Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.
Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
от «29» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Образцовая студия изобразительного искусства «Взгляд»
«Прекрасное рядом»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 8 – 15 лет
Срок реализации программы: 4 года
Уровень: стартовый, базовый, предпрофильный
Автор -составитель:
Жамсаранова Жаргалма Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025 г.
Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
3
5
7
29
34
34
35
36
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Прекрасное рядом» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлениями
обучающихся к художественному самовыражению и творчеству, эстетическому
удовлетворению. Все дети без исключения — художники, поэты. Их восприятие —
образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души — благодатная нива для
сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был
наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать
прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать
познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Поэтому набор в
студию «Взгляд» ведется с младшего школьного возраста, в этом возрасте дети активно и
непосредственно выражают свое восприятие мира.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы: 8-15 лет, принцип набора: на общих основаниях. Формируются
группы по годам обучения, количество учащихся в группах: 12-15 человек, 3-4 года
обучения в группах до 12 человек.
Младшие школьники: 7- 9 лет
Средние школьники: 10 – 13 лет
Старшие школьники: 14 - 16 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 4 года
Стартовый уровень – 1,2 год обучения, 144 педагогических часов;
Базовый уровень - 3 год обучения, 180 педагогических часов;
Продвинутый уровень - 4 год обучения, 180 педагогических часов
2.1. Объем программы – 648 часов на весь период обучения.
2.2. Срок реализации программы – 1,2 год — 144 ч, 3,4 год — 180 ч. количество
часов на обучение
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе
Сферум, (локальный акт)) аудиторные и внеаудиторные (ГАУК РБ «Национальный музей
Республики Бурятия» в рамках сетевой формы реализации программы, проведение
экскурсии, лекции), (в т.ч. индивидуальные) занятия.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные дети.
Режим занятий: 1,2 год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут (часов), 2 занятия. 3,4 год
обучения – 2 раза в неделю по 45 минут, 3 занятия.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: Приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры
через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умение
видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и
творческую активность.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):
обучит теоретическим основам рисования (закономерности линейной,
воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, свет и т.д.);
совершенствовать навыки изобразительного творчества, обучая основам
живописи, графики, композиции;
Развивающие (метапредметные):
стимулировать
развитие
художественно-творческих
индивидуально
выраженных способностей личности,
развитие эстетического вкуса, художественно-образной памяти, творческой
активности, воображения и фантазии;
Воспитательные (личностные):
эстетически воспитывать обучающихся, формировать и духовную культуру,
и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать
уважительное отношение к труду художника;
воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и
в произведениях изобразительного искусства;
Ожидаемые результаты:
В результате изучения предмета обучающийся должен
Знать/ понимать:
- основы виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуются
художники;
- художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической
тематикой: И. Шишкина, И. Айвазовского, И. Левитана, Н. Рериха, В. Васнецова, М.
Врубеля;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, уголь природные
и подручные материалы) и выразительные средства изобразительного искусства;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности
(линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- передавать в рисунке по наблюдению, с натуры основные элементы строения
предмета;
- доброжелательно обсуждать работу студийцев;
- ориентироваться в основных явлениях русского, мирового, национального
искусства, узнавать изученные произведения.
Критерии диагностики:
Способы и формы проверки результатов.
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется
входная, промежуточная и рубежная диагностика.
Для отслеживания уровня способности детей по программе «Прекрасное рядом»:
рисунок, перспектива, цветоведение, композиция, используется следующая балльная
система: показатель проявляется редко – 3 балл; показатель проявляется периодически – 4
балла; показатель проявляется постоянно – 5 балла.
Таблица. Предметная диагностика «Уровень способностей детей» по
изобразительному искусству.
3
баллов
2
балла
1
балла
Рисунок
Перспектива
Цветоведение
Композиция
умение
передавать
сходство с
натурой
некоторые
отличия
сходства с
натурой
нет сходства с
натурой
точное
изображение
объёма в
перспективе
частичное
нарушение
перспективы
различие
цветов и их
оттенков от 4
тонов
различие
цветов и их
оттенков 2-3
тонов
не различие
цветов и их
оттенков
связь различных
частей в единое
целое
изображение с
отсутствием
перспективы
частично не
связаны части в
единое целое
отсутствие связи
частей между
собой
"В" - входная диагностика (октябрь)
"П" - промежуточная диагностика (январь)
"Р" - рубежная диагностика (апрель).
В диагностике применяются следующие методы:
- наблюдение, в процессе которого я получаю конкретный фактический материал на
каждого обучающегося: «включенное» – внутри группы, «не включённое» - «со стороны»,
«открытое и скрытое», «сплошное и выборочное», «выявление интереса к определенному
предмету»;
- метод опроса (беседы, интервью, анкетирование);
- изучение продуктов деятельности студийцев – графических, живописных,
композиционных работ, где определяется уровень определенных компетенций в каждой
дисциплине;
- эксперимент - специально организованная проверка усвоения нового материала и
уровня знаний студийцев;
- анализ детских работ: низкий, средний и высокий уровень изобразительной
грамоты.
- анализ участия и уровень исполнения работ студийцев с «высоким уровнем» в
республиканских, региональных, всероссийских и международных изоконкурсах.
Выявление диагностических результатов:
- Через механизм тестирования.
- Через отчетные просмотры законченных работ.
- Через отбор работ на выставки, среди них: традиционные выставки, посвященные
юбилейным датам и другим темам, мини-выставки для групп подготовительного уровня,
отчетные выставки.
Определение того или иного из представленных уровней осуществляется через
следующие формы и методы: комплексы психологической диагностики, тестирование
и анкетирование, беседа, творческие и проблемные задания, организационнодеятельностные игры, контрольные задания, исследовательская работа, проект, зачет по
теме, портфолио ученика, защита презентации, участие в конкурсах, выставках, итоговый
зачет и другие.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
2 год
3 год
4 год
обучения обучения обучения
Теоретические занятия 37
34
8
5
Практические занятия 107
110
172
175
Форма контроля
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.
180
180
ВСЕГО ЧАСОВ
144 ч.
СОДЕРЖАНИЕ
1 год
обучения
1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Наименование тем
1
2
3
4
5
6
7
Тема 1.
