Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Студии эстрадного вокала «Аялга» «Поющие сердца» Направленность: художественная Возраст учащихся: 10-13 лет Срок реализации программы: 2 года Уровень: стартовый Автор -составитель: Раднаева Наталья Мунхоевна педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 5 7 10 16 16 17 18 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Поющие сердца» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и музыка. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тело во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга. Вид программы: модифицированная Направленность программы: художественная Адресат программы: Средние школьники: 10 – 13 лет Срок и объем освоения программы: Объем программы – 297 часов Срок реализации программы - 33 недель в год :2 года Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: - Групповая – нацелена на формирование певческой установки ансамбля, развитие унисонного и многоголосного пения. - Индивидуальная (высокомотивированных обучающихся) – с каждым воспитанником для развития исполнительского мастерства. Ребенок может быть принят на второй (третий) год обучения без прохождения стартового курса в данном коллективе при условии, что он покажет необходимые знания и умения (в соответствии с прописанными требованиями в ожидаемых результатах освоения программы первого (второго) года обучения). Состав группы постоянный на весь учебный год. Группы могут быть сформированы как одного возраста, так и разновозрастные. Принимаются дети без специальных умений. Количество учащихся в группе первого года обучения до 15 человек, второго года – 12- 15 человек, третьего года -10-12 человек. Режим занятий: 1группа 4 ч.*33 нед=132 ч. 2группа 5 ч.*33 нед=165 ч. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: создание условий для достижения качественного, яркого музыкального развития каждого учащегося, развитие стремления к совершенствованию, духовному обогащению и формированию гармонично развитой, высоконравственной личности. Программа направлена на решение следующих задач: Обучающие: - формирование певческих навыков; - обучение ребенка с помощью вокала, пластике, эмоциональной выразительности передаче зрителям своего понимания, красоты, добра, радости; - обучение детей работать в ансамбле или в небольшом хоре; вовлечение детей в мир прекрасных песен и музыкальных произведений; - обучение свободному ориентированию в работе с техникой (микрофоны, фонограммы и т.д.) Развивающие: - развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокальноэстрадному творчеству; - развитие активности детей, снятие закрепощенности; - развитие у детей воображения и музыкальной фантазии, эмоциональности в исполнении, а также двигательной культуры и артистизма. Воспитательные: - формирование личностных качеств у обучающихся: гражданственность, патриотизм, бережного отношения к природе, любви к Родине, нравственно – эстетических норм, межличностных отношений; - создание комфортных условий для интересной творческой работы в коллективе, способствующих развитию коммуникативных навыков личности; - создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей Ожидаемые результаты: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащихся будут формироваться: - навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен; - потребности в общении с музыкой, создавая атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива; - обогащение эмоционально – духовная сфера; - формируются ценностные ориентации; - умение решать художественно – творческие задачи; - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности; - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; - уважительное отношение к культуре других народов; - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - способствовать восприятию музыки, вокальных произведений как важную часть жизни каждого человека; - способствовать развитию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся научатся: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. - осваивать музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Способы и формы проверки результатов Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Эффективным формами отслеживания и фиксации образовательных результатов является: - Отражение уровня посещаемости и сохранности обучающихся - Открытые занятия для родителей. - Участие в мастер-классах. - Концертные выступления коллектива на площадках города. - Участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях -Творческий отчет обучающихся в форме концерта для родителей в конце учебного года (фото и видео отчеты) - Диагностики. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия) № п/п 1 2 3 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 1 год обучения 2 год обучения 20 24 112 141 Педагогические наблюдения, зачет 132 ч. 165 ч. 1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения № Наименование разделов и Всего Теоретические Практические Форма контроля тем часов занятия занятия 2 1 1 1. Вводное занятие диагностика Знакомство с студией, коллективом. Формирование межличностных отношений, навыков поведения работы в коллективе, техники безопасности 2. Музыкальная грамота 2.1. Элементарные теоретич.знания 2.2 Средства муз.выразит-ти 16 2 4 2 2 2 4 2.3 интонация Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 3. 3.1 Развитие вокальной техники 1 3 Текущий контроль Текущий контроль Вокальноансамблевая работа над репертуаром 3.2. Основы певческого дыхания 6 7 Текущий контроль 14 15 Текущий контроль 12 12 7 10 4.2 Формирование певческих навыков 4 5 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 4.3 Работа по партиям 1 2 Текущий контроль Сценическая хореография 2 5 Работа над художественновыразительным исполнением Основы сценического мастерства 5 6 20 Текущий контроль Текущий контроль 2 4 Текущий контроль Работа с микрофоном 3 3 Текущий контроль 3.3 Работа над унисоном, ритмом, темпом, дикцией 64 3.4. Развитие вокального слуха Вокально ансамблевая работа 4.1 Ансамбль 4. 5. 28 Сценическая культура Итого: 132 2 год обучения № Наименование разделов и Всего Теоретические Практические Форма контроля тем часов занятия занятия 2 1 1 1. Вводное занятие диагностика Знакомство с студией, коллективом. Формирование межличностных отношений, навыков поведения работы в коллективе, техники безопасности 2. Музыкальная грамота 2.1. Элементарные теоретич.знания 2.2 Средства муз.выразит-ти 16 2 4 2 2 2 1 4 3 2.3 интонация 3. 3.1 Развитие вокальной техники Текущий контроль Вокальноансамблевая работа над репертуаром 3.2. Основы певческого дыхания 3.3 Работа над унисоном, ритмом, темпом, дикцией 6 7 Текущий контроль 14 15 Текущий контроль 12 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 66 3.4. Развитие вокального слуха Вокально ансамблевая работа 4.1 Ансамбль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 12 4. 29 7 10 4.2 Формирование певческих навыков 4 5 4.3 Работа по партиям 1 2 Текущий контроль Сценическая хореография 2 5 Работа над художественновыразительным исполнением Основы сценического мастерства 5 6 28 Текущий контроль Текущий контроль 2 4 Текущий контроль Работа с микрофоном 3 3 Текущий контроль 5. Сценическая культура Итого: 165 1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Чис ло Форма занятия сентябрь 2 беседа Колво часов 2 2. сентябрь 7 Комбин 2 3. сентябрь 9 Комбин 2 4. сентябрь 14 Комбин 2 5. сентябрь 16 Комбин 2 6. сентябрь 21 Комбин 2 7. сентябрь 23 Комбин 2 8. сентябрь 28 Комбин 2 9. сентябрь 30 Комбин 2 10 Октябрь 5 Комбин 2 № месяц 1. Тема занятия Вводное занятие. Формирование межличностных отношений Техника безопасности Ноты. Строение дыхательной системы организма. Правила певческого дыхания Выполнение дыхательных упражнений. Ощущение опоры. Работа над унисоном. Названия нот и их расположение на нотном стане. Вокальнотехнические упражнения. Мелодия как главное средство музыкальной выразительностьи Гамма до мажор вверх и вниз. Работа над унисоном. Дыхательные упражнения. Работа над чистым интонированием. Самоконтроль и анализ работы мышц живота, диафрагмы, задержка дыхания перед началом пения. Длительность нот. Зависимость дыхания от длительности нот Место провед ения Актов. зал Форма контроля Актов. зал Опрос Актов. зал Актов. зал Текущий контроль Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Опрос 11 Октябрь 7 Комбин 2 13 Октябрь 12 Комбин 2 14 Октябрь 14 комбин 2 15 Октябрь 19 Комбин 2 17 Октябрь 21 Практ 2 18 Октябрь 26 Практ 2 19 Октябрь 28 Комбин 2 20 Ноябрь 2 Комбин 2 21 Ноябрь 9 Практ 2 Работа над исполнением ритмического рисунка репертуарных произведений Ритм. Счет разных длительностей Зависимость дыхания от ритма произведения. Работа над ритмическим рисунком репертуарных произведений. Соединение расположения нот и их длительностей. Пение мелодических приемов на счет. Работа над сохранением интонационного и ритмического унисонов в репертуарных произведениях Выполнение дыхательных упражнений. Выработка единого дыхания в разных ритмах с соблюдением унисона. Знаки альтерации. Работа над ритмом и метрическим ощущением Выполнение дыхательных упражнений. Работа над ритмом. Основные музыкальные лады, пение ладов. Длительности нот, Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Актов. зал Текущий контроль Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Опрос Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Упражнения из Актов. дыхательной зал гимнастики И.