Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.
«Утверждаю» Директор
МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Пой, совершенствуйся, твори»
Вокального коллектива «Cimilya»
Направленность: художественная
Возраст: 6 - 16 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: стартовый, базовый
Автор - составитель:
Ринчинова Марина Цыденовна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025г.
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Песни для души» (далее
- Программа)
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13. Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря
2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N
512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа реализуется в соответствии с художественной направленностью
образования. Программа предполагает создание условий для развития творческих
способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации
личности ребенка через овладение практическими умениями и навыками на занятиях вокала.
Являясь наиболее доступным для детей, вокальное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность программы. Актуальность программы состоит из потребности в
творческой самореализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными
возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас
мире. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире,
творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и
самореализацией. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
В программе «Пой, совершенствуйся, твори» реализуется комплексный подход:
выявление природных музыкальных способностей воспитанников при прослушивании и
приёме в коллектив, последовательная работа над развитием необходимых вокальных умений
и навыков с элементами актёрского мастерства и хореографии.
Отличительные особенности программы. Программа имеет ряд отличий:
- программа учитывает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
− продолжительность обучения снижена до трех лет (вместо пяти), т.к. программа
реализуется на базе школы и ставит своей задачей охватить как можно большее число детей,
дать им стимул для дальнейшего развития;
− в содержание программы включены модули из таких дисциплин как «хореография»
и «сценическое движение», т.к. предполагаются выступления на сцене перед аудиторией;
− углублен раздел «Постановка дыхания», так как дыхательные упражнения носят
оздоровительный характер и оказывают положительное влияние на развитие детского
организма, что особенно актуально в период пандемии.
− помимо занятий, имеющих классическую форму и структуру, почерпнутую из
типовых программ хоровых и вокальных отделений детских музыкальных школ, данная
программа предполагает такие формы организации учебного процесса, как занятие концерт,
конкурс, фестиваль, посещение концертов, выставок, спектаклей, занятий других детских
объединений данного направления, а также класс-концертов в средних и высших учебных
заведениях.
1.2. Педагогическая целесообразность программы выражается в использовании
компетентностного и комплексного подходов. Компетентностный подход предполагают
формирование широкого спектра компетенций у учащихся в процессе интегрирования
осуществляемых видов деятельности и готовность применять их в жизненной ситуации.
Сущность комплексного подхода состоит во взаимодополняющем сочетании разных видов
деятельности, различных методов, приемов и средств обучения и воспитания, а также в
сотрудничестве педагога, обучающегося и родителя.
Основными принципами обучения выступают принцип учета индивидуальных
способностей и принцип коллективизма. У каждого ребенка свои особенности, особенности
заболевания. Работа педагога по реализации данной программы предполагает учет этих
особенностей и их дальнейшее развитие и совершенствование. Отражением принципа
коллективизма, связующим звеном между образовательным учреждением и семьей и формой
реализации семейного воспитания на основе семейных традиций является вовлечение
родителей в творческий процесс.
1.3. Цель программы: обучение детей эстрадной манере пения и развитие их певческих
и общих музыкальных способностей, а также коррекция здоровья и профилактика органов
дыхания.
1.4. Задачи программы
Обучающие:
− обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное
пение», овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на
опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса
на протяжении всего диапазона голоса);
− овладение навыками художественной выразительности исполнения: работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в
музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
− формирование навыка сценического движения, работы с микрофоном, пения под
аккомпанемент и фонограмму;
− овладение навыками ансамблевого исполнения, воспитание у воспитанников чувства
ансамбля, умения слышать себя и партнеров, стремление к художественному единству при
исполнении.
Развивающие:
− развитие музыкального слуха (гармонического, мелодического, ритмического),
памяти, чувства метро-ритма, голоса (силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей);
− развитие дыхательной системы ребенка, ее укрепление, и, как следствие – снижение
риска заболеваний верхних дыхательных путей;
− развитие исполнительской сценической выдержки;
− развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
− развитие творческого потенциала личности воспитанника, познавательной активности
и способности к самообразованию, стремления к творческой самореализации средствами
вокального искусства;
Воспитательные:
− формирование художественного вкуса и профессиональной ориентации;
− воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;
− воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать
внимание, слух, мышление, память;
− формирование у детей навыков социального общения, группового согласованного
действия, чувства коллективизма, взаимовыручки; воспитание активного участника
общественно-полезной деятельности;
− воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство
различных национальных традиций, стилей, эпох;
− формирование коммуникативных качеств обучающихся.
