Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.
«Утверждаю» Директор
МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Краски творчества»
Образцовая студия изобразительного искусства «Взгляд»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 12 – 17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый, базовый, углубленный
Автор -составитель:
Жимбуева Галина Федоровна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
1
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
5
7
10
13
14
14
15
2
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Краски творчества» (далее - Программа)
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
3
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г.
N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлением учащихся к
художественному самовыражению и творчеству, эстетическому удовлетворению, когда
краски могут и способны вдохнуть яркую жизнь в сердце ребенка. Изобразительнопластическая деятельность — это специфическое образное восприятие действительности, и
как всяческая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного
воспитания детей, это живое, творческое явление, которое развивается и включается в
современную жизнь подрастающего поколения.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы: 12-17 лет, принцип набора: на общих основаниях. Формируются 2
группы с учетом возраста и года обучения, количество учащихся в группах: 12-15 человек.
Средние школьники: 12 – 14 лет
Старшие школьники: 15 - 17 лет
Срок и объем освоения программы: минимальный – 3 года (запланированный срок
реален для достижения цели и ожидаемых результатов).
Стартовый, Базовый уровень - «Уровень субъективного творчества личности»
(учащиеся 1-2-ого года обучения, 12-14 лет) – 2 раза в неделю по два часа;
Углубленный уровень – «Личность входит в уникальность» - (учащиеся 2-3 года
обучения 15-17 лет) – 2 раза в неделю по 2.5 часа;
2.1. Объем программы – Количество часов на весь период обучения – 324 часов.
2.2. Срок реализации программы
«Стартовый, базовый уровень» (учащиеся 12-14 лет) - 144 час.
«Углубленный уровень» (учащиеся 15-17 лет) – 180 часов.
Форма обучения: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные дети.
4
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создание условий для творческого развития ребенка через приобщение их к миру
изобразительного искусства, воспитание здоровой и творческой личности, духовно богатой,
способной творить по законам красоты.
Основные задачи:
Обучающая:
- способствовать формированию междисциплинарных и специальных компетенций по
предметам изобразительного направления;
Развивающая:
стимулировать развитие художественно-творческих индивидуально выраженных
способностей личности, развитие эстетического вкуса, художественно-образной памяти,
творческой
активности, воображения и фантазии;
Воспитательная:
- содействовать успешной социализации и самореализации, созданию нравственно и
эстетически полноценной среды общения с мировым искусством во всем многообразии его
видов; готовности к гражданскому и нравственному выбору, способной приумножать
общечеловеческую культуру.
Здоровьесберегающая:
- принимать все необходимые меры для сохранения жизни и здоровья ребенка.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 10-17 лет, принцип набора:
на общих основаниях. Формируются 3 группы с учетом возраста и года обучения, количество
учащихся в группах: 12-15 человек.
1.8. Формы занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
2. Объем программы.
2.1. Объем программы:
Количество часов на весь период обучения – 324 часа, необходимое для освоения
программы: для достижения цели и ожидаемых результатов.
2.2. Срок реализации программы: минимальный – 3 года (запланированный срок
реален для достижения цели и ожидаемых результатов).
2.3. Режим занятий:
Базовый уровень - «Уровень субъективного творчества личности» (учащиеся 1-2-ого
года обучения, 12-14 лет) – 2 раза в неделю по два часа; углубленный уровень – «Личность
входит в уникальность» - (учащиеся 2-3 года обучения 15-17 лет) – 2 раза в неделю по 2,5
часа;
По окончанию обучения в изостудии выдается свидетельство ГДДЮТ об освоении
образовательной программы «Учись прекрасному».
3.1. Планируемые результаты:
Личностные результаты, среди них: сформированность внутренней позиции
обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли, сформированность любви к
своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов
России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам
других людей, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех,
знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, развитие этических чувств
— как регуляторов морального поведения.
Метапредметные (познавательные коммуникативные, регулятивные) результаты,
среди них:
умение подбирать и анализировать литературу, умение пользоваться
компьютерными источниками информации, умение организовывать свое рабочее (учебное)
5
место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, сотрудничество с
товарищами при выполнении заданий в группе, умение осуществлять учебноисследовательскую работу, понимание информации, представленной в виде текста, рисунков,
умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе
существенных признаков, умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед
аудиторией, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной и
творческой проблемы, сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации
проектной деятельности и др.
