ДООП Учись прекрасному Шаповалова Т.А.

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Учись прекрасному»
Образцовая студия изобразительного искусства «Взгляд»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10 – 17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: стартовый, базовый, предпрофильный

Автор -составитель:
Шаповалова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2024
1

Оглавление
I.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
II.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы

3
5
8
31
36
37
37
38

2

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Учись прекрасному» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
3

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г.
N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан
– Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Актуальность программы обусловлена потребностями и стремлением учащихся к
художественному самовыражению и творчеству, эстетическому удовлетворению, когда
краски могут и способны вдохнуть яркую жизнь в сердце ребенка. Изобразительнопластическая деятельность — это специфическое образное восприятие действительности, и
как всяческая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного
воспитания детей, это живое, творческое явление, которое развивается и включается в
современную жизнь подрастающего поколения.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: художественная
Адресат программы: 10-17 лет, принцип набора: на общих основаниях. Формируются 3
группы с учетом возраста и года обучения, количество учащихся в группах: 12-15 человек.
Средние школьники: 10 – 13 лет
Старшие школьники: 14 - 16 лет
Срок и объем освоения программы: минимальный – 3 года (запланированный срок
реален для достижения цели и ожидаемых результатов).
Базовый уровень - «Уровень субъективного творчества личности» (учащиеся 1-2-ого
года обучения, 10-12 лет) – 2 раза в неделю по два часа;
углубленный уровень – «Личность входит в уникальность» - (учащиеся 2-3 года
обучения 13-15 лет) – 2 раза в неделю по 3 часа;
углубленно-профессиональный уровень (учащиеся 3-4 года обучения, 16-17 лет) - 2
раза в неделю по 3 часа + 2 часа в неделю (индивидуальная работа).
2.1. Объем программы – Количество часов на весь период обучения – 648 часов.
2.2. Срок реализации программы
«Базовый уровень» (учащиеся 10-12 лет) - 144 час.
«Углубленный уровень» (учащиеся 13-15 лет) – 216 час.,
«Углубленно-профессиональный уровень (учащиеся 15-17 лет) – 288 час.
Форма обучения: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные дети.
4

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создание условий для творческого развития ребенка через приобщение их к миру
изобразительного искусства, воспитание здоровой и творческой личности, духовно богатой,
способной творить по законам красоты.
Основные задачи:
Обучающая:
- способствовать формированию междисциплинарных и специальных компетенций по
предметам изобразительного направления;
Развивающая:
стимулировать развитие художественно-творческих индивидуально выраженных
способностей личности, развитие эстетического вкуса, художественно-образной памяти,
творческой
активности, воображения и фантазии;
Воспитательная:
- содействовать успешной социализации и самореализации, созданию нравственно и
эстетически полноценной среды общения с мировым искусством во всем многообразии его
видов; готовности к гражданскому и нравственному выбору, способной приумножать
общечеловеческую культуру.
Здоровьесберегающая:
- принимать все необходимые меры для сохранения жизни и здоровья ребенка.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 10-17 лет, принцип набора:
на общих основаниях. Формируются 3 группы с учетом возраста и года обучения, количество
учащихся в группах: 12-15 человек.
1.8. Формы занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

2. Объем программы.
2.1. Объем программы:
Количество часов на весь период обучения – 648 час., необходимое для освоения
программы: для достижения цели и ожидаемых результатов: «Базовый уровень» (учащиеся
10-12 лет) - 144 час., - «Углубленный уровень» (учащиеся 13-15 лет) – 216 час.,
«Углубленно-профессиональный уровень (учащиеся 15-17 лет) – 288 час.
2.2. Срок реализации программы: минимальный – 3 года (запланированный срок
реален для достижения цели и ожидаемых результатов).
2.3. Режим занятий:
Базовый уровень - «Уровень субъективного творчества личности» (учащиеся 1-2-ого
года обучения, 10-12 лет) – 2 раза в неделю по два часа; углубленный уровень – «Личность
входит в уникальность» - (учащиеся 2-3 года обучения 13-15 лет) – 2 раза в неделю по 3 часа;
углубленно-профессиональный уровень (учащиеся 3-4 года обучения, 16-17 лет) - 2 раза в
неделю по 3 часа + 2 часа в неделю (индивидуальная работа).
По окончанию обучения в изостудии выдается свидетельство ГДДЮТ об освоении
образовательной программы «Учись прекрасному».
3.1. Планируемые результаты:
Личностные результаты, среди них: сформированность внутренней позиции
обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли, сформированность любви к
своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов
России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам
других людей, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех,
знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, развитие этических чувств
— как регуляторов морального поведения.
5

Метапредметные (познавательные коммуникативные, регулятивные) результаты,
среди них: умение подбирать и анализировать литературу, умение пользоваться
компьютерными источниками информации, умение организовывать свое рабочее (учебное)
место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, сотрудничество с
товарищами при выполнении заданий в группе, умение осуществлять учебноисследовательскую работу, понимание информации, представленной в виде текста, рисунков,
умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе
существенных признаков, умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед
аудиторией, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной и
творческой проблемы, сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации
проектной деятельности и др.
Сцециальные (предметные результаты) по программе «Учись прекрасному»
К концу обучения по программе «Учись прекрасному» учащиеся должны
Знать:
- основы перспективы, основы рисунка;
- основы живописи, техники живописи, законы цветоведения;
- основы декоративно-прикладного искусства;
- законы и средства композиции;
- основные средства выразительности в графике;
- основы дизайна, соотношение формы и материала;
- ориентироваться в области изобразительного искусства.
Уметь:
- создавать произведения детского изобразительного творчества;
- компоновать рисунок в листе бумаги по законам композиции;
- создавать и выполнять работы в живописных техниках;
- выполнять композиции по заданной теме;
- устанавливать причины явлений, ставить познавательные задачи, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием
компьютерных средств.
- создавать портфолио для поступления в художественные вузы.
Иметь убеждения:
- в необходимости сохранения своего физического и психического здоровья;
- в необходимости познавать культуру межнационального общения в процессе изучения
национальных культур, мирового искусства;
- в необходимости развития и формирования эстетических знаний;
- в необходимости изучения культуры, искусства, традиций и истории своей Родины.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
В течение каждого учебного года для каждой учебной группы осуществляется
начальная, промежуточная и итоговая диагностика.
Для отслеживания личностных и метапредметных результатов детей используется
следующая балльная система: показатель проявляется редко – 1 балл; показатель проявляется
периодически – 2 балла; показатель проявляется постоянно – 3 балла.
Для определения специальных (предметных) результатов разработаны следующие
критерии:
1. По программе «Учись прекрасному»: рисунок, живопись, графика, композиция,
декоративно-прикладное творчество: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла,
высокий уровень – 3 балла.
В диагностике применяются следующие методы:
- наблюдение, в процессе которого я получаю конкретный фактический материал на каждого
обучающегося: «включенное» – внутри группы, «не включённое» - «со стороны», «открытое и
скрытое», «сплошное и выборочное», «выявление интереса к определенному предмету»;
- метод опроса (беседы, интервью, анкетирование);
6

- изучение продуктов деятельности студийцев – графических, живописных, композиционных
работ, где определяется уровень определенных компетенций в каждой дисциплине;
- эксперимент - специально организованная проверка усвоения нового материала и уровня
знаний студийцев;
- анализ детских работ: низкий, средний и высокий уровень изобразительной грамоты.
анализ участия и уровень исполнения работ студийцев с «высоким уровнем» в
республиканских, региональных, всероссийских и международных изоконкурсах.
Выявление диагностических результатов:
- Через механизм тестирования.
- Через отчетные просмотры законченных работ.
- Через отбор работ на выставки, среди них: традиционные выставки, посвященные
юбилейным датам и другим темам, мини-выставки для групп подготовительного уровня,
отчетные выставки.
Определение того или иного из представленных уровней осуществляется через
следующие формы и методы: комплексы психологической диагностики, тестирование и
анкетирование, беседа, творческие и проблемные задания, организационно-деятельностные
игры, контрольные задания, исследовательская работа, проект, зачет по теме, портфолио
ученика, защита презентации, участие в конкурсах, выставках, итоговый зачет и другие.

7

I.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учащихся 1-2-ого года обучения (10-12 лет).
Теория

Раздел, тема

базовый

продвинутый

Композиция
в пейзаже.
Закон
единства
содержания
и формы.
Живописн
ые задачи:
цвет,
объем,
цветовые и
тоновые
отношения.

Внимание на
цветовые
отношения колорит.
Основы
цветоведения.
Живописные
задачи: цвет,
объем,
цветовые и
тоновые
отношения.
Материально
сть.