1.5. Возраст обучающихся:
Занятия в студии проводятся в соответствии с возрастными психофизиологическими
особенностями обучающихся в группах, а также индивидуальные занятия в возрастных
группах от 6 до 16 лет.
1.6. Формы проведения занятий: учебное занятие, беседа, репетиция, отчетный
концерт, фестиваль, конкурс, праздник.
Занятия в студии проводятся в группах, также индивидуально с одним ребенком.
Принципы набора групп: необходимым условием для желающих заниматься в кружке
эстрадного пения является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый
голосовой аппарат, артистические задатки.
Численность группы – от 4-8 человек. Это обусловлено тем, что большее количество
членов вокального ансамбля не способствует качественному обучению.
2. Объем программы
2.1.
Объемы программы: Программа рассчитана на 288 часов (из расчета:
- 1 год обучения – 144часа;
- 2 год обучения – 144 часов;
2.2.
Срок реализации программы – 2 года обучения: в течение учебного года (с
начала сентября по конец мая, что составляет 36 учебных недель).
2.3.
Режим занятий:
Младшая группа (1-4 классы) занятия 1 раз в неделю по 2 часа; Средняя группа (5-8
классы) занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Старшая группа (9-11 классы) занятия 2 раза в
неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия - 2 раз в неделю по 2 часа.
(Примечание: 1 академический час = 35 минут астрономического часа для категории
обучающихся с ОВЗ).
3.
Планируемые результаты
3.1.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы отслеживаются по трём компонентам:
предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую
картину творческого развития учащегося.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими
учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков учащиеся
овладевают на уровне:
- актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа с
песенным репертуаром, хорошо освоенная и выполняемая практически);
- зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся ещё в стадии−
формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области вокального
творчества).
Предметные результаты – уровень освоения учащимися базовых понятий эстрадного
пения, опыт деятельности по получению новых знаний в области вокального творчества, его
преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов вокального
творчества, лежащей в основе современных направлений: вокал, актёрское мастерство,
хореография, сценическая речь
По окончании обучения учащиеся будут знать:
− специальную терминологию по вокалу;
− музыкальную грамоту в объёме программы;
− строение, работу голосового и артикуляционного аппарата;
− правила гигиены певческого голоса;
− о правильной певческой установке и певческом дыхании; дикции и артикуляции; об
управлении голосовыми связками;
уметь:
- петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя;
- исполнять вокальные упражнения, вокализы, музыкальные произведения с
использованием приобретенных вокально-технических навыков;
- понимать требования педагога (слова петь «мягко, нежно, легко, с опорой»);
- петь в сопровождении фортепиано и под фонограмму (-1), петь без напряжения под
фонограмму;
- пользоваться средствами музыкальной выразительности, чувствовать кульминацию;
- добиваться смыслового единства текста и музыки при работе над песней; вносить в
исполнение элементы творчества;
- владеть основами сценического мастерства (культура поведения на сцене, создание
сценического имиджа, преодоление психологических и эмоциональных трудностей
исполнительской деятельности);
- создавать художественный образ исполняемой песни; доводить до слушателей
содержание и характер произведения с помощью приобретенного сценического опыта;
- работать в коллективе, взаимозаменять друг друга;
- анализировать своё исполнение и исполнение своих товарищей.
Метапредметные результаты – овладение учащимися умениями, которые создадут
возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности,
необходимые для дальнейшего совершенствования вокально-творческой деятельности:
−
ведение диалога с учащимися и педагогом;
− взаимопомощь в сотрудничестве под руководством педагога;
− умение выражать свои мысли в устной форме;
− умение задавать простые вопросы по учебному материалу;
− умение работать в ансамбле и инициативное сотрудничество;
− умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
− умение находить компромисс;
− умение находить различные детские песни и фонограммы для дальнейшей работы и
выступлений;
− умение анализировать своё выступление и исполнение песен, слышать ошибки и
понимать, над чем нужно работать;
Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
ценностно-смысловые установки воспитанников, отражающие их индивидуально личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской,
гражданской идентичности:
− личностное самоопределение;
− ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
− сформированность навыков целеполагания, планирования, прогнозирования,
самоконтроля, самооценки;
− умение самостоятельно находить информацию в информационном поле;
− умение самостоятельно находить несколько вариантов решения проблемы;
− организация в работе с музыкальной аппаратурой;
− организация поведения во время занятия;
− понимание учебной задачи;
− составление своего концертного репертуара;
− осуществление контроля своего публичного выступления;
− высказывание предположений по поводу способа действия;
3.2. Способы и формы проверки результатов:
Формы контроля результативности образовательного процесса в вокальном коллективе:
1.
