Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ «Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Ансамбля народного пения «ПОТЕШКИ» «Народный танец» Направленность: художественная Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации программы: 3 года Автор -составитель: Клюкин Юрий Александрович педагог дополнительного образования г. Улан-Удэ 2024 Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы Список литературы 3 5 6 7 8 9 10 11 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена социальным заказом на гуманистическую направленность образования и необходимостью художественного воспитания личности ребѐнка, формирования общей культуры, возможностью последующей самореализации в жизни. Программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию творческих способностей, ибо танцевальное искусство синтезирует воображение, эмоции, образное мышление и другие, важные для детского творчества процессы. Вид программы: модифицированная Направленность программы: художественная (художественная, физкультурно-спортивная, техническая, социально-гуманитарная, естественно-научная, туристско-краеведческая) Адресат программы: Младшие школьники: 7- 9 лет Средние школьники: 10 – 13 лет Старшие школьники: 14 - 16 лет Срок и объем освоения программы: 9 часов в неделю - 324 часа в год Количество часов в неделю Количество часов в год 1 гр. 1 г.о. 2 2 гр. 2 г.о. 2 3 гр. 3 г.о. 5 72 72 180 2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 972 ч 2.2. Срок реализации программы – 3 года Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные (фольклор, преемственная связь, сводная репетиция, …) Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения сколько раз в неделю) Предмет стартовый уровень базовый уровень Вводное занятие Основы народносценического танца Репетицияпостановка Итоговые занятия 4 часа в год 34 часа в год 2 часа в год 36 час. в год продвинуты й уровень 1 час в год 89 час. в год 30 час. в год 31 час. в год 86 час. в год 4 час. в год 3 час. в год 4 час. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель программы является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Образовательные задачи: - обучающие: - дать представление об направлении хореографии: народно-сценический танец. - обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник; - воспитательные: - воспитать личностные качества: инициативность, целеустремленность, ответственность по отношению к своему и чужому труду; - формировать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству; - воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма; - сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению; · - обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися; - способствовать формированию творческой личности. - развивающие: - совершенствовать специальные физические навыки; - развивать мотивацию в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний). - валеологические: - сформировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и личную ответственность за собственное здоровье; Воспитательные (личностные) – 1. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми). 2. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости, аккуратности … 3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию (по активности ребёнка, выступления, достижения..) Развивающие (метапредметные) – 1. выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»); 2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение; 3. развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения … Ожидаемые результаты: дети не только поют, но и умеют владеть своим телом, прекрасно танцуют, хорошо ориентируются на сцене Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. В соответствии с каждым этапом программы обучаемый должен освоить: • терминологию, используемую на уроке; • структуру и основные части урока; • последовательность изучаемых элементов урока; • методику изучения танцевальных движений и упражнений; • способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением. • движения в технике танцевального направления; • принципы составления учебных комбинаций; • организацию труда, рабочего места на уроке и сцене. Способы и формы проверки результатов • метод педагогического наблюдения; • участие в конкурсах, фестивалях; • концертные выступления обучающихся. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия) № п/п 1 2 СОДЕРЖАНИЕ Теоретические занятия Практические занятия 1 год обучения 15 57 2 год обучения 10 3 год обучения 3 62 177 3 Педагогические наблюдения, зачет 72 ч. Форма контроля ВСЕГО ЧАСОВ 72 ч. 180 1.3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. Наименование разделов и тем Раздел 1 1.1. « Что такое народный танец ?» 1.2. « Рисунок танца» 1-ый год обучения Всего Теоретические часов занятия Практические занятия 5 5 20 5 1.3. Виды народного танца 2. Раздел 2 5 5 2.1. Что такое дроби, какие они бывают 2.2. Позиции рук и ног в народном танце Постановка танца 14 14 14 14 14 14 № 1. Наименование разделов и тем Раздел 1 2-ый год обучения Всего Теоретические часов занятия 15 Практические занятия 1.1. Рисунок танца 20 ч 5 15 1.2. Дробные выстукивания 1.3. Крутки 20 ч 5 15 2. Форма контроля 10 10 22 22 Форма контроля Раздел 2 2.1. Постановка и отработка концертного материала Итого 72 Наименование Всего Теореические Практические ФОРМА разделов и часов занятия занятия КОНТРОЛЯ тем 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 Виды народного танца Дроби Трюки в народном танце Раздел 2 Присядки Постановка и отработка танца 20 3 17 20 20 20 20 20 100 20 100 1.3.3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Знакомство учащихся с народным танцем, культурой и бытом народов. Основной упор идет на изучение танцев казаков, русских, семейских. Их дроби, крутки и прочие элементы танца Постанвка танца, отработка танца, дроби, крутки, изучение рисунка танца, мужские присядки, трюки 1 год обучения. Основными задачами 1-го года обучения является правильное усвоение постановки корпуса, ног, рук и головы в упражнениях на середине зала. Освоение основных позиций ног и рук народно-сценического танца и движений. Все движения народно-сценического танца первоначально исполняются в “чистом” виде. По мере усвоения правильного исполнения этих движений на них составляются несложные комбинации. В первом году обучения в работе используется только первая (6-я) позиция ног и первая и третья свободные позиции. Позиции и положения рук используются все. Позиции и положения ног и рук в народно - сценическом танце. 