ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Хосоев Олег Александрович,
педагог дополнительного образования
Улан-Удэ,
2025
РАЗДЕЛ №1
«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы»
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015), Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам", Профессионального стандарта педагог дополнительного
образования детей и взрослых (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н), Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национального проекта
«Образование» утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, включающем
федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая
образовательная среда», Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г.
№09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Устава МАОУ СОШ
№50.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения
России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья,
мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим
веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо
начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как
ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с
высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует
на все системы детского организма.
Отличительные особенности Программы. Тренер-преподаватель зачисляет на базовый
уровень всех желающих заниматься волейболом при отсутствии медицинских
противопоказаний врача-педиатра. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного
процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов;
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля;
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности
юных волейболистов;
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу;
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом;
6. Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической
подготовленности юных волейболистов.
2
Адресат программы. В программу принимаются дети в возрасте 10-17 лет,
проявляющие интерес к занятиям по волейболу, допущенные врачом к занятиям физической
культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 1 раз в год. Два раза в год в
учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной
физической и технической подготовке.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года для подготовки юных
волейболистов с 10-летнего возраста объемом 72 часа.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебнотренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия;
тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных
сборах; инструкторская и судейская практика обучающихся.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по
представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима
тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других
учреждениях.
На первый год обучения зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие
заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цели Программы:
- укрепление здоровья, формирование навыков адаптации к жизни в обществе;
- получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и
спорта;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в занятиях физической культуры и
спортом;
- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся.
Задачи Программы:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействовать всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
- повысить уровень физической подготовленности, совершенствовать техникотактическое мастерство;
- развить мотивацию обучающихся к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
3
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
Количество часов
Теория
Практика
Формы
контроля
Название раздела, темы
Всего
часов
Вводное занятие. Постановка
задач на учебный год.
Инструктаж по ТБ. Вводный
инструктаж ПДД, ППБ, ЧС
Методика самостоятельных
занятий спортом.
Правила личной гигиены и
основы самоконтроля при
занятиях физическими
упражнениями.
Утренняя гимнастика
школьника. Ознакомление с
упрощенными правилами
различных спортивных игр.
Меры предупреждения
спортивного травматизма.
Правила организации и
проведения соревнований по
волейболу различного уровня.
Ведение спортивной
документации.
2
2
1
Опрос
1
2
1
Тестирование
2
2
2
Тестирование
23
Тестирование
6
Специальная физическая
подготовка
7
Различные виды спорта и
подвижные игры
8
Самостоятельная работа
9
Контрольные нормативы
10
Судейская практика
Итого за курс обучения
4
4
2
9
Тестирование,
учебная игра,
соревнования
23
2
19
Тестирование,
учебная игра,
соревнования
Тестирование,
учебная игра,
соревнования
Тестирование,
учебная игра,
соревнования
Тестирование,
учебная игра,
соревнования
Турнир по волейболу,
товарищеские встречи
9
5
19
2
5
1
3
1
72
10
62
4
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней тренировки «обучающая». Этот принцип положен в основу, как программирования процесса подготовки,
так и нормативных требований. Программа содержит материал планирования процесса
многолетней подготовки волейболистов, дифференцированный по годам обучения; материал по
основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной),
технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки
уровня подготовленности юных волейболистов на основе конкретных количественных
показателей по видам подготовки па всех этапах многолетнего тренировочного процесса, а
также указания для работы по настоящей программе.
Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выделена
интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить обучающихся
реализовывать в игровых навыках тренировочные эффекты - результаты всех сторон
тренировки. При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении
развития физических качеств спортсменов, обучении их технике и тактике необходимо
учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того
или иного физического качества.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональны Возраст, лет
е
показатели, 7 8 9 10
11
12
13
14
15
16
17
физические качества
Длина тела
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
Быстрота
+ +
+
Скоростно-силовые
+
+
+
+
+
качества
Сила
+
+
+
Выносливость (аэробные
+ + +
+
+
+
возможности)
Анаэробные
+ +
+
+
возможности
Гибкость
+ + + +
Координационные
+ +
+
+
способности
Равновесие
+ +
+
+
+
+
+
Необходимо в сенситивные периоды акцентирование воздействовать на развитие
соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию
также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических
качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и
скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и
юношей для развития аэробных возможностей будут в 8-10 и в 14 лет; для развития анаэробногликолитических механизмов - возраст 11-13 лети 16-17 лет; для развития креатинофосфатного
энергетического механизма - возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды
энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше.
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от
конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия.
Так, на базовом уровне обучения (9-11 лет), когда эффективность средств волейбола еще
незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре),
объем подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия. Периодически
целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в
подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений,
5
баскетбола, проводятся подвижные игры, игра в баскетбол или ручной мяч и т.д. Большое
внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной
группы. Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных
спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством ее (кроме средств волейбола)
являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти
упражнения на 1 году обучения. Подготовительные упражнения развивают качества,
необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту
сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту
реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в
ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к
скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость. Среди средств
физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными,
баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, резиновыми
амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами.
Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет и девушек 9-16 лет
1-2 кг, для юношей 15 лет до 3 кг. В упражнениях, подготавливающих к подачам и
нападающим ударам, вес мяча 1 кг. Для юных волейболистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В
качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты или другая резина.
Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет. Особое место занимают упражнения на
тренажерах и со специальными приспособлениями. Формирование тактических умений
начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а
также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять
правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с
другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро
выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола
учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.
Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в
единстве решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие качеств в рамках
структуры приема, развитие специальных физических качеств посредством многократного
выполнения приемов); технической и тактической подготовки (совершенствование приемов в
рамках тактический действий, а также посредством многократного выполнения тактических
действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите); переключения в
выполнении технических приемов и тактических действий - отдельно в нападении, защите и
сочетание нападающих и защитных действий. Учебные игры, контрольные игры и
соревнования по волейболу служат высшей формой интегральной подготовки. Регулярное
участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен
приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал
надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревновательная подготовка имеет
целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно
применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях
соревновательной деятельности. Соревнования по физической, технической, интегральной
подготовке регулярно проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и
соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения
фиксируется показательный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные
испытания, и часы на интегральную подготовку.
Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно
проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы,
применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения фиксируется показательный
результат. Используются часы, предназначенные па контрольные испытания, и часы на
интегральную подготовку.
Рекомендуется практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по
физической, технической, игровой подготовке. Недооценка, а нередко и недопонимание
6
сущности такой соревновательной подготовки существенно снижают эффективность
подготовки юных волейболистов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых
для понимания сущности спорта и его социальной роли.
История развития волейбола
История развития и зарождение волейбола в России. Становление волейбола как вида
спорта. Обзор основных этапов развития его в довоенный период. Выступления российских
волейболистов на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных
команд.
Правила игры и методика судейства соревнований
Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры. Перспективы
дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Упрощенные правила
игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. Обязанности членов
судейской бригады. Ведение документации соревнований. Роль судьи как воспитателя.
Значение квалифицированного судейства.
Техника и тактика игры в волейбол
Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола,
тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология.
Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
Цель и задачи тактической подготовки
Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки. Участие в
соревнованиях – необходимое условие проверки тактической подготовки игроков и команды.
Особенности тактической подготовки с начинающими.
Единая Всероссийская спортивная классификация
Значение классификации и этапы её развития. Научные основы классификации.
Обоснование разрядных требований и контрольных упражнений. Разрядные требования в
волейболе для присвоения спортивных разрядов. Присуждение судейской категории.
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» (ред. от 29.06.2015), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей», Указ Президента Российской Федерации от 7
мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года», Национальный проект «Образование» утвержденным
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам 24 декабря 2018 года, включающем федеральные проекты:
«Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», Устав
ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат», Образовательная программа ГБООУ
«Верхнесаянтуйская санаторная школа», Приказ Министерства спорта Российской Федерации
от 28.02.2017 г. (с изменениями) «Положение о спортивных судьях», Приказ Министерства
спорта Российской Федерации от 20.02.2017 г. №108 «Положение о единой Всероссийской
спортивной классификации» с приложениями.
Техника безопасности
Правила и меры безопасности поведения в спортивном зале, на стадионе, в тренажерном
зале, во время спортивных соревнований, во время поездок, на учебно-тренировочных
занятиях, в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористического акта, при пожаре,
электробезопасность.
7
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1 -2 год обучения
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).
3. Подача нижняя прямая на точность.
4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.
3-4 год обучения
1. Вторая передача па точность из зоны 2 в зону 4.
2. Подача верхняя прямая на точность.
3. Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).
4. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
5. Нападающий удар прямой:
-из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
-из зоны 3 в зоны 4 и 5;
-из зоны 2 в зоны 1 и 2.
6. Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 7. Одиночное
блокирование прямого удара по ходу.
Соревнования по физической подготовке
1. Бег 30м.
2. Бег с изменением направления (5x6 м).
3. Прыжок в длину с места.
4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).
6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
Соревнования по игровой подготовке
Базовый уровень
1. Мини-волейбол (по специальным правилам).
2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Углубленный
Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
На 1-3 годах обучения проводятся соревнования по мини-волейболу, товарищеские
(контрольные) игры, соревнования по технической и специальной физической подготовке, по
волейболу уменьшенными составами.
В число игр для занимающихся на 7-8 году обучения входят контрольные игры
регионального и областного масштаба, календарные игры на 4-6 году обучения должны быть
городского и областного масштаба. Должны войти в традицию встречи спортивных школ
командами различного возраста – на 4-8 году обучения.
Судейская практика проводится на 7-8 году обучения. Привитие судейских навыков
осуществляется в процессе тренировочных занятий, а также на отдельных («специальных»)
занятиях.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ДЛЯ ВСЕХ ЭТАПОВ)
Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс
обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки для формирования более
прочных двигательных навыков.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой;
упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и
плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья -для мышц ног и таза. Упражнения
выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели,
резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и
скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку
(веревочку).
