Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.
«Утверждаю» Директор
МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Актерское мастерство
Театральная студия «Есть идея»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-17
Срок реализации программы: 5 лет
Уровень: стартовый, базовый
Автор -составитель:
Лапина Мария Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (далее Программа) разработана в соответствии нормативно-правовыми документами:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
17.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы обусловлена социальной значимостью, ориентирована на
запросы и потребности современных детей и их родителей. Программа соответствует
государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу
общества. При определении актуальности программы использован анализ детского
и родительского спроса. В рамках реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Актерское мастерство» создаются условия для выявления, поддержки
и развития способностей и талантов обучающихся, что соответствует основным задачам
Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Синтетичность и коллективность театрального искусства, соединение в театре
нескольких видов искусств: литературы, музыки, хореографии, сценографии, актерского
искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную миссию. Для
воспитания современного подрастающего поколения театр является настоящей кафедрой,
по меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, с которой, «можно сказать миру
много добра». В процессе проигрывания ролей дети учатся использовать разные способы
взаимодействия с окружающим миром, преодолевать собственные жизненные затруднения,
реализовывать свой творческий потенциал, в результате чего развивают социальный
интеллект и приобретают новый опыт.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7 – 17 лет. Специальных знаний
и умений не требуется.
Уровень освоения программы – углубленный.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения: 5 лет
Объем программы: 864 часа
Объем освоения программы по годам обучения (в часах):
−
1 год обучения – 144 академических часа;
−
2 год обучения – 144 академических часа;
−
3 год обучения – 144 академических часа;
−
4 год обучения – 216 академических часов;
−
5 год обучения – 216 академических часов.
Отличительные особенности
В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Актерское
мастерство» будет реализовываться модель детского наставничества и шефства
«обучающийся-обучающийся», которая позволит решать задачи сразу в нескольких
направлениях: снятие психологических барьеров, установление доброжелательной
атмосферы сотрудничества, обеспечение успешного освоения программы каждым
обучающимся (и подшефным, и наставником).
В рамках образовательного процесса наставничество будет направлено на развитие
таланта, профориентацию, мотивацию к обучению, поддержку в инклюзивном
образовании, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Наставничество и шефство рассматривается как систематическая и целенаправленная
деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим
обучающимся объединения.
Цель программы: эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности,
творческой индивидуальности ребенка средствами театра и актерской деятельности.
Задачи образовательной программы
Обучающие:
- способствовать освоению теоретических знаний, практических умений и навыков в
области актерского мастерства;
−
сформировать навыки сценической речи (дыхание; артикуляция; сценический
шёпот, речевой диапазон, дикция, пауза, смысловая пауза, люфт, тембральная окраска,
интонирование и др.);
−
сформировать знания в области драматургии, истории театрального искусства
(жанры драматургии; виды театра; театральные профессии; организация процесса
постановки спектакля; театральное пространство; история театра, этика поведения зрителя
и актера);
−
сформировать умения свободно двигаться в сценическом пространстве
(мышечная свобода; пластичность; чувство ритма);
−
сформировать знания и навыки в области основ макияжа и сценического грима;
−
сформировать навыки творческого взаимодействия (взаимодействие с
партнером; постановка импровизаций, этюдов, спектаклей).
−
научить комплексу приёмов, необходимых для работы над ролью (держать
внимание к объекту и партнеру; видеть, слышать, воспринимать; логичность и
последовательность действий и чувств; чувство правды на сцене; выполнение
сценической задачи; вера в предлагаемые обстоятельства).
Развивающие:
−
развить пластические и речевые данные обучающихся;
−
способствовать развитию психофизического аппарата (ощущение, восприятие,
внимание, память; фантазия и воображение, образное мышление, преодоление мышечных
зажимов);
−
развить способность анализировать предлагаемый материал и формулировать
свои мысли;
−
развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности;
−
развить эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность
к состраданию, сочувствию;
−
развить организаторские способности;
−
развить личностные и творческие способности детей.
Воспитательные:
−
формировать мотивацию к занятиям актерским мастерством, к изучению
театрального искусства;
−
способствовать воспитанию художественного вкуса;
−
воспитать самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
−
способствовать воспитанию духа командности, взаимовыручки и поддержки;
−
сформировать личные качества: выдержку, самоотдачу, целеустремленность;
−
способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственной позиции.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные
Учащиеся будут знать:
−
основные теоретические понятия: театральное наблюдение, этюд, действие,
событие, взаимодействие с партнером, сценическая задача, предлагаемые обстоятельства,
органическое молчание, импровизация, темпо-ритм, постановка, сквозное действие,
особенности различных школ актерского мастерства;
−
комплекс приёмов, необходимых для работы над ролью;
−
историю театрального искусства, основы драматургии;
−
основы актёрского мастерства (психофизический аппарат, сценическая свобода,
импровизация, этюды на «органическое молчание», «рождение слова»; сценическая речь);
−
основы макияжа и сценического грима.
Учащиеся будут уметь:
−
выполнять тренинг психофизического аппарата, дыхательных мышц,
артикуляции; тренинги на внимание, на овладение сценической свободой; на память
физических действий;
−
играть этюды импровизационного характера; на наблюдения, на «органическое
молчание», «на рождение слова»;
−
определять тип кожи, наносить национальный, характерный гримы;
−
работать над ролью в предлагаемых обстоятельствах.
Метапредметные
Учащиеся будут:
−
ориентироваться в событиях культурной жизни;
−
воспринимать, анализировать и оценивать информацию в области театрального,
музыкального, музыкально-сценического искусства, художественного образования;
−
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
−
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
−
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
−
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
−
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
−
проявлять инициативу и активность;
−
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
−
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению.
Личностные
У учащихся будут:
−
развиты навыки выразительного и пластического поведения в пространстве
сцены;
−
развиты навыки выразительной сценической речи;
−
развиты потребность и желание сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
−
развиты понимание и осознание значимости занятия театральным искусством
для личного развития.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации программы
Программа предусматривает возможность реализации с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. В течение учебного года
возможно перераспределение часов в теоретической и практической части учебного плана
с сохранением общего количества часов. В рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы предусмотрено частичное использование дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Программа предусматривает реализацию детской модели наставничества и
шефства «обучающийся - обучающийся». Практика организации модели наставничества
может быть представлена в следующих формах: «Компетентностное лидерство»
(содействие во время учебно-воспитательного процесса), «Коллективно-творческое дело»
(шефство старших обучающихся над младшими в рамках выездных профильных смен,
участие в различных мероприятиях).
Программа предполагает 3 уровня освоения материала.
1 уровень: стартовый (1-2 год обучения)
Задача этого уровня – расширение кругозора, знакомство с театром как с видом
человеческой деятельности, постижение основ актерского мастерства.
Задача педагога на этом уровне, учитывая особенности учащегося, создать условия,
благоприятные для самовыражения ребенка, развития его творческого начала.
На начальном этапе обучения у ребят очень остро стоит проблема преодоления себя,
поэтому доброжелательная обстановка на занятиях, оценка усилий ребенка по типу «если
сегодня не получилось – получится в следующий раз», постепенный переход от
коллективных игровых заданий к индивидуальным этюдам, включение в программу
специального цикла упражнений на снятие мышечных зажимов, избавление от которых
помогает освобождению от страхов внутреннего напряжения, – позволяет достаточно
хорошо подготовить психофизический аппарат ребенка к процессу творчества.
На этом уровне происходит «погружение» в творчество, развитие навыков свободного
самочувствия в условиях публичности.
2 уровень – базовый, или «познание себя» (3-4 год обучения, «Я в предлагаемых
обстоятельствах»).
Задача второго уровня – подвести ребенка к самостоятельному созданию условий для
собственной актуализации и реализации своего творческого потенциала. Поэтому все
упражнения в разделе «Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата»
направлены на совершенствование ребенком своей саморегуляции и лучшему соединению
со своим «Я», на раскрытие внутренних механизмов психотехники актера и овладению ими
на начальном этапе. Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации.
