Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.
«Утверждаю» Директор
МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29» августа 2025
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
"Рукотворный мир"
детского объединения «Умелые руки»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
количество лет обучения
Уровень: стартовый
Автор -составитель:
Бажеева Мария Владимировн
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
5
7
15
15
16
16
17
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа "Рукотворный мир" (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы состоит из потребности в творческой самореализации детей
инвалидов и детей с ОВЗ. Общеобразовательная программа "Рукотворный мир"
раскрывает перед детьми данные возможности, поскольку позволяет плодотворно
осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а
также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации
к декорированию и художественной обработке используемого материала. Занятия
художественной практической деятельностью по данной программе решают не только
задачи художественного воспитания, но и более масштабные: развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка, фантазию; навыки работы с подручными материалами;
приучают детей к терпению и упорству, умению доводить начатое дело до конца;
формировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами
художника, дарить счастье творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя
мастером и творцом.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Дошкольники: 5-6 лет
Младшие школьники: 7- 9 лет
Средние школьники: 10 – 13 лет
Старшие школьники: 14 - 16 лет
Юноши: 17 - 18 лет
Срок и объем освоения программы:
Даты начала и окончания учебного года: с сентября 202 по
2.1. Объем программы – 108 час.
2.2. Срок реализации программы – 1 год
мая 202 г.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности
организации
образовательной
индивидуальное обучение, дети с ОВЗ
деятельности:
разновозрастные,
Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения сколько раз
в неделю)
Предмет
стартовый
базовый
продвинуты Предпроф.
уровень
уровень
й
уровень
уровень
Вводное занятие
4 часа в год
2 часа в год
1 час в год
25 час. в год 12 час. в год
Игровые
технологии
Ритмика
33 час. в год 28 час. в год
Классический
13 час. в год 52 часов в
танец
год
17 час. в год 45 час. в год
Основы народносценического танца
69 час. в год 114 час. в
Репетиция1 час в нед.
110 час. в
постановка
76 час. в год
год
год
Итоговые занятия
6 час. в год
3 час. в год
4 час.
2 час. в год
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: Создание условий для развития творческих, художественно -конструкторских
способностей учащихся, формирования духовно – нравственной культуры, средствами
декоративно прикладного творчества.
Образовательные задачи: В сфере личностных компетенций:
• привить стремление к расширению знаний в области декоративно - прикладного
искусства,
• воспитать трудовую культуру, усидчивость, терпение,
• воспитать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе,
• развить коммуникативные умения и навыки,
• привить любовь к ручному труду,
• развить творческие способности и потребность в самореализации.
• привить интерес к культуре, к истокам народного творчества, эстетическое отношение
к действительности;
• воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое
дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к
используемым материалам;
• привить основы культуры труда;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
• воспитать уважительное отношение к результатам труда;
• привить интерес к творческой и досуговой деятельности;
2. В сфере метапредметных компетенций:
• уметь достигать поставленной цели;
• уметь высказывать свое мнение;
•
•
•
•
уметь контролировать свою деятельность по результату и по процессу;
уметь видеть указанную ошибку и справлять её по указанию педагога;
уметь взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками в группе и педагогом;
уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, обращаться за помощью;
3. В сфере предметных компетенций:
• сформировать знания по истории развития техник: аппликация, орнамент, мозаика,
коллаж и др., как разновидности декоративно - прикладного творчества.
• ознакомить с приемами и способами работы, с такими материалами как: бумага, картон,
природный и синтетический, кожа, пластилин, соленое тесто и др.
• обучить умению составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов,
• пробудить стремление создавать предметы декоративно-прикладного творчества по
собственному замыслу,
• сформировать навыки аранжировки и составления композиции.
4. В сфере межпредметных компетенций:
• расширить кругозор в области традиционного народного искусства,
• ознакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с инструментами,
• обучить навыкам работы с оборудованием,
• развить координацию движений, мелкую моторику и сенсорику пальцев,
• научить применять полученные навыки дизайна в быту,
• закрепить и расширить знания и умения в предметных областях: биологии, истории,
математике, технологии.
Ожидаемые результаты:
по окончании курса учащийся должен.
Знать:
• виды декоративно-прикладного творчества;
• правила поведения при выполнении ручных работ;
• элементарные правила композиции;
• основные способы и схемы сложения оригами;
• последовательность/алгоритм выполнения работы в технике ниткография и
изонить.