8
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение
нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
- Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40м (с 14
лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет).
- Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет).
- Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет).
- Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные
мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10).
- Бег или кросс 500-1000 м.
- Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной
прыжок с места; в длину с разбега.
- Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность;
- метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 1316 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет);
- метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
- Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др.
Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия
и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель»,
«Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники
и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся
мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу
(преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста
(лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных
положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП)
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий
пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом
вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными
шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг.) в руках, с поясом-отягощением или в
куртке с отягощением. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение
направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат,
имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов,
блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся
выполняют определенное действие.
Подвижные игры:«День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые
различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры
«Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных
сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со
взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3
кг). Из положения стоя па гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена
вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).
То же с отягощением (пояс до 6 кг.).
9
Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для
юношей, штанга – вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера
упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30
раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание,
выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки па обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после
приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в
руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч,
приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То
же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и
спиной вперед. То же с отягощением.
Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая
высоту и количество прыжков подряд.
Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков).
Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх.
Прыжки па одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.).
Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами.
Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами.
То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных
(набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные
прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки
через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач
мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями,
сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в
сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов
(ладони располагаются па стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или
расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену
пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и
попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по
кругу, носки ног на месте. То же, по передвижение вправо и влево, одновременно выполняя
приставные шаги руками и йогами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх,
перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа,
ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное
сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение
напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и
ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски
набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование).
Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его.
Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон
бросают занимающемуся партнеры.
Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером.
Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи
набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в степу. Многократные передачи
волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные
передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в
зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на
10
свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во
встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой
и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом.
То же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые
движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в
положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение
руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к
гимнастической стенке (амортизатор укреплен па уровне плеч), руки за головой, движение
руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой).
То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой
стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу – поднимание
рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, по круги
руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой
рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом.
Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным пригибанием при замахе.
Броски мяча снизу одной и двумя руками.
Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо.
Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у
стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху.
Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и па
точность в зоны.
То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения
с
волейбольным
мячом
(выполняют
многократно
подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном
положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки
(в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей
сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат).
Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).
Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене
(высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке;
то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей.
Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на
резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и
левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с
отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс).
Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на
амортизаторах.
Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с
набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и
нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через
сетку (с собственного подбрасывания). В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок
вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным
заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок
через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок
набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
11
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые
упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного
набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного па резиновых
амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений
(различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх,
подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д.
Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене – бросить мяч
вверх назад, повернуться па 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два
упражнения, по мяч отбрасывает партнер. Партнер с мячом может изменять высоту
подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок,
но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает па различную высоту и
т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после
поворота, затем во время поворота и до поворота. Передвижение вдоль сетки лицом к ней
приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного
положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°.
Тоже, что предыдущие два упражнения, но па расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение
принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное
положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с
выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у
сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного
(волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах
площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением
направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над
сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем па согласованность действий
на основе перечисленных упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в
прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное
положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий
выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках
групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует
(заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но
блокирующих у сетки трое, блокируют двое.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника нападения
1. Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шпуре; над собой па месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на месте и
после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи встепу с
изменением высоты и расстояния - па месте и в сочетании с перемещениями; на точность с
собственного подбрасывания и партнера.
3. Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на
площадке и в прыжке, после перемещения.
4. Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре);
в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за
лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
12
5. Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное
движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу на
резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку
в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку
по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам;
скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на
спину и в сторону на бедро.
2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м);
после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.
3. Прием двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте
и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй
перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в
зону нападения.
4. Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке;
ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для
подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке;
вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя
прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на
игрока, слабо владеющего приемом мяча.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой
передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней
линии при первой передаче; игроков зон 6,5, 1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.
3. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии:
прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа
приема мяча от соперника - сверху или снизу.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков
зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4
и 2; игроков зон 5, 1, 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков
зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры
«углом вперед».
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
1. Чередование упражнений для развития физических качеств в различных сочетаниях.
2. Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с различными
способами перемещений, приема и передачи, подачи, нападающего удара и блокирования
(имитации, подводящими упражнениями).
3. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
индивидуальных, групповых и командных действий в нападении, защите, защите-нападении.
4. Многократное выполнение технических приемов подряд; то же - тактических
действий.
5. Подготовительные к волейболу игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану», «Эстафета у
стены», «Два мяча через сетку» (на основе игры «Пионербол»); игра в волейбол без подачи.