Основным видом учебной деятельности являются подготовительные, настраивающие
тренинги, одиночные и парные этюды на наблюдение, память физических действий,
органическое молчание, продолжается работа над этюдами на рождение слова. Упор
делается на взаимодействие друг с другом, на ощущение партнёра и работу с партнёром.
Необходимость участия в этюдах и в качестве «режиссера» и в качестве исполнителя
в этюдах своих товарищей, а в работе над пьесой – соотнесение желаний и действий
персонажа с волей и хотениями других действующих лиц – тренируют коммуникативные
навыки ребенка, учат его учитывать не только свои желания и цели, но и желания и
поступки других людей, помогают ребенку найти свое место в окружающем мире.
Кроме актерского тренинга и работы над этюдами и ролью, в программу этого этапа
включен блок по сценическому макияжу и гриму.
3 уровень – углубленный (5 год обучения).
Он включает в себя разделы актерского тренинга и работы над спектаклем. Задача
актерского тренинга – укрепить и развить навыки обучающегося в области
самостоятельного овладения актерской психотехникой, характерностью, умением
действовать в предлагаемых обстоятельствах, быть сценичным и пластически
выразительным.
Основным видом учебной деятельности являются подготовительные, настраивающие
тренинги, этюды на литературной основе, репетиционная работа на основе драматического
произведения.
Условия набора и формирования групп
На первый год обучения принимаются все желающие заниматься театральным
творчеством в возрасте 7 – 12 лет.
Отсутствие специальных данных (внешних, речевых, двигательных и т.п.) не является
причиной отказа в приеме в объединение.
Возможен дополнительный набор на второй и последующие годы обучения учащихся,
имеющих соответствующие знания, умения и навыки. Прием осуществляется по
результатам собеседования.
Оптимальное количество учащихся в группе: 1 год обучения 14 – 16 человек (связано
с тем, что активно используется работа в парах); на остальных годах обучения
количественный состав группы может меняться (на 5 году – не менее 12 человек).
Формы организации и проведения занятий
Формы организации деятельности на занятии:
−
фронтальная: объяснение, показ педагога, беседа;
−
групповая: коллектив делится на микрогруппы для выполнения определенных
задач (парные, массовые этюды);
−
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми,
исполняющими главные роли, а также для коррекции пробелов в знаниях и отработки
отдельных навыков;
−
коллективная: репетиция, постановочная работа, спектакль.
Формы проведения занятий: этюдная работа; творческое задание; выездные
учебные занятия экскурсии; театральный практикум (контрольные занятия); репетиция.
Материально-техническое оснащение
Просторный светлый класс; зал со сценой; стулья (по количеству обучающихся);
стол; кубы; ширмы; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура;
видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура; реквизит.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Возможно привлечение специалистов звукового и светового цеха для проведения
генеральных репетиций и итоговых показов/спектаклей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 года обучения
Количество часов
№
Название раздела, темы
Всего Теория
Практика
п/п
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Творческий туалет и тренинг
психофизического аппарата
Восприятие и
наблюдательность
Сценические этюды
Творческие сюрпризы
Культурно-образовательная
деятельность
Итоговое занятие
Итого
56
14
42
Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Анализ выполнения
заданий
Наблюдение
24
6
18
Наблюдение
36
20
4
8
5
1
28
15
3
2
144
35
2
109
Анализ этюдов
Творческий показ
Выполнение
творческих заданий
Творческий показ
Учебный план 2 года обучения
Количество часов
№
Название раздела, темы
Всего Теория
Практика
п/п
1. Вводное занятие
2
0,5
1,5
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Творческий туалет и тренинг
психофизического аппарата
Восприятие и
наблюдательность
Сценические этюды
32
6
26
Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Анализ выполнения
заданий
Наблюдение
14
2
12
Наблюдение
30
6
24
Техника и культура речи
Творческие сюрпризы
Культурно-образовательная
деятельность
Театральный практикум
Итоговое занятие
Итого
34
20
6
8
4
2
26
16
4
28,5
4
2
115
Показ и анализ
этюдов
Технический зачет
Творческий показ
Выполнение
творческих заданий
Творческий показ
Открытое занятие
4
2
144
Учебный план 3 года обучения
№
Название раздела, темы
п/п
1.
Вводное занятие
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
0,5
1,5
Творческий туалет и тренинг
психофизического аппарата
Восприятие и
наблюдательность
Сценические этюды
16
4
12
Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Анализ выполнения
заданий
Наблюдение
14
3
11
Наблюдение
20
5
15
Культура речи
Работа над ролью
Основы макияжа и
сценического грима
Культурно-образовательная
деятельность
Театральный практикум
Итоговое занятие
Итого
18
42
18
4
10
4
14
32
14
Показ и анализ
этюдов
Конкурс чтецов
Творческий показ
Конкурс гримеров
6
1
5
31,5
6
2
112,5
6
2
144
Выполнение
творческих заданий
Творческий показ
Спектакль
Учебный план 4 года обучения
№
Название раздела, темы
п/п
1. Вводное занятие
2.
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1
1
Творческий туалет и тренинг
психофизического аппарата
Культура речи
Сценические этюды
20
5
15
24
36
6
9
18
27
60
20
15
5
45
15
14
3
11
8.
Работа над образом
Основы макияжа и
сценического грима
Культурно-образовательная
деятельность
Театральный практикум
36
8
28
9.
Итоговое занятие
4
216
52
4
164
3.
4.
5.
6.
7.
Итого
Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Анализ выполнения
заданий
Наблюдение
Конкурс чтецов
Показ и анализ
этюдов
Творческий показ
Конкурс гримеров
Выполнение
творческих заданий
Игра-конкурс
«Самый умный»
Творческий показ
Открытое занятие
Учебный план 5 года обучения
Количество часов
Всего Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Творческий туалет и тренинг
психофизического аппарата
Культура речи
Основы макияжа и
сценического грима
Работа над драматическим
произведением
Работа над образом
Культурно-образовательная
деятельность
Театральный практикум
Итоговое занятие
36
8
28
Формы контроля/
аттестации
Наблюдение
Анализ выполнения
заданий
Творческий показ
24
20
6
5
18
15
Технический зачет
Технический зачет
24
6
18
Творческий показ
60
14
15
4
45
10
32
4
6
26
4
Творческий показ
Выполнение
творческих заданий
Творческий показ
Спектакль
216
51
165
№
п/п
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела, темы
Итого
Содержание программы
1 года обучения
1.
Вводное занятие
Теория
Введение в предмет. Понятие «театр», «актер». Выявление природных способностей
ребенка. Правила безопасного поведения в зале, в образовательном учреждении.
Практика
Игры на знакомство, виртуальная экскурсия в театр, за сцену, театральные игры.
2.
Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата
Теория
Самочувствие, механизмы настройки к действию на занятиях. Значимость настройки
для сценического действия. Ощущение (понятие, рецепторы) и восприятие (понятие,
процесс восприятия). Внимание (понятие, виды внимания, произвольное, непроизвольное
внимание). Память (понятие, виды памяти, индивидуальные особенности).
Практика
Выполнение упражнений: на формирование навыков рабочего самочувствия; на
снятие мышечных зажимов; парные и групповые упражнения на развитие зрительного
внимания («Повтори позу», «Зеркало» и др.); на развитие слухового внимания и других
сенсорных умений («Послушаем тишину» и др.); задумка и показ одиночных этюдов на
тему «Я – предмет»; на развитие памяти физических действий и ощущений.
3.
Восприятие и наблюдательность
Теория
Понятие
«театральное
наблюдение».
Виды
наблюдений.
Произвольное
и непроизвольное внимание.
Практика
Выполнение упражнений на способность видеть, слышать, ощущать, наблюдать;
наблюдение за животными в естественной среде обитания; наблюдения за людьми разного
возраста: изучение признаков возрастов, различие между поведением в разном возрасте;
придумывание ситуации и помещение в нее наблюдений; воплощение наблюдений на
сценической площадке.
4.
