа
3
Шагающие роботы
12
1
5
Практическая
работа
4
Подготовка к проектной недели
по робототехнике
Проектная неделя по робототехнике
Робототехника в примерах и
задачах
6
1
5
4
1
3
40
9
36
Практическая
работа
Защита проектов
Практическая
работа
2
44
1
8
1
56
№
5
6
7
8
Промежуточная диагностика
Управление движением робота
кон-
Тест
Практическая
работа
10
Робототехнические проекты
44
9
64
Практическая
работа
11
Итоговая диагностика
2
1
1
Тест
216
33
183
Итого
1.3.5. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
II год обучения
Тема 1.3.1 Вводное занятие. Входная диагностика.
Теория. Правила поведения в объединении. Введение в образовательную программу и организация занятий. Основные правила техники безопасности. Личная гигиена при работе.
История робототехники.
Практика. Презентация. Заполнение анкет. Тестирование.
Формы контроля. Беседа. Тест. Практическая работа.
Тема 1.3.2 Модели с датчиками
Теория. Проектные работы
Практика. Конструирование.
Формы контроля. Практическая работа. Беседа
Тема 1.3.3 Шагающие роботы
Теория. Передаточное отношение зубчатых колес.
Практика. Одномоторный, шестиногий робот.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.4, 1.3.5. Подготовка к проектной недели по робототехнике. Проектная неделя.
Теория. Доклады
Практика. Лабораторные и проектные работы.
Формы контроля. Беседа. Практическая работа.
Тема 1.3.6 Робототехника в примерах и задачах
Теория. Упражнения.
Практика. Программирование.
Формы контроля. Беседа. Практическая работа.
Тема 1.3.7 Промежуточная диагностика.
Теория. Раздаточный материал по тесту. Объяснение.
Практика. Тестирование.
Тема 1.3.8 Управление движением робота.
Теория. Точные перемещения. Путешествия в лабиринте робототехнических полей. Правило правой руки. Защита от застреваний. Простейшие регуляторы. Транспортировка предметов.
Практика. Конструирование. Программирование роботов.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.9 Робототехника в примерах и задачах.
Теория. Среда программирования. Управление мобильным роботом. Работа с датчиками.
Взаимодействие с объектами.
Практика. Презентации. Программирование.
Формы контроля. Практическая работа.
Тема 1.3.10 I Городской конкурс технического творчества космическое «РобоАниме», посвященный 62 годовщине Дню космонавтике
Теория.
Практика.
Формы контроля.
Тема 1.3.11 Итоговая диагностика.
Теория. Раздаточный материал по тесту. Объяснение.
Практика. Тестирование.
Формы контроля. Тест.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 год обучения
№
п
/
и
Месяц
число
Сентябрь
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
01.09
Беседа
Инструктаж
Просмотр иллюстраций
2
Вводное занятие.
Входная диагностика. Ведение в робототехнику
ГДДЮТ
Тест
Практическая работа
03.09
Групповая,
практическая
Игра
Просмотр иллюстраций
Групповая,
практическая
Игра
Групповая,
практическая
Игра
Групповая,
практическая
Игра
Групповая,
практическая
Игра
Групповая,
практическая
Игра
Групповая,
практическая
Игра
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
Время
проведения
29.09
Итого часов
Октябрь
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
Беседа
Практическая работа
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
2
Модели без мотора.