13
6. Учебные игры. Игры по правилам мини-волейбола, классического волейбола. Задания
в игры по технике и тактике на основе изученного материала.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения Программы. Это:
-понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
-навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
-знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения;
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
-готовность к личностному самоопределению;
-уважительное отношение к иному мнению;
-овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
-этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
-положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
-дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
-оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты
Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
-определение наиболее эффективных способов достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения.
Предметные результаты
Характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в
процессе освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по
волейболу. Это:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость
овладения технико-тактическими элементами игры в волейбол, уровень развития физических
способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и
поведение на тренировках. Итоги реализации программы: участие в соревнованиях,
товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.
14
РАЗДЕЛ №2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для проведения тренировочного процесса и решения задач по обучению занимающихся
основными требованиями к материально-технической базе и инфраструктуре организации
являются:
−
Наличие игрового зала.
−
Наличие раздевалок.
−
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения уровней освоения образовательной программы.
Оборудование и спортивный инвентарь
Оборудование
Наименование
Технические
№
Краткое описание применения Кол-во
характеристики
Сетка
Сетка
Для проведения учебных занятий
1. волейбольная со
2
профессиональная
в спортивном зале
стойками
Для проведения
Мяч
Мячи волейбольные
2.
общеразвивающих упражнений с
5
волейбольный
Mikasa V200W
мячом
Мяч
Мяч волейбольный
3.
Для проведения учебных занятий
12
тренировочный
Mikasa MVA 300 W
Корзина
для
Тренировочное
4.
Для проведения учебных занятий
2
мячей
оборудование
Насос
для
накачивания
Тренировочное
5. мячей
в
Для проведения учебных занятий
3
оборудование
комплекте
с
иглами
Утяжелитель для
Тренировочное
6.
Для проведения учебных занятий
25
ног
оборудование
Утяжелитель для
Тренировочное
7.
Для проведения учебных занятий
25
рук
оборудование
Эспандер
Тренировочное
8. резиновый
Для проведения учебных занятий
10
оборудование
ленточный
Тренажер
для
отработки
Тренировочное
9.
Для проведения учебных занятий
1
нападающих
оборудование
ударов
Тренажер
для
Тренировочное
10. пасующего
Для проведения учебных занятий
1
оборудование
игрока
Тренажер
Тренировочное
11.
Для проведения учебных занятий
1
блокирующего
оборудование
Форма
12. волейбольная
экипировка
Для участия в соревнованиях
12
женская
Форма
13. волейбольная
экипировка
Для участия в соревнованиях
12
мужская
15
14. Наколенники
защитная
экипировка
Для проведения учебных занятий
20
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Успешное решение задач тренировочного процесса во многом зависит от эффективного
контроля, который наряду с планированием является важнейшей функцией управления за
тренировочно-соревновательной деятельностью. Контроль охватывает все стороны
подготовленности волейболистов. В данной Программе представлены нормативные требования
по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, требования к
физическому развитию занимающихся.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Влияние физических качеств и телосложения на результативность
Физические качества и телосложение
Уровень влияния
Скоростные способности
3
Мышечная сила
2
Вестибулярная устойчивость
3
Выносливость
2
Гибкость
1
Координационные способности
3
Телосложение
3
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1- незначительное влияние.
2.3.1. КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ НА КАЖДОМ УРОВНЕ
ОБУЧЕНИЯ, С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И
ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Техническая подготовка
1. Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при
которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители
расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При
передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м,
расстояние от сетки не более 1,5м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота
над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. При передаче из
зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток:
учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество
исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
2.Испытания в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование). Учащийся
располагается на расстоянии 3 м от стены, на высоте 4 м на степе делается контрольная линия надо стремиться выдерживать расстояние от стены и высоту передач. Учащийся подбрасывает
мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу над собой и
поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается
кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом над собой и стоя
спиной, составляют одну серию. Учитывается максимальное количество серий.
Устанавливается минимальное число серий для каждого года обучения.
3.Испытания на точности подач. Основные требования: при качественном техническом
исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении - в
определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки,
16
зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой
линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
4.Испытания на точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся
к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной папа/дающий
удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах
из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией
нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой
линией и линией, параллельной ей па расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при
ударах из зоны 2 - в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
5.Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель
определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная на
зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. При
наличии специального снаряда «мячемета» мяч посылается с его помощью. Принимая мяч в
зоне 6 (5), учащийся должен направить его через лепту, натянутую па расстоянии 1,5 м от сетки
и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку,
то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо
установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить
мишенью. Каждому занимающемуся дается 5 попыток, для 15-16 лет - 8. Подачи в группах
начальной подготовки нижние, с 12-14 лет - верхние, в 15-16 лет - планирующие. Учитываются
количество попаданий и качество выполнения.
6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании занимающемуся
располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для
постановки блока. Направление удара известно, высота передачи па удар тоже. Дается 5
попыток каждому занимающемуся.
Тактическая подготовка.