Вводное занятие
Композиция в пейзаже.
Пейзаж «Осень» Линия
горизонта.
Виды и жанры в
изобразительном искусстве
Тема 2. Натюрморт «Веселые
овощи»
Тема 3. Композиция в
декоративном натюрморте.
Декоративные цветы.
Тема 4.
Рисунок. Метод визирования.
Рисование с натуры кувшина.
Тема 5. Графика. Графический
рисунок
Тема 6. Жанры изобразительного
искусства. Бытовой жанр.
Тематическое рисование
«Друзья»
Всего
часов
4
Теория
6
1
1
Практ. Форма контроля
занятия
3
Просмотр. Отбор
на минивыставку,
выставку
5
ГДДЮТ, на
конкурс.
4
4
4
4
4
1
3
4
1
3
8
2
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема 7. Виды искусства.
4
Декоративно-прикладное
искусство. Бурятский орнамент в
полосе.
Тема 8. Жанры изобразительного
4
искусства. Пейзаж.
Тема 9. Композиция. Закон
4
типизации. Сказки
Тема 10. Основы
6
академического рисунка.
Портрет
Тема 11. Композиция жанровая.
8
Законы и средства композиции.
Композиция «Любимый храм»
Тема 12. Графика. Знакомство с
6
техникой граттажа. «Цветы»
Тема 13. Теория композиции.
8
Сюжетно-композиционный
центр. «Ехор»
Тема 14. Живопись. Знакомство
10
с
импрессионистами.
«Море бурное»
Тема 15. Графика. Виды
6
графики. Рисунок в технике
«уголь»
Тема 16. Композиция жанровая.
8
Жанры изобразительного
искусства. Жанр «фэнтэзи».
Космос
Тема 17. Живопись. Основы
6
цветоведения.
Натюрморт
Тема 18. Композиция жанровая.
6
Жанры изобразительного
искусства. Исторический жанр.
Тема 19. Рисунок. Виды
4
перспективы. Т/р. «На улице»
Тема 20. Живопись. Китайская и
6
японская живопись. Т/р. «Ветка
сакуры»
Тема 21. Композиция жанровая.
8
Теория построения
многофигурной композиции. Т/р.
«В изостудии»
Тема 22. Рисунок. Закрепление
10
знаний построения головы
человека «Портрет друга»
Тема 23. Живопись. Пленэр.
6
Этюды на воздухе.
Всего:
144
1
3
1
3
1
3
1
5
1
7
2
4
2
6
2
8
1
5
2
6
2
4
2
4
2
2
2
4
2
6
2
8
1
5
37
107
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Наименование тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема1. Композиция в пейзаже
«Осенний сон»
Тема 2.
Композиция в натюрморте
«Дары осени» работа с натуры.
Тема 3. Композиция в
декоративном натюрморте
«Букет в теплых и холодных
тонах»
Тема 4. Рисунок. Метод
визирования. Гипсовые
геометрические предметы.
Тема 5. Графика «Ветвистое
дерево».
Тема 6. Бытовой жанр «На
перемене».
Тема 7. Виды искусства.
Декоративно-прикладное
искусство. Эскиз национального
костюма (дэгэл).
Тема 8. Жанры изобразительного
искусства. Пейзаж «Ожидание
зимы».
Тема 9. Композиция. Закон
типизации «Гэсэр», «Богатыри»
Тема 10. Композиция жанровая.
Жанр мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция
пейзажа.
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
композиции.
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 15. Живопись.
Техника масляной живописи.
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом
Тема 17.
Живопись. Техника масляной
живописи.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
Всего
часов
12
Теория
4
1
4
1
4
1
4
4
Практ.
Форма
занятия
контроля
8
Просмотр. Отбор
на минивыставку,
3
выставку
ГДДЮТ, на
конкурс.
3
3
4
8
1
7
4
1
3
4
3
4
1
3
12
3
9
6
1
5
6
1
5
15
3
12
6
1
5
9
2
7
12
2
10
15
2
13
2
7
9
движении.
19
20
21
22
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции.
Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств.
Тема 21. Композиция
декоративная. Закон типизации.
История костюма. История
прически.
Тема 22. Живопись. Пленэр.
Всего:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
12
2
10
15
2
13
15
2
13
6
1
5
144
34
110
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Наименование тем
Всего Теория Практ.
часов
занятия
Тема 1. Живопись в пейзаже.
13
1
12
«Отговорила осень золотая»
Тема 2. Композиция жанровая.
7
7
Закон композиции «Моя семья»
Тема 3. Рисунок. Основы
5
1
6
пластической анатомии.
Тема 4. Композиция жанровая.
7
7
Виды искусства «Мы улыбаемся,
смеемся»
Тема 5. Графика. Техника
5
1
4
монотипии. Оттиск на бумаге.
Тема 6. Живопись. Основы
5
5
масляной живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный
5
5
набросок.
Тема 8. Композиция жанровая
10
1
9
«Моя Бурятия»
Тема 9. Живопись. Техника
10
10
масляной живописи. Нарюрморт.
Тема 10. Композиция жанровая.
10
10
Жанр мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция
7
7
пейзажа.
Тема 12. Рисунок.
7
7
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
13
13
композиции. Композиция
многофигурная. «Танец»
Тема 14. Рисунок. Основы
7
7
пластической анатомии.
Форма
контроля
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3.
4
5
6
7
8
9
10
Тема 15. Живопись. Техника
масляной живописи. Натюрморт
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом.
Тема 17. Живопись Техника
масляной живописи.
Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции. Эскизы
декорации
Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств. «Против
света»
Тема 21. Композиция
декоративная. История костюма
(бурятского, семейского)
Тема 22. Живопись. Пленер.
Всего:
7
7
10
1
9
10
1
9
7
10
7
1
10
10
5
180
9
10
1
8
9
5
172
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
Наименование тем
Всего Теория Практ.
часов
занятия
Тема 1. Живопись в пейзаже «Уж
10
10
небо осенью дышало»
Тема 2. Композиция жанровая.
7
7
Законы композиции «Мои
друзья»
Тема 3. Рисунок. Основы
7
7
пластической анатомии
Тема 4. Композиция жанровая.