1. Позиции ног. а) Пять прямых: 1 -я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, 2- я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга, 3- я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой, 4- я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы, 5- я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом: каблук одной ноги соприкасается с носком одной ноги. б) Пять свободных. Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями. в) Две закрытые. 1 -я закрытая - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны. 2-я закрытая - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты. 2. Позиции и положения рук. а) Семь позиций: 1-я, 2-я и 3-я позиции аналогичны 1-й,2-й и 3-й позициям рук классического танца. 4- я - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии. 5- я - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя. 6- я - обе руки, согнутые в локтях, которые слегка приподнятые и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку. 7-я - обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной лежит на запястье другой руки, б) Подготовительное положение- обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу. 1 -е - положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. 2-е - положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между 3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. 2 год обучения. Основные положения ног и рук в русском танце. 1. Позиции ног- 1-я, 2-я, 3-я свободные и прямые. 1 -я и 2-я закрытые. Основные положения рук. 1. Подготовительное, первое и второе. 2. Подготовка к началу движения. 3. Положения рук в парных и массовых танцах - «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка». Элементы русского народного танца. 1. Раскрывание и закрывание рук: а) одной руки. б) двух рук. в) поочередные раскрывания рук. г) переводы рук в различные положения. 2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и отходом назад. Притопы и перетопы. а) одинарные б) тройные. Перетопы тройные. 3 Шаги. 1.Простой (бытовой) шаг: а) вперед с каблука, б) с носка. 2.Простой русский шаг: а) назад через полупальцы на всю стопу, б) с притопом и продвижением вперед, в) с притопом и продвижением назад. 3. « Веревочка» простая. 1. «Ковырялочка» с двойным притопом: а) с тройным притопом. 2. « Ключ» простой (с переступаниями). 3 год обучения. Элементы русского народного танца. Тема 1. Поочередное раскрывание рук (приглашение). Муз. разм. 2/4, 4/4. 2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-ю и 5-юпозиции. Тема 2. Бытовой шаг с притопом. 1. « Шаркающий шаг»: а) каблуком по полу. б) полупальцами по полу. 3. « Переменный шаг»: а) с притопом и продвижением вперед и назад. 4. « Девичий ход» с переступаниями. Тема 3. Боковое « припадание»: а) с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги. б) с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги. Тема 4. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест - накрест на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад. Тема 5. « Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе. Tема 6. « Веревочка»: а) с двойным ударом полупальцами, б) простая с поочередными переступаниями. Тема 7. « Ковырялочка» с подскоками. Тема 8. « Ключ» простой на подскоках. Тема 9. Дробные движения: а) простая дробь на месте, б) простая дробь полупальцами на месте, в) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед. 1. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад). 4 -5 год обучения. Задачами 4-го и 5 года обучения является умение исполнять технически сложные комбинации и этюды в более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах. Объединять движения в более сложные по композиции комбинации и этюды. Особое внимание уделять выразительности исполнения и донесения характера и точной манеры исполнения изучаемого народного танца. Развитию навыков ансамблевого исполнения более сложных, технически насыщенных танцев. Повторению пройденных ранее элементов танцев, в более сложных сочетаниях. Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Продолжатся изучения элементов русского танца. Начинаем изучать движения молдавского, узбекского и венгерского танцев. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: Характеристика - хореографические залы (на 15 – 20 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки , зеркала, ковровые покрытия, раздевалки; костюмерная, располагающая необходимым количеством костюмов для репетиционного процесса, сценических выступлений; специализированные материалы (фонотека, видеотека); - музыкальные центры, инструменты (электронное пианино, баян); концертный зал с роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием -аудио - видео - фото 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: зачет на основ показательного выступления , конкурсы, фестивали и т.д. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества Методики реализации ДООП Предметная диагностика: Оценка результативности освоения программы Уровень способностей детей (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других, с прежними результатами того же воспитанника, с поставленными учебными целями и критериями. Для входной диагностики используются следующие формы: - анкетирование; - наблюдение; Для промежуточной: - тесты; - индивидуальные задания; Для итоговой: -открытое занятие; - выступление с танцевальными номерами; -отчетные концерты. Личностная диагностика: Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ Уровень сформированности личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой наличии) аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения (при (по УТП) в конце ___года обучения (май) От 1 до 8 лет обучения СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы Литература, используемая педагогом 1. Базарова Н.