1. Действия при второй передаче, стоя и в прыжке. Расположение испытуемого в зоне 3
(или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (па сетке), положение
рук тренера (учащегося) за сеткой, звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч первой передачей
(«мячемет» или игрок) посылается из глубины площадки. Сигнал подается в тот момент, когда
мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток
(примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выполненных заданий
и точность передачи с соблюдением правил игры.
2. Действия при нападающих ударах. Нападающий удар или «скидка» (передача через
сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или пет. Блок имитируется
специальными приспособлениями (типа «механический блок» и др.). «Блокировать» может
партнер, стоя па подставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при
прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.
3. Командные действия в нападении. В этих испытаниях выявляется умение учащихся
взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием
подачи, вторая передача игроком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и
нападающий удар одним из учащихся, другие выполняют имитацию удара, окрестные
перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний
представлены в оценочной таблице. Даются 6 попыток. Требования такие же, как при
групповых действиях.
4. Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях - выявить
умение в блокировании: выбор места, своевременная постановка рук на пути мяча. Надо
определить зону, откуда будет произведен удар (четвертая, третья или вторая), направление
удара - по диагонали. Дается по 10 попыток в каждом испытании (примерно поровну по видам
задания). Учитываются количество правильно выполненных заданий и качество блокирования
(техническое исполнение).
5. Командные действия в защите. Основные требования - командные действия при
построении защитных действий по системе «углом вперед» и «углом назад». Нападающая
17
команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях,
обманные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки
передней и задней линий меняются местами. Учитываются количество правильно выполненных
действий и ошибки.
Интегральная подготовка.
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов. Первое:
нападающий удар - блокирование. Учащийся в зоне 4 (3,2) выполняет удар определенным
способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы и
направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются
точность нападающего удара и качество блокирования. Второе: блокирование - вторая
передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном
направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) - по заданию,
снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи. Третье: прием мяча
снизу двумя руками - верхняя передача. Учащийся в зоне 2 принимает мяч от скидки из зоны 4
и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность
передачи. В каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий.
2. Упражнения на переключение в тактических действиях. Испытания направлены на
то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с
требованиями. Даются два упражнения. Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции:
три у сетки - для блокирования, три - на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу,
после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном
направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со
стороны «нападающих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его
игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу
кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование.
Выполняются 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два
блокирования и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполнения действий и
техническое качество исполнения. Второе - после приема подачи команда разыгрывает мяч в
нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде
«доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В
одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара.
Учитываются количество правильно выполненных заданий и ошибки.
3. Определение эффективности игровых действий. Эффективность игровых действий
волейболистов определяется па основании результатов наблюдений в календарных и
контрольных играх. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, па
магнитофонную ленту, видеокамеру и др.). На каждого занимающегося должны быть данные
наблюдений в нескольких играх - календарных и контрольных, главным образом в
соревновательном периоде. Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов
высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях.
Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В
разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) па каждый год в
системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого
занимающегося.
Теоретическая подготовка.
Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во
время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).
Судейская подготовка.
Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам
игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации.
Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов
упражнений по видам подготовки, проведению отдельных частей и всего тренировочного
занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований. Эта работа
18
осуществляется па практических текущих занятиях, игровых тренировках, контрольных играх и
соревнованиях (других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия.
2.3.2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА КАЖДОМ
УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ДАЕТ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА
ЛИЦА, НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
В группах 1-6 годах обучения:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта волейбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта
волейбол.
В группах 7-8 годов обучения:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных
спортивных соревнованиях по виду спорта волейбол;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
Особое внимание следует обратить на соблюдение процедуры приема контрольных
испытаний. Описание условий их выполнения должно быть заранее доведено до сведения
занимающихся.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в
группы на 1-6 годах обучения
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое
юноши
девушки
качество
Бег 30 м (не более 5,1 с)
Бег 30 м (не более 5,7 с)
Быстрота
Челночный бег 5 x 6 м (не более Челночный бег 5 x 6 м (не более
11,0 с)
11,5 с)
Бросок мяча весом 1 кг из-за Бросок мяча весом 1 кг из-за
Сила
головы двумя руками стоя (не головы двумя руками стоя (не
менее 12,5 м)
менее 12 м)
Прыжок в длину с места (не Прыжок в длину с места (не
менее 210 см)
менее 190 см)
Скоростносиловые
Прыжок вверх с места со взмахом Прыжок вверх с места со
качества
руками (не менее 54 см)
взмахом руками (не менее 46
см)
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в
группы на 7-8 год обучения
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое
юноши
девушки
качество
Бег 30 м (не более 5,0 с)
Бег 30 м (не более 5,5 с)
Быстрота
Челночный бег 5 x 6 м (не более Челночный бег 5 x 6 м (не более
10,9 с)
11,2 с)
Бросок мяча весом 1 кг из-за Бросок мяча весом 1 кг из-за
Сила
головы двумя руками стоя (не головы двумя руками стоя (не
19
Скоростносиловые
качества
Техническое
мастерство
менее 16 м)
Прыжок в длину с места (не
менее 220 см)
Прыжок вверх с места со взмахом
руками (не менее 56 см)
Обязательная
программа
техническая
менее 12,5 м)
Прыжок в длину с места (не
менее 200 см)
Прыжок вверх с места со
взмахом руками (не менее 48
см)
Обязательная
техническая
программа
I.