Понятие о
декоративно
й
композиции.
Стилизация
в работе.

Композиция
в
декоративно
м
натюрморте.
Стилизация
в работе.

Понятие о

Понятие о

Закон
Декоративн Композици
типизации.
ые цветы.
я «Букет в
Закон
теплых и
цельности.
холодных
Стилизация в
тонах»,
работе.
Выразительно
сть.
Компоновка. Рисование Рисунок с

1

Тема1.
Композиция в
пейзаже.

Понятие о
композици
ив
пейзаже.

2

Тема 2.

Понятие о
композици
ив
натюрморт
е.

Композиция в
натюрморте.

3

Тема 3.

Композиция в
декоративном
натюрморте.

4

Тема 4.

Практика

стартовый

стартовый

базовый

Пейзаж
«Осень».
Линия
горизонта.

Композиция
«Осенний
сон».
Воздушная
перспектива
Натюрморт Живопись.
из муляжей Натюрморт
и фруктов. из
предметов
быта с
муляжами:
«Изобилие
», «Дары
осени»,

Контроль
продвинутый

стартовый

Пейзаж
«Умиротвор
енность»,
«Увядание».
Цветоведен
ие.
Живопись.
Натюрморт
из
предметов
быта с
муляжами:
«Изобилие,
«Дары
осени»,
«Плоды и
листья».
Работа с
натуры.
«Букет
Жизели»,
«Букет
Василисы
премудрой
».

Собеседова
ние,
анкетирова
ние.
Просмотр

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Рисунок с

Просмотр

Отбор на

Отбор на

Просмотр

базовый

продвинутый

Собеседо Собеседова
вание,
ние,
анкетиров анкетирова
ание.
ние. Отбор
Отбор на на конкурс.
выставку.
Отбор на
Отбор на
выставку.
конкурс.

8

Рисунок.
Метод
визирования.

трехмернос конструкти
ти форм.
вном
построении
при работе
с натуры.

5

Тема 5.
Графика.

Понятие о
графике.

6

Тема 6. Жанры
изобразительно
го искусства.
Бытовой жанр.

Понятие о
жанрах.
изобр.
искусства

7

Тема 7. Виды
искусства.
Декоративноприкладное
искусство.

Виды
декоративноприкладног
о
искусства.

Понятие о
графике.
Точка.
Линия.
Плоскость.
Пятно.
Силуэт.
Понятие о
жанрах.
изобр.
искусства.
Сюжетнокомпозици
онный
центр.

Виды
декоративно
прикладног
о искусства.
Бурятский

Конструктив
ное
построение
трехмерност
ь форм.
Поэтапность
построения.
Виды и
техники.

с натуры
кувшина.

Сюжетнокомпозицио
нный
центр.Закон
контрастов
Умение
строить
сюжет.

Композиция
«Подружки»,

Композици
я на
бытовую
тему:
«Переменк
а»,

Виды
декоративно
прикладного
искусства.
Орнамент в

Бурятский
орнамент в
полосе.

Бурятский
орнамент в
Круге.

Графическ
ий
рисунок.

натуры.
Гипсовые
геометриче
ские
предметы.
Уголь,
соус, мел
Рисунок
«Морское
дно».

натуры.
Гипсовые
геометриче
ские
предметы.
Уголь,
соус, мел
«Линия»,
Просмотр
«Морское
дно»,
«Ветвистое
дерево»,
«Морской
простор».
КомпоПросмотр
зиция
«Слушаем
музыку»,
«Радость»,
«Покой»,
«Успокоени
е».
Наброски,
зарисовки
по
наблюдени
юи
памяти».
Декоративн Просмотр
ая работа
«Бурятский
народный
орнамент»,
«Эскиз нац-

выставку.

конкурс.

Отбор на
выставку.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

9

народный
орнамент.
Воздушная
и линейная
перспектив
ав
пейзаже.

8

Тема 8. Жанры
изобразительно
го искусства.
Пейзаж.

Понятие о
перспектив
е.

9

Тема 9.
Композиция.
Закон
типизации.

Понятие о
типизиции.

Понятие о
типизиции
Цельность
в
композици
и. Образ,
как основа
композици
и.

10

Тема 10.
Основы
академическог
о рисунка.

Понятие об
основах
академичес
кого
рисунка.

Построени
е головы
человека
по таблице.

11

Тема 11.
Композиция
жанровая.
Законы и
средства

Композиция в
детском
творчестве.

Композици
яв
подростков
ом
творчестве.

быту костюм.
Настроение
колорит.
Закон
цельности.
Равновесие в
композиции
Наброски,
зарисовки
по теме,
подбор
материала.
Образ, как
основа
композиции.

Изучение
построения
головы
(череп, лицо)
человека.
Рисование с
натуры, по
памяти и по
таблице.
Реалистическ
ий рисунок,
образ,
настроение,
характер

Рисунок
пейзажа.

Живопись.
Работа «Аля-прима»,

Композици
я на тему
сказок,

Композици
я на тему
басен,
песен.,

Поэтапное
построение
головы
человека.

Поэтапное
построение
головы
человека

Просмотр
материала.

Композици
я на темы
библейских
и
буддийски

го
костюма».
Живопись
«По
сырому»,
«Ожидание
зимы».

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композиция Просмотр
на тему
былин,
басен,
песен.,
«Русские
былины»,
«Предания
старины
глубокой»,
эпос
«Гэсэр».
Рисунок.
Просмотр
Основы
пластическ
ой
анатомии.
Голова
человека.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици Просмотр
я на темы
библейских
и
буддийски

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

10

композиции.

12

13

14

15

Тема 12.
Графика.
Знакомство с
техникой
граттажа.
Тема 13.
Теория
композиции.
Сюжетнокомпозиционн
ый центр.

Тема 14.
Живопись.
Знакомство с
импрессионист
ами.
Тема 15.
Графика. Виды
графики.

персонажа,
их умение
сочетать.
мышления.
Графика.
Графика.
Графика.
Знакомство Знакомство Знакомство
с техникой с техникой с техникой
граттажа.
граттажа.
граттажа.
Сюжет.

Сюжетнокомпозици
онный
центр.

Знакомство
с
импрессио
нистами.

Новые
течения в
живописи.
Импрессио
нисты.
Графика.
Виды
графики.

Графика.
Виды
графики.

Сюжетнокомпозицио
нный центр.
Знание
народных
обычаев.
Многофигурн
ая
композиция.
Законы и
средства
композиции.
Новые
течения в
живописи.

х сюжетов.

Граттаж
«Цветок»

Композици
я «Ехор»»

Живопись
«Море
бурное».

Графические Рисунок в
техники.
технике
«уголь»

Граттаж.
«Цветы в
вазе»,

х сюжетов.

Графика.
Граттаж.
«Цветы в
вазе»,
пейзаж.
Композици Композици
я «Ехор»,
я на темы
«Хоровод». фольклора:
«Сурхарба
н», «Ехор»,
«Карнавал
«Посиделки»,
«Маслениц
а», «У
околицы»,
«Хоровод».
Живопись
Живопись
«Море
«Пейзаж в
бурное»,
стиле
«Море
импрессио
ласковое». нистов».
Рисунок в
Графика.
технике
(Пейзаж,
«сангина»
натюрморт,
портрет).
Пастель,
соус,
сангина,
уголь.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

11

16

Тема 16.
Композиция
жанровая.
Жанры
изобразительно
го искусства.
Жанр
«фэнтэзи».

Жанры
изобразите
льного
искусства.

17

Тема 17.
Живопись.
Основы
цветоведения.

Живопись.
Основы
цветоведен
ия.

18

Тема 18.
Композиция
жанровая.
Жанры
изобразительно
го искусства.

Композици
я
жанровая.
Жанры
изобразите
льного
искусства.

19

Тема 19.
Понятие о
Рисунок. Виды перспектив
перспективы.
е.

Жанры
изобразите
льного
искусства.
Жанр
«фэнтэзи».

Жанры
изобразител
ьного
искусства.
Сюжетнокомпозицио
нный центр.
Закон
контрастов.

Космическ
ий пейзаж.

Фантастич
еский
пейзаж.