5
5
Виды искусства Меланхолия»
Тема 5. Графика. Техника
5
5
монотипии. Оттиск на бумаге.
Тема 6. Живопись. Основы
5
5
масляной живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный
5
5
набросок.
Тема 8. Композиция жанровая
10
1
9
«Моя Россия»
Тема 9. Живопись. Техника
13
13
масляной живописи. Нарюрморт.
Тема 10. Композиция жанровая.
10
10
Жанр мифологический
«Рождественские сказки»
Форма
контроля
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема 11. Графика. Композиция
пейзажа «Теплый колорит»
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное построение
фигуры человека в ракурсе. .
Композиция многофигурная.
«Танец»
Тема 13. Законы и средства
композиции
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии. Голова
гипсовая
Тема 15. Живопись. Техника
масляной живописи. Натюрморт
Тема 16. Композиция жанровая.
Работа над образом.
Мифологические сюжеты
Тема 17. Живопись Техника
масляной живописи.
Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая.
Техника набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон новизны.
Средства композиции. Эскизы
декорации
Тема 20. Композиция жанровая.
История искусств. «Вечер у
свечи»
Тема 21. Композиция
декоративная. Стилизация
костюма (бурятского,
семейского)
Тема 22. Живопись. Пленер.
Всего:
7
7
7
7
13
13
7
7
7
7
10
1
9
10
1
9
7
10
7
1
10
10
5
180
9
10
1
5
9
5
175
1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ
№
1
Для обучающихся 1-2-ого года обучения (8-10 лет).
Раздел, тема
стартовый
базовый
Тема1.
Теория
Композиция в
Понятие о
Композиция в
пейзаже.
композиции в
пейзаже. Закон
пейзаже.
единства
содержания и
формы.
Практика
продвинутый
Внимание на
цветовые
отношения колорит. Основы
цветоведения.
Пейзаж «Осень».
Линия горизонта.
2
Тема 2.
Композиция в
натюрморте.
Собеседование,
анкетирование.
Просмотр
Понятие о
композиции в
натюрморте.
Натюрморт из
муляжей и фруктов.
3
4
Тема 3.
Композиция в
декоративном
натюрморте.
Тема 4.
Рисунок. Метод
визирования.
Композиция
«Осенний сон».
Воздушная
перспектива.
Контроль
Собеседование,
анкетирование.
Отбор на выставку.
Теория
Живописные
задачи: цвет, объем,
цветовые и тоновые
отношения.
Практика
Живопись.
Натюрморт из
предметов быта с
муляжами:
«Изобилие», «Дары
осени»,
Контроль
Просмотр
Отбор на
выставку.
Теория
Понятие о
Композиция в
декоративной
декоративном
композиции.
натюрморте.
Стилизация в работе. Стилизация в
работе.
Практика
Декоративные цветы. Композиция «Букет
в теплых и
холодных тонах»,
Контроль
Просмотр
Отбор на выставку.
Теория
Понятие о
Понятие о
трехмерности форм. конструктивном
построении при
работе с натуры.
Пейзаж
«Умиротворенность
», «Увядание».
Цветоведение.
Собеседование,
анкетирование.
Отбор на конкурс.
Живописные
задачи: цвет, объем,
цветовые и тоновые
отношения.
Материальность.
Живопись.
Натюрморт из
предметов быта с
муляжами:
«Изобилие, «Дары
осени», «Плоды и
листья». Работа с
натуры.
Отбор на конкурс.
Закон типизации.
Закон цельности.
Стилизация в
работе.
Выразительность.
«Букет Жизели»,
«Букет Василисы
премудрой».
Отбор на конкурс.
Компоновка.
Конструктивное
построение
Трехмерность
форм.
Поэтапность
Рисование с натуры
кувшина.
Просмотр
5
Тема 5. Графика.
Понятие о графике.
Графический
рисунок.
Просмотр
6
Тема 6. Жанры
изобразительного
искусства.
Бытовой жанр.
Понятие о жанрах.
изобр. искусства
Композиция
«Подружки»,
Просмотр
7
Тема 7. Виды
искусства.
Виды декоративно-
Практика
Рисунок с натуры.
Гипсовые
геометрические
предметы. Уголь,
соус, мел
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Понятие о графике.
Точка. Линия.
Плоскость. Пятно.
Силуэт.
Практика
Рисунок «Морское
дно».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Понятие о жанрах.
изобр. искусства.
Сюжетнокомпозиционный
центр.
Практика
Композиция на
бытовую тему:
«Переменка»,
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Виды
построения.
Рисунок с натуры.
Гипсовые
геометрические
предметы. Уголь,
соус, мел
Отбор на конкурс.
Виды и техники.
«Линия»,
«Морское дно»,
«Ветвистое
дерево», «Морской
простор».
Сюжетнокомпозиционный
центр. Закон
контрастов Умение
строить сюжет.
Композиция
«Слушаем музыку»,
«Радость»,
«Покой»,
«Успокоение».
Наброски,
зарисовки по
наблюдению и
памяти».
Отбор на конкурс.
Виды декоративно-
Декоративноприкладное
искусство.
прикладного
искусства.
Бурятский орнамент
в полосе.
Просмотр
8
Тема 8. Жанры
изобразительного
искусства.
Пейзаж.
Понятие о
перспективе.
Рисунок пейзажа.
Просмотр
9
Тема 9.
Композиция.
Закон типизации.
Понятие о
типизации.
Композиция на тему
сказок,
декоративноприкладного
искусства.
Бурятский
народный
орнамент.
Практика
Композиция в
стиль «Буряад
зураг»
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Воздушная и
линейная
перспектива в
пейзаже.
Практика
Живопись. Работа
«А-ля-прима»,
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Понятие о
типизации
Цельность в
композиции. Образ,
как основа
композиции.
Практика
Композиция на
тему басен, песен.,
Контроль
прикладного
искусства.
Орнамент в быту костюм.
Декоративная
работа «Бурятский
народный
орнамент», «Эскиз
национального
костюма».
Отбор на конкурс.
Настроение
колорит. Закон
цельности.
Равновесие в
композиции
Живопись «По
сырому»,
«Ожидание зимы».