Сценические этюды
Теория
Понятия «этюд», «парный этюд». Построение парного этюда. Понятия: «действие»,
«событие», «событийный ряд», «взаимодействие с партнером», «сценическая задача»,
«предлагаемые обстоятельства» («обстоятельства времени», «обстоятельства места»,
«обстоятельства действия»). Понятие «органическое молчание».
Практика:
Выполнение сценической задачи в упражнении, в этюде; упражнения на действия
с реальными и воображаемыми предметами; упражнения и этюды на общение с партнером;
умение слышать, видеть, действовать, ориентируясь на действия и поступки партнера;
словесные и музыкальные этюды; группировки и мизансцены; задумка и показ этюда на
предлагаемые обстоятельства; задумка и показ парного этюда на тему «впервые в жизни»;
задумка и показ парного этюда на «органическое молчание».
5.
Творческие сюрпризы
Теория
Явление «цирк». Отличия цирка от театра. Условия успешного выступления
циркачей. Важные качества циркачей. Анализ и отбор лучших этюдов для итогового
занятия.
Практика
Задумка и показ одиночного и парного этюдов на тему «цирк»; репетиция выбранных
для итогового занятия этюдов.
6.
Культурно-образовательная деятельность
Теория
История театрального искусства. Жанры. Театральные профессии: актер, режиссер,
драматург, художник, композитор. Этика поведения зрителя и актера.
Практика
Просмотр и обсуждение спектакля (старшей группы).
7.
Итоговое занятие
Практика
Викторина по теоретическим сведениям. Показ лучших этюдов за учебный год.
Подведение итогов работы коллектива за год. Награждение лучших обучающихся.
Планируемые результаты 1 года обучения
Предметные
Учащиеся будут владеть понятиями: театр, сцена, авансцена, «четвёртая стена»,
«зажим», публичное одиночество, творческий туалет, психофизический аппарат актёра;
Учащиеся уметь:
−
концентрироваться на упражнении, включаться в творческий процесс;
−
фантазировать в творческом процессе;
−
перебарывать страх своего существования на сцене;
−
самостоятельно придумывать и выстраивать одиночный этюд «Я – предмет»,
«Я – животное», возрастной этюд;
−
самостоятельно придумывать и выстраивать парные этюды на темы «Впервые
в жизни», «Цирк», на «органическое молчание».
Метапредметные
Учащиеся будут уметь:
−
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
−
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
−
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
−
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
Личностные
Учащиеся будут
−
иметь потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться
к мнению одноклассников;
−
осознавать значимость занятий театральным искусством для личного развития;
−
демонстрировать развитие воображения путём тренингов и выполнения
творческого домашнего задания, наблюдательности; сенсорной, образной и эмоциональной
памяти; многоплоскостного внимания; логического, ассоциативного и метафорического
мышления.
Содержание программы
2 года обучения
1.
Вводное занятие
Теория
Планы и задачи на учебный год. Правила техники безопасности. Режим занятий.
Организационные вопросы.
Практика
Игровой настрой на учебный год. Викторина по материалам прошлого учебного года.
2.
Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата
Теория
Понятие творческой природы актёра. Здоровое рабочее состояние для творчества.
Фантазия и воображение в творчестве актера. Понятие «темпо-ритм». Разные виды
мышления (логическое, образное). Понятие «оценки», «оценочного ряда». Понятие
импровизации.
Практика
Выполнение упражнений на развитие 5 основных человеческих чувств; на развитие
мышления; на улучшение разных видов памяти и их тренировка; на погружение
в предлагаемые обстоятельства и существование в них без подготовки, импровизационно;
выстраивание логической цепочки в задуманном парном этюде «действие в событии»;
показ парных этюдов.
3.
Восприятие и наблюдательность
Теория
Наблюдения. Виды наблюдений.
Практика
Наблюдения и изучение манеры поведения звезд эстрады, артистов, телеведущих;
создание пародий на известных людей; наблюдения за различными голосами (людей,
животных, птиц); придумывание ситуации и помещение в нее наблюдений; воплощение
наблюдений на сценической площадке.
4.
Сценические этюды
Теория
Понятие «этюд», «парный этюд». Построение парного этюда. Понятия «действие»,
«событие», «событийный ряд», «взаимодействие с партнером», «сценическая задача».
Понятие этюда на «рождение слова», на «музыкальный момент», на основе басен.
Практика:
Выполнение сценической задачи в упражнении, этюде: задумывание и показ этюда на
«рождение слова»; задумывание и показ этюда на «музыкальный момент»; задумывание
и показ этюда на основе басен.
5.
Техника и культура речи
Теория
Понятия: артикуляция, дыхание, дыхание животом, три группы дыхательных мышц,
сценический шёпот, «речевой диапазон», «речевой тембр», дикция, пауза, смысловая пауза,
люфт.
Басня как жанр литературы. Тема. Идея. Конфликт. Образы. Характер персонажа.
Взаимодействие персонажей друг с другом. Исторические, национальные, бытовые
и социальные традиции. Мизансцена. Техника безопасности на сцене.
Практика
Работа над артикуляцией, правильным дыханием. Определение тембра голоса,
речевого диапазона. Работа над сценическим шёпотом.
Знакомство с басней: чтение и анализ. Выход и освоение сценической площадки.
Мизансценирование. Пластическое решение образа. Репетиционная работа.
6.
Творческие сюрпризы
Теория
Обсуждение возможного материала для этюдов (театральные сочинения малых форм,
песни). Показ, обсуждение и выбор лучших этюдов для итогового занятия.
Практика
Задумывание и самостоятельная подготовка творческих сюрпризов. Репетиция
выбранных для итогового занятия этюдов.
7.
Культурно-образовательная деятельность
Теория
Жанры театрального искусства. Великие актеры.
Практика
Посещение спектакля и обсуждение.
8.
Театральный практикум
Практика
Выявление теоретических знаний. Показ этюдов. Чтение со сцены басни.
9.
Итоговое занятие
Практика
Анализ работы коллектива за учебный год. Показ лучших этюдов, показанных
в течение года. Награждение.
Планируемые результаты
2 года обучения
Предметные
Учащиеся будут владеть понятиями: «театр-представление», «театр переживания»,
физическое самочувствие актера на сцене, темпо-ритм, мизансцена, импровизация,
смысловая пауза, люфт, система К.С. Станиславского.
Учащиеся будут уметь:
−
включаться и фантазировать в творческом процессе;
−
самостоятельно находить верное физическое самочувствие на сцене;
−
воспроизводить физические действия и ощущения;
−
владеть основами мышечной, сценической свободы;
−
взаимодействовать с партнёром;
−
использовать сценический шёпот;
−
разбирать тексты басни и актерски выразительно читать ее со сцены.
Метапредметные
Учащиеся будут
−
ориентироваться в событиях культурной жизни;
−
воспринимать, анализировать и оценивать информацию в области театрального,
музыкального, музыкально-сценического искусства, художественного образования;
−
иметь целостность взгляда на мир посредством знакомства с литературными
произведениями.
Личностные
Учащиеся будут
−
проявлять инициативу и активность;
−
понимать свою причастность к общему делу, ответственность за свои действия;
−
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
−
демонстрировать навыки выразительного и пластического поведения
в пространстве сцены; навыки выразительной сценической речи.
Содержание программы
3 года обучения
1.
Вводное занятие
Теория
Планы на учебный год. Техника безопасности. Режим занятий. Организационные
вопросы.
Практика
Игровой настрой на учебный год.
2.
Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата
Теория
Свобода. Виды свободы.
Практика
Упражнения на преодоление мышечных зажимов: ритм, дыхание, мимика, жест;
на действия с воображаемыми предметами: сопоставление беспредметного действия
с реальным, расчленение его на части.
Тренинги на закрепощение и раскрепощение психофизического аппарата учащегося;
на развитие творческого воображения; на развитие внутренней творческой свободы:
смелость, решительность, непосредственность в выполнении сценических задач;
сценическое общение: привлечение внимания, ориентировка, «пристройка» к партнеру,
взаимодействие на него.