• термины: оригами, изонить, ниткография.
Уметь:
• владеть различными техниками работы (декупаж, лоскутная пластика);
• работать с разными материалами: бумага для декупажа, ткань, природные и
бросовые материалы;
• работать по схеме/таблице/алгоритму;
• создавать оригинальные, яркие и эмоциональные работы.
• использовать и комбинировать различные материалы для творчества.
• выполнять творческие задания в группе и индивидуально.
Владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой,
Способы и формы проверки результатов
- сформулирована методика и способы проверки ожидаемых результатов; система
оценочных средств, позволяющих контролировать каждый заявленный результат
обучения, воспитания и развития; использование традиционных и современных средств
диагностики результативности; использование комплекса средств, подкрепляющих друг
друга;
- возможны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные содержанию и
особенностям учащихся; мониторинг эффективности реализации программы.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№
п/п
1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
13
95
Педагогические
наблюдения, зачет
108 ч.
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения;
целесообразное распределение часов по темам)
№
Тема занятия
1-ый год обучения
Из них
Колво
Теория Практи
часов
ка
2
1
1.
Введение
2.
32
11
21
2.1
Работа с бумагой и
картоном
Вводное занятие
2
1
1
2.2
Плоскостная аппликация
2
1
1
2.3
2
1
1
2.4
Транспарантное вырезание в
аппликации
Полуобъемная аппликация
4
1
3
2.5
Объемная аппликация
4
1
3
2.6
Геометрический орнамент
4
1
3
2.7
Пейзажный орнамент
4
1
3
2.8
Оригами. Птицы
4
1
3
2.9
Оригами. Животные
4
1
3
Формы аттестации /
контроля
беседа
(опрос),
педагогические
наблюдение,
вводная диагностика
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, беседа,
творческие задания,
практические задания,
итоговые занятия,
выставка
2.10
Мозаика
4
1
1
2.11
Итоговое занятие
2
1
1
Работа с природным
материалом
Вводное занятие
30
8
20
2
1
1
4
1
3
4
1
3
6
1
4
4
1
3
6
1
4
3.8
Накладная аппликация из
листьев
Силуэтная аппликация из
засушенных листьев
Мозаика контурная из круп
и семян
Сплошная мозаика из круп и
семян
Орнамент предметный из
природных материалов
Орнамент растительный
2
1
1
3.9
Итоговое занятие
2
1
1
Работа с синтетическим
материалом
Вводное занятие
22
5
27
2
1
1
6
1
5
6
1
5
4.4
Сувенирные игрушки из
капсул «Киндер –сюрприз»
Роботы из пластиковых
бутылок
Поролоновые чудинки
6
1
5
4.5
Итоговое занятие
2
1
1
Лепка
20
6
14
7.1
Вводное занятие
2
1
1
7.2
Рельеф
2
1
1
3
3.1
3.2
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
5
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, беседа,
творческие задания,
практические задания,
контрольная работа,
итоговое занятие,
выставка.
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, беседа,
практические задания,
тестирование, итоговое
занятие, выставка.
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, беседа,
творческие задания,
7.3
Барельеф
4
1
3
7.4
Сувениры – обереги из
соленого теста
Итоговое занятие
10
2
8
2
1
1
Творческий отчет
2
6
ИТОГО
108
1.3.3.
1
28
1
практические задания,
итоговые занятия,
выставка
Итоговый мониторинг,
выставка
80
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Раздел 1. Вводное занятие. – 2 ч.
Занятие №1
Теория: Знакомство с детьми. Разъяснение целей и задач, содержания работы, формы
занятий. Расписание занятий. Требования к дисциплине, внешнему виду. Выбор органов
самоуправления. Знакомство с понятием декоративно прикладное искусство. Инструкция по
технике безопасности. Вводный мониторинг. Вводный инструктаж.
Практика: Игра «Дорисуй сказку»
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, игра.
2. Раздел №2 Работа с бумагой и картоном - 32 ч.
Занятие №2
2.1. Тема: Вводное занятие по теме «Аппликация».
Теория: С историей возникновения бумаги и картона. Со свойствами и качеством бумаги
и картона, с определением плоскостная аппликация. Технологическая последовательность
изготовления плоскостной аппликации «Золотая осень».