Передача
мяча
1. Поточная передача мяча двумя
руками сверху в стенку с расстояния 3 м
(кол-во раз).
2. Передача мяча двумя руками сверху с
собственногого набрасывания из зоны 6
в кольцо диаметром 1 м, установленное
в зоне 3 (10 попыток)
3. Передача мяча двумя руками сверху
из зоны 4 через сетку в квадрат 3х3 м,
расположенный в зоне 6; мяч
предварительно передан из зоны 3 (10
попыток)
4. Передача мяча двумя руками сверху
из зоны 3 в кольцо, установленное в
зоне 4, с предварительной передачи
мяча из зоны 5 (10 попыток)
5. Передача мяча двумя руками сверху в
прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат
3х3 м, расположенный у лицевой линии
в зоне 6, с предварительной передачи
мяча из зоны 3 (10 попыток)
6. Передача мяча двумя руками сверху
из зоны 2 в кольцо, установленное в
зоне 4, предварительной передачи мяча
из зоны 6 (10 попыток)
7. Передача мяча двумя руками сверху в
прыжке из зоны 4 через сетку в
высокий
Выше
среднего
средний
низкий
высокий
Выше
среднего
средний
низкий
Возраст, лет
Оценка результативности по технико-тактической подготовке по спортивному
результату (юноши и девушки)
Оценка
мальчики
девочки
Техническ
Контрольные упражнения
ий прием
10
11
12
13
4
7
9
1
2
10 3
11 5
12 6
3
5
6
9
10 4
11 6
3 2 1 4
5 3 2 5
3 2 1
4 3 2
12
13
14
15
16
13
14
3
5
5
5
5
4
5
2
4
4
4
5
3
4
4
6
6
6
7
5
6
2
3
4
5
1
1
2
3
4
6
7
9
3
4
5
7
2
3
3
4
1
1
2
3
2 1 0 3 2 1 0
4 2 1 4 3 2 1
5 4 2 5 4
3 2
2
3
3
3
3
3
3
1
2
2
2
2
2
2
3
5
5
5
6
4
5
1
2
3
3
3
2
3
0
1
2
2
2
1
2
14 4
15 4
16 5
3 2 1 3
3 2 1 4
4 2 1 4
2 1 0
3 2 1
3 2 1
14 5
15 5
4 3 2 4
4 3 2 4
3 2 1
3 2 1
20
II. Подача
мяча
прямоугольник 2х3 м, расположенный у
лицевой
линии
в
зоне
6,
предварительной передачи мяча из зоны
3 (10 попыток)
1. Нижняя прямая подача в пределы
площадки (10 попыток)
2. Нижняя прямая подача на точность
(по 5 попыток в левую и правую
половину площадки)
3. Верхняя прямая подача в пределы
площадки (10 попыток)
4. Верхняя прямая подача на точность
(по 5 попыток в левую и правую
половину площадки)
5. Верхняя прямая подача на точность
по заданию (по 5 попыток в левую и
правую половину площадки)
6. Верхняя боковая подача в пределы
площадки (10 попыток)
16 7
5 4 2 5
4 3 2
10
11
10
11
7
8
4
6
4
6
3
4
3
4
2
3
1
2
1
2
6
7
4
5
4
5
3
4
3
3
1
2
1
2
0
1
12
13
13
14
8
9
5
6
5
7
4
5
3
5
2
3
2
3
1
2
6
7
4
5
4
5
3
4
3
4
2
2
2
2
1
1
14
15
16
14
15
16
6
7
8
5
7
8
5
5
6
4
6
7
3
4
4
2
4
5
2
3
3
1
2
3
5
5
6
4
5
6
4
4
4
3
3
5
2
3
3
2
2
3
1
2
2
1
1
2
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке (юноши и
девушки)
Год обучения
7-8 года
Контрольные нормативы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
6-й
Связую Напад
год год год год год
год
щие
ающие
Вторая передача на точность
3
3
4
5
5
5
из зоны 3 в зону 4
Вторая передача на точность
3
4
5
из зоны 2 в зону 4
Передача сверху у стены,
стоя
лицом и
спиной 3
4
5
8
5
(чередование)
Подача на точность:
10-12 лет – верхняя прямая;
13-15 лет – верхняя прямая 3
3
4
3
4
5
3
4
по зонам; 16-17 лет – в
прыжке
Нападающий удар прямой из
зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет 3
3
4
3
4
с низкой передачи)
Нападающих
удар
с
переводом из зоны 2 в зону
2
3
4
2
3
5, из зоны 4 в зону 1 (16-17
лет с передачи за голову)
Прием подачи из зоны 5 в
2
3
4
6
7
зону 2 на точность
Прием подачи из зоны 6 в
2
3
3
4
зону 3 на точность
Блокирование
одиночное 2
3
4
5
21
нападающего удара из зоны
4(2) по диагонали
Тактическая подготовка
Вторая передача из зоны 3 в
зону 4 или 2 (стоя спиной) в
соответствии с сигналом
Вторая передача в прыжке из
зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя
спиной) в соответствии с
сигналом
Нападающий
удар
или
«скидка» в зависимости того
поставлен блок или нет
Командные действия: прием
подачи, вторая передача из
зоны 3 в зону 4 или 2 (по
заданию) и нападающий удар
(с 16 лет вторая передача
выходящим игроком)
Одиночное
блокирование
нападающих ударов из зон
4,3,2 со второй передачи.