3.
Восприятие и наблюдательность
Теория
Наблюдения, виды наблюдений.
Практика
Наблюдения за различными ситуациями; придумывание ситуации и помещение в нее
наблюдений; воплощение наблюдений на сценической площадке; сценическая переработка
наблюдения; задумка и показ этюда на основе наблюдений.
4.
Сценические этюды
Теория
Понятие события, событийного факта. Понятие человеческого действия, поступка,
цели, задачи и взаимоотношения, описанные автором. Отличия прозы от пьесы.
Практика
Выбор нескольких прозаических отрывков на группу. Задумывание и показ массовых
этюдов на основе прозаических отрывков.
5.
Культура речи
Теория
Понятия: артикуляция, дыхание, дыхание животом, 3 группы дыхательных мышц,
сценический шёпот, «речевой диапазон», «речевой тембр», дикция, пауза, смысловая пауза,
люфт. Форма «Стихотворение». Тема. Идея. Конфликт. Образы. Характер персонажа.
Взаимодействие персонажей друг с другом.
Практика
Работа над артикуляцией, правильным дыханием. Определение тембра голоса,
речевого диапазона. Работа над сценическим шёпотом.
Знакомство с поэтическим произведением, форма «Стихотворение»: чтение и анализ.
6.
Работа над ролью
Теория
Понятие «постановка», «сценка», «спектакль», «репетиция», «генеральная
репетиция», «действие», «сквозное действие», «контрдействие». Структура (схема)
построения спектакля (пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал). «Разведка
умом» – вскрытие событий и построение событийного ряда пьесы, определение
сверхзадачи и сквозного действия.
Практика
Задумывание и показ этюдов по событиям, вспомогательных этюдов. Выбор и разбор
материала для постановки. Разделение материала на фрагменты, разбор фрагментов,
распределение ролей, определение сверхзадачи. «Застольные» репетиции: сверка ролей,
чтение по ролям, уточнение линий персонажей, поиск речевой характеристики,
сверхзадача, сквозное действие, конфликт. «Разведка действием» – этюды по событиям.
7.
Основы макияжа и сценического грима
Теория
Кожа, типы кожи. Средства ухода за кожей. Косметические средства. Макияж. Грим,
виды грима. Отличия грима от макияжа. Национальный грим. Характерный грим.
Практика
Нанесение тона; лёгкий макияж; вечерний макияж; национальный грим; характерный
грим.
Культурно-образовательная деятельность
Теория
Жанры театрального искусства. Основные направления в актерском искусстве.Практика
Посещение спектакля в театре города. Обсуждение спектакля.
8.
Театральный практикум
Практика
Отработка практических навыков в разнообразной форме.
9.
Итоговое занятие
Практика
Тестирование. Показ спектакля, подведение итогов. Награждение лучших учащихся.
Планируемые результаты
3 года обучения
Предметные
Учащиеся будут знать:
−
понятия: сцена, авансцена, кулисы, темпо-ритм, физическое самочувствие
актера на сцене, память физических действий и ощущений, кинолента видения, этюд,
парный этюд, массовый этюд, мизансцена, конфликт, персонаж;
−
структуру спектакля;
−
жанры театрального искусства;
−
основы театрального макияжа и грима;
Учащиеся будут уметь:
−
включаться и фантазировать в творческом процессе;
−
самостоятельно находить верное физическое самочувствие на сцене;
−
воспроизводить физические действия и ощущения;
−
выстраивать киноленту видения и действия;
−
выстраивать действие с учетом развития конфликта;
−
выстраивать действие с учетом особенностей характеров персонажей;
−
придумывать и воплощать на сцене различные виды этюдов;
−
самостоятельно вести репетиционный процесс небольших фрагментов.
Метапредметные
У учащихся будет
−
развита культура осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений; учащиеся будут уметь определять основную мысль, идею произведения;
−
воспитан дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;
−
воспитан художественный вкус.
Личностные
Учащиеся будут
−
правильно ориентироваться в этических вопросах;
−
ощущать потребность в творчестве и самовыражении;
−
демонстрировать наблюдательность, творческую фантазию и воображение,
внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма, логическое
мышление;
−
способны выстраивать событийный ряд;
−
уметь анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
−
уметь доносить свои идеи и ощущения до зрителя.
Содержание программы
4 года обучения
1.
Вводное занятие
Теория
Планы на учебный год. Техника безопасности. Режим занятий. Организационные
вопросы. Повторение пройденного в прошлом учебном году.
Практика
Игровой настрой на учебный год. Викторина.
2.
Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата
Теория
Свобода, виды свободы. Зрительное восприятие и зрительная память. Восприятие
и слуховая память: осязательная, обонятельная, вкусовая и слуховая память. Действия
с реальными и воображаемыми предметами.
Практика
Тренинги на закрепощение и раскрепощение психофизического аппарата учащегося.
3.
Культура речи
Теория
Голос. Параметры голоса. Тембральная окраска. Интонирование. Резонаторное
звучание. Орфоэпия. Мелодика. Основы словесного действия.
Практика
Тренинги опорного голосоведения; упражнения на сценический шёпот; упражнения
на расширение голосового диапазона; чтение сложного по произношению литературного
текста в импровизационном порядке; упражнения на воздействие друг друга с помощью
речевых диалогов.
4.
Сценические этюды
Теория
Понятие события, событийного факта, человеческого действия, поступка, цели,
задачи и взаимоотношения, описанные автором.
Освоение сценического пространства. Пристройка и освоение декораций, костюмов,
гримов. Музыкальное оформление. Темпо-ритм, настроение, ощущение, связанное
с музыкой. Пластика тела.
Практика
Выбор драматургических отрывков. Задумка и показ массовых этюдов на основе
драматургического текста.
5.
Работа над образом
Теория
Понятия «постановка», «сценка», «спектакль». Структура построения спектакля:
пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал). Метод действенного анализа.
Приемы работы над драматургическим произведением. Знакомство с текстом: чтение
и анализ (жанр, тема, идея, конфликт). Анализ художественных образов. Характер
персонажей. Уточнение взаимоотношений персонажей и конфликта между ними. Изучение
исторической эпохи. Замысел роли и отбор действия. Взаимосвязь героя с окружающей
средой.
Практика
Выбор материала для постановки. Разделение на фрагменты материала, разбор
фрагментов. Распределение ролей. Определение сверхзадачи. Подбор иконографического
материала эпохи (быт, костюм, литература, живопись, скульптура, этикет). Домашние
этюды по событиям. Вспомогательные этюды. Репетиция отдельных эпизодов.
6.
Основы макияжа и сценического грима
Теория
Роль макияжа и грима в представлении образа. Приемы создания внешней
характерности героя.
Практика
Нанесение тона; лёгкий макияж; вечерний макияж; национальный грим; характерный
грим.
7.
Культурно-образовательная деятельность
Теория
Беседы и лекции по истории театрального искусства.
Практика
Посещение театральных постановок с дальнейшим обсуждением.
8.
Театральный практикум
Практика
Репетиционная деятельность. Подбор костюмов, декораций и бутафории.
9.
Итоговое занятие
Практика
Контрольные задания на этюды. Проверка теоретических знаний. Показ разученных
этюдов, сцен. Анализ работы за год. Награждение лучших учащихся.
Планируемые результаты
4 года обучения
Предметные
Учащиеся будут владеть понятиями: память физических действий и ощущений;
этюд, парный этюд на взаимодействие, массовый этюд; мизансцена, конфликт; персонаж;
Учащиеся будут уметь:
−
самостоятельно находить верное физическое самочувствие на сцене;
−
воспроизводить физические действия и ощущения;
−
выстраивать действие с учетом развития конфликта;
−
выстраивать действие с учетом особенностей характеров персонажей;
придумывать и воплощать на сцене различные виды этюдов;
−
самостоятельно вести репетиционный процесс небольших фрагментов.
