АДООП вокал Волков С.А.

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»
на Педагогическом совете
МАОУ ДО «ГДДЮТ»
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
студии эстрадного вокала «Малинки»
Направленность: художественная
Возраст: 7 - 17 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень: стартовый

Автор - составитель:
Волков Сергей Анатольевич,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2024г.

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Студия эстрадного
вокала «Малинки» (далее - Программа)
1.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ;
3.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
5.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»;
7.
Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об
утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования
детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с
изменениями на 27 октября 2020 года).
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31
января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо
Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15.
Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13
декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015
г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г.
Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года;
19.
Устав муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г.
Улан – Удэ»;
20.
Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского)
творчества г. Улан – Удэ»;
21.
Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ,
регламентирующих образовательный процесс.
Программа реализуется в соответствии с художественной направленностью
образования.
Программа предполагает создание условий для развития творческих способностей,
социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности
ребенка через овладение практическими умениями и навыками на занятиях вокала. Являясь
наиболее доступным для детей, вокальное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность программы. Актуальность программы состоит из потребности в
творческой самореализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными
возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для
нас мире. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире,
творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и
самореализацией. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в
общении.
В программе студии эстрадного вокала «Малинки» реализуется комплексный
подход: выявление природных музыкальных способностей воспитанников при
прослушивании и приёме в коллектив, последовательная работа над развитием
необходимых вокальных умений и навыков с элементами актёрского мастерства и
хореографии, ведущих к становлению профессиональных качеств у выпускников ансамбля.
1.2. Отличительные особенности программы. Программа студии эстрадного вокала
«Малинки» имеет ряд отличий:

программа учитывает особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья;


продолжительность обучения снижена до трех лет (вместо пяти), т.к. программа
реализуется на базе школы и ставит своей задачей охватить как можно большее число
детей, дать им стимул для дальнейшего развития;

в содержание программы включены модули из таких дисциплин как «хореография»
и «сценическое движение», т.к. предполагаются выступления на сцене перед аудиторией;

углублен раздел «Постановка дыхания», так как дыхательные упражнения носят
оздоровительный характер и оказывают положительное влияние на развитие детского
организма, что особенно актуально в период пандемии.

помимо занятий, имеющих классическую форму и структуру, почерпнутую из
типовых программ хоровых и вокальных отделений детских музыкальных школ, данная
программа предполагает такие формы организации учебного процесса, как занятиеконцерт,
конкурс, фестиваль, посещение концертов, выставок, спектаклей, занятий других детских
объединений данного направления, а также класс-концертов в средних и высших учебных
заведениях.
1.3. Педагогическая целесообразность программы выражается в использовании
компетентностного и комплексного подходов. Компетентностный подход предполагают
формирование широкого спектра компетенций у учащихся в процессе интегрирования
осуществляемых видов деятельности и готовность применять их в жизненной ситуации.
Сущность комплексного подхода состоит во взаимодополняющем сочетании разных видов
деятельности, различных методов, приемов и средств обучения и воспитания, а также в
сотрудничестве педагога, обучающегося и родителя.
Основными принципами обучения выступают принцип учета индивидуальных
способностей и принцип коллективизма. У каждого ребенка свои особенности, особенности
заболевания. Работа педагога по реализации данной программы предполагает учет этих
особенностей и их дальнейшее развитие и совершенствование. Отражением принципа
коллективизма, связующим звеном между образовательным учреждением и семьей и
формой реализации семейного воспитания на основе семейных традиций является
вовлечение родителей в творческий процесс.
1.4. Цель программы: обучение детей эстрадной манере пения и развитие их певческих
и общих музыкальных способностей, а также коррекция здоровья и профилактика органов
дыхания.
1.5. Задачи программы
Обучающие:

обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное
пение», овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание
на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания
голоса на протяжении всего диапазона голоса);

овладение навыками художественной выразительности исполнения: работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения
в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);

формирование навыка сценического движения, работы с микрофоном, пения под
аккомпанемент и фонограмму;


овладение навыками ансамблевого исполнения, воспитание у воспитанников
чувства ансамбля, умения слышать себя и партнеров, стремление к художественному
единству при исполнении.
Развивающие:

развитие музыкального слуха (гармонического, мелодического, ритмического),
памяти, чувства метро-ритма, голоса (силы, диапазона, беглости, тембральных и
регистровых возможностей);

развитие дыхательной системы ребенка, ее укрепление, и, как следствие – снижение
риска заболеваний верхних дыхательных путей;

развитие исполнительской сценической выдержки;

развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;

развитие творческого потенциала личности воспитанника, познавательной
активности и способности к самообразованию, стремления к творческой самореализации
средствами вокального искусства;
Воспитательные:

формирование художественного вкуса и профессиональной ориентации;

воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;

воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать
внимание, слух, мышление, память;