Композиция
на темы
фантастичес
кого
содержания,
иллюстраци
ик
фантастичес
ким
повестям и
романам.
Живопись. Живопись.
Натюрморт Натюрморт Живопись.
Основы
Основы
из двух
из трех
Натюрморт
цветоведен цветоведени предметов предметов из
ия. Метод
я.. Метод
быта.
быта.
предметов
лессировки лессировки
искусства.
Этюды.
Упражнение
перед
натюрморто
м.
Композици Композиция Просмотр
Просмотр
Просмотр
я жанровая. жанровая.
иллюстрац иллюстрац иллюстрац
Жанры
Жанры
ии.
ии.
ии.
изобразите изобразитель Композици Композици Композици
льного
ного
я на тему
я на тему
я на темы
искусства. искусства.
историческ историческ литературн
Законы и
ого жанра. ого жанра. ых
средства
произведен
композиции.
ий.
Перспекти Перспектива Рисунок
Рисунок
Рисунок с
ва
фронтальная «Улица с
«Улица с
двумя
фронтальна , угловая.
одной
одной
точками
я.
Конструктив точкой
точкой
схода.
ное
схода».
схода».
Интерьер

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

12

построение.

20

21

22

Тема 20.
Живопись.
Китайская и
японская
живопись.

Знакомство
с итайской и
японской
живописью.
Особенност
и и отличие
европейской
и китайской
живописи..
Тема 21.
Знакомство Композици
Композиция
с
я жанровая.
жанровая.
омпозицие Теория
Теория
й
построения
построения
жанровой. многофигу
многофигурной
рной
композиции.
композици
и.

Тема 22.
Рисунок.
Закрепление
знаний
построения
головы
человека.

Знакомство
с итайской
и японской
живописью
.

Рисунок.
Голова
человека.

Поэтапный
рисунок
головы
человека.

Китайская и Пейзаж
японская
«Ветка
живопись.
сакуры»
Особенност
и и отличие
европейской
и китайской
живописи.

Пейзаж
«Цветы
лотоса».

Композиция
жанровая.
Теория
построения
многофигурн
ой
композиции.
Законы и
средства
композиции.
Поэтапность
работы над
композицией.
Рисунок.
Закрепление
знаний
построения
головы чел.
Работа с
натуры и по
памяти.

Композици
я «В
изостудии»
.

Композици
я «В
изостудии»
,
«Ярмарка».

Графика.
«Портреты
подружек,
друзей».
Пастель,
соус.

Графика.
«Портреты
подружек,
друзей».
Пастель,
соус.

комнаты,
офиса,
выставочног
о зала.
«Пейзаж», Просмотр
«Композиц
ия» в стиле
японской
живописи.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици Просмотр
я
«Народное
гуляние»,
«Ярмарка»,
«В
мастерской
художника

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Графика.
«Портреты
подружек,
друзей».
Пастель,
соус.

Отбор на
выставку.
Контроль
-нозачетная
работа.

Отбор на
конкурс.
Контрольнозачетная
работа.

Просмотр
Контрольнозачетная
работа.

13

23

Тема 23.
Живопись.
Пленэр.

Знакомство Знакомство Ритм в
с
с
композиции
пленэром.
пленэром.
пейзажа чередование
светлых и
темных
пятен.
Техника
писания
этюдов. На
пленэре.

Пленер.
Этюды на
воздухе.

Пленер.
Этюды на
воздухе.

Пленер.
Этюды на
воздухе.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Для учащихся 3-4-ого года обучения (13-15 лет)
Тема

Теория
стартовый

1

Тема1.
Живопись в
пейзаже.

Живопись
в пейзаже.
Колорит.

2

Тема 2.

Композици
я
жанровая.
Законы
композици
и.

Композиция
жанровая.
Законы
композиции.

Практика
стартовый

базовый

Контроль

базовый

продви
нутый

продвинутый

стартовый

Живопись
в пейзаже.
Законы
цветоведен
ия.
Колорит.
Творческое
усвоение
живописных
техник.
Композици
я жанровая.
Законы
композици
и. Средства
композици
и. Цвет в

Живопись в
пейзаже.
Состояние
природы.
Колорит.
Знакомство с
новыми
живописным
и техниками.

Пейзаж с
низкой
линией
горизонта.

Пейзаж.
«Отговори
ла осень
золотая».

Пейзаж.
«Уж небо
осенью
дышало».

Композиция
жанровая.
Законы
композиции.
Проработка
материала по
библейским

Наброски.
Зарисовки
к
многофигу
рной
композици
и.

Наброски.
Зарисовки
к
многофигу
рной
композици
и.

Композици Просмотр
я. «Красота
божьего
мира».
Многофигу
рная
композици

Собеседова
ние,
анкетирова
ние.
Просмотр

базовый

продвинутый

Собеседо Собеседова
вание,
ние,
анкетиров анкетирова
ание.
ние. Отбор
Отбор на на конкурс.
выставку.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

14

композици
и.

3

4

5

6

сюжетам.
Ракурс.
Горизонт.
Ритм в
композиции.
Тема 3. Рисунок. Рисунок.
Рисунок.
Рисунок.
Основы
Основы
Основы
Основы
пластической
пластическ пластическ пластической
анатомии.
ой
ой
анатомии.
анатомии.
анатомии.
Конструктивн
Метод
Метод
ое
в5изирова- визировани построение
ни6я.
я.
головы
человека.
Тема 4.
Композици Композици Композиция
Композиция
я
я жанровая. жанровая.
жанровая.
жанровая.
Виды
Виды
Виды
Виды
искусства, искусства,
искусства,
искусства, Жанры
жанры
искусства. искусства.
Бытовой
жанр.
Мифологичес
кий жанр,
исторический
жанр.
Тема 5.
Графика.
Графика.
Графика.
Графика.
Техника
Техника
Техника
Техника
монотипии. монотипии. монотипии.
монотипии.
Виды
Виды
Цветная - на
графики.
графики.
2-3 досках.
Техники
графики.
Тема 6.
Живопись. Живопись. Живопись.

«Мои
друзья»,
«Моя
семья»

я.

Наброски с
натуры.

Наброски с
натуры
головы
человека.

Рисунок
«Голова
человека».
Работа с
натуры
(портрет
друзей)

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици
я «Мы
улыбаемся,
смеемся».

Композици
я
«Меланхол
ия»

Композици
я
«Искаженн
ые лица»,
«Блаженны
е лица».

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Монотипия Монотипия Монотипия Просмотр
Оттиск на
Оттиск на
«Иллюстра
бумаге.
рельефе.
ция
стихов».

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Этюд

Отбор на

Отбор на
15

Этюд

Живопись

Просмотр

7

Живопись.
Основы
масляной
живописи.
Гризайль.
Тема 7.
Рисунок.
Длительные
наброски.

8

Тема 8.
Композиция
жанровая.

9

Тема 9.
Живопись.
Техника
масляной
живописи.
Тема 10.
Композиция
жанровая.
Жанр
мифологически
й.

10

Основы
масляной
живописи.
Гризайль.

Основы
масляной
живописи.
Гризайль.

выставку.

конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Натюрморт Натюрморт Живопись. Просмотр
в гуаши.
в гуаши, в
Натюрморт
темпере.
«Атрибуты
искусства»
Масло.
Композици Композиция Композици Композици Композици Просмотр
я жанровая. жанровая.
я на темы
я на темы
я.
Жанр
Жанр
сказок.
фэнтэзи.
«Зимняя
мифологич мифологичес
«Рождестве фантазия»,
еский.
кий. Жанр
нские
«Сюрреали
Законы и
«Фэнтэзи».
сказки».
стическая
средства
Законы и
фантазия».
композици средства
и
композиции,
приемы
изоляции.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Рисунок.
Рисунок.
Длительны Длительны
е наброски. е наброски.
Техника
исполнени
я.
Композици Композиция
я
жанровая.
жанровая.
Закон
типизации,
закон
контраста в
композиции.
Живопись. Живопись.
Техника
Техника
масляной
масляной
живописи. живописи.
Композици
я
жанровая.
Жанр
мифологич
еский.

Основы
масляной
живописи.
Гризайль.

натюрморт
а
трехцветны
й.

натюрморт «Натюрмор
а
т с маской»
четырехцве
тный.

Рисунок.
Длительные
наброски.
Фигура
человека в
ракурсе.
Композиция
жанровая.
Закон
типизации,
закон
контраста в
композиции.
Живопись.
Техника
масляной
живописи.

Набросок
фигуры
ребенка.

Наброски
фигуры
человека.

Рисунок,
«фигура
человека».
Наброски.

Этюд
Фигуры в
бурятском
костюме.

Композици
я «Моя
Бурятия»

Композици
я «Моя
Бурятия»

16

11

Тема 11.
Графика.
Композиция
пейзажа.

Графика.
Композици
я пейзажа.
Техника:
уголь.

12

Тема 12.
Рисунок.
Конструктивно
е построение
фигуры
человека в
ракурсе.

13

Тема 13.
Законы и
средства
композиции.

Рисунок.
Конструкт
ивное
построение
фигуры
человека в
ракурсе.
Метод
визировани
я.
Законы и
средства
композици
и.