Метапредметные
Учащиеся будут
−
иметь художественный вкус;
−
общаться в группе на уровне партнерских отношений, уважительно относится
к педагогам;
−
демонстрировать навыки самодисциплины, умения организовать себя и свое
время;
−
ответственно относиться к общему делу.
Личностные
У учащихся будет
−
развита эмоциональная сфера, способность к состраданию, сочувствию;
−
развито умение преподнести и обосновать свою мысль;
−
развита коммуникабельность, трудолюбе;
−
проявляться активность, организаторские способности.
Содержание программы
5 года обучения
1.
Вводное занятие
Теория
Планы на учебный год. Техника безопасности. Режим занятий. Организационные
вопросы.
Практика
Игровой настрой на учебный год. Повторение пройденного в прошлом году.
2.
Творческий туалет и тренинг психофизического аппарата
Теория
Свобода, виды свободы. Пространство, виды пространства. Навыки физического
самочувствия. Память внутренних восприятий. Взаимодействие с партнером. Оценка его
действий, корректировка своего поведения. Импровизационность. Темп и ритм действия.
Практика
Тренинги на закрепощение и раскрепощение психофизического аппарата учащегося.
Умение действовать в двух темпо-ритмах: умение слушать музыку, физически ее ощущать,
умение перевести музыку на язык действий и воплощать эти действия в музыке,
фантазировать на темы музыкальных произведений.
3.
Культура речи
Теория
Голос и его параметры. Тембр. Интонация. Резонаторы и особенности звучания.
Орфоэпические нормы. Мелодика речи. Основы словесного действия. Свобода слова.
Практика
Тренинги
опорного голосоведения; упражнения на сценический шёпот, на
расширение голосового диапазона; чтение сложного по произношению литературного
текста в импровизационном порядке; упражнения на воздействие друг на друга с помощью
речевых диалогов.
4.
Основы макияжа и сценического грима
Теория
Кожа и ее типы. Средства ухода за кожей. Косметические средства. Макияж. Грим,
виды грима. Отличия грима от макияжа.
Практика
Нанесение тона; лёгкий макияж; вечерний макияж; национальный грим; характерный
грим. Создание образа персонажа с помощью грима.
5.
Работа над драматическим произведением
Теория
Схема анализа литературного произведения. Текст и подтекст. Анализ
художественных образов: взаимоотношение персонажей, значение данной роли в системе
образов пьесы, сверхзадача, конфликт, сквозное действие.
Практика
Выбор пьесы и знакомство с ней. Анализ драматургического произведения. Анализ
и разработка предлагаемых обстоятельств.
6.
Работа над образом
Теория
Особенности характеров героев. Правила техники безопасности на сцене.
Практика
Выход на сценическую площадку. Освоение сценического пространства.
Музыкальное оформление спектакля. Подбор декораций. Освоение костюма, грима,
реквизита.
Репетиции отдельных эпизодов. Мизансценирование. Работа над внешней
характерностью образа. Пластическое решение образа.
7.
Культурно-образовательная деятельность
Теория
Беседы и лекции по истории театрального искусства.
Практика
Просмотр театральных постановок в театрах города, в видеозаписи. Обсуждение
спектаклей.
8.
Театральный практикум
Практика
Постановочно-репетиционная деятельность. Творческие выступления на праздниках.
9.
Итоговое занятие
Практика
Анкетирование. Тестирование. Анализ работы по программе за учебный год, за 5 лет.
Выполнение контрольных этюдов. Показ спектакля для педагогов и родителей.
Планируемые результаты 5 года обучения
Предметные
Учащиеся будут владеть понятиями: физическое самочувствие актера на сцене;
память физических действий и ощущений; «кинолента видения»; дыхание животом;
«опора» дыхания, дикция, мелодика речи, артикуляция, свобода речи; этюд
на взаимодействие, массовый этюд; мизансцена; конфликт; персонаж;
Учащиеся будут уметь:
−
самостоятельно находить верное физическое самочувствие на сцене;
−
воспроизводить физические действия и ощущения;
−
выстраивать «киноленту видения» и действия;
−
самостоятельно проводить упражнения для развития речи (упражнения
на дыхание, дикцию, мелодику, артикуляцию);
−
выстраивать действие с учетом развития конфликта;
−
выстраивать действие с учетом особенностей характеров персонажей;
−
придумывать и воплощать на сцене различные виды этюдов;
−
самостоятельно вести репетиционный процесс небольших фрагментов.
Метапредметные
Учащиеся будут
−
уметь конструктивно работать в малой группе любого состава;
−
применять творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных
за определенный период обучения;
−
владеть способами самопознания, рефлексии;
−
иметь социальные знания о ситуации межличностного взаимодействия.
Личностные
У учащихся будет (будут)/учащиеся будут
−
сформирована устойчивая мотивация к занятиям театральным творчеством;
−
активно включаться в творческий процесс;
−
развиты актёрские способности;
−
сформировано чувство причастности к общему делу, ответственности за свои
действия и уважение к творческому «я» каждого члена объединения;
Учащимися будет
−
получен опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура);
−
приобретен опыт общения с представителями других социальных групп, других
поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими
детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические материалы
Занятие по актерскому мастерству имеет структуру:
1.
Зачин.
Зачины – коллективные упражнения всей группы продолжительностью не более
5 минут, настраивающие группу перед началом занятия, своеобразное творческое
«здравствуйте» педагогу.
2.
Самостоятельный творческий блок (летопись предыдущего дня, стихи –
в подарок, творческий рейтинг).
3.
Творческий туалет и тренинг.
4.
Этюдные показы.
5.
Сюрпризные показы.
6.
Обсуждение показов.
7.
Работа над учебным материалом (этюды, сюрпризы).
8.
Финал занятия.
В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы используются
разнообразные формы работы с детьми, которые направлены на развитие творческой
индивидуальности ребенка средствами театра и актерской деятельности с реализацией
в процессе обучения воспитательных, развивающих и обучающих задач:
−
этюдная работа (одна из основных форм проведения занятий, умение
обучающегося разобрать и сыграть придуманный им этюд согласно его построению
(обязательное наличие конфликта в этюде, завязки, кульминации, развязки, возможность
открытого финала);
−
беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы,
воспитательные);
−
контрольное задание (проверка успеваемости учащихся на основе театрального
показа: лучшие актёрские, речевые этюды, объединённые одной тематикой);
−
репетиции (застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические) –
одна из форм работы над учебным материалом (этюдами, сюрпризами, творческими
заданиями), которые могут проводиться в групповой форме, подгрупповой или
индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).
В рамках реализации программы используются следующие методы обучения:
Словесные – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и
печатного). Это рассказ, беседа, работа с печатными источниками. Деятельность учащихся
заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, работе с учебным
материалом.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности,
а именно: педагогический показ, просмотр видеофильмов (телевизионные версии
спектаклей, документальные фильмы по театральным дисциплинам).
Практические – получение информации и ее отработка на основании практических
действий, выполняемых учащимися. Основные формы работы – тренинги, упражнения,
творческие задания и показы. Данный метод обучения по программе «Актёрское
мастерство» является основным.
Дидактические средства, используемые в процессе обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Актерское мастерство» – это средства получения знаний,
формирования навыков и умений в области актерского мастерства, театрального искусства:
−
художественные материалы (художественные альбомы, наборы открыток,
репродукции);
−
фотоматериалы;
−
средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: скакалки,
мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов,
наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы,
нитки, иголки, пластилин;
−
литературные произведения (басни, прозаические рассказы, драматургия) как
основа этюдной работы;
−
ЭОР (видеофильмы, телевизионные версии спектаклей, презентации к темам
занятий, созданные педагогом).
Оценочные материалы
Для
отслеживания
результативности
образовательной
деятельности
по дополнительной общеразвивающей программе проводятся входной и текущий
контроль, промежуточная аттестация и итоговое оценивание.