Отбор на конкурс.
Наброски,
зарисовки по теме,
подбор материала.
Образ, как основа
композиции.
Композиция на
тему былин, басен,
песен, «Русские
былины»,
«Предания старины
глубокой», эпос
«Гэсэр».
Просмотр
10
Тема 10. Основы
академического
рисунка.
Понятие об основах
академического
рисунка.
Отбор на
выставку.
Теория
Построение головы
человека по
таблице.
Поэтапное
построение головы
человека.
Практика
Поэтапное
построение головы
человека
Просмотр
11
12
Тема 11.
Композиция
жанровая. Законы
и средства
композиции.
Тема 12. Графика.
Знакомство с
техникой
граттажа.
Композиция в
детском творчестве.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция в
подростковом
творчестве.
Практика
Просмотр материала. Композиция на
темы библейских и
буддийских
сюжетов.
Контроль
Просмотр
Отбор на
выставку.
Теория
Графика. Знакомство Графика.
с техникой граттажа. Знакомство с
техникой граттажа.
Граттаж «Цветок»
Просмотр
Практика
Граттаж. «Цветы в
вазе»,
Контроль
Отбор на
Отбор на конкурс.
Изучение
построения головы
(череп, лицо)
человека.
Рисование с
натуры, по памяти
и по таблице.
Рисунок. Основы
пластической
анатомии. Голова
человека.
Отбор на конкурс.
Реалистический
рисунок, образ,
настроение,
характер
персонажа, их
умение сочетать.
мышления.
Композиция на
темы библейских и
буддийских
сюжетов.
Отбор на конкурс.
Графика.
Знакомство с
техникой граттажа.
Графика. Граттаж.
«Цветы в вазе»,
пейзаж.
Отбор на конкурс.
13
Тема 13. Теория
композиции.
Сюжетнокомпозиционный
центр.
Сюжет.
выставку.
Теория
Сюжетнокомпозиционный
центр.
Композиция
«Ехор»»
Практика
Композиция
«Ехор»,
«Хоровод».
Рисунок в технике
«уголь»
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Новые течения в
живописи.
Импрессионисты.
Практика
Живопись «Море
бурное», «Море
ласковое».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Графика. Виды
графики.
Практика
Рисунок в технике
«сангина»
Просмотр
Контроль
Отбор на
Просмотр
14
Тема 14.
Живопись.
Знакомство с
импрессионистам
и.
Знакомство с
импрессионистами.
Живопись «Море
бурное».
Просмотр
15
Тема 15. Графика.
Виды графики.
Графика. Виды
графики.
Сюжетнокомпозиционный
центр.
Знание народных
обычаев.
Многофигурная
композиция.
Законы и средства
композиции.
Композиция на
темы фольклора:
«Сурхарбан»,
«Ехор», «Карнавал
«Посиделки»,
«Масленица», «У
околицы»,
«Хоровод».
Отбор на конкурс.
Новые течения в
живописи.
Живопись «Пейзаж
в стиле
импрессионистов».
Отбор на конкурс.
Графические
техники.
Графика. (Пейзаж,
натюрморт,
портрет). Пастель,
соус, сангина,
уголь.
Отбор на конкурс.
16
Тема 16.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Жанр
«фэнтэзи».
Жанры
изобразительного
искусства.
Космический
пейзаж.
Просмотр
17
Тема 17.
Живопись.
Основы
цветоведения.
Живопись. Основы
цветоведения.
Натюрморт из двух
предметов быта.
Тема 18.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.
Практика
Фантастический
пейзаж.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Живопись. Основы
цветоведения.
Метод лессировки
Практика
Натюрморт из трех
предметов быта.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.
Просмотр
Практика
Просмотр
Просмотр
18
выставку.
Теория
Жанры
изобразительного
искусства.
Жанр «фэнтэзи».
Жанры
изобразительного
искусства.
Сюжетнокомпозиционный
центр. Закон
контрастов.
Композиция на
темы
фантастического
содержания,
иллюстрации к
фантастическим
повестям и
романам.
Отбор на конкурс.
Живопись. Основы
цветоведения.
Метод лессировки
Этюды.
Живопись.
Натюрморт из
предметов
искусства.
Упражнение перед
натюрмортом.
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Законы
и средства
композиции.
Просмотр
иллюстрации.
Композиция на тему
исторического
жанра.
Понятие о
перспективе.
иллюстрации.
Композиция на
тему исторического
жанра.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Перспектива
фронтальная.
Рисунок «Улица с
одной точкой
схода».
Практика
Рисунок «Улица с
одной точкой
схода».
Просмотр
19
Тема 19. Рисунок.
Виды
перспективы.
Просмотр
20
Тема 20.
Живопись.
Китайская и
японская
живопись.
Знакомство с
китайской и
японской
живописью.
Пейзаж «Ветка
сакуры»
Просмотр
21
Тема 21.
Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
Знакомство с
композицией
жанровой.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Знакомство с
китайской и
японской
живописью.
Особенности и
отличие
европейской и
китайской
живописи.
Практика
Пейзаж «Цветы
лотоса».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
иллюстрации.
Композиция на
темы литературных
произведений.
Отбор на конкурс.
Перспектива
фронтальная,
угловая.
Конструктивное
построение.
Рисунок с двумя
точками схода.
Интерьер комнаты,
офиса,
выставочного зала.
Отбор на конкурс.
Китайская и
японская живопись.
Особенности и
отличие
европейской и
китайской
живописи.
«Пейзаж»,
«Композиция» в
стиле японской
живописи.
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.
композиции.
Композиция «В
изостудии».
Просмотр
22
23
Тема 22. Рисунок.
Закрепление
знаний
построения
головы человека.
Тема 23.
Живопись.
Пленэр.
Рисунок. Голова
человека.
Практика
Композиция «В
изостудии»,
«Ярмарка».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Поэтапный
рисунок головы
человека.
Практика
Графика.
Графика.
«Портреты
«Портреты
подружек, друзей».
подружек, друзей».
Пастель, соус.
Пастель, соус.
Контроль
Просмотр
Отбор на
Контрольно-зачетная выставку.
работа.
Контрольнозачетная работа.
Теория
Знакомство с
Знакомство с
пленэром.