Сцециальные (предметные результаты) по программе «Краски творчества»
К концу обучения по программе учащиеся должны
Знать:
- основы перспективы, основы рисунка;
- основы живописи, техники живописи, законы цветоведения;
- основы декоративно-прикладного искусства;
- законы и средства композиции;
- основные средства выразительности в графике;
- основы дизайна, соотношение формы и материала;
- ориентироваться в области изобразительного искусства.
Уметь:
- создавать произведения детского изобразительного творчества;
- компоновать рисунок в листе бумаги по законам композиции;
- создавать и выполнять работы в живописных техниках;
- выполнять композиции по заданной теме;
- устанавливать причины явлений, ставить познавательные задачи, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием
компьютерных средств.
- создавать портфолио для поступления в художественные вузы.
Иметь убеждения:
- в необходимости сохранения своего физического и психического здоровья;
- в необходимости познавать культуру межнационального общения в процессе изучения
национальных культур, мирового искусства;
- в необходимости развития и формирования эстетических знаний;
- в необходимости изучения культуры, искусства, традиций и истории своей Родины.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется
начальная, промежуточная и итоговая диагностика.
Для отслеживания личностных и метапредметных результатов детей используется
следующая балльная система: показатель проявляется редко – 1 балл; показатель проявляется
периодически – 2 балла; показатель проявляется постоянно – 3 балла.
Для определения специальных (предметных) результатов разработаны следующие
критерии:
1. По программе «Краски творчества»: рисунок, живопись, графика, композиция,
декоративно-прикладное творчество: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла,
высокий уровень – 3 балла.
В диагностике применяются следующие методы:
- наблюдение, в процессе которого я получаю конкретный фактический материал на каждого
обучающегося: «включенное» – внутри группы, «не включённое» - «со стороны», «открытое и
скрытое», «сплошное и выборочное», «выявление интереса к определенному предмету»;
- метод опроса (беседы, интервью, анкетирование);
- изучение продуктов деятельности студийцев – графических, живописных, композиционных
работ, где определяется уровень определенных компетенций в каждой дисциплине;
6
- эксперимент - специально организованная проверка усвоения нового материала и уровня
знаний студийцев;
- анализ детских работ: низкий, средний и высокий уровень изобразительной грамоты.
анализ участия и уровень исполнения работ студийцев с «высоким уровнем» в
республиканских, региональных, всероссийских и международных изоконкурсах.
Выявление диагностических результатов:
- Через механизм тестирования.
- Через отчетные просмотры законченных работ.
- Через отбор работ на выставки, среди них: традиционные выставки, посвященные
юбилейным датам и другим темам, мини-выставки для групп подготовительного уровня,
отчетные выставки.
Определение того или иного из представленных уровней осуществляется через
следующие формы и методы: комплексы психологической диагностики, тестирование и
анкетирование, беседа, творческие и проблемные задания, организационно-деятельностные
игры, контрольные задания, исследовательская работа, проект, зачет по теме, портфолио
ученика, защита презентации, участие в конкурсах, выставках, итоговый зачет и другие.
I.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Базовый уровень
Наименование тем
Всего
Теория
Практ.
Форма контроля
часов
занятия
Тема 1.
12
4
8
Просмотр. Отбор на
Композиция в пейзаже.
мини-выставку,
выставку ГДДЮТ, на
конкурс.
Тема 2.
4
1
3
Композиция в
натюрморте.
Тема 3. Композиция в
4
1
3
декоративном
натюрморте.
Тема 4.
4
1
3
Рисунок. Метод
визирования.
Тема 5. Жанры
4
1
3
изобразительного
искусства. Бытовой жанр.
Тема 6. Графика.
8
2
6
Тема 7. Виды искусства.
Декоративно-прикладное
искусство.
Тема 8. Жанры
изобразительного
искусства. Пейзаж.
Тема 9. Композиция.
Закон типизации.
Тема 10. Основы
академического рисунка.
