ДООП Булгадаева М.Н. Театральная деятельность

Министерство образования и науки республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
по профилю «Театральная деятельность»
Театральный кружок «Чародеи»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 10 -15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: стартовый

Автор/разработчик:
Булгадаева Майя Николаевна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ
2024 г.

I.

1.1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная деятельность» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике
Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
1.2. Актуальность программы
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой
профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность
работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способностьк (само)обучению и др.
При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно
развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности
нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаиватьсвою точку зрения,
отвечать за свои поступки,способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его
разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим
спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство
общения.
1.3. Отличительные особенности программы.
Особенность образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний
о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников кружка.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом
программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как
уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи, грамзаписи, презентации.
Принцип
систематичности
и
последовательности.
Систематичность
и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.

1.4. Цель программы:
Цель программы: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного
развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие
интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Основные задачи:
Обучающая:
 Обучение основам театральной культуры, основам актерского мастерства, мастерства
ведущего.
 Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины.
 Формирование интереса к театральному и ораторскому искусству.
Развивающая:
 Развитие свободного словесного общения учащихся в быту и перед аудиторией.
 Развитие индивидуальных творческих способностей, художественного вкуса.
Воспитательная:
 Расширение и обогащение сферы духовных потребностей обучающихся.
 Пробуждение общественной активности обучающихся, желания использовать
полученные знания и навыки в повседневной деятельности: в учебе, на досуге, в
общении с людьми.
Здоровьесберегающая:
 Принимать все необходимые меры для сохранения жизни и здоровья ребенка.
1.5. Возраст учащихся, которым адресована программа: 10-16 лет, принцип
набора: на общих основаниях. Количество учащихся в группах: 12-15 человек.
1.6. Формы занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. индивидуальные) занятия.
2. Объем программы.
2.1. Объем программы:
Общее количество часов 180, 1 год обучения.
2.2. Срок реализации программ:

Количество часов на обучение (1 год — 180 ч.). В конце учебного года проводится
итоговое занятие, творческий отчет.
2.3. Режим занятий: 1 группа – 5 занятия в неделю по 45 минут (часов), 2 группа – 4
занятия в неделю по 45 минут,
3. Планируемые результаты:
3.1. В результате изучения предмета обучающийся должен:











ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебнойзадачи и
правильность ее выполнения;
 приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
 стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.







МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».




Познавательные УУД позволяют:
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.



Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и













сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликтына основе
согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.

3.2. Способы и формы проверки результатов.
Реализация программы предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения
программы в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр,
миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.
I.
№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов

Название раздела, темы
Всего

Теори

Практик

Формы
промежуточной
аттестации и
контроля
Беседа

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Театр.
Театр в ряду других искусств.
Общее и особенное.

18

10

8

Учебное
тестирование

3.

Театр, как одно из древних
искусств.
Страницы истории театра.

24

12

12

Самооценка и
взаимоаттестация
учащихся

4.

История средневекового
театра и современность

10

2

8

Беседа

5

Театр и литература

34

8

26

6

Театральные универсалии

18

4

14

7

Театр «изнутри»

26

16

10

В конце 1
полугодия:
выступления и
анализ
выступления
по окончании
изучения темы:
самостоятельная
работа
Беседа