Зона
не
известна,
направление
удара
диагональное
Командные
действия
организации
защитных
действий по системе «углом
вперед» и «углом назад» по
заданию после нападения
соперников
-
-
-
3
3
4
6
5
-
-
-
-
-
-
4
2
-
-
-
3
4
4
4
5
-
-
-
4
5
5
3
4
-
-
-
4
5
5
3
4
-
4
4
5
6
8
8
-
-
6
8
6
5
18
14
14
40
35
40
25
16
20
30
35
40
18
12
12
8
Интегральная подготовка
Прием снизу – верхняя
5
6
7
8
6
передача
Нападающий
удар
–
5
блокирование
Переход после подачи к
защитным действиям, после 3
3
защитных – к нападению
Спортивный результат
Потери подач в игре (%)
40 35
30 25 20
Эффективность нападения в
30 40
игре (%), выигрыш
Эффективность нападения в
25 25
игре (%), проигрыш
Полезное блокирование в
25 30
игре (%)
Ошибки при приеме подачи
30
26 22 20
в игре (%)
7
7
3
2.3.3. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПОРТИВНОТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ
22
ИСПЫТАНИЙ И КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ГОДАМ И ЭТАПАМ
ПОДГОТОВКИ, СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ.
Тренеры и волейболисты в конце годичного цикла подводят итоги проделанной работы,
анализируют данные контроля и учета, основу которых составляют количественные показатели
(арсенал технико-тактических действий, количество выполненных контрольных упражнений по
видам подготовки и их результаты, время, затраченное на отдельные виды подготовки, объем и
интенсивность тренировочных нагрузок, эффективность действий волейболистов в учебных,
контрольных, календарных играх и т. д.).
2.3.4. КОМПЛЕКСЫ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ, МЕТОДАМ И
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по
общепринятой методике биометрических измерений.
Физическая подготовка.
1. Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка
волейболиста»).
Бег 30м: 5x6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке
расположить 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен
располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно (№ 1,
2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№7). Время
фиксируется секундомером.
2. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется
приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой эк ран» или другие, позволяющие
измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и
приземляться за пределами квадрата 50x50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший
результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета
при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со взмахом рук). Из трех попыток
учитывается лучший результат.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней
следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
3.Метание набивного мяча массой I кг из-за головы двумя руками.
Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя
руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же
сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не
ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.
4.Становая сила. Измерение проводится по общепринятой методике становым
динамометром.
№
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
Форма
Методы и
Дидактическ Вид и форма
программ организации и приёмы
ий материал, контроля,
ы
проведения
организации
техническое форма
занятия
учебнооснащение
предъявления
воспитательн занятий
результата
ого процесса
Граф
а
учёт
а
23
1
Словесный,
объяснение,
рассказ, беседа
практические
задания,
объяснение
нового
материала.
Конспекты
занятий для
тренерапреподавателя
Общефиз Индивидуальна Словесный,
ическая
я, групповая,
наглядный
подготовк подгрупповая,
показ,
а
поточная,
упражнения в
волейбол фронтальная
парах,
иста
тренировки
Специаль Групповая , с
Словесный,
ная
организацией
объяснение
подготовк индивидуальны нового
а
х форм работы материала,
внутри группы, рассказ,
подгрупповая,
практические
фронтальная,
занятия,
коллективноупражнения в
групповая, в
парах,
парах
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Специальная
литература,
справочные
материалы,
картинки,
плакаты.
Правила
судейства.
Вводный,
положение о
соревнования
х по
волейболу.
Таблицы,
схемы,
карточки,
мячи на
каждого
обучающего
Литература,
схемы,
справочные
материалы,
карточки,
плакаты, мячи
на каждого
обучающего
Тестирование,
карточки
судьи,
протоколы
4
Техничес
кая
подготовк
а
волейбол
иста
Дидактически
е карточки,
плакаты, мячи
на каждого
обучающего
Терминология
,
жестикуляция
.
Зачет,
тестирование,
учебная игра,
промежуточн
ый тест,
соревнование
5
Игровая
Групповая,
подготовк подгрупповая,
а
коллективногрупповая
Дидактически
е карточки,
плакаты, мячи
на каждого
обучающего,
видеозаписи
Учебная игра,
промежуточн
ый отбор,
соревнование
2
3
Общие
основы
волейбола
ПП и ТБ
Правила
игры
и
методика
судейства
Групповая с
организацией
индивидуальны
х форм работы
внутри группы,
подгрупповая,
фронтальная
Групповая с
организацией
индивидуальны
х форм работы
внутри группы,
подгрупповая,
коллективногрупповая, в
парах
Словесный,
объяснение,
беседа,
практические
занятия,
упражнения в
парах,
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Учебная игра.