формирование у детей навыков социального общения, группового согласованного
действия, чувства коллективизма, взаимовыручки; воспитание активного участника
общественно-полезной деятельности;

воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство
различных национальных традиций, стилей, эпох;

формирование коммуникативных качеств обучающихся.
1.6. Возраст обучающихся:
Занятия в студии проводятся в соответствии с возрастными психофизиологическими
особенностями обучающихся в группах, а также индивидуальные занятия в возрастных
группах от 7 до 17 лет.
1.7. Формы проведения занятий: учебное занятие, беседа, репетиция, отчетный
концерт, фестиваль, конкурс, праздник.
Занятия в студии проводятся в группах, также индивидуально с одним ребенком.
Принципы набора групп: необходимым условием для желающих заниматься в кружке
эстрадного пения является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый
голосовой аппарат, артистические задатки.
Численность группы – от 4-8 человек. Это обусловлено тем, что большее количество членов
вокального ансамбля не способствует качественному обучению.
2.
Объем программы
2.1. Объемы программы: Программа рассчитана на 360 часов (из расчета:
- 1 год обучения – 72 часа;
- 2 год обучения – 144 часа;
- 3 год обучения – 144 часа)

2.2. Срок реализации программы – 3 года обучения: в течение учебного года (с начала
сентября по конец мая, что составляет 36 учебных недель).
2.3. Режим занятий:
Младшая группа (1-4 классы) занятия 1 раз в неделю по 2 часа;
Средняя группа (5-8 классы) занятия 2 раза в неделю по 2 часа.
Старшая группа (9-11 классы) занятия 2 раза в неделю по 2 часа.
Индивидуальные занятия - 2 раз в неделю по 2 часа.
(Примечание: 1 академический час = 35 минут астрономического часа для категории
обучающихся с ОВЗ)
3.
Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы отслеживаются по трём компонентам:
предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую
картину творческого развития учащегося.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими
учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков учащиеся
овладевают на уровне:
- актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа с
песенным репертуаром, хорошо освоенная и выполняемая практически);
- зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся ещё в стадии
формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области вокального
творчества).
Предметные результаты – уровень освоения учащимися базовых понятий эстрадного
пения, опыт деятельности по получению новых знаний в области вокального творчества,
его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов
вокального творчества, лежащей в основе современных направлений: вокал, актёрское
мастерство, хореография, сценическая речь
По окончании обучения учащиеся будут знать:
 специальную терминологию по вокалу;
 музыкальную грамоту в объёме программы;
 строение, работу голосового и артикуляционного аппарата;
 правила гигиены певческого голоса;
 о правильной певческой установке и певческом дыхании; дикции и артикуляции; об
управлении голосовыми связками;
уметь:
 петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя;
 исполнять вокальные упражнения, вокализы, музыкальные произведения с
использованием приобретенных вокально-технических навыков;
 понимать требования педагога (слова петь «мягко, нежно, легко, с опорой»);
 петь в сопровождении фортепиано и под фонограмму (-1), петь без напряжения под
фонограмму;
 пользоваться средствами музыкальной выразительности, чувствовать кульминацию;

 добиваться смыслового единства текста и музыки при работе над песней; вносить в
исполнение элементы творчества;
 владеть основами сценического мастерства (культура поведения на сцене, создание
сценического имиджа, преодоление психологических и эмоциональных трудностей
исполнительской деятельности);
 создавать художественный образ исполняемой песни; доводить до слушателей
содержание и характер произведения с помощью приобретенного сценического опыта;
 работать в коллективе, взаимозаменять друг друга;
 анализировать своё исполнение и исполнение своих товарищей.
Метапредметные результаты – овладение учащимися умениями, которые создадут
возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности,
необходимые для дальнейшего совершенствования вокально-творческой деятельности:
 ведение диалога с учащимися и педагогом;
 взаимопомощь в сотрудничестве под руководством педагога;
 умение выражать свои мысли в устной форме;
 умение задавать простые вопросы по учебному материалу;
 умение работать в ансамбле и инициативное сотрудничество;
 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
 умение находить компромисс;
 умение находить различные детские песни и фонограммы для дальнейшей работы и
выступлений;
 умение анализировать своё выступление и исполнение песен, слышать ошибки и
понимать, над чем нужно работать;
Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
ценностно-смысловые
установки
воспитанников,
отражающие
их
индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
сформированность российской, гражданской идентичности:
 личностное самоопределение;
 ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

сформированность навыков целеполагания, планирования, прогнозирования,
самоконтроля, самооценки;
 умение самостоятельно находить информацию в информационном поле;
 умение самостоятельно находить несколько вариантов решения проблемы;
 организация в работе с музыкальной аппаратурой;
 организация поведения во время занятия;
 понимание учебной задачи;
 составление своего концертного репертуара;
 осуществление контроля своего публичного выступления;
 высказывание предположений по поводу способа действия;
3.2. Способы и формы проверки результатов:
Формы контроля результативности образовательного процесса в вокальной студии:
1.
Зачеты

Тестирование и анкетирование
Конкурсы, фестивали.
Отчётные концерты студии

2.
3.
4.