Вид контроля
Входной контроль
Сроки проведения
Сентябрь
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
В течение учебного года
По окончании каждого
1. Диагностическая карта результативности
года
обучения освоения дополнительной общеразвивающей
по
дополнительной программы
(предметные
результаты)
общеразвивающей
(приложение № 2)
2. Диагностическая карта метапредметных
и личностных результатов обучения (приложение
№ 3)
3. Карта учета творческих достижений
обучающихся (приложение № 4)
По окончании всего Сводная диагностическая карта результатов
периода обучения по обучения по дополнительной общеразвивающей
программе
программе (приложение № 5)
Итоговое
оценивание
Диагностические материалы
Диагностическая карта входного контроля
(приложение № 1)
Диагностические материалы представлены в виде диагностических таблиц
по результатам освоения программы и достижений обучающихся:
−
предметные результаты – усвоение обучающимися знаний, умений и навыков,
опыта творческой деятельности (приложение № 2);
−
метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так
и в реальных жизненных ситуациях (компетенции) (приложение № 3);
−
личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам (приложение № 3);
−
результаты достижений – отслеживание творческих достижений
обучающихся коллектива на районном, городском, региональном, всероссийском
и международном уровнях как демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков
в процессе освоения программы (приложение № 4).
Входной контроль
Проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения творческих способностей.
Формы:
−
педагогическое наблюдение;
−
выполнение практических заданий;
−
беседа для выявления кругозора и личной мотивации учащихся.
Результаты первоначального уровня знаний, умений, творческих способностей детей
педагог вносит в Диагностическую карту входного контроля (приложение № 1).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ
Количество
Параметры
Показатели
баллов
пришел на занятия по собственному желанию
3
Мотивация к занятиям
пришел на занятия за компанию, привели
2
родители и др.
Речевая диагностика
хорошая дикция, отсутствие логопедических
3
дефектов речи
нормальная дикция, небольшие дефекты речи
2
плохая дикция, слабая сила голоса,
1
логопедические дефекты речи
хорошее знание текста, выразительное чтение
3
Чтение текстов наизусть
плохо знает текст, невыразительно читает
1-2
не знает текстов
0
ярко выражена
3
Артистичность
слабо выражена
2
отсутствует
1
яркое воображение
3
Воображение (проверяется
слабые попытки выполнить задание
2
по выполнению заданий на
воображение)
отсутствует
1
задание выполнено точно
3
Двигательная координация
задание выполнено частично
2
(выполнение заданий на
координацию)
задание не выполнено
1
точно выполняет задание
3
Чувство ритма (выполнение
не точно выполняет задание
2
заданий, например,
прохлопать в ладоши
не может выполнить задание
1
определенный ритм)
При заполнении Диагностической карты входного контроля (приложение № 1)
педагог использует следующую шкалу оценки:
−
7 – 9 баллов – низкий уровень;
−
10 – 16 баллов – средний уровень;
−
17 – 21 баллов – высокий уровень.
По результатам входного контроля определяется уровень готовности ребенка
к обучению.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала программы.
Формы:
−
педагогическое наблюдение;
−
беседа, опрос;
−
тестирование;
−
выполнение практических заданий;
−
творческий показ;
−
анализ педагогом выполнения заданий учащимися.
По каждому критерию предметных, метапредметных, личностных результатов
высчитывается сумма баллов и средний балл, который после заносится в диагностические
карты по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы по итогам
каждого года обучения (промежуточная аттестация) и в сводную диагностическую карту
результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе (итоговое
оценивание).
Шкала оценки:
Не владеет
Низкий уровень (частично)
Средний уровень (достаточно)
Высокий уровень (в полном объёме)
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Промежуточная аттестация предусмотрена по окончании каждого года обучения
с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса
обучения. Является условием для перевода обучающегося на следующий год обучения.
Формы:
−
опрос для определения уровня усвоения теоретического материала;
−
тестирование;
−
концертное выступление, театральная постановка.
Предметные результаты освоения программы по окончании каждого года обучения
педагог фиксирует в Диагностической карте результативности освоения
дополнительной общеразвивающей программы (приложение № 2).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам
программы)
1.2. Владение
специальной
терминологией
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебного плана)
Критерии
I.
Соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Степень выраженности
оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
Низкий уровень
(овладел менее чем ½ объёма знаний,
предусмотренных программой)
Средний уровень
(объём усвоенных знаний составляет
более ½)
Высокий уровень
(усвоил практически весь объём знаний,
предусмотренных
программой
за конкретный период)
Низкий уровень
Осмысленность
(ребенок,
как
правило,
избегает
и правильность
употреблять специальные термины)
использования
специальной
Средний уровень
терминологии
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой)
Высокий уровень
(специальные
термины
употребляют
осознанно и в полном соответствии с их
содержанием)
II.
Практическая подготовка
Низкий уровень
Соответствие
(ребенок
овладел
менее
чем
практических
½ предусмотренных умений и навыков)
умений и
навыков
Средний уровень
программным
(объем усвоенных умений и навыков
требованиям
составляет более ½)
Высокий уровень
(овладел практически всеми умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой за конкретный период)
Кол-во
баллов
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Показатели
(оцениваемые
параметры)
2.2. Творческие
навыки
Критерии
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Степень выраженности
оцениваемого качества
Кол-во
баллов
1
Начальный (элементарный) уровень
развития
креативности
(ребенок
в
состоянии выполнить лишь простейшие
практические задания педагога)
2
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на основе
образца)
3
Творческий уровень
(выполняет
практические
задания
с элементами творчества)
Метапредметные и личностные результаты по окончании каждого года обучения
педагог фиксирует в Диагностической карте метапредметных и личностных
результатов обучения (Приложение № 3).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Начальный уровень
Средний уровень
Высокий уровень
1. Культура речи (педагог оценивает этот параметр, анализируя речь ребенка в процессе
общения на занятиях, во внеучебное время, наблюдая за его общением со сверстниками
и взрослыми людьми)
допускает
в
речи
допускает речь точная, понятная, выразительная,
сквернословие, часто
незначительные ошибки, грамотная
(соблюдаются
нормы
ведет разговор
иногда нарушает этику литературного
языка,
правила
на повышенных тонах
общения
произношения,
ударения,
словоупотребления);
соблюдается
этика
общения
(собеседника
внимательно слушает, не перебивает,
реагирует на
услышанное
без
излишних эмоций)
2. Самоконтроль (педагог оценивает этот параметр, анализируя поведение и действия
учащегося на занятиях, во внеучебное время)
не умеет контролировать
не всегда контролирует свои умеет контролировать свои
свои действия и поступки,
действия и поступки, иногда действия и поступки, отвечать
уходит от ответственности
уходит от ответственности за за них
за них
них
3. Самооценка (педагог предлагает учащемуся самому оценить свои знания, достижения,
сравнивает самооценку ребенка и его достижения, оценку педагога)
не обладает способностью не всегда может оценить себя
обладает
способностью
оценивать себя адекватно адекватно
реальным
оценивать себя адекватно
реальным достижениям
достижениям
реальным достижениям
личных
мотивов не может абсолютно точно
заниматься нет, а есть определить, с какой целью
желание
родителей, занимается по программе
родственников, интересы
друзей
имеет сильные движущие
силы, которые побуждают к
занятиям
по
программе
(профессиональная
ориентация,
желание
выступать на сцене, повысить
самооценку,
развить
личностные качества)
5. Социальная адаптация (педагог оценивает этот параметр, исходя из личных
наблюдений за учащимся во время занятий, внеучебной деятельности, гастролей и др.)
