ДООП Кузнецова шк 65 (1)

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО ГДДЮТ
Рогачёва М.П.
Приказ № 52
От «29»августа 2025

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«29» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Школа танца «Звездный путь»
«Танцевальная Вселенная»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый, базовый, продвинутый

Автор - составитель:
Кузнецова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3

6
9
28
28
28
29
30

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная Вселенная» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа
2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г.
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы - формирование всесторонне развитой личности
невозможно без художественно-эстетического воспитания, приобщение детей к
художественной культуре и традициям своего народа, приобщение их к мировому
искусству, для развития познавательного интереса, мотивации, творческих способностей
детей, их физического совершенствования и сохранения здоровья подрастающего
поколения.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная.
Адресат программы: Настоящая программа составлена на 3 года обучения,
рассчитана для детей 7-17 летнего возраста, с учетом психофизиологических
особенностей развития детей.
Младшие школьники: 7- 10 лет (1-4 кл.)
Средние школьники: 11 – 14 лет (5-8 кл.)
Старшие школьники: 15 - 17 лет (9-11 кл.)
Срок и объем освоения программы:
Группы,
год обучения
Программы

1 гр. 1 г.о. 2 гр. 1 г.о. 3 гр. 1 г.о.

Количество часов в неделю 4
Количество часов в год
144

Программы 1 и/или 2 г.о.
6
216

8
288

2.1. Объем программы – 648 часов на весь период обучения.
2.2. Срок реализации программы – 3 года, 9 месяцев в год (с сентября по май), 36часовая рабочая неделя в год.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM,
(локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: основной формой
учебно-воспитательной деятельности педагога-хореографа является занятие с группой:
Младшая группа: 1-4 кл. (7-10 лет)
Средняя группа: 5-8 кл. (11-14 лет)
Старшая группа: 9-11 кл. (15-17 лет)
При работе с одаренными детьми проводятся индивидуальные занятия, на которых
педагог разучивает сольные партии и номера, отличающиеся некоторой сложностью,
соответствующей уровню индивидуального развития и уровню техники исполнения
обучающегося.
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
 Презентация
Индивидуально-групповая
 Мастер-класс
Групповая
 Спектакль
Практическое занятие
 Салон
Открытое занятие
 Мини-фестиваль
Беседа
 Ярмарка
Встреча с интересными людьми
Диспут
Игра
Концерт
Режим занятий: (здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения сколько
раз в неделю)











Предмет
Вводное занятие
1. Основы
классического
танца
2. Растяжка
3. Основы
народного танца
4. Основы
современного танца
5. Основы бального
танца
6. Постановочнорепетиционная
работа

стартовый
уровень
4
18

базовый
уровень
2
18

продвинутый
уровень
1
18

18
25

18
44

18
45

10

44

48

24

32

64

24

32

64

7. Индивидуальные
занятия
8. Участие в
мероприятиях
9. Итоговые
занятия
Всего часов

18

18

18

2

4

8

1

2

4

144

216

288

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: художественно-эстетическое и физическое воспитание детей. Развитие и
поддержка творческих способностей ребенка.
Образовательные задачи:
1. Развитие интереса и мотивации детей к познанию и творчеству;
2. Приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и
искусству;
3. Сохранение и охрана здоровья детей.
Обучающие (предметные):
1. познакомить с истоками классического танца, как с основным видом
хореографического искусства, с истоками народного хореографического искусства,
современными танцевальными направлениями, основными стилями, школами
современного танца, иметь представление о современных бальных танцах.
Развивать познавательный интерес к классическому танцу, балету, театру,
классическим и современным спектаклям, танцевальному искусству своего народа
и другим народностям, бальной культуре, современным бальным танцам и модным
направлениям современного хореографического искусства. Приобретать знания,
умения, навыки, компетенции, формировать теоретические знания, характерные
для каждого вида направления;
2. изучить терминологию базовые движения танца в каждом виде;
3. использовать технику исполнения базовых движений в каждом направлении;
4. грамотно и выразительно исполнять изученные движения;
5. передавать манеру исполнения движений;
6. ориентироваться в пространстве (на сценической площадке);
Воспитательные (личностные) –
1. уметь осуществлять подготовку концертных номеров и партий под руководством
педагога;
2. понимать, исполнять указания преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на занятии, уметь создать положительную среду
взаимодействия с педагогом, со сверстниками в паре, в группе, танцевальном
коллективе;
3. видеть, анализировать, исправлять ошибки исполнения, раскрыть индивидуальное
самовыражение через самореализацию - самопрезентацию через выступления на
сценической площадке перед публикой.
4. наработать волевые качества характера: дисциплинированности, усидчивости,
аккуратности.
5. сформировать общественную активность личности, развить положительные
качества, на основе освоения и присвоения общекультурных ценностей.