14

Тема 14.
Рисунок.
Основы
пластической
анатомии.

Рисунок.
Основы
пластическ
ой
анатомии.

Графика.
Композици
я пейзажа.
Техника:
пастель,
сангина,
соус.

Графика.
Композиция
пейзажа.
Ритм
и
линия
в
построении
пейзажа.
Графические
техники.
Рисунок.
Рисунок.
Конструкт Конструкти
ивное
вное
построение построение
фигуры
фигуры
человека в человека в
ракурсе.
ракурсе.
Метод
Закон «От
визировани общего
к
я.
частному».
Законы и
Композиция
средства
жанровая.
композици Законы
и
и. Виды
средства
искусства. композиции.
Жанры
Построение
искусства. многофигурн
ой
композиции.
Рисунок.
Рисунок.
Основы
Основы
пластическ пластической
ой
анатомии.
анатомии.
Конструктивн
Конструктив ое

Пейзаж
«Черноебелое».

Пейзаж
«Теплый
колорит».

Графика.
Пейзаж.
«Контрасты».

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Длительны
й набросок
фигуры
человека в
ракурсе.

Длительны
й набросок
фигуры
человека в
ракурсе.

Рисунок
Фигура
человека (в
сложном
ракурсе)
Работа с
натуры.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици Композици
я
я пятитрехфигура фигурная.

Композиц
ия
многофигу
рная.
«Танец»,
«Танго»,
«Болеро».

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Наброски
модели
головы
человека с
натуры.

Рисунок
модели
головы
человека с
натуры
Рисунок

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Рисунок
модели
головы
человека с
натуры

17

15

Тема 15.
Живопись.
Техника
масляной
живописи.

16

Тема 16.
Композиция
жанровая.
Работа над
образом

17

Тема 17.
Живопись.
Техника
масляной
живописи.

18

Тема 18.
Композиция

ное
построение
головы
человека.
Живопись. Живопись.
Техника
Техника
масляной
масляной
живописи. живописи.
Подмалево Подмалево
к
ки
многослой
ная
живопись

построение
головы
человека.

Живопись.
Техника
масляной
живописи.
Многослойна
я живопись
Пастозность
Материально
сть. Прием
корпусного
письма
Композици Композици Композиция
я
я жанровая. жанровая.
жанровая.
Работа над Работа над
Работа над образом
образом
образом
(наброски, (наброски,
эскизы).
эскизы).
Сюжетнокомп. центр.
Прием
изоляции.
Живопись. Живопись. Живопись.
Техника
Техника
Техника
масляной
масляной
масляной
живописи. живописи. живописи.
Беседа о
Беседа о
Беседа о
сюрреалиста сюрреалист сюрреалистах
х.
ах.
.
Композици Композици Композиция
я
я жанровая. жанровая.

«Портрет».

Живопись
Просмотр
«Натюрмор
т»
Масляная
техника

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Просмотр
иллюстрац
ий,
репродукц
ий.
Наброски
по теме.

Просмотр
иллюстрац
ий,
репродукц
ий.
Наброски
по теме.

Композици Просмотр
я.
Мифологи
ческие и
библейские
сюжеты.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици
яс
элементам
и
стилизации
.

Композици
яс
элементам
и
стилизации
.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Наброски с
натуры и

Наброски с
натуры

Живопись
Просмотр
«Пейзаж в
стиле
фэнтэзи», с
элементами
креативност
и.
Композици Просмотр
я

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.
18

жанровая.
Техника
набросков
фигуры в
движении

жанровая.
Техника
набросков
фигуры в
движении.

Техника
набросков
фигуры в
движении.

Тема 19.
Композиция
декоративная.
Закон новизны.
Средства
композиции.
Тема 20.
Композиция
жанровая.
История
искусств.

Композиция
декоративна
я. Закон
новизны.
Средства
композиции.
Композици
я
жанровая.
История
искусств.

Композиция
декоративна
я. Закон
новизны.
Средства
композиции.
Композици
я жанровая.
История
искусств.

21

Тема 21.
Композиция
декоративная.
Закон
типизации.
История
костюма.
История
прически.

Композици
я
декоративн
ая. Закон
типизации.
История
костюма.
История
прически.

Композици
я
декоративн
ая. Закон
типизации.
История
костюма.
История
прически.

22

Тема 22.
Живопись.
Пленэр.

Живопись.
Пленэр.
Техника
работы на
пленэре.

Живопись.
Пленэр.
Техника
работы на
пленэре.

19

22

Техника
набросков
фигуры в
движении.
Средства
композиции.
Композиция
декоративна
я. Закон
новизны.
Средства
композиции.
Композиция
жанровая.
История
искусств.
Законы и
средства
композиции.
Композиция
декоративна
я. Закон
типизации.
История
костюма.
История
прически.

по памяти.

гимнастов.

«Мимолетн
ости», «За
кулисами
театра»

Эскизы
декорации

Эскизы
декорации
и эскизы
костюмов.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици
яс
источнико
м
освещения.

Композици
я «Против
света».

Декоратив Просмотр
ная работа.
Эскизы
декораций
к балетным
спектаклям
Композици Просмотр
я «Вечер у
свечи»,
живописны
е этюды.

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

Композици
я прически
18 века.

Композици
я прически
и костюма
18 века.

Просмотр
Контрольнозачетная
работа.

Отбор на
выставку.
Контроль
-нозачетная
работа.

Отбор на
конкурс.
Контрольнозачетная
работа.

Живопись.
Пленэр.
Техника
работы на
пленэре.

Этюды
«Растений
и цветов».

Этюды
«Растений
и цветов».

Композици
я «Лики
красоты»,
«Русская
красавица»
«Бурятская
красавица»
«Парижанка
»,
«Папуаска.
Живопись.
Этюды
пейзажа.

Просмотр

Отбор на
выставку.

Отбор на
конкурс.

19

Для учащихся 5-6-ого года обучения (16-17 лет)
Теория
Практика

Тема
стартовый

1.
1.1

1.2

1.3

2.
2.1

Тема 1.
Основы
архитектурного
дизайна.
Тема 2.
Требования
вступительных
экзаменов в
архитектурнодизайнерский
ВУЗ
Тема 3.
Проблема
изображения
трехмерного
рисунка на
плоскости.

Тема 4.
Рисунок.
Методика
ведения
учебного

базовый

продви
нутый

стартовый

Раздел. 1. Введение.
Знакомство с
Просмотр
основами
авторских
архитектурно
рисунков.
го дизайна.
Зарисовки
архитектурн
ых деталей.
Знакомство с Знакомство с Знакомство с
Изучение
требованиями требованиями требованиями
брошюр,
поступления в поступления в поступления в буклетов.
ВУЗ.
ВУЗ.
ВУЗ.
Знакомство с
основами
архитектурно
го дизайна.

Проблема
изображения
трехмерного
рисунка на
плоскости.

Рисунок.
Методика
ведения
учебного
рисунка.

Знакомство с
основами
архитектурно
го дизайна.

базовый

Контроль
продви
нутый

стартовы
й

базовый

продви
нутый

Просмотр
авторских
рисунков.
Зарисовки
архитектурн
ых деталей.
Изучение
брошюр,
буклетов.

Просмотр
авторских
рисунков.
Зарисовки
архитектурн
ых деталей.
Изучение
брошюр,
буклетов.
Изучение
творческих
работ
студентов.
Проблема
Проблема
Метод
Метод
Метод
изображения
изображения
визировани визировани визировани
трехмерного
трехмерного
я.
я.
я.
рисунка на
рисунка на
Технологи Технологи Технологи
плоскости.
плоскости.
ческие
ческие
ческие
Реалистический Реалистически
приемы
приемы
приемы
, авангардный, й, авангардный ведения
ведения
ведения
абстрактный,
абстрактный
рисунка.
рисунка.
рисунка.
сюрреалистичес сюрреалистиче
кий рисунок.
ский рисунок.
Раздел 2. Академический рисунок.
Рисунок.
Рисунок.
Упражнени Упражнени Упражнени
Методика
Методика
я,
я,
я,
ведения
ведения
развивающ развивающ развивающ
учебного
учебного
ие
ие
ие
рисунка.
рисунка.
глазомер.
глазомер. глазомер.
20

рисунка.

2.2

2.3

2.4

2.5

Понятие
композиции и
связей
в
рисунке.
Клаузура.
Рисунок
постановки из
двух
геометрическ
их фигур.

Понятие
композиции и
связей
в
рисунке.
Клаузура.
Упражнени Упражнени
Рисунок
я на
я на
постановки из
развитие
развитие
двух
навыков
навыков
геометрическ техническо техническо
их фигур.
го рисунка. го рисунка.