Тема 11. Композиция
4
1
3
4
1
3
4
1
3
6
1
5
8
1
7
7
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
жанровая. Законы и
средства композиции.
Тема 12. Графика.
Знакомство с техникой
граттажа.
Тема 13. Теория
композиции. Сюжетнокомпозиционный центр.
Тема 14. Живопись.
Знакомство с
импрессионистами.
Тема 15. Графика. Виды
графики.
Тема 16. Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Жанр
«фэнтэзи».
Тема 17. Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 18. Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.
Тема 19. Рисунок. Виды
перспективы.
Тема 20. Живопись.
Китайская и японская
живопись.
Тема 21. Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.
Тема 22. Рисунок.
Закрепление знаний
построения головы
человека.
Тема 23. Живопись.
Пленэр.
Всего:
6
2
4
8
2
6
10
2
8
4
1
3
8
2
6
6
2
4
6
2
4
4
2
2
6
2
4
8
2
6
10
2
8
6
1
5
144
37
107
Углубленный уровень
Наименование тем
1
Тема1. Живопись в
пейзаже.
2
Тема 2.
Композиция жанровая.
Всего
часов
15
Теория
3
Практ.
занятия
12
9
2
7
Форма контроля
Просмотр. Отбор на
мини-выставку,
выставку ГДДЮТ, на
конкурс.
8
Законы композиции.
3
4
5
Тема 3. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 4. Композиция
жанровая. Виды искусства,
3
1
2
6
1
5
Тема 5. Жанры
6
1
5
6
1
5
6
1
5
15
2
13
12
3
9
12
3
9
изобразительного
искусства. Бытовой жанр.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема 6. Живопись. Основы
масляной живописи.
Гризайль.
Тема 7. Рисунок.
Длительные наброски.
Тема 8. Композиция
жанровая.
Тема 9. Живопись.
Техника масляной
живописи.
Тема 10. Композиция
жанровая. Жанр
мифологичес-кий.
Тема 11. Графика.
Композиция пейзажа.
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
композиции.
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
6
1
5
6
1
5
15
3
12
6
1
5
15
Тема 15. Живопись.
Техника масляной
живописи.
9
2
7
16
Тема 16. Композиция
жанровая. Работа над
образом
Тема 17.
Живопись. Техника
масляной живописи.
Тема 18. Композиция
жанровая. Техника
набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон
новизны. Средства
композиции.
12
2
10
15
2
13
9
2
7
12
2
10
Тема 20. Композиция
жанровая. История
15
2
13
17
18
19
20
9
искусств.
21
22
Тема 21. Композиция
декоративная. Закон
типизации. История
костюма. История
прически.
Тема 22. Живопись.
Пленэр.
Всего:
15
2
13
6
1
5
180
41
175
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарно учебный график (КУГ)
3 год (4 часа)
Число/ месяц
Кол-во
Тема
часов занятия
6
Тема 1.
Вводное занятие
Композиция в пейзаже.
6
Тема 2. Пейзаж «Осень» Линия горизонта.
Виды и жанры в изобразительном искусстве
4
Тема 3. Натюрморт «Веселые овощи»
6
Тема 4. Композиция в декоративном
натюрморте. Декоративные цветы.
4
Тема 5. Рисунок. Метод визирования. Рисование
с натуры кувшина.
Тема 6. Жанры изобразительного искусства.
Бытовой жанр. Тематическое рисование
6
8
10
8
6
Тема 7. Виды искусства. Декоративноприкладное искусство. Бурятский орнамент в
полосе.
Тема 8. Жанры изобразительного искусства.
Пейзаж.
Тема 9. Композиция. Закон типизации. Сказки
Тема 10. Основы академического рисунка.
Портрет
6
Тема 11. Композиция жанровая. Законы и
средства композиции. Композиция «Любимый
храм»
10
Тема 12. Графика. Знакомство с техникой
граттажа. «Цветы»
Форма
контроля
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
совместный анализ работ
Наблюдение, мини
выставка
Наблюдение, мини
выставка
Опрос, отбор на минивыставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
10
6
Тема 13. Теория композиции. Сюжетнокомпозиционный центр. «Ехор»
наблюдение
6
Тема 14. Живопись. Знакомство с
импрессионистами.