Изучаем механизмы
2
Приводные платформы
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
2
Приводные платформы
18
01.10
06.10
08.10
Групповая,
практическая
Игра
Игра
2
Приводные платформы
2
Приводные платформы
Групповая,
практическая
Игра
2
Приводные платформы
ГДДЮТ
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
13.10
Игра
2
Приводные платформы
15.10
Групповая,
практическая
Игра
Игра
2
Приводные платформы
2
Приводные платформы
Групповая,
практическая
Игра
Игра
2
Приводные платформы
2
Приводные платформы
Групповая,
практическая
Игра
2
Приводные платформы
20.10
22.10
27.10
29.10
Итого часов
Ноябрь
18
03.11
Групповая,
практическая
Игра
практическаяИгра
2
Приводные платформы
2
Приводные платформы
10.11
практическая
Игра
2
Модели с датчиками
12.11
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
17.11
Игра
2
Модели с датчиками
19.11
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
24.11
Игра
2
Модели с датчиками
26.11
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
05.11
Итого часов
Декабрь
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Практическая работа
Тест
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
16
01.12
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
03.12
Беседа
Инструктаж
игра
2
Промежуточная диагностика
08.12
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
10.12
Игра
2
Модели с датчиками
15.12
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
Итого часов
Январь
Итого часов
Февраль
Итого часов
Март
17.12
Игра
2
Модели с датчиками
22.12
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
24.12
Игра
2
Модели с датчиками
29.12
Групповая,
практическая
2
Модели с датчиками
18
Модели с датчиками
Модели с датчиками
12.01
Групповая,
практическая
2
14.01
Игра
2
Промежуточная диагностика
19.01
Групповая,
практическая
2
Захваты. Манипуляторы
21.01
Игра
2
Захваты. Манипуляторы
26.01
Групповая,
практическая
2
Захваты. Манипуляторы
28.01
Игра
2
Захваты. Манипуляторы
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Практическая работа
12
02.02
Групповая,
практическая
2
Захваты. Манипуляторы
04.03
Игра
2
Захваты. Манипуляторы
09.02
Групповая,
практическая
2
Захваты. Манипуляторы
11.02
Игра
2
Захваты. Манипуляторы
16.02
Групповая,
практическая
2
Захваты. Манипуляторы
18.02
Игра
2
Игры. Соревнования
25.02
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
14
02.03
Групповая,
практическая
Игра
2
Игры. Соревнования
Итого часов
Апрель
Итого часов
Май
04.03
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
09.03
Игра
2
Игры. Соревнования
11.03
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
16.03
Игра
2
Игры. Соревнования
18.03
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
23.03
Игра
2
Игры. Соревнования
25.03
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
30.03
Игра
2
Игры. Соревнования
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
18
01.04
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
06.04
Игра
2
Игры. Соревнования
08.04
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
13.04
Игра
2
Игры. Соревнования
15.04
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
20.04
Игра
2
Игры. Соревнования
22.04
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
27.04
Игра
2
Игры. Соревнования
29.04
Игра
2
Игры. Соревнования
ГДДЮТ
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
ГДДЮТ
Тест
Практическая работа
Практическая работа
18
04.05
Беседа Инструктаж
06.05
Игра
2
2
Итоговая диагностика
Игры. Соревнования
11.05
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
13.05
Игра
2
Игры. Соревнования
18.05
Групповая,
практическая
2
Игры. Соревнования
20.05
Групповая,
практическая
Игра
2
Игры. Соревнования
Итого
Часов
Итого часов в год
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
12
144
2.7. Календарный учебный график
II года обучения
№
п/
и
Месяц
число
Сентябрь
04.09
Время
проведения
10.0012.00
Форма
занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Беседа
Инструктаж
2
06.09
Практическая
Групповая
2
09.09
Практическая
Групповая
2
11.09
Практическая
2
13.09
Групповая
2
16.09
Практическая
2
18.09
Групповая
2
20.09
Практическая
2
23.09
Групповая
2
Вводное занятие. Входная диагностика.
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Место
проведения
Форма
контроля
ГДДЮТ
Тест
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
25.09
Практическая
2
27.09
Практическая
Групповая
Игра
Практическая
Групповая
Игра
2
30.09
Итого часов
Октябрь
2
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
22
02.10
Практическая
Групповая
Игра
Практическая
Групповая
Игра
Практическая
2
09.10
Групповая
2
11.10
Игра
2
14.10
Практическая
2
16.10
Групповая
2
18.10
Игра
2
21.10
Практическая
2
23.10
Групповая
2
25.10
Игра
2
28.10
Практическая
2
04.10
07.10
10.0012.00
2
2
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
ГДДЮТ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
30.10
Итого часов
Ноябрь
Групповая
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Практическая
работа
26
01.11
С 10.00
до 12.00
Практическая
Групповая
Игра
Практическая
2
06.11
Групповая
2
08.11
Игра
2
11.11
Практическая
2
13.11
Групповая
2
15.11
Игра
2
18.11
Практическая
Групповая
2
20.11
Практическая
Групповая
2
22.11
Практическая
Групповая
2
25.11
Практическая
Групповая
2
Проектная
неделя по робототехнике
Защита проеков
27.11
Практическая
Групповая
2
Робототехника в примерах и задачах
Практическая
работа
29.11
Практическая
2
Робототехника в примерах и задачах
Практическая
работа
04.11
Итого часов
Декабрь
2
2
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Введение c
Fable. Fable
для начинающих
Подготовка к
проектной
недели по робототехнике
Подготовка к
проектной
недели по робототехнике
Подготовка к
проектной
недели по робототехнике
Проектная
неделя по робототехнике