пленэром.
Пленер.
Этюды на воздухе.
Практика
Пленер.
Этюды на воздухе.
Контроль
композиции.
Законы и средства
композиции.
Поэтапность
работы над
композицией.
Композиция
«Народное
гуляние»,
«Ярмарка», «В
мастерской
художника
Отбор на конкурс.
Рисунок.
Закрепление
знаний построения
головы человека.
Работа с натуры и
по памяти.
Графика.
«Портреты
подружек, друзей».
Пастель, соус.
Отбор на конкурс.
Контрольнозачетная работа.
Ритм в композиции
пейзажа чередование
светлых и темных
пятен. Техника
писания этюдов. На
пленере.
Пленер.
Этюды на воздухе.
Просмотр
Отбор на
выставку.
Отбор на конкурс.
Для обучающихся 3-4-ого года обучения (11-15 лет)
№
1
Раздел, тема
Тема1. Живопись
в пейзаже.
стартовый
Живопись в
пейзаже. Колорит.
Пейзаж с низкой
линией горизонта.
2
Тема 2.
Композиция
жанровая. Законы
композиции.
Собеседование,
анкетирование.
Просмотр
Компози-ция
жанровая. Законы
композиции.
Наброски.
Зарисовки к
многофигурной
композиции.
Просмотр
3
Тема 3. Рисунок.
Основы
Рисунок. Основы
базовый
Теория
Живопись в
пейзаже. Законы
цветоведения.
Колорит.
Творческое
усвоение
живописных
техник.
Практика
Пейзаж.
«Отговорила осень
золотая».
Контроль
Собеседование,
анкетирование.
Отбор на выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Законы
композиции.
Средства
композиции. Цвет
в композиции.
Практика
Наброски.
Зарисовки к
многофигурной
композиции.
«Мои друзья»,
«Моя семья»
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Рисунок. Основы
продвинутый
Живопись в
пейзаже.
Состояние природы.
Колорит.
Знакомство с
новыми
живописными
техниками.
Пейзаж.
«Уж небо осенью
дышало».
Собеседование,
анкетирование.
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. Законы
композиции.
Проработка
материала по
библейским
сюжетам. Ракурс.
Горизонт. Ритм в
композиции.
Композиция.
«Красота божьего
мира».
Многофигурная
композиция.
Отбор на конкурс.
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
пластической
анатомии.
Метод в5изировани6я.
пластической
анатомии.
Метод
визирования.
Наброски с натуры.
Практика
Наброски с натуры
головы человека.
Просмотр
4
Тема 4.
Композиция
жанровая. Виды
искусства,
Композиция
жанровая. Виды
искусства,
Композиция «Мы
улыбаемся,
смеемся».
Просмотр
5
Тема 5. Графика.
Техника
монотипии.
Графика. Техника
монотипии.
Виды графики.
Монотипия
Оттиск на бумаге.
Просмотр
6
Тема 6. Живопись.
Основы масляной Живопись. Основы
живописи.
масляной живописи.
Гризайль.
Гризайль.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Виды
искусства,
Жанры искусства.
Практика
Композиция
«Меланхолия»
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Графика. Техника
монотипии. Виды
графики. Техники
графики.
Практика
Монотипия
Оттиск на рельефе.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Живопись. Основы
масляной
живописи.
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение головы
человека.
Рисунок «Голова
человека». Работа с
натуры (портрет
друзей)
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. Виды
искусства, жанры
искусства. Бытовой
жанр.
Мифологический
жанр, исторический
жанр.
Композиция
«Искаженные лица»,
«Блаженные лица».
Отбор на конкурс.
Графика. Техника
монотипии. Цветная
- на 2-3 досках.
Монотипия
«Иллюстрация
стихов».
Отбор на конкурс.
Живопись. Основы
масляной живописи.
Гризайль.
Этюд натюрморта
трехцветный.
Просмотр
7
Тема 7. Рисунок.
Длительные
наброски.
Рисунок.
Длительные
наброски.
Набросок фигуры
ребенка.
Просмотр
8
Тема 8.
Композиция
жанровая.
Композиция
жанровая.
Этюд Фигуры в
бурятском костюме.
Просмотр
9
Тема 9. Живопись.
Техника масляной Живопись. Техника
живописи.
масляной живописи.
Натюрморт в гуаши.
Просмотр
Гризайль.
Практика
Этюд натюрморта
четырехцветный.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Рисунок.
Длительные
наброски.
Техника
исполнения.
Практика
Наброски фигуры
человека.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Закон
типизации, закон
контраста в
композиции.
Практика
Композиция «Моя
Бурятия»
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Практика
Натюрморт в
гуаши, в темпере.
Контроль
Отбор на
Живопись
«Натюрморт с
маской»
Отбор на конкурс.
Рисунок.
Длительные
наброски. Фигура
человека в ракурсе.
Рисунок, «фигура
человека».
Наброски.
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. Закон
типизации, закон
контраста в
композиции.
Композиция «Моя
Бурятия»
Отбор на конкурс.
Живопись. Техника
масляной живописи.
Живопись.
Натюрморт
«Атрибуты
искусства»
Масло.
Отбор на конкурс.
10
Тема 10.
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Композиция на
темы сказок.
Просмотр
11
Тема 11. Графика.
Композиция
пейзажа.
Графика.
Композиция
пейзажа
Техника: уголь.
Длительный
набросок фигуры
человека в ракурсе.
Просмотр
Контроль
Отбор на
Просмотр
Тема 12. Рисунок.
Конструктивное
построение
фигуры человека в
ракурсе.
Практика
Композиция на
темы фэнтэзи.
«Рождественские
сказки».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Графика.
Композиция
пейзажа.
Техника: пастель,
сангина, соус.
Практика
Пейзаж «Теплый
колорит».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Метод
визирования.
Практика
Длительный
набросок фигуры
человека в ракурсе.
Пейзаж «Черное белое».
12
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Законы и средства
композиции
Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Метод визирования.
Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Жанр «Фэнтэзи».
Законы и средства
композиции, приемы
изоляции.
Композиция.
«Зимняя фантазия»,
«Сюрреалистическая
фантазия».
Отбор на конкурс.
Графика.