Развивающие (метапредметные) –
1. выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»);
2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие,
память, воображение, мышление, воспроизведение;
3. развить навыки целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса, творческие способности в процессе обучения,
творческой работы и воспроизведения хореографических композиций,
направленные на развитие мотивации к определённому виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и
т.д.
Ожидаемые результаты: уровень подготовки обучающихся является результатом
освоения образовательной программы, который определяется формированием комплексов
знаний, умений, навыков:

Знать

Стартовый
уровень
- истоки
классического
танца,
терминологию
танца, технику
исполнения
основных движений
классического
танца;
- истоки народного
хореографического
искусства,
национальную
культуру Русского,
Бурятского
народностей;
- истоки,
танцевальную
культуру
современного
танца;

Уметь

- иметь
представление о
современных
бальных танцах.
- ориентироваться в
пространстве (на
сценической
площадке);
- понимать,

Базовый уровень

Продвинутый уровень

- терминологию и
характерные
особенности
исполнения
движений Русского
танца;

- технику, особенности
исполнения движений
классического танца.

- терминологию и
характерные
особенности
исполнения
движений
Бурятского танца;
- терминологию и
основные стили,
направления школ
современного
танца;

- технику, характерные
особенности исполнения
движений народного
танца: Русского, Бурятского
и других народностей;
- технику, особенности
исполнения движений
современных танцев.
- технику исполнения
движений, характерные
особенности исполнения
бального танца.

- терминологию,
классификацию,
краткую историю
бального танца.

- грамотно и
выразительно
исполнять
изученные
движения;

- видеть, анализировать,
исправлять ошибки
исполнения;
- проявлять активную
творческую позицию;
- воплощать творческие

Владеть

Проявлять

исполнять указания
преподавателя на
занятии;

- передавать манеру
исполнения
движений;

- работать в паре, в
группе,
танцевальном
коллективе;

- осуществлять
подготовку
концертных
номеров и партий
под руководством
педагога, творчески
работать над
хореографическим
произведением;
- техникой
исполнения
основных движений
танца;

- техникой
исполнения
основных движений
танца;
- навыки
простейшей
координации;

- навыки
эмоционального и
выразительного
исполнения
изученных
движений.

идеи на практике.

- техникой исполнения
основных движений танца;
- творческим мышлением и
навыками постановки не
сложных хореографических
композиций.
- навыки эмоционального и
выразительного исполнения
изученных движений.

Способы и формы проверки результатов: формы контроля уровня знаний, умений
и навыков обучающихся проверяется:
 опрос;
 промежуточный контроль;
 зачет;
Промежуточный контроль способностей каждого ребенка осуществляется по
зачетной системе оценивания:
Оценка
зачет («отлично»)
зачет («хорошо»)

Зачет
(«удовлетворительно»)
не зачет
(«неудовлетворительно»)

Критерии оценивания
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения
грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в
техническом, так и в художественном плане)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотно и невыразительно выполненное движение,
слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения изученных
движений и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия
регулярных занятий, а также интереса к ним, невыполнение
программных требований

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2

3

Теоретические
занятия
Практические
занятия

2 год
обучения

1 год
обучения

СОДЕРЖАНИЕ

3 год обучения

14

14

19

130

202

269

Форма контроля

Педагогические
наблюдения,
зачет, открытый
урок.
Участие в
школьных
концертах и
мероприятиях.

ВСЕГО ЧАСОВ

144 ч.

Педагогические
наблюдения, зачет,
открытый урок,
Педагогические
публичные
наблюдения,
выступления.
зачет, открытый
Участие в
урок, публичные проектах,
выступления.
творческих
Участие в
работах,
инсценировках,
конкурсах,
спектаклях,
фестивалях
отчетном
городского,
концерте.
республиканского Участие в
уровней.
конкурсах,
фестивалях,
межрегионального,
всероссийского,
международного
уровней.
216 ч.
288 ч.