Рисунок.
Основы теории
линейной
перспективы»
Одна точка
схода.
Тема 7.
Рисунок.
Рисунок.
Методы
Методы
пространстве
пространственн нных
ых построений построений
на плоскости.
на плоскости.
.

Рисунок.
Основы теории
линейной
перспективы».
Две точки
схода.
Рисунок.
Методы
пространстве
нных
построений
на плоскости.
Понятие
точки зрения,
предметной и
картинной
плоскостей

Тема 8.
Рисунок.
Перспектива
гранных и
сферических

Рисунок.
Перспектива
гранных и
сферических
тел.

Рисунок.
Основы теории
линейной
перспективы
три точки
схода.
Рисунок.
Методы
простр-ных
построений на
плоскости.
Понятие точки
зрения,
предметной и
картинной
плоскостей.
Диметрия
аксонометрия.
Рисунок.
Перспектива
гранных и
сферических
тел.

Тема 5.
Клаузура.
Рисунок
постановки из
двух
геометрических
фигур.
Тема 6.
Рисунок.
Основы теории
линейной
перспективы»

Клаузура.
Рисунок
постановки из
одной
геометрическ
ой фигуры

Рисунок.
Перспектива
гранных тел.

Упражнени
я на
развитие
навыков
техническо
го рисунка.

Упражнени Упражнени Упражнени
я.
я.
я.

Упражнени Упражнени Упражнени
я на связь
я на связь я на связь
рисования рисования рисования
и черчения и черчения и черчения.

Клаузура.
Клаузура. Клаузура.
Упражнени Упражнени Упражнени
я.
я.
я.

21

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

тел.
Тема 9. Линия
горизонта.

Линия
горизонта.
Высокий
горизонт.
Низкий
горизонт.
Тема 10.
Рисунок.
Рисунок.
Линейный
Линейный
рисунок
рисунок
геометрическ
геометрических
их тел.
тел.
Тема 11.
Рисунок
Рисунок
прямоугольн
прямоугольных
ых тел,
тел, стоящих
стоящих под
под углом друг
углом друг к
к другу с
другу с
высоким
высоким
горизонтом.
горизонтом
Тема 12.
Рисунок
Рисунок
натюрморта с
натюрморта с
телами
телами
вращения с
вращения.
высоким
горизонтом.
.

Тема 13.
Основы
светотеневого

Основы
светотеневого
рисунка.

Линия
горизонта.
Высокий
горизонт.
Низкий
горизонт.
Рисунок.
Линейный
рисунок
геометрическ
их тел.

Линия
горизонта.
Высокий
горизонт.
Низкий
горизонт.
Рисунок.
Линейный
рисунок
геометрическ
их тел.

Рисунок
прямоугольн
ых тел,
стоящих под
углом друг к
другу с
высоким
горизонтом.
Рисунок
натюрморта с
телами
вращения с
высоким
горизонтом
Рисунок
натюрморта с
низким
горизонтом.
Основы
светотеневого
рисунка.

Рисунок
прямоугольн
ых тел,
стоящих под
углом друг к
другу с
высоким
горизонтом.
Рисунок
натюрморта с
телами
вращения с
высоким
горизонтом.
Рисунок
натюрморта с
низким
горизонтом.
Основы
светотеневого
рисунка.

Зарисовки
по памяти
или
представле
нию.

Зарисовки
по памяти
или
представле
нию.

Зарисовки
по памяти
или
представле
нию.

Длительные
зарисовки
по памяти и
представлен
ию.

Длительны
е зарисовки
по памяти
и
представле
нию.
Длительны
е зарисовки
по памяти
и
представле
нию.

Длительные
зарисовки
по памяти и
представлен
ию.

Длительны
е зарисовки
по памяти
и
представле
нию.

Длительны
е
зарисовки
по памяти
и
представле
нию.

Длительны
е
зарисовки
по памяти
и
представле
нию.
Длительны
е
зарисовки
по памяти
и
представле
нию.

Длительны
е
зарисовки
по памяти
и
представле
нию.

Технология Технология Технология
нанесения
нанесения нанесения
светотени в светотени в светотени в
22

рисунка.
Законы
распределения
света и тени.

Законы
Законы
распределени распределени
я света и тени. я света и тени.
Технические
особенности
Светотеневог
о рисунка.
Светотеневой Светотеневой
рисунок
рисунок
натюрморта
натюрморта
из
из
геометрическ геометрическ
их фигур.
их фигур.

Законы
распределени
я света и тени.
Технические
особенности
Светотеневог
о рисунка.
Светотеневой
рисунок
натюрморта
из
геометрическ
их фигур.

2.11

Тема 14.
Светотеневой
рисунок
натюрморта из
геометрически
х фигур.

2.12

Тема15.
Теоретические
основы
рисунка.
Понятие
конструкции в
рисунке.

Теоретически
е основы
рисунка.
Линейноконструктивн
ый рисунок

Теоретически
е основы
рисунка.
Линейноконструктивн
ый рисунок
сложных
форм.
Понятие
конструкции
в рисунке.

Теоретически
е основы
рисунка.
Линейноконструктивн
ый рисунок
сложных
форм.
Понятие
конструкции
в рисунке.

2.13

Тема 16.
Теоретические
основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
рельефа с
орнаментом.

Теоретически
е основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
рельефа с
орнаментом.

Теоретически
е основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
рельефа с
орнаментом.

Теоретически
е основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
рельефа с
орнаментом.

рисунке.
Штрих и
тушевка.

Визировани
е.
Конструкти
вное
построение
Тон в
рисунке.
Зарисовки
бытовых
предметов.
Линейноконструкти
вный
рисунок
натюрморт
ас
бытовыми
предметам
и.
Рисунок
рельефа с
симметрич
ным
орнаменто
м.

рисунке.
Штрих и
тушевка.

рисунке.
Штрих и
тушевка.

Визировани Визирован
е.
ие.
Конструкти Конструкт
вное
ивное
построение построение
Тон в
Тон в
рисунке.
рисунке.
Зарисовки Зарисовки
бытовых
бытовых
предметов.
предметов.
ЛинейноЛинейноконструктивн конструктив
ый рисунок ный
натюрморта с рисунок
бытовыми
натюрморта
предметами с бытовыми
и
предметами
драпировко и
й
драпировкой.
Рисунок
Рисунок
рельефа с рельефа с
симметричн симметричн
ым
ым
орнаментом. орнаментом.
Рисунок Рисунок
рельефа с рельефа с
асимметрич асимметрич
23

2.14

3
3.1

3.1

Тема 17.
Теоретические
основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
предметов из
различных
материалов.

Теоретически
е основы
рисунка.
Светотеневой
рисунок
предметов из
различных
материалов»

Тема 18.
Теоретические
основы.
Рисунок
композиции из
геометрически
х тел по
воображению.
Тема 19.
Композиция.
Теоретические
основы.
Рисунок
заданной
композиции по
воображению.
.

Теоретически
е основы.
Рисунок
композиции
из
геометрическ
их тел по
воображению.
Композиция.
Теоретические
основы.
Рисунок
заданной
композиции по
воображению.
Особенности
рисунка по

ным
орнаментом.
Рисунок
натюрморт
а из
предметов
различных
фактур.

Теоретические Теоретические Рисунок
основы
основы
натюрморт
рисунка.
рисунка.
а из
Светотеневой Светотеневой предметов
рисунок
рисунок
различных
предметов из предметов из фактур.
различных
различных
материалов»
материалов»
Особенности Особенности
светотени на
светотени на
поверхностях с поверхностях с
различными
различными
отражающим отражающим
и свойствами. и свойствами.
Раздел 3. Основы архитектурной композиции.
Теоретически Теоретически Упражнени Упражнени
е основы.
е основы.
я на
я на
Рисунок
Рисунок
композици композици
композиции
композиции
онное
онное
из
из
построение построение
геометрическ геометрическ геометриче геометриче
их тел по
их тел по
ских тел.
ских тел.
воображению. воображению.
Композиция.
Композиция.
Рисунок
Рисунок
Теоретически Теоретически натюрморт натюрморт
е основы.
е основы.
а из
а из
Рисунок
Рисунок
геометриче геометриче
заданной
заданной
ских тел с
ских тел с
композиции
композиции
врезками
врезками
по
по
по
по
воображению. воображению. представле представле
Особенности Особенности нию.
нию.

ным
орнаментом.
Рисунок
натюрморт
а из
предметов
различных
фактур.