Композиция
пейзажа. Ритм и
линия в построении
пейзажа.
Графические
техники.
Графика.
Пейзаж.
«Контрасты».
Отбор на конкурс.
Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Закон «От общего к
частному».
Рисунок. Фигура
человека (в
сложном ракурсе)
Работа с натуры.
Отбор на конкурс.
13
Тема 13. Законы и
средства
композиции.
Законы и средства
композиции.
Композиция
трехфигурная
Просмотр
14
Тема 14. Рисунок.
Основы
пластической
анатомии.
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Наброски модели
головы человека с
натуры.
Просмотр
15
Тема 15.
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Подмалевок
Натюрморт
выставку.
Теория
Законы и средства
композиции. Виды
искусства. Жанры
искусства.
Практика
Композиция
пятифигурная.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение головы
человека.
Практика
Рисунок модели
головы человека с
натуры
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Подмалевок и
многослойная
живопись
Практика
Натюрморт
Композиция
жанровая. Законы и
средства
композиции.
Построение
многофигурной
композиции.
Композиция
многофигурная.
«Танец», «Танго»,
«Болеро».
Отбор на конкурс.
Рисунок. Основы
пластической
анатомии.
Конструктивное
построение головы
человека.
Рисунок модели
головы человека с
натуры Рисунок
«Портрет».
Отбор на конкурс.
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Многослойная
живопись
Пастозность
Материальность.
Приемы
корпусного письма
Живопись
«Натюрморт»
Масляная техника
Просмотр
16
Тема 16.
Композиция
жанровая. Работа
над образом
Композиция
жанровая. Работа
над образом
Просмотр
иллюстраций,
репродукций.
Наброски по теме.
Просмотр
17
Тема 17.
Живопись.
Техника масляной
живописи.
Живопись. Техника
масляной живописи.
Беседа о
сюрреалистах.
Композиция с
элементами
стилизации.
Просмотр
18
Тема 18.
Композиция
жанровая. Техника
набросков фигуры
в движении
Композиция
жанровая. Техника
набросков фигуры в
движении.
Наброски с натуры
и по памяти.
Контроль
Отбор на
Отбор на конкурс.
выставку.
Теория
Композиция
Композиция
жанровая. Работа
жанровая. Работа
над образом
над образом
(наброски, эскизы). (наброски, эскизы).
Сюжетнокомп.
центр. Прием
изоляции.
Практика
Просмотр
Композиция.
иллюстраций,
Мифологические и
репродукций.
библейские сюжеты.
Наброски по теме.
Контроль
Отбор на
Отбор на конкурс.
выставку.
Теория
Живопись.
Живопись. Техника
Техника масляной масляной живописи.
живописи.
Беседа о
Беседа о
сюрреалистах.
сюрреалистах.
Практика
Композиция с
Живопись «Пейзаж
элементами
в стиле фэнтэзи», с
стилизации.
элементами
креативности.
Контроль
Отбор на
Отбор на конкурс.
выставку.
Теория
Композиция
Композиция
жанровая. Техника жанровая. Техника
набросков фигуры набросков фигуры в
в движении.
движении. Средства
композиции.
Практика
Наброски с натуры Композиция
гимнастов.
«Мимолетности»,
«За кулисами
театра»
Просмотр
19
Тема 19.
Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.
Композиция
декоративная. Закон
новизны. Средства
композиции.
Эскизы декорации
Просмотр
20
Тема 20.
Композиция
Композиция
жанровая. История жанровая. История
искусств.
искусств.
Композиция с
источником
освещения.
Просмотр
21
Тема 21.
Композиция
декоративная.
Закон типизации.
История костюма.
Композиция
декоративная. Закон
типизации. История
костюма
(бурятского,
семейского).
Композиция
«Дангина»,
«Русская красавица
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.
Практика
Эскизы декорации
и эскизы
костюмов.
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
жанровая. История
искусств.
Практика
Композиция
«Против света».
Контроль
Отбор на
выставку.
Теория
Композиция
декоративная.
Закон типизации.
История костюма
(бурятского,
семейского)
Практика
Стилизация
национального
костюма
Отбор на конкурс.
Композиция
декоративная. Закон
новизны. Средства
композиции.
Декоративная
работа. Эскизы
декораций к
балетным
спектаклям.
Отбор на конкурс.
Композиция
жанровая. История
искусств. Законы и
средства
композиции.
Композиция «Вечер
у свечи»,
живописные этюды.
Отбор на конкурс.
Композиция
декоративная. Закон
типизации. История
костюма
(бурятского,
семейского).
Композиция «Лики
красоты», «Русская
красавица»
«Бурятская
красавица»
«Парижанка».
Просмотр
Контрольнозачетная работа.
22
Тема 22.
Живопись.
Пленэр.
Живопись. Пленэр.
Техника работы на
пленэре.
Этюды «Растений и
цветов».
Просмотр
Контроль
Отбор на
выставку.
Контрольнозачетная работа.
Теория
Живопись. Пленэр.
Техника работы на
пленэре.
Практика
Этюды «Растений
и цветов».
Контроль
Отбор на
выставку.
Отбор на конкурс.
Контрольнозачетная работа.
Живопись. Пленэр.
Техника работы на
пленэре.
Живопись. Этюды
пейзажа.
Отбор на конкурс.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарно учебный график (КУГ) 1 год
Число/
Кол-во Тема
Форма
месяц
часов
занятия
контроля
4
Тема 1.
Просмотр. Отбор на
Вводное занятие
мини-выставку, выставку
Композиция в пейзаже.
ГДДЮТ, на конкурс.
6
Пейзаж «Осень» Линия горизонта.
Виды и жанры в изобразительном
искусстве
4
Тема 2. Натюрморт «Веселые овощи»
Опрос, совместный
анализ работ
4
4
4
8
4
4
4
6
8
6
8
10
6
8
6
Тема 3. Композиция в декоративном
Тест
натюрморте. Декоративные цветы.
Тема 4.
Наблюдение, мини
Рисунок. Метод визирования. Рисование с
выставка
Тема
5.
Графика.
Графический
рисунок
Наблюдение
натуры кувшина.