Практика: Разработка эскизов.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №3
2.2 Тема: Плоскостная аппликация: «Золотая осень».
Теория: Классификация аппликации (материалы, техника исполнения, содержание
композиции). Виды бумаги и картона для аппликации. Правила подбора цветового
решения. Правила работы с шаблонами. Техника безопасности при работе с
ножницами.
Практика: Подбор бумаги по цветовой гамме. Работа с шаблонами. Вырезание и
приклеивание деталей на основу. Оформление рамки из картона.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №4
2.3. Тема: Транспарантное вырезание в аппликации. «Натюрморт».
Теория: Основы транспарантного вырезания. Демонстрация, анализ образцов.
Композиционные приёмы, цветовой строй в аппликации. Техника безопасности при
работе с ножницами, резаком Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов транспарантной аппликации «Натюрморт». Подготовка
основы и рамки. Сборка аппликации «Натюрморт».
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №5
2.4. Тема: Полуобъемная аппликация: «На лужайке».
Теория: Правила изготовления деталей полуобъемной аппликации «На лужайке»,
способом высечки и склеивания. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила
работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, склеивание высечек для придания объема.
Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление полуобъемной аппликации.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа,
самостоятельная работа.
Занятие №6
2.5. Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Знакомство с понятием объемная аппликация, с видами объемной аппликации.
Последовательность изготовления объемных лепестков васильков из двухсторонней бумаги,
способом подкручивания. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с
клеем.
Практика: Разработка эскизов. Подбор бумаги по цветовой гамме. Подготовка основы.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа,
самостоятельная работа.
Занятие №7
2.6. Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Способы изготовления тычинок и склеивания лепестков. Техника безопасности при
работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, придание объема деталям василька способом
подкручивания. Изготовление тычинок и приклеивание лепестков. Приклеивание деталей на
основу. Художественное оформление объемной аппликации.
Формы образовательной деятельности: видео – путешествие, беседа, рассказ,
практическая работа, самостоятельная работа.
Занятие №8
2.7. Тема: Орнамент: «Геометрический орнамент».
Теория: Знакомство с историей развития орнамента в России. Виды орнамента.
Изобразительный, неизобразительный, комбинированный. Знакомство с работами мастеров.
Понятие геометрический орнамент. Способы изготовления геометрического орнамента.
Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка основы. Изготовление рамки.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, презентация, практическая
работа.
Занятие №9
2.8. Тема: Орнамент: «Геометрический орнамент».
Теория: Способы вырезания деталей геометрического орнамента путем складывания
бумаги. Правила вырезания мелких деталей канцелярским ножом. Техника безопасности при
работе с канцелярским ножом.
Практика: Вырезание деталей орнамента путем складывания бумаги по шаблону.
Приклеивание деталей геометрического орнамента на основу.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №10
2.9. Тема: Орнамент: «Пейзажный орнамент».
Теория: Способы вырезания деталей пейзажного орнамента. Виды пейзажного орнамента.
Знакомство с работами мастеров России. Отличия пейзажного орнамента от геометрического.
Особенности выполнения пейзажного орнамента. Техника безопасности при работе с
канцелярским ножом.
Практика: Разработка эскизов пейзажного орнамента. Вырезание деталей орнамента по
шаблону. Приклеивание деталей пейзажного орнамента на основу.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, презентация, практическая
работа.
Занятие №11
2.10. Тема: Оригами: «Голуби».
Теория: Знакомство с историей развития оригами, с понятием. Знакомство с рабатами
японских мастеров. Виды оригами. Правила чтения схем складывания фигур голубей в
технике оригами. Последовательность работы.
Практика: Изучение схем. Подготовка материалов.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, презентация, практическая
работа.
Занятие №12
2.11. Тема: Оригами: «Голуби».
Теория: Технологическая последовательность изготовления голубей из бумаги в технике
оригами.
Практика: Изготовление голубей из бумаги в технике оригами. Оформление композиции
«Голуби».
Формы образовательной деятельности: Рассказ, практическая работа.
Занятие №13
2.12. Тема: Оригами: «Домашние животные».
Теория: Знакомство со способами изготовления фигурок домашних животных в технике
оригами из плотных салфеток. Породы кошек. Схема изготовления фигурки кошки.
Практика: Изготовление фигурки кошки в технике оригами из плотных салфеток.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №14
2.13. Тема: Оригами: «Домашние животные».