Основной мониторинг результативности образовательного процесса
Для проведения Основного Мониторинга результативности образовательного процесса,
разработан ряд диагностических критериев: музыкальная грамота, ритмические диктанты,
интонирование, музыкальная память, артистичность, креативность.
Высокий: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на высоком
уровне, может без помощи педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить
вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и основы вокала развиваются
заметно. Может самостоятельно разучить и проанализировать произведение.
Средний уровень: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на
среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и самостоятельно и с помощью
педагога, музыкальные и вокальные способности развиваются средне. Может частично
самостоятельно разучить произведения и проанализировать его.
И низкий уровень обучения: студиец слабо усвоил теорию и практику. Может ответить на
вопросы в основном с помощью педагога. Музыкальные и вокальные способности
развиваются слабо, самостоятельная работа с произведениями почти не проводиться.
Итоговый мониторинг образовательного процесса:
Прослеживается значительный рост поднятия уровня усвоения образовательной
программы, в зависимости от первоначального уровня музыкальных способностей
учеников. Дети стали более активные, раскрепощенные и музыкальные и вокальные
способности учеников развиваются. Поскольку в судию принимаются дети с различными
первоначальными музыкальными способностями, даже имеющие плохой музыкальный
слух, поэтому в итоге есть низкий уровень оценки. Ученики имеют различные вокальные и
музыкальные данные, но они развиваются в любом случае.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

№
п/п
1
2
3

СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля

1 год обучения
20
52
Педагогические наблюдения, зачет
72 ч.
2 год обучения
24
120
Педагогические наблюдения, зачет

ВСЕГО ЧАСОВ
№
п/п
1
2
3

144 ч.

СОДЕРЖАНИЕ

3 год обучения

Теоретические занятия
Практические занятия
Форма контроля
ВСЕГО ЧАСОВ

24
120
Педагогические наблюдения, зачет
144 ч.

Примечание: Индивидуальные занятия проводятся в рамках данных учебных планов.
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.
1.1
2.
2.1
2.2

3.
3.1
3.2

3.3

4.
4.1
4.2
4.3
5.
6.

1-ый год обучения
Наименование разделов и
Всего Теоретическ
тем
часов ие занятия
2
1
Вводное занятие
Техника безопасности
1
Музыкальная грамота
15
Элементы музыкальной
7
грамоты
Средства музыкальноансамблевой
выразительности.
Развитие вокальной
техники
Основы певческого дыхания
Работа над унисоном,
ритмом, темпом, дикцией,
звуковедением, динамикой.
Развитие музыкального слуха
и интонации с элементами
сольфеджио
Вокально-ансамблевая
работа
Работа по партиям
Работа над художественновыразительным исполнением
Строй в ансамбле
Основы сценического
мастерства
Работа с микрофоном
Итого:

15

7

Практические
занятия
1
2

Форма
контроля
диагностика
диагностика

4
4

Текущий
контроль
4

4
4

15

5

15

5
5
5
3

10
10
72

20

52

2-ой год обучения
№
1.
1.1
2.
2.1
2.2

3.
3.1
3.2

3.3

4.
4.1
4.2
4.3
5.
6.

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Техника безопасности
Музыкальная грамота

Всего
часов
4

Теоретическ
ие занятия
2
2

Практические
занятия
-

Элементы музыкальной
грамоты
Средства музыкальноансамблевой
выразительности.
Развитие вокальной
техники
Основы певческого дыхания

24

10

2

10

2

Работа над унисоном,
ритмом, темпом, дикцией,
звуковедением, динамикой.
Развитие музыкального слуха
и интонации с элементами
сольфеджио
Вокально-ансамблевая
работа
Работа по партиям
Работа над художественновыразительным исполнением
Строй в ансамбле
Основы сценического
мастерства
Работа с микрофоном
Итого:

Форма
контроля
диагностика
диагностика

Текущий
контроль
10
40

60

10

52

18
30
4
2

4
2
144

24

120

№
1.
1.1
2.
2.1
2.2

3.
3.1
3.2

3.3

4.
4.1
4.2
4.3
5.
6.