Зачеты
2.
Тестирование и анкетирование
3.
Конкурсы, показательные выступления.
4.
Отчётные концерты
Основной мониторинг результативности образовательного процесса
Для проведения Основного Мониторинга результативности образовательного процесса,
разработан ряд диагностических критериев: музыкальная грамота, ритмические диктанты,
интонирование, музыкальная память, артистичность, креативность.
Высокий: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на высоком
уровне, может без помощи педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить
вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и основы вокала развиваются
заметно. Может самостоятельно разучить и проанализировать произведение.
Средний уровень: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на
среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и самостоятельно и с помощью
педагога, музыкальные и вокальные способности развиваются средне. Может частично
самостоятельно разучить произведения и проанализировать его.
И низкий уровень обучения: студиец слабо усвоил теорию и практику. Может ответить
на вопросы в основном с помощью педагога. Музыкальные и вокальные способности
развиваются слабо, самостоятельная работа с произведениями почти не проводиться.
Итоговый мониторинг образовательного процесса:
Прослеживается значительный рост поднятия уровня усвоения образовательной
программы, в зависимости от первоначального уровня музыкальных способностей учеников.
Дети стали более активные, раскрепощенные и музыкальные и вокальные способности
учеников развиваются. Поскольку в судию принимаются дети с различными
первоначальными музыкальными способностями, даже имеющие плохой музыкальный слух,
поэтому в итоге есть низкий уровень оценки. Ученики имеют различные вокальные и
музыкальные данные, но они развиваются в любом случае.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.
№
п/п
1
2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Теоретические занятия
Практические занятия
3
Форма контроля
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
ВСЕГО ЧАСОВ
36
108
Педагогические
наблюдения, зачет
144 ч.
2 год обучения
144 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
стартовый уровень (1 год обучения)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Формы
аттестации/контроля
Теория Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
Прослушивание
2
Постановка голоса
10
1
9
Прослушивание
3
Развитие музыкального слуха
10
1
9
Прослушивание
4
Работа над произведением
10
2
8
5
Формирование и развитие
сценических навыков
История музыки
6
1
5
Наблюдение
Прослушивание
Выступление
4
2
2
Беседа
7
Прослушивание музыкальных
произведений
4
1
3
8
Посещение музыкальных
спектаклей, концертов,
музеев
Репетиционные занятия
4
4
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Беседа
10
-
10
Прослушивание
Особенности эстрадного
вокала
4
4
6
9
10
Беседа
2
2
-
Беседа
4
3
1
Беседа
4
1
3
Беседа
14
Психологические и
физиологические факторы,
влияющие на развитие
творческих способностей
Влияние эмоционального
состояния на
голосообразование и общее
физическое и
психическое состояние
Преодоление возможных
голосовых напряжений,
сопряженных с возбужденным
эмоциональным состоянием
Раскрепощение
8
1
7
15
Саморегуляция
4
1
3
16
Дыхание
6
6
-
Голосовой аппарат, и как
Все устроено
Правильное дыхание
4
2
-2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
4
1
3
Дыхание и его роль в
Психической саморегуляции
Техника речи, вокальная
дикция
Речевой аппарат
4
1
3
4
1
3
6
2
4
Характеристики голоса и
речи
Слово в пении
4
3
1
4
1
3
Беседа. Педагогическое
наблюдение
Беседа. Педагогическое
наблюдение
Беседа
4
1
3
Прослушивание
4
1
3
Прослушивание
26
Вокальная фонетика: гласные и
согласные в пении
Диапазон. Развитие силы,
Объема и яркости
Вокально-хоровые работы
12
Прослушивание
27
Итоговое занятие
2
-
2
Промежуточная
аттестация
44
100
11
12
13
17
18
19
20
21
22
23
24
25
ИТОГО:
12
144
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с программой на учебный год. План
творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание с целью определения уровня музыкального развития
учащихся (входная диагностика): диапазона голоса, качества звукообразования, наличия
координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в работе
1.