1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.
1.0.

1.1.

1-ый год обучения
Всего Теоретические Практические
часов
занятия
занятия

Наименование
разделов и тем
Раздел 1
Основы классического танца
Вводное занятие.
2
Техника
безопасности на
уроках
хореографии, при
ЧС
Тема 1
2
Понятие
классический
танец.
Терминология в

Форма
контроля

2

-

Зачет

2

-

Зачет

1.2.

1.3.

2.
2.1.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

классическом
танце
Тема 2
2
2
Постановка
корпуса, рук, ног и
головы в
классическом
танце
Тема 3
16
16
Экзерсис у станка
(лицом к станку),
экзерсис на
середине зала (все
движения
выполняются в
чистом виде),
аллегро
(подготовительные
прыжки)
Раздел 2
Растяжка
Тема 4
18
18
Комплекс
упражнений на
растяжку мышц и
суставов всего
тела
Раздел 3
Основы народного танца. Бурятский народный танец
Тема
1
1
Теория: Краткая
история и развитие
бурятского танца
Тема
2
2
Постановка
корпуса, рук, ног и
головы в
бурятском танце
Тема
4
4
Базовые движения
в бурятском танце,
техника
исполнения
движений танца
Тема
1
1
Теория: Ёхор –
традиционный
танец бурят.
Тема
4
4
Техника,
особенности
исполнения

Промежуточный
контроль

Промежуточный
контроль

Промежуточный
контроль

Зачет

Промежуточный
контроль

Промежуточный
контроль

Зачет

Промежуточный
контроль

базовых движений
танца Ехор.
3. Раздел 3
Основы народного танца. Русский народный танец
1
1
3.6. Тема
Теория: Краткая
история и развитие
русского танца
2
3.7. Тема
Постановка
корпуса, рук, ног и
головы в русском
танце
3
3.8. Тема
Основные
движения в
русском танце,
техника
исполнения
движений танца
1
1
3.9. Тема
Теория: Русский
хоровод
3
3.10 Тема
Техника,
особенности
исполнения
танцевального
шага в русском
хороводе,
хореографический
рисунок в
хороводе
1
1
3.11 Тема
Теория: Русская
народная пляска
4
3.12 Тема
Движения
русского
плясового танца,
техника
исполнения
движений танца
4. Раздел 4
Основы современного танца
2
2
4.1. Тема
Теория: Хип-хоп культура
8
4.2. Тема
Базовые движения
танца Хип-хоп,
техника

-

Зачет

2

Промежуточный
контроль

3

Промежуточный
контроль

-

Зачет

3

Промежуточный
контроль

-

Зачет

4

Промежуточный
контроль

-

Зачет

8

Промежуточный
контроль

5.
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

6.

исполнения
движений танца
Раздел 5
Основы бального танца
Тема
1
1
Теория: Полька.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Полька. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
1
1
Теория:
Медленный вальс.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Медленный вальс.
Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
1
1
Теория: Ча-ча-ча.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Ча-ча-ча.
Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца
Раздел 6
Постановочно-репетиционная работа

-

Зачет

7

Промежуточный
контроль

-

Зачет

7

Промежуточный
контроль

-

Зачет

7

Промежуточный
контроль

6.1.

6.2.

7.
7.1.
8.
8.1.

9.
9.1.

№
1.
1.0.

1.1.

1.2.

Постановка
12
танцевального
номера
Отработка
12
танцевального
номера
Раздел 7
Индивидуальные занятия
Индивидуальная
18
работа с ребенком
Раздел 8
Участие в мероприятиях
Выступление в
2
школьных
мероприятиях
Раздел 9
Итоговые занятия
Открытый урок:
1
Основы
классического
танца. Экзерсис у
станка, на
середине зала,
аллегро

-

12

Промежуточный
контроль

-

12

Промежуточный
контроль

-

18

Промежуточный
контроль

-

2

Зачет

-

1

Зачет

2-ой год обучения
Всего Теоретические Практические
часов
занятия
занятия

Наименование
разделов и тем
Раздел 1
Основы классического танца
Вводное занятие.
2
Техника
безопасности на
уроках
хореографии, при
ЧС
Тема 1
2
Теория:
Классический
танец. Краткая
историческая
справка «Балетное
искусство и
звезды русского
балета»
Тема 2
16
Экзерсис у станка,
экзерсис на
середине зала,

Форма
контроля

2

-

Зачет

2

-

Зачет

-

16

Промежуточный
контроль

2.
2.1.