8

Постановочная работа

44

8

36

Самооценка и
взаимоаттестация
учащихся

9

Контрольные и итоговые
занятия
ИТОГО

4

2

2

180

64

116

В конце учебного
года выступления и
анализ
выступления

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
В педагогической деятельности используются следующие педагогические
технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, технологию опережающего
развития, активные и интерактивные методы обучения, такие как: проектный, проблемный,
поисково-исследовательский, эвристический, групповые и индивидуальные методы
обучения.
При освоении программы активно используются:
- диалогический подход, предполагающий активную совместную творческую
деятельность педагога и учащегося;
- личностно-ориентировочный подход, который применяется через вариативное
образование. - многоуровневый подход, который позволяет выстраивать непрерывность
образовательного процесса, от уровня формирования у детей интереса к выбранному виду
деятельности до уровня творческой самостоятельности, профессионально-ориентированной
индивидуальной работы;
- дифференцированный подход, индивидуально-творческий подход.
Так как в кружке обучаются все дети, желающие научиться держаться на сцене, в
коллективе, уровень, интенсивность, продолжительность и методы образовательновоспитательной работы зависят от возраста ребенка, продолжительности его обучения,
степени одаренности и разным уровнем его базовой подготовки.
- деятельностный подход, он ориентирован на развитие духовного потенциала
личности обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету в
практической деятельности.
Основные формы учебно-воспитательной работы
Формы проведения занятий:
 традиционное занятие,
 комбинированное занятие,
 практическое занятие,
 занятие - тренинг,
 занятие - игра,
 занятие – зачѐт
 беседа,
 упражнения на творческое взаимодействие,
 репетиция,
 выступление,
 посещение музеев, театров с последующим обсуждением,
 тренинговые занятия,
 праздник,
 концерт
Формы практических занятий:
 этюды: одиночные, парные, групповые (массовые);
 упражнения на артикуляцию;
 упражнения на дыхание и его фазы;

 голос, постановка голоса (голосовые диапазоны);
 диалоги, монологи;
 речь в движении;
 сценическое движение;
 работа с микрофоном;
 репетиции мероприятий, сценок, интермедий, спектаклей театрализованных и
кукольных;
 изготовление реквизита к мероприятиям;
 тренировочные занятия с куклами;
 показы и выступления перед аудиторией.
Разработаны следующие формы аттестации:
1. Тесты, анкетирование;
2. Составление сценических этюдов.
3. Участие в выставках, конкурсах.
Условия реализации программы.
1. Занятия проводятся в актовом зале, оборудованном иллюстрациями, рисунками
детей, звуковыми и смешанными (аудио и видео).
2. Учебно-методический комплекс, который включает: различные виды методической
продукции: информационный с элементами беседы, репродуктивный с элементами беседы,
иллюстративный с элементами беседы и творческих заданий, разработки открытых занятий,
мастер-классов, проведения мероприятий, бесед на познавательные и нравственные темы,
разработки методики проведения аттестации учащихся, методики проведения аттестации
учащихся и др.

Список литературы.
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М. Аджиева, Л.А.
Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В.
Мартишина. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2002. – 160 с
2. Безымянная О. Школьный театр. - Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001
г.-270 с.
3. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и
понятий, учебноепособие / Д.А. Беляев - Елец: ЕГУ им. И.А.
Бунина, 2013. - 81 с.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации
/Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
5. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.:
История зарубежноготеатра. Театр Западной Европы, т.1, с.
11-54. - М. Искусство 2013. - 400 с.
6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности:
Автореф. дис. насоиск. уч. ст. докт. психол. Наук / Н.А.
Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
7. Особенности воспитания в условиях дополнительного
образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия
«Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для
пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.
9. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральныхколлективов/ Под ред. А.Б. Никитиной.–М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного
опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 160с.
11. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и
формирование личности коллектива школьников/ А.С.
Чернышов – М., 1989.- 347с.
Список литературы в адрес обучающихся и
родителей
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М. Аджиева, Л.А.
Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В.
Мартишина. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Белянская Л.Б. «Хочу на сцену!», - ИКФ «Сталкер», 1997,- 448с.
3. Белкин А.А. «Русские скоморохи». - Москва, «Наука»,1975, -11 с.
4. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) –
М.: ГОУ ЦРСДОД,2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для
педагогов, родителей и детей»).
5. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и
практика развитияречевого голоса. - М.: «Искусство», 1975 г. –
175 с.

Перечень интернет - источников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

http://www.theatre-library.ru/
http://dramateshka.ru/
http://telekanalteatr.ru/
http://www.rgisi.ru/theatre
https://www.mariinsky.ru/kids/age11_15
https://theatremuseum.ru/page/muzey_detyam
http://ptj.spb.r


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».