Упражнени
я на
композици
онное
построение
геометриче
ских тел.
Рисунок
натюрморт
а из
геометриче
ских тел с
врезками
по
представле
нию.
24

3.3

Тема 20.
Композиция.
Теоретические
основы. Поиск
идеи при
составлении
композиции из
геометрически
х тел.

3.4

Тема 21.
Теоретические
основы.
Рисунок
композиции из
геометрических тел.

4.
4.1

4.2

представлени
ю
Композиция.
Теоретически
е основы.
Поиск идеи
при
составлении
композиции
из
геометрическ
их тел.
Теоретически
е основы.
Рисунок
композиции
из
геометрическ
их тел.

Тема 22.
Теоретические
основы
плоскостной
композиции.

Теоретически
е основы
плоскостной
композиции.

Тема 23.
Теоретические
основы

Теоретически
е основы
орнаментальн

рисунка по
представлению
Композиция.
Теоретически
е основы.
Поиск идеи
при
составлении
композиции
из
геометрическ
их тел.
Теоретически
е основы.
Рисунок
композиции
из
геометрическ
их тел.

рисунка по
представлению
Композиция.
Теоретически
е основы.
Поиск идеи
при
составлении
композиции
из
геометрическ
их тел.
Теоретически
е основы.
Рисунок
композиции
из
геометрическ
их тел,
заданных в
ортогональны
х проекциях.

Рисунок
композици
и из
геометриче
ских тел,
заданных в
ортогональ
ных
проекциях
с врезками.
Рисунок
композици
и из
геометриче
ских тел по
воображен
ию.
Формат
А3.

Рисунок
композици
и из
геометриче
ских тел,
заданных в
ортогональ
ных
проекциях
с врезками.
Экзаменаци
онные
задания:
рисунок
композиции
из
геометричес
ких тел по
воображени
ю. Формат
А3.
Раздел 4. Основы плоскостной композиции.
Теоретически Теоретически Зарисовки, Зарисовки,
е основы
е основы
наброски
наброски
плоскостной
плоскостной
композици композици
композиции.
композиции.
и из
и из
геометриче геометриче
ских
ских
фигур.
фигур.
Теоретически Теоретически Композици Композици
е основы
е основы
я из
я из
орнаментальн орнаментальн геометриче геометриче

Рисунок
композици
и из
геометриче
ских тел,
заданных в
ортогональ
ных
проекциях
с врезками.
Экзаменаци
онные
задания:
рисунок
композиции
из
геометричес
ких тел по
воображени
ю. Формат
А2.
Зарисовки,
наброски
композици
и из
геометриче
ских
фигур.
Композици
я из
геометриче
25

орнаментально
-цветовойплоскостной
композиции из
заданных
геометрически
х фигур.

4.3.

Тема 24.
Теоретические
основы
плоскостной
композиции.
Композиция из
произвольных
фигур.

4.4.

Тема 25.
Композиция.
Теоретические
основы.
Образнокомпозиционно
е решение
архитектурного
объекта.

о-цветовая
плоскостной
композиция
из заданных
геометрическ
их фигур.
Понятие о
статике,
динамике и
другое.
Теоретически
е основы
плоскостной
композиции.
Композиция
из
произвольных
фигур.

о-цветовая
плоскостной
композиция
из заданных
геометрическ
их фигур.
Понятие о
статике,
динамике и
другое.
Теоретически
е основы
плоскостной
композиции.
Композиция
из
произвольных
фигур.

о-цветовая
плоскостной
композиция
из заданных
геометрическ
их фигур.
Понятие о
статике,
динамике и
другое.
Теоретически
е основы
плоскостной
композиции.
Композиция
из
произвольных
фигур.

Композиция.
Образнокомпозицион
ное решение
архитектурно
го объекта.

Композиция.
Образнокомпозицион
ное решение
архитектурно
го объекта.

Композиция.
Образнокомпозицион
ное решение
архитектурно
го объекта.

ских
фигур.
Статика.
Динамика.

ских
фигур.
Статика.
Динамика.

ских
фигур.
Статика.
Динамика.

Упражнени
я по
«интуитив
ной»
композици
и по
памяти и
представле
нию.
Тематическ
ая
композици
я:
Разработат
ь
соответств
ующие
заданной
теме
образнокомпозици
онное
решение
архитектур

Упражнени
я по
«интуитив
ной»
композици
и по
памяти и
представле
нию.
Экзаменац
ионное
задание:
Тематическ
ая
композици
я:
Разработат
ь
соответств
ующие
заданной
теме
образнокомпозици

Упражнени
я по
«интуитив
ной»
композици
и по
памяти и
представле
нию.
Экзаменац
ионное
задание:
Тематическ
ая
композици
я:
Разработат
ь
соответств
ующие
заданной
теме
образнокомпозици
26

ного
объекта в
аксонометр
ии. Формат
A3

5.
5.1

5.2

5.3

Тема 26.
Теоретические
основы.
Анатомическое
строение
головы.
Анатомическая

Тема 27.
Теоретические
основы.
Рисунок
анатом-ой
головы
«Экорше».
Тема 28.
Теоретические
основы.
Наброски
головы

онное
онное
решение
решение
архитектур архитектур
ного
ного
объекта в
объекта в
аксонометр аксонометр
ии. Формат ии. Формат
A3
A3
Раздел 5. Рисунок головы человека со скульптурной модели.
Теоретически Теоретически Теоретически Рисунок с
Рисунок с
Рисунок с
е основы.
е основы.
е основы.
натуры
натуры
натуры
Анатомическо Анатомическо Анатомическо гипсовой
гипсовой
гипсовой
е строение
е строение
е строение
модели
модели
модели
головы.
головы.
головы.
черепа
черепа
черепа
Анатомическа Анатомическа Анатомическа человека.
человека.
человека.
я основа
я основа
я основа
конструкции
конструкции
конструкции
и схема
и схема
и схема
пропорциони пропорциони пропорциони
рования
рования
рования
головы
головы
головы
человека.
человека.
человека.
Теоретически Теоретически Теоретически Рисунок с
Рисунок с
Рисунок с
е основы.
е основы.
е основы.
натуры
натуры
натуры
Рисунок
Рисунок
Рисунок
маски.
анатомичес анатомичес
маски.
анатомическо анатомическо
кой головы кой головы
й головы
й головы
«Экорше». «Экорше».
«Экорше».
«Экорше».
Теоретически
е основы.
Наброски
головы
человека с

Теоретические
основы.
Наброски
головы
человека с

Теоретические
основы.
Наброски
головы
человека с

Длительны
е наброски
с натуры
гипсовых
моделей.

Длительны
е наброски
с натуры
гипсовых
моделей.

Длительны
е наброски
с натуры
гипсовых
моделей.
27

5.4.

6.
6.1

6.2

человека с
классических
моделей».

классических
моделей».

Тема 29.
Теоретические
основы.
Длительный
рисунок
головы
человека».

Теоретически
е основы.
Длительный
рисунок
головы
человека».

Тема 30.
Теоретические
основы
цветоведения.

Теоретически
е основы
цветоведения.
Цветовые
отношения и
колорит.
Светотень
Тоновое
отношение и
цвет.

Тема 31.
Живопись.
Теоретические
основы,

Живопись.
Теоретичесие
основы,
колористичес

классических
моделей».
Маска Венеры
Маска Юноны.
Теоретически
е основы.
Длительный
рисунок
головы
человека».

Теоретически
е основы
цветоведения.
Цветовые
отношения и
колорит.
Светотень
Тоновое
отношение и
цвет.
Свойства
цвета.
Цветовые
отношения.
Цветовое
единство.
Живопись.
Теоретически
е основы,
колористичес

классических
моделей».
Маска Венеры
Маска Юноны.
Теоретически Рисунок с
е основы.
натуры
Длительный
гипсовой
рисунок
модели.
головы
человека».
Голова
Лаокоона.
Раздел 6. Живопись.
Теоретически Упражнени
е основы
я по
цветоведения. цветоведен
Цветовые
ию.
отношения и
колорит.
Светотень
Тоновое
отношение и
цвет.
Свойства
цвета.
Цветовые
отношения.
Цветовое
единство.
Живопись.
Натюрморт
Теоретические учебный
основы,
«Классичес
состояние
кий».

Экзаменац
ионное
задание.
Рисунок с
натуры
гипсовой
модели.

Экзаменаци
онное
задание.
Рисунок с
натуры
гипсовой
модели
головы
Лаокоона.

Упражнени
я по
цветоведен
ию.

Упражнени
я по
цветоведен
ию.

Натюрморт
учебный
«Классичес
кий».

Натюрморт
учебный
«Классичес
кий».
28

6.3.

6.4

6.5

6.6

колористическ
ое единство.

кое единство.

кое единство.