3.
3.1

3.2.

3.3.

3.
3.4.

аллегро.
Наработка
техники
исполнения
балетных
движений
Раздел 2
Растяжка:
Тема 4
18
18
Комплекс
упражнений на
растяжку мышц и
суставов всего
тела
Раздел 3
Основы народного танца. Бурятский народный танец
Тема
2
2
Теория: Бурятский
народный танец.
Культура
исполнения танца.
Терминология в
танце
Тема
2
2
Повтор
пройденного
материала,
отработка техники
исполнения
базовых движений
в бурятском танце
Тема
18
18
Ёхор –
традиционный
танец бурят.
Знакомство и
разучивание
танцев Ехор в
разных регионах
Бурятии.
Характерные
особенности
исполнения
движений танца
Ехор 6 основных
этнических групп
бурят.
Раздел 3
Основы народного танца. Русский народный танец
Тема
2
2
Теория: Русский
народный танец.

Промежуточный
контроль

Зачет

Промежуточный
контроль

Промежуточный
контроль

Зачет

3.5.

3.6.

3.7.

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Культура
исполнения танца.
Терминология в
танце
Тема
8
Повтор
пройденного
материала,
отработка техники
исполнения
базовых движений
в русском
хороводе
Тема
8
Повтор
пройденного
материала,
отработка техники
исполнения
базовых движений
в русской пляске
Тема
26
Подготовка к
открытому уроку:
основы народного
танца. Экзерсис у
станка, на
середине зала.
Раздел 4
Основы современного танца.
Джаз-модерн танец.
Уличные танцы: Стрит-джаз, Хип-хоп танец
Тема
2
2
Теория: Уличные
танцы: Стритджаз. Характерная
особенность танца
Тема
20
Уличные танцы:
Стрит-джаз.
Движения танца,
техника,
особенности
исполнения
Тема
2
2
Теория: Хип-Хоп
танец.
Характерная
особенность танца
Тема
20
Хип-Хоп танец.
Движения танца,

2

Промежуточный
контроль

2

Промежуточный
контроль

26

Промежуточный
контроль

-

Зачет

20

Промежуточный
контроль

-

Зачет

20

Промежуточный
контроль

5.
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

техника,
особенности
исполнения
Раздел 5
Основы бального танца
Тема
1
Теория: Венский
вальс. Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Венский вальс.
Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
1
Теория: Самба.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Самба. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
1
Теория: Ча-ча-ча.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Ча-ча-ча. Повтор
пройденного
материала,
разучивание
новых движений
танца, техника,
особенности
исполнения
движений танца.

1

-

Зачет

-

7

Промежуточный
контроль

1

-

Зачет

-

7

Промежуточный
контроль

1

-

Зачет

-

7

Промежуточный
контроль

5.7.

5.8.

6.
6.1.

6.2.

7.
7.1.
8.
8.1.

9.
9.1.

Тема
1
1
Теория: Джайв.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
7
Джайв. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Раздел 6
Постановочно-репетиционная работа
Постановка
16
танцевального
номера
Отработка
16
танцевального
номера
Раздел 7
Индивидуальные занятия
Индивидуальная
18
работа с ребенком
Раздел 8
Участие в мероприятиях
Выступление в
4
городских,
республиканских
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях
Раздел 9
Итоговые занятия
Открытый урок:
2
1. Основы
народного
танца.
Экзерсис у
станка, на
середине зала
2. Основы
бального
танца.
Экзерсис на
середине зала
3-ий год обучения

-

Зачет

7

Промежуточный
контроль

16

Промежуточный
контроль

16

Промежуточный
контроль

18

Промежуточный
контроль

4

Зачет

2

Зачет

№
1.
1.0.

1.1.

1.2.

2.
2.1.

3.
3.1

3.2.