Теория: Породы собак. Схема изготовления фигурки собачки из плотных салфеток.
Практика: Изготовление фигурки собаки в технике оригами из плотных салфеток.
Оформление композиции «Домашние животные».
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №15
2.14. Тема: Мозаика контурная, сплошная: «Веселые грибочки».
Теория: Знакомство с понятием мозаика, с историей развития техники. Знакомство с
работами мастеров. Виды мозаики (контурная, сплошная). Способы выполнения контурной
мозаики.
Практика: Изготовление композиции «Грибочки» в технике контурная мозаика.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №16
2.15. Тема: Клубное занятие «Чудесная мастерская».
Теория: Знакомство с правилами
Практика: изготовление изделий из бумаги и картона на конкурсной основе.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №17
2.16. Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с бумагой и картоном».
Теория: Устный опрос по теме «Работа с бумагой и картоном», (определения, понятия,
виды техник)
Практика: Организация выставки творческих работ по теме «Работа с бумагой и
картоном».
Формы образовательной деятельности: опрос, выставка, тестирование.
Раздел №3 Работа с природным материалом - 30 ч.
Занятие №18
3.1. Тема: Вводное занятие по работе с природными материалами.
Теория: Знакомство с видами декоративно прикладного искусства, выполненными из
природного материала. Виды, свойства и качества природных материалов. Способы заготовки
материалов. Просмотр фильма «Кладовая природы».
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка оргалита наждачной бумагой.
Формы образовательной деятельности: беседа, видео-презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №19
3.2. Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной полянке».
Теория: Знакомство с видами аппликаций из листьев (накладная, силуэтная).
Сравнительный анализ. Свойства и качества засушенных листьев. Способы заготовки и
обработки листьев. Последовательность выполнения накладной аппликации. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Разработка эскизов накладной аппликации. Подбор и обработка листьев по
цветовой гамме, по фактуре и качеству.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №20
3.3. Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной полянке».
Теория:
Знакомство с примерами накладной аппликации из листьев. Способы
изготовления деталей аппликации путем вырезания и обламывания краев.
Практика: Вырезание деталей из листьев. Приклеивание деталей из листьев на основу в
соответствии с эскизом.
Занятие №21
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
3.4. Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория: Особенности силуэтной аппликации. Способы выполнения силуэтной аппликации.
Разновидность бабочек.
Практика: разработка эскизов силуэтной аппликации, подготовка основы для работы.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №22
3.5. Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория:
Способы изготовления деталей силуэтной аппликации из листьев.
Технологическая последовательность работы.
Практика: Вырезание деталей бабочки, приклеивание деталей бабочки на основу.
Художественное оформление аппликации.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №23
3.6. Тема: Мозаика из круп и семян.
Теория: История развития мозаики в России. Виды мозаики и природных материалов
(контурная, сплошная). Материалы, используемые в контурной и сплошной мозаике (семена
и крупы). Свойства и качества используемого материала. Способы заготовок семян. Просмотр
презентации работы мастеров в технике мозаика из семян.
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка поверхности и краев оргалита.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №24
3.7. Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Знакомство с работами, выполненными в технике, контурная мозаика.
Технологическая последовательность изготовления работы в технике контурная мозаика с
использованием пластилина. Беседа «Мои любимые животные».
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу. Выкладывание контуров
рисунка полосками пластилина.
Формы образовательной деятельности: беседа,
презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №25
3.8. Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Способы выкладывания контуров рисунка из семян. Правила гигиены.
Практика: Выкладывание контуров рисунка крупами (гречка, рис, горох). Художественное
оформление рисунка.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №26
3.9. Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Защита сообщений «Виды сплошной мозаики из круп и семян». Знакомство с
работами, выполненными в технике, сплошная мозаика. Виды букетов. Правила гигиены при
работе с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Формы образовательной деятельности: защита сообщений по теме, презентация, рассказ,
практическая работа.
Занятие №27
3.10. Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Технологическая последовательность изготовления работы в технике сплошная
мозаика с использованием клея «ПВА». Способы приклеивания семян и круп на рисунок.
Практика: Нанесение клея на рисунок, выкладывание рисунка семенами и крупами.
Формы образовательной деятельности: рассказ, практическая работа.