Тема 6. Жанры изобразительного
Наблюдение, мини
искусства. Бытовой жанр. Тематическое
выставка
рисование «Друзья»
Тема 7. Виды искусства. ДекоративноОпрос, отбор на миниприкладное искусство. Бурятский
выставку, выставку
орнамент в полосе.
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
Тема 8. Жанры изобразительного
искусства. Пейзаж.
Тема 9. Композиция. Закон типизации.
Сказки
Тема 10. Основы академического рисунка.
Портрет
Тема 11. Композиция жанровая. Законы и
Просмотр. Отбор на
средства композиции. Композиция
мини-выставку, выставку
«Любимый
храм» Знакомство с техникой
ГДДЮТ,
на конкурс.
Тема 12. Графика.
наблюдение
граттажа. «Цветы»
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
Тема 13. Теория композиции. СюжетноГДДЮТ,
на конкурс.
композиционный
центр.
«Ехор» с
Тема 14. Живопись.
Знакомство
наблюдение
импрессионистами.
«Море бурное»
Тема 15. Графика. Виды графики. Рисунок
в технике «уголь»
Тема 16. Композиция жанровая. Жанры
изобразительного искусства. Жанр
«фэнтэзи». Космос
Тема 17. Живопись. Основы цветоведения.
Натюрморт
Опрос. Зачет
Наблюдение
Наблюдение
6
4
6
8
10
6
144
Тема 18. Композиция жанровая. Жанры
изобразительного искусства. Исторический
жанр.
Тема 19. Рисунок. Виды перспективы. Т/р.
«На улице»
Тема 20. Живопись. Китайская и японская
живопись. Т/р. «Ветка сакуры»
Тема 21. Композиция жанровая. Теория
построения многофигурной композиции.
Т/р. «В изостудии»
Тема 22. Рисунок. Закрепление знаний
построения
головы человека
Тема 23. Живопись.
Пленэр. «Портрет
Этюды на
друга»
воздухе.
Всего
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Тест
Опрос. Совместный
анализ работ.
Календарно учебный график (КУГ) 2 год
Число/
месяц
Кол-во
часов
12
4
4
4
4
8
4
4
4
12
6
6
Тема
Форма
занятия
контроля
Тема1. Композиция в пейзаже «Осенний
Просмотр. Отбор на
сон»
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Тема 2. Композиция в натюрморте «Дары
осени» работа с натуры.
Тема 3. Композиция в декоративном
Опрос, совместный
натюрморте «Букет в теплых и холодных
анализ работ
тонах»
Тема 4. Рисунок. Метод визирования.
Тест
Гипсовые геометрические предметы.
Тема 5. Графика «Ветвистое дерево».
Тема 6. Бытовой жанр «На перемене».
Тема 7. Виды искусства. Декоративноприкладное искусство. Эскиз
национального костюма (дэгэл).
Тема 8. Жанры изобразительного
искусства. Пейзаж «Ожидание зимы».
Тема 9. Композиция. Закон типизации
«Гэсэр», «Богатыри»
Тема 10. Композиция жанровая. Жанр
мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция пейзажа.
Тема 12. Рисунок. Конструктивное
построение фигуры человека в ракурсе.
Наблюдение, мини
выставка
Наблюдение
Наблюдение, мини
выставка
Опрос, отбор на минивыставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
15
6
9
12
15
9
12
15
15
6
144
Тема 13. Законы и средства композиции.
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Тема 15. Живопись. Техника масляной
живописи.
Тема 16. Композиция жанровая. Работа
над образом
Тема 17. Живопись. Техника масляной
живописи.
Тема 18. Композиция жанровая. Техника
набросков фигуры в движении.
наблюдение
Тема 14. Рисунок. Основы пластической
анатомии.
Тема 19. Композиция декоративная. Закон
новизны. Средства композиции.
Тема 20. Композиция жанровая. История
искусств.
Тема 21. Композиция декоративная. Закон
типизации. История костюма. История
прически.
Тема 22. Живопись. Пленэр.
Всего:
Опрос. Зачет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Опрос. Совместный
анализ работ.
Календарно учебный график (КУГ) 3 год
Число/
месяц
Кол-во
Тема
Форма
часов занятия
контроля
13
Тема 1. Живопись в пейзаже. «Отговорила
Просмотр. Отбор на
осень золотая»
мини-выставку, выставку
7
Тема 2. Композиция жанровая. Закон
ГДДЮТ, на конкурс.
композиции «Моя семья»
5
7
5
5
5
10
10
Тема 3. Рисунок. Основы пластической
анатомии.
Тема 4. Композиция жанровая. Виды
искусства «Мы улыбаемся, смеемся»
Тема 5. Графика. Техника монотипии.
Оттиск на бумаге.
Тема 6. Живопись. Основы масляной
живописи. Гризайль.
Тема 7. Рисунок. Длительный набросок.
Тема 8. Композиция жанровая «Моя
Бурятия»
Тема 9. Живопись. Техника масляной
живописи. Натюрморт.
Опрос, совместный
анализ работ
Тест
Наблюдение, мини
выставка
Наблюдение
Наблюдение, мини
выставка
Опрос, отбор на минивыставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
10
7
7
13
7
7
10
10
7
10
Тема 10. Композиция жанровая. Жанр
мифологический.
Тема 11. Графика. Композиция пейзажа.
Тема 12. Рисунок. Конструктивное
построение фигуры человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства композиции.
Композиция многофигурная. «Танец»
Тема 14. Рисунок. Основы пластической
анатомии.
Тема 15. Живопись. Техника масляной
живописи.
Натюрмортжанровая. Работа над
Тема 16. Композиция
образом.
Тема 17. Живопись Техника масляной
живописи. Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая. Техника
набросков фигуры в движении.
10
Тема 19. Композиция декоративная. Закон
новизны. Средства композиции. Эскизы
декорации
Тема 20. Композиция жанровая. История
искусств. «Против света»
Тема 21. Композиция декоративная.
История костюма (бурятского, семейского)
5
Тема 22. Живопись. Пленэр.
10
180
Всего:
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
наблюдение
Опрос. Зачет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Тест
Опрос. Совместный
анализ работ.