Практические
занятия,
упражнения в
парах,
тренировки,
Учебная игра.
Зачет,
тестирование,
учебная игра,
промежуточн
ый тест.
24
2.4.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейбол.
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
3. Инструкции по охране труда:
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности,
радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной
безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию
рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
1.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амалин М.Е. Тактика волейбола. / М.Е. Амалин. – М.: Физкультура и спорт, 2012. –
53 с.
2. Родионов А.В. Повышение результативности за счет согласования двигательных
действий в динамических ситуациях игры / А.В. Родионов, А.А. Гераськин; Научнотеоретический журнал - Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 10 (56) – 2009. –
51 с.
3. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе / Э.К. Ахмеров, Э.Г. Канзас– Минск: Нарасвета,
2010 – 143 с.
4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль – М.: Физкультура и спорт, 2014.
– 68 с.
5. Колоницкий Г.А.. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. / Г.А. Колоницкий,
В.С. Кузнецов, М.В. Маслов - М.: Просвещение, 2011 216 с.
6. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований / А.А .Гераськин,
Э.Г. Канзас [и др.]; – Омск: СибГАФК, 2002 – 7 с.
7. Железняк Ю.Д. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для
специализированных ДЮШ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования),
школ высшего спортивного мастерства. / Ж Ю.Д.елезняк, В.М. Шулятьев- М.: Сов.спорт, 2005.
– 268 с.
8. Беляев А.В. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической
культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2006. – 368 с.
9. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности. / В.Гошек,
М. Ванек, Свобода: – Психология и современный спорт. 2008.-100 - 121.
25
10. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе./ Ю.Д. Железняк – М.: Физкультура и
спорт, 2013. – 32 с
11. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. / Ю.Д.
Железняк – М.- 2013. – 149 с.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб.пособие для тренеров. / Ю.Д. Железняк
– М.: Физкультура и спорт, 2012. 686 с.
13. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов:. / Ю.Д. Железняк, Ю.Н.Клещев,
О.С. Чехов– М.: Физкультура и спорт, 2011. – 426 с.
14. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Скупский - М.:
«Просвещение». 2011.- 376 с.
15. Железняк Ю.Д., Волейбол: Учеб.программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. / Ю.Д.
Железняк, Ш В.М.улятьев, Я.С.Вайнбаум,– Омск, 2009.-896 с.
16. Ж-л Мир волейбола: - М.: 10-11, 2011
17. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. / А.В. Ивойлов – Минск:
Высшая школа, 2012.-263 с.
18. Клещёв Ю.Н Юный волейболист. / Ю.Н Клещёв, Н.Г. Фурманов М.: «ФиС» 2004. –
246 с.
19. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. / Ю.Н. Клещев - М.:
ТВТ Дивизион, 2005.- 132 с.
20. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет) /
Ю.Н. Клещев/ Методич. мат-лы. – М., 2009.-63 с.
21. Клещев Ю.Н., Тактическая подготовка волейболистов. / Ю.Н. Клещев, Т В. А.юрин,
Ю.П. Фураев– М.: Физкультура и спорт, 2008.-98 с.
22. / Книжников А.Н. Основы судейства волейбола / А.Н.Книжников, Н.Н. Книжников:
Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2006.- 972 с.
23. Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей» / А.А. Кривошеин - М.:
«Просвещение». 2011.-246 с.
24. В.К. Мармор Специальные упражнения волейболиста. / Мармор В.К. – Кишинев:
«Карта Молдовеняскэ», 2005.-376 с.
25. Мерзляков В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста /
В.В.Мерзляков, В.В. Гордышев – Волгоград, 2007. – 493 с.
26. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ.
высш. учеб. заведений (Гриф) / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; под ред. Ю.Д.
Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
27. Федотова Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в
командных видах спорта. Монография.- М.: СпортАкадемПресс, 2006 . - 376 с.
28. Основы волейбола / О. Чехов Москва. «ФиС» 2009г. – 349 с.
29. Шнуров В.Х. Практические основы воспитания морально-волевых качеств
волейболистов / В.Х. Шнуров – М: «ФиС» 2005. – 264 с.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Медицина
спорта
//
Медико-биологическое
обеспечение
подготовки
спортсменов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medsport.3dn.ru/ (дата обращения:
10.06.2014).
Всероссийская федерация волейбола http://www.volley.ru/pages/497/p1/ (дата обращения:
21.06.2014).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]
//Минобразования и науки РФ.[сайт].- М.,2011.-URL (дата обращения: 01.07.2014).
1.
Усков В.А. Теория и методология научного обоснования закона обучения
связующих игроков в волейболе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33916 (дата
обращения: 04.06.2014).
26