Форма
Наименование
Всего Теоретические Практические
контроля
разделов и тем
часов
занятия
занятия
Раздел 1
Основы классического танца
Вводное занятие.
1
1
Зачет
Техника
безопасности на
уроках
хореографии, при
ЧС
Тема 1
2
2
Зачет
Теория:
Классический
танец. Знаменитые
балетные
спектакли,
просмотр одного из
них («Щелкунчик»,
«Красавица
Ангара» и др.)
Тема 2
16
16
Промежуточный
Экзерсис у станка,
контроль
экзерсис на
середине зала,
аллегро.
Совершенствование
техники
исполнения
балетных движений
Раздел 2
Растяжка
Тема 4
18
18
Промежуточный
Комплекс
контроль
упражнений на
растяжку мышц и
суставов всего тела
Раздел 3
Основы народного танца. Бурятский народный танец
Тема
1
1
Зачет
Теория:
Приветственный
бурятский танец.
Тема
Особенности
исполнения
Приветственного
танца. Работа с
хадаком.
Тема
Повтор
пройденного

8

-

8

Промежуточный
контроль

2

-

2

Промежуточный
контроль

3.3.

3.
3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

материала, базовые
движения в
бурятском танце
Тема
8
Стилизованный
бурятский танец
Раздел 3
Основы народного танца. Русский народный танец
Тема
2
2
Теория: Русский
народный танец.
Танец Семейских.
Характерные
особенности
исполнения танца.
Терминология в
танце
Русский народный
6
танец. Танец
Семейских.
Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
2
2
Теория: Русский
народный танец.
Казачий танец.
Характерные
особенности
исполнения танца.
Терминология в
танце
Русский народный
6
танец. Казачий
танец. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
2
Повтор
пройденного
материала, базовые
движения в
русском хороводе
Тема
2
Повтор
пройденного

8

Промежуточный
контроль

-

Зачет

6

Промежуточный
контроль

-

Зачет

6

Промежуточный
контроль

2

Промежуточный
контроль

2

Промежуточный
контроль

материала, базовые
движения в русской
пляске
6
3.10 Стилизованный
русский танец
4. Раздел 4
Основы современного танца.
Джаз-модерн танец.
Уличные танцы: Стрит-джаз, Хип-хоп танец
2
2
4.1. Тема
Теория: Основные
стили и
направления школ
современного
танца,
терминология в
современном танце
2
2
4.2. Тема
Теория: Основные
принципы Джазмодерн танца.
Характерная
особенность танца
20
4.3. Тема
Подготовительный
этап Джаз-модерн
танца.
Базовые движения
танца, техника,
особенности
исполнения
движений танца
12
4.4. Тема
Уличные танцы:
Стрит-джаз.
Движения танца,
техника,
особенности,
манера исполнения
12
4.5. Тема
Хип-Хоп танец.
Движения танца,
техника,
особенности,
манера исполнения
5. Раздел 5
Основы бального танца
1
1
5.1. Тема
Теория: Танго.
Краткая
историческая
справка о танце,

6

Промежуточный
контроль

-

Зачет

-

Зачет

20

Промежуточный
контроль

12

Промежуточный
контроль

12

Промежуточный
контроль

-

Зачет

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

характерная
особенность танца
Тема
Танго. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Квик-степ.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
Квик-степ.
Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Румба.
Краткая
историческая
справка о танце,
характерная
особенность танца
Тема
Румба. Основные
движения танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Медленный
вальс. Повторение
краткой
исторической
справки о танце,
характерных
особенностей танца
Тема
Медленный вальс.
Повтор
пройденного
материала,
Разучивание новых

7

-

7

Промежуточный
контроль

1

1

-

Зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

1

1

-

Зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

1

1

-

зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

5.9.

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

движений танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Венский
вальс. Повторение
краткой
исторической
справки о танце,
характерных
особенностей танца
Тема
Венскийй вальс.
Повтор
пройденного
материала,
Разучивание новых
движений танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Самба.
Повторение
краткой
исторической
справки о танце,
характерных
особенностей танца
Тема
Самба. Повтор
пройденного
материала,
Разучивание новых
движений танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
Тема
Теория: Ча-ча-ча.
Повторение
краткой
исторической
справки о танце,
характерных
особенностей танца
Тема
Ча-ча-ча. Повтор