Календарно учебный график (КУГ) 4 год
Число/
месяц
Кол-во
часов
10
10
7.5
5
5
5
Тема занятия
Тема 1. Живопись в пейзаже «Уж небо
осенью дышало»
Тема 2. Композиция жанровая. Законы
композиции
«МоиОсновы
друзья»пластической
Тема 3. Рисунок.
анатомии
Тема 4. Композиция жанровая. Виды
искусства
Меланхолия»
Тема 5. Графика.
Техника монотипии.
Оттиск
бумаге. Основы масляной
Тема 6.на
Живопись.
живописи. Гризайль.
Форма контроля
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Опрос, совместный
анализ работ
Тест
Наблюдение, мини
выставка
Наблюдение
10
Тема 7. Рисунок. Длительный набросок.
7.5
Тема 8. Композиция жанровая «Моя
Россия»
Тема 9. Живопись. Техника масляной
живописи. Натюрморт.
10
10
Тема 10. Композиция жанровая. Жанр
мифологический «Рождественские сказки»
7.5
Тема 11. Графика. Композиция пейзажа
«Теплый колорит»
10
Тема 12. Рисунок. Конструктивное
построение фигуры человека в ракурсе.
Композиция многофигурная. «Танец»
Тема 13. Законы и средства композиции
7.5
7.5
5
10
7.5
10
7.5
Тема 14. Рисунок. Основы пластической
анатомии. Голова гипсовая
Тема 15. Живопись. Техника масляной
живописи. Натюрморт
Тема 16. Композиция жанровая. Работа
над образом. Мифологические сюжеты
Тема 17. Живопись Техника масляной
живописи. Композиции с элементами
стилизации.
Тема 18. Композиция жанровая. Техника
набросков фигуры в движении.
7.5
Тема 19. Композиция декоративная. Закон
новизны. Средства композиции. Эскизы
декорации
Тема 20. Композиция жанровая. История
искусств. «Вечер у свечи»
Тема 21. Композиция декоративная.
Стилизация костюма (бурятского,
семейского)
Тема 22. Живопись. Пленер.
180
Всего:
7.5
10
2.5
Итоговое занятие.
Наблюдение, мини
выставка
Опрос, отбор на минивыставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
Наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
наблюдение
Просмотр. Отбор на
мини-выставку, выставку
ГДДЮТ, на конкурс.
наблюдение
Опрос. Зачет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Совместный анализ
работ.
Наблюдение
Опрос
Тест
Опрос. Совместный
анализ работ.
Тестирование.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
М а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е Площадь кабинета – 25 кв.
обеспечение
- мольберты (20 штук),
- наглядными пособиями (муляжи, гипсовые модели и
скульптуры - маска, голова и т. д),
- ноутбуки 4 шт
- проектор,
- экран.
Методическое
обеспечение Виды
наглядности:
звуковые
(музыкальный),
программы
смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.),
дидактические пособия (карточки, рабочие тетради,
раздаточный материал и др.);
Наличие иллюстративных и выставочных материалов.
Сетевая форма реализации
Теоретические и практические занятия (занятия
программы
- лекции по истории искусства проводятся в
художественном музее им. Сампилова, занятия - лекции
по цветоведению, занятие-лекция по основам дизайна,
лекция по композициям, практическое занятие по
живописи, практикум по рисунку, практические курсы
по композиции, практические занятия по графическому
искусству.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе контрольной работы
предполагает выполнение постановки «Рисунок», «Живопись». При оценке
контрольной работы следует принимать во внимание: выполнение учебной
задачи; художественную выразительность; владение учеником техническими
приёмами и навыками работы различными инструментами и материалами.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки
следует учитывать уровень достижения обучающегося в восприятии
искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой
деятельности является выполнение практических заданий.
Учебный
предмет
Композиция
станковая
Итоговая аттестация выпускников
Форма контроля
Наполнение
средств
фонда
оценочных
Экзамен
(защита Темы,
рекомендации
по
итоговой работы)
подготовке и защите, критерии
оценки
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Предметная диагностика:
Предметная диагностика «Уровень
Уровень способностей детей
способностей детей» по изобразительному
искусству.
1.Тесты, анкетирование;
2.Самостоятельные
работы
по
изобразительному искусству.
3. Участие в выставках, конкурсах.
4. Контрольная работа – постановка.
Личностная диагностика:
Разработанная форма Методической службы
Уровень сформированности личности ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
уровень
сформированности
компетенций
Уровень
удовлетворенности Изучение
удовлетворенности
родителей
предоставляемыми работой
образовательного
образовательными услугами
(методика Е.Н. Степановой)
родителей
учреждения
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)
аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- январь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения
(при (по УТП) в конце ___года обучения (май)
От 1 до 8 лет обучения
Используемая литература:
Список литературы.
1.
Алленов М. Астахов Ю. Мастера русской живописи, 2008 г.
2.
Иванов А.О. «Рисунок», Новосибирск - 2005.
3.
Калмыков Н. В., Максимова И. А. «Дизайн поверхности», 2010 г.
4.
Климмер Б. «Пейзажи. Смешанная техника», 2012 г.
5.
Комарова М.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и
конструирование нею», 2007 г.
6.
Корытов О. «Конструкция и композиция», 2014 г.
7.
Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству в школе», 2005 г.
8.
Любинский И.А., Скатершикова В.К. «Основы эстетики и
искусствознания», Москва, 2006 г.
9.
Марков В.И. «Начало композиционно-графического моделирования», 2005 г.
10.
Мухина B.C. «Изобразительная деятельность ребенка, как форма
усвоения социального опыта», 2005 г.
11.
Неменский Б.Н. «Изобразительное искусство в школе», 2008 г.
12.
Овчинникова Р. Ю. «Дизайн в рекламе», 2010 г.
13.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция», 2008 г.
14.
Яблонская В.А. «Преподавание предметов», «Рисунок» и «Основы
композиции», Москва, 2003 г.
В помощь обучающимся:
1.
2.
3.
4.
5.
«Великие художники» «Директ- Медиа», 2010 г.
«Сто великих музеев мира», изд. «Рооса», 2008 г.
«Школа акварели», 2012 г.
Дзиффи Стефано. «Большой атлас живописи». 2008 г.
Климмер Б. «Акварельная живопись», 2010 г.