Н. Стрельниковой. Работа над интонацией, ритмом, унисоном Текущий контроль пение по нотам. 22 Ноябрь 11 Комбин 2 23 Ноябрь 16 Комбин 2 Пение по нотам в разных Актов. ладах, тональностях, зал длительностях. Текущий контроль 24 Ноябрь 18 Комбин 2 Актов. зал Текущий контроль 25 Ноябрь 23 практ 2 Выполнение дыхательных упражнений. Работа над интонацией, ритмом, унисоном. Пение по нотам в разных ладах, тональностях, длительностях. Актов. зал Текущий контроль 26 Ноябрь 25 Комбин 2 Актов. зал Текущий контроль 27 Ноябрь 30 Комбин 2 Актов. зал Текущий контроль 28 Декабрь 2 Практ 2 Актов. зал Текущий контроль 29 Декабрь 7 Практ 2 Актов. зал Текущий контроль 30 Декабрь 9 Комбин 2 Актов. зал Текущий контроль 31 Декабрь 14 Комбин 2 Актов. зал Текущий контроль 32 Декабрь 16 Практ 2 Выполнение дыхательных упражнений. Работа над интонацией, ритмом, унисоном. Музыкальные размеры. Пение по нотам в разных размерах и ладах. Выполнение дыхательных упражнений. Пение в 2х дольном размере. Сильная и слабая доли. Размер как средство музыкальной выразительности. Пение по нотам Упражнения из дыхательной гимнастики И.Н. Стрельниковой. Работа над интонацией, ритмом, унисоном Развитие навыка пения по нотам с применением знаний средств музыкальной выразительности. Упражнения из Актов. зал Текущий 33 Декабрь 21 Комбин 2 34 Декабрь 23 Практ 2 35 Декабрь 28 Комбин 2 36 Декабрь 30 Комбин 2 37 Январь 11 Комбин 2 38 Январь 13 Комбин 2 39 Январь 18 Комбин 2 40 Январь 20 Комбин 2 41 Январь 25 Комбин 2 42 Январь 27 Комбин 2 43 Февраль 1 Комбин 2 дыхательной гимнастики И.Н. Стрельниковой. Работа над интонацией, ритмом, унисоном Пение репертуарных произведений наизусть с применением знаний средстввыразительности Исполнение репертуара за 1-ое полугодие. Анализ исполнения. Повторение репертуарных произведений 1 полугодия. Работа над ошибками. Пение упражнений сольфеджио в унисон, едином ритме, с использованием знаков альтерации. Музыкальные размеры. Пение по нотам в разных размерах. Пение по нотам в унисон с ритмическим рисунком. Работа над интонацией. Пение упражнений сольфеджио в унисон, едином ритме, с использованием знаков альтерации. Пение по нотам в унисон с ритмическим рисунком. Работа над интонацией. Пение упражнений сольфеджио. Работа над интонацией. Пение сольфеджио. Работа над унисоном Выработка единой певческой позиции контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Текущий контроль Актов. зал Зачёт Актов. зал Наблюдение Актов. зал Наблюдение Актов. зал Наблюдение Актов. зал Наблюдение Актов. зал Наблюдение Актов. зал Актов. зал Опрос Наблюдение 44 Февраль 3 Комбин 2 46 Февраль 8 Комбин 2 Темпы. Работа над интонационным и ритмическим унисоном Работа по партиям. Актов. зал Наблюдение Актов. зал Наблюдение 47 Февраль 10 Комбин 2 Пение упражнений сольфеджио. Работа над интонацией, унисоном, ритмом. Актов. зал Наблюдение 48 Февраль 15 Комбин 2 Работа по партиям Наблюдение 49 Февраль 17 Комбин 2 Пение сольфеджио упражнений. Работа над унисоном, ритмом, темпом. Актов. зал Актов. зал 50 Февраль 22 Комбин 2 Работа по партиям Наблюдение 51 Февраль 24 Комбин 2 Пение сольфеджио упражнений. Работа над унисоном, ритмом, темпом. Актов. зал Актов. зал 52 Март 1 Комбин 2 Тембр. Работа над тембром. Наблюдение 53 Март 3 Комбин 2 Строй в ансамбле. Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Актов. зал 54 Март 10 Комбин 2 Пение сольфеджио. Работа над унисоном, ритмом, темпом, тембром. Актов. зал Наблюдение 55 Март 15 Комбин 2 Строй в ансамбле. Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Наблюдение 56 Март 17 Комбин 2 Работа над унисоном, ритмом, темпом, тембром Актов. зал Наблюдение 57 Март 22 Комбин 2 Работа над строем и ансамблем. Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Наблюдение 58 Март 24 Комбин 2 Работа над унисоном, ритмом, темпом, тембром Актов. зал Наблюдение Наблюдение Опрос Наблюдение 59 Март 29 Комбин 2 Работа над строем и ансамблем. Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Опрос 60 Март 31 Комбин 2 Артикуляция и дикция как Актов. средства зал музыкальной выразительности. Актов. зал Наблюдение 61 Апрель 5 Комбин 2 Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Наблюдение 62 Апрель 7 Комбин 2 63 Апрель 12 Комбин 2 Пение упражнений, сольфеджио. Актов. зал Работа над Актов. художественновыразительным зал исполнением. Текущий контроль Наблюдение 64 Апрель 14 Комбин 2 Работа с микрофонами. Наблюдение 65 Апрель 19 Комбин 2 66 Апрель 21 Комбин 2 Актов. зал Пение упражнений, сольфеджио. Актов. зал Работа над Актов. художественновыразительным зал исполнением. 67 Апрель 28 Комбин 2 Динамика в ансамблевом исполнении. Работа над артикуляцией, дикцией Актов. зал Опрос 68 Май 3 Комбин 2 Работа над художественновыразительным исполнением. Актов. зал Наблюдение 69 Май 5 Комбин 2 10 Комбин 2 Актов. зал Актов. зал Наблюдение 70 Май Работа над унисоном, ритмом, темпом. Работа над художественновыразительным исполнением. 71 Май 12 Комбин 2 Пение упражнений, сольфеджио Наблюдение 72 Май 17 Комбин 2 73 Май 19 Комбин 2 74 Май 24 Практ. 2 Актов. зал Работа с микрофонами Актов. зал Работа над унисоном, ритмом, Актов. темпом зал Работа с микрофонами Актов. зал Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 75 Май 26 Практи ч 2 Художественно – выразительное Актов. исполнение зал Зачет 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кабинет с инструментом (фортепиано), компьютер, аппаратура – комплект колонок с микрофонами, зеркало, хорошая вентиляция и освещении. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: • Открытые занятия для родителей. • Мастер-классы. • Концертные выступления коллектива на площадках города. • Участие в Городских, Республиканских, Всероссийских, Международных конкурсах и фестивалях. • Творческие отчеты обучающихся в форме концерта для родителей в конце учебного года (фото и видео отчеты). • Дипломы. • Фото. • Видеозаписи. • Результаты диагностических исследований. Педагог подводит итог всей учебно- воспитательной работы, делает анализ творческих достижений обучающихся. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации Методики ДООП Проверочная работа Предметная диагностика: Уровень способностей детей Тестовые задания 1 год обучения: 1. Скорость исполнения произведения (1.темп, 2.звук, 3.интонация) 2. Тембр (1.окраска звука, 2. Звук инструмента) 3. Импровизация (1. Сочинение, 2. Танцевальный номер) 4. Что относится к звучащим жестам (1. Хлопки, 2. Лай собаки, 3. Шлепки, 4. Щелчки) 5. Сколько жанров в музыке (1. Пять, 2. Три, 3. Два) 6. Ваше любимое вокальное произведение освоенное за последний период времени? 2 год обучения: 1. Скорость исполнения произведения (1.темп, 2.звук, 3.интонация) 2. Тембр (1.окраска звука, 2. Звук инструмента) 3. Импровизация (1. Сочинение, 2. Танцевальный номер) 4. Скэт (1. Техника танца 2. Слоговая техника в вокале) 5. Что относится к звучащим жестам (1. Хлопки, 2. Лай собаки, 3. Шлепки, 4. Щелчки). 6. Сколько жанров в музыке (1. Пять, 2. Три, 3. Два) Разработанная форма Методической службы Личностная диагностика: Уровень сформированности личности ГДДЮТ Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой наличии) аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения (при (по УТП) в конце ___года обучения (май) От 1 до 8 лет обучения СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001. – 235 с. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. – 268 с. 3. Васильева А. Педагог дополнительного образования г. Ижевск. «Где песня льется – там легче живется» (статьи из журнала «Воспитание школьника» № 10. – 2000 г.) - 37 с. 4. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. - М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 2005. – 24 с. 5. Давидова М.А., Аханова И.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. – М.: Рольф, 2001. – 183 с. 6. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д., Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 2000. - 206 с. 7. Карулина З. Основы вокальной безопасности. - М., 2007. – 136 с. 8. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. - Т., 2003. – 203 с. 9. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала - Павлодар, 2012. – 129 с. Литература для родителей и учащихся 1. Вайкль Б. О пении и прочем умении. - М., «Аграф», 2002. 2. Вешнев А.С. Авторская песня, ее роль в жизни страны. - М., - «Мир», 1991. 3. Кошина И. Музыкальный букварь. – М., «Академа» 2002. 4. Лазарева А.Г. Секрет популярности. - Ставрополь. «Сервис-школа», 2002. 5. Популярный музыкальный энциклопедический словарь / сост. Шаповалова О.А. –М., Феникс, 2001. 6. Салтыкова М.А. Роль исполнителя в создании песни. - Санкт-Петербург. Музыка. 1992. 7. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- Л., «Советский композитор»,1991.