3-й год обучения
Наименование разделов и
Всего Теоретическ
тем
часов ие занятия
4
2
Вводное занятие
Техника безопасности
2
Музыкальная грамота
24
Элементы музыкальной
10
грамоты
Средства музыкальноансамблевой
выразительности.
Развитие вокальной
техники
Основы певческого дыхания
Работа над унисоном,
ритмом, темпом, дикцией,
звуковедением, динамикой.
Развитие музыкального слуха
и интонации с элементами
сольфеджио
Вокально-ансамблевая
работа
Работа по партиям
Работа над художественновыразительным исполнением
Строй в ансамбле
Основы сценического
мастерства
Работа с микрофоном
Итого:

10

Практические
занятия
-

Форма
контроля
диагностика
диагностика

2
2

Текущий
контроль
10
40

60

10

52

18
30
4
2

4
2
144

24

120

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1.
Музыкальная грамота.
Теоретическая часть: изучение элементов музыкальной грамоты (Ноты, длительности нот,
паузы, легато-стаккатто, строение голосового аппарата, нотные ключи, типы голосов, что
такое атака звука.
Практическая часть; виды дыхания, ощущение опоры, задержанное дыхание.
2.
Развитие вокальной техники
Теоретическая часть: основы певческого дыхания, работа над унисоном, ритмом, темпом,
дикцией, звуковедением, динамикой.
Практическая часть; Развитие музыкального слуха и интонации с элементами сольфеджио
3. Вокально-ансамблевая работа
Теоретическая часть: Работа по партиям. Работа над художественно-выразительным
исполнением. Строй в ансамбле.
Практическая часть: Вокально-хоровая работа с репертуаром. Эстрадный имидж. Работа
над артикуляцией, дикцией
4. Основы сценического мастерства
Образ в песне, сценический костюм, основы сценического движения
5. Работа с микрофоном
Пение учебно-тренировочного материала, понятие обратной связи, пение бэк-вокала.
Второй год обучения
1. Музыкальная грамота.
Теоретическая часть: изучение элементов музыкальной грамоты (Ноты, длительности нот,
паузы, легато-стаккатто, виды дыхания, строение голосового аппарата, нотные ключи,
ощущение опоры, типы голосов, что такое атака звука.
Практическая часть; дыхательные упражнения, унисон, дыхательная гимнастика, работа
над дикцией, звучание двухголосия, вокально-хоровая работа с репертуаром.
2. Развитие вокальной техники
Теоретическая часть: основы певческого дыхания, работа над унисоном, ритмом, темпом,
дикцией, звуковедением, динамикой.
Практическая часть: Развитие музыкального слуха и интонации с элементами сольфеджио.
3. Вокально-ансамблевая работа
Теоретическая часть: Работа по партиям, Работа над художественно-выразительным
исполнением, Строй в ансамбле.
Практическая часть; Вокально-хоровая работа с репертуаром. Эстрадный имидж. Работа
над артикуляцией, дикцией
4. Основы сценического мастерства

Образ в песне, сценический костюм, основы сценического движения
5. Работа с микрофоном
Пение учебно-тренировочного материала, понятие обратной связи, пение бэк-вокала,
настройка частотных характеристик, работа с мониторами.
3 год обучения
1. Музыкальная грамота.
Теоретическая часть: изучение элементов музыкальной грамоты (Ноты, длительности нот,
паузы, легато-стаккатто, виды дыхания, строение голосового аппарата, нотные ключи,
ощущение опоры, типы голосов, что такое атака звука.
Практическая часть; дыхательные упражнения, унисон, дыхательная гимнастика, работа
над дикцией, звучание двухголосия, вокально-хоровая работа с репертуаром,
2. Развитие вокальной техники
Теоретическая часть: основы певческого дыхания, работа над унисоном, ритмом, темпом,
дикцией, звуковедением, динамикой.
Практическая часть: Развитие музыкального слуха и интонации с элементами сольфеджио
3. Вокально-ансамблевая работа
Теоретическая часть: Работа по партиям. Работа над художественно-выразительным
исполнением. Строй в ансамбле.
Практическая часть: Вокально-хоровая работа с репертуаром. Эстрадный имидж. Работа
над артикуляцией, дикцией
4. Основы сценического мастерства
Образ в песне, сценический костюм, основы сценического движения
5. Работа с микрофоном
Пение учебно-тренировочного материала, понятие обратной связи, пение бэк-вокала,
настройка частотных характеристик, работа с мониторами.

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№

месяц

1.

Сентябрь

2.

Сентябрь

2.4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(Младшая группа)
Число Форма
Кол-во Тема
занятия
часов
занятия
4
беседа
2
Вводное занятие.
Формирование
межличностных отношений.
Техника безопасности
11
Комбин.
2
Ноты: длительности и
расположение на нотном стане
18
Комбин.
2
Строение дыхательной
системы
25
Комбин.
2
Дыхательные упражнения.
Ощущение опоры.
2
Комбин
2
Унисон.

3.

Сентябрь

4.

Сентябрь

5.

Октябрь.

6.
7.
8.
9.
10

Октябрь.
Октябрь.
Октябрь.
Ноябрь.
Ноябрь.

9
16
23
13
20

Комбин.
Комбин
лекция
лекция
Комбин.

2
2
2
2
2

11

Ноябрь.

27

Практич.

2

12

Декабрь.

4

комбин

2

13

Декабрь.

11

теория

2

14
16

Декабрь.
Декабрь.