голосового аппарата. Выявление заболеваний органов дыхания и заикания.
Постановка голоса
2.
Теория. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о
том, что такое:
правильная постановка корпуса при пении;
певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом
пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое
произношение согласных;
слуховое осознание чистой интонации
Практика. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона.
Распевание. Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с
использованием следующих интервалов:
- на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н;
на губные – Б, П, В, М.
Развитие музыкального слуха
3.
Теория. Музыкальный звук. Тишина, звуки высокого, среднего, низкого регистра;
короткие, длинные.
Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией
слуха и голоса. Вводятся упражнения с использований гаммы, арпеджио. Наряду с
упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен военных
лет, отечественных популярных песен.
Формирование и развитие сценических навыков
4.
Теория. Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.
Практика. Упражнения на развитие сценического обаяния и актерского мастерства.
Работа над произведением
5.
Теория. Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства,
сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом
и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром. Обучение
умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение
Практика. Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией. Работа с микрофоном. Формирование умения работать с
профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и
становлением сценического образа обучающегося. Работа над укреплением вокальнотехнических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара.
История музыки
6.
Теория. Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
Прослушивание музыкальных записей. Знакомство с музыкой различных эпох и
7.
стилей
Теория. Прослушивание американской музыки 20-30-х годов ХХ века.
Фольклор, джаз, классика.
Практика. Анализ прослушанных произведений.
Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев
8.
Теория. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи
певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.
Репетиционные занятия
9.
Теория. Знакомство с певческой установкой. Положение корпуса и головы при пении
стоя и сидя.
Практика. Работа над произведением. Развитие музыкально- образного мышления.
Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов,
сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Особенности эстрадного вокала
Теория. Отличие эстрадного вокала от других видов. Особенности эстрадного пения.
Сочетание различных техник и специфических приемов. Фундаментальные разделы
дисциплины.
Практика. Работа над репертуаром.
11. Психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие творческих
способностей
Теория.
Понятие
голосообразования.
Психофизические
аспекты
человека.
Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Практика свободного и глубокого
дыхания.
Практика. Пение хорового сольфеджио.
12. Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и
психическое состояние
Теория. Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение. Источники зажима голоса.
Влияние эмоционального состояния на физиологическое состояние голосового аппарата.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
13. Работа по преодолению возможных голосовых напряжений сопряженных с
возбужденным эмоциональным состоянием
Теория. Беседа о том, как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым
голосом.
Практика. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.
14. Раскрепощение
Теория. Две крайности, ошибочные для начинающих вокалистов и как избежать их.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
15. Саморегуляция
Теория. Метод, способствующий уменьшению вокальных противоречий. Саморегуляция
голоса через эмоционально- художественные стимулы. Принцип постепенного овладения
мастерством пения. Что помогает и что мешает саморегуляции?
16. Дыхание
Теория. Общие понятия о дыхании и роль дыхания в жизни человека.
17. Голосовой аппарат, и как всѐ устроено
Теория. Физиология голосового аппарата.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
18-19. Правильное дыхание
Теория. Виды дыхания. Дыхание в эстрадном вокале.
Практика. Упражнения для выработки правильного дыхания эстрадного исполнителя.
20. Техника речи, вокальная дикция
Теория. Понятия техники речи и вокальной дикции.
Практика. Упражнения по методике Емельянова. Разучивание певческого репертуара.
21. Речевой аппарат
Теория. Происхождение звука. Положения речевого аппарата. Речевой аппарат как
голосовой инструмент.
22. Характеристики голоса и речи
Теория. Признаки несовершенства речи. Характеристики хорошего и плохого голоса.
Практика. Упражнения по методике Емельянова. Разучивание певческого репертуара.
23. Слово в пении
Теория. Пение как «омузыкаленная речь».
Практика. Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.
24. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении
Теория. Индивидуальные звуковые черты человека. Искажение звуков.
Основное правило эстрадного вокала.
Практика. Четкость произнесения гласных.
25. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости
Теория. Понятие музыкального диапазона. Определение диапазона учеников. Вокальный
и полный диапазон.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
26. Вокально - хоровые работы
Теория. Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста,
актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и
исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Практика. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.
Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без
сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
27. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за год. Анализ самоанализ. Промежуточная аттестация:
тестирование. Характеристика успешности каждого ученика.
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
Название раздела, темы
п/п
Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практика аттестации/контроля
1
Вводное занятие
2
1
1
Прослушивание
2
Развитие певческого
Диапазона и голосового
аппарата
Развитие музыкального
Слуха
Работа над произведением
20
2
18
Прослушивание
12
1
11
Прослушивание
12
1
11
Работа над сценическим
воплощением
История музыки
14
2
12
Наблюдение
Прослушивание
Выступление
2
2
-
Беседа
Прослушивание музыкальных
произведений
Посещение музыкальных
спектаклей, концертов, музеев
6
6
-
6
6
-
Педагогическое
наблюдение. Беседа.
Беседа
3
4
5
6
7
8
9
Репетиционные занятия,
концерты
1Постановка голоса
18
1Опора звука
2
1Чувство опоры
-
18
Прослушивание
14
Беседа
1
1
Прослушивание
2
1
1
Прослушивание
1Вокальная «маска»
6
1
5
1Атака звука
4
1Резонаторы
4
1
3
1Вокальный зевок
4
1
2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
1Регистры голосов
4
1
2
1Рекомендации для занятий
Вокальными упражнениями
1Этапы работы с голосом
4
1
3
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
2Вибрато
6
1
5
Прослушивание
Стиль, Манера исполнения
6
1
5
Прослушивание
Приемы, применяемые в
Эстрадном вокале
Правила и советы по гигиене
голоса
Принципы творческого вокала
10
2
8
Прослушивание
4
4
-
беседа
6
6
вокально-хоровые
работы
Итоговое занятие
12
-
14
Прослушивание
2
-
2
Промежуточная
аттестация
ИТОГО:
216
43
173
14
10
11
12
13
4
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
беседа
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с программой на учебный год. План
творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Рекомендации по приобретению музыкальной литературы.
Практика. Прослушивание с целью определения уровня музыкального развития
учащихся (входная диагностика): диапазона голоса, качества звукообразования, наличия
координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в работе
голосового аппарата.
Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата
2.
Теория. Правила пения и охраны голоса.
Практика. Упражнения на дыхание, звукообразование. Распевание. Новые практические
навыки:
1.
строение голосового аппарата;
способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена);
сглаживание регистровых переходов;
Работа над расширением диапазон голоса, примерно до 1,5 октав, выравниванием
звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры,
совершенствуется работа с учебной фонограммой
«минус».
Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки
на октаву вверх и вниз.
Развитие музыкального слуха
3.
Теория. Мягкая атака звука. Свободное положение гортани при пении. Вокализация
гласных звуков. Штрихи (легато и стаккато).
Практика. Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих способностей:
музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти,
эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к
художественному труду.
Работа над произведением
4.
Теория. Показ педагога. Работа над иностранным текстом произведения. Работа с
микрофоном.
Практика. Разучивание музыкального и поэтического текстов. Работа над вокальной
партией. - работа над. Чтение нот.
Работа над сценическим воплощением
5.
Теория. Выразительность исполнения
Практика. Закрепление технических навыков и освоением эстрадного вокального
репертуара.
История музыки
6.
Теория. Рассмотрение исторических этапов развития
мировой
музыкальной
культуры.
Прослушивание музыкальных произведений
7.
Теория. Фольклор, джаз, классика.
Практика. Прослушивание и анализ произведений.
Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев
8.
Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи певцов
и композиторов с прослушиванием
музыкальных произведений.
Практика. Обмен полученными впечатлениями. Рефлексия.
Репетиционные занятия
9.
Теория. Работа над репертуаром.
Практика. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления.
Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита,
музыкальных записей.
10. Постановка голоса
Теория. Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.
11. Опора звука
Теория. «Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры
звука.
Практика. Разучивание певческого репертуара.
-
Чувство опоры
Теория. Ощущение свободно распоряжаться своим голосом.
Практика. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление
этого ощущения.
13. Вокальная «маска»
Теория. Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным
использование верхних резонаторов.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
14. Атака звука
Теория. Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок.