1

1

-

Зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

1

1

-

Зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

1

1

-

Зачет

7

-

7

Промежуточный
контроль

пройденного
материала,
разучивание новых
движений танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
1
1
5.15 Тема
Теория: Джайв.
Повторение
краткой
исторической
справки о танце,
характерных
особенностей танца
7
5.16 Тема
Джайв. Повтор
пройденного
материала,
разучивание новых
движений танца,
техника,
особенности
исполнения
движений танца.
6. Раздел 6
Постановочно-репетиционная работа
32
6.1. Постановка
танцевального
номера
32
6.2. Отработка
танцевального
номера
7. Раздел 7
Индивидуальные занятия
18
7.1. Индивидуальная
работа с ребенком
8. Раздел 8
Участие в мероприятиях
8
8.1. Выступление в
межрегиональных,
всероссийских,
международных
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях
9. Раздел 9
Итоговые занятия

-

Зачет

7

Промежуточный
контроль

32

Промежуточный
контроль

32

Промежуточный
контроль

18

Промежуточный
контроль

8

Зачет

9.1.

Открытый урок:
1. Классический
танец. Экзерсис
у станка, на
середине зала,
аллегро;
2. Народный
танец. Экзерсис
у станка, на
середине зала,
этюд;
3. Современный
танец. Экзерсис
на середине
зала;
4. Бальный танец.
Экзерсис на
середине зала.

№

Наименование
разделов и тем
Раздел 1

1.

4

Всего
часов

-

Теоретические
занятия

4

Практические
занятия

Зачет

Форма
контроля

1.1. Тема 1
1.2. Тема 2
1.3. Тема 3 и т.д.
2.

Раздел 2

2.1. Тема 1
2.2. Тема 2
Итого

1.3.3.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1
Основы классического танца
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все
тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Система
классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества
движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные.

Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все
танцевальные движения получили названия, поэтому танцоры разных стран без проблем
могут понять друг друга. Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость,
координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию
выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять
своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если
это простые движения кистью, ногой или головой.
У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная
осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные
танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее
основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук
и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и
историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и
координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио
или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на
выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для
любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от
высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к
нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы,
образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем
сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными.
Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног.
Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью,
начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и
выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у станка,
на середине зала и прыжки. Экзерсис у станка состоит примерно из 10 движений.
Экзерсис на середине зала состоит из тех же движений, что и у станка, и разные движения
могут быть скомбинированы в одну связку. В начальных классах движения исполняются
лицом к станку, в старших классах — боком к станку, держась за неё одной рукой. В
старших классах добавляются элементы вращения.
Основной принцип изучения движений в классическом танце – от простого к
сложному, от малого к большому, от медленного к быстрому темпу.
Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным
оформлением. Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально
существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего
потому, что с нею связаны его темп и ритм. Темп определяется уровнем обученности
класса, характером движения и его раскладкой. Хореографический метр — это
равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр
упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном:
2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона —
подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную
позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует,
необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и
4/4, так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения
музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн,
элегия или медленный вальс.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тандю) исполняется
всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало
движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать

когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в
чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов)
исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают
комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть
объединены в одну комбинацию.
Раздел 2
Основы народного танца
Этот раздел посвящен изучению народного танца. Каждый народ имеет свои, только
ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Народный танец можно подразделить на:
 народный (фольклорный);
 народно-характерный;
 народно-сценический танец.
Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций,
выполняется в первую очередь для себя. Фольклорный танец – это танец, рожденный
традициями части страны или района не предназначенный для сцены. По традиции,
фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют.
Народно-характерный танец – это одно из выразительных средств балетного театра,
разновидность сценического танца. В XVII – XIX веках термин «характерный танец»
служил определением танца в характере, в образе. Такой вид танца был распространен в
интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие,
разбойники. Народно-характерный танец обогащается движениями и жестами,
характеризующие данный персонаж, специфичными для той или иной социальной
группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце. С
начала XIX века значение термина «народно-характерный танец» стало меняться.
Народно-характерным танцем стали называть любой национальный танец в балетном
спектакле. Такое значение термина закрепилось до настоящего времени.
В XX веке народный танец обрёл своё сценическое воплощение как в среде
самодеятельного творчества – кружках, студиях, любительских коллективах, так и в среде
профессионального искусства – в профессиональных ансамблях народного танца,
призванных сохранять, развивать и транслировать образцы народного танцевального
искусства.
Интерпретацией народного (бытового) танца в рамках сценического пространства и
созданный по законам театрального действия является народно-сценический танец.
Народно-сценический танец – один из видов танца, предназначенный для зрителей и
предполагающей создание хореографического образа на сцене. Это вид народного танцы
является важной частью художественной традиции и творческой деятельности любого
народа. Народно-сценический танец отличается от народного танца тем, что народный
танец существует в самой жизни и исполняются в первую очередь «для себя» (т.е. для
удовольствия самих танцующих), не нуждаясь в зрительской аудитории, которая
необходима для сценического танца. В народно-сценическом танце максимально
развиваются образные возможности, присущие всякому танцу, и исполнение его на сцене
становится определяющим признаком. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков,
народно-сценический танец вместе с тем опирался на народный и бытовой, претворяя их в
сценические образы.
Народно-сценический танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно
подчиняется её переменам. Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у
которого он зародился. Народно-сценический танец имеет чёткую функциональную
задачу. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми
особенностями и манерой исполнения и каждый по-своему интересен, ярок, самобытен.
Тематика и хореографическая лексика народно-сценических танцев, прежде всего, зависит