«Море бурное»
Опрос. Зачет
8
Тема 15. Графика. Виды графики. Рисунок в
технике «уголь»
Тема 16. Композиция жанровая. Жанры
изобразительного искусства. Жанр «фэнтэзи».
Космос
Тема 17. Живопись. Основы цветоведения.
Натюрморт
Наблюдение
8
6
8
10
8
4
Наблюдение
Тема 18. Композиция жанровая. Жанры
изобразительного искусства. Исторический
жанр.
Тема 19. Рисунок. Виды перспективы. Т/р. «На
улице»
Тема 20. Живопись. Китайская и японская
живопись. Т/р. «Ветка сакуры»
Тема 21. Композиция жанровая. Теория
построения многофигурной композиции. Т/р. «В
изостудии»
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Тест
Опрос. Совместный
анализ работ.
144
Календарно учебный график (КУГ) 4 год (5 часов)
Число/ месяц
Кол-во
часов
10
10
7.5
5
Тема занятия
Тема 1. Живопись в пейзаже. «Отговорила
осень золотая»
Тема 2. Композиция жанровая. Закон
композиции «Моя семья»
Тема 3. Рисунок. Основы пластической
анатомии.
10
Тема 4. Композиция жанровая. Виды искусства
«Мы улыбаемся, смеемся»
Тема 5. Жанры изобразительного искусства.
Бытовой жанр. Тематическое рисование.
Тема 6. Живопись. Основы масляной
живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный набросок.
7.5
Тема 8. Композиция жанровая «Моя Бурятия»
5
5
Форма контроля
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Опрос, совместный
анализ работ
Тест
Наблюдение, мини
выставка
Наблюдение
Наблюдение, мини
выставка
Опрос, отбор на минивыставку, выставку
11
10
Тема 9. Живопись. Техника масляной
живописи. Натюрморт.
10
Тема 10. Композиция жанровая. Жанр
мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция пейзажа.
7.5
10
7.5
7.5
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Тема 12. Рисунок. Конструктивное построение
наблюдение
фигуры человека в ракурсе.
Просмотр. Отбор на
Тема 13. Законы и средства композиции.
мини-выставку, выставку
Композиция многофигурная. «Танец»
ГДДЮТ, на конкурс.
Тема 14. Рисунок. Основы пластической
наблюдение
анатомии.
5
Тема 15. Живопись. Техника масляной
живописи. Натюрморт
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
10
Тема 16. Композиция жанровая. Работа над
образом.
Наблюдение
7.5
Тема 17. Живопись Техника масляной
живописи. Композиции с элементами
стилизации.
Наблюдение
10
Тема 18. Композиция жанровая. Техника
набросков фигуры в движении.
7.5
Тема 19. Композиция декоративная. Закон
новизны. Средства композиции. Эскизы
декорации
7.5
Тема 20. Композиция жанровая. История
искусств. «Против света»
10
Тема 21. Композиция декоративная. История
костюма (бурятского, семейского)
7.5
Тема 22. Живопись. Пленер.
Опрос. Совместный
анализ работ.
2.5
Тема 23. Живопись. Пленэр. Этюды на
воздухе.
Совместный анализ
работ.
180
Всего:
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Тест
12
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Методическое обеспечение
программы
Сетевая форма реализации
программы
Характеристика
Площадь кабинета – 25 кв.
- мольберты (20 штук),
- наглядными пособиями (муляжи, гипсовые модели и
скульптуры - маска, голова и т. д),
- ноутбуки 4 шт
- проектор,
- экран.
Виды наглядности: звуковые (музыкальный), смешанные
(видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.), дидактические
пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и
др.);
Наличие иллюстративных и выставочных материалов.
Теоретические и практические занятия (занятия лекции по истории искусства проводятся в художественном
музее им. Сампилова, занятия - лекции по цветоведению,
занятие-лекция по основам дизайна, лекция по композициям,
практическое занятие по живописи, практикум по рисунку,
практические курсы по композиции, практические занятия по
графическому искусству.
Методическое обеспечение программы:
В педагогической деятельности используются следующие педагогические технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, технологию опережающего развития,
активные и интерактивные методы обучения, такие как: проектный, проблемный, поисковоисследовательский, эвристический, групповые и индивидуальные методы обучения.