Три вида атаки.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
15. Резонаторы
Теория. Нижняя опора звука – грудной резонатор.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
16. Вокальный зевок
Теория. Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
17. Регистры голосов
Теория. Однородные способы звукообразования. Фистула.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
18. Рекомендации для занятий вокальными упражнениями
Теория. Правила выполнения вокальных упражнений.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
19. Этапы работы с голосом
Теория. Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого
голоса. Чистота интонации.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
20. Вибрато
Теория. Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
21. Стиль, манера исполнения
Теория. Современная манера вокала.
Практика. Поиск собственного звука и сценического образа.
22. Приемы, применяемые в эстрадном вокале
Теория. Рассмотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение,
Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
23. Правила и советы по гигиене голоса
Теория. Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
24. Принципы творческого вокала
Теория. Принципы не строго обязательны для всех. Певец - творец, а не исполнителем
штампов и инструкций.
Практика. Упражнения. Разучивание певческого репертуара.
25. Вокально хоровые работы
12.
Теория. Современная песня. Авторы музыки и слов, содержание музыки и текста,
актуальность песни, особенности художественного образа, музыкально-выразительные и
исполнительские средства, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент,
фонограмма.
Практика. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.
Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Пение учебнотренировочного материала.
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального
слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций. Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей
их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или
игры на элементарных музыкальных инструментах.
26. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за год. Анализ самоанализ итоговых выступлений.
Промежуточная аттестация; прослушивание.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
№
п/
и
1
Месяц
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной образовательной программы,
первый год обучения на 2024-2025 учебный год, стартовый уровень,
педагог дополнительного образования Гармабазаров Мунко Кишигтуевич
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности и охране,
гигиене детского голоса
Постановка голоса
2
Стартовая
диагностика
школа
Стартовая
диагностика
5
школа
Прослушивание
3
Развитие музыкального
слуха
5
школа
Прослушивание
4
Работа над произведением
8
школа
Наблюдение
Прослушивание
5
Формирование и развитие
сценических навыков
5
школа
Выступление
6
История музыки
3
школа
Беседа
7
Прослушивание музыкальных
произведений
4
школа
8
Посещение музыкальных
спектаклей, концертов, музеев
3
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
Педагогическо
енаблюдение.
Беседа.
Беседа
2
школа
9
Репетиционные занятия
10
10
Особенности эстрадного вокала
4
11
Психологические и
физиологические факторы,
влияющие на развитие творческих
способностей
Влияние эмоционального состояния
на голосообразование и общее
физическое и психическое состояние
3
3
14
Преодоление возможных голосовых
напряжений сопряженных с
возбужденным эмоциональным
состоянием
Раскрепощение
15
Саморегуляция
3
16
Дыхание
3
12
13
3
5
17
Голосовой аппарат и как
Все устроено
3
18
Правильное дыхание
3
19
Дыхание и его роль в
Психической саморегуляции
3
20
Техника речи, вокальная дикция
4
21
Речевой аппарат
3
22
Характеристики голоса и речи
3
23
Слово в пении
3
24
Вокальная фонетика: гласные и
согласные в пении
3
25
Диапазон. Развитие силы,
Объема и яркости
4
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
школа
Прослушивани
е
школа
Беседа
школа
Беседа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
школа
Беседа
школа
Беседа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Беседа
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Прослушивание
школа
Беседа
школа
Беседа
школа
Беседа
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
работа
26
Вокально-хоровые работы
7
27
Итоговое занятие
1
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
школа
Прослушивание
школа
Промежуточная
аттестация
№
п/
и
Месяц
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной образовательной программы,
второй год обучения на 2024-2025 учебный год, базовый уровень,
педагог дополнительного образования Гармабазаров Мунко Кишигтуевич
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
2
2
Развитие певческого
Диапазона и голосового аппарата
10
3
Развитие музыкального
Слуха
5
4
Работа над произведением:
5
5
Работа над сценическим
воплощением
4
6
История музыки
2
7
Прослушивание музыкальных записей
3
8
Посещение музыкальных спектаклей,
концертов, музеев
5
9
Репетиционные занятия
8
10
Постановка голоса
6
11
Опора звука
2
12
Чувство опоры
2
13
Вокальная «маска»
2
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Входная
диагностика
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Наблюдение
Прослушивание
школа
Выступление
школа
Беседа
школа
школа
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Беседа
школа
Прослушивание
школа
Беседа
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Педагогическое
наблюдение
работа
14
Атака звука
3
15
Резонаторы
3
16
Вокальный зевок
3
17
Регистры голосов
3
18
Рекомендации для занятий
Вокальными упражнениями
2
19
Этапы работы с голосом
4
20
Вибрато
3
21
Стиль, Манера исполнения
5
22
Приемы, применяемые в
Эстрадном вокале
4
23
Правила и советы по
Гигиене голоса
3
24
Принципы творческого
Вокала
4
25
Вокально-хоровые
работы
13
26
Подготовка к отчетному к концерту
1
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Беседа
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Педагогическое
наблюдение
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Прослушивание
школа
Беседа
школа
Беседа
школа
Прослушивание
школа
Промежуточная
аттестация
Итоговое занятие
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Аспекты
Характеристика (заполнить)
1. Электропианино
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
4. Мультимедийное оборудование
5. Микрофоны
Материально-техническое
обеспечение
Получено по Программе «Новые
места»:
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
- CD, DVD диски, видео, фотоматериалы
Интернет-источники
Гармабазарова Зоригма Семеновна
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе, творческая работа на основе проекта,
показа, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми
образовательными
услугами
Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ
Изучение
удовлетворенности
работой
образовательного
(методика Е.Н.Степановой)
родителей
учреждения
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)
аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу
(учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ
и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный
материал (альбомы, атласы, карты, таблицы) оформляется в соответствии с требованиями к
оформлению библиографических ссылок.