Тема 32.
Живопись.
Техника гуаши.
Стили и методы
техники.
Тема 33.
Живопись.
Техника
акварели.
Техника «посырому»
упражнения.
«Метод
Лессировки».
«А-ля-прима».
Тема 34.
Живопись.
Теоретические
основы
живописных
натюрмортов.
Тема 35.
Живопись.
Теоретические
основы. Этюд
«А-ля-прима».

Живопись.
Техника
гуаши. Стили
и методы
техники.
Живопись.
Техника
акварели.
Техника «по
сырому»
упражнения.
«Метод
Лессировки».
«А-ляприма».
Живопись.
Теоретически
е основы
живописных
натюрмортов.

Живопись.
Техника
гуаши. Стили
и методы
техники.
Живопись.
Техника
акварели.
Техника «по
сырому»
упражнения.
«Метод
Лессировки».
«А-ляприма».
Живопись.
Теоретически
е основы
живописных
натюрмортов.

освещенности
и
колористическ
ое единство.
Живопись.
Техника
гуаши. Стили
и методы
техники.
Живопись.
Техника
акварели.
Техника «посырому»
упражнения.
«Метод
Лессировки».
«А-ляприма».
Живопись.
Теоретически
е основы
живописных
натюрмортов.

Живопись.
Теоретические
основы. Этюд
«А-ля-прима».
Состояние
освещенности
и
колористическ
ое единство.

Живопись.
Теоретические
основы. Этюд
«А-ля-прима».
Состояние
освещенности
и
колористическ
ое единство.

Живопись.
Теоретические
основы. Этюд
«А-ля-прима».
Состояние
освещенности
и
колористическ
ое единство.

Упражнени Упражнени Упражнени
я. Этюды
я. Этюды
я. Этюды.

Упражнени Упражнени Упражнени
я. Этюды.
я. Этюды.
я. Этюды.

Натюрморт Натюрморт Натюрморт
из бытовых из бытовых из бытовых
предметов. предметов. предметов.

Этюд
головы
человека.
Акварель,
гуашь,
темпера.

Этюд
головы
человека.
Акварель,
гуашь,
темпера.

Этюд
головы
человека.
Акварель,
гуашь,
темпера.

29

6.7

6.8

Тема 36.
Живопись.
Теоретические
основы.
Натюрморт в
технике
Гризайль»
Тема 37.
Живопись.
Теоретические
основы
длительного
живописного
натюрморта.

Живопись.
Теоретические
основы.
Натюрморт в
технике
Гризайль»

Живопись.
Теоретические
основы.
Натюрморт в
технике
Гризайль»

Живопись.
Натюрморт Натюрморт Натюрморт
Теоретические «Атрибуты «Атрибуты «Атрибуты
основы.
искусства». искусства». искусства».
Натюрморт в
технике
Гризайль»

Живопись.
Теоретические
основы
длительного
живописного
натюрморта.

Живопись.
Теоретические
основы
длительного
живописного
натюрморта.

Живопись.
Теоретические
основы
длительного
живописного
натюрморта.

Составлени
е
натюрморт
а.
Тематика
натюрморта.
Техника
исполнения.
Экзаменаци
онное
задание.

Составлени
е
натюрморт
а.
Тематика
натюрморта.
Техника
исполнения.
Экзаменаци
онное
задание.

Составлени
е
натюрморт
а.
Тематика
натюрморта.
Техника
исполнения.
Экзаменаци
онное
задание.

30

1
2
3

4

5
6

7

8

9
10
11

12

13

14

15
16

17

1.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Базовый уровень
Наименование тем
Всего
Теория
Практ.
Форма контроля
часов
занятия
Тема 1.
12
4
8
Просмотр. Отбор на
Композиция в пейзаже.
мини-выставку,
Тема 2.
выставку ГДДЮТ, на
4
1
3
Композиция в
конкурс.
натюрморте.
Тема 3. Композиция в
4
1
3
декоративном
натюрморте.
Тема 4.
4
1
3
Рисунок. Метод
визирования.
Тема 5. Графика.
4
1
3
Тема 6. Жанры
изобразительного
искусства. Бытовой жанр.
Тема 7. Виды искусства.
Декоративно-прикладное
искусство.
Тема 8. Жанры
изобразительного
искусства. Пейзаж.
Тема 9. Композиция.
Закон типизации.
Тема 10. Основы
академического рисунка.
Тема 11. Композиция
жанровая. Законы и
средства композиции.
Тема 12. Графика.
Знакомство с техникой
граттажа.
Тема 13. Теория
композиции. Сюжетнокомпозиционный центр.
Тема 14. Живопись.
Знакомство с
импрессионистами.
Тема 15. Графика. Виды
графики.
Тема 16. Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства. Жанр
«фэнтэзи».
Тема 17. Живопись.
Основы цветоведения.

8

2

6

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

1

5

8

1

7

6

2

4

8

2

6

10

2

8

4

1

3

8

2

6

6

2

4
31

18

19
20

21

22

23

Тема 18. Композиция
жанровая. Жанры
изобразительного
искусства.
Тема 19. Рисунок. Виды
перспективы.
Тема 20. Живопись.
Китайская и японская
живопись.
Тема 21. Композиция
жанровая. Теория
построения
многофигурной
композиции.
Тема 22. Рисунок.
Закрепление знаний
построения головы
человека.
Тема 23. Живопись.
Пленэр.
Всего:

6

2

4

4

2

2

6

2

4

8

2

6

10

2

8

6

1

5

144

37

107

Углубленный уровень
Наименование тем
1
2

3
4
5
6

7
8
9

10

11

Тема1. Живопись в
пейзаже.
Тема 2.
Композиция жанровая.
Законы композиции.
Тема 3. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 4. Композиция
жанровая. Виды искусства,
Тема 5. Графика. Техника
монотипии.
Тема 6. Живопись. Основы
масляной живописи.
Гризайль.
Тема 7. Рисунок.
Длительные наброски.
Тема 8. Композиция
жанровая.
Тема 9. Живопись.
Техника масляной
живописи.
Тема 10. Композиция
жанровая. Жанр
мифологический.
Тема 11. Графика.
Композиция пейзажа.

6

Всего
часов
15

Теория
3

Практ.
занятия
12

9

2

7

3

1

2

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

15

2

13

12

3

9

12

3

9

1

Форма контроля
Просмотр. Отбор на
мини-выставку,
выставку ГДДЮТ, на
конкурс.

5

32

12

13
14
15

16

17

18

19

20

21

22

1.
1.1
1.2

1.3

2.
2.1

Тема 12. Рисунок.
Конструктивное
построение фигуры
человека в ракурсе.
Тема 13. Законы и средства
композиции.
Тема 14. Рисунок. Основы
пластической анатомии.
Тема 15. Живопись.
Техника масляной
живописи.
Тема 16. Композиция
жанровая. Работа над
образом
Тема 17.
Живопись. Техника
масляной живописи.
Тема 18. Композиция
жанровая. Техника
набросков фигуры в
движении.
Тема 19. Композиция
декоративная. Закон
новизны. Средства
композиции.
Тема 20. Композиция
жанровая. История
искусств.
Тема 21. Композиция
декоративная. Закон
типизации. История
костюма. История
прически.
Тема 22. Живопись.
Пленэр.
Всего:

6

1

5

15

3

12

6

1

5

9

2

7

12

2

10

15

2

13

9

2

7

12

2

10

15

2

13

15

2

13

6

1

5

216

41

175

Углубленно-профессиональный уровень
Наименование тем
Всего
Теория
Практ.
часов
занятия
Раздел. 1. Введение.
Тема 1. Основы
архитектурного дизайна.
Тема 2. Требования
вступительных экзаменов в
архитектурнодизайнерский ВУЗ.
Тема 3. Проблема
изображения трехмерного
рисунка на плоскости.
Раздел 2. Академический
рисунок.
Тема 4. Рисунок. Методика
ведения учебного рисунка.

Инд. раб.

Форма
контроля
Просмотр.
Отбор на
минивыставку,
выставку
ГДДЮТ, на
конкурс.