Занятие №28
3.11. Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория:
Характеристика новогодних сувениров. Виды, способы изготовления,
Технологическая последовательность работы. Техника безопасности.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка каркаса елки из проволоки, подготовка и
обработка материалов основы для работы.
Формы образовательной деятельности: беседа,
презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №29
3.12. Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория:
Способы крепления шишек на каркас. Способы декорирования елочки
дополнительными элементами.
Практика: Крепление шишек на каркас. Декорирование елочки дополнительными
элементами.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №30
3.13. Тема: Новогодняя открытка. Орнамент предметный
Теория: Знакомство с работами мастеров «Предметный орнамент». Технологическая
последовательность изготовления открытки способом оформления предметного орнамента из
семян тыквы, арбуза, путем приклеивания семян на основу.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу. Приклеивание рисунка на
основу. Оформление рамки семенами.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №31
3.14. Тема: Конкурсно – игровая программа «Новогодние приключения»
Теория: Знакомство с правилами проведения.
Практика: игра
Формы образовательной деятельности: конкурсно- игровая программа.
Занятие №32
3.15. Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с природным материалом».
Теория: Контрольная работа по теме «Работа с природным материалом», (определения,
понятия, виды техник, способы выполнения.) Промежуточный мониторинг.
Практика: Организация отчетной выставки творческих работ за полугодие.
Формы образовательной деятельности: контрольная работа, выставка.
Раздел № 4 «Работа с синтетическими материалами» - 22 ч.
Занятие №33
4.1. Тема: Вводное занятие по работе с синтетическими материалами.
Теория: Знакомство с историей возникновения таких материалов, как: пенопласт, поролон,
пластмасса, со свойствами и способами обработки этих материалов. Демонстрация изделий из
синтетических материалов.
Практика: Разработка эскизов, подготовка и сбор материалов.
Формы образовательной деятельности: беседа, видео презентация, рассказ, практическая
работа.
Занятие №34
4.2. Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Знакомство с видами изделий из пластмассы. Понятие о пропорции и равновесии,
симметрии и асимметрии. Технологическая последовательность изготовления сувениров из
капсул. Техника безопасности при работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Составление схемы изготовления игрушки. Изготовление каркаса из
проволоки.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №35
4. 3.Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы сборки и художественного оформления сувениров, путем приклеивания
деталей на горячий клей. Техника безопасности при работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Сборка туловища и головы из капсул. Художественное оформление игрушки.
Составление коллективной композиции из игрушек.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №36
4. 4.Тема: Изготовление гусеницы из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы изготовления гусеницы из капсул. Способы соединения деталей и
художественного оформления гусеницы. Техника безопасности при работе с клеевым
пистолетом.
Практика: Сборка гусеницы из капсул. Художественное оформление гусеницы.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №37
4.5. Тема: Изготовление роботов из пластиковых бутылок.
Теория: Свойства и качества пластиковых бутылок. Способы обработки пластика, путем
вырезания и обжига. Технологическая последовательность изготовления игрушки из
пластиковых бутылок. Техника безопасности при работе с ножницами, свечкой, шилом.
Практика: Составление схемы изготовления игрушки из бутылок. Подбор и подготовка
материалов.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа
Занятие №38
4.6. Тема: Изготовление роботов из пластиковых бутылок.
Теория: Способы изготовления деталей робота из пластиковых бутылок. Приемы
изготовления каркаса из проволоки. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика: Вырезание деталей робота из пластиковых бутылок. Сборка деталей робота.
Коллективное оформление композиции «Роботландия».
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №39
4.7. Тема: Поролоновые чудинки
Теория: Поролон, история возникновения. Свойства и качества поролона. Знакомство с
изделиями из поролона. Знакомство с понятиями симметрия, ассиметрия. Способы
изготовления игрушек и поролона. Техника безопасности при работе с ножницами и
проволокой.
Практика: Разработка эскизов. Составление схемы изготовления игрушки из поролона.
Покраска поролона колером.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №40
4.8. Тема: Поролоновые чудинки «Медвежонок».
Теория:
Способы изготовления каркаса из проволоки. Способы изготовления деталей
игрушки из поролона. Технологическая последовательность работы.
Практика: Изготовление каркаса игрушки из поролона. Изготовление деталей игрушки
из поролона.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа
Занятие №4 1
4.9. Тема: Поролоновые чудинки «Медвежонок».