18
25

Комбин.
Практич.

2
2

18

Январь.

15

Практич.

2

19
20

Январь.
Январь.

22
29

теория
Практич.

2
2

21

Февраль.

5

теория

2

22

Февраль.

12

Комбин.

2

23

Февраль.

19

Комбин.

2

Типы дыхания
Артикуляция, скороговорки
«Звуковедение»
Атака звука
Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией.
Дыхание- короткое, с
задержкой
Характеристика высоких,
низких голосов
Ансамбль- темповый,
ритмический
Звучание двухголосия
Приемы ансамблевого пения
(солист)
Вокально-хоровая работа с
репертуаром
Эстрадный имидж
Характеристика высоких,
низких голосов
Образ в песне, сценический
костюм
Прослушивание и разбор
произведения с «+»
Пение учебно-тренировочного
материала

Форма
контроля
Опрос

Текущий
контроль
Наблюде
ние
Текущий
контроль
Наблюде
ни
Опрос

Наблюде
ние

Опрос
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние

24

Февраль

26

практич

2

25
26
27

Март
Март
Март

5
12
19

теория
Комбин.
Практич.

2
2
2

28

Март

26

практич

2

29

Апрель

2

практич

2

30

Апрель

9

теория

2

31
32

Апрель
Апрель

16
23

Комбин.
Практич.

2
2

33
34

Апрель
Май

30
7

опрос
Практич.

2
2

35

Май

14

Комбин

2

36

Май

21

Комбин

2

Итого

Работа над артикуляцией,
дикцией
Сценическая культура
Мелодическая линия, партия
Отработка сценических
движений
Пение учебно-тренировочного
материала
Работа над унисоном, ритмом,
темпом, тембром
Цезура
Принципы работы микроф.
Фразировка в произвед.
Учебно-тренир.материал.
Контилена в пении.
диагностика
Работа над сценическим
образом
Повторение репертуара
произведений 1 полугодия.
Работа над ошибками.
Пение упражнений
сольфеджио в унисон.
Высокая позиция.

Текущий
контроль

Наблюде
ние
Зачет

72

3.

Сентябрь

11

4.

Сентябрь

14

5.

Сентябрь.

18

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(Средняя группа)
Форма
Кол-во Тема
занятия
часов
занятия
беседа
2
Вводное занятие.
Формирование
межличностных отношений.
Техника безопасности
Комбин.
2
Ноты: длительности и
расположение на нотном стане
Комбин.
2
Строение дыхательной
системы
Комбин.
2
Дыхательные упражнения.
Ощущение опоры.
Комбин
2
Унисон.

6.
7.

Сентябрь.
Сентябрь.

21
25

Комбин.
Комбин

2.4.2.
№

месяц

1.

Сентябрь

Чис
ло
4

2.

Сентябрь

7

2
2

Типы дыхания
Артикуляция, скороговорки

Форма
контроля
Опрос

Текущий
контроль
Наблюде
ние
Текущий
контроль

8.

Сентябрь

28

лекция

2

«Звуковедение»

9.
10

Октябрь.
Октябрь.

23
26

лекция
Комбин.

2
2

11

Октябрь.

28

Практич.

2

12

Октябрь.

2

комбин

2

13

Октябрь

5

теория

2

14
16

Октябрь
Октябрь

9
12

Комбин.
Практич.

2
2

18

Октябрь.

16

Практич.

2

19
20

Октябрь.
Октябрь.

19
23

теория
Практич.

2
2

21

Октябрь.

26

теория

2

22

Ноябрь.

9

Комбин.

2

23

Ноябрь.

13

Комбин.

2

24

Ноябрь.

16

практич

2

25
26
27

Ноябрь.
Ноябрь.
Ноябрь.

20
23
27

теория
Комбин.
Практич.

2
2
2

28

Ноябрь.

30

практич

2

29

Декабрь.

4

теория

2

Атака звука
Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией.
Дыхание- короткое, с
задержкой
Характеристика высоких,
низких голосов
Ансамбль- темповый,
ритмический
Звучание двухголосия
Приемы ансамблевого пения
(солист)
Вокально-хоровая работа с
репертуаром
Эстрадный имидж
Характеристика высоких,
низких голосов
Образ в песне, сценический
костюм
Прослушивание и разбор
произведения с «+»
Пение учебно-тренировочного
материала
Работа над артикуляцией,
дикцией
Сценическая культура
Мелодическая линия, партия
Отработка сценических
движений
Пение учебно-тренировочного
материала
Цезура
Принципы работы микроф.
Фразировка в произвед.
Учебно-тренир.материал.
Контилена в пении.
диагностика
Работа над сценическим
образом
Повторение репертуара
произведений 1 полугодия.
Работа над ошибками.

30
31.

Декабрь.
Декабрь.

7
11

Комбин.
Практич.

2
2

32
33

Декабрь.
Декабрь.