П. Классический танец : [методика преподавания в 4 и 5 классах балетной школы]. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.], 2009. - 191, [1], 12 с. : портр., табл. 2. Базарова Н.П. Азбука классического танца : первые три года обучения. - СанктПетербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2010. - 239, 32 с. : ил., портр., табл. 3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006 4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 5. Бекина С.И. Музыка и движение. – М., 1984 6. Бекишева А. С. Экзерсисы по народно-сценическому танцу : учебное пособие. - Москва : ФГБОУ ВПОЛ "ГАСК", 2012. - 157 с. : ил., ноты; 7. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003 8. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей. – М., 1987 9. Богданов Г. Ф. Работа над сценической хореографией: учебно-методическое пособие. Москва : Всероссийский центр худож. творчества учащихся и работников начального проф. образования, 2009. 10. Борзов А. А. Народно-сценический танец : экзерсисы у станка : учебное пособие. Москва : Московская акад. образования Н. Нестеровой : ГИТИС, 2008. - 491, [1] с. : ил., ноты. 11. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006 12. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007 13. Буксикова О.Б. Традиционные игры и танцы в хореографическом искусстве народов Восточной Сибири: семантика и интерпретация : [монография]. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 185 с. : ил 14. Ваганова А. Я. Основы классического танца : учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. - Изд. 9-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2007. - 191, [1] с. : ил., нот.; 15. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997 16. Васильева-Рождественская Н.В. Историко-бытовой танец. – М., 1987 17. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 2002 (ОАО Респ. тип.). - 202, [1] с., [4] л. ил., портр., цв. ил., портр. : ил., ноты 18. Горянинова О., Шевнога С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. – Ростов-наДону 2005 19. Грант Г. Практический словарь классического балета / пер. с англ. Е. Б. Малаховской, Н. А. Вихревой. - Москва : ГИТИС : МГАХ, 2009. - 134, [2] с. : ил. 20. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением : учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, cop. 2010. - 376, [1], XVI с. : ил., портр., ноты. 21. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2004 22. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упражнения у станка. – М., 2003 23. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – этюды. – М., 2004 24. Захаров Ф. Сочинение танца. – М., 1989 25. Звездочкин В.А. Классический танец : учебное пособие. - Изд. 3-е , испр. - СанктПетербург [и др.] : Планета музыки : Лань, 2011. - 391, [1] с. : ил. 26. Иванова Н.А. Танец и методика его преподавания: классический - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 120 с. : ил. 27. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 28. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 336 с. 29. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс) : учебное пособие. - Изд. 3-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2009. - 319, [1] с.; 30. Костровицкая В. С. Классический танец : слитные движения, руки : учебное пособие. Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.], 2009. - 122, [1] с. : ил., нот. 31. Костюмы к танцам народов СССР. Цветные эскизы Н.Лакова. Текст и чертежи кроя В.Соколовской. -М. Искусство 1964г. 128с.цв и чб илл. 32. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992 33. Меднис Н.В. Введение в классический танец. - Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки : Лань, cop. 2011. 34. Мориц В.Э. Методика классического тренажа : [методическое руководство]. - СанктПетербург [и др.] : Лань® : Планета Музыки, 2009. - 382, [1] с. : ил.; 35. Народно-сценический танец : [учеб. пособие]. - Москва : МГАХ [и др.], 2005- (М. : Типография "Маркон"). - Ч. 2. - 2009. - 272, [5] с., [5] л. фот. 36. Народно-сценический танец : [учеб. пособие]. - Москва : МГАХ [и др.], 2005- (М. : Типография "Маркон"). - Ч. 3. - 2005 (М. : Типография "Маркон"). - 207, [1] с. : ил. 37. Овчаренко Е. Б. История и теория народно-сценического танца. - Барнаул : Изд-во АГИИК, 2004. - 105 с. 38. Подласый И.П. Общая педагогика. Учебник для вузов. М.: 2004.–411 с. 39. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с. 40. Протасова Л. И. Бурятский балет : истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09. - Улан-Удэ, 2007. - 22 с. 41. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического (характерного) танца. - Санкт-Петербург : ФГОУ ВПО Акад Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. 172 с. 42. Уроки Петра Абашеева : (классический танец мужской класс); [сост. Т. М. Муруева]. Улан-Удэ : Изд.-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. - 78 с. : ил., портр. 43. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157. 44. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос". 45. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции, М. 1997 - 321с. 46. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 47. Школа танцев для юных. – СПб., 2003 Литература, рекомендуемая для детей и родителей 1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007 2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003 3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей. – М., 1987 4. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997 5. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997 6. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992 7. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985 8. Танцы для детей. – М., 1982 9. Танцы – начальный курс. – М., 2001 10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005 11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 12. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976 13. Школа танцев для юных. – СПб., 2003