Теория: Способы соединения деталей игрушки при помощи клея «Мастер». Способы
художественного оформления игрушки ленточками, тканью и др. материалами.
Практика: Сборка деталей игрушки. Художественное оформление игрушки.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Занятие №42
4.10. Тема: Итоговое занятие по теме «Работа с синтетическими материалами.
Теория: Тестирование по теме. Опрос.
Практика: Оформление творческих работ по теме «Работа с синтетическими материалами.
Формы образовательной деятельности: тестирование, устный опрос, выставка.
Занятие №43
4.11. Тема: Клубное занятие «Наши руки не знают скуки»
Теория: Практика: конкурсно – игровая программа «Наши руки не знают скуки».
Формы образовательной деятельности: конкурсно – игровая программа.
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график согласуется с календарным учебным графиком
организации.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Характеристика
альбомы, простые и цветные карандаши; краски
акварельные и гуашевые;
ластики, стаканчики-непроливайки; бумага А3, А4;
бумага цветная; фломастеры; кисти;
ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных
предметов;
- муляжи фруктов и овощей (комплект);
Информационное обеспечение
-компьютер
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на основе
проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели
качества
реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Общие параметры оценивания включают:
Уровень способностей детей
умение применять теоретические знания при
выполнении работы, высокое мастерство и
аккуратность, правильное использование
инструментов
в
ходе
практической
деятельности
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень сформированности компетенций
Уровень
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности
родителей
работой
образовательного
учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)
аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце
года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
г.
- Санитарно-эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного
образования детей СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г, № 41;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
(приказ Министерства
образования и науки от 06.10.2009г №373);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, разработанные Минобрнауки Росси совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование», 2015г.;
- Конвенция о правах ребенка от 13 июня 1990 г. № 1559–1;
- Устав МКУ ДО – ЦДТ № 333 от 21.12.2015г.
Литература, используемая при разработке программы:
При разработке программы «Умелые руки» учитывался опыт работы следующих
авторов:
- Н. Н. Карпова, педагог дополнительного образования Центра детского творчества, автора
- составителя авторской программы «Работа с природным материалом как средство
формирования творческой личности ребенка» – Новосибирск: Новосибирское
издательство, 2000 г.
- М.А. Соловьева, педагог дополнительного образования МОУ Большевицкого Центра
развития и творчества, образовательная программа «Умелые руки» 2010г.
- Н.И. Гришина, А.А. Анистратова «Поделки из природных материалов» Издательство:
Оникс, 2010 г.
В процессе реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).
- Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
- Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).
- Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) .
Литература, рекомендуемая и используемая для педагогов:
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия ” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
10. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Литература, рекомендуемая и используемая для учащихся:
1. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, 1998г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
«Самоделки из разных материалов» М., 1982 г.
Журналы «Детское творчество»
Журналы «Школа и производство»
Журналы «Сделай сам»
«Лоскутки» М. Максимова, М. Кузьмина «ЭКСМО – Пресс», 2000 г.
«Забавные фигурки» К. Сома «Интер Дайджест».
«Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» М. И. Нагибина, Ярославль, 1997г.
➢ Список литературы для родителей
1. Гульянц Э. К., Бозин И. Я. «Что можно сделать из природного материала», Просвещение.
2. «Домашнее рукоделие» состав. Аржанухина Н. В., М., 2008г.
3. «Семья самоделкиных» состав. Литвиненко В. Н., Аксенов М. В., Санкт-Петербург, 1998
г.
4. «Чудесная мастерская» Н. М. Конышева, «Линка-пресс», 1996г.
5. «Наш рукотворный мир» Н. М. Конышева, «Линка-пресс», 1996г.
Список электронных ресурсов
1. Электронный доступ: История декоративно-прикладного
искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo.html
2. Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство
http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
3. Электронный доступ: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство 17 – 20 веков http://www.bibliotekar.ru/avanta/31.htm
4. Электронный доступ: Декоративно-прикладное
искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
Электронный
доступ:
Декоративноприкладное искусствоhttp://school.xvatit.com/index.php
Электронный доступ: Особенности преподавания декоративно-прикладного
искусства
Электронный
доступ:http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
5. Электронный доступ: Художественная энциклопедия http://encdic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
Электронный
доступ: Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoeiskusstvo/
Электронный доступ: Дизайн http://www.excentrika.ru/design