При освоении программы активно используются:
- диалогический подход, предполагающий активную совместную творческую деятельность
педагога и учащегося;
- личностно-ориентировочный подход, который применяется через вариативное образование.
- многоуровневый подход, который позволяет выстраивать непрерывность образовательного
процесса, от уровня формирования у детей интереса к выбранному виду деятельности до
уровня творческой самостоятельности, профессионально-ориентированной индивидуальной
работы;
- дифференцированный подход, индивидуально-творческий подход.
Так как в студии обучаются все дети, желающие научиться рисовать, то уровень,
интенсивность, продолжительность и методы образовательно-воспитательной работы зависят
от возраста ребенка, продолжительности его обучения в изостудии, степени одаренности и
разным уровнем его базовой подготовки.
- деятельностный подход, он ориентирован на развитие духовного потенциала личности
обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету в практической
деятельности.
- комплексный подход.
Основные формы учебно-воспитательной работы в студии:
1. Теоретические и практические занятия (занятия - лекции по истории искусства, занятия лекции по цветоведению, занятие-лекция по основам дизайна, лекция по композициям,
практическое занятие по живописи, практикум по рисунку, практические курсы по
композиции, практические занятия по графическому искусству.
2. Организация выставок (мини-выставки, тематические выставки, отчетные выставки для
родителей и другие;
13
3. Участие в городских, республиканских, российских выставках, конкурсах по
изобразительному искусству;
6. Экскурсии на выставки, в музеи, художественные мастерские, театры, на концерты и т. д.
7. Оформление интерьеров Дворца к различным праздникам и мероприятиям.
8. Участие в праздничных мероприятиях, мероприятиях студии, Дворца, городских и
республиканских и других.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе контрольной работы предполагает
выполнение постановки «Рисунок», «Живопись». При оценке контрольной работы следует
принимать во внимание: выполнение учебной задачи; художественную выразительность;
владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами
и материалами.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать
уровень достижения обучающегося в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании
художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Итоговая аттестация выпускников
Учебный предмет
Форма контроля
Наполнение фонда оценочных средств
Композиция
станковая
Экзамен
(защита Темы, рекомендации по подготовке и
итоговой работы)
защите, критерии оценки
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
Методики
Предметная диагностика «Уровень
способностей детей» по изобразительному
искусству.
1.Тесты, анкетирование;
2.Самостоятельные работы по изобразительному
искусству.
3. Участие в выставках, конкурсах.
4. Контрольная работа – постановка.
Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей
Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика Е.Н.
услугами
Степановой)
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- январь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения
14
1.1.Список литературы.
Используемая литература:
1.
2.
3.
4.
5.
Алленов М. Астахов Ю. Мастера русской живописи, 2008 г.
Иванов А.О. «Рисунок», Новосибирск - 2005.
Калмыков Н. В., Максимова И. А. «Дизайн поверхности», 2010 г.
Климмер Б. «Пейзажи. Смешанная техника», 2012 г.
Комарова М.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирование
нею», 2007 г.
6. Корытов О. «Конструкция и композиция», 2014 г.
7. Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству в школе», 2005 г.
8. Любинский И.А., Скатершикова В.К. «Основы эстетики и искусствознания»,
Москва, 2006 г.
9. Марков В.И. «Начало композиционно-графического моделирования», 2005 г.
10. Мухина B.C. «Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения
социального опыта», 2005 г.
11. Неменский Б.Н. «Изобразительное искусство в школе», 2008 г.
12. Овчинникова Р. Ю. «Дизайн в рекламе», 2010 г.
13. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция», 2008 г.
14. Яблонская В.А. «Преподавание предметов», «Рисунок» и «Основы композиции»,
Москва, 2003 г.
В помощь обучающимся:
1. «Великие художники» «Директ- Медиа», 2010 г.
2. Дзиффи Стефано. «Большой атлас живописи». 2008 г.
3. Климмер Б. «Акварельная живопись», 2010 г.
4. «Сто великих музеев мира», изд. «Рооса», 2008 г.
5. «Школа акварели», 2012 г.
Информационное обеспечение:
15