ГДДЮТ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Защита проеков
24
02.12
С 10.00
до 12.00
Практическая
Групповая
2
Робототехника в примерах и задачах
ГДДЮТ
Практическая
работа
04.12
Практическая
Групповая
Игра
Практическая
Групповая
2
Робототехника в примерах и задачах
Практическая
работа
2
Робототехника в примерах и задачах
Практическая
работа
09.12
Практическая
2
Практическая
работа
11.12
Групповая
2
13.12
Практическая
2
16.12
Групповая
2
18.12
Практическая
2
20.12
Групповая
2
23.12
Практическая
2
25.12
Практическая
2
27.12
Практическая
2
30.12
Практическая
2
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
Знакомство с
3D ручкой,
прототипирование
06.12
Итого часов
Январь
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
26
10.01
С 10.00
до 12.00
Практическая
2
13.01
Практическая
2
15.01
Практическая
2
17.01
Беседа Итструктаж
2
20.01
Практическая,
Игра
2
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Промежуточная диагностика
Робототехника в примерах и задачах
ГДДЮТ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тест
Практическая
работа
22.01
24.01
27.01
29.01
31.01
Итого часов
Февраль
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
2
2
2
2
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
20
03.02
05.03
07.02
10.02
12.02
14.02
17.02
19.02
21.02
24.02
26.02
28.02
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Итого часов
Март
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Робототехника в примерах и задачах
Робототехника в примерах и задачах
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
ГДДЮТ
Управление
движением
робота
ГДДЮТ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
22
03.03
Практическая,
Игра
2
Практическая
работа
05.03
07.03
10.03
12.03
14.03
17.03
19.03
21.03
24.03
26.03
28.03
31.03
Итого часов
Апрель
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Управление
движением
робота
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
26
02.04
04.04
07.04
09.04
11.04
14.04
16.04
18.04
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
2
2
2
2
2
2
2
2
Управление
ГДДЮТ
движением
робота
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
21.04
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
23.04
25.04
28.04
30.04
Итого часов
Май
2
2
2
2
2
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Робототехнические проекты
Практическая
работа
Робототехнические проекты
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
26
02.05
05.05
07.05
12.05
14.05
16.05
19.05
21.05
23.05
26.05
28.05
С 10.00
до 12.00
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Беседа
Игра
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
Практическая,
Игра, групповая
2
Робототехнические проекты
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Итоговая диагностика
Робототехнические проекты
Тест
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
Робототехнические проекты
Практическая
работа
2
ГДДЮТ
Практическая
работа
Практическая
работа
30.05
Практическая,
Игра, групповая
2
Итого часов
Итого часов в год
Робототехнические проекты
Практическая
работа
24
216
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обеспе- Площадь кабинета (зала)
чение
характеристика помещений для занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, учебная литература
(при наличии)
Материальное обеспечение
Лего конструкторы EV 3, ноутбуки, интерактивная панель
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Сетевая форма реализации программы
-аудио
- видео
- фото
Абрамова Наталья Михайловна
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе модели робота, творческая работа на основе проекта, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП Методики
Предметная диагностика:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Разработанная
ГДДЮТ
форма
Методической
службы
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми
образовательными образовательного учреждения (методика Е.Н. Стеуслугами
пановой)
Сроки промежуточной аттестации
Сроки аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения
Используемая литература:
Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростовна-Дону: Издательство-РИПК и ПРО, 2009. – 170 с.
Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М. «Просвещение», 2012. - 147с
М.А. Зильберман. Инженерная лаборатория FABLE. Учебно-методическое пособие для
учителя. – Москва – ЦИТО, 2020. – 123 с.
Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов. Брянск – Издательский центр
– «Май», 2015. – 190с.
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий - Курс программирования робота LEGO
Mindstorms Education EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты
мастерства Л.Ю – Челябиннск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.;
С.А. Филиппов «Уроки робототехники», - Москва: «Лаборатория знаний», 2018. - 190 с.
М.М. Кисилёв «Робототехника в примерах и задачах», - Москва, «Солон Пресс», 2019. 132 с.
В.В. Тарапата, Н.Н. Самылкина «Робототехника в школе: методика, программы, проекты»,
- Москва: «Лаборатория знаний», 2018. - 109 с.
Исогава, Йошихито «Книга идей Lego Mindstorms EV3. 181 удивительный механизм и
устройство», - Москва, Издательство «Э» 2017. - 232 с.
Исогава, Йошихито «Большая кгига идей Lego Technic. Техника и изобретения », - Москва:
«Эксмо», 2018. - 328 с.
3.4. Литература для учащихся:
Исогава, Йошихито «Книга идей Lego Mindstorms EV3. 181 удивительный механизм и
устройство», - Москва, Издательство «Э» 2017. - 232 с.
Исогава, Йошихито «Большая кгига идей Lego Technic. Техника и изобретения », - Москва:
«Эксмо», 2018. - 328 с.
С.А. Филиппов «Уроки робототехники», - Москва: «Лаборатория знаний», 2018. - 190 с.
Кабельные телепередачи «Дискавери»: «Битвы роботов», «Техноигры»;
http://www.lego.com/education.