друзей в коллективе нет,
создает
конфликтные
ситуации, всегда личные
интересы ставит выше
коллективных
не всегда комфортно чувствует
себя в коллективе и обществе,
имеет 1-2 друзей, не всегда
умеет
объединить
коллективные
и
личные
интересы
абсолютно
комфортно
чувствует себя в коллективе
и обществе, имеет много
друзей, умеет объединять
коллективные и личные
интересы
Такое исследование позволяет не только проследить личностные изменения
учащихся, сравнив показатели с начальной диагностикой, но и увидеть насколько
психологически комфортно каждый ребенок чувствует себя в коллективе,
благоприятствует ли окружение его личностному развитию.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Умение
планировать и
осуществлять свою
деятельность
Умение работать
в коллективе
Наличие
коммуникативных
умений
Критерии
− самостоятельно определить и ставить перед собой учебные или
познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
− проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она
должна быть реализована;
− сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями
и умениями;
− самостоятельно спланировать способы достижения поставленных
целей, находить эффективные пути достижения результата;
− способность
сопоставлять
собственные
действия
с запланированными результатами, контролировать свою деятельность,
осуществляемую для достижения целей;
− оценить свои действия, изменять их в зависимости от
существующих требований и условий, корректировать в соответствии от
ситуации;
− оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои
имеющиеся возможности ее достижения;
− уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения
и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной
деятельности.
− эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
− согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять
свои интересы коллективным;
− находить общее решение, которое будет удовлетворять общим
интересам;
− проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
− выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать
и аргументировать свое мнение.
− уметь вести диалог, правильно строить монологическое
высказывание;
− владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от
ситуации и задачи коммуникации;
− с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства,
эмоции, мысли, потребности;
− поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво
донести до него свои мысли и доводы;
− иметь высокую культуру речи.
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях педагог вносит
в Карту учета творческих достижений обучающихся (Приложение № 4).
Итоговое оценивание предусмотрено по окончании обучения по дополнительной
общеразвивающей программе с целью выявления уровня освоения программы
обучающимися за весь период обучения, сформированности теоретических знаний,
практических умений и навыков, определения устойчивого интереса к театральному
искусству, творческой активности.
Формы: спектакль, концерт
Педагог заполняют Сводную диагностическую карту результатов обучения
по дополнительной общеразвивающей программе (приложение № 5), Сводную карту
учета творческих достижений обучающихся (приложение № 6).
В течение учебного года проводится анкетирование обучающихся и родителей
об удовлетворенности образовательным процессом в объединении и учреждении:
−
анкета «Изучение интереса к занятиям» (приложение № 7);
−
анкета «Отношение родительской общественности к качеству образовательных
услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом» (приложение № 8).
Информационные источники
Список литературы для педагогов
1.
Антонова, О.А. Школьный театр в истории образования России (XVII-XXI вв.) :
монография / О.А. Антонова. – Санкт-Петербург, 2006. – 287 с.
2.
Бернштейн, Н.А. О построении движений : монография / Н.А. Бернштейн. –
Москва : Медгиз, 1947. – 254 с.
3.
Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии
/ Б.П. Битинас. - Науч.-исслед. ин-т школ Министерства просвещения ЛитССР. – Вильнюс,
1971. – 347 с.
4.
Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского / Н.М. Горчаков. –
Москва : Искусство, 1951. – 567 с.
5.
Грачева, Л. В. Актерский тренинг: теория и практика / Л.В. Грачева. – СанктПетербург : Речь, 2003. – 168 с.
6.
Грачева, Л. В. Тренинг внутренней свободы: актуализация творческого
потенциала / Л. В Грачева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 57 с.
7.
Иванов, И. С. Воспитание движения актера : учебное пособие для театральных
школ, вузов и студий / И. Иванов и Е. Шишмарёва ; ГИТИС, Российский институт
театрального искусства. – Москва : Энциклопедия, 2022. – 485 с.
8.
Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли : Учеб. пособие для театр.
и культ.-просвет. учеб. заведений / М. Кнебель. – Москва : Искусство, 1982. – 119 с.
9.
Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. – Москва :
Просвещение, 1989. – 254 с.
10. Корогодский, З. Я. Начало / З. Я. Корогодский. – Санкт-Петербург : СПбГУП,
1996. – 431 с.
11. Корогодский, З. Я. Режиссер и актер / З.Я. Корогодский. – Москва : Сов. Россия,
1967. – 133 с. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности»; № 24).
12. Корогодский, З. Я. Этюд и школа / З. Я. Корогодский. – Москва : Сов. Россия,
1975. – 112 с. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22).
13. Кох, И. Э. Основы сценического движения : учебник / И. Э. Кох. – СанктПетербург : Планета музыки : Лань, 2010. – 509 с.
14. Кох, И. Э. Сценическое фехтование : учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению подготовки (специальностям) «Актерское искусство»,
протокол №2 от 19.04.07 г. / И. Э. Кох ; Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т
профсоюзов. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2008. - 435 с.
15. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского : учебное пособие для
театральных институтов и училищ / ред. и предисл. В. Прокофьева ; Кафедра актерского
искусства Школы-студии (ВУЗ) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР
им. М. Горького. Науч.-исслед. комис. по изучению и изданию наследия
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. – Москва : Искусство, 1968. – 455 с.
16. Морозова, Г. В. Пластическая культура актера : Толковый слов. терминов /
Г. В. Морозова; [Пер. англ. У. Пис, Н. Федорова, фр. О. Косова, С. Массон, нем. Т. Шмидт,
А. Ураев]. – Москва : ГИТИС, 1999. – 313 с.
17. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального
искусства : сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ худож. воспитания ; редкол.:
Ю. И. Рубина (отв. ред.) и др. – Москва : АПН СССР, 1984. – 103 с.
18. Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский ; редкол.:
О. Н. Ефремов (гл. ред.) [и др. ; предисл. О. Н. Ефремова ; Московский худож. акад. театр
СССР им. М. Горького, Науч-исслед. сектор Шк.-студии (вуза) им. Вл. И. НемировичаДанченко при МХАТ СССР им. М. Горького]. – Москва : Искуcство, 1988-1999.
19. Формановская, Н. И. Употребление русского речевого этикета /
Н. И. Формановская. – Москва : Рус. яз., 1982. – 193 с.
20. Чехов, М. А. Путь актера / М.А. Чехов. – Ленинград: «Academia», 1928. – 176 с.
21. Шмойлов М.Г. Мастерство актера : Упражнения и игры нач. этапа обучения :
Метод. разработка / М.Г. Шмойлов. – Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии
им. Н.К. Черкасова. Каф. мастерства актера. – Ленинград : ЛГИТМиК, 1990. – 69 с.
22. Эфрос, А. В. Профессия: режиссер / Анатолий Эфрос. – Москва : ВАГРИУС,
2000. – 570 с.
23. Эфрос, А. В. Репетиция – любовь моя / А. В. Эфрос – Москва : Искусство, 1975.
– 319 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1.
Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова,
Л. Г. Лысюк. – Москва : Изд-во МГУ, 1986. – 142 с.
2.
Козлянинова, И. П. Произношение и дикция / И.П. Козлянинова. – Москва :
Всерос. театр. о-во, 1977. – 152 с.
3.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Ленинград :
Лениздат, 1988. – 271 с.
4.
Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге : Кн. для учителя / С. Ю.
Курганов. – Москва : Просвещение, 1989. – 126 с.
5.
Пиз, Аллан. Язык телодвижений : как читать мысли других людей по их жестам :
[перевод с английского] / Аллан Пиз ; [авт. вступ. ст. Н. Котляр]. – Нижний Новгород :
Совмест. рос.-австрал. предприятие «Ай Кью», 1992 . – 262 с.
6.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психол. исслед. /
А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. В. Запорожца,
Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – Москва : Педагогика, 1986. – 172 с.
7.
Штракин, В. И. Грим : Пособие по гриму для худож. самодеятельности. –
Москва: Всерос. театр. о-во, 1971. – 16 с.
8.
Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей /
С. Г. Якобсон. – Москва : Педагогика, 1984. – 143 с.
Интернет-источники
2.
Драматешка : официальный сайт. – Москва. – URL: https://dramateshka.ru/ Текст : электронный.
3.
Культура.РФ. Детский спектакль : официальный сайт. – Москва. – URL:
https://www.culture.ru/live/theaters/performances/detskii-spektakl - Текст : электронный.
4.
Недоросль : официальный сайт. – Москва. – URL: http://nedorosl.com/about Текст : электронный.
5.