от национального характера, от природных и климатических условий, рода занятий,
исторических событий.
На занятиях учащиеся знакомятся с Русским народным танцем и Бурятским
народным танцем. Сначала дети изучают народный фольклорный танец, затем народносценический танец.
В «Русском народном танце» дети получают теоретические знания о русской пляске
и русском хороводе. Получают практические умения и навыки исполнения базовых
движений, манеры исполнения танца. Разучивают танцевальные связки и небольшие
этюды, которые в дальнейшем трансформируются в танцевальный номер.
«Бурятский танец» знакомит детей с Ехором. Ёхор (бур. Ёохор) — народный танецхоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии. Исполняется под
аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный напев. Группа танцующих, держась
за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве
движение убыстряется, шаги сменяются прыжками. Музыкальный размер — 2/4. В разных
районах Бурятии и соседних регионов имеются свои варианты мелодии и хореографии.
Ёхор, исполняющийся в кругу, танцуется по движению солнца.
Этот раздел подразумевает не только изучение Ехора, но и других бурятских танцев:
«Приветственный Бурятский танец с хадаками», «Наездники», «Дангина» и другие.
Изучая народный танец, дети раскрывают для себя все традиции, обряды и культуру
народа.
Раздел 3
Основы современного танца
Это современные направления танцевального искусства – это группа уличных
танцев, джазовых танцев, модерновых танцев и другие. Сейчас существует многообразие
новых современных и модных танцевальных стилей и направлений.
Раздел 4
Основы бального танца
Этот раздел содержит изучение современных бальных танцев. К ним относятся
танцы категории спортивных бальных танцев – это танцы Европейской и
Латиноамериканской программы: Танго, Фокстроты, Вальсы - Английский, Венский;
Самба, Ча-ча-ча, Румба, Джайв. Теоретическое занятие включает в себя изучение краткой
истории танца, терминологии танца. Практические занятия включают в себя изучение
базовых движений танца, манеры исполнения танца и музыкально-ритмической основы
танца.
В процессе обучения у детей развивается координация, гибкость, пластичность,
музыкальность, красивая осанка и походка, культура поведения.
Раздел 5
Постановочно-репетиционная работа
С детьми, которые уже имеют специальную хореографическую подготовку, ставятся
танцевальные композиции (классические, бальные, народные, современные, эстрадные и
другие танцы) для выступления на различных сценических площадках и мероприятиях
разного уровня (тематические концерты, фестивали, флэшмобы, конкурсы и другие).
На репетиционных занятиях отрабатывается танцевальная композиция:
нарабатывается техника исполнения движений, стилистическая манера исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, чистота рисунков и перестроений в танцевальном
номере, идет работа над художественной выразительностью поставленного образа.