14
18

опрос
Практич.

2
2

34

Декабрь.

21

Комбин

2

Наблюде
ни
Опрос

Наблюде
ние

Опрос
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Текущий
контроль

Наблюде
ние

35

Декабрь.

28

Комбин

2

36
37

Январь.
Январь.

11
15

Комбин
Комбин

2
2

38

Январь.

18

Комбин

2

39

Январь.

22

Комбин

2

40

Январь.

25

Комбин

2

41

Январь.

29

Комбин

2

42

Февраль.

1

Комбин

2

43

Февраль.

5

Комбин

2

44

Февраль.

8

Комбин

2

45

Февраль

12

2

46

Февраль

15

2

47

Февраль

19

48

Февраль

22

49

Февраль

26

Комбин

2

50

Март

1

Комбин

2

51

Март

5

Комбин

2

52

Март

12

Комбин

2

53

Март

15

Комбин

2

54

Март

19

Комбин

2

55

Март

22

Комбин

2

56

Апрель

5

Комбин

2

57

Апрель

9

Комбин

2

Комбин

2
2

Пение упражнений
сольфеджио в унисон. Высокая
позиция.
Работа по партиям
Скороговорки. Работа над
унисоном в разных темпах.
Работа над интонацией при
пении гамм и трезвучий
Музыкальный размер. Пение
по нотам
Развитие метрического
ощущения Пение разных ладов
Выработка единой певческой
позиции. Ансамблевый строй.
Работа над выразительным
исполнением
Пение сольфеджио. Работа над
унисоном.
Артикуляция. Пение на legato
staccato
Работа по партиям

Зачет
Наблюде
ние
Текущий
контроль

Наблюде
ние

Работа над выразительным
исполнением
Работа над интонацией при
пении гаммы и трезвучий
Работа по партиям
Работа над выразительным
исполнением
Пение сольфеджио. Работа над
унисоном.
Работа по партиям (унисон,
ритм, строй)
Работа над художественновыразительным исполнением
Артикуляция. Скороговорки.
Работа над дикцией.
Работа по партиям. Строй в
партиях.
Работа над унисоном, ритмом,
темпом.
Исполнение интонационных и
ритмических упражнений.
Работа над художественновыразительным исполнением

Зачет
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Текущий
контроль

58

Апрель

12

Комбин

2

59
60

Апрель
Апрель

16
19

Комбин
Комбин

2
2

61

Апрель

23

Комбин

2

62

Апрель

26

Комбин

2

63
64

Апрель
Май

30
3

Комбин

2
2

65

Май

7

66

Май

10

Комбин

2

67

Май

14

Комбин

2

68

Май

17

Комбин

2

69

Май

21

Комбин

2

70

Май

24

Комбин

2

71
72

Май
Май

28
31

Комбин

2
2

Итого

2

Скороговорки. Артикуляция.
Дикция. Пение
интонационных упражнений.
Работа по партиям
Работа над унисоном,
интонацией в партиях.
Высокая позиция.
Работа над художественновыразительным исполнением.
Работа над кантиленным
звучанием.
Работа по партиям.
Пение гамм, интервалов,
трезвучий.
Работа над художественновыразительным исполнением
Исполнение ритмических
упражнений. Работа над
ритмом в репертуарных
произведениях.
Работа над художественновыразительным исполнением
Работа с микрофонами.
Основы сценического
мастерства
Работа над художественновыразительным исполнением
Работа над интонацией.
Основы сценического
мастерства

Наблюде
ние

Наблюде
ние
Текущий
контроль
Зачет
Зачет

144

2.4.3.
№

месяц

1.

Сентябрь

Чис
ло
4

2.

Сентябрь

7

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(Старшая группа)
Форма
Кол-во Тема
занятия
часов
занятия
беседа
2
Вводное занятие.
Формирование
межличностных отношений.
Техника безопасности
Комбин.
2
Ноты: длительности и
расположение на нотном стане

Форма
контроля
Опрос

3.

Сентябрь

11

Комбин.

2

4.

Сентябрь

14

Комбин.

2

5.

Сентябрь.

18

Комбин

2

6.
7.
8.
9.
10

Сентябрь.
Сентябрь.
Сентябрь
Октябрь.
Октябрь.

21
25
28
23
26

Комбин.
Комбин
лекция
лекция
Комбин.

2
2
2
2
2

11

Октябрь.

28

Практич.

2

12

Октябрь.

2

комбин

2

13

Октябрь

5

теория

2

14
16

Октябрь
Октябрь

9
12

Комбин.
Практич.

2
2

18

Октябрь.

16

Практич.

2

19
20

Октябрь.
Октябрь.

19
23

теория
Практич.

2
2

21

Октябрь.

26

теория

2

22

Ноябрь.

9

Комбин.

2

23

Ноябрь.

13

Комбин.

2

24

Ноябрь.