Театральная библиотека : официальный сайт. – Москва. – URL:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ - Текст : электронный.
6.
Театральная библиотека Сергея Ефимова : официальный сайт. – Москва. – URL:
https://theatre-library.ru/ - Текст : электронный.
7.
Театральная педагогика и театр детей : официальный сайт. – Москва. – URL:
https://театральнаяпедагогика.рф/ - Текст : электронный.
8.
Театральные постановки - Российская электронная школа : официальный сайт. –
Москва. – URL: https://resh.edu.ru/theatre/ - Текст : электронный.
Приложение № 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
(название дополнительной общеразвивающей программы)
20
– 20
учебный год
Группа №
Год обучения
Педагог
Дата заполнения «
»
20
г.
Сумма баллов
Чувство ритма
Двигательная
координация
Воображение
Артистичность
Чтение текстов
наизусть
Ф.И. учащихся
Речевая
диагностика
№
п/п
Мотивация к
занятиям
Критерии
Уровень
готовности
к обучению
1.
…
…
15.
По результатам входного контроля определяется уровень готовности ребенка к обучению
Шкала оценки:
−
7 – 9 баллов – низкий уровень
−
10 – 16 баллов – средний уровень
−
17 – 21 баллов – высокий уровень
Вывод:
−
−
−
низкий уровень –
средний уровень –
высокий уровень –
%(
%(
%(
чел.)
чел.)
чел.)
Приложение № 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы (предметные результаты)
(название дополнительной общеразвивающей программы)
20
– 20
учебный год
Группа №
Год обучения
Педагог
Дата заполнения «
»
20
г.
Теоретическая подготовка
№
ФИО обучающегося
Теоретические
знания
Специальная
терминология
Практическая подготовка
Всего
Практические
Творческие баллов
умения и
навыки
навыки
Средний
балл
Уровень
освоения
1.
…
…
15.
Шкала оценки:
Не владеет
Низкий уровень (частично)
Средний уровень (достаточно)
Высокий уровень (в полном объёме)
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Вывод:
низкий уровень –
средний уровень –
высокий уровень –
% (
% (
%(
чел.)
чел.)
чел.)
Приложение № 3
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
метапредметных и личностных результатов обучения
(название дополнительной общеразвивающей программы)
20
– 20
учебный год
Группа №
Год обучения
Педагог
Дата заполнения «
20
Средний балл
Всего баллов
Социальная
адаптация
Мотивация
Самооценка
Самоконтроль
Показатели
личностных результатов
Культура речи
Наличие
коммуникативных
умений
ФИО обучающегося
Умение работать в
коллективе
№
Умение
планировать и
осуществлять свою
деятельность
Показатели
метапредметных результатов
»
Уровень
освоения
1.
…
15.
Шкала оценки:
Не владеет
Низкий уровень (частично)
Средний уровень (достаточно)
Высокий уровень (в полном объёме)
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Вывод:
низкий уровень –
средний уровень –
высокий уровень –
% (
% (
%(
чел.)
чел.)
чел.)
г.
Приложение № 4
КАРТА
учета творческих достижений обучающихся
(название дополнительной общеразвивающей программы)
20
– 20
учебный год
Группа №
Год обучения
Педагог
Дата заполнения «
»
20
Конкурсы, смотры, фестивали, концерты, др.
№
п/п
ФИО
обучающегося
1.
…
15.
Итого
Районный/городской уровень
Участник
Призер,
дипломант
Победитель
Республиканский уровень
Участник
Призер,
дипломант
Победитель
Всероссийский/
Международный уровень
Участник
Призер,
дипломант
Победитель
г.
Всего
(количество
творческих
достижений)
Приложение № 5
СВОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
(название дополнительной общеразвивающей программы)
Группа №
Срок реализации ДОП
Педагог
Дата заполнения «
№
ФИО
обучающегося
Предметные результаты
1
Год обучения
2
3
4
5
1
Метапредметные
результаты
Год обучения
2
3
4
5
1.
…
15.
Шкала оценки:
Не владеет
Низкий уровень (частично)
Средний уровень (достаточно)
Высокий уровень (в полном объёме)
Вывод:
Программа освоена
- частично (низкий уровень) –
- достаточно (средний уровень) –
- в полном объёме (высокий уровень) –
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
%(
%(
%(
чел.)
чел.)
чел.)
Личностные результаты
1
Год обучения
2
3
4
5
»
Всего
баллов
20
Уровень
освоения
г.
Приложение № 6
СВОДНАЯ КАРТА
учета творческих достижений обучающихся
(название дополнительной общеразвивающей программы)
Группа №
Срок реализации ДОП
Педагог
Дата заполнения «
№
Районный/городской
уровень
ФИО обучающегося
1
1.
…
15.
Итого
Год обучения
2
3
4
5
Республиканский
уровень
1
Год обучения
2
3
4
5
1
»
Всероссийский/
Международный
уровень
Год обучения
2
3
4
5
20
г.
Всего
(количество творческих
достижений)
Приложение № 7
АНКЕТА
«Изучение интереса к занятиям»
1. Нравится ли тебе посещать занятия в объединении?
□ посещаю с желанием
□ посещаю без желания
другое
2. Что нового для себя ты узнал(а) на занятиях
3. Нравится ли тебе концертная деятельность?
□ очень нравится
□ нравится
□ не нравится
другое
4. Какие трудности ты испытываешь на занятиях, что не получается?
5. Пригодятся ли тебе полученные умения в дальнейшей жизни?
□ да
□ нет
другое
6. Интересуются ли родители, чем ты занимаешься в объединении?
□ да
□ нет
другое
Спасибо!
Приложение № 8
АНКЕТА
«Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг
и степень удовлетворенности образовательным процессом»
Уважаемые родители!
Ваше мнение очень важно для совершенствования работы объединения.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1.
ФИО родителя
2.
Сколько лет Вашему ребенку?
3.
Год обучения
4.
Оцените степень стремления Вашего ребенка к получению дополнительного
образования в объединении
□ высокая
□ средняя
□ низкая
5.
□
□
□
□
(указывается по желанию)
Что привело Вашего ребенка в объединение?
желание развиваться
□ желание проводить свободное время с пользой
желание укрепить здоровье
□ желание подготовиться к выбору профессии
поиск новых друзей
□ желание выступать на сцене
другое
6.
Что поспособствовало Вашему выбору?
□ желание ребенка
□ рекомендации друзей и знакомых
□ реклама
□ решение взрослых членов семьи
□ близость от дома
□ качество услуг
□ другое
7.
8.
Оцените степень удовлетворенности качеством предоставляемых дополнительных
образовательных услуг Вашему ребенку?
□ высокая
□ средняя
□ низкая
□ затрудняюсь ответить
Что, на Ваш взгляд, в большей степени характеризует педагогов, которые работают
с Вашим ребенком?
□ профессионализм
□ интеллигентность
□ знание предмета
□ умение общаться с детьми
□ опыт работы
□ другое
9. Удовлетворены ли Вы предоставляемой педагогом информацией о Вашем ребенке?
□ да
□ частично
□ нет
10. Отмечаете ли Вы личностный рост ребенка за время обучения в объединении?
□ да
□ в какой-то степени
□ нет
11. Какие, на Ваш взгляд, знания, умения, качества, возможности приобретет Ваш ребенок,
занимаясь в объединении?
□ самостоятельность
□ уверенность в себе
□ коммуникабельность
□ возможность раскрыть свои способности
□ возможность лучше понять самого себя
□ возможность укрепить здоровье
□ возможность выступать на сцене
□ другое
12. Оправдываются
образованием?
□ да
ли
Ваши
□
ожидания
частично
от
занятий
□
ребенка
дополнительным
нет
13. В чем проявляется Ваше сотрудничество с учреждением?
□ интересуюсь образовательными результатами ребенка
□ посещаю выступления, концерты с участием творческих коллективов «Эдельвейса»
□ оказываю помощь в пошиве, приобретении костюмов, участвую в творческом
процессе
□ другое
Спасибо за сотрудничество!