На сегодняшний день действует: межгосударственный стандарт ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Именно в
соответствии с ним рекомендуется составлять список литературы. Нормативные правовые
акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
- Международные законодательные акты – по хронологии;
- Конституция РФ;
- Кодексы – по алфавиту;
- Законы РФ – по хронологии;
- Указы Президента РФ – по хронологии;
- Акты Правительства РФ – по хронологии;
- Акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления,
положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.
1.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. Москва: ВЛАДОС, 2000. – 336с.
2.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б. Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2007. –155с.
3.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019.
– 352с.
4.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 6 - изд., стер. – СПб.:
«Лань», 2010. – 190с.
5.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и
среднего возраста. Москва: Владос, 2000. – 304с.
6.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.
Москва: АСТ; Астрель, 2007. – 318с.
7.
Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
251с.
8.
Любарский В.К. Хоровое сольфеджио. Издательство «ПСТГУ» 2018. – 44с.
9.
Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников. М., Издательский центр "Академия", 2001. – 367с.
10.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования
М.:«Владос», 2000. – 272с.
11.
Питько А. В. Идет коза рогатая – СПб.: Композитор, 2007. – 52 с.
12.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . СПб.: Питер, 2007. – 120с.
13.
Русская вокальная музыка. Авторы-составители Т.Лещеня Л. Макеева. Москва:
«АСТ» 2005. – 223с.
14.
Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей. Москва: 2012. – 22с.
15.
Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного вокала. Москва, 2015. – 249с
16.
Роганова И.В. Хоровое сольфеджио по методике г. Струве, СПб.: Композитор, 2014. –
88с.
17.
Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа. Волгоград: Учитель,
2009. – 138с.
18.
Щетенин М.Н. Дыхательная гимнастика. Москва: АСТ, 2011. – 325с.
Список литературы для учащихся
Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей. Ростов на Дону: 2010. 192с. Давыдова
М.А. Музыкальный словарь. Москва: ВАКО, 2013. – 96с.
Александрова Н.А. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий. Санкт-Петербург: Лань,
2015. – 352с.
Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов: Учебное пособие. Санкт-Петербург:
Лань, 2016. – 68с.
https://сольфеджио.онлайн/
Список видео и аудиоматериалов
1.
«Пойте с нами». Фонограммы + и – для прослушивания, разучивания и исполнения.
Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», г. Москва.
2.
«Детский праздник». Фонограммы + и – для прослушивания, разучивания и
исполнения. Издательство «ВЕСТЬ-ТДА», г. Москва.
3.
Музыкальные обучалочки. Абсолютный слух. Подвижные игры. Веселая
логоритмика. Аудио программы Екатерины и Сергея Железнова. Издательство детских
образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», г. Москва, 2007.
4.
«Русский фольклор» Фонограммы + и – для прослушивания, разучивания и
исполнения. Издательство «ВЕСТЬ-ТДА», г. Москва, 2012.
5.
Видео материалы мастер класс по вокалу.
6.
Видео материалы по вокально-хоровой работе. Детские хоры, ансамбли, солисты.