16

практич

2

25
26
27

Ноябрь.
Ноябрь.
Ноябрь.

20
23
27

теория
Комбин.
Практич.

2
2
2

28

Ноябрь.

30

практич

2

29

Декабрь.

4

теория

2

30
31.

Декабрь.
Декабрь.

7
11

Комбин.
Практич.

2
2

Строение дыхательной
системы
Дыхательные упражнения.
Ощущение опоры.
Унисон.
Типы дыхания
Артикуляция, скороговорки
«Звуковедение»
Атака звука
Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией.
Дыхание- короткое, с
задержкой
Характеристика высоких,
низких голосов
Ансамбль- темповый,
ритмический
Звучание двухголосия
Приемы ансамблевого пения
(солист)
Вокально-хоровая работа с
репертуаром
Эстрадный имидж
Характеристика высоких,
низких голосов
Образ в песне, сценический
костюм
Прослушивание и разбор
произведения с «+»
Пение учебно-тренировочного
материала
Работа над артикуляцией,
дикцией
Сценическая культура
Мелодическая линия, партия
Отработка сценических
движений
Пение учебно-тренировочного
материала
Цезура
Принципы работы микроф.
Фразировка в произвед.
Учебно-тренир.материал.

Текущий
контроль
Наблюде
ние
Текущий
контроль
Наблюде
ни
Опрос

Наблюде
ние

Опрос
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Текущий
контроль

Наблюде
ние

32
33

Декабрь.
Декабрь.

14
18

опрос
Практич.

2
2

34

Декабрь.

21

Комбин

2

35

Декабрь.

28

Комбин

2

36
37

Январь.
Январь.

11
15

Комбин
Комбин

2
2

38

Январь.

18

Комбин

2

39

Январь.

22

Комбин

2

40

Январь.

25

Комбин

2

41

Январь.

29

Комбин

2

42

Февраль.

1

Комбин

2

43

Февраль.

5

Комбин

2

44

Февраль.

8

Комбин

2

45

Февраль

12

2

46

Февраль

15

2

47

Февраль

19

48

Февраль

22

49

Февраль

26

Комбин

2

50

Март

1

Комбин

2

51

Март

5

Комбин

2

52

Март

12

Комбин

2

53

Март

15

Комбин

2

Комбин

2
2

Контилена в пении.
диагностика
Работа над сценическим
образом
Повторение репертуара
произведений 1 полугодия.
Работа над ошибками.
Пение упражнений
сольфеджио в унисон. Высокая
позиция.
Работа по партиям
Скороговорки. Работа над
унисоном в разных темпах.
Работа над интонацией при
пении гамм и трезвучий
Музыкальный размер. Пение
по нотам
Развитие метрического
ощущения Пение разных ладов
Выработка единой певческой
позиции. Ансамблевый строй.
Работа над выразительным
исполнением
Пение сольфеджио. Работа над
унисоном.
Артикуляция. Пение на legato
staccato
Работа по партиям

Зачет
Наблюде
ние
Текущий
контроль

Наблюде
ние

Работа над выразительным
исполнением
Работа над интонацией при
пении гаммы и трезвучий
Работа по партиям
Работа над выразительным
исполнением
Пение сольфеджио. Работа над
унисоном.
Работа по партиям (унисон,
ритм, строй)
Работа над художественновыразительным исполнением
Артикуляция. Скороговорки.
Работа над дикцией.

Зачет
Наблюде
ние
Наблюде
ние

54

Март

19

Комбин

2

55

Март

22

Комбин

2

56

Апрель

5

Комбин

2

57

Апрель

9

Комбин

2

58

Апрель

12

Комбин

2

59
60

Апрель
Апрель

16
19

Комбин
Комбин

2
2

61

Апрель

23

Комбин

2

62

Апрель

26

Комбин

2

63
64

Апрель
Май

30
3

Комбин

2
2

65

Май

7

66

Май

10

Комбин

2

67

Май

14

Комбин

2

68

Май

17

Комбин

2

69

Май

21

Комбин

2

70

Май

24

Комбин

2

71
72

Май
Май

28
31

Комбин

2
2

Итого

2

144

Работа по партиям. Строй в
партиях.
Работа над унисоном, ритмом,
темпом.
Исполнение интонационных и
ритмических упражнений.
Работа над художественновыразительным исполнением
Скороговорки. Артикуляция.
Дикция. Пение
интонационных упражнений.
Работа по партиям
Работа над унисоном,
интонацией в партиях.
Высокая позиция.
Работа над художественновыразительным исполнением.
Работа над кантиленным
звучанием.
Работа по партиям.
Пение гамм, интервалов,
трезвучий.
Работа над художественновыразительным исполнением
Исполнение ритмических
упражнений. Работа над
ритмом в репертуарных
произведениях.
Работа над художественновыразительным исполнением
Работа с микрофонами.
Основы сценического
мастерства
Работа над художественновыразительным исполнением
Работа над интонацией.
Основы сценического
мастерства