На индивидуальных занятиях идет работа с одаренными детьми, разучиваются
сольные партии или сольные танцы, дуэты, трио и т.д.
Раздел 6
Итоговые мероприятия
Результаты обучения учащихся по дополнительной образовательной программе
отслеживается на открытых уроках, публичных выступлениях, массовых мероприятиях
различного уровня: «День знаний», ярмарка «Золотая осень», «День Здоровья», «День
учителя», «День Матери», «День Отца», встреча «Нового года», празднование «Белого
месяца - Сагаалган», «Масленица», «Международный женский день - 8 марта», «День
Победы - 9 мая», Отчетный концерт, «Прощание с начальной школой», «Последний
звонок», «Выпускной бал». А так же результативность отслеживается в участии конкурсов
различного уровня.
II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа 1 года обучения

№
п/и

Месяц

Число

Время
проведения

1

Сентябрь

2

09.00 – 11.00
занятия

Форма
занятия
Трениров
ка

Колво

Тема

Место

Форма

часов

заняти
я

проведения

контроля

2

-/-/-

Пар. Зал
ГДДЮТ

Диагностика;
зачет

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
- площадь хореографического зала около 120 м2
- балетные станки, зеркала,
- актовый зал,
- костюмерная комната
Информационное обеспечение
-аудио-проигрыватель
- видео
- фото
Кадровое обеспечение
ПДО, высшей квалификационной категории
Методическое
обеспечение Методические
пособия,
КПК,
мастер-классы
программы
интернет-ресурсы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются:






творческая работа,
показательные выступления,
открытые занятия,
отчетный концерт,
тематический концерт,






конкурсы различного уровня,
фестивали,
флэшмобы,
и другие.

Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Устный опрос, анкетирование:
Предметная диагностика:
Уровень способностей детей
1. на знания краткой истории хореографического
искусства;
2.на знания базовых терминов классического,
современного, бального танцев.
Открытый показ приобретенного мастерства и
технической подготовки на открытых занятиях и
публичных выступлениях.
Личностная диагностика:
Уровень сформированности личности Разработанная форма Методической службы
ГДДЮТ
Метапредметная диагностика:
Уровень
сформированности
компетенций
Уровень
развития
творческого Учебно-методическое пособие «Мониторинг
потенциала учащихся
качества образовательного процесса в УДОД»
Уровень
развития
высших Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень
развития
творческого Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта Тест «Уровень социализации личности» (версия
учащихся
Р.И.Мокшанцева)
Уровень сохранения и укрепления «Организация и оценка здоровьесберегающей
здоровья учащихся
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Уровень теоретической подготовки Устный опрос
учащихся
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой
родителей
предоставляемыми образовательного
учреждения
(методика
образовательными услугами
Е.Н.Степановой)
Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой
наличии)

аттестации

Входная - октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная - май в конце 1,2,3 годов обучения
(при Отчетный концерт в конце 3 года обучения
(май)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ваганова А.Я. / Основы классического танца / Искусство / Л. – 1960 г.
2. Васильева-Рождественская / Историко-бытовой танец / М. – 1963 г.
3. Воронина И. / Историко-бытовой танец / М. – 1980 г.
4. Голейзовский К./ Образы русской народной хореографии / Искусство / М. – 1964 г.
5. Давыдов В. / Проблемы развивающего обучения / М. – 2004 г.
6. Захаров В. / Радуга русского танца / Сов. Россия / М. – 1986 г.
7. Ивановский Н./ Бальный танец 16-19 веков / Л. М. – 1948 г.
8. Климов А. / Основы русского народного танца / Искусство / М. – 1981 г.
9. Костровицкая В./ 100 уроков классического танца / Искусство / Л. – 1981 г.
10. Конен В./ Рождение джаза / М. – 1984 г.
11. Киреева Е./ История костюма / М. – 1976 г.
12. Коновалова С. В. / Теория и методика преподавания бального танца в детских
коллективах / ФГОУ ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2011 г.
13. Полятков С. С. / Основы современного танца 2-е изд-е / Феникс / Р. на Д. – 2006 г.
14. Пасютинская В. / Волшебный мир танца / Просвещение / М. – 2013 г.
15. Протасова Л. И. / «Основы методики преподавания классического танца детям»
/ФГОУ ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2009 г.
16. Протасова Л. И. / «Историко-бытовой танец и методика его преподаванияв
детских коллективах» / ФГОУ ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2011 г.
17. Сахина Л. А. / «Непрерывное дополнительное художественное образование в
области хореографии» / ФГОУ ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2007.
18. Ткаченко Т. / Народные танцы / Искусство / М. – 2012 г.
19. Устинова Т./ Избранные русские народные танцы / Искусство / М. – 2016 г.
20. Интернет-ресурсы и специализированные сайты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения о численности обучающихся

Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».