12

2

8

2

3

1

2

-

6

1

3

2

6

1

3

2

33

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6
2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

3

3.1

3.1

Тема 5. Клаузура. Рисунок
постановки из двух
геометрических фигур.
Тема 6. Рисунок. Основы
теории линейной
перспективы».
Тема 7. Рисунок. Методы
пространственных
построений на плоскости.
Тема 8. Рисунок.
Перспектива гранных и
сферических тел.
Тема 9. Линия горизонта.
Тема 10. Рисунок.
Линейный рисунок
геометрических тел.
Тема 11. Рисунок
прямоугольных тел,
стоящих под углом друг к
другу с высоким
горизонтом.
Тема 12. Рисунок
натюрморта с телами
вращения.
Тема 13. Основы
светотеневого рисунка.
Законы распределения
света и тени.
Тема 14. Светотеневой
рисунок натюрморта из
геометричес-ких фигур.
Тема15.
Теоретические основы
рисунка. Понятие
конструкции в рисунке.
Тема 16. Теоретические
основы рисунка.
Светотеневой рисунок
рельефа с орнаментом.
Тема 17. Теоретические
основы рисунка.
Светотеневой рисунок
предметов из различных
материалов.
Раздел 3. Основы
архитектурной
композиции.
Тема 18. Теоретические
основы. Рисунок
композиции из
геометрических тел по
воображению.
Тема 19. Композиция.
Теоретические основы.
Рисунок заданной

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

6

1

3

2

6

1

3

2

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

6

1

3

2

9

1

6

2

9

1

6

2

9

1

6

2

9

1

6

2

34

3.3

3.4

4.
4.1

4.2

4.3.

4.4.

5.

5.1

5.2

5.3

5.4.

6.
6.1
6.2

композиции по
воображению.
Тема 20. Композиция.
Теоретические основы.
Поиск идеи при
составлении композиции из
геометрических тел.
Тема 21.
Теоретические основы.
Рисунок композиции из
геометрических тел.
Раздел 4. Основы
плоскостной композиции.
Тема 22. Теоретические
основы плоскостной
композиции.
Тема 23. Теоретические
основы орнаментальноцветовой, плоскостной
композиции из заданных
геометрических фигур.
Тема 24. Теоретические
основы плоскостной
композиции. Композиция
из произвольных фигур.
Тема 25. Композиция.
Теоретические основы.
Образно-композицион-ное
решение архитектурного
объекта.
Раздел 5. Рисунок головы
человека со скульптурной
модели.
Тема 26. Теоретические
основы. Анатомическое
строение головы.
Анатомическая
Тема 27. Теоретические
основы. Рисунок
анатомической головы
«Экорше».
Тема 28. Теоретические
основы. Наброски головы
человека с классических
моделей».
Тема 29. Теоретические
основы. Длительный
рисунок головы человека».
Раздел 6. Живопись.
Тема 30. Теоретические
основы цветоведения.
Тема 31. Живопись.
Теоретические основы,
колористическое единство.

6

1

3

2

6

1

3

2

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

9

2

5

2

6

1

5

2

9

1

6

2

9

1

6

2

9

1

6

2

3

1

2

-

6

1

3

2

35

6.3.

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

I.

Тема 32. Живопись.
Техника гуаши. Стили и
методы техники.
Тема 33. Живопись.
Техника акварели. Техника
«по-сырому» упражнения.
«Метод Лессировки». «Аля-прима».
Тема 34. Живопись.
Теоретические основы
живописных натюрмортов.
Тема 35. Живопись.
Теоретические основы.
Этюд «А-ля-прима».
Тема 36. Живопись.
Теоретические основы.
Натюрморт в технике
Гризайль».
Тема 37. Живопись.
Теоретические основы
длительного живописного
натюрморта.

6

1

3

2

6

1

3

2

9

1

6

2

6

1

3

2

6

1

3

2

12

1

7

4

288

50

166

72

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ

1.1.
Методическое обеспечение программы:
В педагогической деятельности используются следующие педагогические технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, технологию опережающего развития,
активные и интерактивные методы обучения, такие как: проектный, проблемный, поисковоисследовательский, эвристический, групповые и индивидуальные методы обучения.
При освоении программы активно используются:
- диалогический подход, предполагающий активную совместную творческую деятельность
педагога и учащегося;
- личностно-ориентировочный подход, который применяется через вариативное образование.
- многоуровневый подход, который позволяет выстраивать непрерывность образовательного
процесса, от уровня формирования у детей интереса к выбранному виду деятельности до
уровня творческой самостоятельности, профессионально-ориентированной индивидуальной
работы;
- дифференцированный подход, индивидуально-творческий подход.
Так как в студии обучаются все дети, желающие научиться рисовать, то уровень,
интенсивность, продолжительность и методы образовательно-воспитательной работы зависят
от возраста ребенка, продолжительности его обучения в изостудии, степени одаренности и
разным уровнем его базовой подготовки.
- деятельностный подход, он ориентирован на развитие духовного потенциала личности
обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету в практической
деятельности.
- комплексный подход.
Основные формы учебно-воспитательной работы в студии:
1. Теоретические и практические занятия (занятия - лекции по истории искусства, занятия 36

лекции по цветоведению, занятие-лекция по основам дизайна, лекция по композициям,
практическое занятие по живописи, практикум по рисунку, практические курсы по
композиции, практические занятия по графическому искусству.
2. Организация выставок (мини-выставки, тематические выставки, отчетные выставки для
родителей и другие;
3. Участие в городских, республиканских, российских выставках, конкурсах по
изобразительному искусству;
4. Рецензирование работ учащихся, проведение тестов.
5. Составление характеристик и рекомендаций для поступления в ВУЗы.
6. Экскурсии на выставки, в музеи, художественные мастерские, театры, на концерты и т. д.
7. Оформление интерьеров Дворца к различным праздникам и мероприятиям.
8. Участие в праздничных мероприятиях, мероприятиях студии, Дворца, городских и
республиканских и других.
Разработаны следующие формы аттестации:
1.Тесты, анкетирование;
2. Самостоятельные работы по изобразительному искусству.
3. Участие в выставках, конкурсах.
1.2. Условия реализации программы.
Для занятий в изостудии «Взгляд» оборудован кабинет мольбертами (20 штук),
разнообразными наглядными пособиями (муляжи, гипсовые модели и скульптуры - маска,
голова и т. д), иллюстрациями, таблицами, рисунками детей, звуковыми и смешанными (аудио
и видео), учебной литературой и методическими материалами. Среди них:
2. Учебно-методический комплекс, который
включает: учебную литературу по
изобразительному искусству, различные виды методической продукции: информационный с
элементами беседы, репродуктивный с элементами беседы, иллюстративный с элементами
беседы и творческих заданий, разработки открытых занятий, мастер-классов, проведения
мероприятий, изоконкурсов, бесед на познавательные и нравственные темы, разработки
методики проведения аттестации учащихся, методики проведения аттестации учащихся и др;
- рекомендации по темам: «Системно-деятельностный подход и деятельностно-творческий
подход на занятиях в образцовой изостудии «Взгляд», «Авторский метод применения
технологии на практике «Лики красоты: Фантастический пейзаж», «Художественная
мастерская» и «Содружество жанров: маринистический и
анималистический», словари
понятий и терминов по изобразительному искусству;
- лекции по эстетическому и нравственному воспитанию, по темам искусства народного,
классического, бурятского национального искусства, мировой художественной культуры.
3. Доклады, рефераты, выступления учащихся;
4. Различные виды наглядности: звуковые (музыкальный), смешанные (видеозаписи, учебные
кинофильмы и т.д.), дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный
материал и др.);
5. Наличие иллюстративных и выставочных материалов.

37

1.2.Список литературы.
Используемая литература:
Алленов М. Астахов Ю. Мастера русской живописи, 2008 г.
Иванов А.О. «Рисунок», Новосибирск - 2005.
Калмыков Н. В., Максимова И. А. «Дизайн поверхности», 2010 г.
Климмер Б. «Пейзажи. Смешанная техника», 2012 г.
Комарова М.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирование
нею», 2007 г.
6. Корытов О. «Конструкция и композиция», 2014 г.
7. Кузин B.C. «Основы обучения изобразительному искусству в школе», 2005 г.
8. Любинский И.А., Скатершикова В.К. «Основы эстетики и искусствознания»,
Москва, 2006 г.
9. Марков В.И. «Начало композиционно-графического моделирования», 2005 г.
10. Мухина B.C. «Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения
социального опыта», 2005 г.
11. Неменский Б.Н. «Изобразительное искусство в школе», 2008 г.
12. Овчинникова Р. Ю. «Дизайн в рекламе», 2010 г.
13. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция», 2008 г.
14. Яблонская В.А. «Преподавание предметов», «Рисунок» и «Основы композиции»,
Москва, 2003 г.
В помощь обучающимся:
1. «Великие художники» «Директ- Медиа», 2010 г.
2. Дзиффи Стефано. «Большой атлас живописи». 2008 г.
3. Климмер Б. «Акварельная живопись», 2010 г.
4. «Сто великих музеев мира», изд. «Рооса», 2008 г.
5. «Школа акварели», 2012 г.
Информационное обеспечение:
1.
2.
3.
4.
5.

38


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».