Текущий
контроль

Наблюде
ние

Наблюде
ние
Текущий
контроль
Зачет
Зачет

3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1. Методическое обеспечение программы:
Жанр вокала не подразумевает многообразия форм обучения. Это, как правило –
индивидуальные занятия, при определенном уровне подготовки работа в ансамбле,
открытые уроки и публичные выступления (конкурсы, концерты, студийная запись).
Сочетание как индивидуальной, так и групповой формы работы на занятиях.
Групповая форма сложнее для педагога, но при коллективном исполнении, когда учащийся
чувствует плечо товарища ему психологически легче усваивать материал и достигать
успешности, которая так важна как взрослым, так и детям в их социализации;
Работа над репертуаром всегда начинается со знакомства с культурным образцом
предложенного произведения в исполнении признанных мастеров эстрадного вокала и
анализа услышанного;
- создание разновозрастного коллектива и благоприятного микроклимата в нем, когда
старшие воспитанники студии помогают младшим, а те в свою очередь, являясь менее
опытными исполнителями, слышат в исполнении старших образовательный результат,
которого они могут реально достичь, часто служит дополнительной мотивацией;
- для каждой группы, с учетом специфических особенностей ее участников, в речевом и
вокально-интонационном тренингах используются адресно-направленные упражнения, а
при работе с репертуаром – авторские вокальные аранжировки.
- для дальнейшего совершенствования и воспитания навыка адекватной оценки личного и
коллективного результата репертуар, исполняемый на репетициях, может записываться и
анализироваться участниками группы;
- для формирования психологической стойкости, необходимой не только на публичных
выступлениях, но и любой стрессовой для человека ситуации, с группой проводятся
занятия, на которых они учатся овладевать простыми техниками релаксации и
расслабляющего дыхания;
- для воспитания активной гражданской позиции и организации социально- значимой
деятельности воспитанники коллектива вовлекаются в благотворительную деятельность;
- равноправными участниками образовательного процесса являются родители младших
учащихся. Родители активно привлекаются к созданию сценического имиджа коллектива.
Все родители приглашаются на публичные выступления коллектива и имеют возможность
оценить достигнутые нами результаты. Такая совместная деятельность способствует
укреплению семейных уз, взаимного уважения и созданию климата взаимного доверия в
коллективе.
3.2.Условия реализации программы
Кабинет с инструментом (фортепиано), компьютер, аппаратура – комплект колонок
с микрофонами, зеркало, хорошая вентиляция и освещении.
Наличие интересного широкоохватного материала в разных жанрах вокального
исполнительства помогает поддерживать интерес к занятиям на высоком уровне.
Данная программа реализуется при условии, если педагог имеет высокие
профессиональные навыки, обладает хорошими организаторскими способностями, умеет
увлечь воспитанников тем делом, которым занимается и способен постоянно поддерживать
к делу устойчивый интерес, помогает реализации здоровых амбиций своих воспитанников.
Материально-техническое оснащение программы:

- Оборудованный кабинет для занятий
- Доска для демонстрационного материала
- Наличие фортепиано в классе
- Технические средства: музыкальный центр (мини система), микрофоны,
мультимедийная аппаратура.

3.3. Список литературы
1. Апраксина О.Л. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1993.
2. Беркман Т., Грищенко К. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения
пению. - М., 1992.
3. Варламов А.Е. Вокальная педагогика. – М., 1953.
4. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М.:1975.
5. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребенка - М., 2001.
6. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984.
7. Дыхание по методам Л.Н.Стрельниковой и Бутейко/Сост. С.Л. Хворостухина. - М.,
ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. - 256 с.
8. Егоров Л.Н. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М.,1995.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М., 2006.
10. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.
– М., 1989.
11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Л., 1997.
12. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми// Музыкальное воспитание
в школе. Вып. 13, 2003.
13. Менабени Л.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1999.
14. Мотков О.И. Развитие творчества у детей //Дополнительное образование, № 4, 2000.
15. Нараев Б.Г. Охрана голоса. – Оренбург, ОГИИ, 2001.
16. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. - М.,
1997.
17. Охомуш Т.С. Школа по эстрадно-джазовому вокалу. Методическое пособие. Иваново, 2000.
18. Примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных
отделений детских школ искусств «Эстрадное пение». - М., 2002.
19. Риггс Сэт, Как стать звездой. Школа для вокалистов. - М., 1999.
20. Щетинин М.П. Дыхательная гимнастика Л.Н. Стрельниковой. - М. «Метафора», 2004.
21. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.. 1997.
Интернет-источники
1. http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=2042/ Форум работников детского
образования и культуры
2.
http://www.vivaharmony.ru/pages/metodiki_obucheniya_vokalu/
Международная
ассоциация эстрадного искусства


Наверх

Сведения о численности обучающихся

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о зачислении от 06.09.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».